fantlab ru

Марк Лоуренс «Принц Терний»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.11
Оценок:
919
Моя оценка:
-

подробнее

Принц Терний

Prince of Thorns

Роман, год; цикл «Вселенная Разрушенной империи»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 83
Аннотация:

«Прежде чем тернии преподали мне свои острые уроки, у меня был всего один брат, и я любил его. Но эти дни прошли, а всё, что от них осталось, покоится в усыпальнице моей матери. Теперь у меня много братьев, умелых в обращении с ножом и мечом, и зло их абсолютно. Мы совершаем налёты по всей раздробленной империи и грабим её останки. Говорят, сейчас тяжёлые времена, конец дней, когда бродят мертвецы, и чудовища охотятся в ночи. Всё это, конечно, правда, но есть кое-что и похуже там, в темноте, гораздо хуже».

Королевский сын, воспитанный любящей матерью, Йорг Анкрат стал Принцем терний, внушающим симпатию и лишённым морали, возглавляющим банду беспощадных преступников в их рейдах и злодеяниях. Мир в хаосе: насилие цветёт пышным цветом, повсюду творят кошмарные дела. Мрачное прошлое Йорга лишило его страха перед людьми: живыми или мёртвыми, но есть ещё одна вещь, от которой у него стынет кровь. После возвращения в отчий замок, Йорг вынужден противостоять ужасам своего детства, чтобы прорубить себе дорогу в будущее, но все стараются ему в этом помешать.

Тернии преподали ему кровавый урок…

© Перевод аннотации Croaker
Для этого произведения есть карты:

Входит в:

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Фэнтези (1 164 голоса)

номинант
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2012 // Лучший дебют

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Фэнтези года

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2013 // Переводной роман (США, 2011)

номинант
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2013 // Зарубежный переводной роман (США)

Похожие произведения:

 

 


Принц Терний
2012 г.

Самиздат и фэнзины:

Принц терний
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Prince of Thorns
2011 г.
(английский)
Książę Cierni
2012 г.
(польский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)
Prince of Thorns
2012 г.
(английский)
Prince of Thorns
2023 г.
(английский)




 



Рецензии в авторских колонках




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Марка Лоуренса «Принц Терний» – это, безусловно, произведение, которое не оставляет равнодушным. Жестокий и циничный мир, в котором разворачиваются события, с первых страниц погружает в атмосферу безысходности и борьбы за выживание. Принц Джорген Анкрат – персонаж, вызывающий противоречивые чувства. Его аморальность, жажда власти и готовность идти по головам ради достижения цели отталкивают, но одновременно завораживают. Он – антигерой в самом полном смысле этого слова, и именно это делает его интересным.

Сюжет динамичен и непредсказуем, автор не дает читателю заскучать ни на минуту. Мир, в котором происходит действие, проработан до мелочей и ощущается живым, несмотря на свою мрачность. Однако стоит отметить, что излишняя концентрация на насилии может показаться утомительной.

Язык Лоуренса ярок и выразителен, он умело создает атмосферу безысходности и жестокости. «Принц Терний» – это не сказка о добре и зле, это жесткая история о выживании в мире, где мораль давно забыта. Книга рекомендуется тем, кто ищет мрачное и бескомпромиссное фэнтези, где нет места героям в сияющих доспехах. Это история о том, как далеко может зайти человек в борьбе за власть и выживание, и стоит ли эта борьба того.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сложная книга. Когда читал ее впервые лет десять назад она мне просто понравилась, без фанатизма. Но за истекшие годы Марк Лоуренс стал вторым по любимости автором фэнтези (после Г.Г. Кея), поэтому вернуться к его печатному — а это важно! — дебюту было очень интересно и поучительно. Здесь сосредоточусь на трех главных вещах, но удовольствие при чтении мне доставили и многие второстепенные элементы повествования (магия и мифология, центральный женский персонаж, описания поединков и т.д., и т.п.).

В отличие от «добрых» обзорщиков, начну с главного минуса. И это мир Йорга Анкрата в этом романе. Он прописан для такой короткой фэнтези-книги довольно подробно и фактурно. Его проблема в том, что он собран из готовых материалов, словно замок из конструктора Лего. Постап далекого будущего, в котором живут такие знакомы нам по Средневековью феодалы — рыцари, графы, бароны. Живут они в обычных замках, вместе обычными средневековыми горожанами и стригут, как овец, обычных холопов. Как цивилизация Атомного века скатилась в столь уютную и привычную локацию, автор указать не удосужился (а это не очень сложно сделать, знаю по опыту)) Просто поставил перед фактом, а это плохо стыкуется, как ему немедленно и сообщили «благодарные» читатели.

Если в романе есть и прочие мелкие минусы, то я их важными не считаю. Книга и с ними хорошо работает. Из-за своего главного жирного плюса, толстенного гвоздя, на котором все здание текста держится.

Это, конечно, Онорос Йорг Анкрат, Принц Терний. Тут заочная дискуссия разгорелась, может ли средневековый подросток верховодить бандой отморозков? Не слишком ли юн, не слишком ли роняет свое благородное достоинство? Автор сам отвечает утвердительно — может и должен! И я с ним солидарен.

Потому что он не просто взял в качестве прототипа какого-то абстрактного подростка, а вполне конкретную историческую персону, а также ее же в роли всем известного литературного персонажа.

Эх, жаль я , когда читал в первый раз «Принца Терний» еще не углубился в тему военной истории Европы. Не посмотрел с десяток циклов роликов и док. фильмов о Столетней войне, не прочитал горку книг на эту и схожие темы. Поэтому и не выкупил замысла автора. И русские локализаторы мне в этом ничуть не помогли.

Я также ничего не знал о жизни самого Марка Лоуренса. Биографическая справка суха — страна: США. И только прочитав интервью с ним, не так давно, я с удивлением узнал, что он пусть и не родился, но вырос чуть не с пеленок и получил школьное и высшее образование в своей родной Англии. И только потом в Штаты перебрался. То есть он рос в тех местах, где жили и действовали герои его будущих романов. О Йорге Анкрате ему учительницы в школе рассказывали. На уроках истории и литературы.

Ибо Йорг Анкрат имел прототипа в лице Генриха Пятого Ланкастера, любимого английским народом героического короля. А также в лице Принца Гарри, каким изобразил Генриха в своих исторических хрониках Вильям наш Шекспир.

Лоуренс соединил в Йорге реального человека и его литературный образ, и получилась поистине адская смесь.

И вот почему Йорг получился реалистичным.

Когда Генриху Монмуту (он вырос в Монмутском замке и поэтому вошел в английские Хроники под этим именем) было 13 лет ,его отца Генриха Болингброка изгнали из страны. Но самого Монмута Ричард Второй приблизил к себе и взял на войну в Ирландии, посвятив — уже в 13 лет! — в рыцари. В следующем году Генрих Болингброк поднимает мятеж и становится королем Генрихом Четвертым.

В 14 лет Генрих Монмут — принц Уэльский, кавалер ордена Бани, герцог и наследник престола. И немедленно отправляется на войну, подавлять валлийский мятеж в своем домене Уэльсе. Да, поначалу он находится при главнокомандующем Генрихе Перси Хотспере. Но уже через несколько месяцев он сам командир собственного большого отряда и ведет сражения в горной местности, в том числе штурмуя и захватывая замки непокорных баронов. (Привет, Красный замок!))

Он воюет пять лет и побеждает! В 20 лет Генрих, принц Уэльский становится фактическим правителем Англии, когда его отец на пару лет отходит от дел. Потом он возвращается и изгоняет сына, недовольный его самостоятельной политикой. И до самой смерти Генриха Четвертого они находятся в контрах.

Эти «контры» взял за основу своих Хроник Шекспир. Но Принц Гарри там совсем отличается от реального Монмута. Гуляка праздный, главарь шайки головорезов, вместе со своим подручным рыцарем сэром Джоном Фальстафом, готовый на любую подлость и коварный удар ножом из-за угла. Веселый, конечно. Но юмор Гарри — это юмор висельника.

Я понял, откуда взялся Йорг, когда стал читать перебранки его с подельниками. Хорошо, что именно этот том Шекспира у меня на расстоянии вытянутой руки от рабочего стола на полке стоит. Если продраться сквозь корявый и скудный перевод «Принца Терний» хорошо видно, что Йорг и Гарри — одно лицо. Даже в таком убогом виде блестки авторского замысла сохранились. Некоторые искрометные диалоги-перебранки удивительно и по интонации, и даже строением фраз похожи на шекспировские переводы Пастернака. То ,что Йорг говорит о своих «братьях с дороги» в начале каждой главы очень совпадает с тем, что Гарри говорит своим подельникам — по законам жанра — в лицо. (Прочитайте перебранку между Йоргом и Макиным ночью в горах, ближе к финалу, когда они Лесной Дозор разыскивают. Это прям Шекспир в чистом виде. Очень смешно!)

Шекспир описывает своего 15-летнего принца Гарри как юного головореза и прощелыгу, в то время как настоящий Генрих Монмут в эти годы героически воевал во главе армии своего короля. Вот Марк Лоуренс и решил эти два образа соединить в одном.

Автор даже внешность своему Йоргу дал ту же, что и у Гарри — высокий (188 см) и худой. Разве что Гарри был не больно красивым, особенно после того, как ему в бою стрела в лицо прилетела, и он чуть не помер.

Кстати, у него и жесткие терки были с родственниками из-за наследственных владений, только не с дядюшкой, а с теткой. И с тем же счастливым ,что и у Йорга, для себя результатом.

Удачлив был Генрих Пятый Ланкастер, прям, как бес, прям, как... Йорг Анкрат.

Да ,возможно, Марку Лоуренсу не все удалось. Но величие замысла очевидно, и, оглядываясь на прототипа главного героя цикла, это становится и справедливым. Долог будет путь Йорга от послушной марионетки в руках злобного колдуна до бессмертного полубога и спасителя постсингулярного человечества, но этот путь начинается именно в романе «Принц Терний».

А не удалось Марку Лоуренсу целиком воплотить свой замысел сразу потому, что он еще не нащупал баланс, успешный компромисс между своими идеями и способностью читателей их воспринимать. Его аж в эпигоны самого Джо Аберкромби записали! Да Лоуренс писал «грим дарк», когда не только никто не знал, кто такой Аберкромби, а когда и самого «грим дарка» не было! Правда, эти книги были опубликованы сильно позже им самим в самиздате. И вот ему надоело, что его романы никто издавать не хочет. Вот он и решил подупростить, подсушить текст. И пересушил)) Зато его имя стало на слуху. А теперь он сам веха, и на него ориентируются новые авторы, которых он сам, в том числе, и пестует.

Так что будем благодарны Йоргу Анкрату, который вывел крепкой рыцарской рукой своего создателя в люди.

Хотел оставить за роман «восьмерку». Но нет. Балл скину только за конструкторский мир.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман в стиле дарк фэнтези. Довольно избитая тема принца, что жаждет вернуть престол. Я бы сказала Марти Сью. Он дерзок в 13 лет, жесток, мрачен, испорчен до денег, крови и наживы. Нет изменений героя или окружения под его воздействием. Терки верхов, обиженный на всех гл герой и тайна мира, что раскрывается ближе к концу. Может зайти подростку, но взрослому челрвеку, что уже знаком с жанром, лучше не тратить время на данное произведение.

Оценка: 4
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фэ́нтези (англ. fantasy — «фантазия») — жанр современной литературы, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Тёмное фэнтези (англ. dark fantasy — «тёмное, мрачное фэнтези») — поджанр художественных произведений, включающий в себя элементы ужасов и готики, действие в котором происходит в антураже традиционного фэнтези.

Цикл книг «Разрушенная империя» Марка Лоуренса подает себя, как неплохой образчик темного фэнтези. Якобы только для взрослых. Только 18+. Все серьезно. Ключевое слово — «якобы», потому что на деле мы опять имеем банальную и напрочь заштампованную историю о мести очередного Марти Сью.

Аннотация гласит: «Когда ему было девять лет, на его глазах были зарезаны мать и брат. Свое тринадцатилетие он встретил лидером банды кровожадных головорезов. К пятнадцати годам он вознамерился стать королем. С того самого дня, как убийцы графа Ренара расправились с его близкими, Йорг мечтал отомстить. Его детство закончилось очень рано, поэтому жизнь и смерть для него — всего лишь игрушки. Больше ему нечем играть и нечего проигрывать. И вот пришло время благородному принцу Йоргу вернуться в Высокий Замок и обрести принадлежащее ему по праву. Но предательство ждет его в родном доме. Коварство и темная магия. Сможет ли ожесточенная воля молодого принца победить врагов, могущество которых находится за пределами его воображения?»

И первое, что стоит отметить — аннотация знатно так привирает. Примерно также, как соседский алкаш, когда навеселе начинает делится горькой правдой жизни и проникновенно рассказывать о своей прошлой работе КГБ-шника. Так и здесь. Никакой психологии о превращении мальчика в кровожадного убийцу вы здесь не найдете. Враги будут самые обыкновенные, а кусочек магии при желании можно увидеть только в самом конце. 90% оставшегося эфирного времени будет отдано агрессивному «мартисьюшноподобному» подростку, который будет резать своих и чужих, попутно рассказывая, насколько прогнил окружающий мир и какие уроды его населяют. Естественно, подтверждений его словам читатели так и не найдут.

Мир — обыкновенное и даже нисколько не темное фэнтези. Просто главный герой вышел у автора моральным уродом и от этого балдеет. Судит людей по себе и гребет всех под одну гребенку. Избалованный ребенок, которому в свое время не хватило ремня. Что с него взять? Интересно другое. Почему все остальные падают ему в ноги? Знать, крестьяне, профессиональные наемники и даже самые отбитые отморозки затыкаются и внимательно ловят каждое слово, сказанное зазнавшейся малолеткой. И это темное фэнтези, где во главе угла всегда ставили реализм?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. Был принцем и все шло неплохо, но мать убили и пришлось бежать. За одну ночь мы стали сильным, волевым и сверхрасчетливым берсерком, с ораторскими способностями близкими к Адольфу Гитлеру. Реализм?

2. Решил, что надо сколотить банду и вернуть трон. В золоте и разодетый в дорогие шелка, наш беглый принц идет в Нижний Город, где даже без минимального сопротивления находит самый злачный притон. Реализм?

3. Там начинает лезть в бутылку и гнать на всю бандитскую кодлу разом. Далее режет местного главаря, занимает его место, а все окружающие признают неудовлетворенного выскочку новым боссом. Реализм?

4. Чуть погодя решает вернуть трон. И возвращает!

Вот и весь сюжет. Уровень — пришел, увидел, победил. И так до самого конца книги, где нашего пубертатного подростка ожидает сопливо-розовый хэппи энд и жирный намек на продолжение.

Оценка: 3
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Походу поиски мои чего-либо оригинального в поджанре так называемого «темного фентези» начинают становится столь же бесплодными, как и попытки отыскать что-либо необычное в фентези традиционном. Что странно, книгу сию порекомендовала мне супруга, которая обычно к подобным произведениям любви, мягко говоря, не питает. Да и отзывы у книги были весьма положительные. Поэтому я был заинтригован. Поэтому ожидания от произведения у меня были самые радужные, но им не суждено сбыться.

