Олег Дивов «Лучший экипаж Солнечной»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Постапокалиптика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Открытый космос | На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Боевые суда замерли на орбите. Военные астронавты победившей Земли ждут решения своей судьбы. Сначала они считались героями, потом родная планета прокляла их как безжалостных убийц. Выйдя из горнила межпланетной войны, они и не подозревали, что самые жестокие испытания еще впереди. Им надоело стрелять, но это единственное, что они умеют делать хорошо. Рано или поздно команда «К бою!» раздастся снова...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 358
Активный словарный запас: средний (2896 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (15), польский (2)
- /тип:
- книги (16), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Дембский (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 15 марта 2025 г.
Вещица весьма характерная для отечественной фантастики 90-х, когда враз оказались снятыми все ограничения на то, что, как и о чём можно писать. Вот в одночасье и расцвела российская приключенческая фантастика с космическим сражениями, лёгким флёром преклонения перед западными ценностями и западной демократией, да ещё и не с самыми симпатичными героями.
Роман Дивова в этом резко хлынувшем потоке произведений самого разного уровня и качества выглядит совсем неплохо: он складен, увлекателен, очень легко читается, да и нелепостей в нём не так уж и много. Хотя финальная смена власти на нашей многострадальной Земле и представляется очевидно надуманной. Впрочем, как и два корабля чужих, зачем-то «стерегущих» автоматическую станцию землян на периферии Солнечной системы.
Что касается «энциклопедии» русского мата (на английском языке :)), выглядящей несколько непривычно после после довольно «интеллигентной» советской литературы, так это, думается, всего лишь временная эйфория от внезапно полученной свободы писать что и как хочешь. Ну и авторский приём, конечно, чтобы привлечь определённую группу читателей 90-х.
Ну и о форменном бардаке, творящемся на страницах романа в военно-космических силах Земли — читать об этом и удивительно, и неприятно, но, похоже, это просто веяния того времени, основанные на бардаке, существовавшем в те годы в реальности в нашей армии :).
mka, 4 сентября 2018 г.
Понятно, что в 90-е годы 20-го века уровень российской культуры еще не восстановился после распада СССР и в те смутные времена разного рода сексуальные притирания или мат в книге, фильме или в прямом эфире это было «Вау», но в наше время этим не удивишь даже детей дошкольного возраста. Книгу можно коротко охарактеризовать в соответствии со стилем самой книги: «Что за *****?». Почти треть книги вообще ничего не происходит — нудные разговоры, притирания на борту, загеройские предыстории главных героев и отстойные «шутки» сексуального характера. Детский сад. За всеми этими «спецэффектами» самой научной фантастики не особо видно. После сотен книг НФ читать такое просто скучно, ибо акцент книги совсем не НФ а псевдо «крутые» приколы успели надоесть еще в начале нулевых. Прям «шутка юмора», как говорил один знакомый сталкер.
ip5, 18 июня 2015 г.
Этот роман мне не понравился. Кухонные диалоги, постоянное пьянство, матершина, шиза. Хотя автор объясняет, что в космосе не может быть нормальных психически здоровых людей, но если убрать весь этот космический антураж как мишуру, то оставшееся можно спокойно трактовать как будни пьяных санитаров в какой-нибудь ГКБ на окраине. Отдельно следует отметить постоянное упоминание особенностей русского, «как что-то хорошее», и еврейского, «как что-то плохое», характеров. Постоянные тычки то в одну, то в другу сторону просто надоели до оскомины. Очень свежая мысль raz'ebat' Москву чтобы спасти Россию, оригинальна и неповторима, конечно, нужно было обязательно вставить это в производственно-военный научно-фантастический роман про космос, не буду говорить уже про постельные сцены.
Александрович, 22 марта 2015 г.
