Роберт Джордан «Око мира»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Жители небольшой деревни Эмондов Луг не без основания считали, что приближающийся праздник будет лучшим за многие годы. Но надежды их не сбылись — в ночь перед ним на деревню напал отряд троллоков, солдат Тьмы, до сих пор считавшихся не более чем мифом. Чтобы обезопасить своих родных и друзей, трое юношей — Ранд, Мэт и Перрин — вынуждены отправиться в далекий путь в поисках убежища, ведь именно они и были целью нападения. Но есть ли в этом мире спокойное убежище для тех, на кого пал взгляд самого Темного?
В 2002 году появилось новое издание «Ока Мира» на английском языке (в серии «Young Adults» того же изд-ва Tor Books) в котором перед прежним прологом помещен еще один — из детства Ранда и прочих двуреченцев, а также дополнен глоссарий. Это издание состоит из двух томов — «Из Двуречья» («From the Two Rivers») и «В Запустение» («To the Blight»).
В однотомных изданиях «Ока мира», выпущенных в сериях «Золотая серия фэнтези» и «Колесо времени», глоссарий сокращён по объёму практически в три раза по сравнению с первым изданием — двухтомником в «Веке Дракона» 1996 г. Оставлено 54 статьи из 158. Причём принцип сокращения не понятен совершенно. Так, были убраны все синонимичные термины, содержащие только ссылки на основные статьи (например: «Отец Лжи. См. Темный» или «Получеловек. См. Мурддраал»). Исчезли абсолютно все статьи с именами действующих лиц (например: «Айбарра, Перрин», «Байар, Джарет», «Гавин», «Мачира, Илайас») и почти все статьи с географическими названиями (например: «Байрлон», «Кэймлин», «Марадон»). Но, что самое удивительное, под нож пошла часть статей с основополагающими терминами, такие, как «Колесо Времени» или «Разлом Мира».
В текстах тех статей глоссария, что остались, сокращений нет. Поэтому в них часто попадаются ссылки на убранные статьи, способные вызвать у читателя, не знакомого с первым изданием, недоумение. Так, в статье «Единая Сила» есть ссылка: «См. также направлять, Времена Безумия, Истинный Источник». Первых двух нет. Статья «Совет Деревни»: «См. также Круг Женщин». Никакого «Круга...» вы в глоссарии однотомника не найдёте. Статья «Троллоковы Войны»: «См. также Договор Десяти Государств». Естественно, отсутствует.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— роман-эпопею «Колесо Времени»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1997 // Зарубежный роман фэнтези (США) |
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2005 // Переводной роман (США, 1990) |
- /языки:
- русский (10), английский (6)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Велимеев (10), А. Сизиков (10)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
turkut warrior, 11 июня 2025 г.
Складывается стойкое ощущение, что автору так понравился Толкин, что он решил написать свое эпическое фэнтези с Блекджеком и ... вы знаете. Правда с ... тут не особо.
При прочтении ловишь постоянные вьетнамские флешбеки:
2) где-то в далеке идет война с Темным властелином (Сауроном?)
3) неожиданно во время праздника нагрянули Темные всадники (назгулы?) которые зачем-то гонятся за 4 героями (хоббитами?)
4) герои в последний момент спасаются от преследователей на переправе
5) герои прибывают в городок (пригорье?) где им помогает добрый трактирщик
6) герои вынуждены спасться от врагов в гиблом месте (Мории?)
7) один из сопровождающих героически остается задержать всадников и вероятно гибнет, но потом видимо вернется живым (Гендальф?)
8) героев сопровождает мудрый маг (гендальф с сиськами) и воин наследник королей (Арагорн?)
9) герои естественно избранные и объединены общей судьбой (братство кольца)?
и так далее
Что-то свое появляется очень редко и ближе к концу книги. Концовка неожиданно неплоха.
В целом очень много графомании, убрать 2/3 книги и вышло бы даже неплохо
pontifexmaximus, 12 июля 2024 г.
Чтобы взяться за всю эпопею Джордана, надо наверное уподобиться Федору Конюхову. Отправиться в долгое странствие, попрощавшись с родными и близкими. Через год вернуться, одичавшим и заросшим косматой бородой...
Тут ведь всем известно, что сам Джордан не одолел путь до конца, а вы от читателей требуете, чтобы они дошли до того, что там у этого автора вместо Ородруина...
Я долго не решался, но вот наконец-то взял на пробу первую часть данной длинной саги. И в итоге задумался о том, стоит ли вообще продолжать путешествовать вместе с ее героями...
Спешу развеять легенду о том, что Джордан другими словами переписал «Братство кольца». Легенду, сочиненную самим Джорданом для неких рекламных целей. Если в нее верить, то тогда любой квест, когда главные герои долго куда-то идут, можно под нее подогнать. Максимум, что тут есть похожего, злодеи, сильно смахивающие на назгулов...
Вот зато если у Толкина герои долго идут, то делают это они довольно увлекательно. У Джордана они просто тупо идут, идут и идут. Что-то интересное намечается после восьмиста страниц хождения из пункта А в пункт Б...
При этом Джордан достает читателей многословными описаниями всех гостиниц и трактиров, где Рэнд и его собратья имели честь остановиться и откушать. Нам тут обещали, что автор максимально тщательно описывает выдуманный им мир, а в итоге мы получаем мишленовский путеводитель по выдуманным забегаловкам...
Ну и навяз на зубах сюжетный ход, когда Темный Властелин каждую ночь является к главному герою во снах и там его всячески третирует. Я узнал тебя, Фредди, впору сказать Рэнду, только где же твой полосатый свитер?
Уверяют, что потом Джордан расписался на славу. Только, видимо, надо ради этого потерпеть еще три тысячи страниц. У меня пока что нет особого желания предаваться подобному мазохизму...
Sequ, 2 февраля 2023 г.
Сразу с места в карьер.