Заглавный герой, от чьего лица ведется повествования — типичный темный Марти Сью. В четырнадцать лет является главарем банды и сверхвоином, а в пятнадцать намеревается стать уже королем. Ведет себя порой как типичный киношный злодей – убивает собственных подчиненных по малейшему поводу, пускается в долгие разговоры касательно того как и кого будет пытать. Но самое, пожалуй нелепое – это как по мнению автора он докатился до жизни такой. Итак, в девять лет у него убили мать младшего брата. А отец некоторое время спустя отказывается за них мстить. И вот если бы на нашего Сью в этот момент упал магический меч с драконом или способность временно подчинять волю людей вместе с боевым роботом и зеленоволосой девушкой, то даже это не смотрелось столь абсурдно, как то, что выдает нам автор. Итак, наш мега-стратег идет в тюрьму на экскурсию, освобождает там смертников и с ними уходит. Г – Гениально… На этом месте я крепко зажмурился, а затем пошире открыл глаза, чтобы развидеть подобное. Ну вдруг на самом деле я все это время читал какую дешевую японскую мангу. Ну знаете, там это модно – в девять потерять родных и познать всю мудрость жизни, в тринадцать стать главарем, в пятнадцать – хокаге, пардон, королем… Нет, томик так книгой и остался. Но я его на этом месте решил все же его прикрыть. Мало ли…

Да, в средние и даже не столь уж средние века дети малые порой занимались самыми неблаговидными занятиями – от воровства до мародерства, но это были люди, созданные самой бедной и неблагонадежной средой (например, отпрыски проституток при лагерях наемников), а никак не пришедшие со стороны аристократы. Да и во главе всяких сомнительных братств они не становились (есть конечно такое явление как детские банды, но это совсем другая и весьма печальная песня), там всегда были хищники покрупнее и поматерей. Будь в книге хоть капля реализма, путь героя закончился бы, так и не начавшись, причем самым неблагоприятным образом. Да и развитие сюжета весьма стандартно: наш Сью усилием воли побеждает оживших мертвецом, скачет аки голливудский ниндзя и мигом способен убить сидящего на коне вражьего командира, а когда на его банду нападают враги, на пути тех чудесным образом возникают волчьи ямы… В общем, реалистичности тут ни на грош. Да вся мрачность как обычно в таких случаях сводится к горам трупов и упоминаниям всяческих членовредительств.

В итоге мы имеем опять типичное подростковое чтиво, которое автор полил кровушкой, присыпал кишечками и попытался выдать за что-то «мрачное да сурьезное». Но оно так и осталось подростковой фантазией, просто более злой и кровавой, чем нынче принято, из серии «убегу из дома, буду мстить, а попутно грабить, убивать и насильственно любить».

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пресно, скучно и попросту глупо. Ребенок крут до опупения, раздает на орехи всяким громилам. И да, в нем нет никакой морали. И да, он воюет. Лет с девяти? Точно не помню. В общем, ситуация следующая: мир — плоский; герой — неубедительный; сюжет — неинтересный. Нечитабельно.

Оценка: 3
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сравнение этого романа с циклом Джо Аберкромби «Земной круг» выглядит нелепо. «Принц Терний» — довольно посредственное произведение, в котором нет ничего необычного, за исключением описаний подростковой жестокости, так как это видит автор. Почему я сразу обратил внимание на отсутствие похожести в книгах между Аберкромби и Лоуренсом? Потому что, многие читатели смотрят на рекомендации и делают выбор ориентируясь на них.

В этом произведении напрочь отсутствует понятие авторского мира. Никаких пояснений о политической, географической, исторической составляющих, попросту нет. События развиваются настолько прямолинейно, что можно с легкостью предсказать все шаги главного героя. А так как все действия молодого, сумасшедшего принца продиктованы желанием отомстить всему миру, значит он всеми силами будет стремиться этот самый мир завоевать. Я не против жестокости в книгах, но это должно быть хоть как-то оправдано. Ничего подобного в этой книге я не заметил. На мой взгляд, автор специально шокирует читателей садистскими наклонностями своего персонажа, в чем-то даже бравирует этим. Если Лоуренс хотел привлечь внимание к своему произведению, то ему это сделать удалось, но лучше оно от этого не стало.

В современной истории известны случаи правления юных королей. Самым известным случаем можно назвать правление Ивана Грозного, который пришел к власти в 14 лет. Его правление запомнилось чудовищной жесткостью по отношению к своему собственному народу, к своим близким. Безумие Грозного в чем-то схоже с безумием Йорга, который также стал королем в 14 лет. Не знаю, чем вдохновлялся автор при написании своего романа, но несомненно одно, что прообразом юного короля он взял кого-то из действующих исторических фигур.

К сожалению, неплохая задумка оказалась очень плохо реализована. Автор не смог найти что-то особенное, кроме жестокости главного героя, чтобы заинтересовать читателя чем-то еще. Надеюсь, что последующие книги цикла окажутся более интересными и автор сможет найти необходимые шаги для развития сюжета.

Оценка: 6
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне — шлак. Бездарная дань моде на Dark Fantasy. Дорожки, торенные Аберкромби, Бэккером, Куком, автор долбит вдрызг; толчёт в кашу каноны неглупого жанра. Отказ от идеализации персонажей в пользу реализма — это Dark. Всё остальное: натуралистичность, отсутствие полностью положительных героев, их порочность, жестокость — лишь следствие. «Принц Терний» — это следствие без причины. Знакомьтесь.. неадекватный нарциссирующий идиот четырнадцати лет, крошащий всё и вся в радиусе меча, лишь ради оправдания слова «Dark» в названии жанра. Других объяснений страсти мальчугана «понадзабивать гвозди в головы и пораспотрошить несчастных крестьян» — я не отыскал. Да и к чёрту объяснения, если бы выпячивание этих «Dark»-штампов не было столь картонным! Ни один персонаж не был мне интересен. Диалогов минимум, они скучны и не раскрывают героев. Сюжет пляшет как Витт. События сюжет образующие, — вызывают лишь недоумение. Они невероятны даже в контексте «Fantasy» — не говоря о том, что за основу взят мир реальный. Куда ни ткни — всё очень слабо. И даже для дебюта.

IMHO Итог: чисто коммерческий проект, начиная с обложки и пиара; заканчивая гипертрофированностью штампов характерных для жанра. Не начинайте знакомство с Dark Fantasy этой книгой.

Атмосфера — 4

Персонажи — 2

Сюжет — 3

Слог — 3

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень слабо.

Повествование малопродумано, продвигается разрозненными урывками и имеет логические нестыковки. При этом, что обидно нестыковки эти не мелкие рояли в кустах, а напрямую касаются сюжетообразующих вещей.

Тут пишут что перевод слабый, не знаю чьей вины тут больше, автора или переводчика, но читается быстро не потому что интересно, а из-за того, что глазу не за что зацепится.

Пару слов о сеттинге — очень похоже на то что так любят эксплуатировать третьесортные русские фантасты: постапокалипсис, скатившееся в средневековье человечество експлуатирует артефакты оставшиеся от технологически-развитой цивилизации, магия, мистика, некромантия, оживающие мертвецы... Дальше в эту безумную солянку можно уже все что угодно мешать, мир все стерпит. Порой, во время чтения мелькали мысли о том, что на фоне Лоуренса, даже поделия Орловского кажутся не такими уж плохими.

Книгу решительно не рекомендую. Это не новый Аберкромби и тем более не новый Мартин или Кук. Очередное распиаренное пустое место.

Оценка: 3
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

- Четырнадцатилетний подросток! — удивлённо восклицаете вы. — Да ещё и образованный, и предводитель разбойников и к тому же законный наследник престола, сбежавший из дворца? Шутите? А новенького придумать что, сложно? В общем, дорогие товарищи, не стоит эта книга ни моего, ни вашего внимания, пойдёмте лучше перечитаем более классические и проверенные вещи. До следующего раза, госпожа Фортуна, когда в нашей стране издадут новую новинку, которая завоевала зарубежье. Пока!

- Не правы, вы, господин аноним или может точней, среднестатистическая реакция на аннотацию книги? «Принц Терний» хорош и очень даже, по нескольким причинам.

Первая — самая главная, главный герой книги. Имя: Йорг. Фоторобот: пухлые губы, высокие скулы, бледная кожа, чёрные волосы. Ах да, высокий рост. Молод, даже слишком. Но, несмотря на столь юный возраст, он проявляет чудеса гениальности. К тому же Йорг относится к тому типажу героев, которым сопереживаешь и на которых ставишь, за них болеешь, даже если они не правы, и да хотелось бы, чтобы они стали лучше. Это так, Йорг — маньяк, жесток без надобности и с оной, агрессивен, но в то же время целеустремлён, он чётко прощупывает поле для своей игры, а затем ставит на них свои фигуры. Конечно, не обходится без ошибок, но поверьте мне, если Йорг взялся за какую-либо задачу, он выполнит её, чему бы это ему не стоило. В случае принца цена имеет второстепенное значение, главное — результат. Лис и то пасует перед ним в хитрости. Не стоит недооценивать Йорга, за это вы стопроцентно поплатитесь жизнью.

Йорг к тому же искалеченный человек. С тех пор как его брат и мать умерли в страшных муках, на его глазах, в то время, как он ничего не мог изменить, ведь терновник крепко удерживал его в своих когтях. Было так: его выкинуло из кареты и зашвырнуло прямо в заросли этих кустов, где он не мог пошевелиться. И если раны от колючек всё же потом затянулись, то те события, которые он пережил, нанесли ему непоправимую психологическую травму.

Далее, аргумент в защиту чрезмерной молодости Йорга. Действие происходит в Средневековье или точнее нечто очень его напоминающее. А когда у нас в то время становились взрослыми? Правильно, уже в четырнадцать тогда женились, а в пятнадцать имели детей. Гениальность? Она была в любое время и ничего удивительного в том, что Йорг проявил это качество в таком возрасте. Точнее, удивительнее бы было, если бы не проявил; он к тому этой своей способностью умеет пользоваться, что делает его очень опасным.

Предыдущий тезис плавно нас подводит ко второму — это мир, в котором происходит действие книги. Это «как бы» Средневековье, но некоторые ключики наводят на след и по ним можно сделать следующие выводы: а) это наш мир (скажем, упоминание Персии, отсылки к таким литераторам как Плутарх и Платон) б) это наш мир в будущем (Ницше — это далеко не Средневековье, да и не похоже, что термины вроде «мутаген», «нейротоксикология» появились раньше 20 века, не находите?). Но почему вместо светлого и уютного будущего мы видим перед собой множество разрозненных земель, грызущихся между собой за власть, да и ещё откинутых назад в развитии? Лоуренс не даёт внятного ответа, но по немногочисленным данным можно предположить, что Третья Мировая всё же случилась и раса Зодчих исчезла, оставив после себя лишь несколько строений и немногочисленное наследство, как хорошее вроде Плутарха, так и... не то, чем следовало бы гордиться.

Итак, у книги, как минимум два козыря. А что касается других персонажей помимо Йорга? Кто-то называет их картонными и откровенно схематичными, запрограммированных на выполнение какой-либо определённой функции. Возможно, некоторые из них действительно те ещё штампы, вспомним, Макина — советника и правую руку Йорга. С другой стороны, этот рыцарь — очень хорош, в него веришь, портрет выполнен так, что не вызывает раздражения, скорее симпатию. Банда Йорга — Райк, Нубанец, Элбан — все они благодаря некоторым чёрточкам, штришкам приобретают объём, а меткие характеристики Йорга в виде эпиграфов заставляют оказаться в памяти даже таких малозначительных персонажей, вроде Лжеца. Сколько он появился раз за книгу? Два-три, может больше? А образ, образ сохранился. Значит, задача выполнена, Лоуренсу удалось достоверно передать психологизм, за что ему моя благодарность.

Но есть у этой книги и ещё одна особенность — жанр. Дарк фэнтези. Автор справился со своей задачей мастерски, умело воздействуя на читателей сценами мрачными, жёсткими, а иногда просто насильственными, он в то же время всегда знает, где лучше недосказать, где сбавить газ, а где наоборот поднажать. И постепенно приходишь к мысли — да, книга жестокая. В то же время автор не пережимает, всё в пределах нормы. Юмор, конечно, чёрный юмор, тоже выполняет свою роль, смешивается с красками, используемых автором и в итоге у него вместо картины чёрной и серьёзной, получается картина серая. Может не всё потеряно для этого мира?

«Принц Терний» — книжка короткая, читающаяся быстро, не скажу, что гениальная, но это — хорошее фэнтези. Любите вы его? Стоит почитать, если да, если вас не смущает всё выше описанное — читайте обязательно. Интересный главный герой, мир, стиль а ля Аберкромби — всё это делает дебют Лоуренса интересной и своеобразной вещью.

Так каков ваш выбор?

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Множество моих друзей, будучи мальчишками, жадными до книг, прочтя очередную фэнтезятину с харизматичным героем и резким, как перебитая артерия, сюжетом, загорались: «Щас сяду и сам фигану что-нибудь подобное! Чтоб дерзко, сочно, необычно!»

И фигачили. Страниц пять-десять-двадцать, в лучшем случае. Перечитывали, кривились, убирали писанину в дальний ящик. И так до новой книги, нового Хокмуна, Фродо, Каркуна, Волкодава. Не вставали слова в замки и интриги, не ложились герои в масть, не собирались миры и тайны из детских кубиков.

То ли у Марка Лоуренса кубики были получше, то ли терпячки больше, то ли Боженька насыпал ему пороха покруче туда, откуда черпают писатели, но его мальчишеский — с самых лучших сторон! — роман обладает всеми коронными качествами, за которые я люблю азартное фэнтези:

- герой — дерзкий, везучий, как дьявол, и отмороженный = с таким не заскучаешь

- сюжет летит, «как смазанная жиром молния» (с) Юрий Никитин — временами бредово, подчас рояли побренькивают в терновниках у дороги, но стремительно мчит, без провисов и колебаний

- мир не без странностей, но с потайными карманцами

- интрига в лучших традициях, с кукловодами и подводными течениями

- задел на будущее изрядный, продолжение беру, не глядя

- любовная линия — бонусом

Не выйдет обозвать «Принца» новым Мартином, хотя на поле, где пасется Аберкромби, Лоуренс играет смело, быстрее, четче, но схематичнее. Лоуренс написал отличную книгу для поезда, прекрасный таймкиллер!

Есть ли за душой Йорга нечто большее, чем умение бить первым и мыслить небанально, покажут продолжения.

Мой мальчишка предвкушает.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я в общем-то потенциально отношусь к дарку хорошо. Скажу больше, именно эту книгу я и покупал потому, что она относится к этому жанру, рассчитывая на мрачную атмосферу, ярких, пусть и злобных героев и внятный хороший сюжет. В итоге получил только злобных героев. Вплоть до того, что самыми удачными моментами книги считаю действительно яркие и сочные характеристики основным персонажам, которые приводятся в начале глав. Всё остальное... Начать с того, что я никогда не поверю в 12-13 летенего ребёнка, управляющего бандой отпетых громил и убийц, пусть он трижды гений злодейства и управляй его рукой могущественный волшебник. Магия в мире принца терний тоже крайне специфическая и, учитывая намёки на своё посткатастрофическое происхождение, выглядит крайне неубедительной и недостоверной. Откуда взялись все эти некроманты и прочая нечисть — тайна за семью печатями. Эпизод с общением c «духом из машины» как по мне редкостный флуд и выглядит крайне неуместно. Вообще сама идея возникновения данного мира после техногенной катастрофы не отличается изяществом и попытки вписать эту идею в мир выглядят очень слабо.

Сам главный герой, судя по всему, страдает психическим расстройством и неконтролируемой агрессией. Автор в дальнейшем пытается объяснить эти личностные изменения, но получается это опять же таки весьма топорно. Для дарка такая причина происхождения груд трупов и литров крови весьма примитивна. Обретение главным героем магических навыков — за гранью добра и зла. Такой рояль и краном не вытащишь. Кто читал, тот поймёт.

Мне этот роман несколько напомнил «Монумент» Грэхема. Вот только «Монумент» изначально не пытался казаться чем-то большим, чем он есть на самом деле, поэтому и главный герой смотрелся органичней, и впечатления от него остались лучше. «Принц терний» же, кроме пафоса и расчлениловки, особо похвастать ничем не может. К сожалению.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Должен признаться, что никогда не был особым поклонником жанра «темного фэнтези». И этот роман наглядно иллюстрирует одну из причин моего настороженного отношения к жанру — слишком часто авторы перегибают палку со всей этой мрачностью и кровавостью. Не знаю, лежит ли в основе данной тенденции желание шокировать и удивить читателя или просто дурной вкус, совмещенный с отсутствием всякого чувства меры. Или может это я чего-то не понимаю?:confused:

Но факт остается фактом: роман страдает от явного переизбытка кровищи. И что самое печальное, сюжетно большинство пролитой крови слабо обосновано и ничем не вызвано. Автор оказался настолько увлечен основательным пропитыванием кровякой страниц своего романа, что он просто не смог придумать ни одной стоящей причины, хоть как-то оправдывающей творящийся беспредел. Зачастую главный герой со товарищи складировали горы трупов просто так, чисто по приколу. Нет, у Йорга причины, конечно, были, но все они в общем-то сводились к тому, что он перенес в детстве серьезную психологическую травму и вот теперь он слетел с катушек и мочит все что движется. Что подводит нас ко второму недостатку романа — персонажи. Они просто никакущие. Автор, конечно, старательно выписывает характер главного героя, но все что я в итоге в нем увидел можно коротко охарактеризовать словами «озверевший социопат с маниакальными наклонностями»:roof:. У него есть причины быть таким, но сопереживать ему или ассоциировать себя с ним как-то не хочется. Ну а все второстепенные персонажи вообще получились картонными до безобразия — мотивации им выдано 0. Как результат — никто из них не запомнился и никого не было жаль, если им приходилось умирать. Фактически, я был лишь рад, что в этом вымышленном мире стало на одного отморозка меньше.

Мир старательно обойден вниманием автора, впрочем, возможно это будет исправлено в будущих романах цикла.

В общем, не понравился мне «Принц терний», НО он написан настолько искусным языком, что трудно поверить, что это авторский дебют. Именно в этом я вижу главное достоинство романа — пусть мне не пришлось по душе то что написано, но то КАК это написано, вызывает только глубокое уважение.

Оценка: 6
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

В последнее время в фэнтези наблюдается дивная тенденция: подавать нам крутых протагонистов «мы-настолько-крутые-что-яйца-тухнут-при-одном-нашем-виде» обильно поливать их кровищей, засовывая в мир, где даже дети не играются в песочнице, а точат ножи, готовясь к захвату власти. Миром правят темные властелины, а героев в лучшем случае можно назвать, бесславными ублюдками. И называется этот чудесный жанр — дарк фэнтези.

Джо Аберкромби, Скотт Бэккер, Ричард Морган — все они в последнее время работают в этом жанре. И возрожденная ими, мода на дарк фэнтези, стремительно распространяется. Это даже немного пугает, ведь такой подход непременно приведет к штамповке, вырождению жанра. Пока же этого не произошло, стоит наслаждаться хорошими книгами. «Prince of Thorns» как раз из таких. Многие слышали историю, о борьбе за право издать автора, нескольких английских издательств. К счастью, это не случай раскрутки книги средней (a то и хуже) паршивости — роман очень силен для дебютанта.

Писательский стиль автора схож со стилем Джо Аберкромби — такая же цинично-ироничная проза, насыщенная жестокостью и многочисленными изломами героев. История рассказываемая в романе, тоже отсылает нас к Джо, месть — нередко встречающийся мотив, но лучше всего за последние годы его применил Аберкромби в романе «Best Served Cold». К сожалению, Лоуренс порой перебарщивает. Порой цинизм становится настолько желчно-ядовитым, что поверить в него тяжеловато, особенно учитывая возраст главного героя.