Культурное пространство человека вещь интересная. Оно влияет на наше восприятие действительности, вкусы и поведение. Читая «Лучший экипаж солнечной» я не мог отделаться от мысли, что всё это уже было и не в книгах прото как космические корабли бороздят Большой театр...
Дивовская Земля будущего далека от радужных образов, которые рисовали нам фантасты прошлого. В один прекрасный момент люди развязали ядерную войну, в результате которой значительная часть планеты оказалась поражена радиацией. В ходе адаптации к новым условиям земляне превратили планету в одну гигантскую корпорацию, провозгласили новые ценности и начали вести войны с колонистами Марса и Венеры. Однако, ничто не вечно под луною, и боевые действия рано или поздно должны прекратится. А, что делать с армией и флотом? Куда девать кучу народа, которая только и умеет, что воевать?
Читатель начинает знакомство с героями «Экипажа» в очень тяжёлый для них момент. Война окончена, многие на Земле считают, что такой большой флот теперь не нужен, те кто радостными возгласами провожал армию и флот на войну их ненавидят. Сами военные морально разлагаются с высокой скоростью, не зная как быть дальше. При чтении «Экипажа» е меня постоянно возникали параллели с событиями 90-х годов прошлого века, когда с голубых экранов лились рассказы о том, что вчерашние враги стали нашими лучшими друзьями, грозные танки, величественные корабли, и прекрасные самолёты резали на металлолом, а престиж армии оказался на уровне Марианской впадины. И параллели эти не ограничиваются картиной деградации вооружённых сил. Сравнения построенного на Земле «народного капитализма» с радикальными экономическими реформами и именования кораблей в честь персонажей фантастических романов с начавшейся после распада СССР войной с памятью напрашиваются сами собой. Конечно, сказать, что эти сравнения плод воспалённого воображения одного отдельно взятого дитя перестройки. Но не стоит забывать ,что роман вышел в 1998-м году, и тогдашний его читатель просто не мог не провести такие параллели – слишком свежи они были в памяти у тех, чьи детство и/или юность пришлись на эпоху перемен.
Впрочем, аллюзии на современную на момент выхода книги Россию не единственное достоинство книги. Ценитель фантастики без труда найдёт на его страницах много отсылок к произведениям литературы и кинематографа, которые составляют золотой фонд этого жанра. К том же идея стилизовать роман под переводную фантастику приближает её к тогдашнему читателю, просто тонувшему в потоке переводной, или выдаваемой за переводную, литературы.
Но главное в «Экипаже» — экипаж. Олег Дивов создал прекрасную галерею образов, каждый из которых одинаково важен для сюжета будь то героический адмирал Рашен, Кенди, или Буровский.
Не отстают от них и герои второго плана. Один не исправимый матершинник Боб Рабинович своей яркостью и целостностью даст фору многим литературным героям. Кстати о мате – несмотря на насыщенность текста не цезурными словами и выражениями они не вызывают отторжения и всегда к месту.
На выходе мы имеем книгу прекрасную книгу, которая обеспечит Вам прекрасное времяпрепровождение на пару вечеров Только детям не двайте.
ukavgiz, 21 августа 2013 г.
Если б эту вещь читала первой, больше ничего бы не стала у Дивова читать. Грубая работа. И не только по причине присутствующего, как бы сказать... похабства, что ли. И не такое читали. И мат в книге весьма к месту использован. И «дивовский юмор» бронебойный — хорош, ничего не скажешь. Не считаю себя ханжой, но почему то коробило меня всю дорогу. Поняла — книга скучна. Я дочитала роман только потому, что деньги за книгу уже уплачены. Ведь мало одного юмора. Получился средненький боевичок. Скучно — и все тут!
Потом смотрю, это одна из первых работ автора. Должно быть, еще не хватало опыта и мастерства, чтобы, не используя конъюнктурные приемы, написать книгу одновременно и интересную, и умную и смешную (как, например, его же «Саботажник» или «У Билли есть хреновина»). Вообще, как я погляжу, разброс мнений о произведениях Дивова очень широк — от полного неприятия до влюбленности. И книги-то у него все очень разные. Интересный автор.
