Виктор Колупаев «Фирменный поезд «Фомич»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Скорый поезд «Фомич» с маршрутом Фомск-Марград — самый невероятный поезд в советской фантастике. Среди его пассажиров есть пришелец с другой планеты и человек, проживший миллион жизней, каждая из которых была вариантом одной и той же реальности. Писатель в этом поезде встретил наяву своего персонажа, с которым действительно произошло всё то, что придумал писатель. А ещё в этом поезде исполняются любые желания, но с побочными эффектами, которые никто не может предугадать.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 191
Активный словарный запас: крайне низкий (2163 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 57%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ahmen1983, 19 июля 2016 г.
«Примитивно и дерьмово изложенная мораль строителя коммунизма. За автора стыдно: понятно, что хотелось печататься!. Но не откровенной же проституцией и ходульным лицемерием этого достигать! А ведь талантливый был человек!»
Книга вся проникнута ВЕРОЙ в то, что он пишет. Как и все шестидесятники — он искренне верил в коммунизм. И это позволяло ему решать сложные этические проблемы, встающие перед героями его книг. Интересно, что сегодня — мы не верим. Вообще ни во что, кроме личного преуспевания. И не способны поверить в то, что верят (верили) другие. Именно поэтому потенциальные проститутки и лицемеры так спешат обвинить других в проституции и лицемерии. Так им проще скрывать от самих себя ...собственное ничтожество.
Автор искренне верит в человека. За что ему огромный плюс.
В доброту.
В то, что человечество имеет общую цель своего существования, и что цель эта может быть достигнута.Целая плеяда малых писателей того времени верила в это — и в сердцах советских детей поселялся свет. Биленкин, Назаров, Колупаев...
Фирменный поезд — замечательное, проникнутое светом и задумчивостью действо, напоминающее Понедельник начинается в субботу.
И очень обидно, что сегодня так писать невозможно. Люди опаскудились и поглупели.
avsergeev71, 26 ноября 2016 г.
Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!
--------------
Бойтесь ваших желаний, они могут исполниться.
--------------
Совершенно уникальная вещь в советской (да и не только) фантастике. Пожалуй, аналогов, хоть сколько-то близких, я и припомнить не смогу.
Начитавшись отзывов, я ожидал очередной пародии на советскую действительность со сказочным уклоном, что-то вроде «Понедельник начинается в субботу» АБС или «Великого Гусляра» Булычева: легкой, веселой и остроумной, с которой так приятно поваляться на диване после трудового дня. И совсем уж было собрался расслабиться и получить удовольствие, тем более, что начало вроде бы вполне располагало. Но в итоге расслабиться так и не получилось...
Книга буквально выпотрошила, вывернула на изнанку, нашинковала мой мозг мелкими ломтиками. Я собирался всего лишь немного почитать на ночь, но с трудом оторвавшись от текста где-то на середине повествования, понял, что уже почти утро. Остаток ночи я спал тревожно — напряженное сознание никак не могло успокоиться.
По широте философского подхода, по степени морально-нравственного воздействия на читателя, по глубине проникновения в человеческую сущность я бы сравнил данную вещь разве что с произведениями Достоевского. И пусть не сбивают с толку фантастический сюжет и фрагменты сказочного фольклора — они здесь всего лишь фон, декорации. Так же как и элементы советско-комсомольской действительности. Из-за спин всех этих инопланетян, комсомольцев, Емель и Иванушек-дурачков маячит все тот же Родион Раскольников со своим извечным мучительным вопросом: тварь я дрожащая или право имею?
Конечно, это мое личное восприятие. Возможно я оказался на одной волне с автором, или сознание мое по каким-то неведомым мне причинам вошло в резонанс с повествованием. Возможно. Но в любом случае неординарность данного произведения не вызывает никаких сомнений.
10 баллов.
Неизвестный Ч., 31 марта 2023 г.
Дослушал «Фирменный поезд «Фомич» Виктора Колупаева. Едут в поезде с фантасмагориями, решают моральные дилеммы 70-х годов прошлого века. В 70-х прочёл бы залпом, небось, а сейчас всё вспоминался застойный анекдот про паровоз, который подает гудки, но никуда не катится. Не очень исполнитель, нудноватый какой-то. Не очень стиль — рыхлый, много лишних слов, ненужных повторов, объяснений очевидного. Не очень фантазия — все клише научной фантастики предыдущих десятилетий (пришельцы, путешественники во времени, перемешанные реальности, научные эксперименты, материализация желаний (сбыча мечт)), поданные в ироническом ключе... но юмор тонет во всём вышеперечисленном. Роботов, правда, нет. Трагедийная линия Зинаиды Павловны какая-то... дежурная. Не очень вдохновляющ основной посыл — свои мечты заведомо ниже интересов большинства (какие? каких? какого?). Финальный призыв быть лучше и жить ради будущего правилен, но наивен. Мне симпатичен Виктор Колупаев как человек (и как автор «Толстяка над миром», которого я опасаюсь перечитывать, дабы не растерять очарования первого прочтения), но как автор «Фомича» (и рассказов в стилистике городских сказок) он целиком остался в прошлом. Впрочем, я с ним не прощаюсь.
kagury, 18 июня 2020 г.
Я смотрю, отзывы на фантлабе делятся ровно на две категории – половина восхищенных, половина – недоуменных. Боюсь, что я примкну ко вторым.
Начало было отличным. Из города Фомск по четным числам ходит фирменный поезд «Фомич». Но летом, на границе июля и августа нет четного числа. После 31-го сразу 1-е. А людям надо в Маград. Ну и поезд отправляют в 0-00 часов между этими месяцами. Вроде ничего не нарушили, а пассажирам приятно. Но очень быстро становится ясно, что в поезде творится что-то странное. То пришелец появится, то бабуся с неподъемными чемоданами (а уж что в чемоданах – это можно отдельную повесть писать), то время на станции замедлится, но только для стоящих в буфете.
В общем, целая куча любопытных заделов, которые постепенно превратятся в рутинные штуки как для обитателей поезда, так и для читателя (что обидно). Потому как, по сути, ни один из них не доведен до конца. К середине примерно книги монотонность повествования убивает и так вялую интригу, а одна трижды (!!!) повторенная фишка в отношении главного героя так и вовсе начинает раздражать.
Финал утопает в глубокомысленных размышлениях насчет «бойся своих желаний» и «будь человеком», которые сводятся к довольно прозаическому «моя свобода кончается там, где начинается свобода другого», но поданному под довольно специфическим соусом который мне категорически не пришелся по вкусу.
В общем, если дочитать до моральных разборок (т.е. до конца), то даже есть что обсудить. Но стоит ли того, сомневаюсь. Ибо, честно говоря, написано скучно. А вот фильм можно было бы снять очень неглупый и с эффектной толикой абсурда.
amak2508, 13 февраля 2019 г.
Авторство этой книги не скрыть никакими силами — так мог писать только Виктор Колупаев. Даже сегодня, когда от самой разнообразной фантастики со всех концов мира ломятся полки многочисленных книжных магазинов, эта вещь выглядит совершенно необычной. А что же уж тогда говорить о конце 70-х, когда она только что появилась: странный поезд, едущий в никуда, удивительные пассажиры, таинственные, непонятные, необъяснимые события и, причём, всё это не просто увлекательно, но и лирично, да ещё и с целым букетом самых разнообразных мыслей. Здесь и морально-этические проблемы, и размышления о мире, о жизни, о том как и зачем мы живём....
Может быть это и смешно, но, честное слово, кажется, что после этой книги ты становишься чуть лучше, чуть добрее, чуть порядочнее.
Конечно же есть в повести и шероховатости, и нелогичности, и откровенная наивность (по нашим, по теперешним меркам), но за её мыслью, за её увлекательностью, за её добротой всё это как-то даже и не хочется замечать :).
Zvonkov, 5 марта 2009 г.
Роман — парадокс. Я читал, не отрываясь, и никак не мог понять, а о чем же это все? Какая-то ерунда, бредовый сон... сны... набор событий. Психиатрию я еще не изучал, а то б вывел что-то типа шизофренического бреда, галлюциноза.
И только потом дошло: Как это страшно, когда исполняются ВСЕ желания и мечты. И мимолетные и заветные.
Incnis Mrsi, 25 мая 2020 г.
Начиналось (и до середины примерно держалось) как вполне добротная фантастика 1970-х в жанре ужасных чудес, пускай и ничуть не оригинальная. Налицо подобающие эпохе культурные отсылки: есть и перекрашенная синяя бутылка, и перекошенные миражи «Соляриса», и даже отдалённые параллели с «Убиком» Ф. К. Дика… но всё — в советском антураже и объясняется с позиций диамата. Ну и страницы морализаторства — советская традиция, увы.
Плюс кое-что с задворок сознания самого Колупаева. Судя по «Июль» и «Сентябрь» (из цикла «Жизнь как год» того же автора), у него явно были проблемы с несостоявшейся семьёй. Итак, инопланетянин Е Меля по своему хотенью сделал Артемию жену и детей в обход всех стандартных процедур.
Но Колупаев, очевидно, не умел доводить до ума сюжет никакого произведения длиннее трёх страниц. Накал нетривиальной (и, несомненно, опасной) ситуации понемногу спал, люди уверены в нормализации и устранении опасности… а с какой, собственно, радости? Ведь ясно же, что источником чудес являлся не состав, который они покинули, а сказка про электробритву как таинственный макет выглядит немногим более убедительной, чем другая про нуль-упаковку. И решительно не нравятся повторы одних и тех же сцен по нескольку раз. И нафиг не нужные ксенофантастические вставки. Читать эту писанину будет нудно, и в общем-то этого автора я к прочтению не рекомендую.
stalkers, 12 июля 2009 г.
Классика. Жаль, что Колупаева сейчас мало кто знает. Единственный роман хорош. Но рассказы еще лучше были.
alexs2355, 7 декабря 2019 г.
Начал знакомство с творчеством Колупаева именно с этого романа. После прочтения не мог воспринимать книги других авторов месяца два. Лиричность текста, игра с пространством и временем, в общем, сложные ощущения (не хочется впадать в банальности). Автор либо зашёл, либо нет. Однозначно, должен быть на полке поклонников советской фантастики.
Русский, 24 октября 2009 г.
Начало этого произведения великолепно. Лёгкая фантастическая сказка, напоминающая «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Перед нами предстаёт поезд с пассажирами, живущий по своим чудесным законам, игрой времени, да и пространства, много необъяснимого и загадочного, изложено со спецификой, присущей советской эпохе. Всё бы было прекрасно, но по нарастающей автор начинает углубляться в «социальную философию», самокопание, самобичевание, жизнь ради общества и т.д. до бесконечности. Жаль, но это уничтожило отличную задумку Колупаева, как писателя-фантаста.
Лoki, 19 апреля 2016 г.
Замечательная книга написанная ярким, живым языком. Колоритны и обаятельны главные герои. Одна из любимых вещей у этого автора