Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом...»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Книга, номинированная на Букеровскую премию, буквально взорвала отечественный книжный рынок и обрела не просто культовый, но — легендарный статус!
Повесть, в которой тема взросления будто переворачивается с ног на голову и обретает черты сюрреалистического юмора!
Книга, в которой гомерически смешно и изощренно зло пародируется сама идея счастливого детства.
Чуткий и умный Санаев все правильно понял. Оттого ценность его повести возрастает, и ей гарантировано место в истории русской литературы.
Журнал «Октябрь», № 7 за 1996 г.
Входит в:
— условный цикл «Похороните меня за плинтусом»
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Экранизации:
— «Похороните меня за плинтусом» 2008, Россия, реж. Сергей Снежкин
- /языки:
- русский (8), итальянский (1), эстонский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Паризи (1), В. Эйнберг (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rebirth, 8 апреля 2025 г.
«Похороните меня за плинтусом…» – это не история о плохих или хороших людях, а скорее, анатомия сложной семейной системы, увиденная глазами ребенка. Мы видим мир Саши, ученика начальных классов, который живет с бабушкой и дедушкой. Дедушка здесь словно тихая тень, а вот бабушка занимает собой все пространство – и жизни мальчика, и повествования. Она окружает Сашу гиперопекой, считая это единственно верным способом вырастить из него достойного человека. Она искренне убеждена, что таким образом исправляет ошибки, допущенные в воспитании его матери.
Мать же, отделившись от семьи и построив свою жизнь, вызывает у бабушки неприятие. Бабушка пытается взрастить в Саше негативное отношение к матери, но мальчик больше всего боится ее, бабушки, все запрещающей и заставляющей принимать горькие лекарства. Мать для него – редкий луч света, объект безграничной детской любви. И в этом противостоянии поколений, в этой сложной паутине чувств, нет однозначно правых или виноватых.
Эта книга – исследование семейных уз, их причудливого и порой болезненного переплетения. Поначалу, как и Саше, читателю может быть сложно принять бабушку, ее авторитарность, ее кажущуюся жестокость. Однако, постепенно, снимая слой за слоем, как шелуху с луковицы, мы начинаем понимать, что именно эта сильная, пусть и во многом несчастная женщина, является опорой всей семьи. Представить, какая судьба ждала бы Сашу, если бы он с самого начала был предоставлен сам себе, становится страшно. Пройдя вместе с героем через детскую любовь и ненависть, читатель приходит к более зрелому пониманию жизни, ее многогранности и сложности.
«Похороните меня за плинтусом…» – это произведение, безусловно, заслуживающее внимания. Возможно, кому-то оно не откроет новых горизонтов, но оно способно разбудить в душе теплое воспоминание о тех, кто был рядом в детстве, о тех, кто любил, пусть и по-своему, о бабушках и дедушках, чья роль в нашей жизни часто недооценена.
LitRPG, 20 февраля 2025 г.
Сюжет: Главный герой — ученик начальных классов. Живёт с бабушкой и дедушкой. Дедушку мы видим постольку-поскольку, а вот бабушка всегда находится в центре внимания малыша. Бабушка окружает Сашу гиперопекой, думая, что именно так она вырастит из него настоящего человека, которого, на её взгляд, не получилось воспитать из её дочери — матери мальчика. Мать мальчика нашла себе нового спутника жизни и живет отдельно. Бабушка пытается воспитать в Саше агрессию к его матери, но мальчик боится больше бабушки, которая всё запрещает и заставляет принимать невкусные лекарства. Маму он видит редко, но любит её беззаветно всей своей детской любовью.
Впечатление: Семейные узы – сложный и причудливый узор, и автор терпеливо, нить за нитью, распутывает его перед нами, открывая глаза на скрытые переплетения. Порой, подобно главному герою, мы испытываем неприязнь к бабушке, почти отторжение. Но постепенно, слой за слоем, как шелуху с луковицы, снимается наше непонимание, и мы постигаем: именно на этой хрупкой женщине держится вся семья. Страшно даже представить, какая судьба ждала бы Сашку, окажись он изначально под крылом матери. Пройдя вместе с героем сквозь пелену детской любви и ненависти, читатель приходит к зрелому осознанию жизни, к пониманию её многогранности. Произведение, несомненно, заслуживает внимания. Мне, возможно, в силу не юного возраста, оно и не открыло новых горизонтов, но зато разбудило в душе теплые воспоминания о моих бабушке и дедушке, а это, пожалуй, дороже любых открытий.
ifikl, 20 февраля 2025 г.
Проблема с этой книгой в отм, что авторы многих отзывов даже не подозревают, что за персонажами стоят реальные люди, в том числе известнейший актер, народный артист СССР Всеволод Санаев. И у многих его поклонниц, особенно пожилых, после прочтения повести случается когнитивный диссонанс: как же так, разве можно так изображать народного артиста, сыгравшего столько суперположительных ролей? Оказывается, можно и даже нужно.
Antosya, 11 июня 2024 г.
Не могу понять, какие чувства вызывает у меня эта книга. Поэтому и оценки не будет. С одной стороны, всё описанное в ней вызывает отторжение, злость, шок, ужас. Возникает вопрос: неужели есть такие взрослые, которые могут так себя вести? Конечно есть, к сожалению. И семьи такие есть в большей или меньшей степени.
Книга может понравиться только благодаря правдивому описанию эмоций и жизненности ситуаций. Понятно, что образ бабушки преувеличен, чтобы не было сомнений в её поступках. Однако я охотно верю, что есть бабушки, мамы, папы и дедушки, похожие на тех, что описаны в книге. И это такой горький рассказ от лица ребенка, который почти кричит о помощи. Или с злой усмешкой рассказывает с своем детстве.
Главы от лица мальчика особенно показательны. Он любит маму, она для него — праздник, но и бабушку он, кажется, тоже любит. Она старается для него, но все вокруг попрекают его, чтобы он её ценил. И он ценит? Бабушка не позволяет ему любить маму. Ведь мама плохая, она его бросила. Бабушка будет говорить это не раз, используя при этом оскорбительные слова. Как в сторону ребенка, так и в сторону его мамы. Я всё время думала: какие же проблемы с психикой будут у этого мальчика во взрослой жизни? Ведь детство — самое плодотворное время, чтобы впитывать окружающую действительность. И этот мальчик впитает оскорбления, жалобы на то, что его тащат на своём горбу, что мать его блядь, которая бросила сына. Это трудно переварить взрослому, а ребёнок тем более может что-то не понимать. Но всё это откладывается в виде маленьких отравляющих зёрен и со временем может прорасти в ядовитую поросль.
Конечно, у каждого своя правда. У бабушки — загубленная молодость, обвинения, страдания, несостоявшаяся карьера. И этим она оправдывает свое поведение. У деда — старания, которые никто не ценит, болезненная любовь или привычка к такому образу жизни, и к бабушке, сожаления о жизни, которая прошла без счастья. У матери — боязнь своей матери, неспособность отстоять свои границы и своего ребёнка, зажатость, забитость. У ребёнка — страх, эмоции, которые нельзя показывать, запутанность в чувствах, когда он понимает, что маму он любит, но это показывать нельзя, ведь его тогда назовут предателем.
Это больная семья, в которой очень много проблем. Если это хотя бы наполовину автобиографично, то я сочувствую автору.
Я не согласна с тем, что книга смешная. Люди в ней больны и нуждаются в помощи. В присказках бабушки и её общении нет ничего смешного, в ее деспотизме, болезненном проявлении «любви» тоже. Возможно, только главы от лица мальчика могут вызвать улыбку жалости, потому что он воспринимает мир по-другому и не осознаёт весь ужас ситуации. А смешно наверное тому, у кого было что-то похожее в детстве и они, узнавая себя, выражают это так.
gamarus, 5 октября 2015 г.
Прочитав, наверное, я испытал шок. Или что-то очень похожее на него.
Просто никогда бы не подумал, что кто-то решится честно написать о женской эмоциональной тирании в семье. Именно женской, про мужиков-алкоголиков, как говорится, немало песен сложено, и там немного иная природа деспотии. Понятно, что нечто такое я уже встречал у Стивена Кинга, например, в его дебютном романе «Кэрри», но это всё-таки совсем не то.
