Джонатан Страуд «Врата Птолемея»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Семнадцатилетний Натаниэль самый молодой министр информации Британии. И именно он должен агитационными листками оправдывать вторжение британских магов в Америку. Недовольных простолюдинов становится все больше и не за горами массовые волнения, которые грозят перерасти в переворот. Однако все это теряется на фоне внутреннего заговора, который угрожает пошатнуть все основы мира.
Входит в:
— цикл «Трилогия Бартимеуса»
Награды и премии:
лауреат |
Премия блогеров в области детской и подростковой литературы / Children's and Young Adult Bloggers' Literary Awards / Cybils Award, 2006 // Фэнтези и научная фантастика | |
лауреат |
Международная книжная премия "Корина" / Die Corine – Internationaler Buchpreis, 2006 // Детско-юношеская литература (Великобритания) | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Номинации на премии:
номинант |
Книжная премия «Перо» / The Quill Book Awards, 2006 // Книга для среднего детского возраста |
- /языки:
- русский (2), английский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (5)
- /перевод:
- В. Панченко (1), А. Хромова (2)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Z_n_a_k, 14 июля 2013 г.
Трилогия о Бартемиусе – «Мальчик и джинн»:
Никому не надо рассказывали – кто такой Бартемиус и кто такой Натаниель. Все уже прочитали аннотацию, посмотрели обложку и наверное радостно подумали, что мол да – суть понятна… щас какой-то олух вызовет джинна, тот выполнит три его желания. Старая сказка и увы ничем не примечательная… На это все остается кивнуть и понадеется, что эти эксперты задумаются – ну раз тут все так просто – тогда откуда в серии три книги?..
Вообще, если быть до конца честным, кое в чем такой эксперт будет действительно прав – здесь будут и вызывание джинна и исполнение желаний, только увы – все это не самое важное. Куда важней – это взаимоотношения этого самого джина и ребенка: как они строятся, как развиваются, через какие испытания проходят.
Горя, надо сказать, хлебнет и один, и другой – но меняться при этом будет только Натаниель, Бартемиус же всегда останется прежним – просто потому что он уже все что только мог пережил и ему в принципе дальше расти некуда.
Натаниель же подрастет, займет высокие посты – большая власть заставит стать самовлюбленным, «типичным» волшебником и лишь постоянство Бартемиуса не даст совести сгинуть окончательно. А после оно же вкупе с другими причинами заставит Натаниеля посмотреть на себя со стороны и в решающий момент спасет душу. Мы вновь увидим того мальчика, какого потеряли в первой книге – и своими поступками он нас не разочарует.
Извините, конечно, что без прогонки по эпизодам – их лучше всего изучать в оригинале – поэтому читайте Страуда – в нем есть все для увлекательного времяпровождения. Я же от себя еще кое-что добавлю – надеюсь, что помидорами меня не закидают:
Вот если б всюду все шло гладко,
Везде встречал б нас хэппи-энд,
Тогда б и жизнь была бы сладкой –
Все получалось б в сей момент.
Вот только дни полны реалей,
Полны тех драм и тех печалей:
Героями каких мы стали –
Нечаянно, а может вскользь,
Как в книгах тех, что прочитали…
И вспоминаем, будто сон, как алчут демоны кругом,
Натаниель сжимает посох,
И нет сомнений, нет вопросов –
Сейчас приблизится момент, когда настанет хэппи-энд.
Увы, но Страуд не забыл, что жизнь никто не отменил.
И чтоб людей других спасти,
Придется жертву принести.
Натаниель и сам все понял,
И джина выпустил на волю,
А сам остался с этой долью…
И посох он зажег в сей миг,
Когда подумал о других.
И сущность он свою изжег,
Но Китти спас и уберег.
Такого б хэппи-энд не смог,
Ведь там о жертвах мы молчим,
И только радостей хотим.
drenay, 24 мая 2013 г.
Ухххххх!!! Вот это Книга! По- моему я определился со своими симпатиями на счет лучшего произведения подростковой фэнтези (или лучше будет сказать- книги для всех возрастов). Любимым для меня все-таки останется цикл «Гарри Поттер», в память о первом знакомстве с миром фэнтези. И как циклу вообще я все-таки ему отдам предпочтение. Но... если выбирать из романов, то «Врата Птолемея» Страуда беззаговорочно занимает первое место по силе, интересности, интригам. Вообщем- The Best.