Вся книга это путь из точки А в точку Б. Это неплохо и многие способны интересно это подать, но тут... Они едут в одно место, описание места, мы покушали, мы подозрительно переглянулись, мы едем, Лан всех гонит, Морейн секретничает, Эгвейн стервозит (Найнив её потом перегонит), за нами гонятся, Лан и Морейн что-то сделали и за нами не гонятся. Повторить -надцать раз. Когда повествование разделилось на различных повов, появился интерес, но за исключением арки Перрина, они все совершенно унылы и такие же, как я описал раньше. И дело не в описаниях, а в событиях и в самих персонаж.
Если описания я с лёгкостью перевариваю и мне они интересны (сколько раз я читал различные книги и не ощущал мира вокруг из-за скудных описаний и минимального количества деталей), то события вообще неинтересны и вызывают уныние. Может дело в подаче, но когда ты уже в третий раз читаешь про сон персонажа, к которому ты вообще ничего не чувствуешь (потому что автор плохо прописал персонажа), и только под конец тебе дают интересную идею
Многие причитают на копирку персонажей с Властелина колец, ну и ладно, можно же создать интересных персонажей, даже если по типажу и роли они будут похожи. Но тут герои просто никакие: тройка основных героев никакие и просто следуют за другими никак особо не проявляя свой характер (Перрин хоть как-то проявляет себя), другие же просто набор черт и они им соответствуют (например, Морейн – скрытный колдун, Лан – суровый воин), эпизодические персонажи в городе это НПС, встреченные за городом хоть имеют свой характер. Дети света вообще карикатурные веруны, про которых и говорить не хочется (хотя как их организация существует, если их все ненавидят? Не иначе как проделки темного). Не имею проблем с сильными женскими персонажами, наоборот они классные и всегда интересно за ними наблюдать: Сара Коннор, Эллен Рипли, Алиса Л. Кэрролла, Софи Хаттер (Ходячий замок), Тейлор (Worm) и так далее. Они сами находят решение своих проблем, не причитают и не оскорбляют других, а просто решают проблемы всеми доступными методами. Они личности со своими характером и проблемами и влияют на сюжет своими действиями. Что мы имеем здесь: сильные женские персонажи? Скорее стервозные, но не сильные. Если часть из них способны сами решить проблемы, то другая часть способна только понтоваться и всех оскорблять, считая, что вот такая я лучше других, все мужики думают волосами на груди, и только женщины могут что-то делать. Ну молодец, хорошо сказала, а делать что будешь? И... ноль действий. Из ключевых женских персонажей только Морейн можно назвать сильным женским персонаж, но не проработанным, так как нам многое неизвестно и как персонаж она пустовата. А Найнив и Эгвейн две стервозные девочки, которые считают себя лучше, но при этом ничего не делают. Так себе пример хороших женских персонажей.
Говорить что-то про придуманную вселенную, судя только по первой книге такое себе цельное мнение (могу нести чушь, хотя я её и раньше нёс). Мир огромный и чувствуется, что в нем есть много деталей, интересных мест, обычаев и традиций. Но сам намечающийся конфликт против вселенского злыдня (злой потому что злой и только) против сил добра... избито и неинтересно. Я понимаю, что на момент выхода это было не так избито, но сейчас кроме скуки это ничего не вызывает. Не нужна серая мораль, но можно было хотя бы придать мотивации быть злом, чтобы злодей не был просто злым и только. Это скучно и не вызывает эмоций.
Для своего времени книга неплохая, но культ вокруг данной серии я могу списать только на стокгольмский синдром после прочтения 14 книг.
P.S. Тот момент когда фанат, выросший на произведениях автора, справился лучше по всем фронтам (где-то сильно лучше, где-то чуть лучше). Уж лучше пойду вновь его перечитаю.
HtoirdReturn, 6 апреля 2022 г.
Расскажите подробнее, чем вам понравилась книга... Да ничем, загрызи меня вошь, не понравилась.
Автор сказал в одном из интервью, что намеренно подражал творению Толкина. Дескать, все нормально, дорогие читатели, вы в знакомом мире. Только вдумайтесь! Плагиат, вторичность, недостаток фантазии, пустые персонажи, скучное и утомительное повествование — оказывается всего лишь приемы в литературе, в основе которых лежит намерение автора погрузить читателя в свой скудный и убогий мирок в щадящем, так сказать, режиме.
Я уверен, и в этом — как мне кажется, — отчасти и кроется разгадка популярности данного сочинения, господин Джордан решил сразу привлечь на свою сторону немалую армию любителей эпического фэнтези в духе «Властелина Колец». Проще говоря, перед нами откровенно коммерческая поделка, рассчитанная на подростков. Особенно на девочек.
Но, думаю, не стоит дальше излишне мусолить сей опус. Можно было бы добавить, к примеру, нелогичное и откровенно глупое поведение персонажей; наспех, на мой предвзятый взгляд, слепленную концовку, лишь подтверждающую коммерческую направленность романа и так далее...
Но, повторюсь, не стоит. Итог же, друзья, таков. Это не эпическое фэнтези. Не героическое фэнтези. Не темное, черт побери, фэнтези.
Это никакое фэнтези.
Sergio Blanc, 21 октября 2021 г.
К широко известным циклам и эпопеям у меня всегда сложное первоначальное отношение. Я долго раздумываю, ведь начинать погружение в историю, которая может насчитывать тысячи и тысячи страниц страшновато. Во-первых: боишься потерять ЗРЯ много времени. Во-вторых: жалко времени даже, если окажется, что текст в принципе читаем, но ничего выдающегося нет. Но, желание найти «нового Властелина Колец», или «новую Песнь Льда и Огня» не оставляет. Всё хочешь обнаружить в обыденной будничности своего читательского бытия какую-нибудь, хотя бы жемчужину, про алмаз молчу. И поэтому, с упорством достойным лучшего применения, я пытаюсь читать (искать) разных авторов в жанре фэнтэзи, надеясь на чудо. Но, увы, чудеса случаются крайне редко.
Вот и «Око мира», несмотря на восторженную реакцию большинства, особых восторгов у меня не вызвал. Эпично, но очень вторично. Подробно, но зачастую очень занудно.
Множество героев, но настоящих образов, которым ты бы мог искренне сопереживать нет.
Во многих отзывах отмечены аллюзии с Толкиеным. Ктулху Милосердный да какие аллюзии! В большинстве случаев обычный «копирайт», да к тому же не очень талантливый. Особенно это касается персонажей, населяющих Мир Колеса. Понятно, что жители Двуречья ( читай Шира) Ранд, Мэт и Перрин — это хоббиты. Лан, последний лорд Семи Башен, некоронованный король — это вылитый Арагорн. Бегающий с волками Илайас почти Беорн. Троллоки так же линейно выписанная пехота Зла, какой у Профессора являлась орочья рать. Ну там хотя бы у некоторых орков были даже имена, они ДАЖЕ разговаривали друг с другом и делились на подвиды. А здесь?
Ладно, идём дальше. Пламменноглазый Баалзамон = Багряноокий Саурон, Андор — Гондор, мурддраалы — назгулы..и т.д.,и т.п. Даже свой псевдоГоллум имеется в лице странствующего торговца Падана Фейна. С этого периодически пропадающего, а потом появляющегося персонажа я реально «орал«! Это АЛЛЮЗИИ!!???
Дальше — больше. Мы встречаем каменные статуи королей вдоль реки, птиц — шпионов, Огиров и Зелёного человека, которые, ну чем вам не энты? Я просто утомился подмечать подобные детали. Понятно, что сам автор КАК БЫ не скрывает своего увлечения творчеством Толкиена, но приличия КАК БЫ надо соблюдать. Нельзя же так откровенно, пусть даже весьма творчески, «перенимать».
Но ладно, если бы герои получились по-настоящему живыми. Но они просто пошлы в своей примитивности. НИ ОДНОГО, НИ ОДНОГО, к удивлению своему образа, не отметил для себя как достойного сопереживания. Да в небольшой повести Танит Ли их больше! Как-то наивно -примитивно, местами просто бестолково и неестественно ведут себя герои Джордана. Особенно женщины. Поведение, речь всех этих Эгвейн, Иллэйн, Моргейн и прочих Найнив это что-то с чем-то. Я просто бесился от их неправдоподобности.
Атмосферы, которая должна побуждать читателей одолевать все эти сотни страниц романа у текста просто нет. От слова совсем.
Все эти бесконечные харчевни и постоялые дворы (займусь как-нибудь на досуге — все посчитаю и выпишу названия, опубликую потом отдельным постом), описания бесконечных путевых пейзажей (ей-богу записки путешественника) ничего кроме раздражения не вызывают ибо существуют абсолютно сами по себе, так сказать вне смысла текста. Выделяется, разве что, картина природы Запустения. Она автору действительно удалась.
Могу выделить ещё пару эпизодов, когда мне реально было интересно читать. Это описание быта Лудильщиков, все эти «танцы с волками» Илайаса, нравы Белоплащников в их лагере во время пленения Перрина. Таких ярких, выделяющихся пятен в романе немного, но они есть.
Неплоха и сама идея, когда работа загадочного Колеса Времени, где жизни большинства людей лишь нити, из которых плетётся полотно истории Мира, вдруг изменяется. Появляются «та верен» — люди, вокруг которых начинаются сплетаться САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ УЗОРЫ, могущие изменить всю картину мироздания.
А некоторые из них становятся Драконами, которые....А вот чтобы узнать, кто они такие и что эти, Ктулху милосердный, драконы будут делать, надо читать дальше. И я не знаю, стоит ли это делать.
Прочитайте 126, мой 127, отзывов и решайте сами. Ничего рекомендовать не буду.
Шесть баллов за масштаб и небесталанность письма.
SAM77, 22 августа 2021 г.
Где-то прочитал , что сиё творение сравнивают с «Властелином колец» Толкиена. Ну да, уж лучше это был бы плагиат, зато качественный и читаемый. К Толкиену эта проза имеет отношение не больше, чем корова к балету. Ужасно-наивная чушь с неестественным миром, глупыми, пафосными и полукартонными героями. Следует отдать должное, что иногда у автора и появляются какие-то попытки оживить повествование, сделать картину более яркой, но эти попытки тут же тают по пришествию героев в очередную таверну. Вообще, с этими тавернами прям фетиш какой-то. Сложилось впечатление, что автор откуда-то услышал, что кабаки были в средневековом мире ключевыми строениями и там сходились все пути и решались судьбы. Автор развил эту догму в своём романе настолько буквально, что кроме смеха эти бесконечные прыганья со одного постоялого двора на другой ничего не вызывают. Приправой к этому является пафосная история о божествах и героях картонного мира. История очень скучная. Хотя, иногда, чтобы оживить действие (наверное) герои начинают вести себя как клинические идиоты. В общем, книга показалась мне предельно унылой. Жаль потраченного времени.
Spacelabus, 19 апреля 2021 г.
Дорогие читатели, извините но тут что негативные отзывы на эту книгу удаляют?
Я из-за этой книги просто разлюбил читать на весь 2021. Где то на середине я ее дислоцировал в туалет, где тягостно дочитывал в течении 5 месяцев. Там бестолково и невнятно абсолютно все. Автор уделяет какое то невероятное число слов какому то совершенно бестолковому миру, при этом в следующем абзаце он в двух предложениях может описать как для персонажей прошло две ночи, затем удариться в описание какой то пустыни на 2 страницы или какого-то очередного выдуманного персонажа выдуманной эпохи который описан в глоссарии. Затем снова, в течении двух предложений другой основной персонаж заболел, поправился и влюбился. Единственный момент за весь этот год в который я не мог оторваться от книги и мне стало интересно — это когда Ранд попал во дворец и познакомился с дочерью королевы. Но затем все вернулось на круги своя — он вернулся к какому то невнятному ненужному трактирщику, который нафиг не нужен в этой книге, но на него потрачено столько времени. Болезнь Мэта — это вообще смешно. Он менялся пол книги, вроде был заметен какой то распад личности, потом он просто за 1но предложение поправился. Потому что магия ай седай. Всем понятно что Джордан вдохновлялся толкиеном. Все персонажи — сплошная калька. Я тоже вдохновлялся Толкиеном и писал фентези когда мне было 13. У меня получалось интересней и осмысленней. Просто кал если честно.
perom, 13 июля 2020 г.
Напишу отзыв на первую часть эпопеи, так как из всего прочитанного она показалась самой интересной. На этот момент я осилил цикл до «Восходящей тени», и дальше продвигаться желания пока нет. Я не отрицаю талант автора. Безусловно, создание такого масштаба вселенной, ее воплощение в слове и образе, требует как минимум титанической работоспособности. Но...
Мир, на мой взгляд, вышел довольно банальным, без изюминки. Из оригинальных находок лишь магический источник, разделенный на мужскую и женскую половины.
Все остальное вызывает ощущение, что просто вышел прогуляться по давно знакомым и исхоженным местам. Не хватает каких-то деталей, создающих оригинальную атмосферу.
Герои. Самым адекватным показался Перрин. Спокойно-рассудительная натура вполне вписывается в мотивы его поступков и манеру поведения. Морейн — патологический конспиролог, Найнив — неуравновешенная деревенская знахарка, Эгвейн — ни рыба, ни мясо, Мэт — плут и бездельник. Персонажей в цикле гигантское количество, но ни за одним из них следить не интересно.
Сюжет. Сильно затянут, изобилует абсолютно немотивированными повторами, бесконечными описаниями несущественных деталей. Первый том, на мой взгляд, получился самым динамичным и увлекательным. Завязка сюжета, интрига побуждали двигаться дальше вместе с героями. В остальных частях хотелось оставить их заниматься своим суперважным почти-ничего-не-деланьем, забежать вперед и узнать, чем все закончиться.
Может быть, этот цикл и зашел бы мне, будь я лет на 20 помоложе, но сейчас он кроме скуки у меня ничего не вызвал. Однако, повторюсь, первый том, как самостоятельное произведение любителям жанра рекомендую.
P.S. Больше всего «доставила» формулировка «друзья Темного» (может это издержки перевода?). Ну какие у Темного могут быть друзья?!
alexssk, 15 июня 2020 г.
Не так давно миру представили экранизацию Ведьмака, несмотря на массу косяков и проблем с повествованием премьера считается успешной и многие ждут продолжения, наверное...
Одновременно с этим, как то тихо и вскользь появилось упоминание о начале сьемок Колеса Времени, лавры ПЛИО не дают телеканалам покоя, однако достойного преемника пока не видно и боюсь, что многими любимое Колесо Времени не станет прорывом на телевидении, как в общем то, оно и не стало прорывом в жанре.
Как уже упоминалось многими, сильно бьет в глаза плагиат с Властелина Колец, Джордан не первый автор незатейливо ворующий идеи у всемирно известного шедевра. Но одно дело своровать, а другое дело грамотно применить и продать... Первое, что всегда важно в жанре это Антагонист, злобное зло, тут он имеется, называется незатейливо Темным, также как в ВК он ограничен в силах, но жаждет освободиться и захватить весь мир, в общем банальщина. Не банально только то, что имея огромную кучу тайных и явных слуг, власть над рядом животных, способности к астральному психическому влиянию например через сны и возможность посылать вглубь территорий не маленькие отряды наш злодей практически не ощущается реальной угрозой, автору показалось, что в книге мало персонажей с словесным поносом, пусть еще и олицетворение Зла страдает этим. Из раза в раз герои будут сбегать от своих преследователей и так хорошо у них это получается, что практически всю книгу трусливыми, паническими побегушками они и будут заниматься.
Персонажи тоже во многом напоминают персонажей ВК, только не оригинала, а скорее порнопародии, не столько из за того что в привычный набор закинули побольше женских персонажей, а скорее из за убогости и плоскости персонажей. Вместо Шира и хобиттов у нас обычная человеческая деревня, фермы и местные жители. Профессор Толкиен знаете ли не стал делать из Фродо и Сэма полубогов или королей, они сыграли крайне важную роль, но натягивать сову на глобус мастеру не пришлось... А вот Джордану почему то пришлось. Вот были жили трое простых деревенских парней, местная повитуха и ее помошница, навоз сапогами месили, а потом БАЦ! пара книг и эта гопкомпания уже полмира на пальцах крутит, вот это я пониманию карьерный рост на деревне. Однако до этого ужасно далеко, за время мучительного чтения Око Мира автор, умудрился безбожно растянуть текст, чем угодно, но только не раскрытием персонажей, иногда на ум приходит страшное, персонажам просто нечего раскрывать, скорее всего они просто автором изначально задуманы примитивными и бесхитростными, раскрывать их автор будет потом. Для жанра эпического, героического фэнтэзи в первой книге очень мало первого и второго.
Есть конечно еще местный суровый Арагорн и Гендальф в женском обличии, ну что про них сказать, большую часть времени они ничего не обьясняют, создавая тень на плетень и активно подталкивая героев к продолжению побегушек, раскрывать мир вместо них будут трактирщики и прочие праздношатающиеся элементы. «Он Страж.... Ооо... А тут меч с Цаплей... Ооо... « Что ооо? Когда кто нибудь обьяснит, что все эти выпученные глаза значат... Иногда у меня, но не у главных героев возникает вопрос «А какого хрена?! (с)», почему бы поподробнее не распросить эту стремную пару, с появлением которых на нашу пятерку героев свалились приключения выраженные в паническом бегстве, пряткам по кустам, голодном ночлеге под дождем и прочих радостей жизни кочующих бомжей. Нельзя не обойти стороной сильных женских персонажей, мало того, что только женщины тут способны безопасно использовать магию, так похоже и критическое восприятие мира досталось только им. Почти все мужики ведомые, сомневающиеся соплежуи, кто то делает это под маской суровости, но большинство слабо скрывают собственную ущербность. Мдаа наконец нашлось, что Толкиену в упрек поставить — Сексизм, как нам не хватало женских склок, обидок, сварливости и всего такого, что автор видимо считает сильными женскими качествами. Но ничего в сериал фанатам еще и расово-этнического разнообразия завезут, вот это будет настоящий шедевр. Не могу вспомнить ни одного персонажа, который вызвал бы симпатию, вот просто ни одного, с кем можно себя ассоциировать, за кем интересно следить?
Мир, придуманный автором не особо приятное место, неурожаи, всеобщее недоверие, разброд и шатание, люди разносят тревожные слухи. Тайные слуги зла Друзья Темного (как и друзья Светлого и друзья Нефильтрованного) множаться в числе, нет какой то группировки, которую можно было бы назвать Светлой, есть скорее фанатичные враги Темного, любящие брать показания пытками и казнями, аля боевая инквизиция, есть группы женщин магов, которые тоже не ладят между собой. Есть Королева, которая почему то не контролирует свою территорию и не берет налогов с части своей территории, интересная королевская власть... Но больше претензий к всеобщей мутности, очень много заделов на потом и очень мало конкретики и какого то масштаба сейчас. Да возможно мир большой, но он не чувствуется живым, как не воспринимаются герои настоящими людьми так и города и области воспринимаются не более, чем декорациями, хотя автор очень старался придумывая предыстории, сыпя безумными именами древних героев... Увы, этот мир мы полюбить или хотя бы понять еще не успели, а автор уже без спроса засыпает нас скучнейшими историческими лекциями собственного сочинения, благодаря чему невероятно растягивает повествование. Как только кто то из персонажей начинает впадать в очередной транс пустословия можете смело пропускать эти куски целыми абзацами.
Пора заканчивать. Огорчу фанатов, но это в лучшем случае цикл класса Б. Я понимаю, как люди втягиваются в это, но мне не хватит сил и интереса читать эту воду еще 14 книг, плюс предыстории. Класс Б именно и выражается в этом чрезмерном растягивании повествования, начиная с первой книги автор не спешит вываливать карты на стол, если автор смеет воровать у ВК то пусть пробует хотя бы соответствовать уровню качества, а не гнусно паразитировать, маскируя собственную бездарность, ради тиражей. А. Дюма тоже платили за строчки, но таланта хватало настолько не опускаться до воды в тексте. Не получается у авторов заимствовать цельность и стройность произведения, лаконичность описания, раскрытие персонажей через экшен и стремительно развивающиеся события, нужно же растягивать книжки пустопорожней болтовней, внутренними сомнениями, какой трехтомник, нам же нужно кормиться с цикла десятилетиями... Есть злодей, который ничего не делает, есть скучные герои, которые только бесконечно трусливо бегают и общаются пространными вымученными диалогами, полными недомолвок и отсылок к истории, есть куча плоских персонажей с хитромудрыми именами, о боже потом они еще станут важными действующими лицами, это просто пошло и стыдно для любого достойного автора... убогая сериальность во всем. Рояли в кустах, сюжетная броня, герои не устают из последних сил превозмогать козни врагов и в последние секунды спасаться бегством, почитайте синопсисы следующих книг серии, кучу книг эти дешевые фокусы будут повторять из раза в раз. Раньше писали для себя или своих детей, сейчас пишут ради денег, разница на лицо. Есть проработанные годами, очень личные шедевры, а есть штампованные продукты бумажной фабрики для заполнения полок и кошельков издателей. Читать или не читать дело ваше, но смелым и любознательным рекомендую запастить терпением и кучей времени.
Mishel78, 18 апреля 2019 г.
Ну вот я и прочитал первую книгу цикла «Колесо времени». Признаюсь, дочитал со второго раза, потому как изначально оттолкнула схожесть всего и вся с «Властелином колец». Но поскольку мне было очень любопытно, за что же ругают и хвалят Джордана, то желание исследовать феномен его эпопеи пересилило первое отталкивающее впечатление. И я совершено не пожалел потраченного на чтение пухлого тома «Ока мира». Итак, какие же выводы я сделал в ходе исследования?
Начну с первоначального разочарования из-за схожести с «Властелином колец». Хотя аналогии с персонажами и локациями очевидны, но не слепо скопированы, а всё же имеют сюжетные различия, что уже говорит о том, что Джордан не ставил целью написать пересказ эталонного фэнтези от Толкина. Во-вторых, как отмечали многие отозвавшиеся, Джордан сам говорил о том, что отдавая дань уважения Мастеру, умышленно вводил некий элемент игры с читателем, чтобы узнавание сконструированного мира происходило быстрее и комфортнее. Всё же, положа руку на сердце, в любом эпическом фэнтези сравнения с Толкиеном не избежать, но к чести автора, он признаёт, что идёт следом за Толкиеном. Поэтому автор был честен и, по правде говоря, эта игра мне понравилась. К тому же, фэнтези и предполагает конструирование собственных миров, так почему бы не использовать некоторые уже проверенные временем детали?
Все центральные персонажи прописаны достаточно подробно и по ходу действа получают развитие. Особенно троица друзей из Двуречья. Особо запомнился Перрин — уж его развитие не заметить очень сложно. Кстати, начав чтение я настроился на то, что в романе будет много оголтелого и агрессивного феминизма, но ничего подобного не заметил. Женские персонажи ведут себя вполне адекватно, учитывая историю мира Колеса Времени, когда после гигантского по своим масштаба катаклизма, всё изменилось, в том числе и в распределении ролей по половому признаку.
Что же до многочисленных описаний элементов одежды и других деталей мира, то в этом, лично для меня, никакого недостатка нет. Напротив, всё показано более ярко и живо, придавая объём миру и меня такой пунктик автора являлся плюсом. Ну, в этом, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет, поэтому говорю только за себя.
Возможно, мне показалось, но когда повествование переносится в Запустение, то всё описанное в нём очень напоминает последствия ядерной войны и отсылает к творчеству Майкла Муркока, с его циклом о Дориане Хоукмуне, в котором действие происходит через тысячу лет после ядерной войны. К таким мыслям приводят и упоминание о том, что мир Колеса Времени стал таким после времён Разлома (ядерной войны?), то есть гигантского катаклизма, о котором остались лишь нечеткие упоминания. Умышленный ли это ход автора или ещё одна отсылка к творчеству не менее знаменитого, чем Толкиен писателя, пока неизвестно. Возможно, в последующих книгах цикла я и найду ответ на этот вопрос.
В целом, повествование не показалось мне затянутым, по крайней мере, не в этом томе. В равной степени были интересны, как описания локаций мира, так и боевые сцены, которых, возможно, не так уж и много. Но именно в такой пропорции, чтобы не перегружать читателя, а удерживать его внимание.
«Око мира» — первый роман огромного цикла, начинать читать который нужно ещё решиться, ведь наша жизнь не настолько длинна, чтобы тратить её на что-то незначительное. Тем, кто хочет всего лишь познакомиться с автором, «Око мира» вполне подойдёт. Но у меня есть стойкое желание вернуться в мир Колеса времени снова. Не сразу и «Властелин колец» стал классикой, что уж говорить о «Колесе времени»: только время покажет, оставит ли этот цикл свой след в истории литературы или нет, но о потраченном на чтение «Ока мира» времени я не жалею.
Демьян К, 1 января 2018 г.
Не могу сказать, что читал в своей жизни много фэнтези, но данный опус — безусловно, с большим отрывом от всего прочитанного, является самым чудовищно раздутым пузырём в этом жанре. Текст, в котором автор пытается, судя по всему, всего лишь показать, что такое «инициация» (ну или «рождение героя»; ну или — если уж просто в биологических терминах: «доминантный самец вылупился»), раздут до такого невероятного размера, что просто диву даёшься... если бы его сократить раза в три, он бы не потерял ни в чём — ни в смысле, ни в «художественной выразительности». Никакого смысла тратить время на сию «опупею» не вижу — причём ни для кого: ни для «юношей, обдумывающих житьё» (автору нечего им сказать — придуманный им мир высосан из пальца от и до, и поэтому нечего из этого мира взять современному молодому человеку: наш мир перпендикулярен нарисованному, мало того — он так перпендикулярен, что даже не пересекается с ним), ни для любителей «изящной словесности» (у г-на Джордана много якобы красивых и необычных слов, местами довольно богатый — если не сказать вычурный — синтаксис, много разных придуманных географических названий и личных имён, — у него нет главного: красоты слога; на фоне любого мало-мальски профессионального писателя он выглядит просто графоманом, который раздувается от гордости каждый раз, когда вместо слова пишет фразу, вместо фразы — абзац, вместо абзаца — страницу, а вместо страницы — главу), ни тем более для «взыскующих истины» (все «истины» г-на Джордана — набор около- или псевдохристианских благоглупостей на тему «тёмного властелина», «героев» и прочих фантомов, не имеющих к реальной жизни никакого отношения). Если уж совсем коротко — это псевдоэпос, написанный в жанре бульварного чтива, когда надо кровь из носу каждую неделю (пардон, раз в полгода) выдавать на гора необходимый объём для заполнения очередного волюма, идущего в печать с колёс. К которому редактор из принципиальных соображений даже не притрагивается. Как говорится — не трогай, не завоняет.
Гризельда, 10 июня 2017 г.
В одном из интервью автор рассказывал, что сознательно делал свою книгу столь похожей на «Властелина колец» (настолько похожей, что это напоминает банальное копирование), чтобы привлечь читателя, показать ему, что это то же самое, что и знаменитая трилогия, а после уже рассказать ему свою историю. В этом и заключается главная беда книги.
«Око мира» буквально копирует сюжет ВК – такая же маленькая тихая деревня, в которой происходит сходная завязка истории, вместо Фродо и хоббитов тут Ранд с друзьями, сопровождают их местный аналог Гендальфа и наследник древнего королевского рода, которому суждено вернуть трон. Даже в мелочах вроде нападения местного аналога назгулов на героев в местном аналоге Бригора или крика того же назгула когда местные хоббиты с компанией пересекают дорогу… поначалу это удивляет, после вызывает раздражение, а вслед за ним приходит скука. Потому как сюжет перестаёт волновать и быть неожиданным – стоит только вспомнить, что происходит в этом моменте в творении Толкина, можно предугадать, что дальше произойдёт с героями этой книги.
Кроме того, это заставляет постоянно вспоминать ВК и сравнивать эту книгу с ним. Конечно же «Око мира» проигрывают по всем параметрам.
Сам текст чрезмерно затянут. Толкин как-то говорил, что нужно «писать одно слово, подразумевая под ним десять». Автор пишет десять, подразумевая одно. При этом мир книги, имея огромное количество описаний, остаётся на удивление картонным. Как будто читаешь описание мира дешёвого фэнтези-сериала 80-х, которому не хватило денег на талантливых художников, а потому локации просто намечены парой грубых штрихов.
Персонажи… они напоминают персонажей вк, однако у них всё же есть отличия. Их куда больше, чем у сюжета, и все они далеко не в лучшую сторону. Ранд и его друзья, вроде бы разные поначалу, едва начав путешествие сливаются в одного большого хорошего парня-простака, настолько одинаковы их характеры. Эпизодические персонажи и вовсе бесхарактерные. Да и вообще герои книги настолько просты, что их можно одним словом, ничего при этом не упустив – мужественный, глупый, шутник и т.д.
Однако более всего удивили женские персонажи. Создаётся ощущение, будто автор ненавидит женщин – в книге нет ни одного привлекательного женского персонажа. Все они какие-то гадкие, злобные, истеричные… Фэтнезийный мир с феминизмом в основе ещё можно понять – в книге есть вполне убедительные причины, почему мир именно такой, да и в целом выглядит это довольно оригинально, однако даже среди третьестепенных персонажей нет симпатичной женщины. Женщина, которая преподносится мудрой и таинственной, выглядит холодной и отталкивающей интриганкой, которой плевать на чувства окружающих членоносцев, да и других женщин ниже статусом. Бойкая красавица выглядит капризной, упрямой и глуповатой. Лидерша поселения (называемая в книге Мудрой) представляется не особо умной диктаторшей, которая изо всех сил цепляется за свою власть, считает мужчин толпой неразумных баранов и тихо ненавидит женщин статусом выше.
Автор собрал все отрицательные черты человеческой натуры и наделил ими женщин, не дав им ничего положительного. Кроме может красоты, о которой неоднократно упоминается в тексте. Однако симпатии она им не добавляет.
Цикл считается весьма значимым в своём жанре. У него в целом и у первой книги в частности высокие оценки и множество положительных отзывов, многие авторы называют его источником вдохновения, значительно повлиявшим на их творчество. Однако, как бы он ни был хорош, похоже он пройдёт мимо меня – слишком уж портят впечатление его минусы. Может в следующих книгах воды в тексте становится меньше, и сюжет дальше отходит от ВК, и персонажи становятся более объёмными, и автор набрался опыта и стал писать лучше, но продолжать читать серию у меня нет желания.
Angvat, 4 мая 2017 г.
Всякая книга хороша в свое время. Возможно, Джордан хорош, чтобы начать знакомство с жанром фентези. Но вот попытки прочитать эту книгу сейчас, когда за плечами у меня багаж из десятков, если не сотен выдуманных миров, доставили чуть ли не физическую боль. История о том, как простой паренек их деревни ВНЕЗАПНО оказался избранным и пошел воевать со Злом уже не просто избита, а изнасилована и местами расчленена. В «Оке Мира» столько банальностей, что если за каждую хлопать хотя бы по 50 грамм кефира, к концу можно упиться вусмерть. Читать книгу почти невозможно, будто бы пробираешься через бурелом, постоянно спотыкаясь о сюжетные штампы и занудно-затянутые описания всего и вся, которые местами можно смело резать раза в два. А когда понимаешь, что если тебе захочется добраться до конца, придется осилить еще десяток томов, хочется просто сесть на пенек и никуда дальше не двигаться.
Я отдаю себе отчет в том, что книга старая, и что многое из того, что я «где-то уже видел», скорее всего, именно Джордан и ввел в моду, но на сегодняшний день она уже не читается. В ней нет ничего, что может привлечь искушенного читателя, который свел уже знакомство с сотней-другой избранных и повелителей тьмы из самых различных книг и игр. На мой взгляд, она не прошла проверку временем и хороша лишь как пример определенного исторического этапа в формировании жанра.
Опять-таки, я не назвал бы книгу прямо вот ужасной. Она скорее никакая. Для ознакомления с жанром сойдет. Но если вы ищите в нем чего-то нового, увлекательного или необычного — ни в коем случае. Это как фильм про Джона Картера. По факту первоисточник был во многом первым, но сегодня кажется во всем последним.
P.S. Владеющие английским и не гнушающиеся «книжек с картинками» все же могут сжульничать и попробовать ознакомиться с Оком Мира несколько другим путем. По нему есть комикс, примерно следующий общей канве сюжета. Если он вам покажется скучным, за книгу можете даже не пытаться садится.
shorrr, 12 апреля 2017 г.
Отвратительно, это вкратце. Читал книгу несколько месяцев, не могу бросить, не дочитав, пунктик у меня такой. Итак, тезисно:
— Откровенный плагиат Толкиена. Да, знаю, что Джордан что-то там плел, что это с целью облегчения вхождения в мир он якобы намеренно подражал, но черт возьми, плагиат есть плагиат. И что это вообще за ересь об «облегчении». Джордан, не надо читателей за идиотов держать, надо вещи называть своими именами — плагиат. В чем проблема была свой мир придумать со своим сюжетом первой книги, а не передирать концепцию у Толкиена?
— Абсолютно неживые персонажи, все картонные. Всех и каждого можно охарактеризовать максимум одним качеством. Например, Морейн — уравновешенная, Найнив — истеричка, Лан — мегахладнокровный, а Эгвейн — просто дура.
— Тупо деление персонажей на злых и добрых, ну детский сад, ей-богу. Например, троллоки — тупые злобные создания. Сделай же автор их более реалистичными, придай им свою мотивацию, уйди ты от тупых толкиеновских орков, у троллоков поди тоже семьи есть, чувства. Нет же, просто тупые троллоки — копия орков. И злые, потому что злые.
— Нереалистичность мира. Народ Двуречья. Еще раз — НАРОД Двуречья. Да вы издеваетесь, какой там народ, состоящий ни то из трех, ни то из четырех деревень, в каждой из которых живет максимум сотня-две человек. Непонятно, каким это образом налоговики не собирают налоги. Якобы из-за отдаленности Двуречья? Но это бред. Есть административная система с делением любого государства на более мелкие части, во главе каждой стоит кто-то типа магистрата, который собирает налоги и передает их либо в более высшую админединицу либо сразу в столицу. Нет необходимости налоговику ехать из столицы в Двуречье. То есть такого положения вещей, что налоги не собирают, быть не может. Хотя, учитывая малочисленность Двуречья, все может быть.
— Отдельного упоминания заслуживает рацион героев. Это хлеб и сыр, сыр и иногда вяленое мясо, сыр и хлеб, а часто просто сыр. Сыр, сыр, сыр, сыр, сыр... Это говорит о халтурном подходе автора к произведению. Я еще нигде не встречал, чтобы люди с рождения питались почти одним сыром.
— Тупые названия, которые не прижились бы в реальном мире. Мудрая. Ну что за ерунда. Зачем городить огород. Ну кто называет знахарок мудрыми. Мудрая — это прилагательное, означающее умудренного жизнью, очень опытного. То есть если знахарка — это мудрая, то как сказать, что мудрая мудрая? Мудрая мудрая? Ну не называют в реалистичном мире профессии или призвания людей прилагательными. По такой логике в мире Джордана воина нужно назвать воюющий, доктора — лечащий, проститутку — дающая. Айз Седай — это ж насколько вычурно до нелепости. Ну не называли так ордена. Например, орден тамплиеров, но никак не Айз-Тамплиеры какие-то. Это просто бы не прижилось. А фамилии, Ал-Тор и прочие у деревенских-то жителей, круче чем даже Д,Артаньян или Де Бражелон.
— Белоплащники карикатурны. У, мы ищем друзей Темного и ненавидим Айз Седай. Друзья Темного — само словосочетание карикатурно. А Темный? С таким же успехом Джордан мог бы назвать его Плохой. Друзья Плохого. Или Злой. Друзья Злого. Говорю же, книга рассчитана на 10 летних детей.
— Повторяющиеся по сто раз одни и те же описания. Лан постоянно мегасобран и непоколебим. Ранд и Перрин постоянно думают о том, как соответственно Перрин и Ранд умеют вести себя с девушками (каждый считает другого спецом в этом). Это мило в одной сцене, но после десятого повторения уже тошнит. Найнив постоянно ведет себя как психическая. О, надо было ее не Мудрой назвать, а Невростенической. В каждой деревне должна быть своя Невростеническая.
— Полное отсутствие интриги и переживания за персонажей. Морейн обязательно раскидает целую толпу вооруженных злодеев, а если не она, так Лан. Это вам не «Песнь Льда и Огня».
Да, если в ПЛИО я прочитывал каждую книгу за считанные дни, то эту вымучивал неделями. 100% не буду читать цикл, боже меня упаси. Хватит и «Ока мира». Сыт по горло сыром. От сыра меня еще долго будет тошнить.
Yamada, 13 сентября 2016 г.
Наверное, нет ни одного такого другого цикла, о котором я столько был наслышан, как «Колесо времени». И судя по масштабности повествования это неудивительно. Конкуренцию по популярности ему могут составить разве что «Песнь льда и огня» и «Властелин колец», но не о них сейчас речь, да и не о «Колесе времени» в целом.
Роман «Око мира» справедливо относится к классическому эпическому фэнтези и, действительно, во многом напоминает трилогию Толкиена. К примеру, тут мы также видим троих друзей, пусть не хоббитов, зато обычных подростков, и у одного из них подобно Фродо есть то, что серьёзно интересует Тёмного Властелина. В данном случае это не что-то, а он сам — Ранд ал'Тор. Идея, конечно неплохая, хоть и похожа на толкиеновскую, но тот, кто именно нужен Тёмному, выясняется только в самом конце и без того затянутого романа. У Толкиена всем заправляет великий мудрый Гендальф — маг и добрый волшебник; у Джордана же эту роль исполняет женщина — Моргейн, волшебница Айз Седай, которую, по правде говоря, и доброй то назвать можно весьма условно. Она сама признаётся, что готова убить главного героя, лишь бы тот не достался Тёмному, при чём когда говорит это, то причины столь важности Ранд ал'Тора пока не знает. Однако, стоит заметить, что её магия во многом помогает и зачастую является спасительной не только для главных героев. Совсем нетрудно провести аналогию между Ланом и Арагорном во «Властелине колец». Оба — отважные рыцари без страха и упрёка и оба наследники престола, пребывающие в изгнании. В романе «Око мира», как и в трилогии, читатели тоже узнают об этом далеко не сразу. Троллоки, идущие по пятам у главных героев, это те же самые орки, что охотятся за Фродо, так что тут у Джордана всё в соответствии классике. В пользу «Ока мира» говорит тот факт, что тут у главного героя есть любимая, да и похоже, что не одна, судя по пророчеству Мин. Кроме вышесказанного можно провести ещё много косвенных паралеллей между произведениями Джордана и Толкиена, которые не будут влиять на общую картину и на впечатление от прочитанного.
Теперь же о самом романе «Око мира», о его плюсах и минусах. Написано интересно, захватывает и во время чтения всякий раз появляется вопрос о том, что же будет дальше. Подробное описание мира, в котором происходят события, главных героев, их внешности и одежды, на мой взгляд тоже можно отнести к достоинствам произведения. Сравнительно небольшое количество вымышленных мифических существ скорее придаёт роману реалистичности. Сюжет. Извечная борьба добра и зла, света и тьмы, единство и борьба двух противоположностей, тоесть конкуренция — важнейший закон развития. Это здорово, но далеко не ново. Просто тут Джордан выносит на суд читателя свой вариант этой извечной борьбы, в своём вымышленном мире, прописанном, на мой взгляд, достаточно неплохо и доходчиво. Ещё к достоинствам романа хочу отнести подробное переживание главных героев, их неплохо прописанную психологию, из которой мы видим, что Перрин — флегматик, которому больше сродни волки, чем себе подобные, отсюда и понимание волков лучше, чем людей; Мэт — возбуждённый оптимист, который зачастую сначала сделает, а потом только подумает что и для чего, да и прихватить что не так лежит не прочь; а Ранд — флегматичный романтик с элементами комплекса неполноценности, так как почти всегда во всём и всех сомневается, но именно эта черта и делает его оригинальным и заслуживающим внимания. Что касается главных женских персонажей, то Эгвейн и Найнив — законченные карьеристки, которые готовы пожертвовать чуть ли не всем, лишь бы добиться своих целей, посмотреть мир и утвердиться в обществе себе подобных. В принципе, это вполне логично и незазорно, но Найнив при всём этом ещё и бесцеремонная и скандальная, начинает меняться только тогда, когда влюбляется в Лана, а до этого момента вызывает больше отрицательные эмоции.
Что до минусов романа, то это прежде всего размытый и неясный конец. Всю дорогу события в «Око мира» накаляются до критического градуса, вот уже и предатели на каждом шагу, вот уже и главные герои разъединились, вот уже и обратно сошлись, вот уже и исчезающие почти поймали их, вот уже они достигли запустения, а тут вдруг раз — появляются отступившие и вся развязка закручивается в двух-трёх главах. Сюжет всю дорогу поднимается, а потом вдруг раз — и резко опускается. И это всё при том, что по ходу чтения роман затягивает всё больше. Возможно таким образом Джордан подготавливал почву к дальнейшим продолжениям и затянутости всего цикла. В общем, хоть и интересно, добротно, но не без изъянов. Поэтому и оценку ставлю соответсвующую — твёрдая девятка.