Жан-Кристоф Гранже «Пурпурные реки»
- Жанры/поджанры: Триллер | Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В маленький университетский городок Гернон прибывает комиссар Пьер Ньеман из Парижа — расследовать жестокое убийство библиотекаря, которому удалили глаза после пыток и засунули в расщелину скалы. Однако это лишь первое убийство в кровавой цепочке.
Параллельно, в городке Сарзак, который расположен за 250 км от Гернона, офицер полиции Карим Абдуф расследует небольшое дело о взломе школы и осквернении могилы маленького мальчика, который умер 14 лет назад. Расследование приводит его в Гернон, где все звенья складываются в одну долгую цепь ужаса.
Входит в:
— цикл «Пьер Ньеман»
Экранизации:
— «Багровые реки» / «Les rivières pourpres», Франция, 2000 // реж. Матьё Кассовиц
- /языки:
- русский (10), французский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Волевич (10), О. Лесько (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 30 июля 2024 г.
Жан-Кристоф Гранже – один из известнейших французских писателей жанра детектив. Его роман «Багровые реки» получил известность в нашей стране во многом благодаря отличной экранизацией с Жаном Рено и Венсаном Касселем в главных ролях. Я не смотрел фильм до прочтения – всегда поначалу стараюсь ознакомиться с оригиналом.
В романе два главных героя и, соответственно, две сюжетные линии, сходящиеся ближе к финалу. Первый персонаж, Пьер Ньеман, на начало романа служит в столице. Во время усмирения футбольных фанатов, он сильно избивает одного из хулиганов. Чтобы убрать его подальше от прессы, руководство отправляет его в небольшой городок, где произошло зверское убийство. И это неспроста, ведь Ньеман – в прошлом очень прославленный детектив, известный по всей Франции. Однако у самого сыщика есть проблемы с контролем гнева, из-за чего он нередко попадал в непростые ситуации. Ньеман отправляется в небольшой горный городок Гернон, где было найдено тело жертвы. На высоте 15 метров, в расщелине скалы находят тело мужчины в позе эмбриона. Жертву ещё при жизни подвергли страшным пыткам, а затем вырезали глаза. В глазницы же залили воду с довольно странным составом. Убитый работал библиотекарем в местном университете, вел размеренный, даже затворнический, образ жизни и, по мнению окружающих, не имел врагов. Кто же мог так зверски надругаться над человеком и главное за что? Какие тайны пытались из него вытянуть пытками?
Параллельно с расследованием Ньемана, в двухстах пятидесяти километрах от Гернона, лейтенант Карим Абдуф, начинает другое расследование. Молодой араб прошел долгий путь с самых низов. Будучи сиротой он с ранних лет окунулся в преступный мир, став одним из самых успешных преступников своего города. Он занимался угонами машин, но параллельно получал неплохое образование. Наблюдая за падением своих товарищей по ремеслу, он осознает, что не хочет для себя такого конца. Решение его по-своему гениально – Абдуф идёт служить в полицию, ведь прекрасно ориентируется в преступном мире. Параллельно он тренируется в стрельбе и рукопашном бое. Многие отмечают рвение молодого человека, но из-за размолвки с руководством он получает назначение в небольшой тихий городок. На протяжении долгих лет здесь не случалось ничего интересного – лейтенанту попросту негде проявить свои способности. И тут происходит загадочное событие – кто-то взламывает архив школы. Поначалу Карим не придает этому происшествию должного внимания. Однако тут же он узнает, что на местном кладбище неизвестный проникает в склеп и оскверняет могилу десятилетнего мальчика, погибшего четырнадцать лет назад. Лейтенант решает выяснить больше об этом мальчике и обнаруживает, что вся информация о нем пропала буквально отовсюду: исчезли записи из всех архивов, медицинские карты и даже фотографии у одноклассников. Дело становится все запутаннее, но Карим чувствует, что перед ним то самое дело, которого он ждал всю жизнь. Чем больше он в него погружается, тем больше загадок встаёт на его пути. Как же связано дело о загадочном мальчике и убийства в Герноне, нам предстоит узнать на страницах романа.
