fantlab ru

Анджей Сапковский «Свет вечный»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.36
Оценок:
1740
Моя оценка:
-

подробнее

Свет вечный

Lux perpetua

Роман, год; роман-эпопея «Сага о Рейневане»

Аннотация:

Проблемы Рейневана продолжаются. Кто-то пытается ему укоротить век или делает такие предложения, от которых невозможно отказаться. Его преследуют агенты разведки и нечистая сила, которая даже не скрывает своего дьявольского происхождения. Рейневан живет в тяжелые и суровые времена гуситских войн. Рейнемар, верящий в духовное обновление, встает на сторону Гуса, хотя и гуситы не всегда безупречны. Он, медик, травник, идеалист, бескорыстный защитник больных и страждущих, обязан перевоплотиться в гуситского шпиона, диверсанта, убийцу и безжалостного мстителя. Разрываясь между долгом и зовом сердца, Рейнемар идет ва-банк, только для того, чтобы вырвать любимую из лап врага.

Примечание:

Также: Andrzej Sapkowski — Lux perpetua (fragment)// ж. Nowa Fantastyka #290 (11/2006).


Входит в:

— роман-эпопею «Сага о Рейневане»

— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2007», 2007 г.

Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2007 // Польский роман года

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2008 // Фэнтези или хоррор (Польша)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2006 // Роман

номинант
Наутилус / Nagroda Nautilus, 2006 // Роман

Похожие произведения:

 

 


Свет вечный
2009 г.
Свет вечный
2009 г.
Божьи воины
2014 г.
Свет вечный
2015 г.
Божьи воины
2018 г.
Сага о Рейневане
2019 г.

Аудиокниги:

Свет вечный
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Lux perpetua
2006 г.
(польский)
Lux perpetua
2007 г.
(украинский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2007
2007 г.
(польский)
Вічне світло
2019 г.
(украинский)
Light Perpetual
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая противоречивая.

Самая неоднозначная.

Самая неожиданная.

Так бы я, наверное, сказала, попроси меня кто-нибудь кратко охарактиризовать последнюю книгу трилогии Саги о Рейневане.

Да, именно так я бы сказала, и, думаю, озвучила бы не только свое мнение.

Сложно сказать что-то конкретное. Просто шок и, главное, не до конца понятно от чего: вроде бы не в первый раз сталкиваешься с творчеством Сапковского, и слог давно знаком и любим, и 2 уже прочитанных книги сформировали у тебя определенное мнение о Саге, героях, событиях и некоторые, по-твоему, оправданные чаяния на концовку.

Но, что-то настораживает тебя с первых же строк: и, вроде, знаком уже со всеми героями, но, как будто, появилось в них что-то новое, то, что ты сейчас только осознал, заметил и теперь силишься оформить это новое ощущение в слова; и юмор, уже ставший практически родным и свойственным тебе самому в какой-то степени, тоже изменился: более жестокий и все более мрачный, не заставляющий хохотать в голос, а растянуть губы в саркастической ухмылке и, в очередной раз, подивиться, что людские нравы за века не только не меняются, но и падают все ниже; да и слог, вроде, не изменился, а читать стало сложнее, мучительнее. И начав книгу — чувствуешь тревогу.

Это чувство, возможно, возразите вы, вполне оправданно:: хотя бы за счет неожиданного окончания «Божьих воинов». Но нет, не такую тревогe ты ощущаешь начиная новый том (кроме того, пока ждал его выхода уже успел, как бы, предсказать развитие сюжета и, даже, happy еnd, где жили Рейневан и Ютта долго и счастливо), что-то тяготит, просвечивая между строк.

Безусловно, интерес составляет драматический аспект повествования (трагедии, переживания, скитания, принятые решения и их последствия) — в основном на него и сделал Сапковский упор в «Свете», желая заставить читателей еще больше сопереживать, волноваться, поддерживать или осуждать Рейнмара (заставить испытать какие угодно колебания души, лишь бы не остался к его судьбе хоть кто-то равнодушный), предлагая примерить на себя шкуру мага и решить: «а что бы я сделал, столкнись Я с такой ситуацией?» Естественно, что век не тот, обстоятельства совершенно не применимые к нашему времени, да и идеалы поменялись: одни отмерли, как мамонты — такие же древние, другие же мимикрировали и трансформировались в новых условиях, НО, все мы люди с умом и фантазией:), а значит с легкостью можем и мага на себя спроектировать, и еретика, и юношу, насильно разлученного с возлюбленной (еще и не такое можем), и друга верного и преданного....

Стиль же слегка изменился: обрывочное, рваное повествование иногда (а может часто?) оставляет некоторые детали недосказанными, недоописанными, недопережитыми. Скажу честно: сначала напрягает, но, когда понимаешь, что это очередной своеобразный маркетинговый ход, и ты уже попался на приманку и уже с увлечением собираешь мозаику по кусочку выстраивая сюжет или, если угодно, стал частью роскошного и богатого красками витража, изображающего карую-нибудь библейскую сцену или самы разгар ожесточенной биты.

Единственно, что, пожалуй, осталось действительно неизменным — это желание поставить АС памятник. Нет, не за то, что он прекрасный фантаст, писатель, литератор и просто хороший человек, нет (это и так очевидно). А за тот титанический труд с архивами, летописями, работой со свидетельствами и сочинениями авторов того времени.:pray:

Сложилось ощущение, что Сапковский прыгнул выше собственной головы. Герои стали еще более продуманными, характеры еще более глубокими и многогранными , события еще более насыщенными, а переживания еще более яркими.

Каждый из героев раскрывается, как будто, по-новому, сияет новыми гранями, впуская свет (возможно, вечный) в свои души, позволяя разглядеть скрытые до этого уголки.

Уже знакомые нам взаимоотношения переходят на новый уровень.

Пожалуй, до самого победного (или не очень) конца единственной загадкой так и остается Шарлей. Лишь изредка удается заглянуть под непробиваемую маску дельца, воина и напускного эгоизма.

Образ Самсона, чего-то большего, заключенного в оболочке деревенского кретина, раскрывается, в основном, благодаря Маркетке (именно благодаря ей мы узнаем на какую глубину чувств и переживаний способен Самсон), но и взаимоотношения с друзьями тоже модифицируются, становятся чем-то большим, чем просто дружба.

Сапковский так и не открывает нам сущности Самсона до конца. И здесь тоже присутствует пресловутое право выбора и самостоятельного решения (очень по-АС'овски): дай волю воображению и интуиции и реши сам для себя кем же он был для них, а кем для тебя, откуда пришел и куда направляется он дальше.

Но самым богатым, в предыдущих книгах пока неограненным, а в заключительной части все более принимающий собственную форму (ни на кого не оглядываясь, но поддаваясь давлению, избавляясь от лишнего) по истине алмазом становится Рейнмар.

Его образ, характер, переживания и действия, решения и выводы, любовь и ненависть, страдания и счастье, на мой взгляд, заслуживают отдельной статьи. Здесь же я хочу лишь немного затронуть Рейневана как героя.

Сюжетные линии, повороты, кульминации, переломы: за всем, что связано с Белявой следишь с неподдельным любопытством.

Да и сюжетных линий, связанных с ним, более, чем достаточно, но выделить одну, самую важную, практически невозможно, и занятие это совершенно неблагодарное:

-- Рейневан — Ютта — безумная любовь, счастье, страсть, боль, горе, потеря, обретение, снова счастье и разу за ним потеря. И все снова повторяется, все идет по кругу. И остаться равнодушным нет никакой возможности. И, как бы неожиданно, снова идея ВЫБОРА.

-- Рейневан — Эленча — еще один любовный мотивчик Саги. Пережившая горе, не слишком красивая, но от того заслуживающая не меньше счастья и любви, чем другие, зато безумно преданная и верная в любви, добрая и самоотверженная. И снова проглядывает ВЫБОР: для него весьма смутный, для нее же очень даже явный (озвучивать, думаю, не стоит — очевиден).

-- Рейневан — табориты и сиротки — снова ВЫБОР, снова отношения, снова эгоизм и желание извлечение выгоды... Кем? Из кого? Вот и выбор.

-- Рейневан — Гейнче/Божичко/ инквизиция в целом — метания между верой, убеждениями, правдой и полуправдой, ложью и недосказанностью, собственными принципами и, вынуждающими поступиться всем, обстоятельствами, в очередной раз сделать ВЫБОР.

-- Рейневан — дело Чаши — путь убеждений и истинной веры к фанатизму и обратно, завершающийся, возможно, разочарованием и отказом от идеалов, а, возможно, чем-то новым. (и не забываем о нужде сделать ВЫБОР)

-- Рейневан — Шарлей — Самсон — дружба — наивысшее богатство. На примере этой тройки это богатство хорошо видно, местами даже слишком. Но каждый избирает свой путь, свои идеалы, ценности, приоритеты и, не смотря на то, что они вместе, у каждого из них своя жизнь.

-- Рейневан — мораль/вера/совесть/любовь — о том, что бы сравнить Беляву из «Башни шутов» и Беляву из «Света» не может быть и речи... Это две абсолютно разных личности, с разными ценностями, понятиями о любви и верности, героизме и дружбе, о жизни как таковой.

Можно выделить еще пару десятков сложных и полноценных сюжетных линий, взаимоотношений героев и злодеев, и все будет реалистично, интересно, захватывающе, не менее проработано и глубоко, чем то, что связано с ГГ. И злодеи проработаны тщательно и точно, они тоже играют гранями своего характера и делают свои собственные выборы.

О чем я еще думала, когда читала Сагу? (естественно, кроме того, что внимательно следила за развитием сюжета). О том, что изучение периода Реформации и Крестовых походов, борьбы за веру и правду, понимание учения Гуса было бы гораздо интереснее и увлекательнее по этой трилогии, нежели по занудным книгам по всемирной истории за 7 класс.

Оценка: 9
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Говоря о романе А. Сапковского «Свет Вечный», завершающего «Трилогию о Рейневане» невозможно удержаться от автоцитирования. Почти два года назад я писал о романе «Божьи воины» следующее: «Создается такое впечатление, что автор не знает, что ему с Рейневаном делать — отсюда однообразные приключения и безконечная «бродилка» по силезским дорогам. Не удаются автору длинные и сложные сцены — все коллизии разрешаются исключительно внешним действием (бегство, драка, чудесное спасение)». Увы, все вышесказанное можно отнести и к новому роману польского автора. Продолжается безконечный квест Рейневана по дорогам Силезиии, Чехии, Саксонии. Вновь перед нами, как в калейдоскопе, мелькают сцены монументальных сражений, мелких вооруженных стычек, политических заговоров, тайных убийств, пыток, казней, массовой резни... Вновь Рейневан, с достойным удивления упорством, продолжает попадать в многочисленные неприятные переделки. И снова Рейневану, аки сказочному Колобку, удается обмануть и Медведя, и Волка , и даже саму Лису — то с помощью старых друзей Шарлея и Самсона, то при содействии загадочной девушки, оставляющей после себя запах розмарина.... Схема, обкатанная А. Сапковском в первых двух книгах цикла, продолжает исправно функционировать. Однообразный алгоритм развития сюжета в сочетании с застывшими, внутренне статичными героями, производит удручающее и гнетущее впечатление. Читать роман столь же скучно, как брести по затопленной весенней грязью силезской дороге. Из «Света вечного», к глубочайшему сожалению, ушли внутренняя энергия, напор и драйв, ощутимо присутствовавшие в 1-й, отчасти, во 2-й книгах цикла.

Временами Сапковский пытается «осовременить» роман, заставляя своих героев рассуждать на темы, волнующие наших современников, жителей ХХI века: например, «объединенная Европа под руководством Германии» или «цели и задачи международного терроризма». Но подобная «актуализация текста» выглядит откровенно искуственной и наивной. Кстати, один действительно крайне интересный вопрос, — «почему Чехия и чешский народ после Таборитских войн на долгие века исчезают севропейской политической сцены», — Сапковский, к сожалению, обходит стороной. В «Свете...» Сапковский продолжает настойчиво проговаривать крайне важные для него мысли: о революции, пожирающей саму себя, о войне за свободу, обернувшейся на деле кровавой и безсмысленной резней. Но... Скажем откровенно, все, что автор «Трилогии о Рейневане» мог и хотел сказать на подобные темы, уже было высказано им в первых двух книгах.

Что получается у Сапковского действительно хорошо — так это всевозможные массовые сцены, написанные зрелищно и ярко, с каким-то упоением и любованием. Сапковский умеет сделать яркую картинку, добиться почти что стереоскопического эффекта слова, сопроводив его звуком «долби-стерео»: атака конной лавы, штрум городских стен, сопровождаемый отчаянным криком «Г-ы-ы-р на них!», хруст разрубленных костей, крики насилуемых женщин... Но за любовь к внешнему антуражу приходиться расплачиваться пустотой внутренней жизни и схематичностью своих персонажей.

Обидное завершение сериала, начинавшегося весьма обнадеживающе.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Русскоязычным гражданам пришлось дожидаться завершения трилогии мучительно долго. Во многом это связано со смертью Евгения Вайсброта, бессменного переводчика работ пана Анджея, которому мы во многом обязаны этим неповторимо-язвительным стилем. «Свет» посвящен его памяти.

Творчество Сапковского, на мой взгляд, корректно сравнивать только с творчеством Сапковского. Особенности, характерные для ведьмачьего цикла, в гуситской трилогии становятся более жесткими и бескомпромиссными. Война, как это ни удивительно, еще более натуралистична, крови, грязи и жестокости стало гораздо больше. Люди, наделенные какой бы то ни было властью, все так же действуют согласно собственным сиюминутным интересам, и нечасто эти интересы направлены на процветание страны. К третьему тому ощутимо добавилось магии и существ из «Бестиария», а религиозные вопросы отступили на второй план. Да и герои как-то померкли на фоне масштабного батального полотна с яркими мазками интриг и предательств. Из глубины проступили тени и отражения героев ведьмачьего цикла – девушка-воительница с удивительными глазами, загадочный мастер клинка, обладающий сверхспособостями, мудрый советчик, принадлежащий другой расе, женщина, оставляющая подчеркнутый запах розмарина... Я вижу за ними авторскую усмешку, дескать, хотели еще Ведьмака? Получите, распишитесь. И не жалуйтесь.

Разочаровала линия Самсона. Понятно, что Сапковский в своей обычной манере играет с читателем в загадки, оставляя подсказки и заставляя задуматься, поперебирать варианты, на чем-то остановиться для себя, хотя и не отбросить сомнения, но... После того интереса, который проявлял к Самсону Стенолаз, после целой главы, посвященной изысканиям алхимиков в этой области, после сцены с Рудольфом Силезцем, развязка... Развязка же напоминает судьбу команды Геральта в замке Вильгефорца. Да. Быстро, с достоинством, будто бы случайно и как бы нелепо. Ломается второй стержень.

Сюжетным двигателем «Света» становится поиск. Рейневан ищет Ютту, вляпываясь в неприятности, выпутываясь из проблем, когда сам, когда с помощью разных личностей. В этом плане мало что изменилось по сравнению с предыдущими томами – героя все так же используют в махинациях, предают и подставляют, хотя теперь и не с таким успехом. Ютта большую часть романа играет роль морковки перед мордой осла, появляясь только к финалу и только для того, чтобы сломать один из стержней главного героя. Скажу только, что пан не был бы собой, если бы позволил влюбленным жить долго и счастливо.

Вообще, начиная со второй половины, «Свет» напоминает методичный отстрел ружей, заботливо развешиваемых на протяжении первых томов. Мы узнаем о судьбе большинства упомянутых персонажей, как исторических личностей, так и введенных паном героев. Хотя некоторые линии так и остаются обрубленными, как, например, обещание, данное Рудольфу.

О скрытых цитатах и литературной игре. Безусловно, они присутствуют, но не так явно и подчеркнуто, как в цикле о Геральте. Теперь отсылки надо поискать. Предполагаю, что для понимания загадки и жизни Самсона следует проштудировать наиболее часто цитируемое им произведение – «Божественную комедию». А сколько еще намеков прошло мимо...

Что хочу сказать в целом – трилогия завершена, окончательно и бесповоротно. На мой взгляд, исторический материал и антивоенный пафос вышли на первый план в ущерб сюжетности и героям. Некоторые моменты кажутся просто притянутыми – например, затянувшееся преследование Рейневана Стенолазом, вроде бы как из-за Самсона, а вроде бы и нет. Великолепно раскрыта тема развития военных действий – от пламенной борьбы за идеалы, до банальных карательно-грабительских рейдов по заказу. Так сказать, наглядная иллюстрация высказывания «Революция – свинья, пожирающая своих детей».

И сложилось впечатление, что герои, как таковые, Сапковскому менее интересны и важны. В итоге, хоть какая-то личностная динамика наблюдается только у Рейневана.

И в «Свете вечном» пан Анджей снова и снова озвучивает свою позицию, свое видение мира, причем, порой, в тех же самых словах, что и в интервью Станислава Береся.

Словом, планка по-прежнему очень высока, однако, в ущерб некоторым атрибутам романа, как жанра.

Издание традиционно можно попинать. Претензии те же, что и к «Божьим воинам» — скверная бумага, нечеткий шрифт. С оформление обложки, правда, «Свету» повезло чуть больше — пестроты поубавилось. Но картинка все равно никакая. Впрочем, фанаты Сапковского скушают и порадуются, что дали хоть такое.

Р.S. И все-таки, до русскоязычного читателя роман шел адски долго.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Анджей Сапковский, цикл «Сага о Рейневане» (книги «Башня шутов», «Божьи воины», «Свет вечный»), читано в годах 2008-2009 с преогромным удовольствием.

Прежде всего хотелось бы отметить названия, на мой взгляд, весьма и весьма удачные в том плане, что не только являются яркими и запоминающимися, но еще очень плотно связаны с книгами (и отнюдь не тем, что на обложке находятся). Увы, в последнее время все чаще бывает, когда название достаточно универсально, чтобы при небольшой корректировке подойти к другому тексту.

Следующий пункт: язык… Хороший язык, даже замечательный, такой, который не позволяет скользить по тексту, не обращая внимания на отдельно взятые слова. Нет, тут ухабисто, так, что каждый ухаб разумом заметишь, где нужно остановишься, что нужно – запомнишь. И не скучны мне ни перечисления, каковые ноне принято называть «гусеницами», и латынь, которой много в речи некоторых персонажей, воспринимается как элемент необходимый (а он и необходим, ибо не может епископ разговаривать так же, как рыцарь, а рыцарь – как дворовый слуга).

Мир… детализация и еще раз детализация. И снова перечисления, и названия, и имена, которые заполоняют пространство, порой испытывая читательское терпение, но всегда красиво, поскольку нет в мире пустоты, а всегда на дорогах стоят деревни и деревеньки, города и местечки, хутора и просто холмы, которые тоже не могут быть без названия. А посему кочует Рейневан не по абстрактным тропам, куда не ступала нога человека, а по вполне конкретным населенным пунктам, каковые и сейчас можно найти на карте. И людей встречает не только тогда, когда герою нужны приключения.

Отдельное спасибо пану Сапковскому за раскрытие образов монастырей, которые выступают в несколько непривычной роли – женские обители, т.е. места, где обитают женщины. Где они защищены от мужчин и выходят из роли подчиненной, где получают куда больше прав и возможностей, чем в «свободном», внешнем мире.

Еще одно – за магию, которая вплетена в мир, но не выпячивается из него волшебными палочками и фейерверками заклинаний. Магия здесь историческая, тесно связанная с теми, кто обитал в мире задолго до людей, подкрепленная научными трудами, живущая в амулетах и знаках, в кипящем котле, в котором ведьмы читают судьбы мира; в превращениях Стенолаза, в изысканиях алхимиков. Но ощущается, что магия уходит из мира. Нет, не сейчас, и даже не через сто лет, но все равно уходит. Мир-то меняется, и живет, и жизнь в нем не ограничивается сферой действия героя.

Мир не всегда красив, есть в нем место и ароматам свежих булок, и навозной вони, и крови. Последняя перебивает все, столь же силен, пожалуй, лишь смрад горящего дерева да плоти. Что ж, в данном случае не могу сказать, что не к месту. Все к месту, все там, где и должно быть, и праведники, и еретики, и обыкновенные политики, каковыми, по сути, являются и первые, и вторые.

Отсюда переходим к героям, каковых в трилогии превеликое множество. И да, снова сложно и не совсем привычно, ведь хочется, чтобы проще, герой, спутники, злодей. Прямая дорога от Замка Света к Обители Тьмы наперевес с мечом и с артефактом в пасти. Вот только нет ни Замка, ни Обители, мечей и прочего оружия, правда, в избытке, да и артефакты порой проскальзывают, вот только отнюдь не глобальные, а скорее уж домашние, самодельные, но вполне себе рабочие.

Итак, героев множество, но вот нет ненужных. Автор соблюдает одно из глобальных правил экологии: все связано со всем, и случайные встречи ведут к неслучайным последствиям. Интересны исторические личности, избавленные от пыли да занудства учебников по истории. Вполне себе они соответствуют и миру, и эпохе, что в словах, что в действиях. Впрочем, тут читать самим, обо всех не расскажешь.

Рейневан… вот что подкупило, так это развитие персонажа. Башня Шутов – шут как есть, особенно с точки зрения иных, умудренных и опытных. Летит, горит, пылает любовью и местью, скорее даже любовью. Он и рыцарь, он и маг, он дуреет от собственных возможностей и перспектив, которые открывает жизнь. Поначалу открывает, потом закрывает, оставляя махонькую такую щелочку, да и за ней мышеловка инквизиции.

Ничего, выбрался. Спасся. И… вырос. Достаточно вырос, чтобы воспылать уже идеей. «Божьи воины» — путь того, кто готов на подвиг ради веры, ради того, чтобы сделать мир немного лучше. Ну да, сначала его надо сделать немного хуже, но мир потерпит, ему не привыкать. Немного крови тех, кто стоит на пути истинной веры, и тех, кто случайно попал под раздачу, и еще тех, кто просто стоял в стороне – и вот уже близко, близко свет вечный.

И еще уже становится дорога, и снова мышеловка-выбор. Налево пойдешь – друзей предашь. Направо – любимую. А прямо двинешься – в камень упрешься, в тот, который на распутье. Так его ж на бруствер можно, прочнее станет.

Что ж, по-женски выбор коробит, ибо звучит в нем извечная обида «я для него не самое важное, не самое ценное». И хочется вздохнуть «вот и верь после этого мужчинам». Не верь, только вот… вот разве остался бы он собою, предав? Не сошел бы с ума? Или, чтобы не сойти, не начал бы искать ту, что подтолкнула на подобное предательство? И как знать, чем закончилась бы эта любовь. Скорее всего ничем хорошим. Хотя и… ладно, вперед не забегаю.

Итак, взрослая игра, взрослые ставки – какую половину души отдать, правую или левую – и взрослый герой, который хотя и знает, под чьим стягом стоит, но уже не понимает – зачем. И вопрос – кому воссияет свет вечный, если и те, и другие жгут, грабят, убивают. Уже и не за веру, кажется.

«Свет вечный» — книга о политике и политиках. О том, что порой, конечно, выгодно помогать друзьям, а порой реальность требует иного. И кому какое дело до пропавшей Ютты, если для Рейневана есть иное задание?

Здесь мир уже совсем взрослый, с недоверием друзей и окрепшей, персонифицированной ненавистью врагов, каковая, в конечном итоге, находит выход. Здесь и лицемерие, и грызня своих со своими, и жертвы оной грызни. Много чего. А главное – сожженная земля и изломанные герои.

Автор подводит черту, обрубая одни связи и устанавливая другие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Смерть Ютты, как ни печально, выглядит весьма и весьма логичной в данных обстоятельствах. Да, как читатель я до последнего ждала появления бога из машины. Не появился. Ютты не стало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И вроде бы размен идет «любовь за любовь», ибо Стенолаз тоже теряет Дуцу, но это равновесие кажущееся. Стенолаз уходит сам, Рейневан уйти вслед за любимой не может, и вместо вечного света наступает вечная тьма. И она же становится непроницаемой после гибели Самсона. Сначала на душе и сердце, следом – наяву.

Позже,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
после освобождения из Лелёва,
Рейневан предпринимает попытку вернуть себя, еще одну, чтобы уцепиться, задержаться в прежней жизни. И снова идеалы – пусть уже не светлые и прекрасные, а изрядно измаранные в крови, но по-прежнему действующие. И снова неудача. И снова тьма собственной трусости, которая кажется предательством.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал и глава двадцать третья, в которой всему приходит конец, даже мести. Прошлый мир скончался в агонии, новый – еще не родился. Ютта ушла, но осталась Эленча, а значит, есть шанс для главы двадцать четвертой, которая является началом. Чего? Новой жизни, а уже какой – решать героям.

И снова же, мою женскую, романтичную натуру подобный ход коробит. Да, он выглядит предательством по отношению к погибшей Ютте, и хорошему герою положено было бы скорбеть, вздыхать и вечно помнить. Увы, Рейневан все же больше человек, чем герой. Изрядно повзрослевший, многое понявший, а потому помнить-то он Ютту будет, как и Самсона, и Шарлея, и братьев по вере, и врагов этой веры, но вряд ли пустит их в новый мир.

Всему свое время. И каждому свой свет: живым ли, мертвым.

И да, если кто не понял, то трилогия мне понравилась, буду перечитывать. Недостатки… ну я не брала на себя обязательств по их поиску, посему могу сказать лишь то, чего не хватило мне, как читателю, для полного счастья:

- незавершенная, не получившая развязки линия с Рупилиусом из Троски, к которому обещали вернуться в течение двух лет;

- неясная судьба Маркеты и пани Блажены.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долго мы ждали финального аккорда в гуситской трилогии. И вот он грянул в наших краях.

Вас сразу увлечет атмосфера приключенческого плутовского романа. Рейневан попал в переплет из-за своей «возлюбленной» и началось. Где только Рейневан не побывал и что только не пережил. Познакомился с существом с других плоскостей Самсоном Медком и демеритом Шарлем.

Во втором томе Рейнмар попадает в Прагу. Там и достигает согласия с собой и своими идеалами. Становиться гуситом, шпионом, влюбляется и ищет свою любимую. Находит и теряет. Это финал второго тома.

События движутся дальше. Рейнаван убивает Яна Зембицкого и получает ультиматум Инквизиции. Рейневан в опале, не верят ему братья гуситы, в своих целях его хочет использовать даже Инквизиция. Маячит и ненавистный Грелленорт. Начинаются поиски любимой Рейнмара. Где она? Впереди ждут заговоры, интриги.

Все действие разворачивается на огромном полотне исторических событий, значительных и мелких. Каждый персонаж — важная деталь целостного повествования, будь-то Рейневан, Самсон, Прокоп, Парсифаль. Существенно, что Анджей не занимает чью либо сторону, а раскрывает совершенно разные взгляды и разных персонажей. Каждый требует и делает свое. Удивительно умно и тонко в романе рассматриваются аспекты веры, войны, идеалов. Читатель имеет возможность многократно увидеть все с разных точек зрения и это доставляет истинное интеллектуальное удовольствие.

Не возможно не восхититься детальностью и умением Сапика передавать время. Ощущение мрака, разрухи и войны, прямо слетают страницы с запахом гари. С каким же тщанием подошел Сапковский к воспроизведению! Детали, сентенции, тонкая историческая ирония. Количество материала, которое обработал Пан писатель огромно. В отличие от «Ведьмака» в котором были моменты избыточного украшательства, в «Гуситской трилогии» нет ни единого такого места. Цельность картины превыше всего. В этом огромный плюс и минус трилогии. Плюс в том, что количество умного и интересного просто зашкаливает, минус в том, что для оценки некоторых хитрых задумок автора все же требуются не малое количество знаний. Хотя хорошая академическая подготовка не помешает никому, но все же некоторые моменты прояснить сможет и не слишком искушенный, а просто любопытный вдумчивый читатель. Пан писатель постарался, чтобы это ощущение самостоятельного успешного разбирательства и докапывания до некоторых тайн было доступно читателям и порадовало их.

Стиль и фирменная ирония Сапковского достигают апогея в последнем томе. Сапик переплюнул сам себя. Перевод не ужасен, но не раз вздохнешь грустненько. Автор для Читателя постарался, вот переводчик мог бы еще поработать. Главное, что все, что Сапик воплотил в прошлых книгах, в конце дало о себе знать в полном объеме. Иногда стреляет похлеще «предательского пистолета». Концовка, возможно, многих разочарует, но умение автора завершать все задуманное вызывает восторг.

Такие романы как Lux Perpetua обязательно покупаются, ставятся на почетное место на самой любимой полке. Перечитываются любовно с придыхание: «Ай да Сапик, ай да… молодец!»

Плюсы: Невообразимо доствоверное и красивое полотно о 14 веке. Прекрасное увлекательное повествование, живые персонажи. «Ружья» на стенках, которые все время выстреливают, когда нужно. Огромное количество пластов, которые интересно изучать помногу раз. Диалог Писателя и Читателя.

Минусы: Не совсем удачный перевод.

Итог: Роман (как и вся трилогия) одно из лучших произведений в современном фэнтези. Умное, красивое, умелое.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увы, но это неудача. По крайней мере для уровня автора «Ведьмака» и «Башни шутов». Читается довольно медленно и порою — небывалое дело — даже скучно.

В чем причина? Увы, Сапковский увяз в самоповторах. Не побоюсь даже сравнения с главной эпопеей Перумова, где счет пленений и «спасений из-под эшафота» шел чуть ли не на десятки. Я просто сбился со счета: сколько раз Рейневана ловили, сколько раз он сбегал с помощью друзей\таинственной незнакомки\бога-из-машины, сколько раз гуситы вырезали очередной город, сколько раз Рейневан встречался с друзьями и снова расставался. Ну нельзя же так. По сути вся сюжетная линия никуда не годится: Рейневан бессистемно мечется по Силезии и прилегающим землям, а сюжет усердно следует за ним подобно собаке за хвостом ею виляющим.

Дальше — больше. Наличие в одном романе сверхудачливых героев и претензии на «все как в жизни» выглядит несколько неестественно. Католики и гуситы безжалостно проливают кровь друг друга, статисты гибнут пачками, а наших героев знай спасает очередное сверхудачное случайное совпадение. И из-за этого даже наличие определенных трагичных ноток в конце смотрится надуманно: словно автор ближе к концу резко изменил правила игры для выжимания слезы.

По поводу идей, скрытых смыслов и прочих умных мыслей ситуация аналогична с сюжетом: настойчиво разжевывается все то, что уже было предложено в первых томах. Ключевые сентенции типа «Война — всегда зло и смерть, за красивыми словами всегда прячутся расчетливые дельцы, а восторженные идеалисты неизбежно становятся марионетками» наглядно были показаны уже в последних главах первой части, посвященных рейду Амброжа.

Что остается? Остается фирменный стиль Сапковского и море исторических подробностей. Это позволяет читать книгу с определенным удовольствием, но прежнего очарования уже нет. Лихой задор и яркие персонажи «Башни шутов» исчезли, остались лишь поскучневшие (ибо уже досконально изученные) главные герои и море плохо запоминаемых статистов на вторых ролях. Исторический плутовской роман же превратился в странный гибрид: не драма, не эпос и не приключение, а что-то среднее и потому не столь яркое.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то, прочел третью книгу Анджея Сапковского. Завершились без малого трехлетние(а то и больше, если считать со времени прочтения второй книги)ожидания.

Слава богу, ждал не зря. Мастер как всегда на высоте. Интрига затягивает, герои привлекают, исторические реалии переданы блестяще.

Теперь по прочтении третьей книги смело могу определиться с жанром всей трилогии- это все-таки исторический роман с фантастическими вставками- просто во второй книге наблюдался некоторый перекос в сторону фэнтези, но третья расставила все по местам.

Поскольку, об этом говорится на первых страницах книги, то секретов не выдам, но предупрежу- хэппи- энда в обычном его понимании не ждите, как уже сказал- это именно исторический роман, а посему автор не может сильно отходить от реалий.

Кстати, прочел мнение, «дескать, зря Сапковский так ерничает», так замечу, что именно благодаря такому стилю, во-первых, материал усваивается(извините за казенщину), а во-вторых, автор великолепно сбивает с толку- ждешь чего- то смешного, а тебе раз, и… Ладно, не буду раскрывать все подробности, чтобы не портить впечатления тем, кто еще не читал книгу.

О недостатках. Ну, во-первых, перевод. Понимаю, наверное, трудно было замену Вайсброту найти(недаром сам Сапковский книгу его памяти посвятил), но Фляк- это … М-м, возможно, наименьшее из зол, но не Вайсброт, ох, не Вайсброт. Нет, не так плохо, как я ожидал, а на странице двадцатой втягиваешься и читаешь сравнительно спокойно, но все-таки не то.

И еще. Тут не знаю, к кому претензию отнести- наверное, все же к автору- слишком уж много современных терминов. Они были и в первых двух книгах, но здесь перебор. Ладно, бог с ними, с «терроризмом», «революцией», «диверсиями»- пожалуй, эти термины меня устраивают больше, чем их средневековые аналоги, но словечки типа «секс», «спичрайтер», «фантаст»- все-таки лишнее. Но сии недостатки не перевешивают достоинств, видных даже несмотря на несовершенный перевод(мягко говоря).

Словом, рекомендую всем любителям добротной исторической прозы. Впрочем, поклонники фэнтези, думаю, разочарованы тоже не будут.

А один балл снял исключительно из-за перевода. Это минус не автору.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, это самая слабая книга в трилогии. Сумбурный квест первого тома и эпический размах второго сменились публицистической проговоркой третьего. Генрика Сенкевича сменил Алксей Толстой «Хмурое утро». Это тот случай, про который шутил Набоков: если в первом акте на стене висит ружье, в четвертом оно должно дать осечку. Эти постоянные не: не разыгран как следует Грелленорт (его поиски истины скатились в бессмысленный и беспричинный садизм), не разыграна взятая на высокой ноте Дуца (на основе ее одной можно было целый роман написать, этакая анти-Цири). Нельзя целый роман делать из Ютты Дульсинею Тобосскую, а потом ждать эмоциональной реакции на ее гибель. Честно говоря, больше сопереживаешь смерти Прокопа голого, на которую у автора больше двух строк не нашлось. А ведь это гибель Спартака, какая тема! амая глупая деус экс машина — это, конечно, Электра. Кстати, Рейневан, всю дорогу переживающий за брата, о племяннице ни разу не вспомнил! И еще... Уже старик Гомер открыл фундаментальный закон жанра: один герой эпопею потянуть не может. Нужны Гектор и Ахиллес, Безухов и Балконский, Григорий Мелехов и Анисья, Геральт и Цири. Какой бы психологической динамикой ни обладал Рейнмар, эпопею он потянуть не мог. И не потянул. Розовые сопли финала вообще недостойны профессионала такого уровня. Профессионал — только он смог бы создать Веронику — самый объемный образ в романе. На 30 страницах показать судьбу человека — это мастерство.

Скажу прямо, прочитав трилогию, я еще раз убедился: после Мартина Сапковский лучший автор эпического фэнтэзи.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и завершена «Сага о Рейневане», очередной цикл польского Мастера. Конечно же, конец мало напоминает «Владычицу озера», но есть общие струны — ощущение конца эпохи, начало новой, то, что сам Сапковский прослеживал ещё в мифах о короле Артуре. Перед нами масштабнейшее историческое полотно Центральной и Восточной Европы, охваченных пламенем Гуситских воин, время, когда гремящие боевые возы таборитов наводили страх на все примыкающие к Чехии земли. Это война, жестокая и беспощадная, в которой уже нет места идеалам проповедника Гуса или сурового вояки Жижки, где всеми управляет закон войны — грабь и убивай. «Lux perpetua» во многом — книга о крушении надежд, именно здесь автор окончательно отходит от традиций «плутовского романа», превращая повествование в высокую трагедию, трагедию человека, потерявшего нравственные и жизненные ориентиры.

Персонажи со временем меняются — так переменился Рейневан во время своих поисков, смерти Ютты и Самсона, 4-х лет заключения — он перестал быть тем Рейневаном, которого мы встретили в «Башне шутов»: это уже битый жизнью ветеран, которому просто хочется покоя, поэтому, возможно, жизнь с Эленчей — единственный возможный для него вариант. Шарлей тоже изменился — перестал быть простым наёмником-демеритом, отдав себя мечте — пути в Константинополь. Показана эволюция и самих гуситов — на примере Фёдора Острожко и Яна Куропатвы, что превратились из Божьих Воинов в обыкновенных разбойников, грабящих монастырь и жестоко убивающие беззащитных монахов. монахов А вот отрицательные персонажи не изменились нисколько — как Конрад Вроцлавский, так и Стенолаз остались такими же, какими и были.

Сюжет остался, в общем и целом, таким же, что и в предыдущих книгах — много путешествий, погонь, сражений, интереснейших рассуждений о оплитике того времени, прорисовка исторических личностей. Изменения коснулись не самой сюжетной линии, а скорее, духа повествования — более реалистичного и жёсткого.

В итоге мы получаем отличный образчик исторического романа с элементами фэнтези, который не смог испортить своим переводом даже Фляк. Это мало напоминает героическое, плутовское, эпическое фэнтези, какое я ждал от этой книги — просто очень хороший роман о человеке, его чаяниях, идеалах и разачарованиях.

P. S. Сапковский, следуя давним сложившимся литературным традициям, не обошёл стороной своих предшественников. В романе много отсылок на книги Сенкевича, в чьём ключе и писал сапковский — так, Ютта умирает на руках у возлюбленного, подобно Данусе из «Крестоносцев», и возможно, дальнейшая судьба Рейневана схожа с судьбой Збышка. Ну, и уже традиционно, Сапковский обращается к артурианскому эпосу — самую заметную аллюзию на него можно обнаружить в конце — недаром имя Эленчи перекликается с Элейной.

Такие дела.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, свершилось. «Сага о Рейневане» прочитана полностью. Долго я ждал этого момента. Впечатление, конечно, приятное, но, я бы сказал, не самое лучшее. Однако, обо всём по-порядку.

Я писал, что нисколько не разочаровался в «Божьих воинах». О «Свете вечном» я такого сказать не могу. Никак не могу. Я ожидал от Сапковского гораздо, гораздо большего. Он ведь всегда умело и мастерски конструировал фабулу, а здесь он прямо сам на себя не похож. Промах в плане сюжета очень серьёзный и существенный, прямо непростительный.

Складывается такое впечатление, что вот он запланировал три романа по 600 страниц, надо ровно столько и написать, если интересных поворотов и изысков не придумывается, заполним книгу чем-нибудь другим. Прочитав 400 страниц текста, я с удивлением обнаружил, что ничего существенного, по-настоящему интересного и цепляющего не произошло. Рейневана начинают подозревать в измене и предательстве «свои», гуситы, его проверяют и испытывают, а он тем временем предпринимает безудержные и неудачные попытки отыскать и спасти свою любимую... Всё, больше ничего мне не запомнилось. Обидно. Назвать «литьём воды» то, что делает автор на страницах романа, однако, язык всё-таки не поворачивается. Что-нибудь, конечно, всё время да происходит, но уж больно незначительное. Из достоинств могу сказать — роман нигде не провисает, идёт и читается ровно, и на страницах книги совсем уж заскучать не привелось. Но «вкусности», о которых я говорил в отзывах на предыдущие две книги, исчезли, их нет, осталась только «приправа» — стиль, антураж, латинские фразы, исторические лица и реалии, эрудированность и ирония автора.

После двух третей прочитанных страниц от объёма романа сюжет оживляется, чтобы взорваться крещендо в самой ужасной и сильной по воздействию сцене романа —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцене гибели Ютты
. Я почти рыдал. Нет, конечно, я очень даже ожидал от АС'а такого поворота событий. Но я не ожидал, КАКИМ ОБРАЗОМ он свой замысел осуществит. Это сильно — потрясает, ужасает, трогает. Но за одно это ставить 10 баллов рука никак не поднимается.

В романе много политики. Но мало интриг. Я почти не увидел в романе тонких интриг. Пожалуй, только две новые таинственные силы — Лукаш Божичко и Рикса. Больше не припомню. Также мало стало элементов фэнтези, сказочных существ, мистических событий. Они мне нравились, придавали краски и изюминку. Здесь их нет почти. Есть то, что мы уже видели в двух частях — массовые сцены, вырезание населения городков, сжигание всего, что горит, походы Таборитов, диверсии, шпионаж, путешествия главного героя, политическая игра, показ эпохи. Это всё мы уже видели и читали. К тому же, к сожалению, та сильная непередаваемая атмосфера, которая западала в душу, значительно выветрилась. Жаль. Как и разочаровала линия Самсона. Совсем как-то... нелепо.

Мало внимания уделено также психологии и развитию личностей героев.

Но главный недостаток, это, конечно, сюжет. Он потерял живость, насыщенность и яркость. Стал почти нелепым, несуразным. Финал, однако, светлый, трогающий, оставляющий приятное чувство на душе. А всю книгу кого-нибудь чёрт попутает когда-нибудь назвать пустой, потому что есть к этому все предпосылки.

Отзыв сумбурный, потому что такое и впечатление от книги. Скрепя сердце, придётся поставить 8. Меньше уж не могу, слишком люблю сагу и автора. А очень бы хотелось, и расчитывал на это перед прочтением, поставить 10. Но мало ли, что хотелось бы, раз не получается...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Завершающая книга. Увы, но часть линий оборвалась, часть ружей не выстрелило. С другой стороны, такой несколько смазанный конец имеет что-то такое, из-за чего хочется всплакнуть. В жизни не бывает хеппи эндов. Даже у магов и алхимиков.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду писать много, ограничусь моим самым любимым эпизодом.

«Недооцениваете силы, которые за нами стоят. Мощь, которой мы обладаем. А это, уверяю вас, большие силы. Самые большие, какие только знает природа. И такие, каких природа не знает.

Он вытянул ладони, растопырил пальцы. Возле каждого ногтя вдруг появился тонкий синий язычок пламени, мгновенно растущий и меняющий свой цвет на красный, потом белый. От легкого мановения пальцев пламя с большой мощностью вспыхнуло и окружило руки Стенолаза клубящейся массой огня. Стенолаз перелил огонь с ладони в ладонь, сделал какой-то жест. Огонь лизнул край украшенного резьбой стола, мигающей завесой вознесся, танцуя, почти касаясь резных балок потолка.

Служащий даже не дрогнул. Даже глазом не моргнул.

– Огонь возмездия, – медленно сказал Стенолаз. – Огонь на крыше усадьбы. Огонь на складе товаров. Огонь костра. Огонь ада. Огонь черной магии. Самая могущественная сила, которая существует.

Он убрал ладони, встряхнул пальцами. Огонь исчез. Бесследно. Даже без запаха. Не оставив нигде даже знака своего недавнего присутствия.

Служащий компании Фуггеров медленно потянулся к секретеру, что-то оттуда вытащил, когда он убрал руку, на крышке стола осталась золотая монета.

– Это florino d’oro, – медленно проговорил служащий компании Фуггеров. – Флорин, который еще называют гульденом. Диаметр около дюйма, вес около четверти лота, двадцать четыре карата чистого благородного металла, на аверсе флорентийская лилия, на реверсе святой Иоанн Креститель. Закройте глаза, господин Грелленорт, и представьте себе таких флоринов больше. Не сто, не тысячу и не сто тысяч. Тысячу тысяч. Millione, как говорят флорентийцы. Годовой оборот компании. Представьте себе это, милостивый сударь, постарайтесь увидеть это силой воображения, глазами души. И тогда вы увидете и познаете, что такое настоящее могущество. Истинную силу. Самую могущественную, которая существует, всемогущую и непобедимую. Мое почтение, господин Грелленорт. Вы знаете дорогу к выходу, не так ли?»

В одном абзаце так показать закат мира магии, сказки и чудес перед наступающим безжалостным миром денег — надо уметь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя книга о Рейневане выполнена в духе предыдущих. Как всегда — начало трудно, сумбурное. Хорошо хоть, что в этот раз Сапковский решил обойтись почти без географии и имен. Зато автор не смог без путанных пространственно-временных перебросов читателя то туда, то сюда.

Рейнмар из Белявы всё продолжает умнеть на глазах. И, опять же, тупеть. Он по-прежнему попадает из одной передряги в другую, теряет и находит друзей, встречает старых знакомых, лечит нужных и ненужных людей. Ещё иногда он вспоминает про любовь. И вот тогда у него окончательно сносит башню.

Интересно было читать куски глав, повествующих о различных ядах (особенно о Перферро). Не менее любопытно было пробегать глазами строки о наркотических средствах — травах, грибах. Пан Анджей очень ловко вплетает проблемы и аспекты современности в рубеж 1420-1430-ых годов.

Наконец-то Сапковский раскрывает завесу тайны всадников Грелленорта. Пожалуй, это очень вкусная изюминка романа. Но и она проработана не на все 100%.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Могу смело сказать, что некоторые вещи очень предсказуемы. Например, смерть Самсона. Это чувствовалось и ощущалось легко. Отсюда полное отсутствие драматизма в этом моменте. А жаль, всё-таки он был интересным персонажем. Предсказал я и роман нашего Рейнмара с Эленчей. Между ними сразу возникло что-то, хотя фон Беляу сопротивлялся этому чувству.

А вот смерть Ютты не была так проста. Я не думал, что ёё всё-таки убьют. К тому же таким способом... Вот эта сцена описана очень жестко и очень грустно. Я обнаружил опустошение в себе, хотя не сказал бы, что Ютта была каким-то особым героем, особенно во 2ой и 3ьей книгах. Это в «Башне» она была очень интригующим и романтичным образом.

Итог: трилогия завершена. Роман получился грустным, но сильным. Жаль фон Беляу, тяжелая у парня судьба. Видимо, это его кредо — всегда быть за проигравшую сторону. Он, наконец, это осознаёт и принимает. Возможно, он познал счастье... Но вот что точно — Рейнмар поумнел. Жизнь его много научила, предварительно избив до смерти множество раз.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга получилась своеобразным справочником по всем вопросам, которые накопились после первых двух. Как и в первой части начальные 100 страниц читаются довольно тяжело, минимум действия и никаких интриг не вызывают эмоций, хочется побольше действия. Зато потом события будут стремительно лететь, необходимо внимательно следить за персонажами, потому что некоторые герои сыграют заметную роль в ходе масштабной войны и оставят след в истории.

Армия гуситов огнем и мечом прокатывается по территориям соседних Силезии и Саксонии, убивая священников и разрушая церкви, сжигая города и вырезая всех жителей, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков.

На магическом фронте также происходят глобальные события. Созданный Стенолазом яд продолжает убивать ведущих лидеров гуситов, а также по желанию епископа и некоторых других деятелей из других государств. Судьба самого Гелленорта также не обделит своим вниманием и воздаст ему особую плату.

В ходе воинских действий или при проведении боев будут убиты многие главные герои цикла, судьба остальных будет тоже не очень счастлива. Восстание гуситов, описанное Сапковским сможет сыграть определенную роль в ходе общей истории Европы, однако принести счастье чешскому народу они не смогут.

Отличное завершение всего цикла:appl: Точки поставлены, дальнейшая судьба героев будет зависеть уже от них.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга более чем великолепна. Великолепно ощущение, которое она оставляет. Ощущение меланхолии и лёгкой грусти. Всё постепенно становится на свои места. Каждому, несмотря ни на что, воздаётся по делам ему.

А кому-то и не воздаётся. Такова жизнь — и винить в этом некого.

Финал для героя... Вот так вот и бывает — воевал, чудом спасся — а закончил, приворожённый к некрасивой девушке. Тонкая ирония — как раз в стиле пана.

Мне бы, честно говоря, хотелось, чтобы Рейеван в конце отправился в Константинополь. Но жизнь, как обычно, глуха не только к желаниям героев, но и к желаниям читателей. :)

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх