Василь Быков «Третья ракета»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
1944 год. Румыния. Шесть советских бойцов составляют расчет противотанкового орудия. Это люди самых разных возрастов, национальностей, судеб и социальной принадлежности. Совсем скоро немецкое наступление прорвет нашу оборону и артиллеристы окажутся отрезанным от своих войск. И в этой тяжёлой обстановке полностью раскроются человеческие характеры.
Первая публикация — Маладосць. 1962. № 2.
Первая публикация на русском — Дружба народов. 1962. № 2.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1962, № 13», 1962 г.
— антологию «Повести и рассказы», 1965 г.
— антологию «Военные повести. Том 1», 1966 г.
— сборник «Выбраныя творы», 2004 г.
Экранизации:
— «Третья ракета», СССР, 1963 // реж. Ричард Викторов
- /языки:
- русский (19), английский (1), чешский (1), белорусский (7), польский (1), словацкий (1)
- /тип:
- книги (29), периодика (1)
- /перевод:
- М. Вечержова (1), М. Горбачёв (18), Р. Даглиш (1), Е. Кабац (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 12 мая 2025 г.
В который раз убеждаюсь, что не напрасно меня научили в юности (и теперь я этого правила стараюсь строго придерживаться) читать произведения авторов в хронологической последовательности написания. Таких мастеров пера, как Василь Быков, это касается в первую очередь.
Больше двадцати лет назад я начал его читать с последних произведений. Но так как я был тогда молодым и глупым креаклом с либеральными взглядами, то и проглотил эти опусы с некоторым даже восторгом. Продолжил освоение его наследия много лет спустя, осваивая лучшие повести Быкова 1970-х, все про этого автора понял, да и жизненный опыт повлек за собой резкую перемену в мировоззрении. С тех пор, конечно, не творчество Василя Быкова изменилось, а мое отношение к нему.
Я к тому, что начни его узнавать в юности с «Журавлиного крика» и вот «Третьей ракеты» писать о них было бы намного легче. А многие знания, как известно, сильно печалят.
И все-таки начну не с минусов (как собирался), а с плюсов.
«Третья ракета» — эмблематичная вещь для великой советской «прозы лейтенантов». Быков повторяет наработки, сделанные уже в первых вещах Бондарева и Бакланова — одно сражение, ограниченное число персонажей, предельные по драматизму конфликты и психологические нагрузки, полное отрицание абстракций — от гуманизма до идеологий. И все укоренено в матерый солдатский быт и конкретные боевые задачи.
Быков в эти постулаты вносит свою неповторимую художническую индивидуальность и особое мировоззрение горожанина в первом поколении, крестьянина, стремительно превращающегося в тонко рефлексирующего интеллектуала.
Например, он невероятный мастер баталистики. Сражения описывает так, что и сам Гомер бы под таким подписался (правда, не будь Гомера, то и Быкова бы не было).
Я с младых ногтей и практически по сию пору являюсь большим поклонником боевой фантастики и героической фэнтези. Так вот все эти терабайты неистовых сражений могучих армий со всяческими чудищами не стоят и трех страниц описания боя у Бондарева, Бакланова или Быкова. А в «Третьей ракете» не три страницы! Две трети повести занимает описание тяжелейшего боя, и автор своим пером заставляет читателя переживать каждую его минуту (потрясающая символическая деталь с наручными часами сержанта Желтых!). Не из нетвойнистских истерических деклараций, а на собственной шкуре читатель узнает, какая война страшная и трагическая по своей сути. Книгу периодически приходится откладывать в сторону, потому что дышать трудно от пороховых газов и жженого тротила, на солнцепеке хочется пить, а в голове страшный шум от постоянных разрывов танковых снарядов.
Но физика и механика боя — это только одна сторона проблемы. Быков и потрясающий драматург. Он умеет свести на одном пятачке пространства совершенно разных людей — национальность, возраст, воспитание, мировоззрение — столкнуть их в одном конфликте и показать, как он разворачивается на самой грани жизни и смерти, а потом и за гранью (павший товарищ может спасти тебе жизнь и после своей гибели).
Умение показать, что творится в душе человека, жизнь которого только что куплена ценой чужого гибельного подвига — вот тут Быков подлинный Мастер!
И исторической правды тут хоть отбавляй, обо всем успевает поговорить и подумать автор — о власовцах, о коллаборационистах, о военнопленных, об ошибках командования разных уровней, о бедственном положении насмерть воюющей страны. Нет только изменничества и литературной власовщины им. А.И. Солженицына, поэтому произведение не каждому изысканному вкусу потрафит.
А недостатки? Да нет у повести никаких недостатков! Все они на совести ее автора. Да, в «Третьей ракете» еще сохраняются общие концепции. Уже скоро Василь Быков так научится группировать символы и сгущать композицию, что все идеи высшего порядка будут сами собой возникать в голове читателя, а не на страницах произведения. И это будет высший пилотаж мастерства. Как, например, в «Атаке с ходу» или «Дожить до рассвета» (если брать чисто армейские вещи).
А пока вот к каким выводам приходит рассказчик:
«Как все это сложно и трудно! На сколько же фронтов надо бороться — и с врагами, и с разной сволочью рядом, наконец, с собой. Сколько побед надо одержать, чтобы они сложились в ту, что будет написана с большой буквы? Как мало одной решимости, добрых намерений и сколько еще надо силы! Земля моя родная, люди мои добрые, дайте мне эту силу! Мне она так нужна теперь, и больше ее просить не у кого.»
Можем ли мы с ним согласиться сегодня? Да обеими руками подписываюсь под каждым словом!
Все, что рассказано в этой и других повестях Василя Быкова стало для нас не историческим опытом, а драматической повседневностью. Каждый день множатся примеры массового героизма, доблести, воинского умения, самоотверженности, взаимовыручки, духовного братства и веры в победе нашего, правого дела! Трусости, слюнтяйства, подлости, воровства, измены и рабской покорности чужой воле тоже хоть отбавляй. Мы страницы книг Василя Быкова проверяем каждодневным бытием, и они тест на соприродность и чистоту Правды выдерживают.
Сам автор не выдержал. Предал, продал, изменил — своему таланту, родным и близким, родной земле, своему народу. Страшный и трагический финал его жизни — урок всем нам и грядущим поколениям.
Хорошо, что великие произведения искусства, как повесть «Третья ракета», например, всегда умнее, талантливее, шире и глубже собственных создателей. Поэтому они и остаются навсегда со всем человечеством.
Sumy, 15 мая 2021 г.
Книга о войне. А если точнее, то о подлости на войне.
Сюжет представляет собой рассказ о нескольких днях из жизни противотанкового орудийного расчёта принявшего на себя контрудар немецких войск в 1944 году в Румынии. Шесть мужчин-артиллеристов и девушка-санинструктор представляют собой как бы срез существующего на тот момент советского общества. Это люди различных возрастов, национальностей, социальных групп, характеров и судеб. И этот бой чётко разделит их на два антагонистических лагеря. На людей, которые честно выполнят свой солдатский долг. И подлеца, бросивших своих … нет, не товарищей, ибо товарищей у таких нет … сослуживцев, с которыми совсем недавно находился в одном окопе и делил паёк хлеба.
Быков описывает тот случай, когда по всем законам, подонка и наказать то нельзя (ранение, какое бы оно ни было, всё равно остаётся ранением). Правда есть ещё и нравственный суд собственной совести. Вот только такие типы как Лешка Задорожный плевать хотели на укоры совести и никаких душевных терзаний вы от них не дождётесь. Мне несколько раз приходилось встречаться с такими субъектами, и больше всего я удивлялся тому, что совершив подлость, они этого нисколько не стыдились. Ни конфузливого хихиканья, ни бегающего взгляда, ни попыток хоть как-то оправдать себя. Мало того, эти индивидуумы могли даже со смехом рассказывать о совершенной низости, будучи совершенно уверенными, что это обычно и естественно. Но то, что в гражданской жизни часто остаётся без ответа, в военных условиях, когда следствием подлости стала смерть боевых товарищей, не может быть прощено. И вынесенный и исполненный, после слов Задорожного, узнавшего, что из всего брошенного им в бою подразделения, в живых остался только один человек: «- Подумаешь! И не таких побило!», Лозняком приговор считаю вполне оправданным. Это не расправа. Это справедливый суд. Трусость ещё можно в определённых условиях простить, подлость никогда.
Готов подписаться под словами: « — Выстрелом третьей ракеты удовлетворён».
sergej210477, 13 ноября 2018 г.
Отличное произведение о войне, увиденной глазами солдата, из окопа.
Рассказ о одних сутках расчёта противотанкового орудия. Шесть бойцов и одна медсестра.
Семь разных характеров, семь судеб. И всего один бой.
Реалистичная, пронзительная повесть, впрочем, как и все произведения В. Быкова. Достаточно натуралистичная, трагическая, но без «чернушности» и «грязи».
Если искать похожее произведение — то — «Горячий снег» Ю. Бондарева.
strannik102, 3 ноября 2022 г.
Когда-нибудь мы вспомним это...
Белорусский писатель Василь Быков знаком мне с давних-предавних пор по повестям «Сотников» и «Альпийская баллада». Пронзительная ясность и лирическая горечь его авторского стиля запоминаются, как мне кажется, даже с одной прочитанной книги, и конечно же имя Быкова навсегда легло в кластеры памяти.
Повесть «Третья ракета» тоже посвящена Великой Отечественной войне и описывает нам один день фронтовой жизни расчёта противотанкового 45-мм орудия, той самой «сорокопятки», которую фронтовики частенько называли «прощай, Родина» — калибр пушечки явно не соответствовал её предназначению истреблять танки вермахта, особенно когда пошли в ход танки тяжёлые и мощно бронированные. Однако пушку никто с вооружения не снимал и катили её солдатики-пушкари по военным дорогам вероятно до самого конца войны (хотя официально выпуск орудия был прекращён в 1943 году, однако даже в 1944 было выпущено ещё 200 шт.).
Повесть рассказывает нам о событиях 1944 года, в Румынии. Орудие и его расчёт занимают позицию неподалёку от дороги, артиллеристы заняты невоенными делами, отдыхом, а главный герой размышляет понемногу обо всём — о жизни, ну и о любви — ему очень нравится их санинструктор Люся. Однако военное спокойствие штука весьма хрупкая, немцы принимают попытку атаковать чтобы прорвать оборону наших войск, грохочет выстрелами, снарядами и минами, а затем и бомбами война, идут танки и происходит та военная работа, которая до крови и до пота.
И конечно же проявляются характеры солдат — кто-то проявляет нерешительность, кто-то наоборот берёт команду в свои руки, кто-то всячески старается уйти с позиции не дожидаясь приказа начальства — характеры проявляются, сталкиваются, выходит наружу вся подноготная правда о каждом бойце. И вернувшаяся на позицию из тыла Люся только добавляет к интриге и столкновению характеров перца и огня — не одному нашему герою полюбилась девушка, не один он смотрит на неё с нежностью.
Финал повести немного неожидан, Быков сумел максимально обострить ситуацию и оставить судьбу главного героя в подвешенном состоянии. Хотя, в общем-то, понятно, что его ждёт дальше...
В общем это была ещё одна пронзительная правдивая книга о войне, без всякой победной романтики и натужного героизма — книга была написана в 1962 году и тогда ещё не славословили о войне и о Победе, живы были те, кто пёр эту войну и эту Победу на своих солдатских плечах. Да и сам Быков был как раз из этого поколения и знал войну не понаслышке.
PS Мой дед по матери был артиллеристом, воевавшим как раз на этой самой пушечке, получил на Курской дуге ранение кисти руки и из артиллерии был списан, однако остался на фронте и дошёл до самых последних дней, до Германии...
Maximontano, 15 ноября 2020 г.
Очень сильно, максимально правдободобное произведение моего соотечественника Василия Быкова. Повесть буквально погружает читателя в тот самый окоп где разворачиваются события. Я считаю нашему поколению такие вещи необжодимо читать и давать читать в школах и университетах, чтобы новое поколение училось ценить то, что у них есть.