Sovoque, 14 августа 2013 г.
Так себе.
Постапокалиптический мир у Дивова не получился. Не веришь и в новый вид социально-экономического устройства, воцарившийся на Земле после Катастрофы. Не веришь и во все эти космические войны — просто потому, что не видно мотивации. И зачем, спрашивается, землянам воевать с марсианами? И какие, спрашиваются, могут быть космические пираты, если объем межпланетных перевозок не является сколько-нибудь выдающимся?
Стиль и юмор — обычная проблема Дивова и еврейских сатириков. Когда смотришь на них вживую, на интонацию, ажитацию, апломб, ощущаешь личную ауру — смешно до колик, до истерики. Когда читаешь эти же хохмы, написанные на бумаге — становится стыдно за себя и за человечество. Наверное, в жизни Олег Игоревич — очень веселый человек, и когда он является в изрядно накачанную коньяком компанию и с неподражаемым выражением произносит что-то в стиле «она была одета только в ниточку от тампакса» все плачут от счастья и покатываются со смеху. На страницах же такое читать... ну, есть в немецком языке такое понятие, «fremdscham» — когда знакомый в твоем присутствии проявляет себя таким кошмарным придурком и невеждой, что краснеешь за него пуще, чем за себя.
А вообще... да... Последние из русских. Возглавили эту, как ее... героическую борьбу. Нашли других русских. Но никакого шовинизма. Евреи, американцы, французы — они все очень хорошие тоже, правда каждый по-своему. Все заканчивается хорошо, финал вроде как даже открытый. С претензией на продолжение. Хорошо, что его не последовало.
kkk72, 28 сентября 2007 г.
Наверное, лучшая из вещей Дивова. Более точно показать армию, вернувшуюся с войны, а теперь разлагающуюся в мирное время, мало кому удавалось. Много мата, который именно здесь оказывается совершенно уместен. Много показной грубости, за которой прячутся многочисленные комплексы героев, с любовью описываемые автором. Много сильных чувств. Много крохотных эпизодов, которые не позволяют пройти мимо этой книги равнодушно.
Misericord, 16 февраля 2024 г.
Роман написан, по моему мнению, очень талантливо и всем требованиям жанра соответствует: сюжетная линия чрезвычайно увлекательна и не перегружена заумными техническими подробностями, авторский слог и наличие в романе эротической составляющей не вызвали никакого раздражения. Прочитал залпом, понял, что для меня это был редкий в последние годы случай искренней жажды продолжения чтения произведения. Автору большое спасибо.
alex2, 9 мая 2008 г.
Я смотрю, книги Дивова подходят далеко не всем читателям. Это не упрёк Дивову, и это не упрёк читателям. У его книг есть харизма. Но в чьих-то душах эта харизматичность не находит отклика. Ну и что? Да ничего.
У меня язык не повернётся назвать «Лучший экипаж Солнечной» просто боевиком. Боевиком ради боевика. Нет. Его книги всегда сложнее, многограннее, тяжелее чем просто боевик, хоррор или антиутопия. Дивов никогда не жертвует человеком, его душой, его мыслями ради действия. Что бы ни было в его книгах — космические корабли, зомби и вампиры или крутые слаломные трассы — им никогда не заслонить главного — человека и его чувств. Но: книга Дивова — это не песнь простому человеку. Его главный герой всегда ярок, сложен, трагичен и почти всегда несчастен. Более того, он редко бывает один. У Дивова хватает красок, чтобы в каждой книге полноценно изобразить не одного героя, и каждый раз чувствуешь, что тебе одинаково дороги они все. Умело, мастерски, еле заметными штрихами Дивов распахивает душу читателя и погружает её в мир своих книг.
В «Лучшем экипаже» героям предстоит выдержать не один поединок. Одни из них будут насыщены яркими вспышками боёв в пространстве, другие — сражением умов. Но главные поединки — это борьба с самим собой, с малодушием, стереотипами, с судьбой наконец.
Действие романа происходит в тёмные времена. Это, несомненно, наш мир, только отделённый от нашего времени столетиями и миллиардами жертв. Вы верите в предсказания Нострадамуса? Посмотрите, какой может стать жизнь, если они окажутся правдой. А ведь говорят, что до сих пор многое из них — сбылось.
Автор великолепно изобразил сцену для повествования, не пожалев тёмных красок там, где это нужно. Герои сталкиваются со множеством испытаний — подлостью, предательством, непониманием, страхом, неизвестностью. Всё это тяжким грузом падает на астронавтов. Как же сохранить людей в пригодном физическом и, главное, моральном состоянии?
На мой взгляд, Олегу Дивову великолепно удаётся передать атмосферу на боевых кораблях, особенности взаимоотношений экипажа. Вся эта матерщина и попойки не выглядит не выпендрёжем автора, ни чернухой. Дивов заставляет поверить в то, что это и есть правда-матка, не галуны-медали-ходьба строем, а именно она, сермяжная, без утайки и прикрас. И у нас есть причина верить, поскольку кому знать, как не ему?
Сумасшедший дом — такая ассоциация пришла в голову одному моему знакомому, читавшему книгу. Ну так они и есть все сумасшедшие, эти бравые астронавты. Только им и по силам выжить в таких условиях. Повествование сдобрено типичным дивовским ехидным юморком, но оно искреннее, берущее за душу, иногда нежное и наивное. Да, вот ещё что: заметьте, в книгах Дивова никогда не бывает половинной, ненастоящей любви. Это всегда чувство, сметающее все барьеры и преграды, герои растворяются в нём до конца, и становится даже не по себе от того, что ты стал как бы свидетелем чуда, не предназначенного никому, кроме двоих.
Ну и конечно, Олег Дивов никогда не упустит возможности поиграть с читателем. Как вам Москва и москвичи? Наверное, по мнению Дивова, вне Москвы надежда на возрождение России, но это касается, думаю, не только романа. Это аллюзия на современную жизнь. Ну а с нами, украинцами, вообще здорово управился: «Был когда-то — пишет — такой народ...»:wink:
Ёла Пална, 2 декабря 2016 г.
В очередной раз скажу, что очень люблю читать Дивова, но книги его мне не нравятся. Объясню сейчас. Я не ханжа, мата не боюсь, наоборот даже люблю когда так «вкусно» ругается мужчина. Это, как бы, обязательные условия, мужчина и искусное ругательство. Когда мат употребляется в качестве междометия не выношу, так же, как и мат из женских уст (в большинстве случаев). Так вот тут мы имеем весьма искусного в этом отношении, вне всякого сомнения, мужчину. Ибо даже лирические сцены, а их там есть вплоть до эротики, настолько брутальны, что у меня по бабски дух захватывало. Я просто обожаю язык Дивова, диалоги, персонажей. Мне симпатичны положительные герои, даже не смотря на то, что Дивов всякий раз намеренно отягощает их злом. Отрицательные тоже не однозначны, их зло противно, в отличие от того харизматичного, которым награждены положительные. Порой негативы вызывают даже сочувствие, но при этом, ни в коей мере не дают оснований усомниться в разумности поступков их оппонентов. У Дивова интересные и очень близкие мне понятия о дружбе, любви, вражде, ответственности, морали и многом другом. Так почему книги то не нравятся? Манера изложения. Дивов пишет так, словно ведёт репортаж с места действий, или фельетон по материалам журналистского расследования. На мой вкус... я повторю. НА МОЙ ВКУС эти жанры не лучший выбор для художественной литературы. Мне всё время кажется, что у меня отнимают моё читательское право почувствовать развитие, сопоставить факты и сделать свою собственную оценку. Сухие экскурсы в прошлое (будущее, параллельный мир, вправо, влево...) лишают меня части положенного повествованию экшена. И, знаете, я не понимаю почему! Экшн у Дивова получается очень даже на уровне.
Говорят, сам Дивов объяснил отсутствие у «Лучшего экипажа...» премий и номинаций чрезмерной нецензурой. Не знаю насколько это правда, но на мой взгляд, это лучшее из всего что я у него читала. Смысле, я тоже не нахожу другого объяснения. Вот как-то так...
Lavaget, 7 марта 2007 г.
Очень слабая и посредственная вещь. Начало — 3, середина — 2,5, окончание – 1 из 5-ти баллов. Во время чтения ожидаешь, что сейчас вот все и начнется, (если бы не Выбраковка бросил бы еще давно), концовка невнятная и непонятная. Абсолютно не понятно, что нам автор хотел сказать на 350 страницах. Герои картонные, плоские и гротескные, за время повествования нить сюжета терялась неоднократно. Слабая книга, разочарован, что начал читать эту муть.
VovaZ, 28 сентября 2016 г.
О чём бы не писал Дивов, прозу, фантастику, политтриллер, это всегда выходит о его службе в Советской Армии. :)
Любое повествование автора основано на описании попыток людей, с нестабильной психикой, выжить, а так же, реализовать некие, совершенно невменяемые планы, на фоне перманентного бардака, и столь же невменяемого окружения. Служившие в любой армии мира меня поймут.
«Лучший экипаж», собственно, очень типичный представитель творчества автора, как прошлого, так и будущего.
Сюжет выписан очень слабо. Сюжетная интрига присутствует, однако, её реализация крайне куцая. Ход событий очень быстро оставляет основную сюжетную линию, и начинает реализовывать совершенно иную. Финал не чёток, и к основному сюжету вообще отношения не имеет. По основной интриге, роман, не завершён.
Сценический драйв высок. Большинство сцен захватывают при чтении.
Типажи героев не вполне живы, но интересны. Автор несколько перестарался с «психической линией» образов героев, несколько перенасытив персонажи, в этом плане.
Роман, будучи написан в конце 90-х, чудовищно перегружен типичными комплексами, как самого автора, так общества, современного написанию романа. Исламофобия, еврейский вопрос, русский вопрос, сексуальные проблемы и много-много тд... Дивов честно пытается иронизировать, но через гротеск памфлета частенько проступает искренность.
Не смотря на лёгкий язык, роман читается не просто, из-за упомянутых сюжетных сложностей. Однако, как произведение своего времени, достаточно интересен.
ivan2543, 4 апреля 2011 г.
Очень долго я добирался до этой книги. С одной стороны, привлекал высокий рейтинг на ФантЛабе, с другой – отпугивали негативные отзывы знакомых.
Впечатления остались противоречивые. Два классика американской НФ в свое время создали два противоположных образа армии в литературе – романтический образ суровой школы, воспитывающей из людей настоящих ответственных граждан и патриотов (Роберт Хайнлайн) и сборище головорезов и пушечного мяса, жертв военных афер (Гарри Гаррисон). Олег Дивов решил создать некий взвешенный объективный образ Вооруженных Сил будущего, попытаться разобраться в том, что же такое армия и как к ней относиться.
Собственно, эта задача и определила недостатки книги. В ней постоянно наблюдается дисбаланс между сатирой и героикой, пародийностью и пафосом. Автор то рисует персонажей сущими клоунами – и вдруг начинает повествование об их трагически нелепых судьбах. А среднего нет – «Лучший экипаж…» кренится то на один борт, то на другой. Постоянно не хватает какой-то объединяющей силы, которая смогла бы сделать роман гармоничнее.
