fantlab ru

Леонид Юзефович «Казароза»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
46
Моя оценка:
-

подробнее

Казароза

Роман, год; цикл «Пермская дилогия»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 13
Аннотация:

В 1920 году в уральский городок, год назад отбитый Красной армией у Колчака, приезжает на гастроли петербургская певица Зинаида Казароза. Свечников, бывший боец Красной армии, приглашает её выступить в местном клубе эсперантистов. Во время выступления Казароза погибает. Свечников начинает расследование, под подозрением эсперантисты. Ему помогает Вагин, сотрудник местной газеты, который тоже был на концерте.

В 1975 году Свечников приезжает в город, в котором давно не был, и встречает Вагина. Герои вспоминают события минувших лет.

Примечание:

Переработанная версия повести «Клуб „Эсперо“».


Входит в:

— антологию «Острова одиночества мысли», 2006 г.


Номинации на премии:


номинант
Русский Букер, 2003 // Русский Букер

Экранизации:

«Казароза» 2005, Россия, реж. Алёна Демьяненко



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Казароза
2002 г.
Казароза
2005 г.
Острова одиночества мысли
2006 г.
Поздний звонок. 1995
2012 г.
Казароза
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Со свинцом в груди

Деревянными молотками солдаты колотят вшей.

Мое сердце

устало

стучать

в такт

этому звуку.

Если задаться вопросом об истоках нынешнего расцвета ретродетектива, который из поджанра успел превратиться в самостоятельный жанр на стыке истории с криминалом и (слишком часто) магией, то это даже не Акунин с фандоринской серией. В начале был Леонид Юзефович с трилогией сыщика Путилина, а еще раньше — его «Казароза». Поразительный пример того, как отменная экранизация — фильм с Борисом Галкиным хорош, и сценаристом выступил автор, что бывает сильно нечасто — как удачная экранизация вредит литературному источнику.

Объясню: принято считать, что фильм, снятый по книге, способствует ее популярности уже одним фактом киноадаптации: подсвечивает в информационном поле; посмотревшие кино захотят познакомиться с основой. Обычно так и работает, однако нередко случается обратное — плохой фильм по книге отталкивает от нее читателей. Так вот, «Казароза» случай уникальный: хорошее кино по превосходной книге обижает читателя несоответствием ожиданиям. Для сценария ЛА усилил детективную линию и поменял преступника, а в книге расследование не главное, она о другом, в общем-то. О чем?

1975 — обратите внимание, как Юзефович работает с оптикой, это не 2002 — год выхода романа и не 1990 — время его первого варианта «Клуб «Эсперо» — но квинтэссенция брежневского застоя, период, когда Союз и советская власть незыблемы как законы гравитации. Место действия неназванный уральский город, за которым угадывается Пермь (да, сегодняшний тренд на провинцию тоже предугадал ЛА). Журналист на пенсии Вагин, вдовец, живет с сыном, невесткой (которая раздражает чрезмерной чистоплотностью) и внучкой подростком. Зайдя в школу поинтересоваться ее учебой, встречает человека из своего давнего прошлого. Очень давнего, со Свечниковым, начальственным по одежде и манере держаться, работал в 1920. Нечаянная встреча всколыхнула воспоминания.

Второй и основной пласт романа — пермские события лета 1920, когда в город приехала знаменитая в дореволюционной России певица Зинаида Казароза. Она такая, не бельканто, а кабаре, не Нетребко, а Вертинский или Монеточка: исполняет песни собственного сочинения, голос маленький, но удивительно берет за душу. Свечников, слышавший ее в Петрограде в пору расцвета и влюбленный, как поклонники влюбляются в талантов, приглашает спеть на концерте местного клуба эсперантистов, где Казарозу убивают. Поиски убийцы составляют условную фабулу романа. Условную, потому что она стала жертвой по случайности, да и какая разница, в сущности, кто нанесет последний удар женщине, жизнь которой окончилась разрушением ее мира — микрокосма, где любила и была любима, где был ребенок и тот неповторимый тембр маленького голоса, за который обожали слушатели.

Поскольку история непосредственно связана с клубом «Эсперо», читатель многое узнает об универсальном языке эсперанто, искусственно созданном и легком для изучения, в котором в начале прошлого века многие видели спасение от проклятия Вавилонской башни — если изучение эсперанто станет повсеместным, люди смогут договариваться и не будет войн. Чтобы понять, насколько это убеждение далеко от реальности, довольно вспомнить Гражданскую, стороны которой говорили на одном языке. Тем не менее, подробности об эсперантистском движении, о борьбе фракций, внутриклубных интригах с доносами, о попытке спасти кассу российских эсперантистов, попавшую под тогдашний аналог санкций из-за Революции, и безвозвратно утраченную — обо всем этом мы узнаем по ходу поисков убийцы.

У хороших книг свойство булгаковской квартиры по Садовой 302-бис, быть внутри много больше, чем снаружи. «Казароза» из их числа. В крохотном, по романным меркам — меньше двухсот страниц — объеме умещаются две временных страты с характерными приметами каждой: живая Пермь 20-х и союзная провинция 70-х с узнаваемыми деталями, вроде плаща на Свечникове, доступного обкомовским работникам, сувенирной сигаретницы в виде пушечки с секретом, которую дарят важным гостям; даже странном сегодня, но естественным во время, когда генсек целовался со всеми главами государств: «расцеловались на перроне» — о двух пожилых мужчинах.

А еще внутри много текстов, прямо какой-то Клондайк: листовки, доносы, газетные статьи, дневниковый пересказ любовного романа и шпионского детектива на допросе, стихи и песенки (среди них «Ночь порвет наболевшие нити», над которой я ревела, услышав в концерте «Любэ» 2008 и приписывала авторству Матвиенко, внезапно оказавшуюся самой популярной песней 1916). А как хорош эпизод со сном: после гибели мужа рассказчица собирается покончить с собой на его могиле, на последние деньги покупает ампулы морфия и шприц, чтобы сделать смертельную инъекцию, с трудом достает билет (бардак Гражданской), в поезде засыпает и видит сон, который, как думает слушатель, должен убедить ее выбрать жизнь. Он уже продумывает, как красиво она обыграет свой внутренний перелом и не удивляется, когда, завершая рассказ, женщина говорит: «И я поняла, что не смогу вколоть себе морфий». Удивляется, когда добавляет: «Пока я спала, украли чемодан».

В мягкой, исполненной нежности к персонажам, авторской иронии немалая часть обаяния книги. Стилистически безупречная проза Юзефовича по-особому прозрачна, не давит на читателя, если вы понимаете, о чем я. Думаете о хорошей книге на один вечер — «Казароза». Не ищите в ней детектива, возьмите ради путешествия на двухместной машине времени в компании с автором.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Казароза» — возможно, самый совершенный роман Юзефовича, грустный и значительный. По выдержанной тональности роман чужд игривого плутовства серии про Путилина, не пересуложнен организационно сравнительно с «Журавлями». Ложный детектив с разновременными пластами повествования имеет черты влияния прозы Трифонова, в частности «Обмена» и «Старика» с той же дихтомией: молодсть, Гражданская война — старость и пошлое угасание с бытовыми неурядицами. Юзефович без большого акцентирования создал пленительный образ попавшей в жернова птички, чьи именем назвал роман. Аура нездешности, раннего ухода с избеганием издержек дряхления пленяет в героине повествователя, предпринявшего предсмертную поездку в город молодости.

В этой книге Юзефович, незаурядный стилист, нашел совершенную гармонию между простотой и содержательностью, добился выверенности фраз, мускулистости прозы. Знание до мелочей исторических реалий позволило ему наряду с реконструкцией общества экспперантистов насытить фон множеством запоминающихся деталей, которые не выпячиваются, но впечатляют( редакционные игры колчааковской газеты, использование для бомбардировок с аэропланов металлических штырей и проч.) Обращение Юзефовича в качестве сценариста к историческому материалу представляется мне куда как более спорным.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

1920 год. Провинциальный уральский город празднует первую годовщину изгнания Колчака. Энергичный участник лингвистического клуба «Эсперо» приглашает выступить на праздничном мероприятии певицу. Во время концерта она убита.

Хорошая проза с отлично воссозданной атмосферой времени. Бурная пора с людьми, одержимыми идеями переустройства мира. Немного утомительны иногда казались мне страницы с историей развития искусственных языков. Но в целом книга воспринимается довольно гармонично и реалистично — дух эпохи, взаимоотношения героев, финал истории. Впервые познакомился с творчеством Юзефовича, видел положительные отзывы о его книгах. Я не поражён, но и не разочарован. Достойная современная проза.

Читать рекомендую поклонникам нетяжёлой прозы с исторической основой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочиталось с удовольствием, сюжет затягивает, мастерство автора несомненно. Самое интерсное — накрученный филологический сюжет с различными сектами эсператистов (я и не представлял что у них все так запущено!). Затрагивается и еврейский вопрос, и борьба за мир, и революция, а главное — в наличии кровь, любовь и поэзия. Детективный сюжет, как всегда у Юзефовича, закончился... ну скажем так... нелогично, но я чего-то похожего ждал с самого начала, так что и не расстроен. Стиль великолепный, герои убедительные, стилизация эпохи присутсвует.

Но именно, как мне показалось, стилизация — истории тут нет. Да, все ингридиенты в наличии: ЧК, Колчак, разруха в клозетах и головах, красные флаги, пермская экзотика, но герои озабочены своими любовно-психологическими проблемами, а вовсе не классвой борьбой. Непримиримая война разных сект эсперантистов с намеком на смертоубийство вызывает пока еще легкое умиление: ведь были ж люди — за единый Аз готовы были пострадать.

Главный герой мне лично не очень понятен — кто, откуда, зачем в революции? А если в революции и даже воевал — не мелковато ли для него эсперанто?

В общем, детектив удался, а вот с историей на мой необъективный дилетантский взгляд вышло как-то не очень.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх