Ивлин Во «Пригоршня праха»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— антологию «Хрестоматия по английской литературе, XX», 1985 г.
— антологию «Тайна Чарльза Диккенса: Библиографические разыскания», 1990 г.
Экранизации:
— «Пригоршня праха» / «A Handful of Dust», Великобритания, 1988 // реж. Чарльз Стёрридж
- /языки:
- русский (10), английский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (12)
- /перевод:
- Л. Беспалова (9), Е. Хатунцева (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kerigma, 7 августа 2024 г.
Одновременно комично, трагично и очень цинично — вполне в духе Во. Такой «современный» роман о «современной» паре: муж стремится сохранить наследственное поместье, содержание которого им слегка не по карману. Жена сама не знает, куда себя приткнуть. Вроде она и не плохая, и не глупая, и не злодейка — но наступил тот странный век, когда женщины с положением в обществе уже могут многое, но еще не знают, чем себя занять. А когда женщина не знает, чем себя занять, она от скуки заводит любовника — что и случилось. В общем, это такая «Анна Каренина», но без русской драмы. Во-первых, там нет ни любви, ни влюбленности даже, а есть скорее увлечение от скуки. Во-вторых, драма если и происходит (я предпочитаю думать, что нет), то не вследствие ярких чувств, а скорее вследствие стечения нелепых обстоятельств, влекущих людей, которые не привыкли распоряжаться собственной судьбой.
Кажется, в этом все дело: все герои треугольника кажутся скорее не злодеями, а недотепами, которые никогда толком своей судьбой не распоряжались, а плыли по течению, куда их там влекла социальная инерция. Они и не пытаются предпринять каких-то активных действий, чтобы чем-то управлять, просто пара неудачных решений (и одной трагической случайности) повлекла цепь событий, которая привела незадачливого мужа-рогоносца в южную Америку. Причем не просто в Америку, а в подобие «Мизери» — читать Диккенса в плену у местного безумца. Итог очень неожиданный, но как изящно Во к нему пришел — все еще сохраняя изначальную модель, в которой ни один из героев не шевельнул и ластой, чтобы самостоятельно что-то решить.
Я все-таки не склонна считать финал трагическим и скорее верю, что наш недотепа выберется — и это сильно пойдет ему на пользу. Потому что весь роман — не то чтобы трагедия, а скорее трагифарс, схожий в этом плане с «Упадком и разрушением». В каждом элементе, включая самую несчастную случайность, цинично-комического очень много.
Мой любимый эпизод все равно про попытку развода. Вероятно, это такая примета времени, но смешно просто невыносимо. Итак, жена сходила налево, и по этому поводу пара решила развестись. Все культурно, с адвокатами, без драм. Но просто так, «по удобству», как пишут в договорах, видимо, еще не разводят — нужна измена как обоснование, но не реальная измена, а формальная, надлежаще документально зафиксированная. Чтобы сохранить даме лицо, решают, что изменщиком будет ее невинный муж. Для этой цели нанимается, эмн, эскортница, с которой бедолага должен съездить на выходные к морю, а также сыщики, которые едут за ними типа тайно с целью обеспечения доказательств. Но все, конечно, сразу идет не так. Эскортница тоже человек, и берет с собой ребенка. Сыщики тоже люди, и возмущены тем, как непрофессионально их клиент подходит к вопросу измены. Все это похоже на любительскую постановку классики, где шпаги заменяют швабрами. Все это в совокупности прекрасно, и в этом весь Во.
kandrat, 20 февраля 2018 г.
Здесь нету места романтизму, общей картины «добра», душевному величию человека, отнюдь, все в этом романе противоположно. Не хочу преувеличивать, но до безумности точно описанная жизнь с ее несправедливостью, растерянностью, обманом, скукой, излишней увлеченностью, глупостью, цинизмом. При прочтении невольно хочется спросить у героев «какого черта вы творите?». И творят, и делают, пожиная плоды собственных суждений.
Удар ногой по «розовым очкам», советую к прочтению.