fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.06
Оценок:
1487
Моя оценка:
-

подробнее

Тысячекратная Мысль

The Thousandfold Thought

Другие названия: Падение святого города

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Заключительный роман трилогии «Князь пустоты» повествует об окончании священной войны. Воинство айнрити движется на святой город Шайме во главе с новым воином-пророком Келлхусом Анасуримбором, предвестником нового Армагеддона. Не осталось сомневающихся, все восхваляют нового пророка, только Нансурская империя во главе с династией Икуреев плетёт свои планы на священную войну, да скюльвенд Найюр противится власти воина-пророка, зная его отца. Даже Консульт не может справиться с Келлхусом, видя в нём давнего своего врага из рода Анасуримборов.

Остаётся главный вопрос, что же будет, когда сын встретит отца, какую цель каждый из них преследует?

Для этого произведения есть карты:

Входит в:

— цикл «Второй Апокалипсис»  >  роман-эпопею «Князь пустоты»

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2006 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 2-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

FantLab рекомендует:

Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль»



Рецензии:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
Н. Некрасова (2)

Падение святого города
2009 г.
Князь пустоты. Книга третья. Тысячекратная Мысль
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все книги трилогии «Князь пустоты» являются, по-сути, одной книгой, разбитой на три тома. И это чувствуется. Но всё же, оценки я им дала разные. Финальная часть стала для меня самой слабой, хоть и заслужила, по-итогу, целую восьмёрку. Это тоже много.

В «Тысячекратной мысли» (в старом издании — «Падение святого города», наши надмозги-переводчики запихали спойлер прямо в название) очень много батальных сцен. Они хорошо прописаны. Они динамичны. В них много магии. Но в финале автор сделал сериальный финт ушами и стал сцену битвы за Шайме каждую страницу прерывать повествованием от лица Келлхуса. Это сыграло злую шутку: батальные сцены я просто пролистала. Так как сюжет есть сюжет, мне хотелось узнать, что же там с отцом Келлхуса? Потом вернулась, перечитала. Но всего этого можно было избежать, не заставляя читателя делать выбор между красивыми, но сюжетно пустыми боями и, собственно, самим сюжетом.

Ярких, запоминающихся сцен практически нет. Вся книга — это один большой финал Священного похода.

Развитие персонажей окончательно застопорилось. А некоторые герои и вовсе стремительно деградировали. Как можно было столь беспощадно слить одного из ярчайших персонажей всей трилогии, Конфаса? Автор сделал из него какого-то дурачка. Изначально он, как явный нарцисс, противопоставлялся психопату-Келлхусу. Потом его превратили в мальчика для битья. Потом была неплохая сцена с Найюром (я так и не поняла, было изнасилование или нет, автор тактично вбросил один-единственный намёк и закрыл тему), которая могла бы переломить личность Конфаса и дать ему новый виток развития. Но... этого не случилось. Словно автор перестал понимать, что вообще с этим персонажем делать. Ходит тут, мешается.

Самого Найюра автор повёл по интересному пути. На его личностном росте это никак не сказалось (пока что), но, надеюсь, в дальнейшем из всего этого замеса прорастёт что-нибудь любопытное.

Ахкеймион окончательно задолбал своим нытьём. Более того, автор всё больше раскрывает его как человека жестокого и мелочного. То, как он ведёт себя с ослепшим другом, просто какой-то тошнотворный кошмар. Я всё больше жажду его смерти. Сам друг из сюжета был выведен очень топорно. Словно, как и Конфас, мешал автору.

Эсменет — ещё один жалкий, пустоголовый персонаж. Необучаемая идиотка, которая раз за разом наступает на одни и те же грабли и предаёт любимого человека. Вообще не понимаю смысла её линии. Свою роль катализатора финального выбора Ахкеймиона она выполнила. Болтается теперь, как экскремент в проруби. Автор преподносит её, как умную и сильную, но на деле Эсменет как была глуповатой простачкой, так ею и осталась. И ни золото, ни шелка, ни власть не раскрыли её, как хорошего человека.

Пройаса было мало, и с ним пока ничего толком не понятно.

Келлхус. От его лица были лишь разрозненные куски текста в финале. Автор устами его отца дал намёк на то, что у Келлхуса поехала крыша. Если это так — с радостью почитаю, каких дел он наворотит. Но теперь Келлхусу, собравшему все титулы и лавры (Матерью Драконов только не стал. А ведь у него даже был свой варвар, как и у Дейенерис) катастрофически не хватает антагониста.

Про Консульт в этой книге можно забыть. Он есть, его много, но толком он не раскрывается. Оборотни просто постоянно в кадре, их разоблачают, пытают, и всё.

Кое-какие загадки автор разгадывает. Например, кто же такой Шрайя. Я догадалась ещё с первой книги, но тут было всего два очевидных варианта. И второй был бы слишком уж простым. Также раскрывается секрет появления инхороев в мире и их основная цель. Цель крутая. Не просто «мы злые, поэтому запытаем весь мир», а имеющая мотив. Но вот мотивация отца Келлхуса осталась для меня невразумительной. Он, вроде бы, против Консульта. Но в Не-бога не верит. И зачем всё это тогда было? Чтобы что? Суету навести охота, вот и прошёлся косой по всему миру? А следом за ним косой прошёлся уже Келлхус.

В качестве финала истории о священной войне — пойдёт. В качестве пролога к будущим войнам — возможно, тоже.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая часть трилогии приводит нас и Священное воинство к заветной цели. Келхуса в первых двух третях мы видим в основном над событиями (он ведь дунианин).