Итог: Могу смело сказать, что у Гранже получился очень запутанный остросюжетный триллер. Автор умело погружает нас в гнетущую атмосферу своего романа. Напряжение нарастает постепенно от главы к главе. Гранже умело раскрывает не только детективный сюжет, но и судьбы людей, описанных в романе. Тут нет героев в развевающихся плащах – оба протагониста непросты и противоречивы. Убийства прописаны с немалой долей реализма, что может оттолкнуть людей со слабыми нервами. Рекомендую роман к прочтению любителям детективных триллеров.
Witcher, 14 сентября 2011 г.
С жанром детективного триллера в литературе я знаком плохо. Собственно, «Пурпурные реки» — мой дебют. Вначале смотрел фильм, затем решил, что стоило бы прочитать... Что сказать? Если и читать это произведение, то обращать внимание только лишь на сюжет как таковой. А лучше — представлять всё это как фильм, ибо художественного мира «Пурпурные реки» не имеет никакого.
Язык автора ограничивается постоянными ненужными сравнениями, причем сравнительный ряд всегда состоит из трех элементов, что к концу книги начинает немного раздражать. Каких-то чувственных, философских, социальных и прочих откровений здесь нет. А что я, собственно, должен был ожидать от триллера? Много требую... Да, там у автора были попытки привести какую-то любовную линию... Даже две... Нет, даже три... В общем, французы! Произведение, где вне событий, связанных с убийствами, нет ничего, появляется, однако, место для отношений между мужчиной и женщиной. Куда там! Нелепо оно получилось...
Также напрягает постоянная оценка автора к происходящему. Скажем, то, что убийство ужасно, нам повторяют превеликое множество раз, пока не появляется следующее убийство. Нет, ну если человеку выкололи глаза, то я ж и так понимаю, что это ужасно! Зачем мне это повторять? Нет же. Разжевать всё надо...
Но сюжет замечателен, здесь уж что сказать? Закрутил Гранже историю, продумал, здесь я нудеть не буду... В фильме урезали многие события, многие связующие звенья. За счет чего, конечно, сделали его более атмосферным и колоритным. Но развязка безумно интересна, даже несмотря на столько недостатков.
Timofeus, 22 февраля 2024 г.
Не понравилось, не смог дочитать. Клише на клише. Топорный слог. Куча выдуманных фактов. Больше не возьму этого автора.
vl690001x, 2 апреля 2024 г.
Читать интересно, но... начинаясь как хороший детектив, к концу превращается в какой-то абсурд. Не понятно, было ли изначально представление у автора — о чем он будет писать, или он придумывал всё это на ходу.
В общем, я разочарован финалом, он скомканный и откровенно дурацкий.
sergej210477, 3 апреля 2019 г.
Не понравился этот роман. С фильмом сравнивать не стану, там все держится на актерской игре.
А здесь, сюжет — сплошная цепочка нелепостей.
Про каждое звено можно сказать: зачем? К чему все было так усложнять? Нет логики ни в поступках преступника, ни в методах расследования полиции.
Сложно, просто нельзя поверить, что все может сложиться в единое целое.
Вот почитал я другие отзывы на этот роман. Многие пишут — «реалистично», «реализм». Какой там! Эта книга к жанру «реализм» не имеет ни малейшего отношения. Стопроцентный «Голливуд». Триллер с элементами боевика.
Ещё немного о реализме:
- реальные люди никогда не ведут себя так,
- обычные люди даже не думают подобным образом,
- да и вообще, таких персонажей в реальной жизни не существует.
Примеров тому в этой книги масса. Да и в других произведениях этого писателя — тоже самое.
Это не ляпы, не сюжетные нелепости, хотя, и этого хватает. Просто — это стиль книг Гранже.