Насчет юмора – здесь тоже есть вопросы. С одной стороны, много постмодернистских отсылок и «пасхальных яиц» — эрудированному читателю будет очень интересно их находить. Хватает и весьма оригинальных комических ситуаций. Но с другой стороны, как-то напрягает зашкаливающее количество шуток на сексуальную тематику. Это, конечно, объясняется пародированием американской литературы и кинематографа, которые эту тему также нещадно эксплуатируют. И все же насчет живого неотцензуренного солдатского юмора – это лучше «Саботажника» или «Оружие Возмездия» почитать. Правда, «Лучший экипаж…» был написан раньше, что много объясняет.
Относительно же серьезной части романа – здесь с автором трудно не согласиться. На войне всему есть место, и подлости, и героизму, и зачастую необходимость подвига возникает именно из-за чьей-то подлости. И, безусловно, герои книги заслуживают уважения – несмотря на то, что их изломанная войной психика балансирует между состояниями хулиганистого подростка и загнанного в угол хищника. Армия по Дивову – неизбежное зло, организация, которая ежесекундно проверяет солдата на прочность, а в военное время – мгновенно раскрывает все темные стороны его характера. Настоящим героем можно назвать того, кто прошел через все это и остался человеком. Да, в идеале армия – гарант мира и безопасности, но в реальности, чаще всего – инструмент грязных политических игр под видом какой-нибудь «борьбы за демократию». И все же не стоит забывать, что первоначальный смысл этой профессии – «Родину защищать».
И насчет патриотизма – мне он навязчивым в романе не показался, эта тема важна для идеи романа. И, конечно, поселение выживших русских – это, скорее, патриотический символ, чем реалистическая деталь. А когда про памятник Петру читал – вообще ржал до упаду. Вот и Дивова это скульптурное чудище достало.
Итог: очень странная книга, постепенно по ходу сюжета превращающаяся из сатирической и пародийной – в трагически-гуманистическую. Во всем этом чувствуется какая-то неорганичность. Но в общем-то, «Лучший экипаж Солнечной» вполне стоит прочтения, хотя по сравнению с более поздним «Саботажником» проигрывает.
Ny, 29 ноября 2006 г.
Сюжет не захватывает, несмотря на попытки автора сделать его интересным. Эротические и порнографические сцены только раздражают своим обилием и неуместностью, а также безобразным содержимым. Да и идея стара и нового автор внести не смог, лучше перечитать «Эшелон» О. Смирнова, ей-богу. Герои, как люди, совсем не интересны.
Для стеба мелковато, для космооперы нудновато, для философского боевика умных мыслей маловато. Что-то не заладилось у меня с этой книгой.
Molekulo, 16 августа 2023 г.
Эта книга начинается как порно-фанфик и на всем своем протяжении держит, так сказать, марку. Для девяностых, наверное, это было необычно и вызывающе, сейчас же смотрится уныло.
Абсолютно все герои книги поехавшие. Так-то оно немудрено для военных космонавтов, постоянно находящихся в замкнутом пространстве с такими же поехавшими. Да и ядерная катастрофа и последующее восстановление Земли тоже не сильно добавляют культуры. Тем не менее, мне кажется, что психических расстройств здесь перебор.
Несмотря на далекое будущее и сильно изменившийся мир в романе все персонажи обладают невероятно утрированным, прямо-таки клюквенным национальным колоритом, о чем регулярно сообщают друг другу. Ну, вы знаете, эти русские, им только дай бутылку водки и начинай выслушивать загадочную русскую душу.
Сам мир романа мне показался не очень продуманным, а, скорее, выполняющим роль декораций. Ни наука и техника, ни социальная и экономическая жизнь постапокалиптической Земли не выглядят правдоподобными. А вот сам сюжет вполне ничего, за исключением концовки и линии с пришельцами.
PS. Приятное замечание — ругательства и вообще слова на русском переданы zamechatelno. Прямо навеяло классическим moloko plus.