Тут сшибает именно откровенность взгляда, помноженного на нашу действительность, Санаев не постеснялся вытащить наружу достаточно щекотливую тему, я бы даже сказал, глубоко личную. Обвинить, кинуть правду в глаза женщине воспитывавшей тебя решится не каждый, пусть и через литературного героя (говорят, Санаев просит не называть его роман автобиографическим).
Книгу я начал читать, даже толком не зная, про что она. Слышал где-то, когда-то, краем уха про новый российский фильм с забавным названием «Похороните меня за плинтусом», потом так же услышал отзывы, больше похожие на ярлык — «очередная чернуха» и мой интерес сразу же угас.
Но вот книга попала мне в руки, я решил прочитать. Первую треть книги я безудержно улыбался и часто смеялся. Вот думаю, какой интересный, сатирический, взгляд на детство. Не ну и впрямь, Автор юморит остро, бьёт метко по поводу фатальной нескладности и невезучести главного героя, но самые острые шпильки достаются на долю гиперопеки взрослых.
Ближе к середине, немного пресытившись подобным фельетоном, начинаешь понимать: «Чёрт возьми, Автор-то не шутит». Повествование плавно, без рывков, очень мастерски уводит читателя на другую глубину, дна ещё не показывает, но намекает, что оно есть. Тут на место улыбке приходит раздражение от Нины Антоновны и жалость к Саше. С главы «Ссора» по сути, начинается спринтерская гонка по нервам. В этом рассказе, показаны две точки зрения на совместную, нелёгкую жизнь от лица бабушки и дедушки героя. Взгляды разные и оба, казалось бы, заслуживают понимания и сострадания, остаётся только пожалеть стариков, да посочувствовать их внуку Саше, что судьба наградила его такой семьёй. Но уже следующая глава выбивает из под ног землю. Рассказ «Чумочка» является апогеем книги, выворачивающий душу на изнанку. Апофеоз человеческого эгоизма, власти и самодурства в семье, показан изматывающе сильно и безжалостно. Помните, я вначале говорил, что бы удивлён, что кто-то честно может написать такое? Дело в том, что рассказать это правдиво, без привязки к личному опыту просто невозможно. И, как правило, люди угнетаемые родственниками прячут это очень глубоко, хоть и носят с собой всю жизнь. Чтобы рассказать открыто о систематическом, моральном, даже не унижении, а изнасиловании личности, будь то, бабушкой, матерью или отцом, нужно иметь большую смелость и характер. Санаев, сделал это, и пусть говорят, что он вывалил грязное бельё на все общее обозрение, но я, например, благодарен ему за такую откровенность.
Можно говорить, что он всё придумал, гиперболизировал и такого не бывает. Но я за свою жизнь был не однократно свидетелем подобной тирании. И могу сказать одно — ребята, это по-настоящему страшно!
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
Одна моя знакомая, которой я безраздельно доверяю, человек с огромным читательским и жизненным опытом сказала как-то, что любой человек может за свою жизнь написать одну хорошую книгу, если будет говорить о себе. Просто люди часто стесняются говорить о себе и своих близких, даже завуалированно, даже спрятавшись за художественный вымысел, оберегая свой внутренний мир.
Павел Санаев не побоялся, и книга получилась по-настоящему хорошая. Книга о которой не просто говорят, а которую чувствуют и переживают вместе с автором. Такой и должна быть настоящая книга.
lsd, 1 марта 2012 г.
Чтобы водить автомобиль, надо получить права, но чтобы заполучить власть над маленьким человеком, никаких прав и удостоверений не надо. Калечь на здоровье, размахивая флагом : «Я же мать»... бабка... дедка — никакой разницы. В очередной раз прихожу к мысли: некоторые родители могут помочь своим детям, только если они сдохнут и прекратят распространять вокруг себя миазмы и отравлять жизнь тем, кто еще жив.
Суть книги: бабка-психопатка из благих побуждений издевается над окружающими. Дочь забила до такой степени, что она пикнуть боится, деда, похоже, тоже забила, теперь взялась за внука.
Несколько слов о героях: мать — несчастное зашуганное существо, которое личность лишь когда она вдали от родительницы, стоит бабе Нине появиться, как женщина мгновенно теряет волю.
Дед — некогда перспективный мужчина, которого угораздило жениться и он увяз в обязательствах, сгнил, был сожран и перемолот супругой, на старость лет смирился и даже пытается оправдать свою недожизнь: «Я перед ней виноват... зато она мне верна».
Мальчик... в половине классов есть такой несчастный ребенок — бессловесный, забитый, не осознающий себя.
Это книга, которая кричит каждой строчкой: люди, посмотрите, как вы живете, оглянитесь, что вокруг вас, кто рядом с вами! Бегите, пока не поздно, не будьте трусами и не бойтесь действовать!
Но увы, женятся на таких Нинах и квохчут над ними всю жизнь в страхе перед разводом, ради детей калечат тех самых детей и взращивают неврастеников.
Было бы здорово, если бы эта книга заставила задуматься не меня, а адресата, который погряз, и в полшаге от переваривания. Но увы...
sham, 15 декабря 2011 г.
Понятно, что под Букеровской премией понимается «Русский Букер», но всё-таки интерес с моей стороны к произведению не ослабевал, особенно из-за протеворечивых отзывов на эту книгу.
Если читать эту книгу, не зная историю российского и советского кино, то наверно (после прочитанных Бэнкса, Суси, Джексон) читателя наврядли потрясет история несчастного мальчика, на долю которого выпала такая тяжелая судьба. Если же быть в курсе, то все меняется и произведение становится действительно скандальным.
В романе перед нами семья из 5 человек:
1. Мальчик Саша, главный герой, от имени которого идёт повествование.
2. Ольга, его мама, которая, разведясь ушла к другому мужчине.
3. Анатолий, отчим мальчика.
4. Семен Михайлович, дедушка мальчика.
5. Нина Антоновна, бабушка мальчика. Такая вот семейка!
Четверо из пяти представленных людей, являются людьми публичными, и, как минимум, двое из них (Быков и Санаев-старший) являются великими и любимыми актерами советского кино, поэтому читаемое становится вдвойне страшно, что осознаешь, что это было на самом деле!
О чём книга: Ольга уходит жить к Анатолию; дед и бабушка проклинают свою дочь, забирают к себе внука и воспитывают его по-своему...
Книга представляет собой роман в рассказах (около 10 штук), написанных от лица семилетнего мальчика. Если в уже названных книгах Бэнкса, Суси, и т.д. мы видим безумных взрослых и их безумных детей; то здесь безумна одна бабушка, но от этого менее страшно не становится. При прочтении постоянно вертелась одна мысль: «Бедный ребенок»; как вообще после такого можно оставаться нормальным человеком — удивительно! Книга читается в начале весело: ребенок попадает в различные ситуации; бабушка смешно кричит. Но чем дальше читаешь, тем веселья становится всё меньше и открывается судьба семьи Санаевых.
Павел, безусловно, талантливый автор, и его интересно читать, но мне при чтении было как-то не по себе от прочитанного. Есть такое слово: «неловкость». Вот именно это я и ощущал при прочтении. У меня перед глазами стояли все эти актеры, а чтение некоторых сцен было подобно ковырянию с корзине с грязным бельём. Из названных персонажей, кроме автора жива только его мать! Каково это было читать ей! Мне кажется не очень приятно... Именно с этим и связан основной минус книги: она через чур личная, на мой взгляд!
ИТОГ: В остальном это очень любопытная проза. И я не зря поставил книгу Санаева в один ряд с названными авторами. Конечно тут нет безумства доводящего до смерти, в остальном же очень много похожего — это книги о сломанных детских судьбах. И в общем-то, несмотря на то, что автор российский и относительно молодой, у него получилось написать интересную книгу, пусть и автобиографическую.
adjort, 31 января 2013 г.
Когда-то давно я скачала себе эту книгу и вот теперь наконец настало время, когда срок годности тревожно подходил к концу.
Моя издание оказалась с прекрасными иллюстрациями — бабка и дедушка (о, чувствуете уже, как я их поделила?) все время находились в динамических позах, но всегда с вытянутыми вперед руками. Как зомби-карнавал возле маленького Саши.
Я пыталась смотреть на книгу с нескольких точек зрения:
1. Неоспоримая жалость к ребенку.
Ну вы представьте — такой пацан, а ему нельзя толком погулять, поиграться, окунуться в раздолбайство и совершить кучу детских советских мелочей? Хуже всего в этом то, что он не виноват, а виновны какие-то стафилококки с красивым эпитетом «золотистые». И еще куча косых взглядов со стороны, странно, что есть друзья.
2. Жалость к бабке.
И восхищени ке ее цвеститым ругательствам. Я прямо слышу, как она ругается по ветвистому крещщендо и витействует голосом. Жалко ее из-за того, что и судьба трудная, и сама себя она накручивает, видя трагедлию в мелочах. Верю, что это ее же гиперзабота больно ранила ее эмоции.
3. Жалость к деду.
У каждого из нас сермяжная правда, и больно было читать, как он другу на рыбалке жаловался, рассказывая о том, как сбегает из дома, потому что все сказанное и сделанное трактуется двояко. Вообще человек невероятной стойкости. Мужчина.
4. Воспоминания детства
О, я тоже была еще тем больным ребенком. Стремительно меняющиеся общие тетради со списком болезней, гомеопатия, которую мама мне в детский сад заворачивала бумажки, бесконечные мази, примочки, пшикалки, покупаемые бог знает где. И все — нельзя. Ужасное детство без сладкого =) А еще — куча каких-то вещей и дорог, которых нет сейчас. Детские лагеря со своей валютой — даа!
а еще и 5. Юмор
да, это такой юмор не на уровне «гыгылол», а больше усмешка над житейскими каверзами, родными, оттого и принимаемыми близко к сердцу.
Это хорошая, нормальная книга. Никакой советской чернухи тут нет. (Сравните, например, хотя бы с тем же зубосводящим Трифоновым — вот там этого дааа...)
И еще.
Я честно и постыдно разревелась на том моменте, когда бабушка рассказывала о своей любви к Саше. Не понять так просто и не принять...
«Такая любовь наказания хуже, одна боль от нее, а что делать, если она такая? Выла бы от этой любви, а без нее зачем мне жить, Вера Петровна? Я ради него только глаза и открываю утром. Навеки бы закрыла их с радостью, если б не знала, что нужна ему, что могу страдания его облегчить… «
Liz, 18 января 2012 г.
Пока читала — многократно ловила себя на мысли: «это же о моей бабушке, кто ему про нее рассказал?» Временами знала заранее — вот сейчас она скажет так, а сейчас сделает этак! Поэтому прочитала фактически свое детство, а это признак мастерства автора — показать все так живо, что и читатель начинает жить в книге. Высший класс.
tapok, 14 октября 2015 г.
«Похороните меня за плинтусом» – от подобной фразы любому нормального человеку станет не по себе. А Павел Санаев так назвал свою книгу. Весьма смелый ход.
С данным произведением я познакомился благодаря нашумевшему фильму. Тогда я ещё не знал, что она основана на одноименной повести. И вот теперь пришло время познакомиться и с ней.
Язык повести весьма легкий, но отнюдь не простецкий. Мальчик Саша описывает свои приключения в рассказах. Каждый – отдельная история, каждая – своеобразный маленький шедевр. Но почему именно шедевр? Пожалуй, главная причина – это герои-образы, которые являются центральными. А посему о каждом по порядку:
Саша (Сашенька, идиот, сволочь) – мальчик младшего школьного возраста. Часто болеет, редко видит мать, боится отчима, друзей нет, в школу почти не ходит. Чтобы точнее передать его характер хватит таких слов: сторонний наблюдатель за своей жизнью. Саша почти ничего не может сделать сам. И такую жизнь выбрали за него, он, к сожалению, её изменить не может в силу возраста.
Дедушка (актер, сволочь, предатель) – пенсионер, конформист. Живет уже не первый десяток лет с Ниной Антоновной, но «молчит в тряпочку», иногда кричит, но смелости хватает только на то, чтобы повысить голос на Сашу.
Бабушка (Нина Антоновна) – жена дедушки. Пожалуй, один из самых колоритных героев. Вообщё. Не в данной повести, а вообще во всем, что я когда-либо читал. Бабушка – это дикая фурия 99% времени. Оставшийся процент – это как луч солнца в пасмурный день. Мало, без особого смысла. Так вот бабушка становится «нормальной» только тогда, как «Сашенька заболел». Иными словами, синдром гиперопеки в чистом виде. Да и болеет ли Саша сам по себе? Не раз думал над тем, что это либо психосоматика, либо….психосоматика. Только, с одной стороны, это может быть из-за слов и действий бабушки (причитания, как бы не заболел), а с другой – из-за ситуации в семье (материнская депривация).
Как вы можете заметить, каждый герой по-своему представляет некий архетип в высшей его ипостаси. От того читать ещё интереснее. Про сам сюжет говорить смысла нет, ибо это просто нужно прочитать.
Заключение. Знаковая трагикомедия в форме повести. Почему трагикомедия? Лично мне не хотелось хвататься за сердце после каждой фразы бабушки про сволочь, идиота и так далее. Не хотелось плакать. Но почему-то хотелось улыбаться, пару раз я даже засмеялся. Всё же считаю, что Санаев ловко приукрасил детали, возвёл что-то в квадрат, а что-то поделил на ноль. Если под обложкой – правда, то увы…тут только сочувствие в чистом виде.
Напоследок, о трёх «бонусных» главах. Забавно, но не более. После финала повести читать их не так интересно. Уж лучше бы Санаев впихнул их в середину или издал бы отдельно. А то под обложкой «похороните меня за плинтусом» они выглядят халтурой.
Эрик Дрейвен, 7 марта 2015 г.
Пожалуй, одна из самых трогательных книг о детстве, что мне довелось прочитать. Сильнейшая вещь по эмоциональному воздействию. Во время прочтения испытал самый широкий спектр различных эмоций — неудержимое веселье, когда в нескольких моментах просто не смог удержаться от хохота, щемящую душу тоску и Сострадание...именно так, с большой буквы, когда пришлось приложить некоторое усилие, чтобы скупая, мужская слеза убралась восвояси. Только с красивой грустью и ностальгией по золотым годам как-то не сложилось. История хилого и болезненного мальчика Саши Савельева, оторванного от матери и проживающего с бабушкой и дедушкой, из тех историй, что крепко врезаются в память и навсегда занимают свое место в душе, как черно-белая фотография бабушки в семейном альбоме. Вот бабушка в книге — это нечто! Мощнейший образ и незабываемый монолог в финале, под дверью у дочери. Прекрасная книга, пока лучшее что прочитано в этом году.
Коварный Котэ, 6 июня 2014 г.
Одна из немногих современных книг, которая заставляет смеяться и плакать одновременно. Причем — искренне. Судьба маленького мальчика, который вынужден жить с бабушкой-сумасбродкой, от того, что маме не на что его прокормить, поистине дает задуматься о том, как мы относимся к своим детям, да и просто к своим близким. Зачастую бывает так, что человек способен быть хорошим и отзывчивым для окружающих и совершенно бесцеремонным и даже жестоким со своими кровными родственниками...
Пересказывать сюжет смысла не имеет, я думаю. Зато скажу кое-что другое.
Поначалу складывается впечатление: мальчик для бабули обуза, она мечтает о дне избавления. Тогда не нужно будет готовить диетические блюда, записываться на приём к именитым гомеопатам, следить, чтоб не дай Бог не простудился. Бабушка-монстр, бабушка-спрут, бабушка-несчастный человек. Впрочем, при этом не вызывающий к себе жалости. Да, оказывается жизнь ее потрепала: война, голод, холод, смерть любимого первенца, предательство мужа. Всю свою боль женщина превращает в злобу. Главным образом к дочери. Достается и мужу, и главному герою — болезненному, хлипкому внуку. Именно от его имени ведется повествование в книге. Постепенно становится понятно: у бабы (именно так называет ее мальчик) вот такая любовь — с кулаками. Заботится и одновременно проклинает. И при этом смертельно боится еще одного предательства — со стороны внука. Вдруг мальчик выберет бесхребетную мамочку? И он действительно выбирает. Потому что когда любишь — прощаешь и долго терпишь и не зазнаешься.
Описание нескольких эпизодов поражает тем, что ты невольно начинаешь чувствовать то, что чувствует персонаж. Достаточно ярко мне запомнились моменты, когда мальчик был в полуобморочном состоянии и бредил, а его в это время пытались чуть ли не в прямом смысле поделить между собой мама и бабушка. Читаешь, и ощущение складывается, будто ты тоже в бреду, реальные картины из жизни мальчика смешиваются.
Нет, это не просто история бедного мальчика. Это — история и события всего нашего общества. Кроме того, сюжет книги автобиографичен, что делает это произведение еще и своеобразной «исповедью автора». В одном интервью Санаев сказал, что смог простить свою бабушку только после того, как написал эту книгу.
Итог: интересная история с помесью юмора и горести, в которой автор ярко и красочно описывает типы персонажей по характеру; все они разные, но объединяет их только то, что они все несчастливы. О чем эта книга? Эта книга о семье, о любви, о понимании и дружбе, о счастье и несчастье, о доброте и ненависти, о жизни в частности и в целом, эта книга — о нас.
Рекомендую всем любителя качественной литературы.
Lucie Morton, 5 июля 2023 г.
Будьте осторожны — в продажу поступили поддельные воздушные шарики. С виду они совсем как настоящие, но радости от них никакой.
«ПМзП» — поддельная детская книжка. Детское повествование, детский слог... и хтонический мрак на каждой из страниц (я знаю, что возрастное ограничение тут 18+)
Тяжело больной мальчик Саша живёт у бабушки с дедушкой. По словам бабушки, им его сбагрила мамка, чтобы не мешал её новому роману. Психически больная бабка, по всей видимости, неиллюзорно так и думает. Её собственная жизнь была чередой трагедий, предательств и других мелких неприятностей, и пожилая женщина вцепилась в мальчика мёртвой хваткой. Любовь её выражается в бесконечных смертельных проклятиях всем и всему подряд. Ближние сей милейшей женщины, чья жизнь ничуть не менее беспросветна, вынуждены с этим мириться, а сам Саша чаще думает о смерти и связанных с нею символах, чем о том, о чём должны думать дети его возраста. Детство, от которого после его ухода не захочешь ждать ни писем, ни звонков.
Читать вот это было подчас тяжеловато, несмотря на отменный чёрный юморок автора. Хороших героев здесь нет — есть просто довольно хорошо и реалистично прописанные характеры людей, хлебнувших по жизни горюшка по тем или иным причинам. Впрочем, ради that feel депрессивные книги и читаются. И лишь самая концовка, в которой буквально одним коротеньким абзацем сухо описали похороны бабушки, разочаровала. Несправедливая и скомканная она какая-то. Буквально — призрак креста, падающий снег и все плачут — хоронят бабушку, абзац назад закатившую жуткую истерику под дверями своей дочери. Художественные приёмы — такие художественные...
chuvaksurala, 20 мая 2016 г.
Очень сильная повесть!
За лицами всех персонажей скрывается ворох обид и злобы друг на друга, причина которых кроется в неумении понять и услышать близкого человека. Подмена понятий о любви и эгоизме приводит к разрушительным последствиям, жертвами которых являются все члены семьи и в первую очередь маленький ребенок. Дети – это тесто, из которого можно слепить что угодно. Рожденный неполноценным физически Саша воспитывается в атмосфере тирании ополоумевшей бабки, которая сама того не понимая лепит из него урода еще и душевного. Очень хорошо показана проблема, когда человек пытаясь отдавать все силы на «воспитание» и лечение действует лишь в угоду своих комплексов, слабостей и обид, а «любовь», которой пытается окружить, на самом деле смертоносный яд. А Саше среди лишений, грубости и запретов остается жить лишь мечтами. Мечтами о том, чтобы быть как все, мечтами о матери, с которой видится очень редко и которую ему заменяют безделушки, подаренные ей, мечтами быть похороненным за плинтусом у мамы в квартире, чтобы быть с ней рядом.
В произведении много психологии, при этом оно атмосферно и эмоционально, не лишено юмора и иронии. Повесть, начинаясь очень плавно, как хроника ушедших лет и воспоминания о детстве к концу превращается в настоящую трагедию, апофеоз безумия.
Все мы были детьми, и, думаю, каждый сможет вновь окунуться в то время, вспомнить себя и искренне сопереживать.