Анджей Сапковский «Божьи воины»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество | Протестантизм ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа | Центральная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Новые приключения чернокнижника Рейневана, уже знакомого любителям фантастики по роману «Башня Шутов». На этот раз он под личиной скромного лекаря появляется в Чехии, охваченной пламенем религиозных войн, дабы исполнить там тайную миссию. Однако у мастера Рейневана немало врагов. За каждым его шагом следят. И самая мелкая его ошибка может стать роковой.
Вторая часть трилогии. В Польше вышла в октябре 2004 года. В России — в 2006 г.
Входит в:
— роман-эпопею «Сага о Рейневане»
Награды и премии:
лауреат |
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2004 // Роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2005 // Польский роман года | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Фэнтези (Польша) | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Неанглоязычная переводная книга (Польша) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2004 // Роман | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2006 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези |
- /языки:
- русский (8), английский (1), украинский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Вайсброт (8), А. Порытко (2), Д. Френч (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 25 апреля 2025 г.
Исторический или шпионский?
У кого в руках Прага, у того и Чехия.
А Прага в руках гуситов, и это удивительное время, прообраз России после Октябрьской революции и Парижской коммуны. В отличие от того и другого — период почти не освещенный в культуре. Те же идеалы свободы, равенства, братства (с поправкой на ветер Средневековья), то же «страна в кольце врагов». Хотя гуситы (табориты, сироты, чашники — внутренние разногласия фракций были, и существенные, но из нашего с вами прекрасного далёка «+6 веков» все это про одно) — достаточно экспансивные гуситы, стремились прорвать блокаду и распространить свое религиозное реформаторство на соседние Польшу, Германию, Австрию. Католический мир ответил Крестовыми походами, обескровленная войнами Чехия после, с незначительными обрядовыми отступлениями, вернулась в лоно католицизма.
Но пока 1427, Реформация до Реформации, Революция до Революции и «мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Рейневан, медик, немного маг, с друзьями: монахом-воином-авантюристом Шарлеем и пришельцем из иных миров в теле громадного идиота Самсоном — в Праге. Примкнули к Божьему воинству (самоназвание гуситов). Прекраснодушный герой проникся идеалами Царства Божия на земле, реалист Шарлей использует все возможности для обогащения, имея в планах свалить после куда-нибудь в Константинополь и радоваться жизни. Самсон хочет вернуться в свой мир. Двигателем сюжета в этой части становится стремление героев помочь другу, ведь именно по вине их профанного экзорцизма он попал в тело дурачка. И вот, по канону рыцарского романа, в рамках которого Сапковский строит повествование, друзья отправляются на поиски колдуна, достаточно могущественного, чтобы это устроить.
Но страна воюет, не забыли? А где война, там шпионаж, СМЕРШ, ГРУ всех сортов, в Праге это ведомство возглавляет Богухвал Неплах и по поводу Рейневана у него немалые подозрения — не шпион ли? Отсюда бесконечные проверки и испытания, которым парень то и дело подвергается. Попытки завербовать/перевербовать в романе будут в количестве превосходящем пределы. А что же любовная линия? Сначала герою как-то не до того, хотя он шлет своей Николетте-Катаржине письма, которые остаются без ответа. Позже станет понятно, почему, и вообще она Ютта де Апольда, но будьте спокойны — «про любовь» в «Божьем воинстве» вполне себе есть.
Как и про магию, которая в романе появляется крайне дозировано, в традициях не фэнтези, но снова рыцарского романа, где без магов, заклятий, пророчеств не обходится, но они не самоцель, а скорее финтифлюшки. Резюмируя: «Сага о Рейневане» постоянно меняя черты жанровой принадлежности, превращается из рыцарского романа в пикареску, из шпионского в исторический, что сильно дезориентирует читателя. Серьезная проблема цикла в отсутствии эмоциональной привязки. Нет героя, которому остро сопереживаешь и безоговорочно поддерживаешь — вроде, все на месте, а в чем-то важном не докручено. И очень плохой аудиовариант, Сергей Ларионов — просто «кровь-из-ушей», после первых глав отказалась от аудиокниги.
gramlin, 3 февраля 2025 г.
Во второй книге цикла, «Божьи воины», Сапковский делает ставку не только на приключения, но и на масштабность исторического полотна. Если в «Башне шутов» история была лишь фоном, то теперь она становится полноценным действующим лицом. Гуситские войны выходят на первый план, а за ними — вся средневековая Европа, со своими кровавыми конфликтами, амбициями монархов и религиозными распрями.
Рейневан продолжает свой путь, но теперь его приключения больше напоминают не личное путешествие, а участие в огромной шахматной партии, где он оказывается пешкой в чужой игре. При этом автор не забывает о фирменном стиле — яркие диалоги, саркастичные замечания, обилие средневековых пословиц и афоризмов делают чтение по-настоящему живым.
Однако в этой книге появляется и то, что может вызвать споры. Сапковский начинает вводить элементы, не слишком соответствующие исторической реалистичности: шпионские организации, сложные разведывательные операции и тайные заговоры, которые в контексте XV века выглядят довольно сомнительно. Это может показаться чрезмерным, но если воспринимать роман не как строго историческое произведение, а как художественную интерпретацию той эпохи — эффектный и напряжённый сюжет оправдывает себя.
В итоге «Божьи воины» — это мощное продолжение, в котором приключенческий жанр и историческая хроника сплетаются в единое целое. Книга понравится тем, кто ценит не только захватывающий сюжет, но и сложную, проработанную историческую атмосферу.
Robin Pack, 8 января 2009 г.
Увы и ах. Большой размах не обещает крепкого удара. Размах пана Анджея был двойным: imprimus, потеснить Генрика Сенкевича в области национального эпоса, и secundus, скрестить сугубо исторический роман с фэнтези и алхимической мистикой.
А уж что выросло, то выросло.
Сильный эпос держится на сильных героях, за взаимоотношениями которых интересно следить. Они любят, ненавидят, убивают, умирают, предают, обманывают. Они своей драмой вызывают сочувствие, страх, уважение. У протагониста есть цель, которую он пытается достигнуть; есть герои, отношения с которыми ждут разрешения. Збышко, отправившийся на поиски Дануси. Или хотя бы д'Артаньян, едущий за подвесками. Даже если герой не вызывает симпатии, читателя приковывает напряжение: удастся ему, или нет? Успеет ли герой, или случится трагедия?
А Рейневан плывет по течению как, простите, дерьмо в половодье. У сюжета нет стержня, герой движется по инерции. Рейневан влюблен — и не ищет свою женщину, лишь натыкается на нее по воле автора-провидения. Он ввязался в войну — но на ее ход едва-едва влияет, и всем своим видом показывает, что в гробу войну видал. Война гуситов и силезцев — центральная тема книги, и она-то и не интересна ни герою, ни читателю! Какая разница, кто победит, если на обеих сторонах сволочи, а герой помогает «своим» чисто машинально, в уме осуждая их? Сцены боевых действий нужны пану Анджею только чтобы лишний раз продемонстрировать много-много жестокостей и в сотый раз повторить, что война — это плохо, п'нятненько?
Впрочем, и вояка из героя никудышный. Рейнмар, кажется, решил побить рекорд Алисы Селезнёвой по частоте попадания в плен. На протяжении 600 страниц романа его семь раз хватают, вяжут, везут куда-то, он сбегает, снова попадает в плен. Полкниги он занимается тем, что переходит из плена в плен, избегая расправы лишь по воле Автора.
Апатия, которая так и струится из главного героя, подчеркнута скучными героями второго плана — Таулер, Жехорс, Бисклаврет, Дроссельбарт... Все лишены яркой индивидуальности — просто имена в списке соратников. Все они довольно быстро гибнут. Пожалуй, Самсон Медок вызывает некоторый интерес — вокруг него бы и завращать события, создать интригу! Но вместо этого он то и дело пропадает из истории. В общем, главная составляющая эпического романа — сюжет и ведущий его главный герой — здесь подкачала так, что хоть плачь.
Стилистический эксперимент Сапковскому тоже удался лишь наполовину. Разумеется, бесчисленные аутентичные цитаты из латинских инкунабул, пёстрые названия силезских населенных пунктов и исторических деятелей эпохи — в общем, та мишура, которая так производит впечатление на поклонников Эко и «Имени Розы» — здесь выполнена на высшем уровне. А вот смешение жанров, фэнтези и исторического романа, получилось очень однобоким. Изредка появляющиеся «элементы» вроде мамуна Малевольта и оборотня Стенолаза — просто декорация. Их сверхьестественная сущность не играет в сюжете никакой роли. Впрочем, про сюжет см. выше: череду пленов и побегов Рейневана таким словом и назвать-то трудно. Даже четкого финала у романа нет — начинается с многоточия, и многоточием заканчивается.
Вот и получилась странная книга: огромный, тяжелый труд несомненно талантливого автора, с вниманием к мелочам — и фатальным невниманием к главному. Трудная для чтения и скучная книга — не потому, что «умная», а потому, что мучает вопрос: а не все ли равно, чем дело кончится?
baroni, 1 июня 2007 г.
Второй книге Сапковского из цикла о Рейневане невозможно дать однозначную оценку. А. Сапковский совсем не Г.Ю.Орловский, и тут простыми констатациями «понравилось» — «не понравилось» не отделаешься. Самый большой минус «БВ» — неудача с главным героем. Рейневан как бы остановился в своем развитии — по сравнению с 1-й книгой он не стал ни взрослее, ни умнее. Все также, по авторской воле, Рейневан продолжает ввязываться в различные неприятные истории и все также предсказуемо спасается самым чудесным образом. Схема подобного поведения была отработана еще в 1-й книге: «Рейневан хочет во что-то вмешаться, предпринять какие-то действия-друзья его отговаривают-Р. вмешивается, попадает в руки врагов-испытания-избавление». Когда подобная схема обыгрывается 2-3 раза — это нормально, 5-6 — еще терпимо, но когда счет «чудесных спасений» начинает идти на десятки — становится просто скучно. ...Вот Рейневан видит отряд Стенолаза. Он «помертвел. Но случайности и мнгновения счастья выпадают всем. Ни у кого нет на них монопольного права», — пишет автор. Но, похоже, что монопольное право на счастливые случайности закреплено исключительно за Рейневаном — с него все как с гуся вода. Создается такое впечатление, что автор не знает, что ему с Рейневаном делать — отсюда однообразные приключения и безконечная «бродилка» по силезским дорогам. Не удаются автору длинные и сложные сцены — все коллизии разрешаются исключительно внешним действием (бегство, драка, чудесное спасение). Враги, противостоящие Рейневану — еще один «незачот» автору. Они одномерны, плоски, коварны, трусливы и глупы. Слабым исключением может стать лишь епископ Конрад. Все взаимосвязано: нет достойного, полноценного героя — нет и серьезных его противников. К сожалению, так и не реализовался в сюжете инкизитор Гжегош Гейнче — один из самых колоритных персонажей романа.
Зато прекрасно выписана историческая составляющая романа, портреты, психология гусистких вождей. Замечательно изображены батальные сцены,и, вообще, война, в которой автору глубоко несимпатичны действия обеих сторон. Интересны и исторические аллюзии с ХХ в., которые постоянно присутствуют у Сапковского. Действия гуситов в борьбе за создание «пркрасного нового мира» напоминают одновременно большевиков и национал-социалистов. Вообще весь роман дышит политикой: заговоры, интриги, предательства, тайные агенты — все это придает «БВ» динамику, непозволяя превратиться в обычный квест. Во 2-й части романа осталось множество загадок, запутанных узлов — с нетерпением будем ждать их разрешения.
PS.Для меня Сапковский, безусловно, Мастер, Писатель, от которого всегда многого ждешь. Именно в силу этого его книге и был устроен столь пристальный (и пристрастный) разбор.
Дмитр, 22 марта 2010 г.
Откровенно говоря, после Ведьмака с большим подозрением отнесся к новому циклу Сапковского. И главная причина была в том, что жанр своеобразной альтернативной истории по своей сути оставляет автору не так много места для выстраивания добротного сюжета — история характеризуется тем, что уже случилось, поэтому фантазировать можно в известных рамках и в строгом соответствии с реальным историческим окружением.
Поэтому выбор периода Гуситских войн, по определению не самых знакомых русскому читателю, предъявляет особые требования к автору и его произведению.
И вот здесь без сомнения Сапковскому удалось в полной мере создать увлекательный сюжет, захватывающий буквально с первых страниц. На фоне масштабного исторического полотна небольшие фэнтазийные вставки кажутся не лишними, а напротив, крайне аутентичными, добавляющими, как это ни парадоксально, жизнь в ход повествования. Страшные подробности войны умело оттеняются этими небольшими сюжетами.
Отдельной похвалы заслуживает то, насколько ярко передана фактология. Обилие латинских названий, непередоваемых чешских имен, подробностей описания быта — все это не утомляет, а наоборот, дает картину, которую, что называется, можно пощупать.
И при всем при этом перед нами прежний Сапковский — его новый герой также не многословен, скуп на эмоции, его влечет высокий долг и он не ждет от жизни чудес — жил бы Геральт на реальной земле, наверное, он таким бы и был. Кто знает?.. :)
Хорошая книга, одним словом.
Fadvan, 16 апреля 2009 г.
Нисколько не разочаровался во второй части прекрасной «Саги о Рейневане». По сравнению с предыдущим томом произведение ничего не потеряло, а даже наоборот, приобрело.
Рейневан, впрочем, нисколько не поумнел, хоть и научился драться. Но теперь он предстаёт перед нами несколько по-другому. Если в «Башне шутов» он чернокнижник, лекарь и алхимик, преследуемый многочисленными врагами, стремящийся отомстить за смерть брата, то теперь он, вдобавок к этому всему, ещё и гуситский шпион и диверсант, принадлежащий искренне к Божьим воинам, присягнувший делу Чаши, принявший причастие обеими видами. Это делает его уже, как идеалиста, борцом за «лучший мир», Царство Божье. Он глубоко предан своему делу и готов ради него пожертвовать даже самым-самым для себя дорогим, как выясняется в конце книги. То есть, его роль изменилась.
Самсон Медок и Шарлей всё также рядом с ним, но частенько они разлучаются, причём на долгое время. Акцент, однако, сместился. В предыдущей книге акцент был всё-таки на главных героях, на их жизненных позициях и их приключениях. Здесь акцент ставится больше на войну, особенно это становится заметно во второй части книги, когда табориты идут в Силезию. Книга стала более мастштабной, чем предыдущая, более насыщенная политикой и битвами. Особенно сожжениями городков и деревень.
Однако, первая её часть — такой же квест со странствиями по дорогам, попаданиями в плен, захватами, чудесными спасениями, побегами. Только теперь Рейневан попадает в передряги не гоняясь за Аделью, а стремясь помочь своему другу Самсону. Я понимаю, постоянные захваты, побеги, «перезахваты» и спасения могут многим не понравиться. Но мне нравятся. Во-первых, потому что их всё-таки не так уж и много. Во-вторых, потому что они, как ни говори, а отличаются друг от друга, осмелюсь сказать разнообразные, хоть и повторяющиеся. В-третьих, потому что читаются они с интересом и удовольствием. Главное ведь, согласитесь, мастерство, уметь написать, отобразить, подать.
Книга сдобрена, приправлена и полна всяких вкусностей. Алхимические лаборатории, «жигание» из огромных бомбард, поединок Железного Волка со Стенолазом, таинственные оккультные обряды, существа — кобольды, мамуны и прочие, и самое яркое — недоразумение с Юттой и Катажиной. Всё это, и многое другое, делает книгу очень красочной и насыщенной.
Также автор сделал всё, чтобы сделать мир книги наполненным и живым. Многочисленные названия книг, веществ, куча второстепенных персонажей и лиц, а также мест.
Не скажу, что книга философская. Серьёзных размышлений не вызывает. Потому что позиция автора видна явно, показано всё прямо. Но она и не развлекательная, благодаря своей проработке, глубине и — самое главное — атмосфере. Отличительные черты — красочный, детальный, наглядный, колоритный показ нравов, времени, событий и их подоплёки.
Почему ставлю опять максимум? За потрясающую атмосферу, за великолепный стиль, за иронию, проработку мира, показ войны. За то исключительное удовольствие, которое доставляет книга. Пусть даже герои показаны не так полно, как хотелось бы, достоинства полностью перекрывают этот мелкий недостаток. А в конце вообще всё очень даже потрясает и цепляет, интригует и вызывает желание скорее прочитать финальную часть.
UnSeen, 3 марта 2010 г.
Прочитав первую часть саги, с нетерпением принялся за вторую. Если «Башня шутов» была, в первую очередь, приключенческим, даже можно сказать плутовским фэнтези — квестом, то «Божьи воины» уже всерьез развивают сагу, представая перед читателем монументальным полотном, где помимо приключений, квеста, мы видим массовость, сражения, высокие цели, войну. Сюжетная линия приобретает четкость, становятся более понятны цели персонажей и средства их достижения. Сага становится поистине эпической и размашистой.
Что хочется сказать о героях... Рейневан взрослеет, приобретает навыки настоящего мужчины и воина. Его поступки уже продуманны, он действует с головой. Мы уже видим не «зеленого», легкомысленного мальчишку, а зрелого и взрослого мужчину, хоть, порой и поступающего глуповато. Безумно полюбившиеся Шарлей и Самсон во второй части держат всю ту же высокую планку, они не могут не вызывать симпатии. Хороши и злодеи в лице епископа Конрада и Стенолаза. Каждый действует преследуя свои цели. Не могу не отметить и остальных персонажей, встречающихся в романе. Будь то глава гуситских шпионов Флютек, уже упомянутый Стенолаз, да хоть мало-мальский рыцарь встречающийся всего на пару страниц — все они продуманные, запоминающиеся и отлично прописанные персонажи.
Хочу также с восторгом высказаться об языке автора, манере написания. Может кому-то и в тягость такой витиеватый язык, многочиленность латыни, но я, признаться, пана Анджея и люблю за его язык и своеобразность написания. Тут уж, как говорится, на вкус и цвет...
В общем, я под впечатлением и в полнейшем восторге. Искренне насладился прочтением книги и с полной уверенностью могу сказать, что сага о Рейневане выходит ничуть не хуже цикла о Ведьмаке, а пана Сапковского я смело отношу к моим любимым писателям!
tapok, 15 марта 2013 г.
«Воины» начались совсем неожиданно — есть существенный пространственно-временной разрыв между двумя частями трилогии. Сапковский не особо спешит повествовать о том, что же делал Рейневан, Самсон и Шарлей в это время. Всё это даётся в кратце, крупными мазками без деталей. Плюс пан Анджей решил вновь в самое начало книги запихать побольше географии, имен и истории людей, которые совершенно неинтересны и встретятся на страницах романа 1-2 раза. Отсюда скажу прямо — начало скучное, бездейственное и неинтересное. Продирался по двум причинам — хочется прочитать трилогию и это всё-таки Сапковский.
Итак, фон Беляу возмужал на целых пару лет. Он стал чуть умнее, чуть глупее, изучил много новых боевых приёмов, а от любви всё не вылечился. В этот раз он всё меньше и меньше проводит времени с Самсоном и Шарлеем, часто их разлучает судьба. И если в первой книге наш дурень (эдакий аналог Таргитая из цикла Юрия Никитина) попадал в ситуации от своей неудачливости, то в «Воинах» он становится пешкой в руках крупных ферзей и коней. Его приключения резко сменяют тон, становятся куда серьезнее. И от того менее интереснее. Мы часто встречаем в рассказах и романах подобное. Куда реже мы встречаем дурачков. Пожалуй, это большуший минус «Божьих воинов». Правда ближе к середине Сапковский исправляется — наш Рейневан наконец-то вновь вступает на шаткий путь нелепых случайностей и забавных закономерностей.
Вообще во втором романе пан Анджей преподносит нам немало сюрпризов. Встречаются моменты, когда тот или иной персонаж на самом деле является не таким, каким его представили ранее. Такие небольшие сюрпризы весьма приятны. «Башня» была более приключенческим романом, а вот «Воины» — это уже чистая политика с большой примесью шпионства. Конечно, это вам не средневековый «Джеймс Бонд», уж скорее средневековый (а куда уж без этого?) «Джонни Инглиш». Но масштабность в любом случае ощущается легко.
Ровным сюжет назвать не могу никак. Начало, как я уже упоминал, очень слабое, скучное. Зато примерно с 2\5 до 4\5 идет очень интересное повествование — множество боев, интересных политических и военных ходов, интриги, сюрпризы, смерти. И финальная часть (последние процентов 15-20%) снова заставляют зевать и разлеплять глаза от скуки.
Итог: роман интересный, но отличный от первой части. Мне кажется, что он всё-таки чуть послабее «Башни», хотя это не так явно и не так сильно.
dimon1979, 8 апреля 2010 г.
Вторая книга цикла получилась не только интересной, наполненной приключениями и интригами, но самое главное появилась тайна, которую очень хочется разгадать. Если первой части я поставил высокую оценку авансом, то вторая смогла меня удивить и затянуть в водоворот событий, происходивших в первой половине 15 века в Европе.
Масштаб военных действий по современным меркам кажется настолько нереально маленьким, количество бойцов с обеих сторон не превышает нескольких тысяч, а конных рыцарей всего несколько сотен, но именно такое количество войск и воевало на самом деле в те годы. Тщательное описание военной кампании гуситов, жестокие убийства тех, кто отказался платить или оказывал сопротивление, поджоги и массовые казни, изнасилования и пытки, все это подробно описывает Сапковский на протяжении всей книги.
Главные герои первой части — Рейневан, Самсон, Шарлей, Стенолаз и многие другие, по ходу книги прочувствуют на себе все прелести войны, которую они всеми силами помогают продолжать. Никто не останется в выигрыше, Рейневан станет убийцей, Самсона узнают настоящие маги и узнав испугаются его, Стенолаз потеряет большинство своих людей и чудом сможет избежать гнева Божьих воинов. Еще одну загадку загадает Стенолаз, когда скажет епископу о том, что ему очень нужен Самсон для ответа на один вопрос, а епископ в это время будет читать книгу и именно об этой книге он и хочет спросить Самсона.
Книга меня очень порадовала, не ожидал, что так можно описывать реальные исторические события, добавив немного мистики.
Antifriz, 12 февраля 2010 г.
Чего мы ожидаем от исторического романа? Правдоподобности? Захватывающего сюжета? Хорошо “прорисованных” героев? Или мы хотим увидеть благородного рыцаря, который побеждает всех и вся на пути к своей возлюбленной? Как по мне, здесь показательны два романа классика исторического романа Вальтера Скотта – “Пуритане” и “Айвенго”. В первом случае имеем сложные взаимоотношения враждующих сторон. Во втором – пресловутого благородного рыцаря, от которого уж слишком потягивает “донкихотством”. На вопрос, что мне читать интересней, я выбираю второй вариант. Во всяком случае, с точки зрения взрослого человека, а не школьника.
Чего мы ждем от фэнтези? Я считаю, того самого захватывающего сюжета, героев, атмосферности и… правдоподобности? Стоп. Какая правдоподобность в фэнтези? Они несовместимы. Сапковский доказывает как раз обратное.
А чего мы ждем от исторического фэнтези?
Вот здесь я, не кривя душой, признаюсь, что теперь условия исторического фэнтези для меня диктует пан Анджей. И, в частности, его “гуситский цикл”. И если смотреть с точки зрения предыдущих абзацев, большинство высказанных недостатков романа сразу отпадает. И видим мы не безумно обаятельного борца за правое дело, а обычного парня, который запутался во всех этих политических интригах. Да, может кому-то непривычно то, что Рейневан не может определится, что ему важнее – “дама сердца” или желания отомстить за брата, смешанное с только что сформировавшимся патриотическо-философским мировоззрением. Вот и мечется наш герой.
А задумывались ли вы, каково полякам после эпосов Сенкевича читать про прогнившую шляхту вместе с не менее прогнившей религиозной верхушкой? Или может кто-нибудь сочувствует озверевшим гуситам (ах, как же напрашиваются параллели с нашей гражданской войной начала прошлого века!)?
История никогда не может однобоко трактоваться. В мире с начала времен не было однозначно правых и виноватых. Сапковский взглянул на события того времени с ДРУГОЙ стороны. Он бросил своего героя в гущу событий, где правильный выбор сделать очень непросто. После полукомедийной первой части вторая открывает все “прелести “ гуситских воен. Куда же приведет извилистая тропа войны Рейнмара?
Nog, 12 марта 2009 г.
За прошедшие с окончания первой книги полтора года Беляу окончательно нашел свое место в рядах гуситов, служит лекарем в Праге, общается с коллегами по магическому ремеслу и изредка контактирует с главой гуситской контрразведки Флютеком. Но в один прекрасный день, желая помочь своему другу Самсону (в чем помочь — история долгая, так что лучше сами читайте), Рейнмар отправляется в замок Троски и... И, естественно, в очередной раз оказывается в дупе. Может показаться, что по сравнению с «Башней шутов» ничего не изменилось, но это впечатление ошибочно. Хотя события, непосредственно связанные с Рейневаном, носят примерно тот же характер, они гораздо лучше обоснованы и тесно привязаны к другим сюжетным линиям, и прежде всего к действиям и походам гуситов. Впрочем, даже не совсем понятно, что к чему привязано и что важнее — невзгоды Рейневана, на которого охотятся все кому не лень, или взгляд Сапковского на гуситские войны, участников которых он в отличие от авторов учебников не делит на «хороших» и «плохих», а если и делит, то уж не в зависимости от того, на чьей стороне они воюют. Что католики, что «реформаторы» тут в равной степени чудовищны и отвратительны, а положительные качества проявляют крайне редко. Рейневан, соприкасаясь со всем этим, конечно, меняется, но при этом приобретает такое сочетание качеств, которое в любое время может привести к беде, а уж в эпоху потрясений, подобных гуситским войнам, это едва ли не готовый приговор их носителю. Приобретенная жесткость в Рейневане соседствует с врожденной лопушистостью, профессиональность переплетается с наивностью, а нарочитая холодность в любой момент может смениться порывистостью и в очередной раз привести героя в вышеупомянутую дупу. Но в любом случае изменения видны невооруженным глазом, и благодаря этому книга стала куда более цельной, более серьезной, хотя по-прежнему непонятно, куда идет этот цикл. Ну да так оно даже интереснее, благо мастерство Сапека позволяет предполагать, что он-то знает дорогу. Тем более что его великолепный стиль и язык никуда не исчезли. Да, а еще здесь Сапковский во второй раз после «Владычицы озера» проявил себя истинным мастером батальных сцен — об этом тоже нельзя не упомянуть. Ну а в целом книга получилась заметно лучше и качественнее первой и заставляет с нетерпением ждать окончания трилогии.
Bladeness, 13 августа 2007 г.
Аннотация полное — гэ
Во-первых, он не чернокнижник
Во-вторых. он не под личиной лекаря, он и есть лекарь
В-третьих, он уже в прошлой книге попал в Чехию
В-четвертых, война там одна
В-пятых, какая нафиг тайная миссия?
Судя по аннтотации (да и оформление соответствующее) можно сделать вывод, что это какой то бульварный романчик типа героического фэнтези о шпиенах, тайных миссиях, магах и чернокнижниках, но это же бред!
Книга — великолепное историческое фентези, Сапковский создал просто потрясающую атмосферу средневековья, ужасов религиозной войны, злодейств католической церкви. Все выглядит очень реалистично и правдоподобно. Особенно меня завораживает обилие латыни в тексте книги. Все это говорит об очень большой работе пана Анжея над книгой.
Но, к сожалению, при всем великолепии антуража с сюжетом опять траблы. Слишком уж однообразные его приключения, а «чудесные спасения» меня достали еще в первой книге. Это конечно забавно поначалу, но потом пропадает напряжение. т.к. знаешь, что Рейневан все равно как нить да выкрутится из передряги, правда читать все равно интересно.
vit_pepel, 18 ноября 2023 г.
Все же я был несправедлив с резкой критикой первой книги. Добротный детектив, пусть и с роялями в кустках, и переполненный интеллектуальными играми. ФОГЕЛЬЗАНГ!
ФАНТОМ, 14 июля 2008 г.
За загруженностью сюжета теряется фирменный стиль Сапковского.
Эдакая тяжесть текста,которой и в помине не было в ведьмачьем цикле.
Но тем не менее — хорошо.
vam-1970, 9 мая 2022 г.
Второй роман из цикла «Сага о Рейневане. Лауреат многих польских премий. И номинант также. Увлекательно, интригующе, мощно, не оторваться !!!
Для знатоков религии 15-го века, течений в христианстве -католицизма и зарождающегося протестантизма. Перечень же религиозных сект просто зашкаливает. Автор очень критически -иронически изображает церковников всех рангов и течений. Автор сумел создать картину жизни того времени методом применения латинских высказываний, отрывков из Библии, стишков и песен- чувствуешь ту эпоху. Я бы сказал — мужицкий роман. Чувствуешь колорит эпохи. Но это всё-таки приключенческий роман — а как такого жанра произведение, то требует много роялей в кустах. Просто шквал везений главному герою. Хотя автор и вводит мистику в способности героя. Может быть и так. Сам роман -подтверждение таланта автора. Вырисовывается в этом романе и позиции автора — какие бы войны ни были, справедливые или несправедливые, они несут смерть людям с обеих сторон, уничтожения жилья, культуры. Со всех сторон описывает войска и гуситов и католиков- везде ничего хорошего, одни ужасы войны.