Сол Беллоу «Планета мистера Сэммлера»
В прошлом Артура Заммлера было многое – ужасы Холокоста, партизанский отряд, удивительное воссоединение со спасённой католическими монахинями дочерью, эмиграция в США... а теперь он просто благообразный старик, который живёт на Манхэттене и скрашивает свой досуг чтением философских книг и размышляет о переселении землян на другие планеты.
Однако в это размеренно-спокойное существование снова и снова врывается стремительный и буйный Нью-Йорк конца 60-х – с его бунтующим студенчеством и уличным криминалом, подпольными абортами, бойкими папарацци, актуальными художниками, «свободной любовью» и прочим шумным, трагикомическим карнавалом людских страстей…
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Национальная книжная премия / National Book Awards, 1971 // Художественная литература |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 27 мая 2025 г.
Мой пусть к знакомству с творчеством Сола Беллоу был долог, хотя и не тернист. Когда-то, в юном возрасте, увидел фамилию в «Новом мире» (в 1990 году там печаталась повесть «Лови момент»), но дальше краткой биографической справки не продвинулся, хотя имя автора запомнилось. Потом регулярно думал — надо бы что-то почитать, но так и не читал. В итоге собрался с мыслями, выбрал произведение (больше по обложке, хе-хе) и всё же приобщился. :)
В Нью-Йорке рубежа 1960-1970-х годов живёт пожилой человек — Артур Заммлер. Жизнь его не так уж чтобы баловала, хотя и были счастливые годы лет эдак сорок назад, но потом случилась Вторая мировая, всё пошло наперекосяк (мягко говоря) и вот, через четверть века после окончания войны он оказался здесь, в чужой стране, в суматошном городе — только лишь благодаря помощи (если не сказать — из милости) своего племянника. Мистер Заммлер, заняв позицию наблюдателя, смотрит по сторонам, вспоминает происходившее с ним и представляет себе миграцию человечества на Луну (или другую планету) — для того, чтобы спасти цивилизацию, осуществить перезагрузку, как сказали бы сейчас.
Ну во-первых, конечно же это не фантастика и планета в данном случае выражение исключительно фигуральное, можно даже сказать — философское. Во-вторых, это совершенно не американская книга, а возможно и сам автор не американский, если другие произведения у него в том же ключе. Есть много писателей США еврейского происхождения, вот и Сола Беллоу я считал таковым, но нет, это еврейский писатель, живущий в США. Что я имею в виду? Все основные герои книги — евреи, причём не только и не столько по национальности, а по самосознанию — они живут опираясь на свою идентичность и общаются по большому счёту лишь с соплеменниками. В общем Нью-Йорк тут не более чем декорации и нужен он не ради самого себя, а как символ ультрасовременного безумного города.
Несмотря на то, что автор лет эдак на 15 моложе своего героя, да и не обладает его жизненным опытом, он явно вложил в уста и мысли Артура Заммлера многие свои мысли. Львиная доля повествования — размышления умеренного консерватора о природе насилия и стремления к переменам — эти два понятия очень странным образом переплелись друг с другом. Какие-то тезисы выглядят практически пророческими, к примеру — левая повестка и «юголюбивость», олицетворяющие собой суицидальные наклонности западной цивилизации. Некоторые — старческим брюзжанием — осуждение попыток людей стать личностями, а не просто «одними из» через показное самовыражение.
Воспоминания и философствования регулярно прерываются фантасмагорическими поступками людей, окружающих мистера Заммлера, да и сам он периодически оказывается вовлечён в действа, достойные театра абсурда. Он сам объясняет это тем, что время такое, но нет — всё это без особых примет того безумного, спешащего и вечно опаздывающего времени. Практически никак не упоминаются и не обыгрываются культурные феномены того времени — хиппи, зарождение рок-музыки, независимая литература, поп-арт — то, что волновало и чем жила молодёжь. Да что там говорить, о вьетнамской войне не говорится ничего, хотя казалось бы. Безумие, окружающее главного героя, скорее из прошлого, чем из настоящего, хотя сам он считает иначе.
Автор прожил жизнь своего героя вместе с ним, пропустил через себя — вышло живо и достоверно, знаменитая фраза Станиславского во время чтения на ум не приходит. :) Получилась тягучая странноватая книга, местами заставляющая скучать, местами вызывающая реакцию вплоть до смеха в самых неподходящих, казалось бы, местах. Но чего не отнять — искренняя.