Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: С множеством интриг | Философское | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Пришло время объединения народов Трёх Морей. Пришло время Священной войны против язычников фаним. В великом городе Момемне шрайя Тысячи Храмов собирает под своими знаменами всех, кто еще вчера не думал об объединении. Цель Священной Войны — Шайме. Священный город в руках язычников. И бедные и богатые обретут славу на поле битвы во славу Божью. Но немногие по-настоящему знают, что у этой войны куда больше целей. Магические школы, Император, Шрайя, страшный Не-Бог и отпрыск его легендарного противника Анасуримбора, все они имеют личные цели, но связаны узами священной Войны в предверии второго Армагеддона. Все они — враги и компаньоны.
Входит в:
— цикл «Второй Апокалипсис» > роман-эпопею «Князь пустоты»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 3-е место | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Фэнтези или хоррор (Канада) |
FantLab рекомендует:
— Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
trihleb, 29 марта 2025 г.
«Мысль приходит тогда, когда «она» хочет, а не когда «я» хочу».
Лейтмотив этой книги. Если взять меня, то Князь Пустоты мне понравился еще до того, как я начал его читать. Роман заинтересовал давно – рецензии, обзоры, подборки. Темное фэнтези – уважаемый мною жанр. Но найти в печатном варианте в 2022 году, не представлялось возможным. Продавалась только вторая трилогия, либо Воин-Пророк. Повезло, что один сочувствующий гражданин — vfvfhm — откликнулся в теме посвященной Бэккеру на Фантлабе и практически подарил мне это сокровище -- все три книги Князя. Воистину: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете». Прочитав много рецензий, я предполагал, что меня ждет, но видимо не понимал.
Первое мое прочтение закончилось на первой главе. Тяжело, сложно, не моё. Но где-то глубоко в душе я чувствовал, что это не так, что это мне нужно и с этого я буду реально «тащиться». И вот мое сознание продолжало настаиваться. Книги все время лежали возле, загадочно манили и улыбались.
Вторая попытка. Я уже немного поднаторел. Были прочитаны «Первый закон» Аберкромби, весь изданный на русском Пекара и две книги «Хроники Дюны» Герберта. Помимо прочего очень помогла рецензия некой Iriya. Я понял, что к чтению нужно подходить основательно, поэтому нужно запастись терпением, ручкой и блокнотом.
Начал бодро. Даже сейчас просматривая книгу, нахожу подчеркнутые слова, предложения, абзацы, вопросы. Блокнот, наверное, уже не найду. В итоге было прочитано приблизительно 180 страниц. В моменте с Инрау и магией я уже совершенно потерялся. Запала видимо не хватило. И вот Тьма Прежних Времен была снова отложена.
2025 год. К этому моменту в мой бэкграунд добавились еще две книги по Дюне, первые две книги Черного Отряда, увольнение с работы и 33 года -возраст Христа, ха-ха. Вновь я был готов выдвинуться в путь. Тетрадка – не блокнот, несколько разных ручек и я пошел…
В этот раз я записывал каждое новое имя, город, реку или море. Каждую мудрость. Я прочитывал в день по главе, бывало больше, бывало меньше. В среднем это приблизительно 30 страниц. Перечитывал по нескольку раз непонятные места или понравившиеся цитаты. После середины книги уже было читать довольно просто, но я продолжал делать пометки и записи. Лишь последние 150 страниц уже начал откровенно филонить, ведь хотелось знать чем все кончится. Даже сейчас у меня в голове крутится мысль, что надо бы выписать из финального собрания все Великие Имена Священной Войны. Ведь они наконец-то собрались в одном месте и им дана емкая хар-ка в лице нашего молодого профайлера Анасуримбора Келлхуса. Вместо этого я решил написать рецензию, хотя скорее это больше похоже на предостережение. ТПВ – это не то чтиво, которое подойдет, чтобы скоротать вечерок, расслабиться, уйти в другой мир, отдохнуть, побыть в приятной компании или зарядиться оптимизмом. Это, блин, ВЫЗОВ.
Еще один лейтмотив этой книги – основная заповедь дуниан: «то, что было прежде, определяет то, что будет потом». Тогда получается какой-то спойлер в названии романа, не правда ли? Если, конечно, Келлхус окажется правым. В некоторых рецензиях есть версия, что Священная Война – это аллюзия на Крестовые Походы. Шайм – это священный город Иерусалим, Шрайя – Папа Римский, поход бедноты и тд. Осталось понять кто из них Готфрид Бульонский)) Начал смотреть цикл лекций Клима Жукова по истории Крестовых походов. Захотелось изучать историю. Действительно ли зная историю прошлого можно предсказать будущее? Подобная «теория» встречалась мне в литературе, про Дюну я тихо промолчу, но вот сейчас на ум пришла трилогия Трауна, где гранд-адмирал Империи является гением стратегии и тактики за счет изучения культуры противника.
Метафизика тезиса дуниан в тексте представлена так: «человек есть животное, что его стремления возникают во тьме его души, что мир постоянно ставит его в непредсказуемые ситуации, и тем не менее, он воспринимает Логос». «Я есть мои мысли, но источник моих мыслей мне неподвластен. Я не владею собой, потому что тьма была прежде меня».
Если я правильно понял, главный герой избавился от тьмы внутри
Но возможно, что этот роман нужно читать избавившись от «тьмы прежних времен», других мыслей. Стать полностью пустым сосудом, чтобы впустить новую историю вглубь себя. Я это воспринимаю так. Если ты не откажешься от своего опыта, то тогда начнется, как сказал бы Найюр: «измерение себя». И будут тебе мерещиться Заратустра, сексизм, комиксовые герои, конгруэнтность и тд. Но если чаша пуста, то твоё обучение продолжится…
П.С. если дочитаете ТПВ до конца в последнем издании, то не читайте рассказ «Ложное Солнце». Только после всех основных романов цикла «Второй Апокалипсис»
П.С.П.С. Мысль по поводу шлюшки Эсме)) У меня есть предположение, но не факт, что так будет, поэтому скрою на всякий случай:
Селеста, 11 января 2025 г.
Что будет, если скрестить «Дюну» Фрэнка Герберта и «Властелина Колец» Джона Толкина? Получится «Князь пустоты» Р. Скотта Бэккера.
Автор по образованию — философ и лингвист. И в тексте это чувствуется. Для него важна философская подоплека многочисленных религиозных учений. Ну а текст — это что-то невообразимо прекрасное.
Я знаю, что многие плюются от якобы сложности стиля автора. Да, нужно вчитываться. Текст довольно плотно насыщен описаниями, метафорами, аллегориями и размышлениями. Пробежать глазами страничку за три секунды не выйдет. Но сложным его это не делает. Хотите пример по-настоящему кошмарного графоманского стиля — почитайте «Сады луны» Стивена Эриксона. Вот там вы сломаетесь об нагромождение предложений. А язык Р. Скотта Бэккера безумно красив. Просто не нужно такие книги читать наспех.
Также многие жалуются на имена. Мол, сложные, непроизносимые и незапоминающиеся. У меня с именами проблем не было вообще. А я их ОЧЕНЬ плохо запоминаю по жизни. Однако имена в этой книге хоть и длинные, но певучие и цепляющие. Не знаю, в чём у читателей сложность.
«Тьма прежних времён» — первая книга трилогии. И сюжет здесь — соответствующий. Автор скрупулёзно раскидывает сюжетные крючки, расставляет шахматные фигуры на доске, делает первые ходы пешками. И ухитряется подавать это так, что читается взахлёб. Невозможно оторваться. Но и быстро читать тоже не получается — как раз-таки в силу особенностей авторского стиля. Даже есть несколько неожиданных поворотов. Зато чего нет, так это роялей в кустах. Любые «случайные» события, кажущиеся подыгрыванием персонажам, имеют своё объяснение.
Атмосферу он нагнетает знатно. Мрачная, густая, полная предчувствий близящейся катастрофы. Мир «Князя пустоты» — жестокий, грязный и безжалостный. А грамотные намёки на грядущее зло Консульта прям будоражат воображение.
Лор не самый оригинальный: многое взято из реальной истории. Но какой автор этим не грешит? В глаза эти заимствования бросаются не слишком сильно. Магическая система пока непонятная. Магию автор оставляет за кадром. Много говорится о невероятном могуществе колдунов, но на страницах книги оно демонстрируется от силы раза три.
Персонажи по проработке средние. Не самые яркие и узнаваемые. Но и не картонки. Больше всего зацепил главный герой, Келлхус. Эдакий аналог Пола Атрейдеса из «Дюны» — буквально мыслящая машина, способная читать людей по работе их мышц и предугадывать варианты развития событий. Автор делает любопытную вещь: показывает, как Келлхус ловко манипулирует людьми, склоняя их на свою сторону. А потом показывает большую часть событий, в которых Келлхус участвует, со стороны других людей. Чтобы читатель гадал, где персонаж искренен, а где — просто разменивает карты.
Маг Завета, Ахкеймион, довольно живой, но немного нудный. Очень уж много рефлексии. Но оно и понятно. Ахкеймион не молод, у него нет семьи, практически нет друзей, нет дома. Вся его жизнь — это странствия. Ученики отвернулись от него. Его школа хоть и обладает невероятным могуществом, однако служит посмешищем из-за приверженности древним легендам о Консульте. Даже любимая женщина — и та шлюха, не желающая отказываться от своего ремесла.
Варвар Найюр — представитель моего нелюбимого типажа в фэнтези. Однако автор ухитрился показать его очень ярко. Неудержимый воин, яростный и прямолинейный, со своими психологическими травмами, недоверчивый, жестокий и умный.
Проститутка Эсменет мне не сильно зашла. У неё богатый бэкграунд, объёмная личность. Но женщины автору не очень удаются. Вместо проститутки он прописал нимфоманку, которая вовсе не устала от своего ремесла, напротив: она постоянно хочет с кем-то совокупляться и кончает по несколько раз. Может, за этим что-то стоит и раскроется в следующих книгах. А может, автор просто видел женщин только на картинках.
Серве меня раздражала. Читать её главы было неприятно. Мне очень не хочется, чтобы автор ввёл трепетную любовную линию между ней и Келлхусом — очень уж она будет плохо вписываться в весь этот мрачняк. Да и не верю я, что ходячий киборг-убийца Келлхус мог просто увидеть красивую женщину и потерять голову. Но не буду судить автора за свои догадки и домыслы. Часто авторы гипертрофировано показывают таких персонажей — узколобыми, глупыми, эгоистичными и слепыми, — чтобы потом был ярче контраст развития. Надеюсь, это именно тот случай.
Десять бивней из десяти. «Тьма прежних времён» однозначно встаёт на полку моих любимых фэнтези-книг. Но советовать её к прочтению могу только тем, кто любит сидеть в тишине и вгрызаться в полёт авторской мысли. Многие советуют эту книгу поклонникам Джорджа Мартина — зря. В «ПЛиО» легче стиль, нет столь сложной экспозиции, персонажи более цепляющие, практически нет философии. Вот поклонникам «Дюны» рекомендовать могу. Тут и философия, и тяжеловесная красота языка, и лор, охватывающий тысячелетия, и многое другое.
Bars86, 25 декабря 2024 г.
Великолепное начало! Очень надеюсь, что выдающегося в целом цикла! Я в «тёмном» восторге, если честно) Возлагал большие надежды на прочтение этой книги — и они полностью оправдались!
Некоторые фэнтези циклы я не дочитывал, некоторые прочитывал и продавал. И вот наконец-то нашёл очередной бриллиант, который пополнит коллекцию замечательных книг на полке! Это четвёртая сага, которую я оставляю и надеюсь когда-нибудь перечитать.
Возможно, немного пафосно и слегка предубежденно звучит, ведь прочитана лишь первая книга. Но насколько же она до мрачности прекрасна) Да простят меня поклонники того же Сандерсона (которого я читал), но начало «Второго Апокалипсиса» в разы сильнее всех творений Брендона. Можно провести параллель с «Песней льда и пламени» Мартина, но всё же различий и тут хватает — это отдалённая схожесть.
Данный цикл фэнтези для взрослых людей — умное, интеллектуальное, философское, психологическое. Отлично прописанный мир, персонажи, химия между ними. Во многих аспектах эта книга шедевральна. Не буду много расписывать — это надо читать!
Вот прямо после прочтения захотелось перечитать некоторые моменты. Это говорит о многом.
P.s. Примерно половину книги придётся постоянно обращаться к приложению действующих лиц и фракций, но это сильно облегчает восприятие и помогает погрузиться в завораживающую атмосферу книги. Читать следует внимательно и неторопливо — тогда можно получить настоящее удовольствие. Это шедевр.
i_am_sansanich, 15 августа 2023 г.
Если самыми сложными для произношения вы считаете имена персидских или индийских царей. Если нигде, кроме как у Аберкромби, вы не видели как занимаются любовью на куче мусора. Если герои Дрюона или Корнуэлла кажутся вам слишком простыми или же вам надоела незамысловатая (понятная среднестатистическому читателю) «вода» Ротфусса или Сандерсона, то вам определённо стоит познакомиться с Бэккером.
Как заметили многие, автор не стал особо заморачиваться с канвой произведения. Он всего лишь попытался «оригинально» перепеть события, имевшие место быть в реальной истории. Сложно судить о всех «оригинальных» ходах, сделаных Бэккером, не дочитав сие творение. Но, чуть более сотни страниц мне было достаточно, чтобы увязнуть в нём по самое не хочу.
Главным новшеством стало то, что история Земли показалась автору слишком простой и обыденной. Поэтому, он слегонца усложнил дело, старательно поработав над «усовершенствованием» названий и имён собственных. Такой подход, думаю, понять сложно. Даже самый прожжённый философ, скорее всего, не раз почешет репу в процессе поиска истины в такой задумке. Возможно, автор просто перепутал сложность восприятия текста с его взрослостью, или может с оригинальностью, а может он хотел показать, что созданный им мир — явно не для средних умов. Хрен его знает. Решайте сами. Но вышло как-то глупо.
Другим «оригинальным» решением автора стала его попытка наделить всех членов социума философским образом мышления. Каждый из персонажей перед тем, как совершить какое-либо действие передумывает сотни многострочных дум. Лично мне сложно разобраться в мыслях персонажей. Чувствуешь себя недоразвитым даже рядом со средневековой проституткой. «Постепенно она отвлекла Ахкеймиона от его забот и втянула в свой ЗАМЫСЛОВАТЫЙ мирок анекдота и сатиры». Правда? Для опытного разведчика, объехавшего весь мир, жизнь проститутки может показаться замысловатой? И если познаниям проститутки можно просто позавидовать, то размышления самого Ахкеймиона могут ввести обычного читателя в ступор. Я специально пробовал читать это в замедленном темпе, чтобы попытаться познать суть. Хрен то там. «Как можно приравнивать Бога к отсутствию колебаний?... Что такое колебания, как не жизнь внутри этой тайны» или вот ещё: «Гнозис нелюдских магов, Квуйя, был ещё и отточен тысячей лет человеческих измышлений». Какие колебания, какой Гнозис, какие измышления? От таких мыслей героев романа голова читателя может распухнуть сильнее, чем у удава от попугаев. Поэтому в данной ситуации я поддерживаю автора лишь тогда, когда он от лица Ахкеймиона говорит следующее: «я слишком много предаюсь пустым размышлениям» (слова абсолютно в точку характеризующие большинство психологических портретов персонажей!).
К описаниям внешностей персонажей Бэккер относится с не меньшим философским трепетом. Капитан корабля: «на руках его блестели соль и солнце, в нечёсаных волосах и бороде запуталось МОРЕ» (как может на руках блестеть солнце ещё представить можно, но какое море может запутаться в его волосах — хрен его знает, толи волосы настолько жидкие, что просматривается задний план, толи спал он головой в водорослях... Глаза Инрау: «широко раскрытые, горящие энергией и жизнерадосностью, блестяще-карие, при этом постоянно исполненные ИСКРЕННЕГО НЕДОВЕРИЯ к себе»(ё маё, как всё понятно начиналось и как закончилось! Люди, кто-нибудь, подскажите, как выглядят глаза, не доверяющие хозяину!)... «Шрайский рыцарь был АРИСТОКРАТИЧЕСКИ худощав» (бляха муха, почему у Бэккера аристократы худощавые? Болеют или на диете сидят?).
С именами ситуация ещё запутаннее. Вроде бы они ничего не значат (в отличие от Толкина), но зато премудрый Ахкеймион запросто определяет предназначение человека по его имени: «Эсменет — странное имя, слишком старомодное для её нрава, но в то же время удивительно ПОДХОДЯЩЕЕ ПРОСТИТУТКЕ» (почему именно проститутке? Тоже х.з.)
Самым малозначительным для текста, но вместе с тем, придающим ему немеренное количество объёма является приём автора по высасыванию всех соков из известных ранее изречений мудрых людей. К примеру, всем, наверное, знакома фраза: «хочешь мира, готовься к войне». Вы поняли, главное, чтобы во фразе присутствовало два антонима. Ох, как автор удивляет нас своей способностью подбирать эти антонимы. И так: «Возможно он опять одержал ПОБЕДУ благодаря тому, что ПРОИГРАЛ». И сяк: «Новый, безупречный шрайя — человек, который принесёт МИР народам Трёх Морей, дав им Священную ВОЙНУ». И наперекосяк: «ЗАДАТЬ этот вопрос означало ОТВЕТИТЬ на него» (ай, молодец! Так и хочется похвалить примерного ученика, насколько хорошо он усвоил данную тему).
Перечисленное выше напрочь затмевает положительные моменты, которые может найти для себя простой обыватель в текстах гипер «оригинального» писателя с философским образованием. Неплохое начало с харизматичным боевым монахом, понятные каждому дилеммы: бросить товарища и выжить или остаться и погибнуть вместе, предать ученика или провалить миссию, методы управления людскими массами, или неравнозначная любовь, наконец, — всё это тонет в океане «воды» не такой «чистой», как у Ротфусса или Сандерсона, но от этого ещё более неприятной — мутной от излишних философских потоков.
Очевидно, отзываясь о романе (точнее, о прочитанной его части) я не попал в общую струю позитива. Возможно даже, почувствовал бы себя одиноким из-за этого (как бы сказал автор: «Как не чувствовать себя одиноким, чуждым всему, когда само бытие отзывается твоим устам?»). Но, в утешение мне, никакое бытие, скорее всего, моим устам не отзовётся, в то время как рядовой читатель, возможно, хоть в чём-нибудь меня да поддержит...
Selvaggio, 3 октября 2024 г.
Очень тёмное и эпичное фэнтези , — много героев , народов , магических школ , политики , интриг , битв , различных религий и государств . По началу я даже немного терялся во всей этой информации ,- взял листок бумаги и стал записывать кто есть кто , но потом втянулся и от книги было , что называется за уши не оттянуть. Автор очень хорошо прописал персонажей , раскрыл их историю , мотивацию , мысли и действия . На мир мы смотрим глазами многих персонажей , но я бы выделил троих : маг Завета и по совместительству шпион Друз Ахкеймион , дунианин Келлхус Анасуримбор и вождь скюльвендов Найюр урс Скиота ... а есть ещё герои , которых тоже нельзя назвать второстепенными уж точно — генерал Икурей Конфас , император Ксерий , принц Нерсей Пройас и блудница Эсминет . Очень многими глазами нам показан этот мир и постепенно мозаика за мозаикой я начинал слаживать и свою картину . Мне было очень интересно , по сути первая часть трилогии это подготовка к Священной войне в которой собираются принять участия государства Трёх Морей , война будет против неверных и загадочных фаним и дальше я думаю будет только интересней ведь очень много загадок нам оставил писатель на следующие части и за судьбой каждого из героев мне хочет наблюдать и вместе с ними пройти их путь до конца .
Slimper753, 3 июля 2024 г.
Первоначально это отзыв я написал сразу после прочтения первой книги, но поняв, что трилогия — это одна цельная история, я сначала решил дочитать ее, а потом подправить отзыв на основе всей полученной информации и всех разъяснений. Так вот, текст отзыва практически не изменился с момента его первого написания...
Минусы длиннющих историй, разделенных на несколько книг, в том, что после прочтения первой книги ты видишь лишь короткую часть истории, из-за чего трудно судить о картине в целом. Но даже этого кусочка обычно хватает, чтобы примерно определить стиль и сюжет картины, но не истинное значение. Мне эта история напомнила триптих Босха «Сад земных наслаждений», где если показать незнакомому человеку ее часть, то он никогда не угадает, что изображено на остальном полотне. А если показать ему всю картину, то он решит, что вы просто издеваетесь, а картинку намалевала нейросеть. Такое же чувство было и у меня при прочтении, будто автор просто накидал в стопку каких-то слов, перемешал, и получившееся выдал за роман. Вроде тут и есть сюжет, но чтобы его понять, необходимо быть в таком же состоянии, что и сам автор при написании, но, боюсь, от такого количества запрещенных веществ я склею ласты раньше, чем продерусь через первые главы.
Начнем с того, что автор, несмотря на огромное количество текста, ничего не объясняет. Что за Священная война? Зачем? Почему? Зачем она нужна и почему именно сейчас? Почему Майтанет просто сказал: «Го воевать!», и все тут же побежали просто потому что. Сто тысяч идиотов просто от нечего делать побежали, сами не зная куда, и убились фиг пойми об кого. Почему все слушают этого Майтанета?
Почему автор сначала рассказывает об Ананасобобере (или как его там?), а потом резко переключается на Ахренегознаетмона? Это же первое правило писателя: не давать главным героям похожие имена! Или я не прав? Они начинаются на одну букву, и я, будучи дурачком, просто запутался, кто есть кто. Для кого эти невыговариваемые имена, в которых автор вставляет как минимум одну лишнюю букву? А еще миллион названий, терминов, определений... Возможно, я бы и понял, что происходит, если бы мне не приходилось каждый раз вспоминать, что означает то или иное слово: имя, название города, название страны, название школы, название нации, название языка или еще что. А некоторые термины вообще используются один-два раза без объяснения значения, или они написаны лишь в начале, а второй раз в конце, где любой человек уже забудет, что это значит. В итоге, я сидел с открытой wiki и постоянно искал там определения, но, к сожалению, даже там есть статьи не на всех персонажей и термины.
За всей этой кашей автор будто скрывает абсурдный сюжет, где этот самым сюжет существует только для того, чтобы автор смог впихнуть свои псевдоинтеллектуальные и псевдофилософские размышления. Так выпустил бы книгу афоризмов.
Например! Скюльвенды считаются непобедимыми воинами (почему?), их все боятся, и вот какой-то племянник короля идет и в первой же схватке их разбивает. Правило любого, кто создает истории, гласит: «Показывай, а не рассказывай!» Что рассказали нам: Скюльвенды великие воины, никто их победить не может, они опасные дикари, всю жизнь воюют, у них жестокие нравы! Что нам показали: собралась кучка дикарей, всем скопом без подготовки и резерва они ринулись на противника и были разбиты вдребезги, как кучка новобранцев! По скудному описанию, битва длилась чуть ли не минут десять-двадцать. Что? Великие воины, которыми сотни/тысячи лет пугали детишек, были разбиты за один бой. Что? И какие последствия? Скюльвенды тупо вернулись в свои поля и живут дальше, племянник вернулся с почестями и живет дальше. Политически, конечно, это сыграло роль, но в остальном полный бред. Почему они не отправились их добивать? Почему скюльвенды не перестроились и не пошли на вторую атаку? Почему посреди такого важного боя многие просто забили и стали решать свои обидки, мстя Найюру? Что за бред вообще?
Или зачем тот же Найюр взял с собой ту бабу, которую периодически пользовал? Она же только мешалась. Ананас Келлхус рисковал из-за нее жизнью. Зачем? Найюр же знает, что Ананас мастер промывать мозги, и пусть сам он способен ему противиться, другие-то нет. Эта баба тут же стала практически его рабыней, и Найюр боялся, что Ананас собирается его убить, но почему-то не подумал, что тот может настроить против него эту бабу. Они же шпехаются постоянно, ей достаточно его ножичком кольнуть в шею и готово. Но этого, разумеется, произойти не может, потому что автор физически не способен на столь простые действия, все должно быть через десяток сложных поворотов. Если бы какой-нибудь персонаж захотел снять штаны, он бы попытался сделать это через голову, и в этом будет глубинный смысл, которого нам не понять. Или там была сцена, где Ксинем (какой-то командующий) просто спит на земле возле костра, не боясь шпионов и убийц. Ах да, если бы его там закололи, это было бы слишком просто, а Бэккер так не может. Там даже чтобы убить какого-то служку Инрау, приперся какой-то лидер нелюдей (или кто это?), нагнетал обстановку и нес чушь, вместо того, чтобы ему просто голову взорвать или вроде того.
И только я начал думать, что понимаю, что происходит, как автор просто отбрасывает историю и перекидывает нас в другой сюжет. Видимо, одна нaркoта отпустила, и он закинулся чем-то пожестче. Вот эта глава «Четыре Откровения Синиал’джина» стала для меня настоящим испытанием. Я не понял, ни слова. Будто текст написала нейросеть, потом ее прогнали через онлайн-переводчик на китайский, а потом обратно на русский. Кого-то там пытаются сжечь на костре, потом кто-то является и сбрасывает его на землю, и потом начинает нести какую-то ахинею, посреди которой он изрекает: «Когда я был ребенком, моя бабуля посадила меня на коленки и сообщила мне, что я неподсуден...» и так далее. Он это говорит обгорелому не-пойми-кому, пока тот лежит в грязи. На кой черт мне знать про его бабулю? Что происходит?
«Человек склоняется, поднося к его лицу нож, который в своей сверкающей близости представляется чем-то сверхъестественным, каким-то монолитом, кристаллом, сужающимся к сияющему острию, к точке, в которой сходятся все грани земного бытия. Сходятся, чтобы быть пресеченными смертью.» — Вот это что это? И так весь текст. Автор просто не способен написать нормально, обязательно надо все выкрутить и извернуть, чтобы пришлось раз пять прочесть, чтобы понять смысл этой графомании. Вместо «Вынул меч» — «Коснулся грубыми пальцами с изорванными в сражениях ногтями рукоять клинка, чья позолота давно слетела с последними порывами острого ветра, оставив лишь одну суть убийства и кровавые отпечатки хозяина. Клинок сверкнул в лучах закатного солнца, красного, как внутренности извечных врагов, чьи телеса будто сами жаждут оказаться на острие своей погибели. Сталь выскользнула из простых ножен, словно прохладный огурец, не оторванный от ботвы, и воздетая кверху, как от возбуждения, превратилась в орудие безжалостного палача.» Я устал это придумывать и писать, но я был полностью трезв, в отличие от автора, тот, наверное, может так целую главу за десять минут накатать. И, возможно, иногда подобные патетические текста уместны, но когда вся книга только из них и состоит, то чем дальше, тем сложнее сосредоточиться, чтобы понять смысл. Будто не книгу читаешь, а сценарий какого-то невероятно патетического пафосного спектакля, где в любой момент могут запеть даже деревья.
Потом автор опять меняет дилера и пишет про какого-то Туррора Эрьелка с двумя сердцами, который просто шел засадить королеве, но тут его похищают какие-то маги. А все происходит за 300 лет до предыдущих событий. Вроде. Это уже новая книга про других персонажей или что? Что я читаю и зачем?
UPD: Позже я уже узнал, что это отдельные рассказы, впихнутые в книгу в конце. Хорошо. Вот только какое они отношение имеют к сюжету первой книги? Там не появляется никто с двумя сердцами, а кого там пытались сжечь я так и не узнал.
Вот в чем минус всех этих огромных историй, разбитых на трилогии — ничего не понятно, пока не прочитаешь все или не сойдешь с ума. Но у большинства авторов хотя бы есть начало и конец, а у этой книги Р. Скотта Бэккера нет ни начала, ни конца, одно лишь словоблудие.
6/10 — да, легко можно сказать, что я просто тупенький, а потому не понял гениальности сего произведения, но, на самом деле, гениальность чего-угодно заключается не в том, чтобы создать нечто настолько сложное, что мало кто поймет, а наоборот, создать что-то сложное, но объяснить это простым языком. У Р. Скотта Бэккера, очевидно, этого не получилось. Очень громоздкий и перегруженный текст, особенно в самом начале. Я хотел дочитать трилогию, а потом перечитать вновь, чтобы понять все нюансы от и до, но проблема в том, что я и под конец не до конца все понял, а потом узнал, что это, по сути, предисловие к тетралогии Аспект-Император. Это как прочесть книгу на французском, не зная французского, а потом перечитать ее с самого начала, запомнив пару десятков слов, — бессмысленная трата времени.
И все бы ничего, я читал сложные книги, затянутые книги с кучей описаний, и все это можно простить, но лишь при одном условии — нормальный полноценный сюжет. Здесь его попросту нет, это переливание из пустого в порожнее, где нет никаких поворотов, наоборот, с самого начала понятно, что Келлхус подчинит себе воинство, ты просто читаешь, чтобы увидеть как! Персонажи без особой глубины, хотя видно, как автор старается, но очень сильно и натужно, слишком много слов и размазанных описаний, из-за чего вся картина превращается в маловразумительную абстракцию. Все куда-то идут и идут, но смысла в этом мало, потому что сюжет стоит на месте.
6/10 — не самая низкая оценка, потому что читал вещи и похуже. Первая книга пытается завлечь тебя в новый мир, и пусть приходится в начале прорываться через тернии, в итоге тебе хочется узнать этот мир поближе. Проблема в том, что ты его так и не узнаешь в полной мере даже после окончания условной трилогии.
AdeptRassveta, 19 февраля 2024 г.
Начало легендарной саги. Скажу , что это произведение является по настоящему «взрослым» фэнтези — тут есть и над чем подумать, различные аллюзии на религиозные и исторические темы, на тему нейропсихологии и различные техники медитаций. Всё это в тёмном стиле, с частым смакованием жестоких мест, но это не кажется излишеством и вписывается в книгу. Я влюбился в серию с первых страниц.
Из минусов — для начала автор даёт слишком много терминов, с которыми знакомы жители Эарвы(мир,где происходит действие книги), но не знаком начинающий читатель. Для меня слово «кишаурим» стало в своё время небольшим шоком. К счастью, со временем мы привыкаем и узнаём новые термины и глубже погружаемся в этот жестокий, но такой восхитительный мир.
WestGotta, 5 октября 2019 г.
Долго не решался начать читать эту книгу, в первую очередь из-за ее оценки на fantlab. В итоге по уровню эта книга оказалась лучше большинства прочитанных мною фэнтези.
Многие упрекают эту книгу за излишние многословные рассуждения героев, но как по мне именно благодаря этому автор показал свои самые сильные стороны.
Здесь у многих персонажей просматривается своя оригинальная философия. И хоть я обычно воспринимаю такие вещи просто как красивый фон, но форма этих рассуждений для меня, сделали эту книгу одной из самых необычных в жанре фентези.
Есть кончено в стиле автора и свои минусы. Например автор часто описывает практически весь ход мыслей или намерений каждого персонажа, что лишает читателя эффекта неожиданности или интриги относительно планов или действий отдельных персонажей. Но при этом, ход мыслей редко бывает просто каким то примитивным и за ним часто очень интересно наблюдать. Особенно это проявляется в рассуждениях Икурея Ксерия и Конфаса, которые вынуждены продумывать события на много ходов вперед и играться в политику ради достижения собственных целей.
Боевых сцен в этой книге не так уж много, но при этом они довольно атмосферно описаны. Количество крови и всякой чернухи будет немного поменьше чем у Аберкромби, но оно стремиться примерно в том же направлении.
В общем по прочтению книги становится понятно, что в сюжетном плане это только вступление без какой то логической завершенности, которое служит описанием общей картины мира на пороге предстоящих событий. Надеюсь что следующие части меня не разочаруют.
tapok, 6 июня 2017 г.
В мире твёрдой научной фантастики есть «Ложная слепота» Уоттса, в мире реализма есть «Песнь камня» И. Бэнкса, в мире киберпанка есть «Нейромант». В 2005 в ряд к этим произведениям добавилась трилогия «Князь пустоты» Р. Скотта Бэккера. Если вы читали хоть что-то из перечисленного мной, то уже представляете, что вас ждет, когда вы отроете «Слуг темного властелина». Лично у меня эти книги вызывают, в первую очередь, две мысли — неоднозначность и сложность восприятия.
«Слуги темного властелина» — фэнтези непростое во всех отношениях. Бэккер безжалостно относится к своим читателям. Он не делает поблажек, не старается идти навстречу и заигрывать. Бэккер пишет очень языком, который тяжело переваривать. Автор придумал множество имён и названий, они совершенно не запоминаются, не спасает даже блокнот и ручка. Дело не упрощается и из-за того, что повествование в полном смысле рваное — ПОВ, который появляется в самом начале, делает камбэк лишь в финальной трети книги. К этому моменту уже забываешь, кто же это такой, чем он занимался. Не успеваешь и понять героев, их мотивацию и цели. Отсюда создается стойкое впечатление, что персонажи — картонные. Приходится напрягать мозг, чтобы видеть между строк (отнюдь не считаю это неблагодарным занятием, но всего должно быть в меру, особенно, если это фэнтези, за сложностью я мог бы отправиться в раздел «философия»). То же самое с событиями. Бэккер описывает большой промежуток времени — целый год. Он напрочь выбрасывает пустопорожние пересказы того, как тот или иной персонаж добирается из пункта А в пункт Б. Исключение — моменты, когда в пути что-то происходит. Короче говоря, у автора нет «водяных путешествий», зато хватает воды в виде монологов, рассуждений. Иными словами, читать очень и очень непросто. Нахрапом такое произведение не возьмёшь. Но хватит о сложности, о ней вам расскажет каждый, кому не лень.
Сюжет повествует о Священной войне, точнее о подготовке к ней. Скорее всего, Бэккер только создает плацдарм для грядущих событий. Шрайя объявляет о сборе войск, он намеревается отбить священный город Шайме. Однако, не всё так просто, как хотелось бы Шрайе Ментанету. Сил, которые можно взять в своей стране, слишком мало для такой большой цели, поэтому Мейтанет ищет союзников. Политический подтекст романа порой перекрывает все остальные, поскольку помимо разных стран, есть еще и разные школы (организации) внутри этих стран. Как водится, школы эти враждуют друг с другом. Автор использует это себе во благо — показывает происходящие события с разных точек зрения. Увидеть подготовку к Священной войне мы можем через адепта Завета, через Богоподобного Императора, через кочевника-скюльвенда, через ассасина-дунианина. И пусть повествование от этого рваное, зато оценка событий близка к объективной.
Помимо Священной войны есть и ответвления сюжета. Самым интересным тут является, на мой взгляд, тайна дунианина. Кто он такой? Какую ему роль отводит Бэккер? Вопросов много, ответов меньше в разы.
Что мы имеем в сухом остатке? Непрописанный мир, непрописанных персонажей, магию, которая ничем не обусловлена (Сандерсон тут должен усмехнуться), отсутствие переживаний за героев (не успеваешь привыкнуть к ним даже). Но при этом интригу в виде загадочной фигуры Келлхуса, интригу в виде мира, потенциал которого огромен. Моя оценка — это скорее аванс, нежели что-то фактическое. Я планирую прочитать всю трилогию (как минимум), ведь это уже третья попытка познакомиться с «Князем пустоты». Для тех, кто сомневается, советую запастись словарем (он есть в заключительной части трилогии), блокнотом и ручкой, плюс вагон терпения. И то не факт, что дочитаете. Но попытаться стоит. Между строк у Бэккера чувствуется что-то грандиозное.
Angvat, 4 июня 2017 г.
Был у меня как-то преподаватель математики, который говаривал: «Умный человек скажет – пирамиды подобны. То, кто хочет казаться умным – тетраэдры конгруэнтны». При изучении данного произведения у меня возникло подозрение, что автор относится ко второй категории. Писатель хотел показать нам фентезийный первый крестовый поход, но уж слишком увлекся переименованием. С самого начала нас бомбардируют кучей трудно произносимых, нарочито искусственных и тяжеловесных имен и названий. Даже выходца из рыбацкой деревеньки будут звать как-нибудь вроде Друзуса Аменхотепа. При этом за всеми эти громоздкими словесами легко угадываются их реальные прототипы – вот тут у нас крестоносцы, это мусульмане, а тут у нас византийцы. Автор вполне мог бы как скажем Тэд Уильямс немного изучить вопрос и использовать не слишком известные и достаточно экзотические, но вполне реальные и от этого нормально звучащие названия. Вместо этого он решил городить огород, изгаляясь в складывании букв во все новые названия для старых и знакомых вещей. Иногда начинает казаться, что местные герои – поголовно ацтеки, а не псевдоевропейцы, поэтому способны без запинки произносить имена столь же простые, как скажем Уитцилпочатль или Куетзалпазл.
Но вот только фантазии автора хватило лишь на имена да названия наций и некоторых организаций. Все остальное зовется диссонирующе просто – священная война, багровые шпили, три моря. Армагеддон. Да, даже чисто «наш» термин, которому в фентезийном мире явно не место, автор ничем не заменил. Видимо, слишком увлекся сочинением непроизносимых имен и названий, да и упустил такую «мелочь».
Вторая проблема книги – это детские болезни якобы «взрослого» фентези. Излишний натурализм и затянутость. Я осилил треть книги, за это время автор кроме вычурных названий успел попотчевать меня отрезание губ и наматыванием кишок, кучей эпиграфов и просторными измышлениями на тему жизни и политики. И при этом вроде как заглавный герой, супер-монах, в повествовании толком так и не появился. Так, мимо пробегал. А добраться до его свершений мне уже, видимо, не судьба. Продираться дальше через густой кустарник лингвистических измывательств и медлительного сюжета нет никакого желания.
RinaAndRaven, 19 ноября 2015 г.
Я не люблю глухих писателей и сексистов любого пола. Такая вот нежная натура. К сожалению, никакого предупреждения в аннотации не содержится, так что книжечку пришлось прочитать до половины, прежде чем я все же отложила ее, пообещав себе не дочитывать, по возможности, никогда.
Как я уже намекнула, два недостатка книги для меня полностью убивают все ее возможные достоинства. Начнём с первого. Глухота. Возможно, здесь есть и ошибки переводчика, но синтаксис и имена наводят меня на мысль о вине автора. Беккер никогда в своей жизни не писал стихов, в этом я практически уверена. Он не чувствует звука, ритма, фонетической части языка. Он похож на глухого музыканта, для которого музыка — это ноты на листе бумаги, черные закорючки. Результат печален. Все персонажи говорят одинаково, ни о какой индивидуальной манере речи, разном лексиконе, или, упаси Бог, интонации даже заикнуться нельзя. Все персонажи говорят письменной речью (автор явно не в курсе, что пишут и говорят люди совершенно по-разному). При этом диалоги растягиваются на мучительные страницы, полные беседующих зомби. Это крайне, крайне плохо. Оценку выше 7 произведению с таким языком я не могу поставить, оно треплет мои нервы. Меня не может заинтересовать персонаж, который проговаривает в диалоге вещи, предельно ясные и ему, и собеседнику (иногда и читателю тоже), да ещё и по нескольку раз. Здесь так делают все! Зомби, повсюду зомби.
Теперь поговорим о сексизме. Вообще, мы живем в благодатное время. Сонечка Мармеладова осталась в девятнадцатом веке, бедная Лиза в восемнадцатом. Все больше книг, в которых женщинам отводится больше места, нежели жертве и/или артефакту. Шай и Колючка Бату у Аберкромби, Шаллан и Вин у Сандерсона, Сюзанна у Кинга, Дейенерис и Арья у Мартина, целая матриархатная компания у Джордана... Я уже привела рассчитывать на появление хотя бы одного интересного женского персонажа. Изначально шлюха Аки была очень даже многообещающей, но быстро и беспощадно была превращена автором в круглую дуру и жертву. Лучше бы сделал ее артефактом, хотя бы не нужно было сквозь фейспалм читать посвящённые ей страницы.
До кучи есть главный герой Келлхус. Автор заявляет его андроидом (андроид среди зомби! Неудивительно, что он умнее их), и андроидом его и отписывает. Сверхчеловек, обманывающий простых смертных и идущий к Главной Цели, оборачивается скучным роботом, который даже успехам своим не радуется. Почему этот парень просто не повесился от скуки, мне не очень ясно. Видимо, все великая цель.
И таким образом берем 10 авансом (ведь я не дочитала книгу, буду снисходительна), снимаем 2 балла за безблагодатный стиль речи, 2 балла за сексизм и 1 балл за андроида и парад статистов, и получаем оценку!
Вывод: в темной фэнтези все по-прежнему безнадежно. Только Кук (ещё один глухой с милионными армиями с потолка, но он хотя бы был первым), Кинг и Аберкромби. Я, кажется, ещё видела бесподобного Мьевилля где-то в этом списке. Читать патологически нечего, все прочитано или Беккер.
ronhit, 7 ноября 2015 г.
Несколько раз начинал читать, бросал, потом смотрел на высокий рейтинг и хвалебные рецензии и снова начинал. И снова бросал в итоге. Налицо чисто коммерческий подход к созданию произведения. Автор не пытается придумать и проработать мир, он просто взял существующие исторические реалии, придумал для них кучу сложнопроизносимых названий и выдает это за что-то свое. Но для того чтобы создать новый народ в фентези недостаточно просто точно описать византийцев называя их аксрхмакаами, например. А если фантазии на свое не хватает, что понятно, не каждый Толкин, то зачем язык ломать? Называй все как есть — византия, иерусалим и тд ну или хотя бы похоже. Так читатели хотя бы сразу поймут что к чему и не будут путаться.
Помимо общего подхода видно нежелание автора возиться с деталями и его явная некомпетентность в некоторых вопросах. Сражаясь на легких клинках люди у него замирают с мечами над головой, а во время боя делают подсечки! Очевидно автор представляет фехтование так как его изображают в китайских боевиках. От супер могущественной магии защищают амулетики которые, де, не позволяют магу воздействовать на человека. Почему маг не может своей магией обрушить на человека с таким амулетом вполне натуральный, немагический, потолок, или расплавить у него под ногами землю — не объясняется. Не может и все тут. Нужно было быстро придумать слабость для магов, а уж продумывать в мелочах — некогда, нужно быстрее остальные части писать да бабло рубить.
Fadvan, 2 сентября 2015 г.
Чтение этой книги — отнюдь не увеселительная прогулка. Начиная от труднопроизносимых имён, закачивая сложной религиозной и политической системой — всё в этой книге так и норовит вынести вам мозг. Множество национальностей, тайных культов, политических коалиций... Но самое главное — стиль и манера подачи. Это настоящая проверка на прочность психики! Откровенные и пошлые сцены секса, философские выкладки — и всё в вязком мраке нависшей, как Дамоклов Меч, угрозы от по-настоящему пугающего Тёмного Властелина (Саурон, по сравнению с ним — это ещё цветочки). Тьма сгущается с каждой страницей. Но, преодолев тяжелую атмосферу, можно увидев очень убедительных героев — человечного Ахкеймиона, сверх-властного и мистического Келлхуса, хрупкую и одновременно сильную Эсменет, несчастного и мужественного Найюра. За героев — 10. За безумный мрачный мир, в котором не хочется оставаться ни на секунду — 2. В итоге — 6. Я читал всю трилогию полностью, проглотив немало успокаивающего, чисто ради принципа. Но в этом мнении о романе-эпопее не усомнился. Very-very dark fantasy для сильных духом и умом. Граничащее с безумием чтение, не для слабонервных. Уверен, что никогда не буду перечитывать, слишком негативно, но на полке для коллекции оставлю. Хотя, с радостью бы подарил настоящему ценителю чёрной романтики, но не хочу связываться с почтой... Пусть стоят. Я это осилил пару лет назад, я смог! А теперь — вычеркнуть из памяти, заменить в ней «Дюной» и «Властелином Колец». У меня всё.
communication89, 26 марта 2015 г.
Взялся-таки, после стольких лет наблюдения, за Бэккера с его «Князем пустоты». Есть книги, которые захватывают и несут читателя своим драйвом и напором (а-ля Аберкромби), есть книги, что заставляют неспешно дрейфовать в океане мелочей и деталей (это наш Бэккер).
Я прочитал пока что только первую книгу цикла. Честно, поначалу мне показалась эта книга эдакой политической исторической прозой с небольшим оттенком фэнтази (первая половина книги). Все эти политические игры, вся эта атмосфера книги с её тягучим текстом, где Бэккер тщательно прописывает каждого персонажа, все его мысли и чувства, — иногда это доводило до того, что я начинал абстрагироваться и погружался в эдакий лёгкий транс, витая где-то между строк. Во второй половине книги уже больше действия. Никуда не делись политические интриги, душевные терзания героев (на несколько страниц) и постельные сцены (не упомянул о них раньше, но их там в изобилии, при чём некоторые в довольно изощрённом или даже извращённом виде). В принципе, всё это не портит книгу, но делает её достаточно непростой для чтения. Лет 5-7 назад я бы вряд ли оценил товарища Бэккера с его непомерной педантичностью (да-да, это тот автор, у которого всё по полочкам и в этом «порядке», наверное, на 100% может разобраться только он сам). Я книгу усвоил, думаю, процентов на 70-80 в плане понимания мира и персонажей. Уверен, кое-что во всём этом нагромождении политических и магических фракций, семьях, фамилиях, обычаях и верованиях я упустил.
Больше всех понравился Келлхус. Я действительно поверил Бэккеру, когда он его прописывал как мягкого, понимающего и ироничного человека. Но потом быстро себя одёргивал и вспоминал, что это не совсем обычный человек. Живущий ради своей миссии, чуждый слабостям и страданиям других людей, беспринципный манипулятор и интриган с толстым налётом социопатии. Очень интересно наблюдать, как он опутывает других людей своими сетями из лжи, лести и обещаний. Написано просто мастерски.
Неплох так же варвар Скюльвенд. На удивление умён и проницателен в отличии от своих зашоренных соплеменников. Будет интересно посмотреть на него в действии во время войны… А так же на сотрудничество со своими бывшими врагами.
Не буду здесь описывать всех героев, а остановлюсь на этих двух, что больше всех пришлись по нраву.
Книга, безусловно, написана превосходно. Есть свой неподражаемый стиль, есть свои идеи. Кое-что автор почерпнул из истории. Но кто из серьёзных фэнтазийных авторов этим не грешит? Думаю, ставлю эту оценку книге вполне адекватно. Выше среднего. Поставил бы ещё больше, если бы не излишняя детальность и затянутость. Нет, она-то книгу не портит, благодаря ей у этой истории есть определённый шарм, но и не совсем уж красит.
Вывод: книга ориентирована на взрослый контингент. Читать стоит тем, кто не боится тяжести повествования, мрачности текста, насилия, политической грязи и потребности размышлять и анализировать во время чтения, потому как Скотт не из тех писателей, кто всё преподносит на блюдце.
maxxx8721, 18 сентября 2013 г.
«Чем более насущны заботы настоящего, тем сложнее видеть то, в чем прошлое предвещает будущее»
Книга серьезная на 99,9%, не допускающее легкомыслия и небольших пауз. В романе я не нашел ни одной шутки, которая могла бы меня заставить улыбнуться, при том, что меня может многое повеселить. Поэтому перед прочтением советую иметь под рукой любимые комедии или скетч-нарезки из любимых юмористических передач, нужные как молоко при вредном производстве. Единственное, что меня как-то позабавило – это суровое имя Тарщилка, выделяющееся из сонма благозвучных, но неблагопроизносимых имен.
Если серьезнее, то роман буквально дышит витиеватыми рассуждениями, философскими взглядами (некоторые сильные для меня цитаты напишу в соответствующей теме), пропитан ожиданием событий, размах которых достигает великой саги «Властелин колец», где стар и млад, друг и враг объединяются ради определенной цели. Вот только здесь эта цель имеет двойное дно и каждая значимая сила пытается найти выгоду, ведет свою игру и преследует свои цели, памятуя о том, что в войне все средства хороши.
Начало понравилось, но со второй главы меня затянуло в диколесье из кучи новых терминов, понятий и имен, с которыми я разобрался не без труда, вчитываясь в глоссарий. Перед нами – многогранный мир, в котором главная сила – религия. Религий и течений здесь также много, как в небольшом куковском городке Танфер. Да что там говорить, если у нас в мире тоже куча всевозможных религий и их ответвлений. Если соотносить с реальностью, то можно найти определенные аналогии: дуниане, ищущие, подобно буддистам, просветления; айнрити, подобно средневековым христианям, способны организовать Крестовый, вернее Священный поход против неверных (собственно, 1 Крест. поход был очень похож на Священное воинство простецов, когда вассалы шли сами по себе, сопровождаемые потоком обычных крестьян); язычники скюльвенды (викинги или то же племя вендов, имеющее с нами исторические корни), как и положено северянам и язычникам, – суровые, необразованные, кровожадные дикари, живущие по своим непонятным законам войн.
Сюжетообразующим моментом является Священная Война против язычников фаним, к которой притянуты все нити паутины романа. Вокруг этой Войны все и разворачивается. Цель Войны — Шайме, священное место, которое нужно отвоевать. Идея не нова и, по-сути, нетривиальна, как процесс заточки карандаша.
Сеттинг очень хорош, выдержан в отличной атмосфере: свет раскаленного солнца среди надвигающейся тьмы. Если с чем-то сравнивать по ощущениям, то мне это напомнило фильм «300 спартанцев». Скажу одно, что по темности, присутствию dark, этот мир более насыщен и пропитан, чем у Аберкромби, Кука, Толкина или Мартина. Это не тьма, но ее преддверие.
Роман, конечно, для взрослых из-за жестоких и эротических сцен. Современные авторы, как Мартин, Аберкромби, Беккер, очень любят показать все крайне реалистично, вот только делают это за счет литров крови, вони сточных канав и немытых тел, а также грязи неубранных улиц. Если нам это по душе, а так оно и есть, то значит мы становимся более жестокими, друзья. Нам подавай отрубленные руки, перерезанные жилы, загнанных лошадей, оргии и кишки. Все-таки великое умение автора — в таком мрачном мире найти что-то светлое, хорошее, привлекательное, даже радостное, поэтому в фэнтези я ставлю Толкина выше всех авторов. Этого на западе Трех Морей, где даже солнце злое, я не нашел. Если бы было написано просто «убил» — мы бы сами представили, каким образом это было сделано, а сейчас нет – нам подавай поподробнее, как убил, да так, чтоб изощренно, словно испытания в «Пиле», а то заклюют за неоригинальность.
Тем не менее, роман сильный со всех сторон. Для меня достаточно слабым местом являются герои — странно, но ни к одному герою я не проникся. Были временные сопереживания, которые, впрочем, зависели не от действий героев, а от обстоятельств, в которых они очутились: ни Келлхус, мессия, далай-лама, идущий на зов отца, ни Ахкеймион, отправленный, подобно Глокте или Федоту за тридевять земель, чтобы достать оленя, что из золота рога, но умудряющийся выкрутиться из этой ситуации да еще и отыскать свою царевну-лебедь. Ни женские линии, ни дикий, но просветленный Нойюр. Темный мир – темные герои. Единственный, кто более или менее по душе – это Ксинем. Остальные же герои не меняются, в них есть борьба, но не изменения. Выделяются из этой когорты разве что Эсми и Скеаос, да и тот изменился лишь под пытками.)
Более того есть некоторые черты, которые объединяют множество героев. В романе удивляет способность героев с легкостью Гарри Каспарова узнавать мотивы, ходы и скрытые маневры других, но при этом оставаться слепыми котятами, не способными взглянуть в прошлое и найти истину. Практически у всех персонажей хоть раз да сосало под ложечкой, а весь мир, такое чувство, зациклен на том, чтобы определить, что же является мерой человека.
Итог: любителям масштабных событий и масштабных интриг должно понравиться, единственное, что может оттолкнуть – язык, который может показаться тяжелым, хотя я так не считаю. Впрочем, каждый уважающий себя почитатель фэнтези должен ознакомиться с этим циклом, потому что он сильнее многих, хоть и не лучший. С авансом и уважением к авторскому труду ставлю 9. Читал с интересом.