Олаф Стэплдон «Мир звука»
Что, если рядом с нашим миром существует мир звуков? Мир, в котором все пять чувств — это звук, где живут звуковые прелестницы и звуковые хищники?
Входит в:
— сборник «Far Future Calling», 1979 г.
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- книги (1), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Самуйлов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anna_V_Bard, 23 апреля 2025 г.
Ооо!
Это, наверное, гениально. И оглушительно!!!
Всем, кто как-то связан с музыкой, надо попробовать это почитать. Я же человек, который со звуком вообще и с музыкой в частности не очень совместим. Я люблю тишину, мне бы почитать о ней, вот я бы оценила, вот я бы прониклась, всеми фибрами души бы впитала. А тут для меня слишком громко, слишком страшно, всё слишком!!! Но не признать, что это очень неожиданно, я не могу! Это очень неожиданно! Я такого ещё не читала! Но звук... Я подумаю немного... Просто меня слегка прибило этим рассказом :)
Да, бывает, и это нельзя не признать, что некоторые звуки, например, музыка (не вся), звук рвущейся бумаги, пение птиц, стук дождевых капель, шум морского прибоя, шепот любимого — это то, что может нравиться, это может вырвать из обыденности и унести в... другой мир? Нет, не так, в другое его восприятие. Может, автор именно это хотел показать? Не об этом ли свидетельствует последнее предложение этой странной истории?
Представьте себе некую реальность, где всё — это звук! Вы — звук, мимо проходящая милая дева — звук, всё, что вас окружает — звук, даже все ваши ощущения и чувства — всё звуки! Этот мир подчиняется своей логике, своим правилам, и когда ты там — тебе всё понятно! Даже тот страшный зверь, что вот-вот тебя настигнет — настоящий, хоть он и звук! Но его зубы кусают, его когти рвут плоть, хоть всё это тоже ЗВУК!!! Как такое представить? Особенно, если ты не музыкант. Я слышала, что есть люди с некими отклонениями, которые воспринимают мир вокруг в виде цвета, разных цветовых оттенков. А есть такие, кто это делает в звуковом диапазоне? Наверняка...
В очередной раз склоняюсь перед гением Стэплдона. Он меня придавил, заставив склониться в немом почтении...
keellorenz, 16 ноября 2020 г.
Как художественное произведение я рассказ Стэпплдона «Мир звука» оценивать не берусь — это некий набросок, полностью повторяющий одну из идей Толкина, изложенную в «Сильмариллионе» : невероятный мир мыслящих «музыкальных» существ волновой природы. Похожая идея мелькает в одной из глав романа Стэплдона «Создатель Звезд», но тут автор расписывет идею настолько подробно, что научной фантастики становится слишком много, а литературы — мало. Словом Стэплдон перестарался — ученый вытеснил и фантаста, и писателя. Современные авторы пишут подобные произведения о мире программ, но тут у нас старый добрый «ламповый» винтаж, где роль программ выполняют некие волновые пакеты — мелодии.
И даже в таком чудном мире, который и представить-то трудно, автор ухитрился описать и любовь, и страдания, и даже некоего носителя Зла с большой буквы.
Думаю это упражнение мысли лучше всего использовать начинающим фантастам как мастер-класс фантастической идеи. И вот тогда вопросов не будет — так фантазировать мог только Лем или какой Иммануил Кант. Современные фантасты идеи сиротливо сидят в уголке и щурятся на свет космической звезды британской НФ.