Роберт Хайнлайн «Пасынки Вселенной»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег / замкнутый мир | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В глубинах холодного космоса уже много столетий летит к своей цели космический корабль землян. Экипаж после мятежа разделился на два враждующих лагеря. Одни превратились в мутантов, другие — в религиозных фанатиков. Но рано или поздно полёт заканчивается...
Роман состоит из двух частей («Вселенная» и «Здравый смысл»), которые были впервые напечатаны в виде независимых повестей в журнале Astounding Science Fiction в 1941 году. «Вселенная» позже выходила отдельной книгой в 1951 году, и только в 1963 обе повести были собраны под одной обложкой, как единый роман «Пасынки вселенной».
Дальнейшая судьба корабля и потомков тех, кто выжил, кратко описана в XIV главе романа «Достаточно времени для любви». Также корабль упоминается в романе «Время для звёзд» как «первый корабль, посланный к другой звезде, но пропавший без вести».
В 1977 году в журнале «Вокруг света» (№ 1-5) впервые на русском языке был опубликован журнальный (несколько сокращенный) вариант перевода романа Р.Хайнлайна «Пасынки вселенной», сделанный Ю.Зараховичем: № 1 (с. 36-45), № 2 (с. 64-72), № 3 (с. 69-77), № 4 (с. 70-77), № 5 (с. 68-76).
Потом на долгие годы этот журнальный вариант стал для русского читателя единственным переводом данного произведения, пока в 2003 году не вышел в свет полный перевод А.Митюшкина и Е.Беляевой.
В произведение входит:
![]() |
||||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «История будущего»
— журнал «Вокруг света, 1977'01», 1977 г.
— журнал «Вокруг света, 1977'02», 1977 г.
— журнал «Вокруг света, 1977'03», 1977 г.
— журнал «Вокруг света, 1977'04», 1977 г.
— журнал «Вокруг света, 1977'05», 1977 г.
— антологию «Крылья ночи», 1989 г.
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.
— антологию «Англо-американская фантастика ХХ века», 1990 г.
— антологию «Гарри Гаррисон; Артур Конан Дойл; Роберт Хайнлайн», 1993 г.
- /языки:
- русский (32), английский (4), итальянский (1)
- /тип:
- книги (30), периодика (5), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Е. Беляева (7), Ю. Зарахович (20), А. Митюшкин (7), А. Мухлаева (1), А. Пинья (1), Д. Скворцов (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Double Black, 16 мая 2022 г.
Хайнлайн вообще-то мастер высшей лиги. Может, в нынешние, более динамичные времена он выглядит несколько старомодным, но читаем. И читаем с удовольствием.
Во первых, персонажи. В «Пасынках» они живые. Нереальные местами, как Джо-Джим, но живые и в них веришь. Во вторых, язык. Собственно, оценить язык трудновато, поскольку мы имеем дело с переводом, но, если исходить из того, что переводчик в прозе — раб, то это должно быть близко к стилю. А написано это шикарно. Просто, местами даже немного лаконично. Как и должно быть в мире, потерявшем большинство своего знания, оставшемся у разбитого корыта. В третьих, сюжет. Он раскручивается спиралеобразно, тянет тебя за собой. Оставлять книгу недочитанной не хочется. Помню, что перечитывал по второму разу, уже, разумеется, зная, что к чему, и, все равно, не мог остановиться. И, наконец, можно найти книги, в которых подобным образом была бы поднята подобная тема.
Я не помню ничего подобного. Может, это вызов? Хотя лучше Хайнлайна написать на эту тему трудновато :(
Bouquin, 12 ноября 2022 г.
«Гениальное инженерное решение, большая удача и совсем мало знаний»
К творчеству Хайнлайна я отношусь с каким-то невероятным трепетом. Помниться «Дверь в лето» оставила после себя что-то тёплое на душе, на многие годы. Возможно, поэтому я завысил ожидания от данного романа, и именно поэтому он не так сильно мне понравился. Чувствуется некая слабость в художественной части, где-то не убедительно.
Человечество всегда стремилось покорить космос и самое главное найти планету пригодную для жизни человека. Вот и в данном романе в 2119 году с Земли отправляется экспедиция к Проксиме Центавра. Но в ходе экспедиции, что-то пошло не так. И мы видим, как уже потомки тех, кто отправился в космическое путешествие, живут на этом самом космическом корабле, а точнее сказать даже выживают. Ведь в ходе путешествия случилось нечто, о чём предстоит узнать читателю, что вернуло человека чуть ли не каменный век, а так же разбило на два воюющих лагеря.
Отчасти немного странно наблюдать за тем, как люди, которые вернулись в каменный век, не бросили читать. Возможно это самый главный посыл этой книги. Который заключается в том, что чтение основополагающий фактор цивилизованного человека. Так же в книге, скорее всего, присутствует и то, что при чтении важно понимание и правильная интерпретация прочитанного. Ведь одну и ту же книгу два разных читателя могут понять по-разному.
Немного разочаровала некая сказочность происходящего. Если буквально во всё происходящее можно поверить и уложить это в голове, то в конце нас ждала самая настоящая сказка. Причём если бы миссия была завершена, так как её задумывали, то можно было бы и это уложить в голове, но нет, главные герои поступили случайно, по воле случая. Но что говорить об этом? Роман 1963 года, три года назад Белка и Стрелка полетели в космос. Наверное, то, что тогда творилось на Земле, было невероятным, сколько было грёз о будущем, о невероятных космических кораблях, бороздящих бескрайний космос. Скажем так, эпоха космической романтики. К слову об эпохе, в романе немыслимое отношение к женщинам. Уж не знаю, какое в то время у Хайнлайна было отношение с женщинами, но тут им даже имя не дают, плюс не гнушаются заехать по лицу, выбив зуб.
Пока писал мнение о романе, я даже взгрустнул. Сейчас уже поистине трудно представить то, что было у автора в голове при написании романа. Насколько он был окрылён грёзами космоса и фантазиями на эту тему. И пусть в наше время мы лишены этих грёз, и наши знания наполнены информации из фильмов и других научных книг, и идут вразрез с фантазиями автора, для своего времени, я уверен, это было прекрасное произведение и в какой-то степени даже ужасающее. Но и не стоить забывать про посыл, который я смог разглядеть – чтение и знания это основа, без них нет будущего.
«Как узнать, если вы невежественны, как Хью Хойланд? Рванете к Антаресу, думая, что это планета, и внуков у вас не будет.»
snu, 26 октября 2021 г.
Одно из моих любимых произведений — наверное потому, что «родом из детства». Роман печатался в СССР в «Вокруг света» за 1977 год и это почему-то был именно тот год, на который мы не подписались. Так что пришлось долго и нудно пользоваться школьной библиотекой — желающих было немало. Тема была для меня совсем новая, неизведанная — уже потом были «Здарг», «Поколение, достигшее цели», «Пленённая Вселенная»... Летящий в неизвестность звёздный корабль. Изолированное общество. Отупение, конфликты («Первым Хафф согрешил, будь он проклят вовек!»), возврат к средневековью. Да, наверное, развитие человека во многом определяется средой обитания. Высокие технологии во многом как ни парадоксально, способствуют деградации — сегодня многие люди и представления не имеют, как работают вещи, которыми они регулярно пользуются. Но для меня этот роман — всё равно гимн торжеству разума наших потомков — создателей корабля. Их мечта в итоге осуществилась — пусть и не совсем так, как было ими задумано. Доброй еды, друзья!
artem-sailer, 24 сентября 2022 г.
Вторая часть романа, повесть «Здравый смысл», получилась больше приключенческой, в духе космооперы 40-х годов, с интригами и переворотами, на которые явно сделана ставка, что несколько смазывает концовку. Мне больше по душе пришлась первая часть с её интереснейшей космологией обитателей потерянного звёздного ковчега. Однако средневзвешенная оценка романа всё равно высока, впечатление осталось как о сильнейшем произведении, достойно завершающем титаническую Историю будущего по Хайнлайну.
deepnight79, 9 ноября 2022 г.
