Михаил Гиголашвили «Чёртово колесо»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Грузия, 1987 год, «перестройка». Тбилисские наркоманы и менты, неотличимые от мафии, интеллигенция, воры в законе, партноменклатура — детально прописанные персонажи романа «Чертово колесо» страдают от ломки физической, слома личности, смены эпох и «понятий».
«Сквозь мелкие детали, сквозь чутко расслышанные фразы и точно схваченные общественные настроения проступает сложный и страшный образ великой империи накануне распада. Наркотики в этом плотном, густонаселенном, эпохальном романе — не более чем машинное масло, смазка, позволяющая привести в движение поразительно изящную и стройную конструкцию». Галина Юзефович
«Панорамный охват, феноменальная “доказательная база”, мрачный фоновый юмор создают эффект, когда вопреки здравому смыслу пытаешься прочесть восемьсот страниц в один присест». Лев Данилкин
Входит в:
— журнал «Подвиг 1994'06», 1994 г.
Номинации на премии:
номинант |
Большая книга, 2010 | |
номинант |
Русский Букер, 2010 // Студенческий Букер |
Рецензии:
— «Михаил Гиголашвили. Чертово колесо» // Автор: Галина Юзефович
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dimon1979, 13 марта 2021 г.
Неимоверно тяжёлая и гнетущая книга. Особенно от осознания, что это привычная реальность для многих и многих, кто не смог остаться в стороне от употребления наркотиков.
Гиголашвили — новый и абсолютно неизвестный для меня автор. Жанр, в котором написан этот роман, тоже не в приоритете сегодняшнего чтения. Однако, подошло время очередного отдыха от фантастики и фэнтези, поэтому выбор пал на это произведение.
Сразу скажу, я ни на секунду не пожалел о своём выборе. Книг подобной этой, не так много. Помимо грязи и чернухи на каждой странице, автор скрупулёзно анализирует природу человека. Самый жестокий, безумный и бесполезный вид разумного на планете Земля. Что двигает, казалось бы вполне успешными людьми, когда они начинают колоться в грязных подвалах в окружении опустившихся, даже не на дно, а в самую бездну кошмара и ужаса. Это невозможно объяснить какой-то логикой или хоть чем-то похожим на разум. Нет, это чистое отсроченное самоубийство и настоящее убийство близких.
Будьте готовы к путешествию по самым тёмным закоулкам, притонам, подвалам на просторах бывшего СССР. По тем местам, где отсутствует хоть что-то из светлого, где правит боль, страх, отчаяние и каждодневный, непрекращающийся кошмар.
Автор буквально погружает читателя в этот мир, в котором предстоит пережить все «прелести» жизни употребляющих отраву каждый день. Не знаю, кто консультировал автора и помогал ему воссоздавать мельчайшие подробности, которые может знать только человек, имеющий непосредственное отношение к этому миру. Всё написано достоверно, подробно, без малейшего снисхождения к чувствам читателей. Именно так и должен писать автор, который хочет максимально передать какое это грязное болото, без малейшего шанса на спасение. Только так можно хоть кого-то оградить от подобного жизненного пути, который завершится очень быстро и страшно, причём, для родных и близких это будет такой же конец.
Не часто встретишь книгу, в которой десятки персонажей, но ни одного нельзя назвать даже условно положительным. Все по-своему замешаны в этой грязи, одни употребляют, другие продают, третьи следят за распределением прибыли. Книга трагичная, в чём-то вызывающая и дерзкая, с обилием самых жёстких подробностей из жизни.
Ближайшая аналогия, по крайней мере для меня, это «Город «Брежнев» Идиатуллина. Исследование эпохи, полное погружение в атмосферу времени, правдивое и честное описание самых неприглядных моментов.
Очень сильная книга. Конечно, она не для всех. Перед прочтением необходимо чётко понимать готовы ли Вы опуститься на самое дно человеческой низменности.
an2001, 24 июля 2014 г.
В книге несколько сюжетных линий, но почти все они имеют точки соприкосновения — прямо или косвенно. Следить за каждой линией небезынтересно, а местами может познавательно в том смысле, что обычный человек вряд ли сталкивается в своей жизни с таким количеством «изнанки жизни» в самом грубом, циничном и грязном своём проявлении. Почти никто из героев не вызывает сочувствия или сопричастности к своей персоне, а распространенность половой распущенности и наркомании просто велико. Но в ходе повествования ряд поступков и событий будут вполне узнаваемы и понятны.
В общем странная книга, но не мрачная и «чернушная», а скорее обыденно-циничная.
majj-s, 27 февраля 2021 г.
Роман с кокнаром
«Девчонки любят марафет
И жить не могут без конфет.»
Хотя женщин, употребляющих наркотики, в романе нет. Вернее, есть одна, к финалу скончавшаяся от передозировки. Что не может не радовать. Не смерть несчастной Анки наркоманки, но малая представленность нашего пола в самой наркотической книге из всех, какие мне доводилось читать. Куда Агеевскому «Роману с кокаином» или «Морфию» Булгакова. Хотя на самом деле женщин, употребляющих разную дрянь, хватает. Но всяко меньше, чем мужчин и сторчаться насмерть они успевают скорее.
Не знаю, доводилось ли вам сталкиваться с наркоманами, мне да, не слишком тесно, но ощущений хватило на всю жизнь, вместе с желанием держаться от этой публики подальше, не тратя времени и сил на попытки понять и простить. Нет в этих людях богемного очарования, нет романтического флера приобщенности к высшим сферам, да и просто человеческого исчезающе мало. Примитивные существа, у которых многообразие жизненных проявлений сводится к унизительному и омерзительному поиску дури.
В ходе которого потеря человеческого лица не воспринимается сколько-нибудь значимым ущербом, а утрата здоровья, семьи, жилья, социального статуса — норма, словно бы заранее оговоренная условиями игры. Мне скажут: «Ну да, эта книга как раз про то, что наркотики зло». «Да неужели? — отвечу, — А без того все мы об этом не догадывались?» «Ну и еще о том, что наркоманы тоже люди. Больные люди, не случайно наиболее частый эвфемизм для обозначения этой дряни в романе «лекарство».
Но нет, господа, тут позвольте с вами не согласиться. Зависимость не болезнь, а распущенность. И что их теперь, убивать? Зачем убивать — учитывать, трудоустраивать, часть заработанного выплачивать веществами по льготной цене с одновременной стерилизацией и ущемлением в правах. Да это, это же фашизм! Ничего подобного, защита генофонда. Родители из них все равно никакие, а рынок такая тактика обрушит и пусть себе кайфуют.
На самом деле, это же на поверхности, и для того, чтобы додуматься, не нужно обладать особым каким-то умищем. А не сделано до сих пор и вряд ли когда-нибудь будет сделано потому что существование криминального рынка наркотиков лоббируется на уровне, куда более высоком, чем вы или я даже представить себе можем. Равно как доходы от оборота дон Мари-Хуан с тоненькими усиками и оливковой кожей не кладет в свой карман, а пускает ручейками, против всех законов гравитации, в заоблачные выси.
И в этом смысле «Чертово колесо» книга «ни-о-чем» срез наркоманской тусы Грузии образца конца восьмидесятых прошлого века Ни серьезного глубокого исследования корней зла и механизмов функционирования этой машинерии. Ни внятных предложений по минимизации ущерба от социального зла. Ни четкой авторской позиции.
Что, автор осуждает? Как-то незаметно. Больше того, два самых отмороженных персонажа, убийцы и насильники Нугзар и Сатана залихватски куролесят по Европе, голландский опиумно-гашишевый рай, увиденный их глазами, вызывает прямо-таки умиление. Ну до чего молодцы голландцы, умеют! И наши мальчики в этом краю обетованном почти готовы внутренне переродиться. Осталось только загнать на аукционе раритет, пытками вырванный у владельца, и можно слушать Моцарта, читая Библию.
Или Пилия, коррумпированный наркоман инспектор угрозыска, неоднократно пытавший подследственных, привезший в родную Грузию чемодан с тридцатью килограммами опия. Тоже отличный ведь парнишка. Вот и счастье ему в конце подвалило, разжился бешеными деньгами, украденными Нугзаром и Сатаной у того же несчастного владельца редкой марки. Уйдет теперь из розыска, станет предпринимателем. А может не уйдет, с ксивой как-то спокойнее и радостнее жить на свете.
Публика разная, но совершенно отпетая, и у меня, читателя, не раз и не два в ходе чтения возникал вопрос: откуда у Михаила Гиголашвили такое доскональное знакомство с реалиями? В библиотеках изучал или прямо внедрялся в среду, рискуя здоровьем, и далее по списку? Так или иначе, похоже, зря. Шедевра не получилось. Такая жесть жестяная.
Стилистически недурно, не более. Вставная новелла про беса, рукопись которой зачем-то муторно-тоскливо читают влюбленные шестиклассники, кажется не то, чтобы инородной, но непонятно, для чего введена в повествование, разве что для параллели между несчастным неприкаянным скитальцем в вечной охоте за последним вздохом и героями-наркушами. А скорее дань моде на пойоменон, характерной для литературы миллениума.
И нет, это не энциклопедия грузинской жизни. Было бы нечестно так плохо думать о грузинах и Грузии.