Теперь хочется затронуть тему популярности «Гарри Поттера» и «Трилогии Бартимеуса». Вся проблема цикла Страуда в том, что его написание совпало по времени с Поттероманией во всем мире. И все только и ждали, когда, ну когда же выйдет очередной роман Роуллинг о приключениях мальчика со шрамом. Выйди этот цикл хотя бы на год раньше «Гарри Поттера», еще неизвестно какой цикл был бы сейчас популярнее в мире. А так, многие просто напросто пропустили или не заметили этот бесспорный шедевр. В том числе и я. Прошло много времени перед тем как я познакомился с произведением Джонатана Страуда. И познакомился честно скажу, благодаря ребятам с этого сайта. За что, всем огромное спасибо!
«Врата Птолемея» является заключительным романом трилогии. Его логическим завершением. В этом произведении «выстреливают все ружья» и открываются все загадки, которые в предыдущих романах нам загадал Страуд.
События во «Вратах Птолемея» происходят через два с лишним года после событий «Глаза Голема». Главный герой цикла Натаниэль (Джон Мэндрейк) повзрослел, возмужал. Он является самым молодым министром информации. Он очень изменился, и изменился в худшую сторону. От него веет высокомерием. К себе равным или ниже себя по статусу он относится с принебрежением и презрением. В его подчинении находятся все сильные и слабые демоны. А как же Бартимеус спросите вы? Бартимеус израсходовав на мелкие поручения Натаниэля всю силу и истончив до предела свою сущность находится на грани своей гибели. И только иногда ему вспоминается приятная простолюдинка Китти, которую он пару лет назад спас и специально «забыл» о ее существовании, чтобы она смогла избежать тюрьмы Тауэрр. Китти, сильная и добрая Китти. Она вернется к тебе Бартимеус, чтобы помочь в трудную минуту. Ведь за эти два года она обучилась магии и ей есть, что предоставить врагам.
А тем временем в Британии веет войной. Войной внешней и внутренней. Все магические силы брошены на подчинение и господство в таких странах как Америка, Чехия, Франция. А внутри страны готовится гражданская война простолюдинов и волшебников. Но и это еще не все! Пока страна «разрывается» на части, на верхах власти идет своя война за обладание могуществом, которого не знал мир.
В предыдущих двух книгах цикла были рассекречены и уничтожены самые главные изменники Британии-это молодой маг Лавлейс и шеф полиции Дюпуи. Но я все-таки догадывался, что они являются марионетками в руках хитрого кукловода, который подставил их, а сам рвется к неограниченному господству над миром, по пути добывая себе легендарные и могущественные артефакты. Я не знал, но догадывался кто это. И рад, что мои догадки подтвердились.
А за таких харизматичных персонажей как мудрый Птолемей, великий дух-безжалостный владыка Ноуда и такое место действия как-Иное Место, автору персональный респект!
В итоге хочу сказать, что если вы еще раздумываете читать или не читать этот цикл, как когда-то и я, то бросайте все дела и айда на встречу магии, приключениям и великим джинам. Я думаю знакомство с Бартимеусом Вас не разочарует!
«Вратам Птолемея» и всему циклу от меня заслуженная 10!
Рекомендация: Шедевр!
Karnosaur123, 13 мая 2011 г.
Трудно хоть что-то добавить к сказанному ранее: действительно, это вершина трилогии, и одна из вершин фэнтези вообще. Практически нигде я не встречал столь тонкой, глубинной проработки характеров. До глубины души пронимает судьба Натаниэля, человека с искалеченной судьбой, с детства обреченного двигаться по неверному пути, и по своей вине потерявшего всех, кто его любил. И хотя в этой книге окончательно раскрываются и Натаниэль, и Бартимеус (вовсе не эгоист — просто мудрец, знающий, за что стоит отдавать жизнь, а за что — нет), самое пристальное внимание следует уделить, казалось бы, эпизодическому персонажу — учительнице миссис Лютьенс, которая и является подлинным выразителем авторского замысла; именно она дает Натаниэлю тот главный урок, которого не смог дать ему ни один волшебник — урок принципиальности. Встреча Натаниэля со своей учительницей является ключевым моментом романа (а вовсе не магическое побоище). Автор показывает: чтобы свергнуть любой режим, он сперва должен дать трещину в душах людей живущих по его законам.
Со второй книги мне все сильнее начинало казаться, что за основу тоталитарного государства волшебников Страуд брал советскую систему. В пользу этого говорят многие детали: параноидальное правительство, обыски, доносы, ''придворный драматург'', восславляющий Вождя и демонстрирующий массам образы ''счастливой жизни'', пропаганда, сфабрикованная история, бессмысленная война в Америке, так напоминающая Афганскую кампанию, склеп-мавзолей с ''мощами'' Вождя... А Ночная Полиция (воплощенное выражение ''оборотни в погонах) методами действия здорово напоминает славное КГБ. Это делает ТРИЛОГИЮ БАРТИМЕУСА особенно актуальной для русского читателя.
Но Страуд не был бы Страудом, если бы опустился до политического памфлета, пинающего давно умершее государство. Он показывает крах ЛЮБОЙ системы, основанной на безусловной власти и лжи. Разочарование в правительстве ведет к смуте, а власти много не бывает, всегда найдутся те, кто постарается влезть на головы вышестоящих, пусть даже обрушится все государство, пусть даже придется расстаться с душой... Одним словом, Зло уничтожает самое себя лучше любого Сопротивления. Ужасно то, что обрушиваясь в бездну государство всегда увлекает за собой множество человеческих жизней...
Эта трилогия — триумф формы и содержания, настоящее эпическое полотно, отображающее, по сути, всю историю человечества.
WiNchiK, 13 января 2008 г.
Джон Мэндрейк занял прочные позиции в Министерстве – он теперь министр информации. Ему от государственных дел отбоя нет – тут и развернувшаяся война, и необходимость поддержания соответствующих настроений в среде простолюдинов, и даже…как это ни покажется странным – регулярные, обязательные походы в театр…(чего только не сделаешь, лишь бы быть в милости премьер-министра). Но волшебный мир, частью которого считает себя Джон, неизбежно рушится, причем все больше изнутри. Это еще один пример того, что односторонние потребительские отношения до добра не доведут, ведь отнюдь не простолюдины сыграют главную роль в конфликте — в этот раз процесс пойдет.. ээ… несколько иным путем.
Во всей этой истории Бартимеусу досталось по-полной. Столько раз его сущность была «на ложку» от, казалось бы, неизбежной гибели…а потому ждать искрометного юмора от джинна, едва могущего изобразиться желеобразной пирамидкой — не приходится. Хотя надо отдать ему должное — он старается из всех сил.
Помимо описания всевозможных неприятностей, «выкручиванием» из которых Бартимеус занят в настоящий момент, мы наконец-то узнаем больше о его прошлом и событиях связанных с его давним хозяином — Птолемеусом Александрийским. Эта история является если не ключевой, то как минимум очень-очень важной для понимания происходящей ситуации и нахождения выхода из нее.
Возвращаясь к Мэнд…нет – к Натаниэлю…Он впервые оказывается лицом к лицу с правдой о себе (причем кому бы это «лицо правды» не принадлежало, на нем всякий раз оказывалось одинаково-презрительное выражение). Учительница рисования, Китти Джонс, и...и даже Бартимеус – все они, каждый по-своему заставили его по-другому посмотреть на себя, на Джона Мэндрейка – в которого он превратился. И молодой человек делает свой окончательный выбор.
Страуд бесспорно справился с поставленной задачей (какой бы она ни была)- он написал прекрасную книгу, своевременно и точно расставил все точки над «i». История достойно закончена и полностью завершена. И нет никаких «19 лет спустя…» (если вы, конечно, понимаете о чем я …).
Почетное место на моей книжной полке и рекомендация: «к прочтению — обязательна!».
suhan_ilich, 12 января 2008 г.
Третий завершающий цикл «Трилогия Бартимеуса» роман. Хотя трилогия изначально позиционировалась, как детская фантастика, уже при прочтение второго тома стало ясно, что детского в ней становиться все меньше. В первую очередь это касается отношений между Бартимеусом и Натом, Страуд очень легко переводит полутоварищество с шутками и прибаутками в страх с одной стороны и почти ненависть с другой. И виновником происходящего является Нат, Бартимеус — постоянен, он как будто является эталоном, при чтение мы все время сравниваем главного героя с ним. Также характерным признаком происходящих изменений является все более и более усложняющаяся картина мира, описанного в трилогии, простой мир с могучими магами, заботящимися об обычных смертных, к третьей претерпевает решительные метаморфозы, правительство Великобритании — горстка эгоистов, презирающая все остальное человечество, ненавидящая друг друга и только ждущая подходящего момента, чтобы вцепиться в горло конкурентам, вообщем не детская такая сказка выходит. Да и смерти и разрушения отнюдь не выглядит лубочно-нереалистичными. Одна из самых таких правдивых в этом плане сцен — это вселение джиннов в членов британского правительства, сопротивление пытается оказать только один человек, все остальные легко соглашаются впустить в себя духов. И еще очень жесткие ироничные комментарии Бартимеуса по поводу человечества в духе «прекратили разбой и разорения свой территории, т.е. перенесли это на территорию врагов».
В литературном плане, роман выписан почти безукоризненно, обошлось без провисших мест в сюжете, Страуд аккуратно (так и хочется добавить с чисто английской педантичностью) и неспеша приводит к логическому завершению все сюжетные ниточки, все возникавшие конфликты, мы даже узнаем подробности отношений между Бартимеусом и Птолемеем и причины почему джинн предпочитает использовать именно его облик. Птолемей, кстати, получился очень неплохо. особенно впечатлило описание первого свидания с Бартимеусом, правда немного наигранной была сцена ссоры с двоюродным братом, но вообщем это можно простить. Еще один из второстепенных персонажей, который ИМХО вышел очень удачно — это старый маг, на которого работает Китти.
В «Вратах Птолемея» окончательно оформляется теория магического «порочного круга», в первую очередь это касается роста магической сопротивляемости среди простолюдинов в магических империях, цепи последующих народных восстаний и гибель империи, затем вновь возникновения очагов магического искусства и вновь начинается новый круг. Удастся ли Китти разорвать его и наладить нормальные отношения между магами и простолюдинами неизвестно, я почему то думаю, что нет :-(, люди мало склонны к изменениям, особенно если речь идет о том, чтобы пожертвовать властью. Хотя конец оставляет капельку надежду и это вместе с отсутствием хэппи-энда мне очень понравилось.
В целом книга заслуживает 9/10
Deliann, 18 января 2013 г.
«Врата Птолемея» — чуть ли не идеальное завершение подросткового цикла. Явно видно, что книги трилогии — это романы взросления. В «Амулете Самарканда» было детство, когда не все понятно, зато ярко и интересно, пусть и местами наивно; «Глаз голема» уже показывает подростковую ершистость, заставляет думать и ставить под сомнения происходящее вокруг; ну а «Врата Птолемея» — юношество с выходом во взрослый мир, однако чтоб выйти необходимо повзрослеть и часть себя оставить позади. Что ж взглянем на книгу чуть повнимательнее и посмотрим, что же в ней такого замечательного.
1) Все крючочки и загадки предыдущих томов находят здесь свое продолжение. Мне так и представляется Джонотан Страуд, работающий над текстом: Вы хотите узнать о Ином Месте? Пожалуйста. Подробности о неубиваемом наемнике? Да никаких проблем, я поясню. Кто такой Птолемей? Это отличная история, вам понравится. Кто за всем стоит? Да конечно же я расскажу. Встречал ли Натаниель еще когда-нибудь свою учительницу? Конечно, и это очень сильный момент. Что стало с героями после конца истории? Тут несложно будет догадаться. И так далее.
2) Экшн. Если всю первую половину книги сюжет разворачивается довольно бодро, то вторая половина — единая и непрекращающаяся финальная битва. А так как роман написан очень ярким и живым языком, то создается впечатление, что ты видишь все наяву, а не вглядываешься в комбинации буковок на бумаге.
3) Персонажи. Китти очаровательна, Натаниель внушает, Бартимеус... хотел написать, что большую часть истории он довольно жалок, однако он даже будучи перед лицом смерти умудряется и шутить, и геройствовать, и даже оборачивать ситуацию в свою пользу. Злодеи люди и злодеи духи получились отменными, хотя действительно харизматичных плохишей можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя будь их больше, и книга растянулась бы еще на 100-200 страниц, и читать было бы попросту утомительно, а так — в самый раз. Отдельное спасибо автору за прекрасный образ Птолемея, который, как и Китти достоин восхищения.
4) А вот и первый минус, вытекающий из предыдущего пункта: роману немного не хватает психологической глубины. Персонажи хороши, но по-настоящему индивидуален только Бартимеус (Факварл не в счет, т.к. его мы наблюдать постоянно не можем, только глазами Бартимеуса), что несколько печально.
5) Финал всей трилогии. Пересказывать это и упрощать я считаю кощунством и лучше ознакомиться с ним самостоятельно.
6) Российское издание, которое может похвастаться отличной, пусть и немного невтемной (по части облика Бартимеуса) обложкой, а также качественной бумагой. Перевод нареканий особых не вызывает, хотя шероховатости и ляпы встречаются, но не факт, что это вина переводчика, может и автора.
7) Те ощущения, который испытывает читатель. В первой половине 2000-х было не так уж много качественного подросткового фэнтези (как с этим делом сейчас я не знаю), буквально можно вспомнить цикл о Поттере, «Темные начала» и «Трилогию Бартимеуса». И если первые два просто до краев наполнены скрытым подтекстом, а экшн ставится на второе место, то здесь во главу угла помещается именно действия, различные события и переживания героев, а уж затем идут дополнительные смыслы.
Увы, но не смог я написать только плюсы, обязательно внес свою ложку дегтя. Зато оправдал первое предложение отзыва. В общем, книга шикарна, одна из тех, которые точно стоит прочесть в жизни.
Dark Andrew, 4 декабря 2006 г.
Когда я прочитал обзор Невского в МФ и увидел 10 то хмыкнул, удивился (10 это ОЧЕНЬ большой балл) и забыл. Но прочитав (только закончил), вспомнил об этом.
Чистейшая правда — 10 баллов, просто без каких-то вариантов. Последний раз под таким впечатлением ходил после «Тиганы» Кея. А если Роулинг сумеет закончить свой цикл ТАК я буду очень удивлен.
Итого: читать, читать обязательно! Естественно, сначала первые две... а только потом «Врата».
PS не обращайте внимания на сумбурность — это признак того, что я ещё не отошел от книги :wink:
Krono, 9 января 2011 г.
С самого начала прочтения цикла могло сложится впечатление, что главный герой (в том смысле, что самый главный), это Натаниэль. Да, действительно, кто же еще, как ни человек, к тому же видный волшебник, в книге, целиком погружающей в атмосферу волшебства, может быть главным героем. Ан нет! Даже несмотря на то, что во второй книге на эту роль вполне может претендовать Китти, не являющаяся волшебницей, только во «Вратах Птолемея» мы в полной мере осознаем, что самым основным героем здесь является вовсе не человек, а джинн — Бартимеус, хитроумный и коварный, побывавший в бесчисленном количестве передряг и вышедший из них живым, повидавший становление и падение множества величайших империй в истории.
Это именно он, тот самый джинн, который как никакой другой дух Иного Места был близок с одним из людей. Причем близок настолько, что их связь и взаимное доверие не имела границ, что является абсолютно из ряда вон выходящим для типичного «cтраудовского» волшебника. Именно об этом и рассказывает нам третья книга — о связи человека и духа. Тот человек, с которым однажды был так близок Бартимеус — это ни кто иной, как Птолемей Александрийский. Поэтому третья книга это еще отчасти и история Птолемея, каким им он запечатлелся в завидной памяти джинна.
Но если вернуться во время текущих событий, в тот современный Лондон, которым правят волшебники, то мы станем свидетелями совершенно беспрецедентной вещи: такой связи между джинном и человеком, которой позавидовал бы даже сам Птолемей. Ведь что может быть лучше для джинна в пребывании на Земле, чем возможность быть совершенно не отягощенным узами, болью и всяческими приказами, в то время как волшебник находясь с ним в союзе может заручиться небывалой мощью без риска для собственной жизни. Но все бы это оказалось невозможным, не будь между джинном и человеком доверия. Именно этому и учит нас Страуд — перестать враждовать, и начать доверять друг другу, какими бы разными мы не казались.
Без доверия джинн бы в два счета испепелил волшебника или попросту проглотил бы его. А что насчет Китти? Кто бы мог подумать, что простолюдинка, ненавидящая волшебников, которая даже была членом группировки направленной против них, однажды будет содействовать щегольскому и амбициозному парню из самой верхушки правительства, тому самому волшебнику Натаниэлю, которого она дважды спасла и потом горько жалела об этом. А ведь если бы не их связь, ничего бы в результате не получилось!
На мой взгляд раскрытие данных аспектов взаимоотношений как раз и есть тем самым бриллиантом в оправе «Врат Птолемея». Если бы эта разношерстная троица, в которой каждый готов друг друга ненавидеть — Бартимеус, Китти и Натаниэль, не объединилась, то им бы ни за что не отвратить вопиющее преступление: заговор в правительстве колоссальных масштабов, который привел к настоящей катастрофе — гибели огромного количества людей, и дюжин джиннов вошедших на свет, чтобы больше никогда не вернуться в родное им Иное Место.
Данная часть трилогии оказалась для меня апогеем, кульминацией, где после двух успешных книг все концы сводятся воедино. И заканчивается она хорошо — не поймите меня неправильно — ведь благородное дело сделано, а еще не следует забывать кто есть самым главным героем (то, о чем я писал вначале). Все это дает мне повод назвать эту часть лучшей в трилогии, от прочтения которой я получил огромное удовольствие.
Bob44, 27 августа 2013 г.
Очень неординарная книга.
Приятный уверенный темп повествования пленяет, ублажает мозги, не заставляя их вскипать. Доверительная речь и искромётный юмор Бартимеуса привносят свежие нотки в достаточно знакомую тему. Хорошо очерченные персонажи, особенно главные герои, не раздражают, не отвлекают воображение, позволяя восхищаться выдуманным миром и мастерством писателя. Незаурядный сюжет не оставляет места равнодушию, унынию и скуке. Даже помогает взглянуть на некоторые вещи под иным углом. Постепенное развитие характеров вызывает зависимость вплоть до финальных аккордов повествования. А замечательный финал, логичный, неминуемый,
Эта серия — бомба замедленного действия.
10
baroni, 22 апреля 2007 г.
Трилогия действительно замечательная. Если первую книгу прочел просто с удовольствием, то 2-я и 3-я — НАСТОЯЩАЯ ЛИТЕРАТУРА. Герои не застыли на одном уровне, даются в развитии, все концы в трилогии сходятся. Объяснение всем тайнам — в 3-м романе. Прекрасны Бартимеус и Натаниэль. Особо радует отсутствие хэппи-энда и полная самостоятельность автора — никакой зависимости и подражательства от Роулинг и т п. Честно говоря, понравилась гораздо больше, чем Роулинг. Честнее, взрослее, человечнее. О литературных достоинствах уже говорил. Необычная, умная, тонкая книга.
Nog, 8 мая 2007 г.
Достойное завершение отличной трилогии. Правда, еще с середины книги было вполне очевидно, к чему все идет, и обошлось без особых сюрпризов. Но ведь не бывает книг совсем без недостатков. Кроме того, хотя все основные ниточки, возникшие в предыдущих частях, благополучно связались в единый узел, кое-какие загадки все же отгаданы не полностью, да и вообще положение страны и героев на момент окончания не назовешь таким уж благополучным.
Сами персонажи и происходящие с ними изменения показаны очень достоверно — вообще, это едва ли не главная удача всей серии в целом. Хотя Бартимеус и утратил часть своей язвительности, особенно по сравнению с «Глазом Голема», зато мы смогли увидеть кое-какие события из его прошлого. Нат, пожалуй, переживает самые существенные изменения, причем, что радует, в лучшую сторону, и что еще больше радует, изменения эти обоснованны и логичны. Китти... Ну, Китти особых сюрпризов не преподносит, но она и в прежних томах лично мне была наименее интересна.
Туу-тикки, 6 ноября 2008 г.
эта книга — однозначно самая яркая и глубокая во всей трилогии. после прочтения я три дня просто ни с кем не разговаривала (что для меня — великий подвиг). Внутри такое странно-волшебное ощущение пустоты и...сладостной, своевременной утраты. Я долго плакала над этой книгой, но потом я поняла, что так оно и должно было быть, это правильно, невыносимо печально, но правильно. И еще — я не воспринимала и не воспринимаю Натаниэля, Бартимеуса и Китти как персонажей книг — они все живы (таково мое персональное безумие — я верю в вымышленных героев)
З.Ы — история Птолемея — это просто...просто...невероятно, Страуд — молодец (ибо не люблю слова гений)
tolstyi1010, 22 октября 2020 г.
Заключительная книга «Трилогии Бартимеуса». Прошло около трех лет после событий романа «Глаз Голема». Натаниэль самый молодой министр информации. Британия вторглась в Америку, а в внутри страны зреет заговор.
На протяжении всего цикла видно как изменяется Натаниэль. От наивного мальчика Натаниэля, который только начал осваивать магию до сильнейшего мага своего времени Джона Мендрейка. Теперь это гордый, самоуверенный и высокомерный юноша, который и к людям и к демонам относится с пренебрежением и презрением. Но именно в третьей книге мы увидим истинного Натаниэля. И помогут нам в этом Бартимеус, Китти и встреча с учительницей, которая и заставит его взглянуть по новому на многие вещи.
Есть еще одно, что очень сильно порадовало (и не только в третьей книге, но и во всем цикле) — сцены с Птолемеем. Все что касается отношений Бартимеуса и Птолемея читалось просто на одном дыхании. Все эти сцепы очень сильно раскрывают нам джинна. Хотелось бы отдельную книгу на эту тему, получилось бы явно не хуже книги «Кольцо Соломона».
Сюжет держит в напряжении до финала, который просто великолепен (хотя и грустный). По поводу главного злодея догадки появились у меня еще с первой книги. Даже не догадки, а так мыслишка. Но это совсем не испортило впечатление от развязки основного сюжета.
Итог. Великолепное завершение великолепного цикла. Герои не стоят на месте, а развиваются. На все вопросы, которые вас мучили в процессе чтения цикла, вы получите ответы. Советую!
Crabar, 13 июля 2018 г.
Важно! Лучше не читайте отзыв ниже от GrininSM — там раскрытие сюжета, не закрытое спойлерами.
А теперь про книгу. Сразу хочется отметить, что трилогия — одно цельное произведение, весьма условно разделенное на книги. По сути, первые две книги это подготовка персонажей и сюжета к заключительным «Вратам Птолемея».
Забудьте про подростковые сопли, забудьте про ярлык «детская литература». Пусть, в какой-то мере, роман можно отнести к героическому фентези, но автор, мне кажется, сосредотачивает свое основное внимание на социальной составляющей. Это включает в себя и полицейское государство с олигархией в виде магов, построенное в Британской Империи, и отношения «хозяин-раб», созданные волшебниками с сущностями из другого мира.
Из минусов могу отметить те же самые проблемы, что и в предыдущих книгах. Второстепенные персонажи, в основном, крайне глупы и часто ведут себя как 10-летние дети. В остальном, роман (а точнее, вся трилогия) определенно заслуживает прочтения. Тут есть и зрелищные сражения, и хороший добрый юмор, и персонажи, которые вызывают эмоции.
nalekhina, 2 сентября 2012 г.
В фэнтези есть разные штампы. Например, истории, аналогичные фильмам со Стивеном Сигалом, когда живыми в конце остаются только Сигал и его подруга по сценарию, которые идут к горизонту, оставляя на спиной горы трупов. Это называется «слащавый-хэппи-энд». Есть другой штамп – когда персонаж, действующий на нервы так, что хочется самолично втиснуться в сюжет и размазать его по стенке, вдруг начинает исправляться. Это звонок – в конце его грохнут / закроет собой амбразуру, чтобы навеки остаться в наших сердцах. Это называется «редкое-исключение-среди-слащавых-хэппи-эндов». «Врата Птолемея» — именно такой случай, причем крайний, поскольку ближе к концу автор, подготавливая гигантский погребальный костер своему герою, поднимает сентиментальный градус пропорционально размерам этого костра. Ну, мы же знаем, что трагедия со времен античности считалась более высоким жанром, чем ржачка и счастливый финал, так что было бы странно, если бы время от времени кто-нибудь из писателей не пытался об этом вспомнить.
В принципе, книга очень хорошо написана, но ирония первых томов постепенно угасает, поскольку «матереет» сюжет, соответственно серьезнее становится и Бартимеус. Что не понравилось, впрочем, как и в предыдущих томах — некоторая бледность антуража и антуражных персонажей. То, что вовлекается в фокус, интересно, подробно, живо. Все, что используется как сцена – не очень внятно, слегка картонно, словно наспех слепленная театральная декорация.