Эммануэль Каррер «Лимонов»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Ренодо / Prix Renaudot, 2011 // Премия Ренодо (главный приз) | |
лауреат |
Премия литературных премий / Prix des prix littéraires, 2011 |
Рецензии:
— «Julian Barnes on Limonov by Emmanuel Carrère - portrait of a political punk», 2014 г. // Автор: Джулиан Барнс
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 21 мая 2025 г.
Всё таки, Эдуард Лимонов личность уникальная. На данный момент единственный современный российский автор, чья биография вышла на «загнивающем Западе». И не просто вышла, а даже побывала в списках бестселлеров. Действительно, для западного читателя — уникум. Ведь как начинал ....... уехал из «Империи Зла», побывал в самом низу «пищевой цепочки демократического организма»; но не сдался, не опустил руки, а написал гениальную книгу и стал знаменитым. Бурные аплодисменты, переходящие в овации. Занавес? Ага, размечтались.
Западный обыватель был шокирован, когда одним не особенно прекрасным днём, увидел по телевизору Лимонова, азартно пуляющего из сербского пулемëта, в сторону хорватов. Сила шока была примерно такая же, какая была бы у православного батюшки, если бы какой нибудь шутник зачитал ему вслух пресловутую сцену с негром, из «Эдички.....». Ну а затем у Лимонова вообще «кукуха улетела» — помимо Югославии, отметился также и в Приднестровье. Сошёлся в Москве с политическими маргиналами, основал фашистскую партию, а потом и вовсе сел в тюрьму, как террорист ....... Вот так подающая большие надежды знаменитость, в одночасье стала нерукопожатной. Человеком, о котором не принято упоминать в приличном обществе .......
Но Эммануэль Каррер всё таки рискнул и упомянул. Как показали списки бестселлеров и количество переводов на языки мира — вполне успешно. Масштаб личности Эдуарда Вениаминовича, оказался выше всех отмен и «нерукопожатий». Не зря же Захар Прилепин как-то сказал, примерно: «Мы живём в эпоху Лимонова». Если и преувеличение, то не сильное.
«Лимонов» — вторая из биографий, за авторством Эммануэля Каррера. Первая была посвящена знаменитому американскому фантасту, Филипу Дику. И разница в авторском подходе к двум великим, видна невооружённым взглядом. Каррер в первую очередь влюблён в творчество американца, а его персона кажется довольно скучной и малосимпатичной. В случае с Лимоновым, всё ровно наоборот — француз буквально заворожен силой личности русского писателя, а творчество идёт как бы в довесок. Эммануэль Каррер, наблюдая со своей французской колокольни, нихрена не разобрался ни в Лимонове, ни в России в целом, но попытка вполне искренняя и живая. Это заслуживает если и не уважения, то читательской симпатии.
Книга не случайно имеет подзаголовок — роман. Каррер неоднократно бывал в России, был лично знаком с «героем своего романа» и со многими людьми из его ближнего круга, но всё же основным источником информации биографу послужили ....... книги самого Эдуарда Лимонова. Некоторые эпизоды перекочевали в биографию, практически без изменений. Эдуард Вениаминович очень старательно, по кирпичику, выстраивал мифологию вокруг себя любимого. Автобиографичность в его прозе — лишь центральный стержень, ну или шест в стриптиз-клубе, на котором авторское альтер-эго Эдичка крутится так, как того возжелает Эдуард Вениаминович. Если хорошо — то и купюру в трусы. По сути, Эммануэль Каррер написал биографию не Эдуарда Лимонова, а Эдички. Авторского альтер-эго. Заложил свой кирпичик в здание лимоновской мифологии. Реальный Эдуард Вениаминович в книге конечно тоже есть, но лишь как шест посреди большой сцены.
Впрочем, это не претензия. Так и было задумано — в конце концов, Эдичка неотъемлемая часть личности Эдуарда Вениаминовича. Эммануэля Каррера заворожил этот танец на шесте — ну так он же не из воздуха возник, хореографом выступил реальный, великий русский писатель, Эдуард Лимонов. Посредственность свою мифологию не построит, сие и из великих не каждому дано.
»- А всё-таки странно. Почему вы решили написать обо мне книгу?
Он застал меня врасплох, но я стараюсь ответить как можно искреннее: потому что у него — или у него была, я уже не помню, как я выразился, — потрясающе интересная жизнь: романтичная, полная опасностей, тесно перемешанная с шумными историческими событиями.
И тут он произносит фразу, которая меня потрясает. С сухим смешком, глядя в сторону:
- Дерьмовая была жизнь, вот так».
Француз написал захватывающую книгу. Сумел создать потрясающий портрет на фоне эпохи, но не сумел разглядеть живого человека, стоящего в тени монументального здания. Или не захотел. Не факт, что и мы захотим — потому что потрясающе, интересно, шумно и романтично. Эдуард Вениаминович это понимал, сам же здание и возводил, но мимолëтную горечь удержать не смог.
prouste, 31 октября 2016 г.
Каррер ровно, неплохо пишет. Мне «Лимонов» напомнил «Человека с яйцом» Данилкина. В обоих случаях рефлексия авторов относительно выбора темы, тоска по сильной и цельной фигуре занимают отдельное место помимо собственно биографических вещей. Если в двух словах: импотенты завидуют Распутину ( в случае с Данилкиным — Проханову). Все очень добросовестно, подробно и обстоятельно. Хорошее элегичное завершение, почти без клюквы. Что мне категорически не понравилось у Каррера, то почти дословный пересказ романов Лимонова, в которых биографический элемент привалирует, но они отнюдь не документальные произведения. Каррер на голубом глазу воспроизводит диалоги персонажей, приписывая участие в них дословно Лимонову, пересказывает вплоть до онанизма или испражнений. Что позволено Лимонову, который совершенно уникален и истов в художественном самообнажении, то несколько неловко от биографа. Ну вот если бы Валерий Попов в биографии Довлатова начал дословный почти пересказ «Зоны» или «Заповедника» со сценами, диалогами и проч оттуда. А как легко писать биографам Буковски и иных авторов второго ряда, оставивших внятные художественные вещицы биографического характера. Пересказ романов Лимонова, которые все же лучше читать в оригинале, занимает более половины текста. Посему мне непонятны чрезмерно хвалебные рецензии на эту книгу, которая хотя бы ввиду наличия указанного сомнительного приема много уступает данилкинской.