Йорг — десятилетний парень, принц королевства Анкрат, счастливо живущий со своими родителями и младшим братом Уильямом в Высоком Замке. Жизнь принца, легка и весела, до одной роковой ночи, в которую его мать и брат пали жертвами коварности графа Ренара. Сам Йорг спасен своевременным падением в тернии, которые оставили, на всю жизнь, шрамы на его теле. К сожалению эти шрамы ничто, по сравнению с тем насколько искалечена душа мальчика. Несмотря на то, что люди отца нашли его и вернули в замок, он подвергается еще одному предательству, на этот раз еще более неожиданному. Он сбегает из замка, присоединяясь к шайке бандитов.

Сейчас Йоргу четырнадцать, и он главарь все той же банды. Он жестокий убийца, не щадящий ни женщин, ни детей. Он наслаждается разбоями и поджогами, криками умирающих жертв и их мольбами. Он не погнушается, даже убить одного из своих братьев, если они посмеют ему перечить.

Автор, специально сделал главного героя ребенком, чтобы происходящие с ним трансформации выглядели более драматично. Этот прием, имеет и обратную сторону: даже несмотря на всю необычность Йорга трудно поверить, что взрослые мужчины, сами жестокие люди, слушаются мальчишку. И конечно, даже несмотря на все что он пережил, тяжело поверить в такую кровожадность пятнадцатилетнего парня. Впрочем, тут как раз все небезнадежно — финал романа, обещает, что Йорг пускай не станет святым, но все таки изменится в лучшую сторону.

Оставшиеся герои на фоне Йорга выглядят чуточку картонно: рыцарь-защитник Мэйкин, немногословный Нубиец, жестокий Райки. Все они свою роль выполняют, но порой хочется вскричать: «Не верю!». Впрочем, очевидно, основной задачей автора была проработка Йорга, и эту задачу он выпонил.

Мы подошли к еще одному достоинству романа — миру, в котором происходит действие. Как и у уже много раз помянутого Аберкромби, мир большей частью остается на периферии авторского внимания, но когда он позволяет себе его описать, получается замечательно. Мир Сломанной Империи состоит из сотни королевств, правитель каждого желает снова обьединить прочих в одно государство, только в этот раз под его железной пятой. Казалось бы, ничего особенного. Но суть в том, что этот средневековый мир — это будущее нашей (или альтернативной) Земли. Давным-давно случился День Тысячи Солнц, и раса Строителей куда-то исчезла. Проще говоря, исчезли технологии, были уничтожены в (скорее всего) ядерной войне. Тем не менее, от старого мира остались кое-какие обломки: труды Плутарха, Сунь Цзы, Ницше (цитируемого главным героем), один древний искусственный интеллект, которого Йорг сотоварищи считает призраком. Мир еще не до конца раскрыт, многое еще непонятно, но Лоуренс обещает больше деталей во второй книге.

Резюме — хороший роман дарк-фэнтези. Если вас не тошнило, от поступков самых гнусных героев романа Аберкромби, и вы не против смириться с идеей о 15-дцатилетнем капитане, то стоит ознакомиться. Потенциал у автора есть. Оценка — 8

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мрачная, жестокая, завораживающая.

«Принц Терний» является первой книгой из серии «The Broken Empire» Марка Лоуренса. Она знакомит нас с принцем Оноросом Йоргом Анкратом. Его Высочество — юноша 14-15 лет, на глазах которого в детстве убили мать и младшего брата. Король-отец предпочёл с виновного взять деньги, а не развязывать войну, вследствие чего молодой принц решил мстить самолично и сбежал из дома в нежном возрасте 10 лет и четыре года скитался с бандой мародёров, воров и убийц, попутно заслужив у них авторитет и став их главарём. Так что главный герой – это молодой человек с явными проблемами в психике и размытыми понятиями о моральных ценностях, относящийся к людям как к пешкам, а к жизни как к шахматной игре, в которой он должен победить любой ценой.

Однако несмотря на такое обилие отрицательных качеств, Лоуренс не доводит читателя до полного отвращения и ненависти к принцу Йоргу. Получился очень интригующий образ антигероя в главной роли, побуждающий и дальше с интересом следить за его тяжёлой и мрачной историей.

Не менее интересен и окружающий мир, в котором всё происходит. Поначалу кажется, что это очередной фэнтезийный мир, однако по ходу раскрытия сюжета оказывается, что это Земля после техногенной катастрофы («день тысячи солнц»). Цивилизация снова скатилась в средневековье, процветает магия, а по всему миру рассыпаны артефакты легендарных «Зодчих».

Поклонникам жанра «чёрная фэнтези» я настоятельно рекомендую ознакомиться с книгой, остальным – по желанию, так как «Принц Терний» тёмная, местами циничная и жестокая книга. Для кого-то она может оказаться чересчур «чернушной». А я, пожалуй, дождусь выхода второй книги «Король Терний» и с большим интересом продолжу знакомство с этой серией.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх