fantlab ru

Анджей Сапковский «Дорога без возврата»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
3734
Моя оценка:
-

подробнее

Дорога без возврата

Droga, z której się nie wraca

Другие названия: Дорога, с которой не возвращаются; Дорога, откуда не возвращаются

Рассказ, год; цикл «Ведьмак Геральт»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 223
Аннотация:

У дороги стоит столб. На столбе надпись: «Ты, что придешь с запада. Налево пойдешь — вернешься. Направо пойдешь — вернешься. Прямо пойдешь — не вернешься». Куда пойдут молодая друидка и воин, не трудно догадаться...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Wiedźmin», 1990 г.

— антологию «Истребитель ведьм», 1990 г.

— журнал «ПиФ: Приключения и Фантастика. Выпуск 9», 1990 г.

— антологию «Co większe muchy», 1992 г.

— антологию «Трактат о ведьмах», 1992 г.

— сборник «Coś się kończy, coś się zaczyna», 2000 г.

— сборник «Maladie i inne opowiadania», 2012 г.

— антологию «Девятнадцать стражей. На грани миров», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Истребитель ведьм
1990 г.
Истребитель ведьм
1990 г.
Ведьмак
1991 г.
Трактат о ведьмах
1992 г.
Дорога с которой не возвращаются. Доля истины
1993 г.
Дорога без возврата
1999 г.
Владычица Озера. Дорога без возврата
2001 г.
Дорога без возврата
2003 г.
Цири
2004 г.
Цири
2004 г.
Владычица Озера. Дорога без возврата
2008 г.
Цири
2013 г.
Дорога без возврата
2015 г.
Девятнадцать стражей. На грани миров
2017 г.
Дорога без возврата
2019 г.
Сезон гроз. Дорога без возврата
2019 г.
Ведьмак. Сезон гроз. Дорога без возврата
2020 г.
Дорога без возврата
2020 г.
Ведьмак. Сезон гроз. Дорога без возврата
2025 г.

Периодика:

«ПиФ»: Приключения и Фантастика. Выпуск 9
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Ведьмак Геральт. Том 1
2017 г.

Аудиокниги:

Сезон гроз. Дорога без возврата
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Wiedźmin
1990 г.
(польский)
Co większe muchy
1992 г.
(польский)
Maladie i inne opowiadania
2012 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дорога без возврата» – раннее произведение Анджея Сапковского, предваряющее знаменитую сагу о Ведьмаке. Рассказ фокусируется на событиях, происходящих задолго до рождения Геральта, и предлагает взглянуть на мир, где магия и предрассудки переплетаются в сложный клубок.

Сапковский погружает читателя в мир, полный опасностей и суеверий. Леса кишат чудовищами, люди боятся колдунов, а политические интриги плетутся за кулисами. Атмосфера мрачная и реалистичная, что является визитной карточкой автора. Описания природы суровы, поселения – бедны, а нравы – грубы. Всё это создает убедительную картину мира, где выживание – это постоянная борьба.

В центре повествования Висенна, целительница и чародейка, и Корин, опытный воин. Висенна, несмотря на молодость, проявляет стойкость и решительность, а Корин – мужество и верность долгу. Их взаимодействие развивается на фоне опасных событий, раскрывая их характеры и мотивации. Второстепенные персонажи также хорошо проработаны и вносят свой вклад в общую картину.

«Дорога без возврата» увлекает с первых страниц благодаря динамичному сюжету, полному неожиданных поворотов. Задание, которое Висенна и Корин должны выполнить, становится настоящим испытанием для них, проверяя их на прочность и заставляя делать сложный выбор. Автор умело создает напряжение, держа читателя в неведении до самого финала. Важно отметить, что рассказ позволяет взглянуть на истоки мира Ведьмака, показывая, как формировались отношения между людьми и монстрами, а также как развивалась магия. Особенно интересным является образ Висенны, которая в будущем станет матерью Геральта, и возможность увидеть ее становление как личности и чародейки. Легкий и понятный язык повествования делает чтение приятным и увлекательным.

Некоторые читатели могут отметить некоторую недосказанность в финале. Судьба отдельных персонажей остается неясной, что может вызвать чувство неудовлетворенности. Кроме того, рассказ лишен глубины и сложности, характерных для более поздних произведений Сапковского. Если сравнивать «Дорогу без возврата» с сагой о Ведьмаке, то он кажется более простым и прямолинейным. Отсутствие Геральта, главного героя вселенной, может разочаровать некоторых поклонников. Кроме того, связь между событиями рассказа и основной сюжетной линией саги о Ведьмаке не очевидна для тех, кто не знаком с предысторией Геральта.

