Адам Нэвилл «Исконный обитатель»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды ) | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Уильям Аттертон, разочаровавшись в городской жизни, решает провести год в уединённом домике в шведской глубинке, без каких либо современных технологий. Однако холод и лишения — не самое страшное, с чем ему предстоит столкнуться.
Входит в:
— сборник «Уснут не все», 2016 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wongraven, 14 июня 2025 г.
Дремучие скандинавские леса, куда редко ступала нога человека, вдохновили Нэвилла не только на роман «Ритуал», но и десятью годами ранее на очень атмосферный рассказ «Исконный обитатель», из которого, судя по всему, в дальнейшем и проистек «Ритуал»
Стремление героя рассказа по фамилии Аттертон уединиться в глухих лесах северной Швеции оборачивается столкновением с древним ужасом, искони обитающим в здешних краях. Это древнее зло существовало здесь задолго до появления христианства и потому креста не боится. Уберечься от него можно, принося в жертву живность всякую да при помощи лошадиных подков, которые местные жители вешают на домах, заборах, воротах. Почему-то боится это зло лошадей.
Аттертон по незнанию снимает со стен своего дома подковы и освобождает жертвенного борова, привязанного в кругу менгиров. Естественно, ни к чему хорошему это привести не могло. Его другу Берринджеру, отправившемуся на помощь Аттертону, пришлось заночевать в доме. И вот тут снова абсолютно кинематографическое описание: старые скрипящие балки дома, ревущий за стенами ураган, и кто-то (или что-то) пытается проникнуть внутрь. Берринджеру удается благополучно бежать от древнего кровожадного существа, но с тех пор он очень не любит сидеть возле окон и вздрагивает при сильных порывах ветра.
Да, а Аттертон пропал бесследно, так вот.
Alex_Razor, 4 декабря 2020 г.
Очередной рассказ на тему таинственных скандинавских лесов, в которых не известно что может водиться. Однако довольно качественный.
Автор смог использовать все классические Лавкрафтовские приёмы, при этом оставив действие в 21-м веке.
Один из героев на год уезжает в уединённый домик в Швеции, и сталкивается с местными легендами. Которые, конечно, не просто легенды. Мобильник там не берёт, по этому он пишет друзьям письма. Потом один из друзей, обеспокоившись его последним письмом, едет его выручать, воочию видит то, что обитает в лесу и с трудом уносит ноги. И всё это он потом рассказывает нашему главному герою, от лица которого ведётся рассказ.
В итоге: письма — есть, рассказ от первого лица — есть, «ужас охватил меня при виде этого существа» — есть, частичное описание внешности существа, при этом сильно недосказанное (ночь, темно) — есть, чудом спасшийся — есть, нагнетание атмосферы — есть, и так можно долго перечислять. Но это всё не недостатки. Штампы плохи не сами по себе, а когда их использую неумело. Адам Нэвилл, безусловно, писать умеет и все вроде бы штампы использовал мастерски, ровно настолько, насколько это надо.
Несмотря на отсутствие каких-либо привязок к «мифологии Ктулху», этот рассказ можно смело назвать лавкрафтианой и публиковать на соответствующих сборниках, причём смотреться он будет лучше, чем 80% того, что последнее время публикуют в этих сборниках!
avsergeev71, 28 июля 2023 г.
Судя по всему, перед нами предтеча довольно не плохого «Ритуала». Рассказ же не лишен очевидных недостатков.
Слабовато прописаны мотивы поступков главных героев. Сама причина и необходимость поездки в дебри чужой страны, без знания языка и местных традиций, настолько высосана из пальца, что сходу поселяет сомнение в достоверности рассказа. А эффект достоверности в подобных произведениях очень важен. Дальше «рояли в кустах» только множатся: друг, которого и другом то можно назвать с большой натяжкой, побросав собственные дела, выдвигается на помощь и раз за разом поступает, как форменный идиот. Оставаясь при этом живым и невредимым. Атмосфера вроде бы и присутствует, но бестолковые поступки ГГ ее постоянно разрушают.
По сути, весь эффект рассказа покоится на одном единственном эпизоде в норвежской лесной избушке, который действительно можно назвать удачным. Но одного эпизода мне показалось маловато, — времена Лавкрафта, когда этого было достаточно, увы, прошли.
sergej210477, 31 января 2023 г.
Простой, но, довольно жуткий рассказ.
В глухих шведских лесах, издревле, обитали некие существа. Предания говорят, что раньше, этим «хозяевам леса» приносили жертвы.
История про современного англичанина, который решил поселиться в одиночестве среди дикой природы Швеции.
Небольшая, но, очень атмосферная зарисовка.