Роберт Хайнлайн «Дети Мафусаила»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Америка — страна масонских лож и тайных сообществ. Вот и ещё одна община загадочных нестареющих людей, которые вынуждены скрывать свой истинный возраст за поддельными документами. Наиболее ожидаемой реакцией общества на их раскрытие — это желание толпы завладеть секретом. Ещё бы — кто не хочет жить вечно?
Но есть ли секрет? И что же делать современным мафусаилам, чтобы влиться в общество?
Приключенческий роман о клане долгожителей, чья тайна оказалась раскрыта человечеством и это привело их к бегству с Земли. Подробное описание идей из области генетики и космонавтики (космический ковчег) сочетаются здесь с аллюзиями на идущий прямо в момент написания этого романа Холокост и исход евреев из Египта.
• Роман посвящается писателю-фантасту Эдварду Э. Смиту, другу Р. Хайнлайна.
• Книжное издание — 1958 г.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— цикл «Лазарус Лонг»
— журнал «Astounding Science-Fiction, August 1941», 1941 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, July 1941», 1941 г.
— журнал «Astounding Science-Fiction, September 1941», 1941 г.
— сборник «The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories», 1967 г.
— антологию «Звёздный старатель», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 1997 // Зал славы |
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nordcor, 18 июля 2024 г.
Дети Мафусаила. Это похоже на бред.
И это не эмоциональная характеристика, а фактическая. Всё, что там Хайнлайн наворотил, весь этот сюжет — это просто чушь. Герои не вызывают сопереживания. Какие-то дурацкие картонки либо выпукло-нарочитые. Особенно вызывает раздражение, главный герой, напыщенный индюк в юбке — дедок, который со всеми разговаривает пренебрежительно-уничижительно.
Приключения в космосе (на корабле, который никак не описан, кроме того, что это цилиндр, а внутри что? хоть что-нибудь? чтобы я мог представить это как-то) напоминают Незнайку на Луне вперемешку с Риком и Морти, только на «серьезных щах», от того то и ловишь фейспалм по ходу этой дурной пьесы. Какой-то гений-помощник, под боком деда-ковбоя в юбке (гг), который изобретает чудо-приборы (просто достает их как кролика из шляпы), и с помощью которых корабль разгоняется до почти световой, а потом и преодолевает ее. Хочется прокричать в эти моменты — НЕ ВЕРЮ!
К тому же главная загадка на одной из планет — не раскрыта. Хайнлайн замутил нечто интересное — замахнулся на рубль, но не придумал как это раскрыть и получился выхлоп — на копейку (да, таких старых выражений в тексте полно).
Подводя итог. Мне совсем не понравилось. Хотя местами были просветления (про себя восклицал — вот оно! наконец-то, сейчас будет то самое, ради чего я начал читать это! но потом полный облом) — какие-то оригинальные идеи, которые захватывали, и главная идея конечно, про некую группу лиц, которая стареет очень медленно и живет в два раза дольше, по сравнению со всеми остальными людьми. И вы как и я, уже ощутили предстоящий восторг и раскрытие тайны; в предвкушении от погружения в какую-то теорию заговоров, как они правят миром, находясь в тени, за кем стоят, и как раскроется их главная тайна долголетия? Но нет. Ничего этого не будет! Все уходит в какой-то «приключенческий» бред и безумные скачки по планетам — взад-вперед. (Как говорил Гоблин в фильме Буря в стакане — гонки на маршрутках). А жаль. Идея то и для нашего 2024 года крайне актуальная, и над ней очень сильно корпят в высоких местах...
Пару слов про текст и перевод этого романа в издании Пасынки вселенной 2009 года от Эксмо (Сборник: Луна — жестокая хозяйка, Пасынки вселенной, Дети Мафусаила).
Башмаки, втихомолку, подбоченились, безо всяких яких. Начхоз, наипаче, приходило на мысль, неослабное внимание. Вперед и без оглядки — и черт с ним, что собаку не выгуливали. Дождик не каплет, паче чаяния, дешево — да гнило. Безо всяких яких.
4/10.
keellorenz, 19 августа 2024 г.
С точки зрения идей роман хорош — прямо хотелось сказать «ай да Пушкин, ай да...» — тут и клан почти бессмертных мутантов (1 в 1 из романа Стэплдона «Странный Джон», глава «Жаклин», или его же «Последние и первые люди», вторая цивилизация 1х людей), и аллюзии на холокост (и на историю евреев вцелом), и космический ковчег....просто праздник НФ-конспирологии. Для 41 года — высокий уровень. Не Ван-Вогт , конечно и не Азимов, но где-то рядом. Но это процентов 15 текста. Остальное — какая-то малоправдоподобная муть про космические странствия в поисках земли обетованной для долглживущих «евреев» со своим Моисеем: прилетели, посмотрели, планета не подошла, улетели — и так несколько раз по одной схеме. Финал любопытный, но увы, антинаучный по современным меркам (не буду оставлять спойлеров, но там внезапно показались ушки русских биокосмистов и т.п. деятелей времен Ленина). Я бы сравнил это безобразие с «Челн на миллион лет» Андерсона — тоже годные нф идеи про клан бессмертных загублены плохим исполнением. Про политические и социальные мотивы уже сказали ниже рецензенты — все грустно. Читать можно и нужно, но только и исключительно из-за занятных первых 15% текста. Такой же сюжет был у Шоу в «Назад к Мафусаилу» — не сомневаюсь, что Хайнлайн его читал, но там литература, а тут какие-то жалкие потуги начинающего автора.
Groucho Marx, 19 ноября 2022 г.
Насколько плох этот роман, становится понятно на первых пятнадцати страницах.
Значит, за двадцать лет до начала действия в США свирепствовала кошмарная религиозная диктатура, опиравшаяся на мощные репрессиные структуры. Диктатуру с огромным трудом удалось опрокинуть, и было построено демократическое государство, типа современной Хайнлайну американской демократии, но без коррупции. Люди, выросшие при диктатуре, не просто живы, они молоды и энергичны. По идее, они должны помнить о том, что было совсем недавно, но они... не помнят ничего. Они наивны, доверчивы, простодушны и открыты всем встречным и поперечным. Разговор дамы, попавшей в колёса террора, с человеком, этот террор осуществляющим, просто верх глупости. Это как если бы в 1933 году еврейка объясняла бы высокопоставленному эсэсовцу, что расовые законы несправедливы — вот она, например, еврейка, но ведь не враг немецкому народу! С психологической, социальной и чисто литературной точки зрения такой эпизод — зашквар Хайнлайна.
Но хуже всего, когда в действие вступает Мэри Сью Роберта Хайнлайна — Лазарус Лонг. Это здоровенный детина в «самой мужественной из возможных форм одежды» — в плиссированной миниюбочке, под которой к мошонке героя привязан бластер. Он непрерывно оскорбляет и унижает окружающих, размахивает кулаками и угрожает вышепомянутым бластером, а все встречные дамы сгорают от желания затащить грубого мачо в постель. Этот космический ковбой значительную часть жизни провёл в болотах Венеры и на окраинных станциях Внеземелья, но в политике разбирается лучше политиков, психологию знает лучше психологов, умеет обращаться со всеми видами транспорта, владеет всеми видами оружия, а в науке одной левой побивает всех яйцеголовых. Ему достаточно гаркнуть на собравшуюся толпу, как все пугаются. Ему достаточно вывернуть юбочку наизнанку, чтобы спецназовцы приняли его за своего начальника. Ему досточно хлопнуть по плечу яйцеголового очкарика со словами «Не трусь, пацан, я с тобой», чтобы очкарик тут же сделал очередное гениальное открытие. И вообще, очень заметно, что Роберт Хайнайн обожал вестерны с Джоном Уэйном. Ведь брутальный здоровяк Джон Уэйн с кольтом — это и есть Лазарус Лонг с бластером, только Уэйн всё же вежливее Лонга. При всей крутости, Джон Уэйн не грубит непрерывно всем встречным.
Совершенно непонятно, каким образом туповатый хам (он в самом деле глуп и побеждает своих своих врагов только потому что ему непрерывно подыгрывает автор — то цвет юбочки окажется идеально совпадающим с цветами униформы спецназа, то оппонент попадётся совсем уж трусливый, падающий в обморок от грозного взгляда в упор) ухитрился прожить 200 лет, да ещё на фронтире, где (как верно указывает сам Хайнлайн в «Луна — суровая госпожа») за немотивированную грубость можно запросто получить пулю в лоб от более быстрого стрелка. Как такую пулю не получил Лазарус Лонг за свои выходки, так сказать, тайна, лежащая на писательской совести самого Роберта Хайнлайна.
О других несуразицах этого романа уже написал уважаемый комментатор Козлов, не стану повторяться. Он всё хорошо сформулировал.
Он только не отметил, что Хайнлайн и в самом деле ненавидел, презирал демократию и во всех своих книгах старательно оплёвывал её, воспевая Сильную-Личность-с-Бластером-в-Руках, стоящую над законами и манипулирующую стадом тупого быдла.
В общем, «Детей Мафусаила» хорошо читать в возрасте 15 лет, будучи прыщавым девственником, страдая от насмешек одноклассников, равнодушия девочек и мечтая отомстить им всем. Для взрослого же читателя этот роман, увы, никакой ценности не представляет.
Конечно, это ранний роман Хайнлайна, из того литературного периода, когда Мастер ещё не научился примаскировывать свои политические убеждения всякими интересными отвлекалочками. Это обстоятельство отчасти извиняет уровень «Детей Мафусаила». Но всё таки... Только представить — этот разухабистый трэш писался одновременно с «Основанием» Айзека Азимова.
Deliann, 27 апреля 2014 г.
Про долголетие, полученное благодаря чудо-эликсиру я уже читал, поэтому к «Детям Мафусаила» подходил с небольшой долей настороженности: не окажется ли роман вторичен для меня. Не оказался.
В XIX веке Айра Говард запустил грандиозный, но тайный проект селекции людей с целью вывести новый вид, способный жить долго, не старея. Айра основал Фонд, который финансировал браки людей, имевших в роду долгожителей. В итоге к XXII веку Фонд добился серьезных успехов: старейшему его члену было уже более 200 лет, а выглядел и ощущал он себя довольно бодро. Но вот факт долгожительства вскрылся, и общество не поверило в кропотливый труд (естественно, в чудо-эликсир поверить проще, да и завладеть им может любой). Пришлось членам фонда ради своего спасения покинуть Землю и отправиться искать лучшей доли в космосе.
Роман произвел неоднозначное впечатление. С одной стороны, интересные идеи и посылы, есть над чем пораскинуть мозгами, произведение насыщенно действиями и моральными вопросами. С другой стороны, при чтении не оставляет ощущение скомканности и поспешности повествования (подозреваю, что это ощущение вызвано тем, что перед «Детьми Мафусаила» я прочитал «Во всем виноват лишайник», где действия вообще не было, так что вполне возможно, что для меня переход был слишком резким). Из всех персонажей ярко выделяется Лазарус Лонг, а все прочие просто блекнут на его фоне.
В итоге книга определенно заслуживает внимания всех любителей фантастики. Проблемы долголетия, ненависти к не таким, как все, поиска своего места в мире и дома раскрыты здесь блестяще. Пусть и очень оптимистично.
Velary, 9 июля 2017 г.
Один из моих любимых романов Мастера! Написанный ещё в 1941 году, он относится к самым ранним произведениям. Заметна некоторая скомканность повествования, в небольшой объём уместился длинный сюжет. Не хватает подробностей, большего раскрытия темы. Но и того, что есть, достаточно для составления полной картины, не остаётся ощущения «белых пятен».
В этом романе впервые появляется любимейший персонаж Хайнлайна Лазарус Лонг. Здесь он ещё довольно стереотипен — этакий бравый парень-искатель приключений с бластером наперевес. В дальнейшем, в романе «Достаточно времени для любви» он раскрывается полно и глубоко. Также интересен Администратор Слэйтон Форд, чья линия не раз делает неожиданные повороты.
Приключенческая составляющая на высшем уровне! Хотя мне больше всего нравится первая часть, происходящая на Земле. Там больше социального, острая проблематика принятия в казалось бы абсолютно толерантном обществе будущего. Хочется больше узнать о быте Семей: Фонде, Убежищах, Советах.
Вообще способ бесконечного продления жизни, предложенный автором, простой и изящный, уж не знаю, насколько применимый на практике, но хотелось бы верить...
И, конечно, написано в фирменном Хайнлайновском стиле, лёгком и ироничном, так что оторваться невозможно!
primorec, 16 апреля 2013 г.
Чем дольше я живу на этом свете, тем чаще ловлю себя на мысли, что времени отчаянно не хватает. В молодости порой казалось, что дни тянутся бесконечно долго, а сейчас, что там дни — месяцы и годы пролетают с невообразимой скоростью. Список дел, которые надо сделать, книг, которые хотелось бы прочитать, и фильмов, которые надо бы посмотреть, только увеличивается и чувствуешь, как отпущенное время убывает все быстрее и быстрее. И становится так жаль, что впереди нет никаких веков, как у библейского Мафусаила. Уж я бы нашла, чем их занять.
Поэтому и было интересно прочитать эту фантазию Хайнлайна о долгожителях, бежавших с Земли от своих короткоживущих соседей, от их зависти и ненависти в поисках нового дома, блуждавших среди Звезд, ничего не нашедших равного родному дому, и в результате, вернувшихся, чтобы потребовать свое законное место под Солнцем на любимой Земле.
Это — один из первых романов Мастера, еще неровный по стилю и содержанию. В небольшой объем Хайнлайн умудрился вложить столько, что иному автору хватило бы книг на пять. Противостояние с охваченным ненавистью к долгожителям Человечеством, захват межзвездного корабля и полет в неизвестность, встреча с могучей цивилизацией, новый полет и пребывание в бездумном раю на новой планете, опять полет и возвращение на Землю... Столько всего, что иногда трудно даже уследить за этим калейдоскопом событиями.
И пусть здесь нет красочных описаний, детальной проработки характеров или глубокого психологизма, но зато есть несокрушимая вера в разумность и способности Человека. Люди оказались крепкими орешками и не соблазнились ни даровой мудростью «богов», ни вечным раем на планете «человечков». Желают они провести свой долгий век не в неге и безделье, слепо следуя указаниям «высших сил», а в трудах, заботах, поиске знаний, чтобы самим решать свои проблемы, преодолевать трудности и покорять Звезды. Что же, вполне достойные планы на долгую, а может и вечную жизнь.
Мне бы такую веру. Было бы интересно узнать, есть ли у оптимиста Хайнлайна рецепт на случай, если к вечной власти придет дурак или маньяк, у государственной казны на века угнездиться хронический коррупционер, а в министерстве образования навсегда засядут... Сами знаете кто. И без всякой надежды на естественные процессы старости и смерти... С радостью бы прочитала, как бороться с такими «детьми Мафусаила».
А , может, не надо гадать, что там, да как, сколько лет осталось, планировать или нет на будущее, завидовать тем, кому отпущено больше. Может просто жить прямо сегодня, сейчас, в этот самый единственный момент настоящего. Наслаждаться каждым днем, не откладывая на далекие годы…
Farit, 13 января 2013 г.
Роман уж очень рыхлый. Такое впечатление, что автору стоило запустить трилогию — Старики за Земле, Старики в Космосе и Старики возвращаются. В этом случае было бы все как надо — завязка, действие и кульминация. А тут получилось не пойми что — событий множество, все носятся как угорелые по Галактике, причем полдороги своей волей, полдороги — чужой, что-то видят, но на то, чтобы вникнуть и осмыслить увиденное времени как раз не хватает. Очень несбалансированная книга.
В плюсах — как всегда безудержная вера в человека, отличная фантазия и подъем сложных вопросов (на которые, правда, он пытается найти ответы полегче).
Гриф Рифт, 29 сентября 2010 г.
Я даже не знаю как объективно выразить свою точку зрения на это произведение, ибо мешают сугубо положительные эмоции! Ключевой идеей в романе является бессмертие, поначалу одной семьи, семьи Говарда. Эти люди вынуждены были скрывать своё превосходство перед обычными людьми, дабы избежать геноцида по отношению к себе. Простой народ чувствовал себя ущербным, и в результате свойственных человеку пороков: зависти, гордыни, решил истребить эту семью, полагая что те, в свою очередь открыли секрет бессмертия и не желают делиться им. Хотя это не являлось правдой, но простой народ и власть представлявшая этот народ не желали в это верить! В результате семья Говарда оказалась изгнанниками и отступниками в лице землян, которые были вынуждены бежать в открытый космос навстречу неизвестности! НЕ думайте что далось им это легко и бесзаботно, но я не буду раскрывать всей интриги! В одном мире, мире Джокайра, они не ужились в результате открытия Слейтона Форда, и те (джокарийцы) в свою очередь отправили их корабль на другую планету к «Малому Народцу», всё вроде бы шло безмятежно, но человеку свойственно себя реализовывать и всегда добиваться чего-либо, этой возможности колонисты были полностью лишены, и приняли единственно верное решение.
Больше всего меня искренне порадовала идея проведения семейных советов! в романе много интересных идей и позиций относительно философии, в том числе переоценка личностей героев и осмысления сущности бытия. НЕ знаю почему, но меня натолкнула именно на эти мысли. Роман красочный, интересный и при этом не скучный, хотя конечно расхваливать Хайнлайна можно за многое, но в его романах каждый читатель найдёт для себя что-то своё, а это по-моему главное! В его романах всегда присутствует некая динамичность сюжетов, что в принципе оправдывает большое количество героев. Лазарь Лонг- старейший во всей семье Говарда, обладает не дюжими способностями и главное мудростью, которая не раз выручает команду, самое интересное что по натуре он оптимист, с присущей ему долей реализма, всегда может принять верное решение, но никому свою точку зрения навязывать не будет, просто постарается донести до окружающих, что его решение взвешенное и оптимальное, хотя к нему и без этого прислушиваются. Мэри Сперлинг- хваткая девушка не лишённая здорового чувства юмора, и в тоже время по пусту не болтает, ей удалось сохранить в себе молодость духа, что в принципе становиться первостепенным, так как так как сохранять молодость физическую не составляет особого труда. Эндрю Джексон Либби — «счётчик» великолепный, одарённый математик и изобретатель, можно сказать «мозг» экспедиции, неутомимый романтик. Вот лишь моё мнение по тем героям романа, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Всех расписывать не стану, т.к. это займёт немало времени. :wink: Скажу одно этот роман не оставил меня равнодушным, и я прекрасно провёл время за его чтением! Очень помогло отвлечься от осенней депрессии. Возможно в этом романе приоткрывается будущее нашей расы, и проблема перенаселения будет решена, благодаря межзвёздным перелётам, а главное что если верить во что-то очень сильно, это обязательно сбудется, какой бы невозможной и абсурдной казалась идея! Главное верить! Ведь отчасти все мы-дети Мафусаила!:val:
Нортон Коммандер, 9 февраля 2015 г.
Этот роман написан достаточно давно, в 41-ом году, и является довольно ранним даже для «Золотого века» фантастики. Тем не менее, он написан талантливо и добротно, а потому не кажется наивным, а производит впечатление не только встречи с далёким будущим (о котором идёт речь в романе), но и с чем-то из прошлого, что можно выразить умными словами, типа «ретро» или «нуар». Читая этот роман, будто бы переносишься куда-то в середину 20-го века и следишь за приключениями героев Хайнлайна, слушая радиопостановку по ламповому приёмнику, освещающему комнату мягким светом зелёного табло.
Об идеях и глубоких мыслях, вложенных в это произведение, уже сказано в предыдущих отзывах; приключенческая составляющая тоже на высоком уровне (особенно во второй части).
necrotigr, 23 октября 2007 г.
Невероятно смелая книга, особенно — учитывая дату написания. Фундаментальные теории, лежащие в основе современной физики, Хайнлайн с потрясающей легкостью отбрасывает так, что это ну никак нельзя назвать «ляпом»:smile: Только настоящей фантастикой — ни в коем случае не «твёрдой«! И в то же время автор даёт намёк — а почему бы этому и не быть истиной? И этот намёк заставляет причислить книгу к разряду философских произведений...
Впрочем, в романе хороши не только «заумные» размышления о пространстве-времени:glasses:, а еще и замечательные, по-настоящему живые герои — гений Либби и старейшина Лазарь Лонг, стремительно развивающийся сюжет... (прочитал на одном дыхании, но за 2 дня:smile:) Ну а по количеству научно-фантастических идей на страницу, книгу вполне можно использовать как справочник для начинающих писателей:lol:
Одним словом — одно из лучших, на мой взгляд, произведений Хайнлайна, сравнимое только с «Чужаком в чужой стране«!
Spin, 3 сентября 2005 г.
Об этой книге я могу сказат только одно — эпохально... Хайнлайн как всегда верен себе. Книга не может оставить читателя равнодушным. Как и большинство произведений Хайнлайна книга — о судьбах человеческих. И когда её читаешь просто поражаешься: сколько времени прошло, а ничего не изменилось... Люди всё то же стадо, перепуганное и в случае малейшей опасности реагирующее именно как стадо... Жалко и обидно.. прошло почти 70 лет с момента написания, а все осталось без изменений. И человечество всё такая же кровожадная амёба, готовая растоптать всякого, кто мало мальски отличается от подавляющего большинства... Книга бесподобная. Весьма рекомендую почитать...
lammik, 30 апреля 2023 г.
1873 год. Умер Айра Говард, завещавший всё своё состояние на исследование долголетия. Его адвокаты создали при помощи этих средств Фонд, стимулировавший потомков долгожителей заключать браки между собой. 2113 год. Численность Семейств Говарда возросла до примерно 100 тысяч человек, и над ними нависла угроза лишения всех прав и даже самой жизни. Правительство, а главное обычные обыватели, уверены в том, что Семействам известен секрет долголетия, нечто вроде «средства Макропулоса», которым те не желают делиться с остальным человечеством. А раз так, то ничто не остановит преследователей от применения самых бесчеловечных методов допроса. Семейства Говарда решают бежать с Земли, угнав для этого межзвёздное судно «Новый рубеж».
Не готов разделить как негодование одних, так и восторги других коллег по поводу романа. Всё же стоит смотреть на время написания и не забывать про удачные моменты и авторские решения, ставшие классикой. Хотя есть и действительно весьма наивные эпизоды типа того, как герой «Неудачника» Либи достал из штанов некую приблуду, сказал, что это отличный межзвёздный движитель, который он в одиночку сумел сварганить из подручных средств, и тут же «Новый рубеж» достиг субсветовой скорости. Ну и таинственные всемогущие существа, развлекающиеся с бедными джокайрами тоже не выглядят правдоподобным образчиком высшего разума. Я всё ждал, что окажется, будто речь идёт об исключительно гастрономических целях, и вот-вот поедят кого-нибудь из земных долгожителей.
Но при всех отпечатках времени создания, читается роман с интересом, благо со стилем и фантазией у автора всё в порядке, а период его творчества, когда во всех романах царят неразборчивые сексуальные безумства, ещё не наступил. Опять же, в «Детях Мафусаила» есть согревающие душу отсылки к другим частям «Истории будущего» от «Линии жизни» до «Зелёных холмов Земли».
OopSan, 19 марта 2016 г.
Очень слабо. Одно из худших произведений Хайнлайна, из прочитанных мною.
Действия героев не логичны и сами герои картонны. Сюжетная линия практически отсутствует. Ну нельзя же назвать сюжетом беспорядочные метания героев сначала по земле, а потом по ближайшим звездам.
В середине книги было сильное желание бросить, пересилил это желание и дочитал. Зря, если вам после трети сильно разочарует книга — не мучайтесь, дальше лучше не будет.
Gourmand, 6 мая 2015 г.
Прочитав Ковентри, я обрадовался, что на Земле наконец-то построили прекрасное справедливое общество, где власть тиха и добродушна, а граждане вольны делать что угодно, если это не причиняет вреда окружающим. Но я рано радовался. Хайнлайн в «Детях Мафусаила» показывает, что когда дело доходит до жизненно важных вещей, человек опять превращается в стадное, руководимое низменными инстинктами животное.
— Но ведь это… Это противоречит Ковенанту!
— К чертям собачьим Ковенант! Тут дело о жизни и смерти — и ты считаешь, мы позволим какой-то бумажке стать на нашем пути?! Да что могут значить все эти законишки, когда речь идет о жизненно важных для человечества вещах?
Вот и всё. Накрылось общество всеобщей свободы. Благодушие и соблюдение законности возможны только в серой однородной среде. Недолго простояла утопия «Ковентри».
Отличный роман. Жизненный.
Oreon, 8 июня 2010 г.
Начало романа мне показалось достаточно реальным — это когда человечество начинает травить группу, которая от него отличается по тем или иным признакам, мы это уже проходили неоднократно. Можно пофилософствовать, как бы вы себя чувствовали, если бы знали что ваш сосед и его дети проживут где-то до 200 лет, а вы и ваши дети 60-80? Решение принятое людьми хайнлайнового будущего (выгнать или истребить) достаточно глупое, ведь речь идет об эволюционно более прогрессивной группе, возможном будущем человечества, и вместо того чтобы приближать это будущее, от него хотят избавиться, чтобы не возникала проблема описанная выше. Но тем не менее решение вполне в духе современного человечества.
Также достаточно симптоматичный посыл двигавший правительством — не добыть секрет долголетия для человечества — а для себя любимого, а потом подумаем кто достоин, кто нет, кому продлить, кому нет. Это так похоже на нашу совковую реальность, а я думал это только у нас так, а получается люди шкурные и у них и у нас. Вот только живем почему-то по разному?
Ну а концовка достаточно сказочная — полетели, поумнели, встретили добрых эльфов (гномов, не важно), сделали несколько эпохальных открытий/достижений, вернулись домой и стали жить-поживать и добра наживать. Даже тема проблемы рождаемости и перенаселения, которая неизбежна при такой длительности жизни не раскрыта.