Гарри Гаррисон «Запад Эдема»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Не определено | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Каменный век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
65 миллионов лет тому назад гигантский метеорит, вынырнув из глубин Галактики, устремился к Земле подобно чудовищному монстру, неся смерть и разрушения. Но космическая бомба миновала нашу планету, и мир, безраздельно принадлежащий динозаврам, был спасен. На Земле возникла уникальная высокоразвитая цивилизация разумных ящеров. Сумеют ли люди наверстать огромную временную фору, дарованную динозаврам природой, и выжить?
Авторское посвящение: «Т. А. Шиппи и Джеку Коэну, без помощи, которых эта книга никогда бы не была написана, особая благодарность также Джону Р. Пирсу и Леону Ю. Стоверу».
Все эти люди консультировали Гаррисона во время написания романов из цикла Эдем.
Томас Алан Шиппи — английский литературовед, филолог и писатель.
Джек Коэн — британский биолог, автор научно-фантастических романов.
Джон Робинсон Пирс — американский инженер и писатель-фантаст.
Леон Юджин Сто(у)вер — американский антрополог, фанат научной фантастики, который часто писал в соавторстве со многими известными фантастами. В частности, он был соавтором Гаррисона по роману «Стоунхендж».
(bellka8)
Входит в:
— цикл «Эдем»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (США) |
Рецензии:
— «Review: West of Eden by Harry Harrison», 1984 г. // Автор: Томас Истон
— «West of Eden by Harry Harrison», 1986 г. // Автор: Мэри Джентл
— «Review: West of Eden by Harry Harrison», 1984 г. // Автор: Берд Сирлз
— «West of Eden by Harry Harrison», 1985 г. // Автор: Фрэнк Каталано
- /языки:
- русский (19), английский (1)
- /тип:
- книги (19), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Т. Аношина (1), М. Громов (1), О. Колесников (1), С. Рыжов (1), Ю.Р. Соколов (10)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lennox1the1lion, 7 апреля 2025 г.
Первый роман цикла погружает на все 💯. Все время ловишь себя на мысли: «я такого до этого не читал». Биологическая фантастика, альтернативная история...или называйте как вам угодно, но однозначно это оригинальное произведение и написано очень интересно, в стиле Гаррисона. Высший балл
Stalk-74, 23 октября 2024 г.
Рабочее произведение. Фабула тривиальна — вариант совместного сосуществования в древности людей и рептилоидов. Версия — роль личности в истории, благодаря какой условные варвары побеждают условных римлян. Побеждают сильно фантастическим методом, с помощью «бога из машины», который — раз — и решает все проблемы.
Ведь иначе первобытному кочевому племени, не развившемуся до обработки металлов никогда не победить организованный полис, продвинувшийся до аэросъемок.
Если бы Гаррисон ваял бы очередную авантюру Стальной Крысы, где стёб заменяет всё, вопросов было бы меньше, но всё-таки здесь фантастика написана по реалистическим канонам.
Нет в людском племени и интриг. Тут Гаррисон, очевидно, не стал усложнять себе жизни, ограничившись хроникой. Да и характеры главных героев, вплоть до нашего Маугли, упрощены до схематичных. Поэтому роман сугубо жанровый, не претендующий на более высокий статус.
Sergo2, 29 мая 2018 г.
В детстве эту книгу я начинал читать несколько десятков раз. Читал первую главу, потом читал приложения (там, где интересные животинки нарисованы), удивлялся, почему трицератопса тут называют нинитеском — и откладывал: скучно. Приближаясь к возрасту Христа, прочитал. Итог: интересно. Но скучно. Причин тому несколько. Первое — мир, который создал Гаррисон, очень и очень непроработан. Казалось бы — целая новая раса, новая цивилизация, новый мир, интересное фантдопущение... Но все это — очень небрежно.
Иилане – раса эволюционировавших динозавров. Их цивилизация существует… как минимум несколько тысячелетий. Они достигли небывалых высот в генной инженерии, у них живые ружья, живые микроскопы, есть даже телевизор живой… Их ученые могут на заказ сделать любое живое существо с заранее заданными функциями. Тогда почему они не сделают из самих себя неуязвимых, нечувствительных к боли и холоду биотерминаторов? Они придумали убивающие ядом за секунду шипы – но не создали защиту от этих шипов. Они не знают огня! Многотысячелетняя цивилизация не знает огня!!! И естественно, этот рояль затем очень громко сыграл реквием на пепелище главного ииланского города.
Хуже во всех нестыковках и нелогичностях, что Гаррисон пытается их как-то объяснить. Вот Логинов во «Многоруком боге…» — придумал очень схематичный мир и стал играть по его правилам. Но если бы он попытался с точки зрения физических или других каких законов объяснить, почему земля в его мире расчерчена на квадратики, разделенными поребриками – все бы посыпалось, как карточный домик. Поэтому он и не объясняет. Вот правила, они такие, потому что такие. Играйте.
Гаррисон же все пытается объяснить. Иилане не знают огня, потому что в тропических лесах не бывало пожаров. А то, что они после бегства Керрика из города пять лет наблюдали за людьми, не натолкнуло их на мысль: а что это за интересная хрень, над которой они держат мясо, прежде чем съесть? Они не знают огня, но иилане Сталлан сообщает Вейте в самом начале книги: «Эти устуозу едят мясо только жаренным…» Нет, Гаррисон потом делает «поправку к закону»: учёные, дескать, знают что такое огонь и изучают его… И при этом ни слова не говорят остальным иилане, какую угрозу он несет деревянным городам.
Теперь с этой ложью… Иилане физически не могут лгать. Ну, вот не объяснял бы Гаррисон, почему так – мы бы скрипя сердцем приняли это как аксиому. Но он пытается объяснить, что иилане нем могут контролировать язык своего тела, поэтому что думают – то и говорят телом, а затем и словами… И всё – полезли из этого объяснения нестыковки. То Вейнте «не подала виду», то «сдержала эмоции»… Она использует Керрика, чтобы тот солгал и она, воспользовавшись его ложью, убила политическую соперницу… Но ведь для того, чтобы убить – нужно подумать, а если подумала – выдала себя с головой…
С письменностью та же беда. Они рисуют карты, делают 3-D модели, у них есть «фотоаппарат» и «телевизор». Да вот только письменности нет. Не объясняй, Гарри, не надо, мы повери… Нет, попытался объяснить… Речь иилане содержит не только звуки, но и телодвижения, как их изобразить на письме? Так ведь иероглифическое письмо никто не отменял! Там не надо изображать звуки и движения…
Ладно. Беда в другом. Поверхностно описав науку и биологию иилане, автор не коснулся самого главного – быта и культуры. Как и у тану (то есть людей). И тут я опять сравню «Запад Эдема» с книгой Логинова. Но уже с «Чёрной Кровью» и «Чёрным Смерчем». Там тоже фантастика каменного века, тоже сталкиваются две непримиримые расы… Но там я ел вместе с родом зубра. Я ходил с их женщинами за ягодами в леса, охотился вместе с охотниками, участвовал в поминальных и свадебных обрядах, шел в одном строю во время битвы… Я знал там всех по именам… А здесь что? Где легенды и мифы этих народов? Где охотничьи хитрости, где их обряды? Как они проводят крохотный досуг, за что уважают стариков, чем торгуют?... Одна-две строчки за всю книгу. Сели, пожарили мясо, поели, пошли дальше. Поэтому я вообще никак не сопереживаю тану и другим людям. Я их не знаю. Чуть больше я узнал про иилане, но совершенно недостаточно для того, чтобы им сопереживать.
Сюжет… Вначале интересно, потому что мы знакомимся (хоть и поверхностно) с иилане. Потом еще чуть-чуть интересно наблюдать за недолгими душевными терзаниями Керрика: человек он или иилане… И все. Оставшиеся полкниги строятся по принципу: тану бегут, иилане за ними. И диалоги из страницы в страницу одни и те же:
Херилак: Керрик, что будем делать?
Керрик: Мургу не успокоятся, пока нас не найдут. Нам нужно идти.
Херилак: Какая мудрая мысль!
Сталлан: Эстаа, устузоу победили. Что нам делать?
Вейте: Нам нужно еще больше фарги, мы перебьем всех устузоу.
Стеллан: Прекрасный план!
А потом – раз! – и люди сожгли город. Занавес.
Отдельный «привет» переводчику. Наверное, благодаря ему люди каменного века говорят слова «фактор», «специальность» и многие другие. Особенно меня почему-то смешили «травоисы». Так и хотелось после каждого прочтения этого слова сказать: «І запрягли воли свої в травоїси та на ярмарок поїхали…». Почему мастадонты периодически называются слонами? А птица, похожая на сову «раптор»?
Еще мне не нравится манера автора повествовать, словно наблюдатель из нашего времени и мира. Например, говорит в тексте, что сандуу – это как живой микроскоп. Читателю объяснил, а погружение в мир пропало.
Самое интересное в книге, увы, приложения. А еще одно «увы» — что это приложение никоим образом не создает объем миру, описанному в книге. Как будто мир отдельно, приложения – отдельно.
Итог: великолепный набросок, но плохо выполненный пейзаж. Читать можно, но необязательно.
Deliann, 20 апреля 2014 г.
65 миллионов лет назад вымерли динозавры. Ученые считают, что гибель ужасных ящеров произошла из-за падения метеорита. Возможно, так и было, но сейчас нам важно не это. Представьте, что никаких катаклизмов в прошлом не произошло и с динозаврами ничего особенного не случилось. Как же развивалась бы жизнь в этом случае? Гарри Гаррисон попробовал найти ответ на этот вопрос.
Перед нами приключенческий роман, насыщенный событиями, философскими и нравственными вопросами, а также новыми и поначалу малопонятными словами. По версии автора, один из видов динозавров эволюционировал в разумную расу под названием ийлане. Технологии ийлан основаны на биологии и генетике: у них живые корабли-ящеры (какая-то очень крупная разновидность ихтиозавра, насколько я понял), живые подобия бластеров (окостенелые ящерицы), даже города у них живые и вырастают из семян. И вот тут кроется главный плюс романа. Если вы хотите почитать о достаточно продуманной цивилизации динозавров, то найдете этого в книге сполна. Фантазия Гаррисона здесь поработала очень много и качественно.
Люди же представляют собой практически обыкновенного пещерного человека с копьем и в шкуре оленя. Основной конфликт романа раскручивается между людьми и ийланами. Главный минус произведения кроется в том, что конфликт этот описан достаточно сухо и пресно. Может, мне не повезло с переводом (читал в переводе Колесникова), но вся книга читалась очень тяжело, будто она написана деревянным языком. Джону Уиндему в «Куколках» удалось описать конфликт на межрасовой почве гораздо живее и интереснее.
Вот и получаются две стороны одной медали: интересные описания цивилизации разумных ящеров, новые понятия, вводимые автором, играют на атмосферу, придают реалистичности событиям, сам мир интересен и привлекателен, его хочется исследовать, но все это перечеркивается посредственным изложением. Приключений много, но им не удалось меня захватить. А жаль.
Рекомендую всем любителям фундаментальных альтернативных историй. Продумать адекватную цивилизацию динозавров – это вам не мелкие исправления в политике людей сочинить.
primorec, 17 февраля 2013 г.
Сколько их было в истории Земли — судьбоносных событий. Вот хотя бы это — разминулись бы 65 миллионов лет назад орбиты двух космических тел, был бы метеорит немного поменьше в размерах или еще какое-нибудь «чуть-чуть» и всё — совсем другая история. Не было бы у небольших, мохнатых существ шанса отвоевать мир у ящеров, или другой вариант: пришлось бы нам сегодня делить мир с потомками всяких разных «завров».
Вот такой, последний вариант, предстает перед нами: мир, где динозавры не вымерли, а продолжили властвовать в мире, породив разум и цивилизацию. Но и млекопитающие оказались не промах, постепенно набирая силу, развиваясь и продвигаясь вперед, пока на арене эволюции не появился Человек.
Может, так бы и существовали два разумных вида параллельно, если бы не очередное судьбоносное событие. Что там приключилось в Космосе, никто не знает, но на горизонте обеих рас замаячили Великие Льды, заставляя задуматься о собственном будущем. Тепла, территории, ресурсов — все меньше и их теперь явно не хватает для существования на Земле целых двух и таких разных разумных видов.
Удивительные мир и история, и практически невозможно отыскать недостатков в этой фантазии. Мастеру удалось воссоздать культуру сразу двух цивилизаций. Но если в отношении тану все более или менее ожидаемо: каменные орудия труда, бережно хранимый огонь, кочевники-охотники и первые оседлые поселения, опыты в земледелии и скотоводстве, робкие попытки в познании мира — знакомы по другим произведениям о Древних временах человечества, то цивилизация Ийланов — неожиданная и интригующая.
Ничего не скажешь, удалось Мастеру так описать цивилизацию ящеров с ее широкими научными знаниями с уклоном в биотехнологии, огромными городами-лесами, кораблями, компьютерами, видеосистемами — живыми существами, преобразованными генетическими манипуляциями. И сложной, проработанной в деталях социальной структурой.
И на всем этом фоне — отличное приключение молодого тану Керрика, которого кидает от одного мира к другому. Приключения, наполненного сражениями и путешествиями, открытиями новых земель и народов. И так жаль, что обе расы переполнены ненавистью и готовы уничтожить друг друга, вместо того, чтобы объединить усилия перед новым судьбоносным событием, способным вообще стереть с лица Земли разумную жизнь.
ivan2543, 25 сентября 2010 г.
Книга оставила положительные впечатления. Поначалу главы о ийланах было сложно читать из-за обилия терминологии разумных ящеров, однако потом легко привык. Удивила смелость замысла – смоделировать альтернативную историю человечества на основе такого смелого и масштабного допущения. Автор, как я думаю, вполне справился с этой задачей.
Первая половина романа, посвященная жизни Керрика среди ийлан, на мой взгляд, сильнее. Интересно наблюдать, как человек, со свойственной для млекопитающих способностью к адаптации (подкрепленной, конечно, еще и разумом) интегрируется в общество биологически чуждых созданий. Керрик перенял у разумных ящеров лучшее и что-то добавил от себя – это и позволило ему подняться выше конфликта двух рас, как мы видим в заключении романа. Он – первый в этом мире, кто понял разум, как абстрактное понятие, как общее свойство ийлан и тану.
Очень интересен мир ийлан в своей принципиальной чуждости человеческим представлениям о науке, обществе, философии. Вдвойне интересно посмотреть на это глазами главного героя – первобытного человека, который не знает другой цивилизации. Насколько глубоко сможет интегрироваться человек в эту систему, не утратит ли он своей личности и человеческого сознания — автор отвечает на этот вопрос оптимистично. Керрик не только не перестал быть человеком – он стал самым человечным из тану.
А вот вторая половина книги несколько утомила – сильный перекос в сторону экшна. Нет, понятно, это вполне органично вписывается в сюжет, однако не так интересно, как город разумных рептилий.
В общем, получилось именно то, что и оставалось ждать от Гаррисона – гимн человеческому разуму и полная победа тану. Интересно, что в начале книги ящеры ийлане не выглядели такими чудовищами, вызывая симпатию едва ли не более, чем люди, дикие и нецивилизованные. А потом из ийлан разве что Дочери Жизни вызывают какое-то понимание, остальные же, особенно Вейнте – просто какие-и то чудовища.
Итог: роман очень интересен и оригинален, хотя и простоват отчасти. Но продолжения этот недостаток исправляют.
V-a-s-u-a, 6 июля 2009 г.
Гаррисон кропотливо и долго работал над этой книгой — и по моему не зря. Ему удалось правдоподобно, интересно и научно описать мир в котором правят бал не люди, а разумные динозавры.
Вообще сама идея динозавров, как высокоразвитых существ со своей культурой, а не глупых гиганстких рептилий со звериным рыком, какими мы привыкли видеть их в фильмах — довольно оригинальна и неожиданна. Хорошо описан быт динозавров, их поведение, язык, социальная структура общества, научные достижения.
Автор настолько очеловечил динозавров, что временами хочется переживать именно им, а не тану — пусть смелым и храбрым, но каким-то нецивилизованым и жестоким людям.
Ненависть расс иилане и тану вполне понятна — настолько разные существа не могут сразу полюбить друг друга, но всё же глав. герой, несмотря на участие в войне между рассами на последних страницах книги призывает к примирению — это и есть главная идея книги — толерантность по отношению к непохожим на тебя существам.
Книга для Гаррисона — очень толстая — 300 с лишним страниц, но длинна она вполне оправдано — как ни как, мы следим за жизнью Керрика с 9-ти до более чем 15 лет. Повествование вовсе не кажется затянутым(чем грешат продолжения романа) и читается быстро и легко.
Минус книги — много непонятных слов, но к ним быстро привыкаеш и начиная главы с 10 они уже не затрудняют чтение.
Почему же эта книга уступает по полярности другим произведениям автора(вроде «Крысы» и т. д.) — ума не приложу.
йети, 21 апреля 2015 г.
Роман Гаррисона — прелюбопытнейшая вещь! Оттолкнувшись от гипотез предполагаемой гибели динозавров в результате падения на Землю громадного метеорита, великих оледенений и более раннего возникновения человека, как биологического вида, Гаррисон создал мир до падения метеорита, которого как бы и не было и показал существование двух цивилизаций: высокоразвитой биоцивилизации ящеров и зарождающейся технической цивилизации людей.
Произведение очень динамичное, сюжет захватывает с первых страниц романа и не отпускает до окончания.. детально прописана удивительная цивилизация ящеров, их социальная иерархия, показаны высочайшие достижения ящеров в биотехнологиях. Жаль, что взаимодействие двух цивилизаций не нашло взаимопонимания, неутихающая ненависть между столь различающимися видами разумных существ диктует только единственный выход — кто-то должен уйти. И мы знаем, за кем останется поле битвы. Конечно, есть сожаление о не состоявшемся добрососедском контакте двух Разумов, но тем и убедительнее роман, мы же знаем о катастрофах, постигших Землю, в результате чего биоцивилизация ящеров погибла, а человек, так и не успев толком развиться, вновь был отброшен назад и ему опять потребовалось длительное время для того чтобы построить свою собственную техническую цивилизацию.
Кто знает, может и в нашей истории тоже существовали разумные подвиды ящеров? Блестящая выдумка автора! В ней присутствует то. что называется ПРАВДОЙ ВЫМЫСЛА.
mogzonec, 30 мая 2013 г.
Первый раз прочитал роман в оригинале. Впечатление было мощное. Великолепная прорисовка мира, мрачноватая и консервативная цивилизация хладнокровных, беспорядочная суета и метания людей. К тому же покет был неплохо иллюстрирован, с простым и понятным словарем. Удивительно было читать чуточку странноватый роман создателя отличного боевика под названием «Неукротимая планета» и парадоксальной «Фантастической саги», которые были доступны в то время любителям фантастики. Это уже потом стали появляться новые романы писателя на русском языке, в том числе в любительских переводах. Добротная фантастическая книга отличного писателя.
igor_pantyuhov, 24 апреля 2015 г.
В такого рода романах, с приключенческой составляющей, всегда важна концовка. Тут она несколько разочаровала.. Слишком быстрая и нелогичная, мягко говоря немного. Сейчас поясню. Как-то уж быстро была завоевана победа. Победителей гоняли, гоняли по всему континенту, они во всю прыть улепетывали, а тут раз главный герой решил для себя что-то. И весь финал романа занял 20 страниц. И очень уж легко победили. Не верится что такую высокотехнологичную цивилизацию, победили так просто и быстро. Даже Римской империи требовалось время на завоевание. Порой несколько веков. А тут крикнули «Махмут поджигай», этот самый Махмут все поджог и...ииии это все? Как-то не по вкусц она мне пришлась. Хоть и не так как в Звездном десанте Хайнлайна.
Теперь поговорим о плюсах. Их очень много. Гораздо больше, чем минусов. Это я так просто начал с недостатков. На самом деле роман мне понравился. Во-первых, очень понравился придуманный автором мир и цивилизация. Очень нестандартное чтиво для того времени. Это сейчас у нас такого добра хватает, а тогда.. Причем придуманный автором мир, прописан подробно довольно-таки для той эпохи. Второе. Очень мне понравилось читать про разумных динозавров. Первая часть книги именно им и посвящена. К сожалению, она быстро закончилась. А жаль. Эта часть была самая интересная. Оценка 9
osipdark, 17 декабря 2014 г.
Вчера начал и закончил с первой части трилогии «Эдем» Гаррисона, которую я уже давно хотел прочесть.
Это и первое знакомство с автором, очень удачное — как считаю, лучше, чем «Стальная Крыса» с «Биллом» — эти циклы явно не для моего сознания, не по вкусу, так сказать.
Так что же такое «Запад Эдема» и для кого он? Ответ прост: для всех любителей жанра альтер-истории (не тех тонн о попаданцах, что теснятся рядом с «Местро» и «Сталкером». Разработанная с поразительной тщательностью, и уводящая читателя еще дальше, чем Луктяненко в «Холодных небесах» с иным христианством и многими произведениями из этого поджанра, в основном повествующих о мирах победивших фашистов.
Легко вообразить, как астероид, давший начало Эре Млекопитающих, не попал в древнюю Землю, но трудно построить мир рептилий-гуманоидов, придать ему совершенно нечеловеческие качества. Нетехническая цивилизация с живой техникой, городами и оружием, существующая долгие миллионы лет, имя которой — иилиане. Появляющиеся сначала в море, потом выходящее на поверхность, где сразу проходят жесткий отбор — самки становится основой общества (абсолютный матриархат с диктаторским и четким кастово-иерархическим уклоном), а самцы — лишь игрушкой для любовных потех, недоразвитыми поэтами и художниками, по мнению иилиане, являющиеся лишь носителями спермы, а потом и вынашивателями яиц. Плюс ко всему, выстроен их сложный и удивительный язык, включающий движения тел, звуки и изменение цвета.
Но, в этом мире тоже есть люди. Они населяют север Нового Света в нашем мире — Северную Америку. Находясь на уровне предледникового человека, что, скорее всего, и является хронологической точкой романа, те сталкиваются с экспансией двуногих ящеров, которых ненавидят до смерти. Отсюда и идет начало трилогии «Эдем» — две расы, одна война, но одно ли будущее? Может, поможет Керрик, мальчик «тану» (людей), которого иилиане научили своему языку, который и должен спасти человечество от отживающего свой век вида?
Heechee, 13 июля 2009 г.
Давным давно попросила маму подарить эту книгу. Подарок был сделан и ждал на полке когда за него возьмутся. Прошло 5 лет и я решилась.
Книга меня поразила, это настолько научно, настолько тщательно, настолько целостно, что я еще негде не встречала.
Автору большое мое уважение, за работу, за титанический труд в описании, в прогнозировании, в проектировании всего этого альтернативного мира.
Книга не нудная как многим кажется, книга спокойно текущая, книга о реальности, о мире, где нет добра и зла. Главные герои хотя и говорят об этих понятиях, но автор дает понять, что нет белого и черного. Что создатель Мастодонт создал и иилане и тану, и весь этот причудливый и опасный мир. Все связано и все кружат в танце смерти на пути к становлению и эволюции.
От финала книги просто заъхватывает дух. Контакт цивилизаций, контакт умов...
Мир настолько интересен, что не могу оторваться, на пути вторая и третья часть.
serfeik, 15 августа 2015 г.
Прочитал я сие творение, в не заставляющем себя медлить темпе, и не задержу себя написать о впечатлении. Это прекрасно, это удивительно и ни разу не было желания дочитать книгу в другой раз. Гарри Гаррисон открылся для меня только сейчас и по праву, он для меня в первых строчках фантастики. Что хочется отметить. Это оригинальность сюжета, чей поворот меня просто ошеломил. Попадание главного героя во вражескую более цивилизованную расу, с понятной ненавистью к ней и последующим изучением во благо побега приводит к полному изменению личности героя. Те же рептилии оказались довольно цивилизованными созданиями и вообще думается, если бы одна из сторон не проявила агрессию к другой стороне, жизнь бы текла иначе и тут проявляется полный фанатизм существ обеих рас в уничтожении друг друга, да и ведь они не похожи друг на друга! И только некоторые способны видеть всё зло в этой беспощадной войне и подвергаются насмешкам и опале, смертельной участи. Мне воистину жаль иилане', хоть я и не признаю религию, но их она спасла бы. А Керрик всё сделал так, как нужно было. Во имя своего саммада и человечности.
Противоречивые чувства вызывает роман, с одной стороны мне жаль жестоких иилане', среди которых оказались угнетенные жители, безуспешно пытавшиеся бороться за веру и справедливость. С другой, людей пытаются истребить самыми жестокими способами и обращаются к ним как к животным... не может быть рая на этой земле.
Santjagagarka, 28 июля 2012 г.
Самая серьезная серия, которую читал у Гаррисона, очень непростое размышление на тему: «а если бы история пошла по другому пути?» Читается достаточно легко, вполне интересно и адекватно составлен мир, яркие, не похожие друг на друга характеры главных героев заставляют переживать за них или ненавидеть, но не оставят в равнодушии ...
Общее впечатление от книги — полный восторг!
Gourmand, 22 ноября 2016 г.
Занятная история, но явно не тот период, в котором силён Гаррисон. Очень много натяжек. Из самого смешного: незнание ийланами огня. Имея деревянный город, живя в тропиках, где бушуют грозы, и ни разу не столкнуться с лесным пожаром? Неправдоподобно.
Ещё смутило отсутствие духа авантюризма и недостаток юмора — тот сплав, который стал фирменным стилем Гаррисона. То есть и достоверность мелковата, и героики нет, и юмора нет, и хитроумности нет. Закройте ладонью имя автора на обложке и ни за что не догадаетесь, что это Гаррисон. Какой-то новый этап в его творчестве и он мне не нравится.
А представьте на месте Керрика Крысу из нержавеющей стали! Ах, как бы Скользкий Джим виртуозно разрушил Альпесак. Как прошмыгнул бы, переодевшись фаргой, как перепортил запасы, вступил в сговор с Дочерями Жизни, поднял восстание неговорящих или ещё бы совершил что-то не менее выкрутасное. Вот это был бы Гаррисон! Но вместо Джима ди Гриза или Язона дин Альта меня напичкали убогими охотниками и бывшим пленником. А также чудаковатыми саску, добывающими масло из растений, но не умеющих делать зажигательные бомбы.
Нет, такой Гаррисон мне не нужен.