Лион Фейхтвангер «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Маргарита, последняя правительница Тироля, умнейший человек своего времени, вошла в историю как самая уродливая женщина из когда-либо живущих. Её поражения слыли карой Божьей, её победы приписывались мужьям и вассалам. Дочь чешского короля, она всю жизнь старалась защитить свою горную страну от посягательств императора и не в меру алчных соседей, а потомкам запомнилась под уничижительной кличкой Маульташ — «Большеротая».
Об её жизни и Германии четырнадцатого века рассказывает в своей книге немецкий писатель Лион Фейхтвангер.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дизель78, 22 февраля 2025 г.
Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ-
насыщенная история захватов земель, политических баталий, рыцарских турниров, пиршеств, свадеб, в юго-восточной средневековой Европе, где власть сменяется над землями по сезону, короли, принцы, епископы, рыцари,... и между всем этим история страшненькой принцессы, умная, образованная, но безобразная, сама она на это не обращает внимания, в 12 лет её уже выдали замуж за 10 летнего принца соседнего княжества, ради будущего соседей, но она знает про гномов, которые невидимы от людей, и такие же страшные как она, тем самым ассоциируя себя с ними, ...и в конце каждого передела мира и главы где-то рядом появляется троица похожих одинаково невзрачных и серых братьев мессере Артезе, закладывая земли векселями, ...вообще занимательное чтиво, обычно мы наблюдаем главных героинь прекрасных принцес, а тут по итогу правит страшная , безобразная герцогиня, необычно, как-то наоборот, смешно и непривычно, и вот всё что с этим конфузом связано и есть в книге, ... отдельно поразили обычаи захоронения знати, королей, это как после смерти, неважно в бою или от болезни, отделялось мясо от костей, вываривалось в чане с кипятком, кости хоронились в семейном склепе или в церкви, а сердце и другие внутренние органы увозились в замки родовые или ещё какие места и там хранились в ларцах, это конечно впечатляюще запоминающийся момент, причём часто и повсеместно применяемые всюду в том веке, ...максимально эпичной оказалась третья часть, борьба с красавицей графиней Агнесс фон Флавон, которая всюду попадалась губастой герцогине Маульташ до этого, которая мешала ей всю жизнь, отобрала всех, мужей, сына, пыталась и страну, и финал этой победы был почему-то для меня великолепным, когда красота и уродство столкнулись против обычного сюжета подобных историй, где не так как обычно закончилась жизнь этой страшно безобразной женщины, правительницы Тироля, во всём этом и преуспел Лион Фейхтвангер, он смог удивить и поразить противоречивым и необычным в корне историческим поворотом, а разве не «красота спасёт мир», уж точно не здесь ))
Шербетун, 20 августа 2015 г.
Каждый раз, знакомясь с новым для меня произведением Лиона Фейхтвангера, я получаю огромное удовольствие, наблюдая за личностными конфликтами, показанными автором на фоне общеевропейских исторических конфликтов.
В романе «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» Фейхтвангер прослеживает трагическую судьбу средневековой аристократки, правительницы небольшого герцогства, живущей в жестоком мире, где яркая обертка и статус, полученный при рождении, определяют всё. Заурядная, считающаяся отталкивающей внешность героини (да тут еще и Фейхтвангер постарался, гиперболизировал все недостатки), обрекает родовитую женщину на соответствующее отношение со стороны окружения, а одиночество и неприкрытое презрение, выказываемое всеми, выковывает её стальной характер. Поняв, что внешность, данная ей природой, и масса бытующих предрассудков связывают ей руки, тирольская герцогиня делает ставку на свой внутренний мир, ум и прогрессивные идеи своего времени, что в дальнейшем и позволяет ей обрести относительную свободу и власть. Она страшна не столько своей внешностью, сколько силой характера и решимостью, она молода и стара одновременно, она – единое целое со своей страной, а оттого она – грандиозная женщина, чей образ вырисован Фейхтвангером на противопоставлениях уродства и красоты (как душевных, так и телесных).
Политика, дворцовые интриги, голод, экономические отношения, преступления, нашествие саранчи, безжалостная чума, еврейские погромы, пожирающие разум народа суеверия, борьба за счастье, влияние страстей и порывов души на принятие решений государственного масштаба – всё нашло отражение в романе. Книга весьма интересна тем, что предлагает картину средневековой жизни различных сословий – аристократии, духовенства, простого люда, зарождающейся буржуазии.
Это очень сильное, печальное, изящно выписанное богатым музыкальным языком произведение. Бесспорно, ставший классикой исторический роман с оригинальным сюжетом, в некотором роде триллер из средневековой жизни.
Maximontano, 26 ноября 2021 г.
Скажу честно я не в восторге от данного романа. Сложные фамилии. Сюжет частенько провисает, да и как таковой интриги нет. С исторической точки зрения для всеобщего развития, да, но не более.