Боюсь, за этот отзыв меня предадут Анафеме все любители этого произведения. Но, по мне, так это плоский сырой проходняк про пещерный век, неандертальцев с дубинками и железными ножами, только в стенах космического корабля, и вовсе не яркое явление в библиографии Хайнлайна (считаю это чуть ли не самым худшим текстом, вышедшим из-под Его пера, а всеобщий восторг обусловленным ни чем иным как именем писателя). Публикацию именно «Пасынков Вселенной» в миллионотиражном «Вокруг Света», практически первого из произведений этого замечательного автора, переведённого в СССР, считаю чудовищным стечением обстоятельств, которое оттолкнуло от творчества Хайнлайна многих любителей фантастики у нас в стране (из моих знакомых — уж, точно). Не переступив через себя, например лично я, и не прочитав (практически случайно) вышедшие в дальнейшем «Астронавт Джонс», «Время звёзд» и «Туннель в небе», остановившись тогда на знакомстве только с «Пасынками Вселенной», пожалуй по сию пору обходил бы Хайнлайна десятой дорогой. Сейчас я всё же рад, что по инерции не воспринял «Пасынков...» за литературный эталон творчества уважаемого мастера, а решил прочесть что-то ещё. В итоге, Хайнлайн прочитан мною весь (за исключением, пожалуй, нескольких ранних рассказов, и романов «Между планетами» и «Переменная звезда», хотя, с последним — авторство несколько спорно) и по сию пору остаётся едва не самым почитаемым писателем-фантастом всех времён. В общем, «Пасынков вселенной» можно было не читать; мало того, так было б даже лучше.
Molekulo, 13 мая 2021 г.
Давным-давно к далекой звезде был запущен корабль поколений, однако что-то пошло не так, вспыхнул мятеж, приведший к локальному постапокалипсису: офицеры убиты, знания потеряны, реальные события превратились в мифы и легенды. Много поколений спустя ставшее примитивным общество жило тихо и спокойно, пока не появился не в меру любознательный и умный паренек, волею случая и автора обнаруживший несостыковки в привычной картине мира.
У книги очень интересная идея, а приключения героев читаются на одном дыхании. При этом сами персонажи мне показались слишком схематичными, будто бы это архетипы, а не живые люди. Диалоги и развитие отношений тоже не блещут. Мне, например, показалось, что герои поверили в реальное существование звезд и движение корабля только потому что это двигает сюжет, в реальности слишком велика инертность мышления.
С точки зрения техники и технологий роман не показался мне выдающимся. Например, обитатели корабля почему-то используют в качестве оружия только ножи и пращи. Никто до определенного момента не додумался до щитов, доспехов, мечей или хотя бы копий, притом что металлургия им знакома. Правда, вся техническая составляющая романа присутствует больше для антуража и подчеркивания основной идеи, а описание развития или деградации общества выполнено очень качественно.
Концовка оставляет двойственные чувства. С одной стороны герои добились своего и высадились на целевой планете. С другой — понимаешь, что несколько человек вряд ли смогут восстановить цивилизацию.
Думаю, что книгу следует прочитать, написана она хоть и не идеально, но очень хорошо, особенно если учесть новизну сюжета на момент своего выхода.
Nikonorov, 8 сентября 2021 г.
Доброй еды, друзья!
Именно так здороваются и прощаются в романе Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной».
Роман издан в 1963-м году, и, как и всю далекую классику, я опасался читать это произведение — не устану говорить, что в те времена писали более шустро, скупо, видимо, адаптируясь под журнальный формат, отчего многое из задуманного было реализовано не так обширно, а многие темы и потенциальные моменты затрагивались до обидного бегло. Особенно нервно было после Гарри Гаррисона и его омнибуса из этой же серии — «Мир смерти» и «Планета проклятых». Оба эти цикла были мной прочитаны, и оценки выше 6-7 не поднимались как раз из-за беглости и слишком больших условности и наивности.
Хайнлайн мне всегда казался более серьезным — даже по аннотациям видно, что его произведения будут поглобальнее и более… Мыслительными, что ли. Отчасти я ошибся, чем и подтвердил свои опасения о чтении фантастики 60-70 годов, но в то же время оказался и прав.
Это никакая не твердая фантастика. Скорее, притча, гуманитарная фантастика о людях в антураже космического корабля.
Возьмем сюжет: действие этого небольшого романа происходит в огромном корабле. Он обжит, тут есть деревни, стража, совет, но в то же время в дальних отсеках корабля обитают муты — так называемые дикие мутанты, которые то детишек своруют у жителей, то свиней. Между этими двумя группами идет война. Люди четко уверены, что мир, всё сущее — это именно корабль, и нет ничего за его пределами. У людей конкретная религия головного мозга: например, они читают учебники по физике или астрономии, где прямым текстом сказано про магнитные свойства предметов, о движении небесных тел или гравитации, но старейшины прямо говорят — это иносказательность. Не надо, мол, всё воспринимать в лоб. Это аллегория. И нам дают понять, сколь сильно зашорено это общество. А потом главный герой — молодой паренек по имени Хью, которому уготовано стать ученым, попадает в плен к мутам, живущим на верхних ярусах в условии невесомости. Те собираются его сожрать, потому что у них не развито цивилизованное общество с производством и культурами, но вместо этого между главным героем и главным от мутов — двухголовым Джо-Джимом — происходит беседа, а в последствии — сотрудничество и даже дружба.
Как полагается в подобных сюжетах, диковатая отпочковавшаяся община, которую считают невежественной, на самом деле не так проста, как кажется, и нас ожидает переворот — муты на самом деле шарят, и шарят побольше людей, обитающих на нижних ярусах, где есть гравитация. Муты отводят Хью в рубку, он смотрит в иллюминатор, ему показывают звезды, и у парня всё переворачивается с ног на голову. Привычный уклад разрушается в щепки, а жизнь не будет прежней. Теперь он обязан донести эту информацию до своих людей.
Попутно он намерен наладить связь между мутами и жителями нижних ярусов, дабы прекратить войну и начать сотрудничать, ведь по древним сказаниям кораблю предначертано достичь Центавра — конечную точку длительнейшего путешествия, в котором успело смениться не одно поколение.
А Хью, который заново перепрочел учебники с учетом новых знаний и получив новые, понял, что способен управлять кораблем, дабы привести его в пункт назначение и осуществить предначертанное религией.
А дальше по классике: многие из людей Хью не верят ему, другие, наоборот, верят, в обществе раскол, происходит вербовка, захват власти, убийства несогласных, выбор нового главы, чтобы тот верховодил новообретенной миссией корабля и людей.
По сути, перед нами глобальный сюжет: переиначить всю суть людского существования, перевернуть всё с ног на голову, дать людям цель, разъяснить им то, что они не понимали или трактовали не так, подарить надежду и начать новую жизнь.
И тут есть момент, про который я и говорил в начале: сюжет очень насыщен и богат, роман ёмкий, затрагивающий не только темы науки и религии (как у Уолтера Миллера Младшего, к примеру, в романе «Гимн Лейбовицу»), но и темы дискриминации, узурпации, сплоченности ради общей цели, распахивания глаз несведущим, заговора и конспирации…
Но всё это на 120 страницах. Сами подумайте, какой тут темп. И, конечно, хотелось бы больше смака, больше нагнетания, проживания и подводок к тому или иному событию. Тут за две страницы можно увидеть, как новая власть в лице главного героя и его товарищей-компаньонов, например, принимает слишком радикальные меры по установлению нового порядка и… Убивает всех несогласных. По-моему, это слишком радикальные меры переворота.
И иногда такие факты прямо шокируют.
Как и почти любому роману из той эпохи, «Пасынкам Вселенной» присуща романтика по космосу. Хью, увидав огоньки далеких звезд, преисполняется восторгом, трепетом и восхищением. Понимает, что ничего прекраснее не видел, что жизнь его теперь не станет прежней. Это довольно мило, особенно вкупе с его наивностью и эмоциональностью.
Из интересного тут имеется конвертер, который дает кораблю энергию для поддержания всех систем жизнеобеспечения. В этот конвертер сплавляют не только трупы, но и просто ненужные предметы — он сам расщепит всё на атомы и даст кораблю нужное. Наверное, потому Хью и компания так легко убивали несогласных — чтобы обеспечить корабль энергией.
Было довольно забавно, как несведущие, но тяготеющие к чтению муты, готовясь к войне, читали «Три мушкетера» Александра Дюма и использовали его роман в качестве шпаргалки накануне битвы — им понравились шпаги, которые были куда практичнее метательных ножей. И муты попросили свою мастерицу изготовить такие шпаги.
В качестве итога и резюме: это роман о культурно-научной революции, где наука должна победить зашоренность религии, извращающей представление людей о мире. Но в то же время сплотившиеся революционеры помнят, что у людей нельзя отбирать главного — Цель, Миссию. Споры, ругань, сражения, убийства — и всё ради правды, честности и стремления к новому, к лучшему.
Чисто из-за технически недокрученного текста я ставлю роману 7 баллов. Здесь наивность и глобальность, глупость и непреклонные мотивы, разлом прежней жизни и новый мир, глобальность, космос и большой шаг вперед во всех смыслах.
Всем доброй еды!
4lovek, 12 ноября 2019 г.
Многие хвалят эту книгу, мне же книга не понравилась, есть несколько моментов, которые портят всю атмосферу. Хотя роман и написан в 1941 году.
1. Ножи, серьёзно? Ножи да пращи — самое прогрессивное оружие для людей корабля. Почему нельзя было привязать нож к швабре и получить на порядок более эффективное оружие? Для этого не нужно много ума. Вполне по силам и копья, простые луки. Никто не догадался взять кусок металла/фанеры и сделать щит!
2. Огонь. Люди на корабле умеют ковать металл, значит огонь им известен. Хотелось бы хоть одного упоминания о крупных пожарах, которые поставили бы жизнь всех пассажиров под угрозу, и как бы люди с ними боролись.
3. Отсутствие кинофильмов, в том числе учебных. Вот будущее, и единственный источник информации — это книги. Где экраны мониторов повсюду? Никто не взял с собой в полёт ни глобуса, ни модели звездолёта из любимого фильма. Это сильно бы поменяло сюжет.
4. Скорость полёта. Корабль за относительно короткое время достиг ближайшей звезды, значит скорость была огромной. Как главные герои смогли погасить её, по сюжету книги не понятно.
ВладимирВас, 30 марта 2021 г.
Хайнлайн — это автор у которого нет произведений ниже определенного уровня, поэтому беря в руки любую его книгу, как минимум, можно быть уверенным, что чтиво не низкопробное. С другой стороны, жанр научной фантастики (и соседствующие) подразумевает движение в ногу со временем и крайне сложно писать на века. Простой пример, у того же Хайнлайна человек, чтоб узнать произошедшие на планете новости за его отсутствие пошел в библиотеку, чтоб прочитать подшивку газет. Согласитесь, во времена интернета не просто проникнуться произведением о будущем, где заселено половина галактики, а новости в бумажных газетах.
Поэтому чтение «старых классиков» требует соответствующей настройки восприятия, но если и знакомиться с творчеством Хайнлайна в книгах, то через такие, как «Пасынки вселенной»
п.с. И хотелось бы еще сказать про махровые штампы, в которых упрекают Хайнлайна. Это сейчас это штампы заюзанные всеми и вся, а он эти штампы придумал и первый написал. У него это не штампы, а новые веения в фантастической литературе :)
grt-pretender, 31 января 2019 г.
Совершенно сумасшедшая книга о путешествии космического корабля, в котором многочисленные потомки команды настолько адаптировались, что начали верить,
В книге отлично показано, что человек верит лишь в то, что хочет и что ему выгодно. Кроме того, Хайнлайн неплохо прошелся по религии и политике. Его персонажи в меру карикатурны, энергичны, пафосны, не видят дальше своей цели и стоят на своем.
Пожалуй, единственные положительные герои в этой книге – давно умершие древние инженеры, которые продумали такое устройство корабля, чтобы «сделать панель управления простой, понятной интуитивно и защищенной от дурака». Только вот они не учли, что развитая цивилизация – явление очень хрупкое, которое потенциально может быстро деградировать, особенно в замкнутом пространстве и ради удовлетворения базовых потребностей.
Парадоксально, что в дополнение к хорошим идеям и их трактовке самое действие в книге часто выглядит неправдоподобно и/или даже абсурдно. Хотя чего ожидать от людей, которым дурят голову то одним смыслом, то другим. Плюс, конечно, известно, что книга слеплена из двух частей. В любом случае, даже несмотря на недоработку книги, она очень цепляет своими идеями. И безусловно, сегодня она весьма актуальна и будет такой еще очень долго.
Deliann, 9 октября 2013 г.
Пожалуй, этот роман все же не для любого возраста. Для осмысления некоторых идей и задумок автора требуется жизненный опыт. Впервые «Пасынки вселенной» были прочитаны мной еще в детстве, и я не увидел сути за каскадом приключений. Перечитав роман сейчас, я будто открыл для себя Хайнлайна заново. Удивительно, как автору удалось уместить на сотне страниц так много?
Итак, начнем с начала, то есть со Звездного Ковчега. Хотя, наверное, стоит взглянуть еще раньше. В начале XXII века люди отправляют космический корабль к Проксиме Центавра. По плану полет должен продлиться 60 лет, то есть вполне вероятно, что заканчивать полет будут дети и внуки изначальных членов экипажа. Однако за несколько лет до завершения полета на корабле вспыхивает мятеж, в результате которого гибнет большая часть экипажа. Оставшиеся в живых и их потомки стремительно регрессируют, и вместо торжества науки на Ковчеге начинают править бал религиозные культы. Корабль сбивается с курса и, давно уже никем не управляемый, летит неизвестно куда. Религиозность общества достигает своего расцвета, а само общество делится на касты: простолюдины, чей удел – заниматься земледелием, Свидетели – что-то вроде симбиоза историков и юристов, а также Ученые – местная правящая верхушка. Кроме того, в подполье существуют противники действующего политического режима – мутанты-мьюты.
С предысторией закончили, пора переходить наконец к самой истории. Главный герой Хью Хойланд становится учеником Ученых, а заодно и входит в местную организацию Ученых миссионеров-колонизаторов, которые желают обратить мьютов в свою религию и попутно захватить их страну. Первый же рейд оказывается неудачным, и Хью попадает в плен к мьютам. Однако вместо смерти его ждет в буквальном смысле прозрение. И это лишь первые шаги на достаточно трудном пути Хью.
Роман хорош именно своей подоплекой. Он подталкивает читателя порассуждать над судьбой человечества, над тем, как быстро люди скатываются до простейшего существования, над тем, каково это – быть человеком. Вроде бы банальные вещи, однако со времен написания этого романа успели выйти (и выходят по сей день) десятки и сотни произведений, скроенных подобным образом.
Один из лучших образцов научной фантастики. Рекомендуется всем любителям жанра.
corund, 23 апреля 2018 г.
Когда читал давным-давно еще в другой стране, книга показалось очень интересной, со свежими идеями. Но увы для меня это произведение не прошло проверку временем — перечитал недавно и совершенно другие впечатления. Плоские персонажи, окружающий мир описан схематично, поступки персонажей нелогичны, описания драк примитивны. Но к счастью у Хайнлайна есть другие книги, которые до сих пор не потеряли актуальность и читаются даже сейчас с интересом, например Звездный Десант.
mputnik, 8 февраля 2019 г.
Прекрасный пример (можно сказать — образец) грамотного и адекватного «использования жанра в качестве инструмента». ФантИдея порождает массу интересных с психологической и философской точек зрения фантДопущений, которые — в свою очередь — создают новые элементы Антуража, которые — теперь уже — добавляют разнообразие в фактуре Темы.
Пример: трактовка научных монографий и учебников — по причине утраты истинных знаний об их назначении — с точки зрения этики и психологии личностных взаимоотношений. Это — шикарное фантДопущенин, на уровне Нобелевской премии, и реализовано оно — предельно убедительно, литературно корректно и т.д. и т.п.
Вообще — не стоит ожидать от этой книжки технологических изысков, уважаемый потенциальный читатель. Это книга не про космолёт в космосе, а про людей в космолёте. Но я тебя уверяю, уважаемый, это ничуть не менее интересно, чем уже привычные нам всем перестрелки из лазерных бластеров и плазменных пушек. Как раз — наоборот! Эти перестрелки уже оскомину давно набили, это уже давно — совсем даже и неоригинально.
А, вот, представь себе ситуацию, когда в отсеках оного космолёта (в этих ангарах, лифтах, отсеках, лестницах, каютах) единственное широко распространённое оружие — метательный нож. Или — праща. Представил? И — что, динамика и напряжённость стычек, драк и сражений. — станет меньше? Да как бы не.так! Вовсе даже наоборот!
Но — ещё раз — эта книга не о «беготне с ножами», эта книга — гораздо умнее и интереснее. Да, это вполне динамический боевик, но — боевик психологический, с адекватным вниманием Автора к побудительным мотивам оных «ножеметателей». А это — по нонешним временам — громадная редкость. Дефицит, как говорится
proldugin, 17 декабря 2016 г.
Повесть проглотил залпом, менее чем за сутки. Бросил ради этого Капитул Дюны, который мучаю уже месяц, а одолел только половину. Читал в переводе Ю. Зараховича.
Хайнлайн в своём репертуаре — невозможно оторваться, пока не дочитаешь книгу до конца. С первого абзаца книга стремительно захватывает всё ваше свободное время и внимание. Интересная общая идея, живые разноплановые персонажи, обстановка, в которой всё происходит, всё очень интересно и специфично. Сюжет не даёт выпустить книгу из рук лишний раз.
Многие пишут, что мол, сюжет предсказуем, особенно развязка, что простовато написано, всё на поверхности... Я просто читаю и наслаждаюсь, и не люблю предугадывать сюжет. Это касается многих вещей Хайнлайна, но у него такой военный, прямой и чёткий стиль изложения. По сути, мир повести напоминает популярный ныне постапокалипсис, только в космических декорациях. Люди, мутанты, практически полностью утраченные технологии, а те что не утрачены — граничат с магией для простолюдинов.
По оригинальности идеи (в баллах) могу сравнить только с «У меня нет рта, но я должен кричать...» Харлана Эллисона, особенно, если учесть, что во время написания произведения на дворе был 1941 год.
Любителям боевой фантастики — читать, любителям искателей глубинных смыслов — читать, любителям Хайнлайна — читать обязательно.
Must read — 10 баллов.
Доброй еды.
Velary, 25 сентября 2017 г.
Идея «звёздного ковчега» встречается у многих фантастов «золотого века». Затерянный в космосе островок Земли, превратившийся в отдельный мир, потерявший связь с прошлым. Новые поколения, родившиеся на корабле и не знающие мира за его пределами, — до какого порога вырождения они дойдут? Образ всегда интересный и завлекающий.
Общее ощущение незаконченности, вырванного куска, сильно портит впечатление. Хотя картина в итоге складывается, финал остаётся не то что открытым — его вообще нет. Что станет с Кораблём и его Экипажем? Про Хью и Ко всё понятно: колония из семи человек не способна воспроизвести человечество. Но «Авангард»? Найдётся ли, пусть через много поколений, умник, способный повторить путь Хью к знаниям? Сможет ли он завершить Путешествие? А учитывая потерю последней шлюпки? Вот что терзает меня и не даёт поставить высокую оценку.
Возможно, дело ещё и в малом объёме, хотелось бы про мир корабля почитать больше, более длительный период захватить, тема-то жуть какая интересная!