Юрий Валентинович Трифонов «Обмен»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Мать у Виктора тяжело заболела, лежала в больнице. После операции ей стало лучше и даже выписали домой, но именно тогда жена Дмитриева и затеяла разговор об обмене: решила съезжаться со свекровью, одиноко жившей в большой, двадцатиметровой комнате.
Входит в:
— журнал «Новый Мир № 12, 1969», 1969 г.
— сборник «Другая жизнь», 1979 г.
— антологию «Contemporary Russian Prose», 1980 г.
— антологию «Повести, рассказы», 1984 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
- /языки:
- русский (8), английский (2)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), аудиокниги (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
RebeccaPopova, 13 июня 2025 г.
Эта повесть, написанная в 1969 году, показалась мне интересной не только в плане описания межчеловеческих отношений, но и как источник сведений о реалиях старой жизни. В какие школы пытались устроить своих детей в те времена продвинутые москвичи и куда пытались устроиться работать сами. Как по возможности пытались обставить квартиру. Каков был механизм обмена квартир. Какие районы Москвы в то время только застраивались. Куда можно было доехать на метро, а куда — только на такси. Немного затронут в повести и рабочий день и субординация в советском НИИ.
Что же касается фабулы романа, то главный герой еще в юности знакомится со своей будущей женой, которая оказалась из неинтеллигентной семьи тех, кто «умеет жить», кто умеет устраиваться — то есть этакой «блондинкой за углом», если вспоминать известный фильм. Жена прекрасно отдает себе отчет, что нужно использовать уже имеющиеся связи, равно как и обрастать новыми связями. Сам же главный герой Виктор происходит из семьи «не умеющих жить». Сестра его ездит на экспедиции в Среднюю Азию и по пять месяцев живет там в палатке. А дед еще до революции закончил Петербургский университет.
В стилистическом плане повесть очень приятно написана. И хотя она посвящена исключительно советским реалиям, слог автора временами вызывает ассоциации с писательской манерой Владимира Набокова.
sofer, 3 мая 2017 г.
Книга про то, как «квартирный вопрос испортил их». Обмен квартиры превращается в обмен личности. Советский экзистенциализм без пограничных ситуаций: никаких решений, никакого трудного выбора — конформизм давно уже стал основой жизни и даже добродетелью, и только недобитая интеллигенция еще пытается вздыхать и ахать по ушедшей аутентичности и свободе.
ужик, 20 ноября 2018 г.
Оставляю без оценки.
Потому что написано действительно здорово — при небольшом объеме очень содержательно, будто в руках клубок из ниток, и за какую не тяни — открывается еще одна история, и еще, и еще. 10 баллов!
А за сюжет и авторский посыл... В повести описана следующая ситуация: мать смертельно больна, сын озабочен идеей обмена двух комнат в коммуналках на отдельную двухкомнатную квартиру. Но это ведь убьет мать! Фактически автор стравливает приспособленцев и мечтательно-декадентствующую интеллигенцию. Негативные герои клеймяться. Главный герой — сын Виктор Дмитриев изображен нерешительным человеком, совершающим подлости, но совершающим как-то нехотя. Его подстрекает жена, которая никак не уживется со свекровью. Семья жены до революции была из клятых эксплуататоров, магазин держали!!!! В общем, «рвачи».
Положительные герои: Сестра Виктора позволяет себе «как же ты олукьянился!», имея в виду влияние на брата семьи жены. Мать и вовсе провозглашает програмное «ты уже давно сделал выбор!».
По факту, сказав А, автор не торопиться говорить Б. Непонятны идеи, убеждения положительных героев. Получается такая себе кучка рефлексирующих интеллигентов, которые получили что-то от жизни, выезжают на былых заслугах, но ничего для сбея как истинно советский человек не хотят.
В результате ситуация нагнетается, но конструктивного решения никто не ищет. Вот никакого здорового прагматизма. Такое впечатление, что он — это против советской власти. «Фу таким быть!».
Это, лично мне, не понравилось.