Да, сама сюжетная линия далеко не правдоподобная, на грани мистики. Но, это полбеды.
Просто, автор пишет о таких вещах, о которых не имеет ни малейшего представления.
Сплошные нелепости в областях медицины, генетики, криминалистики, патологоанатомии. Полный абсурд в описаниях сцен драк, методов ведения полицейского расследования. Вообще, с психологией у писателя проблемы. И это притом, что он — журналист, должен разбираться в мотивах поведения людей
Главные герои — полицейские, полные психопаты. Они, вообще, не контролируют ни свои эмоции, ни свое поведение. Постоянно внезапно переходят из состояния смущения и нерешительности к агрессии, физическому насилию. Никто и никогда не стал бы держать на службе таких сотрудников. Психологически неуравновешенные люди.
Да и прочие персонажи не лучше. У героев Гранже гипертрофированные эмоции, рефлексы. Почему-то, все постоянно «бледнеют от ужаса», «зеленеют от страха», «покрываются потом». И это — не при виде на расчлененные трупы, а просто так. Я не понимаю, почему обычные буржуа, добропорядочные люди, ни в чем не виноватые, «становятся бледными как простыня» при невинном вопросе, который им задаёт полицейский. Мне с трудом верится, что офицер полиции «впадает в ужас» при чтении протокола вскрытия. Такие крутые супергерои, и тут постоянно — «стынет кровь в жилах», «остолбенел от страха».
Вообще, у меня сложилось впечатление, что действие происходит не в цивилизованной европейской стране, в конце XX века, а где-то, в Африке или Латинской Америке. Беспредел полицейских, несчастные, запуганные гражданские. Тут же, банды скинхедов, арабов. Вооруженные, живущие открыто. Какая Франция?! Это Сальвадор, Никарагуа!
В общем, если хочется детектива, где события укладываются в логическую схему, герои мыслят и ведут себя естественно — это не та книга. Любителям классического французского детектива, подобного книгам Ж. Сименона — читать не надо.
Зато, если хочется отдохнуть, хочется крутых героев, которые « в совершенстве владеют приемами супер-рукопашного боя «Т», стреляют без промаха — роман понравится. Прочитать его — как посмотреть голливудский фильм. Нужно просто отключить мозг и наслаждаться зрелищем. Ярко, динамично. Воды нет, события стремительно развиваются. Градус насилия зашкаливает.
Кстати, написана книга очень своеобразно. Такие оригинальные образы, эпитеты, сравнения! Я даже не понял, это «перлы» автора, или переводчика.
Вот, например, типичный пример:
Нет, Ньеман — это не маньяк-каннибал, как можно подумать. Это — главный герой, заслуженный комиссар полиции предпенсионного возраста, гордость Франции, пример для всех молодых сыщиков... Ну, что поделать, «немного» странный у него стиль мышления. Или, это автор или переводчик так выражают свои мысли?
Для меня — одноразовое чтиво.
gramlin, 17 февраля 2024 г.
В детективах мне нравится развитие сюжета по синусоиде (когда и ГГ и читатель то знает, то опять не знает) или по нарастающей — когда головоломка складывается постепенно. Но в этой книге сюжет это классический детектив: сначала ничего не знаешь — потом оп! и сразу всё понятно, концовка только про прояснение деталей.
В общем, для кино самое то, для книжки слабовато
Kavabanger, 11 июля 2023 г.
Удивительная книга. По прочтении не могу сказать про нее практически ничего хорошего — и написана плохо (ну не верю я что стареющий приземленный комиссар думает вот так: «Видения проплывали у него в голове, легкие, точно шепот, точно шуршание шелка или дыхание эльфов...» ), и парочка гг, которая подается как супер-боевики, никак свои навыки не проявляют, зато ежеминутно на всех орут, грубят и вообще ведут себя не как суровые мужики, а как поддатые истерички, да и сама Главная Тайна обескураживает своей нереалистичностью. Т.е. плохо ВСЕ — а читать интересно! Типичный случай guilty pleasure, читается влет, а потом сидишь, недоумеваешь — а что я, собственно, тут нашел?
kakaxo777, 20 октября 2017 г.
Осилил два романа этого писателя.
Не понравилось в обоих вот что: частенько, сыщик находит какую-то улику/зацепку и делает некое предположение,
которое звучит в его устах, как единственный неоспоримый и верный факт. И в последствии оно никогда не опровергается и не оказывается неверным.
Что касается этого конкретного романа, то сам главный замысел и все события, что в нем происходят, настолько невероятны (в плохом смысле этого слова), что поверить в это невозможно ну совсем никак. Первую половину книги ещё сохраняется какой-то интерес, но потом всё становится только хуже. Я уж не буду говорить про характеры героев из которых мне никто не понравился и, к счастью, не запомнился. Кстати сказать, я определил убийцу с самого момента его появления, и не потому, что это я такой умный, а потому, что этого следовало ожидать от этого автора.
Читая книгу, всё думал, ну как же так, такая высокая по меркам этого сайта оценка, ну должна она как-то подтвердится или оправдаться, тем более это не какой-то новый жанр, который мне не импонирует изначально, но нет — фрустрация...
Max Plissken, 19 июня 2015 г.
Начну, пожалуй, с упоминания экранизации. Да, замена Абдуфа на не особо примечательного сыщика-бунтаря Венсана Касселя не пошла фильму на пользу. Многочисленные срезания углов сюжета заметны, но вполне объяснимы длительностью фильма. В отличие от большинства критиков, я как раз не слишком рад Жану Рено в роли Ньемана. Играет он хорошо, однако этот персонаж ну совсем на него не походит. По всем описаниям это вылитый Даниель Отей, вплоть до выдающегося носа и, того как на нем сидят очки. Мрачноватую натуру столичного сыщика Отей передал бы тоньше, нежели молчаливый (а скорее заторможенный) Жан Рено. И концовка — самое слабое место фильма, сильно портит впечатление.
Однако, я бы не сбрасывал фильм со счетов. Мрачная, тягучая атмосфера создана режиссером в лучшем виде. Этакий голливудский хоррор-триллер с европейским привкусом. Динамика, напряжение, качественная расчлененка. Между Касселем и Рено чувствуется отличное актерское взаимодействие, заставляющее с интересом следить за поисками убийцы. Что же касается отличий от романа....
То они не слишком беспокоят! Да, роман хорошо написан, и еще лучше закручен. Зловещие тайны замкнутой людской общины, тьма персонажей, запутанные отношения которых не уступают Ларссоновским фантазиям. Подробнейшее раскрытие работы сыщиков (вплоть до утомительных походов по очевидцам), и сами сыщики. Читать диалоги старого жесткого пса Пьера с молодым, весьма агрессивным, волчонком Каримом сплошное удовольствие. При всем при том — книга такой же коммерческий продукт как и фильм. Он выполнен с соблюдением тех же самых условностей и дешевых приемов бульварного жанра. Я сбился со счета сколько раз сюжет продвигается путем: «он уже собрался уходить, как вдруг взгляд скользнул по стене, и Ньеман заметил...». Кроме шуток, Гранже этот прием просто обожает. То же касается образов второстепенных персонажей. Помимо сыщиков интересной фигурой я бы назвал только девушку-альпинистку. Остальные: вполне стандартные образы из детектива про таинственные заговоры и ритуальные убийства. Поведение их предсказуемо, и если кого-то и жаль, то лишь из-за садистских наклонностей убийцы. Действие частенько принимает тягучий, неторопливый характер, свойственный готическим романам. Для книги это большой плюс, а вот фильм только выигрывает от перехода к стилю динамичного триллера
В итоге: фильм слабее книги, но и сама книга не шедевр жанра. Я прочел ее дважды, посмотрел фильм трижды — и остался доволен. Но никогда не требовал от авторов шедевра сенсационной сатиры, или же Хичкоковской глубины. В данном случае форма преобладает над смыслом, и, благодаря исполнению, обе версии могут доставить удовольствие любителям жанра.
P.S. Насчет продолжения фильма — отличный боевичок с дико неправдоподобными, но эффектными поворотами сюжета. Вторичный донельзя, но если сравнивать с другими фильмами на деньги Люка Бессона, вполне недурственный. Никакого отношения к Гранже. В свете последних событий не могу не упомянуть Кристофера Ли, в роли злодея он был как всегда прекрасен.
Shvoloch, 1 марта 2013 г.
Действительно качественный триллер. Начинается все с обнаружения в маленьком университетском городке трупа библиотекаря в позе эмбриона, с выколотыми глазами, отрезанными кистями рук и следами пыток. А совсем недалеко, уж вообще в глубоком захолустье кем-то вскрывается склеп, в котором похоронен 10-летний мальчик. И, ясное дело, это «ж-ж-ж» неспроста и эти преступления связаны между собой. Радостное начало, наверное книга все-таки не для детей )) Как прекрасно понимает любой любитель триллеров на этом убийства и сюрпризы не закончатся и будут раз от раза все красочнее. Но несмотря на любовь автора к подробному описанию натуралистических подробностей убийств чувства брезгливости или страха они не вызывают.
Главных героев двое — героический легендарный комиссар Пьер Неман, страдающий от взрывов бешенства и теряющий контроль над собой, и молодой полицейский — араб Макс с дредами, сам бывший вор и угонщик. Наверное, французская полиция очень толерантна раз представители закона могут ходить с такими прическами. Собственно на этой колоритности описание героев и заканчивается — эта книга не о людях, а о действиях. Вот уж к чему претензий нет. каждую минуту что-то случается и накал интереса не ослабевает даже когда основная тайна становится понятной (лично я где-то после 2/3 понял из-за чего и кто организовал весь сыр-бор). С логической стороны довольно много косяков, но они всплывают уже после прочтения когда возникают вопросы к деталям. Ну и сам мотив и способ убийств весьма фантастичны, без тайных сообществ не обошлось. Но мы же все прекрасно понимаем, что про реальную бытовуху читать не интересно, а про загадочные и ужасные убийства — вполне. В итоге получилась интересная одноразовая книжка, которую вполне можно заради развлечения прочесть на отдыхе или когда мозги отказываются кушать что-то серьезное.
П.С. Фильм на порядок слабее. Ужасная актерская игра Венсана Касселя (жаль араба с дредами не нашли), который вообще-то хороший актер. Половину героев и событий просто вырезали. То, до чего персонажи книги докапываются с огромным трудом в фильме они же мгновенно высказывают в качестве первого предположения, которое, конечно же, оказывается правильным. Ключевые для раскрытия убийств фразы вообще акцентированы так, что убийцу можно вычислить в первой половине фильма. А концовка вообще смехотворна и нелогична, в отличие от книги. Хотя в книге все заканчивается намного трагичнее, но зритель жаждет хэппи-эндов...
Thornbird, 1 июля 2022 г.
Ну что сказать... «Присягнувшие тьме» мне понравились больше) «Багровые реки» — ну совсем попсовый детектив, в котором эмоции и события превалируют над логикой и убедительностью. В убийцу и его мотивы не поверила. Чушь какая-то, если честно... А вот намек на убийцу стал понятен сразу. При этом в сюжете наворочено слишком много всего ради красного словца, но ничего за этим по сути не стоит — только желание автора как можно лучше развлечь читателя.
Полицейские не в ладах с эмоциями и агрессией тоже не впечатлили. Кстати, до этого пыталась читать Мюссо «Квартира в Париже» (не выдержала, так как скука смертная). Там тоже у женщины-полицейской эмоции били через край — на пустом месте могла закатить истерику, до этого пыталась покончить с собой из-за того, что ее мужик бросил.. Не знаю, может, французы любят таких нестабильных героев? Мне лично они кажутся слабаками и раздражают. В органах должны работать абсолютно эмоционально устойчивые и стабильные люди без психических отклонений. А тут непонятно, как такой типаж может вообще оказаться в полиции.
В общем даже расписывать особо нечего. Не вижу смысла копаться в слишком многочисленных деталях сюжета, так как там не сходится ничего, буквально с самого начала.. Украли фотку с неизвестной могилы — и на этой почве весь сыр-бор, до скупой мужской слезы и желания отомстить? Ну-ну.. «Осквернение могилы». Где оно там, это осквернение, если следователь даже могилу не осмотрел, так как ну очень боялся гробов, кладбищ, да и сторож злой не позволил. И вот так там практически все...
Скажу так. Читать было интересно, так как экшен, так как страшные убийства, много событий, хочется найти в них логику, хочется «прощупать» след, все понять и разобраться.. Но в итоге ты получаешь винегрет из мало связанных деталей, которые наскоро грубо пытаются сшить белыми нитками в конце, чтобы как бы получилась история. Я лично в нее не поверила и она меня разочаровала. Я ни к кому не прониклась сочувствием. Но тут на любителя, видимо. Зато написано хорошим языком, с яркими описаниями, которые компенсируют многие недочеты.
kamenshik, 31 марта 2018 г.
Прочитал книгу уже после просмотра
Я не любитель жанра детектив и читать брался с большой осторожностью. Однако все опасения отпали уже к первой трети книги. Герой, как и водится в таких случаях, уперт, своенравен, всегда все делает по-своему, что и ведет его к разгадке, несмотря на все преграды и ухищрения злодея. Несколько историй, идущих параллельно друг другу, не переплетаясь до определенного момента, хорошо дополняют картину происходящего, сводя все концы в единый клубок, когда все становится ясно: и предыстория, и мотив, и как все обстояло на самом деле. Гранже очень хорошо описал многое из того, что ему, как журналисту в прошлом, было известно. Здесь нет случайностей, нет с хрустом выезжающих из кустов роялей. Все имеет свою логическую причину и развивается на протяжении всего сюжета.
Атмосфера.
Она не просто присутствует, она является частью книги. Не поверю тому, кто скажет, что не прочувствовал описанный в книге мир отрезанного, почти закрытого, общества, где развитые умственные способности людей, следуют рука об руку с их врожденными, наследственными недугами. Как люди пытаются исправить положение и к чему это приводит.
Единственное, что меня действительно огорчило и в какой-то мере не дало поставить книге заслуженную девятку — концовка. Не буду спойлерить, скажу лишь, что последняя четверть книги подобна разогнавшемуся локомотиву. Ты несешься вперед, проглатывая страницу за страницей, ждешь чего-то неимоверного, бурлящего, а получаешь... В общем, читайте) Книга стоит потраченных денег и, что немаловажно, времени. Ведь деньги всегда можно вернуть, а время — нет.
Laurovetlan, 6 марта 2023 г.
Не смогла дочитать, может я слишком много требую, но просто невыносимо было читать как главный герой на каждую девушку смотрит как на кусок мяса. Как будто размышления гребаного маньяка.
Да и повеселило, что человека, которого по бедам с бошкой не взяли в армию, на изи взяли в полицию, учитывая что в армию обычно берут практически всех подряд.
Ouroboros_8, 21 января 2021 г.
? ОТРАЖЕНИЕ, или ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР
ЦИТАТА: «— Сумасшествие умеет маскироваться, комиссар. Безумные часто выглядят совершенно нормальными для окружающих».
(Жан-Кристофер Гранже. «Багровые реки»)
Роман французского писателя Жан-Кристофа Гранже «Багровые реки» (Les Rivières pourpres), написанный в 1998 году, сначала заставил «закипать кровь в жилах», создавая впечатление добротного триллера и шикарного детектива, а под конец оставил ощущение, что мне вместо конфеты от известного производителя в многообещающем фантике достался всего лишь фантик. После прочтения книги я чувствовала себя ребёнком, которого обманули. Хорошо, что это была не первая книга, с которой я начала знакомство с творчеством Гранже…
Но, по порядку. Это рецензия (отзыв) не литературного критика, а читателя, поэтому я хочу выразить чувства, сопровождавшие меня при чтении, а также некоторые личностные соображения, касающиеся темы и замысла произведения.
… Во всём всегда виноваты психопаты! Если бы не было на свете психопатов, откуда бы писатели черпали сюжеты для своих умопомрачительных детективных романов? Но не слишком ли много психопатов для одного романа – «Багровые реки»? Это первый вопрос, который я задаю сама себя, осмысливая только что прочитанную книгу. У Гранже практически все персонажи романа имеют социопатические отклонения в психике. Это относится и к детективам – главным персонажам, ведущим умопомрачительное расследование, – комиссару Пьеру Ньеману из Парижа и лейтенанту Кариму Абдуфу из небольшого городка Сарзака.
Ньеман – настоящий псих, не контролирующий своих эмоций. Так автор рекомендует одного из своих главных персонажей уже с первых страницах романа, повествуя о неадекватном поведении полицейского в ходе уличных столкновений. Что это? Профессиональная деформация? Может быть … Автор историю самого детектива почти не раскрывает. Он так и остаётся до конца книги тёмной лошадкой, точнее просто опытной профессиональной ищейкой.
Образ его неожиданного напарника по раскрытию преступления – араба Карима Абдуфа описан гораздо полнее и ярче. Бывший вор, угонщик автомобилей становится профессиональным полицейским. Чудеса, да и только … К тому же ему поручают раскрытие запутанного уголовного преступления.
Симбиоз этих двух полицейских наводит на мысль: французская полиция вся состоит из таких необычных, колоритных персонажей? Следственные действия, проводимые детективами в рамках литературного произведения, на мой взгляд, описаны достаточно хорошо, хотя и не всегда логичны, и целесообразны (бедные полицейские Гернона, застрявшие в библиотеке).
Социопатами являются и женские персонажи. Их образы Гранже описывает более тонкими и верными психологическими красками, чем мужские. Социопатия – явление, которое может не бросаться в глаза. Чтобы распознать социопата, зачастую нужно прожить с ним бок о бок продолжительное время.
Сюжет «Багровых рек» основан на раскрытии таинственного и шокирующего преступления в небольшом кампусе в предгорьях Французских Альп – Герноне. Кровавая драма, описанная Гранже, настолько страшна, что не остаётся никакого сомнения – действовал изощрённый садист, преследуя выполнение своего адского плана. Элементы триллера («кровавый покер») наиболее хорошо удались Гранже. Он их органично соединяет с детективной составляющей романа.
Преступление – длящееся. Оно занимает по времени около полувека, и участники этой криминальной драмы территориально проживают в разных местах Франции. Поэтому автор вводит второго сыщика после Ньемана – Карима Абдуфа, который расследует другое преступление в Сарзаке: таинственная смерть десятилетнего мальчика Жюда Итэро. Впоследствии оба эти дела объединяются в одно.
Замысел романа – просто великолепен. Качество текста – изумительное. Персонажи – живые, харáктерные. Атмосфера повествования – соответствующая времени описываемых событий. Само повествование – захватывающее. Интрига! Да ещё какая!!! Динамика – стремительная. Почему же в конце концов не покидает ощущение, что меня обманули?
Автор обманул меня в моих самых наилучших ожиданиях. Развязка романа – слаба и нереальна. Такое ощущение, что Гранже вдруг в конце всё решил обернуть в шутку – посмеялся над легковерным читателем, падким на развлечения, интригу и особо не заморачивающимся над реальностью происходящего. Даже качественная фантастика, на мой взгляд (кстати, не единственный в своём роде!), должна быть правдоподобной. А это – детектив. Он, как мне кажется, более, чем фантастика, должен вызывать чувство реальности происходящего.
О чём же я? Генетика. Гранже пишет на самом стыке с XXI веком. Отчего же автор так мало сведущ в этом вопросе? Фантазии – не достойные даже научной фантастики (но меня же не предупредили, что я читаю фантастику: может быть в этом дело?). Эксперимент, описанный в романе, напрочь лишен реальной основы: такого быть не может. Нельзя создать герметичный, то есть закрытый, социум – профессорско-студенческий городок (кампус) в наше время! Современные средства коммуникации не позволяют. Тем более, что Франция – не такая уж и большая страна, да и плотность населения тоже не маленькая… Нет. Тут автор что-то явно перемудрил. А с точки зрения генетики как науки – вообще мракобесие…
Социально-психологическая обстановка в кампусе также вызывает недоумение. Лично у меня. Профессора – элита, «сливки общества»? Что автор имел ввиду? В кампусе у Гранже проживают преподаватели и студенты. Научных изысканий никто не проводит. Это – не Новосибирск с мощнейшей научной базой, а всего лишь маленький заштатный городишко, в котором располагается высшее образовательное учреждение. Автор ничего не попутал?..
Акушерство и гинекология у Гранже – тоже из области невероятного. Женщины, которые будут читать роман, меня поймут. Не думаю, что в современной Франции рожают не так, как в других цивилизованных странах, в том числе, в России. Мужчины тоже должны знать, что новорождённого младенца всегда показывают сначала матери, а потом уносят. Махинации с подменой детей возможны, но крайне редко. Это тема для романов. Но поставить такое дело на поток – не реально. Были ещё и другие моменты – чисто из области фантастики …
Ну, да ладно. Пофантазировал автор – пусть … Пол беды. Но как же разочаровал сам финал … Он откровенно пошлый, достойный дешевых бульварных романов. В лучшем случае (мягко говоря) – сказочный. Не зря же автор пробуждает ассоциацию со сказкой «Мальчик с пальчик» и белыми камушками.
Что произошло? Почему Гранже предал такую прекрасную книгу? Как будто ему сказал кто-то, или он понял сам: что-то не так в этой истории, и он решил обратить всё в фарс. Очень жаль. Честно.
Я задумалась над своей оценкой книги: между «хорошо» и «удовлетворительно» … И всё же – ближе к «хорошо». Пусть какую-то роль при оценивании сыграло моё общее впечатление о творчестве Гранже, но, как ни крути, – большая часть романа – на «отлично». Цикл «Пьер Неман» буду продолжать читать, как и другие книги полюбившегося автора.
Ватникк, 24 июля 2020 г.
Двое полицейских. Герои-одиночки, следующие не закону, а своему внутреннему кодексу. Всю книгу машут ногами и думают. Ещё пытают свидетелей, убивают подозреваемых. Да и просто пугать холопов не гнушаются. Чуваки удовлетворяют психозы и нехорошие наклонности, работая в полиции. Потом встречают маньяка и говорят: «О, мы с тобой такие похожие!». И все летит к чертям...
К детективной части много вопросов.
Атмосферность и нуар, за что многими роман хвалим, тут присутствуют. Но они как солнце весной: то есть, то нету. Читается легко. Но не сказать, что чем-то выдающееся произведение. Ожидал больше от романа, что каноном жанра считается. Вот Dark fantasy или Кинг — это да, атмосферно, до костей пробирает
Роман вышел в 1998 году. И как старый тетрис, пропитан духом 90х. Милая сердцу вещица. Но играть в нее уже не интересно