Найюр окончательно превращается в волка-одиночку, но со своей свитой, как это ни парадоксально. Эсменет очень удивляет, не ожидал такого развития персонажа. Ахкеймион остается одним из любимых.

Философия, психология, химия между персонажами — всё на превосходном уровне! И ещё было очень интересно прочитать глоссарий в заключении, так как он раскрывает многие аспекты мира в полном объеме.

Отличное завершение первой половины эпопеи с заделом на следующие масштабные события!

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поход Священного воинства близится к концу — впереди Шайме , и именно под его стенами произойдёт финальная битва армий айнрити и фаним . Келлхус ставший Воином — Пророком встретится со своим отцом , Эсменет привыкает к новой роли и терзается между двумя любимыми мужчинами , Друз обучает Келлхуса гнозису — но не может его простить за то , что он делит ложе с его любимой женщиной , Найюр путешествует в компании шпионов оборотней инхороев , а Консульт пытается понять кто же такие дуниане . Тот ещё клубок сплёл тут Р.Скотт Бэккер . Заключительная часть трилогии — послабее второй , много проигрывает в плане динамики , но тем не менее планка у цикла высокая , и автор создал очень красочный мир с тщательно проработанной мифологией и историей . Впечатлила сила адептов Завета , когда Ахкеймион в одиночку разметал ряды нансурской армии . Конец же трилогии по своему вполне логичен .

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершение трилогии, которое на деле никакое не завершение и никакая не трилогия. Автор обманул нас точно так же, как всех обманывает Келлхус. Заставил думать, что с третьей частью окончатся наши мучения, но это лишь начало, можно сказать, предисловие.

Келлхус спасен, ура, все ликуют. Ну или почти все. Теперь его все слушают, и теперь война будет выиграна. Но сначала Келлхусу надо выжать все соки из Акки, наивного дурачка, который послал все свои клятвы и обучает лже-пророка Гнозису, который как-то отличается от остальной магии, но я так и не понял, как именно. И опять Келлхус говорит банальщины, и все его слушают, открыв рот, это прям уже надоедает.

«Конфас сжался перед ним, попятился назад...» «Конфас смотрел на него в жалком ужасе...» «...экзальт-генерал бросился бежать, закрывая лицо, отмахиваясь, словно в него летели камни.» — это же все такая театральщина, тяжело это читать и представлять, что люди могут так вести себя в реальности.

"– И все же многие из них боятся. Ибо даже неверующие чувствуют бездну своей греховности. Везде, повсюду они видят доказательства того, что обманывают самих себя… «Я! – кричит каждый. – Я избранный!» И могут ли они не бояться – они, так похожие на детей, от злости топающих ногами в пыли? Они окружают себя льстецами и устремляют взгляды к горизонту в поисках знака свыше, подтверждающего, что они пуп земли, а не пуп самих себя. – Он махнул рукой, приложил ладонь к обнаженной груди. – И платят за это своей набожностью.» — в наше время Келлхус стал бы просто невероятно популярным коучем. Автор изо всех сил пытается показать, какой Келлхус мудрец, но на деле лучше бы молчал, каждая его цитата будто взята из пацанского паблика, он в принципе не способен разговаривать нормально. Автор будто в какой-то момент понял, что сделал персонажа слишком идеальным, а потому подарил нам сцену, как его соблазняет Эсменет под контролем оборотня или кого-то там, только один фиг тот в итоге смог отвязаться с помощью магии. Было бы конечно, неплохо, если бы великий и ужасный Консульт, который готовился к чему-то там 2000 лет, додумался сделать это чуууточку раньше, до того, как Келлхус обучился магии, мда...

Но Акка не единственный лох в серии, есть ведь еще Найюр, который явился убить младенца, но вместо этого встал перед ним на колени. Я никогда не встречал столь странного персонажа, которого постоянно описывают как грозного и безжалостного воина, жестокого варвара, но при этом он каждый раз доказывает обратное, постоянно ходит и ноет, чуть ли не большой палец сосет, зовя мамочку. В итоге он за все книги так ничего полезного и не сделал, кроме как сыграл роль марионетки, все время осознавая, что он марионетка, но ничего не предпринимая, чтобы это исправить. И когда увидел Серве, которая к тому времени успела давно помереть, тут же бросился за ней, как деревенский дурачок, хотя прекрасно знает про оборотней. Хотя те почему-то передумали его пытать, и теперь крутой воин шпёхается с монстром-оборотнем. Да что в этой Серве такое? И чем это особо отличается от моего предложения в отзыве к предыдущей книге приклеить ее портрет к овце?

Акка же изо всех сил пытается поспорить в глупости с Найюром. Например, он напал на помощника главы Багряных Шпилей, но вместо того, чтобы его убить, как-то вырвал у него глаза. Зачем? Почему не убил? Бессмыслица. Под конец понял, что Келлхус всех обманывает, но сделал ровно ничего, только рассказал одной Эсменет, которая поверила, но все равно осталась с лже-пророком, там ништяков больше.

Эсменет вообще непонятно зачем в сюжете. Всю жизнь была шлюхой, как только пропал Акка, пострадала какое-то время, но вскоре между ног зачесалось, и она тут же легла под Келлхуса, чтобы заделать ему ребенка. И вуаля, шлюха без образования, вчера еще не умевшая читать, сегодня уже императрица, решающая судьбы людей. Жиза так-то, это не отнимешь. Это еще не считая того, что она руководила сетью шпионов. Просто как? Потом Акка возвращается, она спустя время вновь ложится под него, но стоило тому опять исчезнуть буквально на пару минут, она уже расстёгивает ширинку Келлхусу, стоя на коленях. Мысли Акки по этому поводу? ««Я предал ее», – осознал он.» Куколдизм сотого левла! Еще лжет Келлхусу во время обучения магии («Нет, – солгал он. – Это невозможно.»), будто забыл, что тот видит любую ложь.

