Гарри Гаррисон «Конные варвары»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
И вот Язон дин Альт вновь ввязывается в очередную авантюру. Компанией «Джон Компани» найдена планета, богатая залежами урана, по иронии судьбы названная «каким-то молокососом из первопоселенцев» Счастье. Но как выяснилось, она более смертоносна, чем Пирр. Ее населяют конные варвары — люди, тысячелетиями воспитывавшиеся для нападений, убийств и разрушений безо всякой мысли о последствиях. Язон решает дать своим друзьям пиррянам вторую, богатую на ископаемые и опасности родину.
• Первая публикация: журнал «Analog Science Fiction», Vol. LXXX, No. 6; Vol. LXXXI, No. 1-2; февраль-май 1968 г. (под названием «The Horse Barbarians»).
• Авторское посвящение: «Кингсли и Джейн, с благодарностью».
Кингсли — это сэр Кингсли Уильям Эмис, английский прозаик, поэт и критик. Джейн — это Элизабет Джейн Говард, известная английская писательница, жена Кингсли Эмиса. (bellka8)
Входит в:
— цикл «Мир Смерти»
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact, February 1968», 1968 г.
— журнал «Кентавр, № 7», 1993 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zombie 1st class, 6 апреля 2025 г.
Третье приключение Язона. В этом цикле, надо заметить, все три романа очень похожи, но в то же время вполне уникальны и самобытны. Каждая книга основывается на том, что главный герой попадает на какую-то слаборазвитую планету с экстремальными условиями и агрессивной средой, после чего начинается собсно приключалово и выживалово. По ходу дела Язон будет, естественно, превозмогать и претерпевать, постоянно огребать звездюлей, попадать в рабство, подвергаться казням и пыткам, параллельно используя свою ловкость, хитрость и удачливость, чтобы с выгодой выходить даже из самых безвыходных ситуаций.
Всю трилогию я бы охарактеризовал как «социальную фантастику» (а не космооперу, от которой здесь лишь завязка в каждой книге, после чего все действие разворачивается почти без каких-либо «космических штучек»). В третьей, как и во второй, большое внимание уделено теме прогрессорства – попыток форсировать общественное развитие деградировавшего варварского мира. Но если «Этический инженер» был скорее необязательным филлером, то в «Конных варварах» происходящее напрямую увязано с глобальным сюжетом про судьбу планеты Пирр и ее специфической цивилизации.
Я прочитал книжку с удовольствием, как приключенческое чтиво она все так же крута и увлекательна, однако не могу не отметить наличия целого ряда странных сюжетных ходов, а местами и откровенно нелепых противоречий. Сложилось впечатление, что Гаррисон как-то недотянул финал цикла, стараясь побыстрее его завершить и вернуться к «Стальной крысе». Завершил-то в целом неплохо: пирряне нашли себе новый дом, Язон нашел свое личное счастье, и все это выглядит как вполне заслуженный хэппи-энд. Но многие повороты третьего тома кажутся надуманными, или просто подогнанными под нехитрую концепцию, почерпнутую автором в учебнике истории. Даже филлерная вторая часть выглядела более цельной.
Кроме того, кому-то может показаться недостатком чрезмерная лаконичность. Сюжет местами подается очень, ОЧЕНЬ пунктирно, и важные события порой вообще остаются за кадром, а нам показывают лишь их результат. Не могу сказать, насколько это оправданно. Хотя где-то мне даже пришлась по душе немногословность и отсутствие размазывания каши по тарелке. Но в каких-то моментах хотелось и побольше деталей.
Marikk, 11 февраля 2025 г.
Язону динАльту на месте не сидится. Пирр ему не нравится из-за двойной гравитации и слишком агрессивной природы. Но его руки (и ноги) не для скуки, а для активных действий. Так или иначе, но он нашел планету, иронически названную Счастье, где невероятные возможности для строительства шахт по выработке все возможных металлов. Всё бы хорошо, но на планете несколько очень агрессивных племен, которые здорово досаждает колонизаторам...
Если бы не знала, кто такой Язон, я бы ждала другого финала. Но с этим героем знакома уже три книги, поэтому ждать другого не пришлось. Однако сам путь был крайне интересен. Мы встретимся и с дикарями, и с высокоразвитой торговой цивилизаций, и с племенами кочевников (что-то похожее на орды Чингисхана), и с многими другими существами.
Конечно, действие происходит на далекой-далекой планете, но все события в какой-то степени в разное время были и на Земле...
Селеста, 31 мая 2024 г.
Третья часть первоначальной трилогии про Язона динАльта — это своеобразное смешение «Неукротимой планеты» (она же «Мир Смерти») и «Специалиста по этике». Как и в «Специалисте по этике», события снова происходят на другой планете, а не на Пирре, снова сталкиваются варварские технологии с инопланетными, снова Язон покоряет отсталые племена своими невероятными познаниями в области инженерии и механики. Но на сей раз автор отошёл от не очень-то интересной и приятной концепции насмешки над отсталыми народами с выставлением абсолютно каждого противостоящего Язону персонажа каким-то невообразимым идиотом. Не забыл он и про пиррян, без которых произведение не имело бы смысла. Они есть в сюжете и оказывают на него непосредственное влияние.
Первую половину читать было очень интересно, ведь автор поставил персонажей в необычные условия и особо им не подыгрывал. Пирряне прилетают на чужую планету, чтобы захватить шахты, и вместо войны с местным населением, категорически отвергающим цивилизацию, решают действовать тоньше — с подачи Язона, конечно. Но со второй половины романа начинается какое-то месиво из роялей в кустах. Язона бьют, пытают, он выживает, его снова бьют, пытают, он снова выживает, и так до бесконечности на нескольких десятках страниц. Как будто у автора в голове щёлкнул тумблер, и он решил в срочном порядке накидать драмы, экшена и боги весть чего ещё.
Также «Конные варвары» отличились ухудшением стиля. Он изначально был достаточно схематичным, но в «Конных варварах» автор совсем уж обленился (особенно ближе к концу). Важные сюжетные события прописаны одним-двумя предложениями, из-за чего финальный твист дико скомкан и воспринимается как высосанная из пальца подачка автора персонажам. Ну а про описания событий не слишком-то важных и думать нечего, это всё резко перестало быть автору интересным.
«Конные варвары», безусловно, уже не филлер, каковым был «Специалист по этике», так как завоёванная планета в дальнейшем будет фигурировать в сюжете, однако они настолько вымученные, что поставить оценку выше семёрки сложно. Куда автор торопился, зачем выжимал из себя такой сухой, пресный текст — непонятно, учитывая, что между «Неукротимой планетой» и «Конными варварами» разрыв аж в восемь лет. Время научиться писать у автора было, а в промежутке он даже начал два других своих знаменитых цикла: «Билл — герой галактики» и «Стальная крыса».
irakez, 16 ноября 2011 г.
Какими бы они ни были, варвары защищались от вторжения. Они защищали свою землю, свою жизнь и имели полное право защищаться любыми доступными им способами. А сказки про «мы вам не помешаем», «мы вам даже заплатим» любое земное или пиррянское правительство может рассказать деткам на ночь. За всю историю человечества ни одно более развитое технологически общество, захотев построить на какой-нибудь чужой земле «маааленький рудничок», в итоге и камня на камне не оставляло от местного населения и их культуры. Не войной и насилием, так постепенным оттеснением. Варвары и оглянуться бы не успели, как им бы запретили ходить там, где они раньше свободно ходили, заставили бы подчиняться совершенно чуждым правилам и законам (по какому такому праву?). Со временем им бы выделили какую-нибудь резервацию в квадратный километр и существовали бы они там в качестве музейных экспонатов, постепенно вымирая.
Я не могу припомнить ни одного научно-фантастического произведения, где бы побеждало «зло», т.е. агрессия и желание прибрать к рукам чужое... Это могут быть антиутопии, но там это не преподносится как хеппи енд. Чаще всего хорошая НФ — это книга с глубоким социальным и философским подтекстом. А здесь получился какой-то глупый коммерческий напичканный «мясом» боевик совершенно без всякой идеи, в отличие от первых двух книг цикла.
Как автор ни пытался изобразить коренное население планеты страшными жестокими чудовищами, они были в позиции защищающихся. А жестокими агрессорами были как раз наши уважаемые герои. Я удивлена, что автор не поселил хоть каплю сомнения в своих действиях в голове хотя бы главного героя. Мне жаль, что он сделал их победителями. Это не достойно называться научной фантастикой.
Линдабрида, 21 мая 2011 г.
Несите бремя белых, —
Пожните все плоды:
Брань тех, кому взрастили
Вы пышные сады,
И злобу тех, которых
(Так медленно, увы!)
С таким терпеньем к свету
Из тьмы тащили вы.
Стихотворение Киплинга все время крутилось у меня в голове при чтении «Конных варваров». В этом романе прогрессорство Язона выходит на новый виток... и обнаруживается, что некоторые привычки западной цивилизации неистребимы. Язон динАльт носит скафандр, а Эрнан Кортес носил кирасу, но рассуждают-то они одинаково! Оба ни минуты не сомневаются в своем праве явиться в чужую страну, забрать себе все, что там есть ценного (будь то золото или уран), разрушить жизненный уклад целого народа — а чего стесняться с дикарями?
Кстати, вопрос на засыпку: а может, соплеменники Темучина не показались бы такими уж дикими и кровожадными, если бы на их территории не было полезных ископаемых? Во всяком случае, если сравнить с теми же пиррянами, то получится примерно одинаковый уровень склонности к насилию. В материальной культуре пирряне, конечно, превосходят варваров, зато в духовной — заметно уступают (у варваров развитая поэзия, раз даже пристрастный Язон умудрился ее разглядеть; на Пирре — литературы нет вообще).
Гаррисон, по-видимому, в последний момент сообразил, что живет не во времена Кортеса (и даже не во времена Киплинга), и постарался максимально смягчить ситуацию. И все же догадаться, какой хэппи-энд автор оставил за кадром, нетрудно: конным варварам предстоит увлекательное знакомство с благами цивилизации в виде «огненной воды» и работы на урановых рудниках.
Впечатление осталось не самое приятное, даже несмотря на общий динамизм сюжета и прочие признаки качественного боевика.
mputnik, 8 июня 2024 г.
Тема: «…В далёкой — далёкой галактике, в неидентифицированном будущем, по договору с горно-добывающей корпорацией, частная военная компания из привычных к лишениям колонистов с другой, жутко негостеприимной планеты, подрядилась решить проблему с остатками человеческих переселенцев, скатившихся по неизвестным причинам чуть ли не в каменный век. Проблема в том, что планета — баснословно богата месторождениями более чем востребованных на межзвездном рынке ресурсов, как выяснилось. А формальные «хозяева» — уже есть, и они — в силу своего «вновь обретенного варварства» — просто убивают представителей цивилизованного мира. Без затей, так сказать. И без каких-либо переговоров».
Идея: тут несколько «пластОв» идейного пространства. Во-первых: не очень понятно, зачем вообще весь оный сыр-бор с играми в демократию и формальностями по приему-передаче прав. В «Аватаре», как мы помним, подобные мелочи — никого из цивилизованных представителей большого бизнеса — не останавливали. Может быть тогда — в год написания книжки — господствовали некие иные стереотипы в подобных плоскостях мировосприятия? Смехом-смехом, а почти 60 лет мИнуло — вполне знАчимый срок для возможных изменений. Во-вторых: сама проблематика задействования ЧВК для фактического захвата власти в туземной области коммерческих интересов и создания нового марионеточного правительства — странным образом совпадает с самим фактом создания первой в мире ЧВК («…первая в современном понимании частная военная компания «Watchguard International» была создана в 1967 году в Великобритании, её основателем был полковник британской армии Дэвид Стирлинг (ранее создавший специальное подразделение SAS)…). В-третьих: аллюзии с нашествием Великих Моголов (в именах, в военных порядках, в много чем ещё) — выводят чтиво на параллели с «растворением пассионарности» захватчиков в «мирной цивилизованности» побежденных. Непобедимая армия непревзойденных бойцов перестала быть непобедимой ровно тогда, когда оные бойцы привыкли к комфорту и расслабились на городских удобствах. Есть ещё и в-четвёртых, в-пятых, но — это уже не столь существенно.
ФантДопущение: «Как и в Специалисте по этике» (предыдущий том цикла), цивилизация первых межзвёздные поселенцев, по прошествии времени, может — в силу целого спектра всевозможных причин — деградировать вниз по эволюционное линейке Социума вплоть до каменного века. И ничего экстраординарного в таковом предположении нет, если вспомнить взбрыки официальной историографии: у нас в учебниках истории после расцвета и могущества Римской Империи — варварские «тёмные века», демонстрирующие утрату всех и всяческих цивилизационных приобретений».
Субъективный фактор (нравится / не нравится): желание перечитать — есть, что и было проделано намедни, с нескрываемым удовольствием. Художественная ценность текста — несомненна: книжка, помимо очевидной товарной привлекательности в традиционном спектре признаков космического боевика, демонстрирует ряд авторских находок в стиле, языке, образности повествования. Что и не удивительно, ибо автор — признанный мастер Жанра. Даже — мэтр. Со всеми вытекающими.
Убедительность — имеет место быть, хотя и — специфического свойства. Чтиво являет собой третий том в ярком тематическом цикле, поведенческая мотивация героев которого (а также — особенности Социума, господствующих экономических и политических ориентиров и всего прочего) — прорисованы давно, и с необходимой тщательностью. После того, как читатель уже «воспринял этот авторский мир за чистую монету», говорить о каких-то сомнениях в убедительности тематического фона — не очень серьёзно. Байка — как говорится — проверена временем. Человековедческая ценность — также имеет место быть. На приличном уровне. Специфический авторский «цинизм, мирно граничащий с романтизмом и наивностью» — весьма оному способствует. Лозунг «ничего личного, просто — бизнес» — как говорится, «незримо витает в воздухе», придавая всему повествованию вполне себе отрезвляющий аромат. Новизна — увы — отсутствует, по причинам банальнейшим: к моменту выхода книжки аналогичные сюжеты уже почти тридцать лет вовсю печатались в массовом порядке.
К адекватности и корректности — претензии исключительно умозрительного свойства: да — местами явный перебор как с одним, так и с другим. Но…. Текст «обычный», без традиционных гарриссоновских — фирменных — «перехлёстов», которых, если честно, периодически весьма трудно отличить именно от фирменного стёба, придающего чтиву вкус и аромат… — это уже совсем иной текст. Корректный, 100%-но адекватный, но… — пресный, сухой, пожухлый и совсем даже непривлекательный.
Ритмичность и целостность — двоякое впечатление. Первая половина текста — без вопросов. А, вот, вторая… Такое впечатление, что автору вдруг стала неинтересной( сама тема. Окончание — вообще как-то скомкано, полное впечатление, что это внезапное завершение — вполне себе даже искусственно, непродуманно и неудобоваримо. К грамотности претензий нет. В аудиоварианте — это вообще лишнее. Впору — вообще уже не упоминать об этом аспекте
lammik, 27 октября 2023 г.
Планета Счастье богата тяжёлыми металлами, вот только доступ к этой «Урановой Голконде» преграждают орды варваров на местных четвероногих, преграждают настолько люто, что даже акулы капитализма из «Джон Минералз Компани» вынуждены были убраться с планеты и поискать месторождения в других мирах попроще. Пирряне же в поисках нового дома решили не отступать перед трудностями, благо сражаться они любят и умеют, а шахтёрским трудом занимались сотни лет на своей родине. На Счастье отправилась экспедиция во главе с Керком Пирром и Язоном динАльтом.
В первую очередь в романе бросилась в глаза необычная планетологическая картина Счастья. А именно существование на единственном континенте планеты аж десятикилометрового по высоте утёса, на равнинах которого и происходит большая часть действия книги. При этом отдельно говорится о том, что сила тяжести на планете равна 1,5 g (вероятно, всё же на уровне моря). В такую картину сложно поверить, ведь чем выше гравитация, тем ниже горы. Сравните высоту Эвереста и Олимпа на Марсе. К тому же на этих равнинах погода должна быть очень суровой и одновременно сухой, чем тогда питаются местные «лошади»? На каком-то этапе с этого утёса спустились два десятка людей с «лошадями» за довольно короткое время. Во что также сложно поверить. Как выдержала верёвка? Даже со скоростью 3 м/с каждый спускался бы в районе часа и вся операция заняла бы пару суток.
Если же отвлечься от технических подробностей, то здесь Язоном пущено в ход, так сказать, прогрессорство второго порядка. Он не тащит Орду своего приятеля Темучина в светлое феодальное будущее, а лишь слегка подталкивает естественный ход истории. Ведь рано или поздно кочевники нашли бы лёгкий спуск, а уж тогда дрожи земля и лейся кровь. Всем кто переживает за «уникальные культуру и быт кочевых жителей», разрушенную грубым вмешательством пришельцев с Пирра, советую обратить внимание на то, что Язон сотоварищи всего лишь ускорили неизбежное, ну и свои проблемы порешали, не без этого.
Читаются все эти приключения на ура, да к тому же по ходу действия Язон приобретает нейросеть, заключённую в яйце, и щедро дающую полезные советы.
Нескорений, 19 июня 2015 г.
Что может быть опасней ярости целой планеты? Смертоноснее клыков зверя, извержений вулканов и сотрясения земной тверди может быть только человек. Казалось бы, тайна неукротимой планеты раскрыта и на Пирре должен наступить мир, но не так-то просто отказаться от многовековой ненависти в один момент — часть «жестянщиков» покинула периметр города, но большая часть осталась на прежнем месте. Для спасения упорствующих главный герой Язон динАльт нашел логичное решение — эмиграция в другой мир. С выбором пункта назначения для переселения долго мудрствовать не стали — планета с издевательским названием Счастье несет любым пришельцам угрозу еще похлеще, чем Пирр.
Нам снова предстоит встретить полюбившихся по первому роману цикла персонажей — мужественный Кирк и прекрасная Мета, рассудительный Рес и вспыльчивый Гриф, лишь Бруччо решил связать свою судьбу с Пирром до конца. Помимо Язона и компании пиррян знаковые персонажи в романе отсутствуют. Исключением стал Темучин — вождь конных варваров, он не просто кровожадный и невежественный дикарь, но и талантливый военачальник, проницательный лидер и просто человек, которого можно уважать за его мужество. Само его имя дает четкую ассоциацию с монголами, гуннами и прочими подобными народами Земли, что позволяет автору не углубляться в описание быта и традиций кочевников а сосредоточиться на сюжетных поворотах и непрекращающемся экшене.
В моем сознании роман «Конные варвары» с давних пор неразрывно связан с замечательным отечественным фантастическим фильмом «Подземелье ведьм», который я неоднократно пересматривал в поселковом видеосалоне, на самом деле у фильма и книги много общего — цивилизованные пришельцы из другого мира попадают в дикую среду безжалостных варваров и стараются изменить мир согласно собственным представлениям о справедливости и благе.
Социальная структура планеты Счастье состоит из двух уровней — на бескрайних равнинах хозяйничают орды конных варваров, делящиеся на кланы, каждый из которых отличается своим тотемом в виде животного-покровителя. Города и вообще какие-либо оседлые поселения на равнине отсутствуют, кочевники следуют за своими стадами по примерно очерченным границам сфер влияния кланов и ведут непрекращающиеся войны с соседями. Темучин объединил наиболее сильные племена и с их помощью стремится к мировому господству. Все новости и слухи распространяются стараниями странствующих жонглеров, которые формально не имеют клановой привязки и являются хранителями истории, фольклора и поверий кочевых народов.
В низине процветает феодальное государство Аммха, там есть города, укрепленные крепости и форты, крестьяне, солдаты и священники, а главное — торговцы. Контакты между жителями низины и равнины практически отсутствуют, что обусловлено как ландшафтом, так и кардинальным различием мировоззрений оседлых и кочевых жителей Счастья. Тем не менее, одно из племен кочевников ведет торговлю с жителями Аммхи, но делает это скрытно, т.к. подобное не одобряется другими племенами. Привычный порядок вещей на Счастье меняется, когда в стан Темучина прибывает бродячий жонглер Язон из сильного и загадочного племени пиррян...
Линейное повествование не уступает по накалу схваток первой части цикла, «Конные варвары» также делятся на безымянные главы с тем лишь отличием, что к некоторым из них в качестве эпиграфов идут отрывки из творчества местных жонглеров, наиболее популярна у кочевников «Песня свободных людей». «Специалист по этике» слишком отличался от первой части по сюжетным ходам, авторским приемам и акцентам, в третьей части цикла все более привычно, так и подмывает назвать «Конных варваров» прямым продолжением «Неукротимой планеты», слишком уж особливо стоит вторая часть по отношению к остальным романам.
Яркий, богатый на события роман способен держать внимание читателя на всем своем протяжении, от чтения сложно оторваться. Тем не менее, по сравнению с Пирром, его тайной, природой и фауной неукротимой планеты мир Счастья смотрится менее ярко, именно этот факт не позволил мне назвать данное произведение шедевром мастера, тем не менее роман великолепен — это настоящая приключенческая фантастика без всяких оговорок. Перечитывая этот роман неоднократно, могу сказать, что если «Неукротимую планету» всегда читаешь с интересом как в первый раз, «Конные варвары» при повторных прочтениях вызывают чуть меньше восторга, однако, получить свою порцию удовольствия от чтения этот факт мне нисколько не помешал.
Darth_Veter, 29 августа 2020 г.
Третья часть цикла о приключениях космического авантюриста Язона дин-Альта продолжает доказывать ключевую мысль автора: цивилизованность определяется не силой рук человека, а силой его разума. Язык ее снова становится серьезным, все шутки и издевательства сведены к минимуму. Повествование чем-то напоминает исторический роман Яна «Чингиз-хан» (недаром вождя всех варваров зовут Темучином). Варварские племена Фелисити (так звучит в оригинале название новой планеты) действительно сильно похожи на монгольских кочевников, вторгшихся в Европу в середине 13-го века. Они так же многочисленны и беспощадны, а во главе этой армады стоит жестокий и расчетливый вождь, мечтающий только о военных походах.
Язон должен остановить эту экспансию, чтобы принести на планету цивилизацию: пирряне покинули свой Мир Смерти, чтобы в новом разрабатывать месторождения урановых руд. Но эти планы оказываются под угрозой, ибо Темучин понимает, что последующие изменения приведут к краху его империи и отказу от кочевого образа жизни. Он собирает огромное войско, чтобы стать единоличным правителем Фелисити. Перед переселенцами с Пирра встает дилемма: либо покинуть планету, либо вступить в конфликт с дикарями. Первое невозможно из-за событий на Пирре, где разбушевавшаяся природа фактически уничтожила единственный на планете город, а все свои деньги дин-Альт потратил на покупку звездолета. Второе также невозможно: 168 человек, пусть и очень искусных в ратном деле, не смогут выдержать постоянные атаки нескольких тысяч конных воинов. Что же делать?
И тут автор вкладывает в голову своего персонажа умную (и проверенную на практике) мысль: помочь Темучину создать свою империю, после чего заменить его на кого-нибудь из пиррян. То есть, варвар должен был сделать всю грязную работу, а пришельцы просто воспользовались бы ее результатами. Но в жизни всё гораздо сложней, и план пришлось доработать. Для этого Язон проворачивает еще один проверенный трюк: помогает кочевникам завоевать более цивилизованные равнинные народы, чтобы воинственные дикари на своей шкуре убедились в преимуществах культурной жизни. Именно так в свое время Русь остановила монгольское нашествие и спасла Европу от уничтожения: захватчики вынуждены были перейти к оседлости и даже построили несколько городов, крупнейший из которых — Сарай-Бату — стал столицей их империи и крупнейшим на востоке Европы торговым центром.
Если рассматривать трилогию в целости (сам автор так и поступил, дав ей единое название «Мир Смерти»), становится заметной эволюция прогрессорской морали пиррян и самого дин-Альта: от прямого противостояния враждебному окружению через силовое принуждению к цивилизованности, а оттуда — к культурной экспансии всего общества.
Убийства и прочие зверства продолжаются и в третьей части, но они нужны автору не для того, чтобы показать крутость своих персонажей, и даже не для того, чтобы шокировать своего читателя, а чтобы показать величину того контраста, что существует между двумя укладами жизни — первобытно-кочевым и торгово-промышленным. Даже дикарям будет понятно преимущество второго уклада. Только вот времени на такую замену уйдет гораздо больше, чем описал автор — должно смениться два (а то и три) поколения. Но это уже детали.
Конечно, для достижения своей цели Язон использует несколько сомнительных трюков. Один из них настолько фантастичен, что выглядит простым авторским допущением (или роялем в вольном изложении). Речь идет о чудесном спасении главгероя во время падения с высокой скалы. Таким же нереальным является и его 15-дневное голодание (правда, вынужденное). Скорее всего, они понадобились автору для усиления драматизма, а не как доказательства сверхспособностей основного персонажа.
-----
ИТОГ: серьезный разговор о путях и проблемах прогресса в человеческом обществе. Роман следует рассматривать как неразрывное целое с двумя предыдущими частями. Если уж начали читать, читайте до конца.
Rattyone, 22 марта 2010 г.
Добрался я семимильными шагами до третьей части трилогии. Ну что сказать? Мне понравилась первая книга, я был в восторге от второй, но третья меня не впечатлила.
Роман начинается бойко, как всегда события развиваются молниеностно. Сразу бросается в глаза дикое количество крови и какая-то чрезмерная жестокость. Всё это понятно, что Гаррисон хотел показать суровый нрав варваров, но все же — это перебор. Все таки роман я отношу не на настолько к серьезному чтиву (да простят меня фанаты). За героя перестаешь переживать уже в начале — понятное дело он непобедим, но все переживет и всех победит, поэтому все его тяготы лишения, блуждания в лабиринтах, голод и заточение, а также постоянная потеря сознания совсем не впечатляют и не заставляют сопереживать. Юмор есть, но меньше — намного меньше чем во втором романе.
Особо хочу отметить то, насколько стал жесток главгерой, его действия мне не очень понятны. Я его честно говоря не могу уже вынести в разряд уже стопроцентных положительных героев. Не знаю, развитие, рост ли это героя, реакция на окружающую его среду, или просто автор хотел показать его с другой стороны. Не понятно, почему Керк, будучи настолько сильным, как оказалось, не смог прикончить Вождя раньше и не занять его место. Короче герои пошли длинным путем. Действия много, очень много. Но все эта движуха не впечатляет уже после прочтения половины романа. Откровенно говоря, я после прочтения половины скучал.
Может роман и хорош был бы сам по себе, но почему срабатывает контраст со вторым. Как не печально, но второй роман оказался единственным стоящим произведением цикла. Мои надежды, что третья часть будет не хуже, не оправдались.
К слову, Вождь варваров прописан неплохо. Но похоже это единственный нормально прописанный персонаж всего романа.
Итак выводы. Средненький роман, неплохой и нехороший — пресный и обыденный, насыщенный действиями, но действиями однообразными. Начало отличное, Концовка плохая, неэффектная и неинтересная. Хотя конец всего цикла не плох. Оценка моя невысокая. Я очень расстроился после прочтения романа, потому что ожидал большего.
romanpetr, 24 декабря 2023 г.
«Мир смерти-3» или «Конные варвары», кому как нравится, должны были стать третьим и заключительным романом трилогии в цикле Гарри Гаррисона «Мира Смерти». Для меня это так и есть! Потому что последующие продолжения в отсебятине одного писателя просто перечеркивают все желание воспринимать происходящее. И как же Гаррисон на это подписался ? В целом, эта книга уже точно показывала безысходность продолжения, ибо главное в жизни Язона дин Альта произошло — после долгих приключений он , наконец, обрел свою любовь и там полный «хэппи энд». А по сюжету снова Язону приходится обуздывать с компанией пиррян планету Счастье на которой властвуют конные варвары. Очень много вопросов в книге автору по поводу преимущества оружия, ибо современные сверхоружейные технологии не могут противостоять обычной грубой силе с луками и топорами, даже пускай и с массовым превосходством дикарей.
Приключений и погонь тут хоть отбавляй. И эта часть выглядит предпочтительней второго романа серии, но чувствуется какая-то натянутость и шлифовка, как будто Гаррисон хотел все превратить в идеал. Впрочем, чего ожидать в теме колонизации богатой природными ресурсами планеты. Пришли, увидели, наполучали, снова пришли, на этот раз победили...Философский и этический аспект только от этого всего: ломать чужое развитие социальной системы , пусть и отсталой, ради собственной наживы, выглядят типично по англо-саксонски!
Язон снова выглядит «непотопляемым», единственно, что смущает, очень уж часто он терял тут сознание и силы, и без аптечки никуда. «Мне грустно, но вы приняли допинг!» — и так почти весь роман. Однако это наводит на мысли о нехорошей наркозависимости главного героя, с другой стороны автор выделяет этот факт, как очевидное превосходство современной цивилизации.
Если не придираться к выше сказанному — прекрасно написано, для незатейливого время провождения и отдыха!
dimon1979, 14 ноября 2016 г.
Это третья книга в цикле «Мир Смерти». По сути, это завершение серии, так как Язон динАльт нашел для пиррян новую Родину. Пирр представлял собой планету, которая боролась за право на существование, без людей и на своих условиях. Планета Счастье, которую Язон предлагает для нового места жительства, также не хочет видеть на своей земле чужаков, но только борется руками местных племен варваров.
Наша история знает несколько примеров насильственной колонизации. Коренные народы Латинской Америки и Африки, Дальнего Севера, были практически полностью уничтожены пришельцами, которые под благовидным предлогом помощи, пришли изменять жизнь дикарей. Гарри Гаррисон пытается разобраться, нужна ли подобная помощь местным жителям? Автор идет по очень тонкой грани, в чем-то он поддерживает своих героев, дает им право вершить судьбы тысяч людей. Конечно, вполне можно допустить, что Язон и его друзья с Пирра хотят наладить промышленное производство по добыче полезных ископаемых, чтобы именно коренные жители могли зарабатывать и пользоваться благами цивилизации. Только не стоит забывать, что все подобные дороги выстланы кровью и смертями несогласных, которых легко можно уничтожить в угоду собственным целям.
В целом, это прекрасный образец приключенческой фантастики. Многие элементы Гаррисон взял из нашей истории о племенах кочевников, да и имя вождя о многом говорит. Во многом, этот роман пересекается с первой книгой серии. Это постоянная борьба за выживание, жестокие битвы и сражения. Наверное, именно роман можно назвать самым грустным, потому что и Язон, и его друзья совершают массу поступков, которые неизвестно к каким последствиям приведут в будущем.
Александрович, 16 июля 2015 г.
Завершающий роман цикла «Мир смерти» переносит читателя на ещё один отброшенный назад мир. На планету «Счастье» прибывает хорошо вооружённая геологоразведочная экспедиция, для организации добычи урана, которым так богата местная земля. Но она терпит крах. Потомки древних колонистов, живущие подобно кочевникам древних времён, громят лагерь и его прекрасно обученную и вооружённую охрану Об этому случае узнаёт Язон Динальт, которому нужно подыскать новый дом для пиррян, так и не сумевших побороть агрессию к своему миру.
Во многом этот роман похож на предыдущую книгу цикла «Специалиста...». Перед читателем вновь открывается мир с суровыми условиями, жители которого оказались отброшены назад в своём развитии на тысячелетия. Главному герою опять предстоит жить в окружении враждебно настроенных людей и изучать их культуру для достижения своих целей. Только на этот раз избавлен от религиозного фанатика. Компанию Язону составляют знакомые по «Неукратимой планете» Керк и Мета, а так же космический корабль со всем необходимым на борту.
Впрочем, и задача на порядок сложней. Одно дело обвести вокруг пальца алчного князька и хорошо при нём устроится, и совсем другое перестроить социальный строй людей, которые, в силу бушевавшей некогда жестокой войны, ненавидят оседлый образ жизни уничтожают всё, что о нём напоминает. Конечно образ кочевников далёк от реальности. Они не жили только войной. Обладали сложной культурой и социальной структурой, развитым ремеслом... всего и не перечислить. Да, кочевники были жестоки, но люди ведущие оседлый образ жизни. если и уступают им в этом, то не намного. Исторические хроники просто пестрят описаниями случаев жестокости жителей городов и деревень по отношению к врагу. Однако Гаррисон не учёный, да и среднестатистический читатель думает, что кочевой образ жизни предполагает постоянную войну. Поэтому сей недостаток можно смело простить роману.
Безусловно, заслуживает внимание главный антагонист пиррян Темучин. Названный автором в честь основателя монгольской империи (Чингизхан только титул), он бескомпромиссный и сильный лидер. Военный гений и честолюбивый правитель, мечтающий покорить весь мир. Темучин готов лично возглавить самое опасное мероприятие, спуститься в бездну и вступить в бой с врагом.
Линия сюжета несёт читателя к финалу с неудержимостью паровоза, но на этом пути героев подстерегают многочисленные ловушки и опасности. Ни одно доброе дело не останется безнаказанным. Проблемы будут решены, пускай и не самым обычным образом, а грубая сила покажет, что иногда может быть не хуже знаний. Вообще третий роман цикла вобрал в себя всё лучшее, что было в двух предыдущих и избавился от их недостатков. К сожалению ощущается некоторая вторичность. Однако это произведение можно рекомендовать любой читательской аудитории ,а финал порадует как любителя хороших боевиков, так и восторженную почитательницу женских романов.
Привратник, 31 января 2013 г.
Жалко что нельзя поставить 11 из 10. Роман понравился мне за нетипичное изображение кочевников. В западной фантастике обычная тема о том как умный, образованный белый человек играючи обманул глупых дикарей. А здесь показано что хоть у кочевников нет техники и прочих благ западной цивилизации, но ума, опыта, воли, харизмы и выносливости у них хоть отбавляй.
dxbckt, 12 апреля 2023 г.
Прочитав «куеву тучу» комментариев, понял «что ничего нового» в принципе не скажу... Хотя мне — вроде простительно, т.к читаю данную книгу чисто из ностальгии... Самое забавное, что для меня Гаррисон, прям как Стругацкие давно и «молчаливо стоят на пьедестале»)) И признавая их масштаб и авторитет, я (тем не менее) уже давным-давно НИЧЕГО не читал из них поскольку, тут просто дикая гора непрочитанного «из гораздо более свежего»)) Вот и пылится (сиротливо лежащий на полке) двухтомник «Стальной крысы», издания которого я чуть ли не с боем, случайно вырвал с прилавка)) А вот все руки не доходят, знаете ли...
Этот же том — совершенно случайно (так оно и было) подобранный на полу магазина (среди стопки других непризентабельных и «побитых жизнью» книг) отчего-то сразу «пошел в ход», что само по себе (по мне лично) большая редкость)) А то обычно отлежат пару лет на полке, да и нечитанными задвигаются поглубже)) Но «это Вам, не это», и данная часть книги была (относительно неторопливо) прочитана «в рамках ностольгия поТогда»))
Если перейти (собственно) к чисто художественной части (и завершить мои «неепические восторги от данной покупки»), то предьявленное противостояние («орда против инопланетных корпораций»), по сути и по факту — что-то большее (чем просто разборки по «смене курса властных элит»)... Это некий намек на технологии, способные «поменять опору Земли» с использованием некого информационного рычага...
И если оставить «за бортом» всю «приключенческую движуху», то перед нами предстанет некий вариант (справедливо названный автором) «пирровой победой»)) И хотя намеки на «Пиррову победу» и «Пиррян», или «вождя Темучина/Тамерлана» несколько отвлекают внимание — все таки можно провести некоторую экстрополяцию (на предмет произошедшего с нами в 90-х, времен «крушения Союза») и провести вполне очевидные параллели...
В остальном же, данная часть по прежнему «безумно хороша» и читается на едином дыхании (несмотря на массу всяких «шероховатостей» с учетом времени прошедшего с ее написания).