Джеймс Дэшнер «Бегущий по лабиринту»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Вчера они были обычными парнями — слушали рэп и рок, бегали за девчонками, ходили в кино... Сегодня они — пешки в чужой игре, похищенные неизвестно кем для участия в чудовищном эксперименте. Их память стерта. Их новый дом — гигантский комплекс, отгороженный от еще более огромного Лабиринта стенами, которые раздвигаются утром и замыкаются вечером. И никто еще из тех, кто остался в Лабиринте после наступления ночи, не вернулся... Ребята не сомневаются: если они сумеют разгадать тайну Лабиринта, то вырвутся из заточения и вернутся домой. Но кто рискнет жизнью ради общей цели? Кто пойдет практически на верную смерть? Только двое — паренек по имени Томас и его подруга — Тереза...
Входит в:
— цикл «Бегущий по лабиринту»
Экранизации:
— «Бегущий в лабиринте» / «The Maze Runner» 2014, США, реж: Уэс Болл
- /языки:
- русский (4), английский (6), немецкий (2), испанский (1), итальянский (2), украинский (1), не указан (1)
- /тип:
- книги (17)
- /перевод:
- Н. Вишневская (1), Д. Евтушенко (4)
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
miamortu, 18 октября 2014 г.
Бываю такие книги — они написаны лёгким живым языком, а постоянный экшн придаёт повествованию даже некоторую увлекательность. Поэтому они очень легко читаются. Однако в конце, когда последняя страница перевёрнута, остаётся только одно желание: прийти в дом к автору и написать у него на лбу маркером простой русский вопрос: «зачем?»
Особая ирония состоит в том, что герои «Бегущего по лабирину» тоже очень этого хотели. Но давайте попробуем разобраться в происходящем:
И для того, чтобы бороться с этой болезнью, группа учёных:
- тестирует миллионы сирот;
- самым способным из них стирает память;
- и отправляет их в лабиринт;
- где следит за ними и снабжает всем необходимым;
- каждую ночь стены лабиринта передвигаются;
- а ещё по ночам выползают огромные боевые слизняки, обкалывающие героев наркотой, от которой они фрагментарно вспоминают прошлое;
- но центральная комната на ночь автоматически запирается, поэтому всё норм;
- подопытные (полсотни пацанов) должны найти выход из лабиринта;
- чтобы ускорить процесс поисков (который тянется уже больше двух лет) в лабиринт отправляют главного героя;
- он рыцарь, альфа-самец и при этом душевно страдает;
- а следом за ним отправляют бабу;
- она телепатка;
- и её ни разу не изнасиловали (это не связано с предыдущим пунктом);
- потом отрубается голограмма неба и ворота, закрывающиеся на ночь;
- слизняков становится больше и они переходят на новый уровень борзости;
- но главный герой находит выход и всех спасает;
- ну, то есть всех, кроме своего лучшего друга;
- в конце их подбирают боевые бомжи на автобусе, которые строят из себя робингудов, но на самом деле работают на тех же учёных;
- и вся эта честная компания уезжает в закат к следующему испытанию.
Чем объяснить эту феерию здравомыслия... Я не знаю. Возможно автора покусал злой протуберанец.
Если объективно, роман получился не таким уж и плохим. Действие не провисает и не застаивается, саспенс и сурвивал присутствуют, герои правда картонные и монстров всего один вид, зато язык очень кинематографичен. В общем, плюсы есть, но к Дэшнеру я впредь на пушечный выстрел не подойду.
hooook, 22 января 2018 г.
Как недавно сказал один блогер, чтобы написать хорошую рецензию, нужно чтобы у вас полыхало в голове, в сердце или в заднице. Как обычно, для меня сработал последний вариант. Но хорошую рецензию я писать не собираюсь! Я только собираюсь рассказать, что и от чего у меня полыхало во время чтения, и все еще не унимается теперь, когда эта ***ня позади. Надеюсь, будущие читатели обратят внимание на стотыщ отрицательных отзывов.
Завязка у этого замечательного романа вроде бы интересная. В некоем лабиринте собраны детишки, и ты ожидаешь как максимум что-то вроде Повелителя мух или Королевской битвы, а как минимум — Голодных игр, с выпиливанием персов и т.д. Но получаешь... самый натуральный Дом 2, в котором персонажи пытаются строить отношения, обладая соответствующим словарным запасом и уровнем развития. Только отношения не любовные, а иерархические. В общем, все ругаются и/или тупят. Персы все равно выпиливаются, но ты этому только рад.
О персонажах подробнее. Характеристика каждого может уместиться в паре слов, и за всю книгу вряд ли потребуется что-то добавить.
О том, что сюжет абсолютно бессмысленный, а главная идея настолько глупа, насколько это вообще возможно, я и говорить не буду. Это даже сам Дэшнер понимает, на ходу заделывая дыры следующим оправданием:
Кстати, насчет Глэйда. Есть такие книги, которые цепляют не сюжетом, а атмосферой, которые становятся домом или хотя бы местом, куда читателю хочется вернуться. К таким книгам я отношу Поттериану и Дом, в котором. В сюжетах у Роулинг и Петросян нет ничего особенного, но у них есть преданные фанаты, которых «приняли» Серый дом или Хогвартс. Расписание занятий Гарри Поттера, его отношение к изучаемым предметам, поездки в Хогсмид, коридоры Хогвартса, факультетские обычаи, квиддич, наконец — все это оживляет вселенную Роулинг. Даже такое место, как дом для детей-инвалидов у Петросян становится интересным, загадочным и даже сакральным. Глэйд же, как и Лабиринт, — пустышки, у них нет ни характера, ни атмосферы, это царства уныния и скуки.
И под конец о том, что меня добило. Это два момента:
Первый — развитие сюжета почти до самого финала ни к чему не ведет, а служит только введением.
Второй момент —
Возможно, я слишком стара для этой книги, ведь она рассчитана на подростков. Хм, оценила бы я ее в свои 14? Это в сравнении с Крапивиным, Лемом, Стругацкими, Беляевым и Булычевым? В сравнении с Дюма, Верном, Желязны, Кларком, Брэдбери, Азимовым, Берроузом, Гаррисоном? Никаких шансов, Дэшнер, никаких шансов.
white noise, 29 января 2016 г.
В начале напомню всем о том, что согласно регламенту сайта, причиной для того, чтобы поставить минус, является качество отзыва, а не личное несогласие с мнением, изложенным в нём. Заранее спасибо. Теперь — по существу.
«Мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус» — именно эта фраза лучше всего характеризует мой опыт знакомства с Дэшнером и его «Бегущим в лабиринте». Казалось бы, у Автора есть всё, что необходимо для написания если не шедевральной, то хотя бы не тошнотворной книги: не новая, но вполне себе интригующая идея, огромный лабиринт, множество героев, экшн... Не вышло.
Основная проблема Автора – язык. Как такового, его нет. Есть набор штампов и клише, берущихся в произвольном порядке как для описания окружающей обстановки и внешности «приютелей», так и для попытки их «очеловечить». Итог плачевен: даже главные герои напоминают кукол из папье-маше и вообще кого угодно, но никак не людей. Они ведут себя настолько фальшиво и пафосно, словно они не подростки, до предела напичканные гормонами и адреналином, а второгодники театрального училища в каком-нибудь захолустье (кстати говоря, с пафосом, впервые отчётливо проступающим в повествовании с момента прибытия Терезы, Читателю придётся смириться и жить до самой концовки книги). Второстепенные – ещё хуже: либо готовые типажи типа «здоровяк», «рубаха-парень», «скандалист», «прирождённый лидер», «bad ass», «лузер», либо – безликая массовка, не прорисованная вовсе. Убоги и окружающие декорации, картонные настолько, что даже таблички с надписями из «Глобуса» времён Уильяма Шекспира способны соперничать с ними в величественности. Всё, начиная от самой концепции Лабиринта и содержащегося в нём Послания (поражающего, кстати, глубиной своей мысли), заканчивая описанием Армагеддона:
наводит на мысль о явных проблемах с логикой у Автора: а как иначе объяснить тот факт, что в книге, предназначающейся для подростков, столько крови? Ссылки на психологию и натурализм засчитать не могу при всём желании, ибо в таком случае сюжет вышел бы из-под контроля сразу же после появления Терезы в Приюте, под завязку набитом вооружёнными холодным оружием подростками, находящимися в той самой стадии полового созревания, когда... в общем, вы меня поняли. Как бы понимая слабость изобразительных свойств своего литературного языка, Автор изо всех сил предпринимает попытки перейти от описаний быта и взаимоотношений «приютелей» к «non-stop action», но стоит только действию перенестись в незнакомые прежде Читателю декорации, как почерк Автора снова даёт о себе знать, действие «провисает», и кактус под названием «Бегущий в лабиринте», какое-то время казавшийся весьма съедобным, вновь обрастает огромными колючками.
Итог: первая часть ужасно невнятной, неправдоподобной, размазанной, но, как показывает практика, весьма кинематографичной трилогии для подростков, написанной ужасным языком. Знакомство с творчеством Автора продолжать не буду.
Red Key, 19 июля 2022 г.
Для детей. Рай беспощадный — для подростков (хотя тоже задерживал дыхание при глубоководных погружениях — внушало).
Лучше ознакомьтесь с:
Рыцари сорока островов
Феодал
Тактика малых групп
Angvat, 29 января 2018 г.
Взялся читать только из-за заинтересовавшей меня тематики – таинственный самоперестраивающий лабиринт, населенный чудовищами, и попытки выбраться из него. Увы, за исключением идем у автора не было ну вот вообще ничего. Поэтому книга забита штампами до отказа. Тут вам и массовая амнезия, что позволяет автору поначалу вообще ничего толком не объяснять, и крайне поверхностные второстепенные персонажи, и главный герой со всеми задатками Марти Сью, что по приходу в лагерь склеротиков тут же начинает все менять и демонстрировать невероятные навыки. Добавьте к этому совершенно детские пассажи автора по поводу того, как люди ведут себя в экстремальных ситуациях, порой столь приторно-наивные, что кажется, будто это книга писалась для каких-то золотых рыбок, а не для подростков. Надеюсь, мне не нужно объяснять, какая реакция будет у толпы подростков, черте знает сколько проторчавших у черта на рогах, на появление в их рядах девушки, будь они хоть все трижды джентльменами…
Но самое печальное во всем этом – финал, до которого я все же долистал по диагонали. Когда автор пытается начать объяснять, зачем был нужен лабиринт и все к нему предлагающееся, возникают ассоциации по поводу избитой шутки насчет девушки, которая производит хоть какое-то впечатление таинственности ровно до тех пор, пока не раскроет рот. Объяснения настолько кривые и нелепые, что лучше бы их вовсе не было. Действия тех, кто создал лабиринт, являются просто каким-то бессмысленным бредом, наспех привинченным к сюжету ржавыми болтами.То ли автор ну вот вообще ничего не смог придумать, то ли рассчитывал на полную непритязательность целевой аудитории касательно смысла всего происходящего. Скорее всего, имеем и то и другое. И продолжения, судя лишь по одним аннотациям, еще хуже. Чисто коммерческие поделки, написанные лишь из-за того, что писать меньше трилогии нынче не модно. Там уже даже лабиринта и чудовищ нет, вместо них развалины и набившие оскомину зомби.
По итогу имеем весьма слабое произведение, в котором автор, имея на руках в общем-то неплохую фабулу, вообще никак не развил ее в хоть что-то интересное. То, что этот цикл получил немалую популярность – в основном скорее заслуга маркетологов.
Vostokoff, 16 октября 2021 г.
Томас просыпается без воспоминаний на поляне в центре огромного лабиринта. Группа мальчиков живет там изолированно от внешнего мира. Ежедневно отправляют в лабиринт двух «бегунов» на поиски выхода – уже три года безуспешно. Ночью лабиринт закрывается и наводнен монстрами. Вместе с Терезой, единственной девушкой на поляне, Томас пытается разгадать тайну лабиринта и найти выход.
История захватывающая с самого начала. Уже через полстраницы я не могла оторваться от чтения. Писатель выбрал очень удачный стиль для рассказа который позволяет следить за всеми персонажами и понимать их действия и мотивы. Как читатель, вы действительно чувствуете связь с персонажами книги. Понятны их сомнения, надежды, страхи... Такое ощущение, что ты сам в лабиринте.
Даже если вы уже видели фильм, книгу обязательно стоит тоже прочитать. Книга написана гораздо подробнее. А если вы впервые читаете «Бегущего в лабиринте», рекомендую сначала прочитать книгу, а потом посмотреть фильм.
bananawolf, 25 апреля 2020 г.
Середнячок в списке зарубежных подростковых антиутопий. Вроде бы интересная задумка: лабиринт, загадки, чудовища. Но реализация... Нет понимания мира, очень много действий, я бы сказала. Да, мальчишки ограничены в пространстве, но тем не менее они постоянно трудятся, стараются улучшить свое место обитания. Можно было бы развернуть тут что-то интересное, а в итоге получилось плосковато. И очень быстро они из этого лабиринта выбрались, как-то не успеваешь прочувствовать их эмоции, отчаяние.
Отдельно стоит упомянуть язык автора. Он почти никакой. Не смотрела оригинал, но не думаю, что перевод может настолько убить повествование. Такое чувство, что автор считает мальчишек-подростков (причем неглупых и сообразительных!) очень примитивными существами. Оставь их без взрослых и девчонок, и первым делом они начнут придумывать туалетный сленг.
Не ставлю совсем низкую оценку, потому что понравилась задумка и приключенческий элемент.
qwazylisiy, 2 февраля 2018 г.
В книге плохо все, повествование ведется языком связным, но не литературным( неологизмы чего только стоят), что в принципе норм в данном жанре, но лишь в том случае если есть иные сильные стороны: сюжет и/или сеттинг. Сюжет вторичен и мутен как каждое третье современно произведение(или второе?). Сеттинг- дает понять что у автора туго не только со способом изложения, но и с воображением. Все это объясняется тем, что мода на подростковые антиутопии сходит на нет и молодые авторы очень стараются успеть написать что-то под экранизацию, что бы «срубить бабла», а для этой цели сгодится и фабула в зачаточном состоянии и картонные герои.
ConstructorCS, 14 ноября 2019 г.
Редкостное произведение!
Я вообще раньше дочитывал книги какими они бы небыли, но это единственная (язык не поворачивается назвать книгой) по формальному признаку книга у которой я не смог осилить 21 страницу.
Аффтор просто жжот! Я думаю еще с пару десятков произведений (к пенсии) и его можно будет читать. Тут кто то пеняет на подростковую аудиторию, а что это повод исписать плохие книги? Я вот что то не заметил у Крапивина и пр. писателей что бы они ссылаясь на детскую аудиторию писали туфту! На оборот для детей, подростков надо быть более строже к тому что пишешь.
Мое мнение полное г!
lammik, 11 октября 2017 г.
Если рассматривать первую часть в отрыве от остальных книг трилогии, то она не так уж и плоха — куча загадок, динамичный сюжет, не совсем картонные персонажи. Действие столь стремительно, что просто не успеваешь задуматься о том, что же собственно происходит, каковы мотивы создателей Лабиринта, в чём состоит их логика, просто надеешься, что со временем, в последующих книгах автор всё разложит по полочкам, ответит на все вопросы и сделает это изящно и красиво. Так вот, этого не будет! И если вы привыкли доводить до конца чтение циклов, то лучше и не начинайте этот, ибо с каждой следующей частью вам будет всё хуже и хуже. Небезызвестный сериал Lost — это то произведение масскульта, которым, видимо, вдохновлялся господин Дэшнер.
feel it still, 17 июня 2018 г.
Слабый язык, дурацкий сюжет, плоские персонажи. Эту книгу очень сложно даже просто дотерпеть до конца, а тем, кто смог, нужно выдавать медали за упорство и денежную премию как компенсацию потерянного времени.
EvilCritic, 1 мая 2018 г.
Короче, гляди сюда шнурок, сейчас этот кланкорожий тебе расскажет и покажет, где гриверы ночью зимуют.
Итак, первое к чему хочу придраться — это к аннотаций, что тут написали струёй мочи по свежему талому снегу, вообщем зырь в корень гловер чё хочу сказать. Далее взято из аннотаций: «Вчера они были обычными парнями — слушали рэп и рок, бегали за девчонками, ходили в кино...», а теперь сюды зырь парень
Далее о самой книги, и тут шанк тебе предстоит нелегкое, а это выдержать массу сваленных эмоций в кучу, что ГГ будет чувствовать с меняющейся частотой штук 10 в секунду, а то есть: то он испуган, то тут же радуется, секунду спустя он плачет и рыдает, одновременно смеясь, одновременно ругаясь, одновременно кушая сэндвич (сэндвич, КАРЛЛЛЛ!! то есть если бы писал русский автор, то в лабиринте они бы кушали пирожки с капустой, а если писал бы японец, то наверно суши с рисом, ну а если немец, то шницель с баварским пивом.) Так же среднестатистический подросток в представление автора должен постоянно плакать и рыдать, причем делать это максимально не естественно. Ребят, что посадили злые нацисты в лабиринт ведут себя постоянно вопреки логики и здравому смыслу, а то и вообще кажутся пародией на самих себя. Главное, что после прочтения возникает в голове, это вопрос жирными буквами — А КАКОГО ХРЕНА!?(кричит Уилл Феррелл) Вся логика книги оказывается просто убита уже в первой части, что делает задумку всего просто бессмысленной и нелепой, хуже даже концовки в МАСС ЭФЕКТЕ.
И это не говоря про тучу шаблонов, что неожиданно свалятся на вас как снег на голову работников ЖКХ. Наш бегун, наш полководец, наш гений мысли, наш спаситель, наш... наше всё вообщем или короче марти-сью детектэд опять появится в виде яркого лидера что бы всех победить, всех научить, как надо делать и всех покорить своей харизмой, заставив любить и восхищаться своей персоной. Гёрла нашего бравого плаксы тут типична во всей своей красе: умная, красивая, храбрая, непокорная, а главное спокойна как танк, абсолютна не беспокоясь, что там кучу парней неизвестно с какими мыслями(писал бы Стивен Кинг, ох как бы ей не поздоровилось).
Вообщем, все как говорят у нас на родине пирожков с капустой — начали за здравие, а кончили за упокой, и причем полный упокой, как штаны бегуна полны кланком после встречи с голодным гривером.
Что же посоветовать в данной ситуаций? Посмотрите лучше фильм, там более удачно удалось воссоздать весь бред автора обойдя некоторые нелепости книги. Нет, фильм мне даже чем-то понравился если быть честным, но вот книга разочаровала. Ставлю бал повыше за экранизацию и за то, что он там не рыдал везде и всюду как последняя плакса.
Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Я не питала иллюзий насчет этой книги, но что-то в описании меня зацепило. А зря. Читалось очень легко, увлекательно; более того, по мере развития сюжета и раскрытия подноготной происходящего (так как изначально читатель, как и главный герой, не знает и не понимает вообще ничего, и никто не хочет объяснять, и это изрядно подбешивает) появляется и интерес к развязке. Словом, я начала считать, что роман не так уж плох, как вдруг финал разрушил все надежды.
Просто ЧТО. ЭТО. БЫЛО? Зачееем???
Допустим, невнятная предыстория не особо мешает: в конце концов, если хочешь выдумать что-то новое, то придётся смириться с тем, что все адекватные варианты уже были описаны. Но мотивация создателей Лабиринта заставляет задуматься, не поражён ли и их мозг той самой Вспышкой.
Самое обидное, что персонажи не прописаны совсем. Они все условно одинаковые. И никому не сочувствуешь, убийства воспринимаются как бытовуха, а переживаниям выживших не веришь вообще.
Наверное, это не худший образчик подростковой прозы, но явно близкий к этому.
Deliann, 10 апреля 2014 г.
Давайте поговорим о так называемых «молодежных антиутопиях», которые нынче очень популярны. Я познакомился с жанром благодаря «Королевской битве», колоритной и зрелищной, невнятной в плане сюжета и местами странноватой. За ней последовала «Долгая прогулка», с поразительным психологизмом, эффектом присутствия, и вместе с тем отсутствием логического объяснения всего происходящего. Затем были «Голодные игры» (плод порочной любви «Сумерек» и «Королевской битвы» с неоперабельной опухолью социальщины), «Рыцари сорока островов» (с обоснуем и комфортабельностью условий для персонажей здесь чуть лучше, однако по остальным фронтам история проигрывает своим коллегам) и, наконец, «Бегущий по лабиринту». Касаться темы «Бегущего человека» и прочих «Плат за риск» я сейчас не буду, т.к. при сходной основе эти произведения относятся уже скорее к «социальной антиутопии» и оценивать их стоит по иным параметрам.
Так вот, «Бегущий по лабиринту». Решение прочитать книгу пришло спонтанно: то на фантлабе отзыв появится, то в новостной ленте мелькнет трейлер экранизации, то фандом этой вселенной даст о себе знать, то в книжном магазине книга взгляд притянет. Вот и потянуло меня составить собственное мнение об этой истории.
Главный герой приходит в сознание в странном темном лифте. Все, что он помнит о себе, – свое имя. Его зовут Томас. Лифт куда-то поднимается. В конце подъема Томаса встречают незнакомые ребята и постепенно вводят его в курс дела. Место, где они находятся, называется глэйд. Сами парни называют себя глэйдерами. Вокруг них – гигантский Лабиринт, из которого никто еще не находил выход. Проход в Лабиринт открывается утром и закрывается ночью. Никто еще не выживал там после наступления темноты, т.к. в Лабиринте обитают опасные твари. Глэйдеры занимаются выживанием: каждый приносит лагерю такую пользу, какую может. То есть среди них есть повара, разнорабочие и т.д., но главная профессия – Бегуны, парни, которые утром бегут в Лабиринт, стараясь запомнить его коридоры и найти выход. В общем, жизнь Томаса круто изменилась, причем явно в плохую сторону.
Увы, но это явно не лучший представитель жанра. Психологизма и интересных персонажей катастрофически не хватает. Логика местами страдает. Достоинства истории – довольно хорошо прописанный экшн и интригующая завязка. Последнее, кстати, в конце книги становится недостатком, т.к. толковых объяснений мы не получим, все перенесли в продолжения. В результате книга не самостоятельна и всем, кому интересно, в чем же дело, придется покупать продолжения.
Читать рекомендую для отдыха мозга. Экранизацию, пожалуй, посмотрю, хотя и понимаю, что фильм, скорее всего, получится на один раз, при таком-то первоисточнике.
aleksmir, 24 ноября 2014 г.
Зря потратил время. Причём в начале я действительно считал, что она интересная. На второй части меня распирало восхищение и я наслаждался всем происходящим. Я читал и читал не отрываясь, чтобы понять, чего же хочет сказать автор, какую «гениальность» он пронесёт через все три части. И да, я жаждал узнать ответы на все вопросы. В итоге — крах. Такое ощущение, будто у автора была идея «номер раз». И он творил, творил, творил... и тут у него появилась идея «номер два». Гениальнее первой. И он «пересел» на неё. И творил, творил... А потом были идеи «номер три», «номер четыре» и так далее. В итоге Дэшнер сам не понял, что же он хотел сказать, чем всё хотел закончить, да и вообще ради чего всё затевалось. После прочтения осталось ощущение, что я прочитал что-то довольно пакостное, но пытающееся казаться хорошим. Сначала советовал жене. Потом посоветовал даже не начинать. Даже если вам понравится вначале, крах надежд вам почти обеспечен.
И да. Л.Н. Толстой умудрился в «Войне и Мире» создать 216 совершенно разных персонажей. В этой книге огромное количество действующих лиц. Но это не люди, а просто «живое мясо». Кто-то есть. Эти безликие и безымянные люди появляются из ниоткуда и, либо умирают, либо исчезают также бесхитростно, как и появились. Самих главных героев здесь мало, и они почти «никакие». Очень грубые типажи: «драчун», «грубиян», «Избранный Супермен», «девчонка Супермена», «вторая девчонка Супермена», «просто девчонка». Нет, всё, хватит ругаться. Отбой.