«На мгновение она вдруг нелепо испугалась за свою жизнь. Множество людей сочли бы, что она заслужила смерть за свои преступления… А Ахкеймион? Неужели потеря могла убить такого человека? Эсменет вдруг разозлилась на то, что он отдал ее Келлхусу. «Ты должен был биться за меня!»» — да пошлы ты *****, ***** тупая! Кто ее отдавал? Она же сама легла под него при первой же возможности! Что за ерунда? И как он должен был биться за нее? Почему он ей вообще что-то должен? Он же сам предложил ей все, что у него было, она согласилась, они были вместе, но она сама его предала! Я ничего не понимаю.

«Весть о страданиях Священного воинства в Карасканде сподвигла тысячи айнрити пуститься в плавание по зимнему морю в Джокту. Они прибыли к городским вратам вскоре после снятия осады, гордые и самоуверенные.» — возможно, я что-то путаю, но куда делись корабли фаним, потопившие корабли императора, когда воинство шло через пустыню?

«Она дернула головой. Из ее затылка вышел наконечник стрелы. Она всхлипнула, как маленькая девочка. Но она не останавливалась. Ее кровь брызгала, сверкала в воздухе под солнцем.» — во второй книге Келлхус убивал оборотней в темноте одним ударом, а тут их уже стрела в бошку не сразу убивает. Мне кажется, автор уже сам начал путаться в том, что наворотил.

«Ауранг хотел лишить его Гнозиса, но не жизни. Ничего не зная о дунианах, Консульт попал в парадоксальную ловушку: чтобы убить Келлхуса, им надо было изучить его. И найти его отца. Потому их целью являлся Ахкеймион, а не Келлхус.» — сначала хотели его убить, потом передумали, хотели пытать всех, кто знает Келлхуса, но потом шпёхаются с Найюром. А этот Консульт вообще знает, чего он хочет? Их точно надо опасаться? Они сделали что-то существенное за все время? Они будто злодейская организация из мультика.

Майтанет вообще не раскрыт никак. Иногда мельком откуда-то выпрыгивает и все. Все считают Завет такими важными пиcями, но в итоге: «[Майтанет] Шагнул вперед. А затем внезапно – движение было слишком быстрым, чтобы осознать его, – схватил Симаса за основание черепа. Воздух задрожал от колдовского шепота. В глазах вспыхнуло пламя Гнозиса. Замерцали обереги. Почти одновременно члены Кворума заняли оборонительную позицию. Пыль и щебень поползли по пристани. Симас обмяк, как котенок, его белая голова запрокинулась. Шрайя душил его. – Отпусти его! – крикнул Ятискерес, отступая назад вместе с остальными.» — разве Завет не выглядит здесь полными лохами? Майтанет решил показать свои понты и даже не побоялся, что те без раздумий бахнут чем-нибудь интересным, сожгут их корабли и все такое. Но нет, при следующем появлении Завет уже стал преданным песиком Келлхуса. Ладно.

И вот финал близок, Келлхус правит воинством, он ищет отца и задается вопросом, насколько же сильным тот стал за эти 30 лет! Ни насколько! Вообще ноль. Гениальный дунианин? Да он же имбецил. При первой же возможности выковырял себе глаза! Глаза! То, с помощью чего дуниане видят других и узнают их мысли. Это как если бы футболист откромсал себе ноги, чтобы лучше играть! И он при встрече начинает болтать. Нет, не так. БОЛТАТЬ! Просто вываливает экспозицию и болтает без умолку, неся какую-то чепуху, которую даже невозможно запомнить. Келлхус тоже что-то начинает болтать, ибо яблоко от яблони недалеко укатилось, они пересказывают друг другу то, что и так знают, а потом Келлхус просто чикает его ножичком и телепортируется. Потом появляется Найюр и сжигает хорой помирающего идиота. То есть, все три книги мы шли именно к этому? Зачем вообще был нужен этот батя, который ушел за сигами 30 лет назад? Он вроде хотел биться с Консультом, но вместо этого сидел в пещере, пока остальные кишаурим бились с людьми Бивня, которые тоже против Консульта. Батя за 30 лет не придумал, как объединить две враждующие фракции? В чем смысл?

«Преступления, которые ты совершил, отец… грехи… Когда ты осознаешь, какое проклятие тебя ждет, когда поверишь, ты станешь таким же, как инхорои… Поскольку ты дунианин, ты захочешь управлять последствиями своих действий. Поскольку ты – один из Консульта, ты превратишь святое в тиранию… И развяжешь войну, как и они.» — сказал человек, которому плевать на сотни тысяч жизней и даже жизнь матери его ребенка, который заполучил огромную власть, сам стал в итоге тираном и собирается развязать войну. Похоже, батя был прав, и Келлхус действительно поехал кукухой. Они точно гении, эти дуниане? Они похожи на героя из Идиократии, который сам далеко не умник, просто все вокруг отсталые.

В другом месте Акка бьется с каким-то демоном, тот его хватает или нет, описание будто пьяный писал, но вуаля, Акка уже просыпается непонятно где, его подлечил непонятно кто, он идет непонятно куда, находит Келлхуса, говорит «я устал, я ухожу», и сваливает, как мы узнаем из следующей книги, прокрастинировать 20 лет.

"– И отрекаюсь… – Он запнулся, борясь с нахлынувшими чувствами. – Отрекаюсь от моей жены.

– Не-е-ет, – застонала она. – Прошу-у тебя, Акка!..»

А что конкретно она хотела в данном случае? Она его кинула! Дважды! Она беременна от другого. Что она хотела? Она вместо плача должна была сказать что-то вроде: «Да-да, вали уже, я больше не шлюха, я теперь королевна, понимаешь ли! Принесите мне омаров и фуа-гру с икрой!»

5/10 — это было тяжко. Очень сложный текст и вообще непонятный сюжет, где герои непонятно что делают. Псевдофилософия и псевдоинтеллектуализм в полной мере. За всеми этими размышлениями и описанием размышлений с описанием размышлений как происходят размышления просто не видно истории. Персонажи ходят, страдают и ноют, и только Келлхус весь такой в белом вечно доволен и мановением руки правит целыми народами, потому что так написано в книге, а не потому, что этому есть рациональное объяснение.

Первым двум книгам поставил оценку 6, а этой 5, хотя их уровень примерно одинаков. Но причины банальны: 1. нет нормального финала, по сути, его вообще нет, ибо продолжение в следующих книгах; 2. абсурдность происходящего, ибо Келлхус никогда не стремился править, он лишь хотел найти и убить отца, но вместо этого заделался императором, чтобы бороться с Консультом, хотя все 3 книги ему было абсолютно плевать на людей; 3. встреча с отцом, которую мы ждали 3 книги, но в которой не было смысла; 4. Акка, который под конец совсем растекся лужей, и я удивлен, как ему хватило яиц послать Келлхуса куда подальше; 5. Эсменет, которая так и осталась шлюхой; 6. пожалуй, главный минус — вообще ничего почти не раскрыто, куча отдельных фрагментов, которые даже в общую картину не складываются, и я сомневаюсь, что это изменится в следующих книгах. А то, что раскрыто, сделано с такими заковырками, что все равно фиг разберешь, что есть что.

Вообще, я начал читать цикл, потому что где-то вычитал, что тут что-то есть про другие планеты и иные разумные инопланетные расы, а это огромная редкость для жанра фэнтези. Я надеялся увидеть эти планеты и этих пришельцев, но вместо этого получил разрозненные кусочки про каких-то оборотней, которые кончают черной малафьей. Спасибо, Р. Скотт Бэккер, этого-то мне и не хватало.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что тут можно сказать? Очень средне. Первая книга совершенно другая, намного лучше продолжений. Первая книга обещала мистическое приключение, полное тайн и ужаса. А начиная со второго тома я получил санту барбару с бесконечным преклонением перед женским полом и просто наитупейшим сливом Консульта и всей «злой» компании. Ближе к финалу я уже просто пролистывал бесконечные битвы и читал последние абзацы типа «и вот они стояли на площади», потом опять 5 листов текста листаешь, а там «они приготовились биться с кишаурим». И т.д. Таким образом драчки священного воинства не читал, ибо они меня достали еще во второй книге.

Линию Келлхуса читал полностью и она тоже под конец превратилась в аншлаг. Особенно встреча с отцом, где тот выдает монологи один за другим, один круче другого. Я думал — ну наконец-то, хоть какая-то опять мистика и тайны вернулись. Ага, щас. Все оказалось тривиально про не-бога, другой мир, сранков и проч.

Эсменет и Акка это вообще жуть, такое сейчас в серии «магическая академия» выпускают каждую неделю.

Итого: хорошая первая книга. Плохие две остальные. Вторую тетралогию читать не буду, просто спойлеры в вике или еще где посмотрю. Там еще потом будет 2 книги цикла «Не-Бог». И это конец? Как бы не так! Автор уже заявил, что этим все дело не кончится. Ммм, графомания это болезнь.

Короче, тот кто нахваливает эти книженции явно в своей жизни хорошей литературы не читал. А уж эти пассажи про «философию» и «глубокие мысли» в тексте и вовсе вызывают у меня только смех. Там философия уровня цитат из пабликов вконтакте, да и та по предложению на каждые сто страниц.

Оценка: нет
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я сравнил предыдущую часть трилогии с затянутым порнофильмом, где герои механически совершают одни и те же действия и безбожно идиотничают. Это справедливо и для финальной книги. Однако здесь ты чувствуешь — вот уже скоро всё завершится. Темп начинает нарастать, ты пробираешься сквозь ненужные монологи, дивишься очередным глупым поступкам героев. И вот оно действительно завершается. Совершенно внезапно. Но не в стиле «вот это поворот», а в стиле «всё оборвалось». Преждевременно.

И ты смотришь назад на всех этих неприятных людей и понимаешь, что тебе было неприятно следить за нелепыми и странными их выкрутасами. Что ты потратил своё время, что устал, а удовольствия почти не было. Что, наверное, это грех, заниматься чтением таких книг. Когда автор придумал интересный мир, необычных героев и не смог их раскрыть.

Оценка: 5
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж. Для тех, кто продрался сквозь дебри первых двух книг цикла, «Падение святого города» будет настоящим подарком. Священное воинство на протяжении половины(!) книги штурмует, рушит, крушит, сжигает и растирает в пыль невероятный Шайме. События мелькают с такой скоростью, что совершенно забываешь о том, что окружает тебя в настоящем – лишь только желание узнать, чем же кончится столь эпическая заварушка, движет тобой. Все происходит настолько быстро и переворачивает так неожиданно, что роман на второй своей половине и до самого конца уже не отпускает. Чаша весов склоняется то в одну, то в другую сторону. Фаним или айнрити? Кишаурим или Багряные Шпили? Воин-Пророк или Икурей Конфас? И это все на фоне чудовищной по своим размахам битвы, на фоне личной трагедии Акки и Эсми и многого-многого другого.

Но опять же не все так гладко. Есть моменты, которые мне не понравились. Главным образом, рваное повествование в главах битвы за Шайме. Я понимаю, что так нагнетается интрига по всем сюжетным столкновениям, но вот эти маленькие кусочки все-таки во многих местах можно было бы соединить в угоду плавности повествования. А так вышло слишком рвано, на мой взгляд.

Второй отрицательный момент – это описания. Автор настолько лихо закручивает метафоры, что иной раз просто не понимаешь, что он желает описать (игольчатое небо, например). Конечно, все это звучит красиво, но хочется порой и ясности «картинки». За общими фразами, типа яркий свет содрогнул основы мира, желается видеть побольше конкретики в действиях. Я ни в коем случае не против красивых описаний, но не в таких количествах.

И третье разочарование – сюжетное. Меня крайне не впечатлили две линии – Конфаса и Найюра. Первый возомнил себя живым богом и решил добавить экшена, совершенно расставшись с умом-разумом. Мне совершенно непонятны причины его предательства, ведь в конечном итоге, оно повлекло бы за собой отречение от церкви (шрайя ведь рано или поздно узнал бы, почему погибло его Священное Воинство), и дальнейшую войну всех Трех Морей против Нансурской Империи, которая как раз расположилась между фаним и всеми остальными державами, как между наковальней и молотом. Ну ладно, спишем на безумие. Теперь личность Найюра урс Скиоаты. В принципе, еще с первой книги было понятно, что Найюр – гомосек. Это я оставляю всецело на совести автора. Но вот сделку с Консультом я не понимаю. Найюр убил Сарцелла, а после этого спокойно так сговорился с Синтезом. Может, я упустил какой-то переломный момент в его психологии, но подобная рокировка мне показалась странной и надуманной в угоду остроте сюжета.

И четвертое разочарование – Консульт. Финал дает нам понять, что будут еще книги (а это минус, на мой взгляд), и роль Консульта в трилогии вообще не раскрыта! Зачем было огород городить – непонятно. Шпионы-оборотни шпионили-шпионили, Синтез летал-летал, и все без особого смысла, как выясняется. Консульт в романе сравним с кошачьим хвостом – вроде он и неотъемлемая часть животного, а толку от него никакого.

Подводя итог, хочу отметить чудесную концовку. До нее все-таки стоит дочитать. А вообще, роман оставил больше приятных впечатлений, и его вполне можно порекомендовать любителям фэнтези. Ставлю твердую 9.

Оценка: 9
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

Канадец Р. Скотт Бэккер в очередной раз показал себя неординарным и умным писателем.

Опасения, конечно, были. После совершенно замечательной первой книги трилогии, вторая вышла куда более чем неровной, да и прочитанный после нее «Нейропат», как-то почти окончательно низвёл для меня автора совсем уж в «чернушные писатели». Но не прочитать «Тысячекратную мысль», пережив вместе с Друзом Ахкеймионом столько эпохальных событий на просторах Эарвы и фактически, сроднившись с ним, было уже невозможно. И вот тут я был вознаграждён! Третья книга у Бэккера вышла не просто лучше второй, третья книга вышла у Бэккера лучше первой. Пол балла — балл сбавляю я этому произведению только из-за того, что не люблю подробного описания войн и битв, хотя прекрасно понимаю, что без них взять Шайме Бэккеру всё равно было бы невозможно. Ну а так как именно они и являются самым необходимым атрибутом пресловутого термина «черная фэнтези», то подозреваю, что большинство за это балл как раз-то книге и накинут.

Замысел чуть приоткрылся, но по прежнему просто поражает воображение. Но ещё более поражает и само воображение автора. Несмотря на переизбыток чернухи в своих книгах (что, на мой теперешний уже взгляд, является частью общего замысла и в конце Саги получит своё вполе адекватное объяснение), мир он создал такой, что равных ему на горизонте пока что нет. Только Толкиен в своей проработке мира добивался подобных результатов, заставляя меня смаковать каждую фразу, залезать в 100-страничный глоссарий при встрече любого знакомого и незнакомого имени и названия, ползать с лупой по карте, и понимать логику действия каждого персонажа... Даже Дж.Р.Р.М., портрет которого нынче в обязательном порядке висит в кабинете каждого «настоящего» любителя фантастики, при всём том, что как писатель он безусловно лучше, и рядом с Бэккером не стоит глубине проработки идей, положенных им в основание своего мира. Повторяю — и рядом не стоит!

Безусловно, книга, полностью оправдывает ожидания тех, кто хотел от трилогии какой-то завершенности. Третий роман это вполне законченная часть общего эпического полотна под названием «Первая Священная Война». Мне, не скрою, очень понравилось, как она кончается – а именно как написана самая последняя, 17-я глава. Она настолько хороша, от первого своего слова до последнего, что ставит для меня Бэккера чуть выше остальных писателей и именно она и создаёт у читателя чувство логической завершённости трилогии. Но при всем при этом надо понимать, что завершена только лишь первая часть огромного эпоса. На многие из интересующих нас вопросов нам даны ответы. Вы, безусловно, будете довольны тем, что окончательно прояснилось следующее (без спойлеров, просто, что бы заинтриговать):

• Какова судьба Священного воинства?

• Каково будущее Нансурской империи и ее Императора?

• Состоялась ли встреча сына с отцом — шёл он в Шайме его убить или ему помочь?

• Кто он, в конце концов, этот отец, почему он сам не организовал Священное воинство?

• Что такое Гологоттерат и как он возник?

• Какова во всем этом роль шрайи Майтанета?

• Существует ли Консульт?

• Проявит ли себя Завет и как?

• Много ли созданий с распадающимися лицами бродит по Эарве?

• Отомстит ли Найюр за своего отца или окончательно попадёт под влияние обоих Анасуримборов?

• Пройдет ли Сесватха в своих снах куда-нибудь дальше или так и будет топтаться рядом с Мог-Фарау?

К тому же, к вящей радости поклонников «черной фэнтези», куча народу будет убита по ходу пьесы, причём, все это достаточно важные персонажи, поверьте, на многих из которых Вы делали ставки. Промежуточные ответы получены. В этом плане трилогия завершена. И большинство читателей, вероятно, будут довольны.

Но, ИМХО — это не самые главные вопросы. Третья книга – это не просто роман о событиях, происходящих в 4112 году Бивня. Третья Книга ещё и очень сильно проливает свет на события прошлого – время той самой Тьмы, что была прежде. Потому что без понимания того, что произошло тогда, мы не поймем ни то, что происходит сейчас, ни то, что будет происходить в будущих книгах. Поэтому основное множество вопросов так и осталось открытыми. 110 страниц занимает теперь Глоссарий и информации он содержит столько – что и не передать! Количество рас, народов, империй, стран, альянсов, союзов, войн, просто превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Четыре страницы посвящены только подробному описанию Первого Армагеддона, четыре страницы – Куно-инхоройским войнам. Без понимания двух этих величайших событий в истории Эарвы невозможно понять, куда и зачем идёт Келлхус. А воспринять их просто так, «на слух», нереально. Что такое «НЕ-БОГ»? Кто такие «дуниане»? Книгу буду перечитывать ещё раз, с карандашом в руке, дабы разобраться, что же действительно тогда произошло, иначе весь узор замысла автора для меня так и останется неполным. Многие, очень многие догадки, которые вроде бы «лежали на поверхности» первых двух книг, но в существование которых невозможно было даже поверить (в силу их невероятности!), неожиданно в третьей получили вполне реальное, весомое подтверждение. Объяснив нам, по каким именно правилам он хочет играть с читателем, автор и сам показал, что не собирается разбрасываться по мелочам, а имеет в голове вполне сложившуюся картину всего, того, что происходит в его мире, и каждый раз приоткрывает нам всего лишь маленькую её часть. Все это в совокупности означает уникальную возможность и для его читателя – выхватывать эти «бриллианты» мозаики, разбросанные как попало на страницах его книг, и, собирая их вместе, анализируя, дополняя своими размышлениями, сопоставляя совершенно разрозненные факты, самому складывать их в единую, потрясающе красивую мозаику всего происходящего. Бэккер, как это не избито это звучит, действительно заставляет читателя ДУМАТЬ, что ой как редко встречается сейчас на бескрайних просторах написанных как под кальку фентезийных миров. Главный вопрос, однако, состоит в том, способен ли еще думать ТЫ, дорогой мой читатель?

КРАТКО О КНИГЕ: Уникальный штучный товар, бриллиант, на огранку которого от Вас потребуются определённые усилия.

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: Дж.Р.Р. Толкиен «Властелин колец», переснятый в «негативе» и изданный в обложке от учебника по гностической философии.

ОЦЕНКА: 9½ из 10 (и 10 из 10 за всю трилогию)

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Если Вы продрались сквозь первые две книги, Вы просто обязаны взять Шайме.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я считаю, что роман стал достойным завершением трилогии. Он действительно захватывает при чтении: каждая глава, каждый абзац читался на одном дыхании, подгоняемый желанием узнать, чем обернулось то или иное действие либо решение героев.

Главные герои продолжили меняться, развиваться. Несколько раз за все повествование у меня коренным образом менялось отношение к некоторым личностям. С новых точек зрения были показаны второстепенные герои, что переменило впечатление, сложившееся во время прочтения предыдущих романов.

Также роман отличается от своих предшественников количеством и глубиной философских размышлений автора.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чего только стоит беседа Келлхуса со своим отцом, или высказывания и размышления Ахкеймиона
Складывается впечатление, что он готовил читателя к восприятию своих взглядов на мир.

Можно отметить, что стали более интересными описания сражений: они стали захватывающими, изощренными.

То есть, роман приблизился к равновесию меду действием и размышлением; достиг такого баланса, при котором читатель, интересуемый размышлениями, сможет без существенного неудовольствия читать фрагменты битв и т.д., и наоборот.

Под конец хочу отметить, что если первый роман готовил основы для этой интересной истории, а второй задав направление повествования, продвигал многочисленные интриги к кульминации, то третий — показал решение поставленного в начале цикла ряда вопросов.

Но, тем не менее, заключение цикла поставило ряд новых вопросов, задало цель продолжения. И хочется надеяться, что второй цикл не будет слабее первого, ведь автор создал огромное подспорье для развития этой вселенной.

P.S. Обязательно читать, если понравились первые книги!

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кульминация первой трилогии Бэккера. Священный поход завершен, но впереди еще много сражений и может так случиться, что выигрыш сегодня обернется поражением завтра. На мой взгляд, недовольных концовкой первого цикла быть не должно, так как те кому серия не понравилась и не пошла, отсеялись на первой или максимум на второй, а для поклонников автор приготовил ошеломительный по накалу промежуточный финал.