«Дорога без возврата» – это достойное произведение, которое заинтересует как поклонников творчества Анджея Сапковского, так и любителей жанра фэнтези. Рассказ предлагает увлекательное приключение в мрачном мире, полном опасностей и интриг. Особенно рекомендуется к прочтению тем, кто хочет узнать больше об истоках вселенной Ведьмака и увидеть мир до появления Геральта. «Дорога без возврата» – это хорошее начало для знакомства с творчеством Сапковского, если вы еще не читали его более известные произведения.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Расказ достаточно поверхностен и во многом написан по «рецепту» других ранних рассказов о Ведьмаке (хоть и без оного) — есть идеальное, но победимое Зло, есть герои, по-человечески не идеальные, но стремящиеся к справедливости, есть обиженные и обижающие, у каждого из которых своя правда, есть схватки и магия — в результате взболтать не перемешивая — и коктейль «аля-Геральт» готов к употреблению. Но вот употреблять его уже после более крепких и выдержанных «напитков» в виде более поздних рассказов и романов автора уже не хочется, дабы не понижать градус.

Посему, несмотря на включение издателями этого рассказа в заключающие сборник, дополнительные произведения автора, рекомендую читать его либо до прочтения рассказов сборника «Меч Предназначения», либо с большим перерывом после. Хотя можно и вовсе не читать эти первые «пробы пера» — остальные произведения автора от этого только выиграют ИМХО.

Оценка: 5
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дорога без возврата. Довольно простенький, суховатый, но всё же интересный, ненапрягающий рассказ. Про то, как познакомились родители Геральта. Считаю, его необходимо прочитать для более полного представления мира Ведьмака. Что понравилось: написан в стиле первых рассказов про Геральта, всё в том же духе, но несколько слабее оных в литературном смысле. Можно было бы даже включить его в сборник Меч предназначения, т.к. всё таки о событиях, имевших место задолго до саги о Цири и Геральте.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажем так — после прочтения, ознакомиться с циклом о Геральте, желание вряд ли возникнет. Но и тем кто знаком — настроение не испортит. Крепенький, такой, рассказ по Вселенной. Немного чудищ, немного магии и немного романтики — в узнаваемом мире пана Сапковского. Хм... оказывается речь идёт о родителях Ведьмака. В общем — весьма неплохо.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень зримо отличается от других, прочитанных мной в сборнике «Последнее желание». Вполне справедливо и логично поэтому, что он не входит в состав этого сборника. Он другой, о другом и с другими героями, да и всем остальным в литературном плане он также отличается от прочих. Причем я бы не сказал, что в выгодную сторону. Нет, он почти также хорош, хоть и явственно видно, что это только проба пера, но за первыми чернильными пятнами уже видна крепнущая рука мастера слова.

Сюжет, однако, не отличается чёткостью прорисовки, глубиной образов и изящностью слога. Основная канва повествования проста и понятна, что в первом, что в последующих приближениях, а наполненные до предела действием страницы рассказа не несут особой смысловой нагрузки, философского подтекста, как последующие рассказы. Все события проходят под знаком однозначности, явно различая мир на плохое и хорошее: плохая бабушка-убийца возле камня, плохие Вороны, плохие карлики, плохой друид-ренегат, не говоря уже о Кащее. Хорошие Микула, Висенна, Корин (в какой-то степени). Без полутонов, скучно.

Весь рассказ Сапковский пугает меня Кащеем, все говорят, что «там — смерть», и я уже думаю, что «там» действительно что-то такое, от чего кровь стынет в жилах, ан нет – на поверку оказалось, что «там» всего лишь громадный паук-переросток, пусть и порождение чёрной, зловещей магии. Нет в нём ничего такого, с чем бы он устоял против хорошо вооружённого отряда с копьями и тяжёлыми арбалетами с магическими болтами. Убит был, в общем-то, просто, фактически одним заклинанием Висенны. Скучно.

Несмотря на всю «положительность» некоторых персонажей, какой-то симпатии к ним не испытываешь. Они не заставляют привязаться к ним, сопереживать, всё идёт своим чередом. Рассказ будничный, без изюминки и рассматриваться должен только как часть целого и большого, но не как самостоятельная единица.

И уж конечно, название «Дорога, откуда не возвращаются» очень неграмотное с точки зрения правил русского языка и не должно было появляться вообще. Либо уже после «дорога», должно следовать «...туда,», чтобы оборот был согласован, либо как другом названии «дорога, с которой…». Не возвращаются. Не погибают, но остаются там, где предначертано остаться Судьбой.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

История, описанная в «Дороге без возврата» — простая, никчему не призывающая фэнтези, конечно, написанная неплохим языком и населённая более-менее прописанными героями. Друидка встречает раненого парня, по виду, сущего разбойника, и они идут освобождать окрестные сёлы от банды разбойников. Естественно, у каждого свои цели.

Хорошо читающийся и легко забываемый рассказ. Ему далеко до вещей первых двух сборников о ведьмаке. По сути, всё, за что цепляетя взгляд здесь — это сам факт встречи родителей человека, который через несколько десятилетий войдёт в славный город Вызиму через Канатчиковы ворота...

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не очень интересно. Многое предугадывается, а стилистически весьма примитивно. Хотя опять же есть подозрение, что не обошлось без дефектов перевода. Атмосферности нет вовсе, мир воспринимается придуманным, за действием наблюдаешь со стороны, не сочувствуя героям. А Кащей, дважды позиционируемый как «смерть»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
побежден уж слишком легко
.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Совсем не обязательный рассказ, который, несмотря на год написания, таки стал фансервисом, ибо Сапковский решил в один момент сделать героиню — Висенну — мамкой Геральта, ну а Корина, соотвецна, папаней.

Еще не такой отточенный стиль автора, но уже хлесткий, меткий, с фирменным языком, с яркими портретами персонажей и разностью характеров, с экшеном и трагичностью, с поднимаемыми масштабными вопросами. Но те самые психотипы что лыцаря, что друидки, что кузнеца или чародея, — знакомы и не новы.

А сам сюжет и не особо впечатлил, честно сказать. Наверное, тайная обидка, что не про Геральта…

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма достойный рассказ, хотя достаточно проходной. Рассказ в духе первых двух сборников про ведьмака, хотя собственно самого ведьмака в нём нет, да и вообще, если честно, непонятно каким боком он в цикл про Геральта попал — ведь не почитай я другие отзывы, я бы ни в жизнь не догадался, что речь здесь идёт о родителях знаменитого Геральта. Перед этим я уже прочитал весь основной цикл и что-то их не упомню, а после этого, так и вообще возникает резонный вопрос, а что с ними вообще сталось, что ребёнок был отдан на воспитание ведьмакам и фактически был сиротой? С ними приключилось несчастье или они просто бросили ребёнка? К сожалению не помню, чтобы маэстро освещал этот вопрос, а не плохая могла история получится в дополнение к основной линии, история появления Геральта на свет.

Хочу ещё заметить, что кроме двух первых сборников остальной ведьмачий цикл меня разочаровал, так что после цикла попав на данный рассказ Сапковского, я снова испытал более тёплые чувства времён начала истории. Хоть рассказ и достаточно линеен и прост, но если это и проба пера автора, то весьма достойная.

И название многообещающее и поэтическое: Дорога без возврата...

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно неплохой рассказ. Но, по моему, слишком «обычный», т.е. в нем нет как значительных плюсов, так и минусов. В общем, средненько. :smile:

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решила взяться за цикл о Геральте, как положено все в хронологическом порядке, честно говоря если бы не комментарии не поняла бы, что рассказ повествует о родителях Геральта. Видимо это что то вроде пролога, хотя не почувствовала я здесь намека на дальнейшее развитие истории и длительную дружбу именно с этими героями. Рассказ легкий и не замысловатый и немного разочаровывающий для меня, в том плане, что настроившись, до конца ждала появления, именно Геральта.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Согласен с предыдущими оценками. Рассказ весьма сух и прост, почти не чувствуется фирменный стиль АС. Из-за этого он может рассматриваться только лишь как часть объемного цикла, читать его отдельно только ради получения каких-либо новых впечатлений практически не имеет смысла.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самое обыкновенное традиционное фэнтези. Традиционные декорации — средневековье, мир меча и магии. Традиционный сюжет — воин и маг против ужасного чудовища. Традиционные герои, каждый из которых строго выполняет положенные ему функции. И даже финал традиционный — причём настолько, что просматривается чуть ли не с первых страниц :).

Возможно, что приквел и несёт какую-то суперважную информацию, без которой невозможно правильное понимание всего цикла, но вначале, когда рассказ воспринимается как самостоятельное произведение, он просто напросто малоинтересен.

Кстати, не очень понятно, кто и зачем приколотил на дорожный столб ту дурацкую табличку с надписью из русских сказок? Прямо хохмач какой-то....

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая фэнтезийная история.

Друидесса и рыцарь. Мрачное предсказание, иллюзии, некромантия, экзотический, как водится у Сапковского, бестиарий.

Складные, с юмором и просторечьем, диалоги; зрелищая боёвка.

Факты: рассказ отнесён к циклу про Ведьмака задним числом. Сапковский решил сделать друидку с красивым именем мамой Геральта. Рыцарь из рассказа стал отцом ведьмака даже не по желанию Сапковского, а по решению сценариста комиксов по «Ведьмаку».

Поражает количество переводов «Дороги без возврата» на русский. Пять(!) разных переводчиков переводили рассказ. Почти как «Фауст» Гёте.

Прямолинейное фэнтези. Слог Сапковского виден и узнаваем. Прорыв для Польши 1988-го, сейчас читается уже как золотой фонд.

7(ХОРОШО)

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

И все-таки надо было Сапковскому остановиться в выборе на рассказах, а не на романах. В этом я не раз убеждался, и теперь убедился окончательно. Этот рассказ я прочитал уже после основных произведений цикла, и мне было приятно окунуться в рассказы. Разве что убийство чудовища смутило. Очень уж быстрая Оценка 8.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх