Василий Шукшин «Мастер»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Давно закрытая церковь, стоящая в соседней деревне Талицы не дает покоя столяру Семёну. Этот храм – настоящее украшение округи. Он отличается от остальных церквей особой архитектурой и расположением. Загорелся Семён отремонтировать каменную красавицу и пошёл за советом к священнику.
Впервые — «Литературный Киргизстан», 1971, № 4
Входит в:
— сборник «Характеры», 1973 г.
— сборник «Беседы при ясной луне», 1974 г.
— журнал «Роман-газета, 1975, № 17», 1975 г.
— антологию «Творцы», 1984 г.
— антологию «Твори свою судьбу», 1985 г.
— антологию «До утомления сердца», 1988 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 30 апреля 2025 г.
Рассказ знаковый, и, наверное, воспринимался многими, ко времени написания, как сатирический, немного подтрунивающий над поднявшей голову религиозностью. Но все же рассказ не об этом. Обычный деревенский мастер, из тех, что могут что угодно сделать из подручных средств, случайно обращает внимание на маленькую церковь, что находится неподалеку от его деревни. Он знавал ее еще ребенком, когда влезал в нее тайком, забытую и заколоченную. Однако, теперь, когда он посмотрел на церковь глазам мастера, он восхитился, чуть ли не захлебнулся тем великолепным безымянным творцом, что создал этот храм. Насколько глубоко и тонко прочувствовал Шукшин душу мастера, вложив его, в общем-то простоватую душу это восхищение. Словами сказать герой рассказа бы не смог, но подметил все те изыски и решения, что придумал архитектор. И вот уже едет этот самый Семен Рысь к приходскому священнику, потом к митрополиту. Но те с опаской смотрят на практически бесплатный вариант восстановления храма, настороженно внимают они восторгу мастера, и лишь разводят руками. Как раз сатирически и описывается все это потаенное богатство советских, оторванных от общества, священников. Бежит Семен к посконному автору деревенской прозы, тому самому, который за неплохие деньги отделал себе кабинет в стиле «избы», заполонив, тоскуя по сельской жизни свою квартиру предметами деревенского быта, но и тут натыкается Семен на стену номенклатурной роскоши, быта и вожделения, которые маскируются под плач по истокам. На кого надеяться? И бежит мастер в исполком, где его встречают более радушно, дают целого архитектора, который рассказывает историю церкви, показывает материалы и выписки по ней, стоически, с советским рвением, просто убедив мастера Семена Рысь, что восстановление церкви, в общем-то и не нужно. Пламенела душа мастера, горела желанием сделать что-то для всех, но, как мастерски этот огонек притушили, привнеся в трепещущую душу разочарование.