По непонятной причине только в третьей книге появляется подробный словарь по миру, с описанием происшедших ранее событий и расшифровкой многих названий, этого очень не хватало при чтении первой книги.

Священное воинство приблизилось к главной цели своего похода, осталось только захватить город. Первые книги были ориентированы больше на сражения между людьми, с небольшим участием магов. А вот третья книга станет настоящей ареной для схваток магов, бескомпромиссность и жажда убийства своего врага будут брать вверх над благоразумием и желанием сохранить свою бесценную жизнь. Бои между магами станут настоящим украшением книги, настолько ярко и четко Бэккер все это описывает.

Разлад внутри общего войска назревал давно, не хватало только небольшой искры. Поэтому становление Келлхуса на роль Главы войска становится для многих неприятным сюрпризом, так как несогласным не будет места в рядах победителей. Интриги, заговоры, тайные союзы, близкий друг может легко предать, а родственник отказаться от своего родича.

Бэккер немного приоткрывает завесу над главными тайнами своего цикла, но главные события все-таки произойдут не в этой книге. По сути вся первая трилогия является лишь экскурсом в мир автора, хотя прочитанного вполне достаточно, чтобы с нетерпением ждать продолжения этой мрачной истории.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хотел я поставить этой книге 9 баллов, придраться к чему-то, но нет, не смог.

Да, роман не лишен недостатков, многие вопросы так и остались без ответа, но концовка их всех перечеркнула.

Но обо всём по порядку, книга подводит к логическому концу, к окончанию Священной войны. Война это декорации для становления героев, их образы выражаются в полной мере. Трагичность пропитывает все материи книги, даже прозревшие не могут отвергнуть лживость происходящего.

Вот парадокс, самый жестокий и ужасный варвар-скюльвенд Найюр урс Скиота, для меня стал «положительным» героем этой книги и трилогии в целом. Только он, не смотря на свой нрав, вызывает доверия и понимания и даже симпатию :smile:. Но это возможно только у меня.

События разворачиваются очень стремительно, нет заунывных повествований и рассуждений, даже тысячекратная мысль и подходы к ней, хотя и заставляют скрежетать извилинами, но не отталкивают от чтения.

Говорить что-то большее бессмысленно, надо читать. Да конечно это не величайшее произведение мировой литературы, но для фантастики оно оставит свой след, который будет ещё долго жить и проявляться в новых творениях. Бэккер смог подарить нам что-то новое, за это ему и спасибо.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Развязка достойна первых двух книг: все еще грязнее, искусственней, пафосней, бессмысленней.

Описание битвы за Шайме сделано технически неплохо, но не поддается никакой логике. Впрочем, это уже не удивляет, ведь в этом мире «убежденность означает победу», стоит только добавить, что это убежденность и желание автора ;).

Персонажи немного оживились под финал: вялое сопереживание (ну уж такая вообще несопереживательная трилогия у Бэккера) вызовут судьбы Найура, Ксина, Эсменет. Чуть лучше с Аккой — это, наверное, единственный достоверный и, наверняка, самый глубокий персонаж всей трилогии.

Что вызвало неприятное недоумение, так это главная интрига романа — встреча Келлхуса с отцом, раскрытие Великой Тайны, именующейся здесь Тысячелетней Мыслью. Философствование ни о чем. Нет, конечно, есть смысл в «мир — это война, невежество — сила, а свобода — рабство», но во-первых, это уже глубоко вторично, во-вторых в оригинале (1984) звучит изобличающе иронично, в-третьих без лишнего словоблудия. Но и это полбеды. Недостоверно — вот самое точная моя оценка. Не верю ни в отца, ни в сына (сыновей), ни в Святого Шайме, простите — в Тысячелетнюю Мысль.

Да, небольшой почти спойлер: Не-Бог, Армагеддон и даже Синтез с прочим Консультом оставлен для следующей трилогии.

Почему?

Потому что автор не смог связать воедино или из-за желания заработать не продолжении?

Мне кажется, в равной мере и то, и другое.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет о поиске отца сыном довольно распространён в художественной литературе. Но я не побоюсь сказать, что никто ещё не реализовывал его так, как Р. Скотт Бэккер.

Так вышло, что эти сын с отцом оказались в определённый момент главными людьми в этом мире. Они принадлежат к древнему ордену дуниан, основанному после прошлого глобального противостояния сил. Члены ордена до высочайшего уровня развили две вещи: восприятие, позволяющее видеть тончайшие порывы человеческой души, и отречение от собственных душевных порывов. В комплексе это даёт им глубочайшее понимание происходящего и способность манипулировать отдельными людьми и их группами.

На протяжении трилогии эти две таинственные личности заочно ведут друг с другом сложную игру, пешками в которой выступают целые народы. И, пожалуй, ещё в первой книге стало ясно, что поиск Келлхусом Моэнгхуса – главная красная линия, которой будут подчинены все остальные события и сюжетные линии, а встреча отца с сыном, которая непременно произойдёт в конце третьей части, станет кульминацией всей трилогии и даст ответы на все вопросы.

Не боясь отвесить жирный спойлер, могу сказать, что ответы эти Вы получите и разочарованными не останетесь. Ни один камень не останется неперевёрнутым. Помнится, узнав о том, что на взятии Шайме серия «Second Apocalipse» отнюдь не завершается, а впереди нас ждёт неопределённое количество томов продолжений, я изрядно погрустнел. Потому что обычно в таком случае никакого логического завершения мы не получаем, а видим лишь задел на продолжение. Но не в этом случае. «Падение святого города» действительно является логическим завершением серии, где все линии сходятся в конце, а в следующей трилогии про «Аспект-императора» нам будет предложена уже совсем другая история.

Вообще говоря, третья часть мне понравилась больше всех. На мой взгляд, в ней Бэккером был найден идеальный баланс между компонентами: войной, психологией, интригами и философией, которого, мне кажется, недоставало первым двум частям. Хотя это, конечно, вопрос вкуса, потому что автор создал парадоксальную ситуацию. Поклонники боевого фэнтези говорят, что книги отличные, но слишком много философии и психологии, а поклонники философского фэнтези заявляют, что книги уникальные, но слишком много беготни, крови и сражений. Замечательное противоречие, от которого выигрывают такие, как я, поселившиеся где-то посередине между двух лагерей.

В третьей части философская составляющая проявляет себя наиболее сильно и внятно. Если в первой части она была навязчива и местами избыточна, то здесь философия выходит на первый план. И даже битва за Шайме и грандиозное сражение Багряных шпилей с Водоносами Индары отступают на второй план. В этом ключе особенным мне видится финальный момент отречения Ахкеймиона, как одного из апостолов новообретённого мессии. Возможно, этот фактор сыграет важную роль в последующей трилогии.

Заключение: Начав чтение первой книги серии «Князь пустоты», я понял, что в моей жизни и в моей читательской биографии начинается что-то важное. Шестым чувством я осознал, что эту серию я дочитаю до конца, буду обсуждать и обязательно перечитывать. И вот серия завершилась. Завершилась блестящим романом, самым коротким, но и самым ярким. Сводящим все линии в одну точку и заставляющим перечитывать серию сначала, в ожидании продолжения.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающий финал великолепной трилогии. Ждал его — и опасался, что концовка окажется смазанной, недостойной высокого уровня первых двух книг. Рад, что ошибся. Падение святого города — именно такой роман, который очень искусно, логично, закономерно завершает большинство сюжетных линий, при этом оставляя простор для будущего продолжения. Да, в нем нет неожиданностей и роялей в кустах. Все предсказуемо с самого начала. Но и здесь видится немалая заслуга автора, сумевшего выдержать ровный темп повествования и не допустить ни малейшей фальши в характерах персонажей. И это заставляет видеть в этих персонажах живых людей, а не простые художественные образы. Метания и душевные конфликты на грани безумия переполняют роман, делая его исключительно человечным, погружая читателя в в мир красочных и кошмарных видений, тоски, ностальгии, мучительной борьбы с собственными мыслями. Верный себе, Бэккер не просто констатирует легкость манипуляции человеческим сознанием, но со всей очевидностью показывает, что, несмотря на это, человек все равно остается человеком, сочетанием ангела и демона в одном теле, что нет зла и добра, а есть лишь желания и сущность, стремящаяся их выполнять. И для каждого из персонажей их желания достигают своей кульминации в этой книге. В сущности, весь роман — одна большая развязка, сначала частных линий, затем всеобщей. Как раз это и создает единственный диссонанс, разрыв восприятия — переход от личного к глобальному слишком резок, и великолепное само по себе описание битвы оказывается слабоватым и затянутым на фоне предшествующих духовных драм. У меня создалось впечатление, что автор несколько скован рамками жанра эпического фэнтези, пусть он их и сильно расширил. Бэккера уже неоднократно сравнивали с Достоевским, и, думается, заслуженно, поскольку интересы этих авторов явно схожи. Сравнивали и с Толкиеном в плане проработки мира — вот с этим я не могу согласиться. Бэккеру все же очень далеко в этом смысле до мэтра фэнтези, поскольку он совершенно не ориентирован на миро-творчество. Для автора Князя Пустоты значима в первую очередь Идея, которую он предлагает читателю, пусть и очень тщательно оформленная в жанровые обертки. В данном романе эта Идея выражена в оригинальном названии: Тысячекратная Мысль. К ней сводятся все пути и судьбы, ее постигают и расшифровывают на протяжении всего текста. К сожалению, несмотря на все старания автора, эта Идея остается слишком абстрактной для сопереживания, что несколько сглаживает пафос финала. Однако роман в целом настолько переполнен страданием, что это не кажется недостатком, позволяет немного перевести дух и обратиться к фееричным батальным сценам.

Вердикт: лучшее, что было создано за многие годы в казалось бы насквозь закосневшем жанре эпического фэнтези. К прочтению обязательно.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем больше читал, тем больше разочаровывался. Никакой интриги, постоянные размышления начали сильно тяготить. Акка разочаровал: человек, которого каждую ночь обрабатывали, который заточен под спасение мира, в конце ведет себя противоестественно. Некоторые писали про хорошо прописанные бои, не могу с этим согласиться. Автор тупо расписывает отдельные схватки, что по силам писателям средней руки или ниже, чего-то глобального, наподобие битвы при гранике, нет.

В книге мало действий. в книге тупо либо дерутся, либо кто-то о чем-то думает. Никаких диалогов, каких-то обсуждений, стратегий военачальников. Мы как будто читаем хронику. И даже хроника слабовата, нет описания людей. Когда читаешь Толстого, то образ героя у тебя в голове, здесь невозможного нарисовать в голове ни один персонаж, только общие понятия: высокий, маленький, старый, молодой.

Слабовато!

P.S. потому что автор слаб

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх