Станислав Лем «Эдем»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Хотя и до «Эдема» С. Лем уже печатался более 10 лет, именно выход научно-фантастического романа «Эдем» можно считать началом зрелого, «золотого» периода в творчестве писателя, принёсшего ему основную популярность и славу. Несмотря на то, что сам автор критиковал своё произведение и был им недоволен, в основном за расхождение первичного замысла с получившимся результатом, роман был благосклонно воспринят читателем. «Эдем» был не просто очередным представителем приключений землян-путешественников в загадочном и неисследованном космосе, он поднимал и ряд социальных, философских вопросов развития цивилизаций и допустимости вмешательства в развитие чужой и непонятной культуры.
Земной ракетный корабль с экипажем в шесть человек терпит аварию на неисследованной планете Эдем, зацепив при полёте край атмосферы планеты из-за неточности расчётов. Планета оказывается пригодной для дыхания и даже проживания землян, но имеет собственную высокоразвитую и совершенно непонятную землянам цивилизацию. Каждый контакт со следами цивилизации эдемцев или с ними самими не проясняет общую картину, а лишь порождает новые загадки.
Первая публикация: газета «Trybuna Robotnicza», Катовице №№ 211-271 1958.
Первая книжная публикация: Lem S. Eden издательство «Iskry», Варшава 1959.
Первая публикация на русском языке: журнал «Звезда», 1966, №№ 9-10 (в переводе Дм. Брускина).
Отрывок из романа публиковался в журнале «Вокруг света» в № 8 1966 г. с анонсом о предстоящей публикации в «Звезде».
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1966'08», 1966 г.
— антологию «Вахта «Арамиса», 1967 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Польша) |
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ruddy, 11 ноября 2005 г.
Такой повести я еще никогда не читал. Сам по себе уникальный сюжет, просто ни на что мною читанного ранее не похожий... До конца даже не догадываешься, что же на планете происходило и происходит.
Особенно удивил автор своим способом описания героев, можно сказать — «безликим». Почти никаких имен, кроме одного — «Генрих», почти нет описания внешности персонажей, их внутренних монологов, не раскрываются их Личности — все повестовование направлено лишь на раскрытие сюжета, ничего более... Но как сюжет раскрыт!
Кажется, что повесть лишена некой чувственности, «Научная Фантастика чистой воды» — но это лишь иллюзия: последние две страницы доказывают обратное.
Замечательное произведение. Я потрясен...
Автору мое глубокое почтение.
strannik102, 6 декабря 2020 г.
Мы-то думали, что оно вон как, а оказалось вон оно чё!
Хорошо сидеть на трубе и крутить вентиль по своему желанию. Даже если это труба информационная...
Этот уже довольно старый фантастический роман прославленного польского писателя-фантаста и футуролога Станислава Лема при новом нынешнем прочтении/перечтении вдруг заиграл новыми современными и актуальными смысловыми красками. Понятное дело, что когда было мне полтора десятка лет отроду (т. е. что-то около 1972 года), то и воспринял я эту книгу, прежде всего, как чистую космическую фантастику, ну и про контакт с внеземными разумными существами. Да, наверное, так оно тогда и было, и писал Лем свою книгу про трудности контакта и про величайшие трудности взаимопонимания. Ну и, конечно, про право любой цивилизации на самостоятельное развитие без всякого внешнего вмешательства, тем более вооружённого и силового — так сказать, проблема прогрессорства, миссионерства и прочего насильственного цивилизаторства. И конечно же, тема искусственного вторжения в естественную природную биологию своего вида и попыток евгеники — тоже тема чрезвычайно интересная. Все эти смыслы и сейчас явно в романе заметны и не менее важны, нежели тогда, шесть десятков лет тому назад, когда Лем писал эту книгу (1959 г.).
Однако Лем затронул и ещё одну весьма важную тему — управление обществом и государством при масштабном использовании методов искажения и сокрытия всей или части информации. И тогда эта тема воспринималась просто как признак тоталитарного общества со своеобразным механизмом государственного и общественного управления. Но вот мы теперь живём в эпоху глобального интернета и практически полной свободы информации. Однако же вместо ожидаемой полноты и объективности информации мы имеем на сегодняшний день широко развитые приёмы и способы ведения информационной (и, соответственно, идеологической, ментальной, эмоциональной и всякой прочей) войны, ведущейся как раз в общем информационном пространстве, и то, что с полным осуждением описывал Станислав Лем в этом своём уже стареньком романе, теперь красочно и могуче расцветает на нашей маленькой старушке Земле.
Вот вам и Эдем. И вот вам и писатель-фантаст — тут уж точно не обошлось без дара футуролога! В общем, Лем по-прежнему велик, любим и почитаем.
morbo, 3 марта 2019 г.
Великолепная пятёрка и Координатор летят в космосе на космическом корабле, видят красивую планету Эдем и решают немного изменить курс, чтобы пройти мимо планеты поближе. Всё было бы хорошо, но экипаж не учёл одного обстоятельства — за планетой следует атмосферный хвост, который весьма разряжён, но которого оказывается достаточно, чтобы космический корабль начал стремительно терять скорость. Корабль падает на планету, зарывшись на несколько метров в грунт. Всё оборудование корабля, все ремонтные автоматы от чудовищного удара превратились в труху. И только люди оказываются крепче железяк и остаются целёхонькими. Только у одного из членов экипажа оторвалась одна из строп его нейлонового гамака.
Все шестеро членов экипажа именуются по их должностям: Координатор, Кибернетик, Инженер, Физик, Химик, Доктор. В тексте несколько раз упоминается имя только одного из членов экипажа. Если я ничего не напутал, то инженера зовут Генрихом. В целом такой необычный подход к именованию персонажей книги наводит меня на мысли, что автор начал писать книгу, рассчитывая дать имена персонажам позже и лишь после половины книги придумал имя для одного из них, которое неосознанно вырвалось и попало на страницы книги. Если инженер — это Генрих, тогда остальным я бы дал такие имена: Координатор — Владимир, Кибернетик — Норберт, Физик — Альфред, Химик — Дмитрий, Доктор — Игнац. Почему нет? :)
Что же делают наши герои, оказавшись в такой щекотливой ситуации? Перво-наперво, понятное дело, пытаются выбраться из космического корабля. Потом пытаются сориентироваться на местности, в первую очередь — для пополнения запасов питьевой воды. В перерывах между вылазками пытаются запустить ядерный реактор и оживить служебные и ремонтные автоматы корабля. Мне кажется довольно странным то, что даже пополнив запасы воды и разработав план ремонта своего космического корабля, они продолжают вылазки. Оживив транспортное средство, которое называется Защитником и напоминает танк, они продолжаю вылазки на нём.
Описание вылазок занимают добрую половину романа. Добрую — в переносном смысле, то есть — бо́льшую. Несмотря на богатое воображение автора, приключения эти кажутся очень затянутыми и очень скучными. Есть и ещё одна причина, по которой эту половину романа нельзя назвать доброй в буквальном смысле.
Несмотря на попытки создать роман, сочетающий в себе приключения, ксенофантастику и антиутопию, всё это показалось мне довольно неубедительным и отошло на второй план перед отвратительным поведением землян. Та лёгкость, с которой приматы с Земли применяют любое оружие, вплоть до атомного, не может оставить спокойным. Даже местные жители оказались более гуманными и ограничились возведением сверхпрочной стены, которая должна была изолировать пришельцев от окружающих.
В конце книги герои без особых угрызений совести или каких-либо сомнений, стартуют в космос, сжигая в реактивных струях двух представителей местной разумной расы — душевнобольного и учёного.
И лишь при более внимательном рассмотрении этой бочки дёгтя можно найти несколько любопытных жемчужин. Это устройство общества местной разумной расы и их наука прокрустика. Общество управляется при помощи одной из отраслей информатики. У этого общества лидеров либо вовсе не существует, либо эти лидеры тщательно скрываются от общества. Законы общественного взаимодействия устроены таким образом, что все члены общества вынуждены соблюдать их, хотя к этому их никто специально не принуждает. Сформировать систему наград и наказаний помогла наука прокрустика. Апофеозом такого способа управления являются подобия концлагерей, где местные жители пребывают безо всякой охраны, однако испытывают необходимость во взаимодействии друг с другом, что и удерживает их от бегства.
Если судить по «Сумме технологий», Станислав Лем придумал множество собственных названий для вещей, о грядущем появлении которых в его время ещё мало кто задумывался. Его фантоматика в наше время называется виртуальной реальностью, его телетаксию в наше время принято называть телеприсутствием. Если попытаться сопоставить прокрустику с наиболее близким по смыслу современным понятием, то я бы сказал что прокрустика напоминает цифровую диктатуру.
Уже сейчас в России можно заметить первые ростки цифровой диктатуры. Власть стремится избавиться от оборота наличных денег, пытаясь заставить перейти всех граждан на безналичные расчёты. Количество банков при этом непрерывно сокращается год за годом. Множество разнообразных систем контролируют продажу алкогольной продукции, шуб и меховых изделий, перевозки грузов, взаиморасчёты между предприятиями. Всё это делается в целях повышения собираемости налогов, что, наверное, не так уж плохо. Плохо, когда в таких цифровых системах происходят ошибки, а они происходят.
Как-то я встречал историю о неправильных данных о земельном участке в Росреестре. У человека имелась только распечатка данных, которые использовались при переоформлении права собственности. На момент оформления эти данные совпадали, а потом внезапно выяснилось несовпадение. И всё бы было хорошо, если бы распечатка являлась бы документом. Но поскольку распечатка эта документом не является, теперь именно владелец должен доказывать чиновникам, что ошибка находится в Росреестре, а не где-то ещё.
Другой случай произошёл с женой моего коллеги. У его жены списали со счёта без предупреждения какой-то штраф, а сам счёт заблокировали. Оформляла она этот счёт в другом городе, а попытки разобраться с налоговой по телефону ни к чему не привели — диспетчер, обрабатывающий звонки, не смог даже найти этот город в системе, т.к. система при поиске выдала сообщение о внутренней ошибке. Пока не знаю, чем закончится эта история, но начала уже достаточно.
Вот если представить, что наличные деньги действительно вытеснены из оборота, а все документы заменены записями в государственных базах данных, то появляется вполне неиллюзорная вероятность мгновенно превратиться в человека без определённого места жительства. Учётная запись человека в системе просто блокируется или исчезает и он больше не может ни совершить звонок, ни приехать куда-либо лично, ни получить работу. Дополняем эту ситуацию бесплатными поездами в один конец — в какую-нибудь коммуну, которая занимается сельским хозяйством или лесозаготовками, но не требует у своих членов документов и обходится при расчётах одними трудовыми квитанциями, и получаем то самое фантастическое общество из романа Станислава Лема. Нет охраны, но никто не пытается бежать, потому что в условиях цифровой диктатуры просто не сможет вести хозяйственную деятельность вне этой коммуны.
Тут есть о чём подумать. Жаль, что сам Станислав Лем не уделил этому вопросу в романе достойного внимания, сосредоточившись на приключенческой составляющей. На мой взгляд, читать книгу ради этих нескольких жемчужин всё же не стоит. Почему-то я ожидал от автора чего-то большего.
AlisterOrm, 22 февраля 2013 г.
Товарищ Лем тему контакта любил не меньше, чем Саймак, а уж в придумывании чуждых форм жизни ему не было равных. В это романе, в принципе, то же самое. Однако «Эдем» — это вовсе не «Солярис», он лишён той тяжелейшей моральной нагрузки, и философского содержания. Я бы даже сказал, что этот роман — вполне традиционен по своему наполнению, и заставляет вспомнить приключенческую НФ тех лет.
Итак, космический корабль терпит крушение. Его экипаж довольно интересен, так как нам практически неизвестны имена его членов — всё заменяют характеристики (Доктор, Физик, Кибернетик и т. д.). Честно говоря, сначала я думал, что это придаст персонажам известную схематичность, однако это вовсе не так. Не особенно яркие, конечно, но вполне себе нормальные люди собрались на этом корабле, причём слово «нормальные» следовало бы выделить курсивом. У них чисто человеческие реакции на происходящее, попав в эту экстремальную ситуацию, они ведут себя как настоящие учёные, хотя и без малейшего героического пафоса.
К сожалению, иная цивилизация здесь дана не очень чёткими описаниями. С одной стороны, это неплохо — создаётся полное впечатление чуждости эьой цивилизации. Однако вскоре появляется учёный из местных, и по его рассказам становится ясно, что не так уж сильно эти существа отличаются от людей. Проблемы те же, пороки общества тоже очень похожи... Это несколько снижает впечатление, однако превращает «Эдем» в эдакий «антисолярис», показывая, что всё-таки вполне возможно познать представителей иных цивилизаций.
А ещё это — книга антипрогрессорская. Люди не стали вмешиваться в конфликт «классов», в котором они слишком мало понимают. Они должны сами переварить свой конфликт, а случайные свидетели не имеют права встревать сюда. Вот такой вот интересный роман написал товарищ Лем. Простой, да, но со вкусом.
artem-sailer, 4 мая 2020 г.
Несмотря на обилие отрицательных отзывов на Фантлабе и лично мои стенания вроде «ожидал от Лема чего-то большего» — стенания, спровоцированные прочтением предыдущих произведений автора, — данный роман мне в целом (с некоторыми оговорками) понравился.
Возможно, впрочем, именно благодаря отрицательным отзывам и стенаниям. Почему? Сейчас объясню.
История вышла такая. Прочитав в юности «Солярис», а чуть позже ещё несколько книжек Лема, я был просто поражён его талантом. Очень интересные, хитроумные и философские попались мне произведения на начальном этапе знакомства с творчеством знаменитого фантаста. Но выборка, как оказалась, была не репрезентативной — это были, вероятно, самые сильные вещи пана Станислава, поэтому прочтение других книжек вызывало у меня поначалу лёгкое недоумение. Я думал — ну, видимо, это я такой не шибко умный, раз не понял светлой мысли автора. Ознакомившись с отзывами на Фантлабе (в том числе — авторитетных в моих глазах пользователей), я сменил недоумение на разочарование. Мол, не я один такой, а Лем писал не только сильные произведения.
Вероятно, поэтому перед «Эдемом» у меня и был такой настрой: не ожидай чего-то сверхгениального, это просто книжка, которую ты должен прочитать. И поначалу именно так и шло: тривиальная для фантастики середины прошлого века ситуация, безликие герои, заунывные описания вылазок в непонятный мир двутелов. Множество деталей, описаний, но при этом в моей голове никаких образов не появлялось. Внятность происходящего вызывала сомнения.
Чего же можно было ожидать далее? Смазанной, беззубой концовки? Безусловно! Ведь это — одна из болезней раннего Лема (по крайней мере, судя по, например, «Расследованию» или «Возвращению со звёзд»).
И совершенно неожиданно именно финал, последние страниц пятьдесят меня захватили в самые цепкие объятия, держали в напряжении и не разочаровали.
Зато теперь я понял: Лем был мизантропом!
В любой его биографии написано, что пан Станислав к идее контакта относился весьма скептически. И я всегда думал, что писатель брал нестандартную ситуацию, ставил героев в сложное положение и моделировал поведение человека перед лицом неминуемого контакта с представителями иного разума, исходя из сложившихся предпосылок.
Прочитав «Эдем», я совершенно отчётливо осознал, что Лем придумывал именно такие ситуации, в которых человек предстанет в самом неприглядном свете, проявит самые отвратительные черты своей натуры: эгоизм, возведённый в ранг слепой инфантильности, эгоцентризм в стадии терминального антропоцентризма, агрессию по отношению ко всему, что движется, даже если ещё не видно никакой явной угрозы, стремление «причесать» этот мир под себя.
Лем не допускал естественных, спонтанно возникающих ситуаций, не позволял им развиваться в русле общепринятой логики, а потом думал — как же поведёт себя человек в этом положении. Нет, он брал сферического человека в вакууме и выстраивал вокруг него ландшафт, в котором человек поведёт себя как настоящая двуногая зверушка, подстраивал высоконравственному космонавту такие козни, чтобы тот скатился куда-то в низ эволюционной пирамиды.
Гораздо большую симпатию здесь вызывает трогательный в своей наивности умница двутел-астроном, который рискует жизнью ради познания, ибо понимает, что предоставившийся шанс — один на миллион оборотов планеты и другого такого шанса уже не будет. Его гибель предопределена — как иначе могут поступить земляне?
Shtrm, 12 марта 2015 г.
Лем сделал правильно, когда обезличил своих персонажей. У них нет ни имен, ни национальностей, ни даже выделяющихся черт характера. Просто каждый является экспертом в своей области. Это очень помогает абстрагироваться от переживания и выражения симпатий за каждого в отдельности. Вместе с автором мы пытаемся мыслить логически и рационально, ищем ответы на поставленные перед нашими астронавтами вопросы от чужой цивилизации. Загадок, действительно настолько много, что у читателя в первой половине романа голова идет кругом от бесчисленных фактов и проявлений жизнедеятельности цивилизации двутелов. Астронавты честно признаются, что ничего не понимают, но при этом строят множество гипотез, исследуют пространство вокруг корабля и пытаются наладить контакт. В конце концов это им удается, но цена оказывается слишком высокой, да и попытки осознать логику чужого разума тоже оказываются недостаточно успешными.
Лично мне многое из происходящего показалось слишком нереальным, начиная от физиологии двутелов, заканчивая их социальным поведением. Лем придумал вполне реальное общество со своим политическим укладом, странными обычаями, армией, языком, историей и моделями поведения отдельных особей. Но понять его принципы и причины возникновения нам не дано, на это нет времени, да и сами по себе двутелы слишком чужеродны, на что указывает даже их жуткий внешний вид.
Роман своими безуспешными попытками понять происходящее на чужой планете и непрерывными столкновениями с недружелюбными проявлениями чужой силы, напоминает «Непобедимый», но последний мне понравился много больше. «Эдем» хорош с точки зрения классической научно-познавательной фантастики, но оставляет практически равнодушным любителей приключений. Очевидно, что автор намеренно ушел от попытки совместить эти две составляющие, сосредоточившись на описании модели поведения инопланетного общества.
Халвомёт, 14 апреля 2013 г.
Роман Станислава Лема «Эдем» только на первый взгляд кажется традиционным представителем научной фантастики, где главные герои — члены экипажа межзвёздного корабля, отправившиеся осваивать бесконечные просторы космоса. Но постепенно, шаг за шагом, событие за событием, приоткрывается всё больше подробностей, проблем и вопросов, которые по настоящему ставят в тупик. Что бы вы делали, если оказались в подобных в подобных обстоятельствах? Очень трудно сказать. Возможно, когда-нибудь человечество все-таки отправится осваивать вселенские просторы (в детстве я верил, что это будет уже в 2000 году) и подобные вопросы встанут перед ним в полный рост, требующие каких-то решений, возможно, правил или образа мыслей.
Центральный сюжет книги это столкновение земных астронавтов с местной цивилизацией, понять которую оказывается очень сложно, практически невозможно. Они находят признаки разумной жизни, но не могут наладить контакт с местными жителями, чуть ли не погружаясь с ними в тотальный конфликт, грозящий самыми ужасными последствиями. До последнего момента, они даже не уверены на 100% в разумности встреченных живых существ, слишком всё странно выглядит по земным меркам. Но в итоге, они убеждаются в их разуме, хотя в их адекватности, честно говоря, остаются большие сомнения.
В итоге получилась очень странная книга, в то же время снабжённая весьма подробными описаниями что, где, когда. Классическая, в лучших традициях, научная фантастика, постепенно смещающая центр внимания читателя от вопросов технических, могущих встать по факту перед нами в необозримом будущем, к вопросам философским, психологическим или даже нравственным. К недостаткам книги, пожалуй, можно отнести вышеупомянутые подробности описаний, а так же некоторые чисто технические вопросы, которые просто на данный момент выглядят устаревшими — прогресс не стоит на месте. Но в целом в книге есть все, что нужно для качественного фантастического романа — общение человечества с негуманоидными внеземными цивилизациями, трудности, выглядящие непреодолимыми, интеллектуальные беседы героев о технологическом будущем земной цивилизации, их философские рассуждения. И главное: через роман красной нитью проходит основная мысль — человек не вправе вмешиваться, с земными мерками, в жизнь других миров и устанавливать там свои порядки и законы.
Lucie Morton, 24 сентября 2023 г.
Добила... Моя вторая прочитанная книга у Лема. Может быть, если бы эту книжечку удалось прочесть залпом, то и картина была бы куда более целостная и понятная. Но увы, в этом месяце я разленилась чёт.
...
Герои книжек детской планетарной фантастики повзрослели. И вот уже пять-шесть так называемых космонавтов (имя есть только у одного, у остальных лишь род деятельности) неправильно рассчитали траекторию движения и врезались в поверхность планеты Эдем, на которой был кислород. Делать было нечего, и в промежутках между ремонтными работами ребятки пытались выявить хотя бы какие-то следы местной цивилизации и наладить с нею контакт и причиняли добро направо и налево. Естественно, в целях самозащиты.
На планете обнаружились локации: пустырь, в который ракета зарылась едва ли не на половину своей длины; заброшенный завод, который производил неведомую ерунду, вроде как связанную с провалившимся духовным и биологическим перерождением населения; чаши, производившие для местных жителей еду; мачты и зеркальные стены, чьё назначение толком не раскрыли, увы; город, до которого искатели приключений так и не добрались; колония-поселение, озеро, статуи... В общем, местная цивилизация была довольно развита (хотя и крайне не похожа на людей). И побочные плоды развития там были точно такие же, как и у нас с вами.
Правительство Эдема было настолько тайное, что даже тень тени его тени находилась в тени, и это очень способствовало образованию внутри населения маленьких и безопасных ячеек, которые сосуществовали друг с другом лишь постольку-поскольку и насилу вырабатывали какие-то общие понятия. «Надсмотрщики» имелись, но их роли (кроме физического уничтожения уродцев) я так и не поняла. К слову, когда о землянах пронюхали, их просто-напросто приняли за уродцев и именно поэтому решили «зацементировать». А вовсе не потому, что земляне убили много народу. Вот.
Что ещё-то интересного можно вспомнить... А, ну земляне очень много и охотно стреляли по местным (в том числе, из ядерки, коей взорвали газовую скважину), угоняли транспортные средства... А в самом конце книги к ним пришёл местный учёный, налаживание контакта с которым шло очень живенько, обратно пропорционально его собственному самочувствию, ибо пройдя через разрушенный изоляционный заборчик, он облучился. От него-то земляне и узнали чуть менее чем всё, что хотели. Узнали — и, посовещавшись, поспешили сделать ноги. Ремонт ракеты к тому времени был закончен...
Моё никому не нужное мнение о книге таково. И моральные, и социальные, и технические аспекты гораздо интереснее, чем в том же «Солярисе», но недожатые и местами недосказанные шокараул. Ну, а прежде чем кому-то помогать, помоги себе сам. Зато на Эдеме никогда бы не собирали деньги по СМС на лечение тех, кого в подавляющем большинстве случаев уже не спасти. Чик — и в ров...
martinthegod9, 28 ноября 2017 г.
Совестно, но мне не понравилось совершенно. Книга из жанра чрезвычайно строгой научной фантастики. Такой сухой, что аж хочется подлить воды в текст, чтобы хоть как-то его разбавить. Но нет, Лем верен своей строгости и дотошности.. Начало интриговало, но когда автор начинает описывать нечто непонятное — нам-то тоже непонятно. Как к этому относиться? Пытаться понять? Ну, не по моим способностям это, слишком уж абстрактные проявления инородной жизни описываются. И что мне остается делать за книжкой? Короче говоря, Лем бросает неопытного (не любителя дотошной точной научной фантастики) читателя прямо на берегу и уходит в самостоятельное плавание. Не сказал бы, что это правильный подход.
Хочется присвоить этому роману новый жанр... Вот знаем мы Артура Хейли, да? С его производственными романами. Так вот Лем в «Эдеме» — это автор производственного фантастического романа. А интересно ли детально читать про манипуляции с выдуманной техникой или выживание в выдуманном мире — решать каждому самому.
namco 87, 27 августа 2013 г.
Третья вещь прочитанная после «Соляриса» и «Магелланова облака». С самого начала Лем настраивает нас на серьезное ознакомление с романом. Все персонажи названы схематично по своей профессии: Координатор, Доктор, Инженер. Значит, если у главных героев даже имен нет не ждите розовых соплей, предвкушайте зубодробительную научную фантастику. Местами серьезное описание окружающей среды при экспедициях по Эдему сильно напрягает (слишком дотошно или я не так быстро все перевариваю). Минус этот становится плюсом по простой причине: что вы хотели увидеть на чужой планете, где все противоречит человеческим стандартам. Жители отдельный разговор. Отвратительные двутелы как будто сошли со страниц жутких историй Говарда Филлипса Лавкрафта. А от момента с блужданием по тюрьме/психушке двутелов дрожь пробирает
Конечно же основа книги это режим власти в социальной структуре эдемцев. Конкретнее простая антиутопия. Вот только чем она отличается от большинства своих собратьев? В ней нету перекоса в море чувств и мучений главных героев. Земные ученые тонко без проволочек исследуют окружающий мир не поддаваясь влиянию эмоций. Только Доктор баламутит воду, переживая за двутелов (без этого никуда). На первом месте у космонавтов была цель: починить звездолет и выбраться с планеты, а все остальное являлось дополнением к ней. Постепенно ремонт и прогулки по Эдему переросли в незапланированную битву с системой. Любителям психологических переживаний героев, в случаях тотального контроля над ними, может роман понравиться и одновременно разочаровать. В сознание двутелов человеку не проникнуть по простой причине: оно будет не понятно нам из-за своей чужеродности. Приходится обрабатывать факты при экспедициях по поверхности Эдема. Когда появляется ученый инопланетной расы; представления о жизни и власти на планете принимают конкретный характер. В связи с этим возникают мысли о любой утопии, где все равно есть своя невидимая власть. Выходит там хорошо только из-за того, что свобода жителей давно поставлена на конвейер и все их устраивает. Управлять главное умело и овечки никуда не убегут. Если рассуждать глубже в любой даже самой миролюбивой стране появится выскочка, который будет талдычить о угнетении. неравенстве или обмане. Мы, люди, не можем без конфликтов: это у нас в крови. Эгоизм и рвение к тому, чтобы показать себя лучше всех толкает нас на гнусные поступки. Даже если вы прям кладезь спокойствия, окружающие доведут до нервного срыва или высвобождению своих наболевших эмоций по отношению к близким.
Спокойствие не наш удел. Для этого надо лишить нас гнева, ненависти, зависти, жажды мести: всех плохих качеств. А без них не интересно жить. Наше новое имя будет — марионетки. Кому хочется стать безвольной куклой у которой все хорошо? Ведь я тоже в глубине души хочу поуправлять людьми и при этом боюсь, того что может из этого получиться. Философия мать ее за ногу!
Конец романа двояк. Становится грустно от бесславной участи двутелов: ученого и психа-заключенного. Но вспыхивает искорка надежды о будущих встречах и приключениях на новых, неизведанных планетах. Хочется верить, что где-то там в бесконечных просторах вселенной есть настоящий, незапятнанный злом мир, достойный названия Эдем. Даже если он будет до одури странным, мы попытаемся его понять, чтобы хоть на граммулечку стать добрее.
netlgbun, 11 ноября 2023 г.
Если в «Солярисе» Лем описал непостижимый нечеловеческий разум, то в «Эдеме» (написанном несколькими годами ранее) он исследовал в чём-то аналогичную тему — непостижимую социально-технологическую структуру, которую лишь частично можно объяснить своеобразной физиологией туземцев.
Частично загадки разъясняются в финале книги. Заключительный диалог человека с эдемцем — шедевр.
Tullma, 22 мая 2023 г.
Увы, роман мне совершенно не понравился. Понятно, что встретившись с чем-то не понятным, человек может так и не достигнуть понимания, и чтобы во всем разобраться, нужно много разных специалистов и много времени. Но, мне как читателю, совершенно не хочется после прочтения книги оставаться у «разбитого корыта», ведь суть романа именно в контакте со странной цивилизацией. Вот, взять, например, тот же Солярис. Происходят странные вещи, но в конце концов разгадка находится и читатель понимает и человека, и неземной разум, и в чем, собственно, заключается весь конфликт.
В романе Эдем нет конфликта, как это ни странно. Казалось бы он есть, ведь есть какие-то стычки и т.д. и т.п., но это не конфликт, это просто описание неких событий, причина которых так и остается в разряде догадок. Конфликт — это когда между героями повествования есть неразрешимое противоречие, а здесь его нет. Неземная цивилизация ничего не хочет от землян, земляне ничего не хотят от инопланетян. Земляне просто чинят корабль и скоро улетят, инопланетяне просто смотрят и превентивно защищаются, не нанося никому никакого вреда. Никто никому ничего не должен, никто ни от кого ни в чем не зависит. Нет конфликта изначально (даже банально опасности для экипажа нет никакой).
Так в чем основной смысл романа? Ну да, есть цивилизация, она не понятная, у них свое социальное устройство (чуждое людям), но людей туда никто не звал и никто у людей ничего не просит. Объяснения какие-то даются в конце романа и они практически не раскрывают никаких тайн иной цивилизации, наоборот, только добавляют вопросов. И ответов на них мы не получим. Смысла во всем этом графоманстве лично я не вижу никакого. Большая часть романа — вообще описания местности, техники, «чужих» и прочее. Даже эмоционального конфликта в романе нет, никто из героев не меняется кардинально к концу сюжета.
По мне роман не доработан. Если бы инопланетянин просил помощи и защиты, например, тогда был бы конфликт и соответствующее развитие сюжета. Но нет.
Взять к примеру повесть Евгения Гуляковского «Планета для контакта», многие считают её плагиатом, не понимания разницы между «плагиатом» и «заимствованием». Повесть Гуляковского намного лучше. Там как раз есть конфликт к разрешению которого, движется весь сюжет, есть развитие персонажей и раскрытие тайн иной цивилизации. После прочтения обоих произведений мне подумалось, что Гуляковский, прочитав роман Лема просто не удовлетворился и решил написать свой, взяв у Лема основную идею — аварию, контакт и обозначение персонажей по их специальностям.
В-общем, от прославленного романа, я ожидала большего.
amak2508, 16 октября 2023 г.
Ну какой же умница этот Станислав Лем. Он не просто написал увлекательнейший роман о приключениях космонавтов, потерпевших аварию на неизвестной планете — он при этом ещё и предложил читателю вместе с ним поразмышлять о целом комплексе проблем, связанных с встречей с чужим разумом: сможем ли мы понять их, не будем ли ограничены в понимании земными понятиями и представлениями, имеем ли мы право вмешиваться в чужую жизнь.... Причём все эти мысли, вложенные и уста и поведение героев, настолько органично вписаны в остросюжетный текст, что выглядят с ним единым целым.
Герои... их поведение в сложившейся ситуации вполне правдоподобно, хотя и отдаёт некоторым авантюризмом, характеры у всех членов экипажа заметно разные — в общем, всё как в реальной жизни. Также обязательно надо отметить хорошо продуманные и довольно необычные картины того, что увидели космонавты на чужой планете — это относится и к описаниям самой планеты, и к цивилизации двутелов. Что касается технической составляющей — да, конечно, заметно, что кое-что явно устарело, но для текста, к счастью, это совершенно не критично.
Как итог — увлекательная и умная книга, позволяющая ещё и поразмыслить над написанным. К чтению рекомендуется настоятельно.
andrij, 6 марта 2023 г.
Браво, Станислав Лем!
Очень атмосферное произведение. Особенно впечатляло описание пейзажей, строений, инопланетных непонятных землянам процессов и явлений. В голове рисовались такие картины… жаль, что в настоящее время существует так мало иллюстраций к «Эдему», было бы здорово их сравнить с тем, что я сам себе напредставлял.
Единственная вещь, которую я не до конца могу себе объяснить, как так возможно (пусть даже за одни сутки) создать или настроить машину-переводчик «калькулятор», когда ты встречаешься с цивилизацией, совершенно неземного типа… И пользуясь ею столько узнать за столь короткий промежуток времени… К тому же, у них ещё и плёночная видеокамера… Диоды и транзисторы… Такие небольшие детали добавляют произведению налёт «ретрофутуризма» и некой неправдоподобности, идеалистичности.
Станислав Лем делал же такой упор на правдоподобность повествования, что со временем это уже стало немного не соответствовало современным реалиям. Поэтому, на мой взгляд, писателям необходимо описывать технические аспекты будущего более абстрактно.
Но, тем не менее, «Эдем» оставил просто неизгладимые впечатления.
Очень понравилось. Советую к чтение и прослушиванию всем. Каждый найдёт в произведении своё, но самое главное задаст себе важные вопросы: «Кто я?»… «В чём же смысл жизни?»…
Тигр5, 13 июня 2018 г.
Это первая книга автора, которую я прочитал. Она произвела на меня сильное впечатление. Я считаю эту книгу одной из лучших работ автора.
В первую очередь она цепляет описаниями далёкого мира, что живописный лес, что мрачный «завод», что сами гротескные двутелы. Благодаря им создаётся отличная атмосфера экзотической планеты. Атмосфера же позволяет вызвать чувства от не уютности с напряжённостью до неприязни к чужеродному миру.
Поддержать чувство напряжённости так же помогают постоянные загадки и попытки людей разгадать их. Но точных ответов мы так и не получим. А насколько мы можем им доверять? Какова вероятность, того что люди правильно поняли пришельца и их диалог не был «игрой в сломанный телефон»? Во всяком случае, они сделали правильное, но трудное решение. Они покинули мир, в котором многого до конца не понимают. Увы, в наших международных отношениях так, уже не поступишь (в отличие от времени написания романа). Однако что-то мне подсказывает, что даже если появится многолетняя экспедиция, то они не очень далеко продвинутся. Строго, говоря, роман напоминает мне анекдот: «Каждый историк хотел бы объективно оценить историю, без каких-либо искажений. И вот давайте представим, что за Землёй наблюдает пришелец. Как думаете, что он увидит? Как местные голые обезьяны что-то строят, потом разрушаю., могут ходить убивать соседей… Если вы к ним спуститесь, то много ли из местных смогут точно сказать что-за бардак у них творится?» Однако эта недосказанность идёт на пользу книге, ведь мы можем додумать, что в этом мире происходит. Я считаю,
Из минусов можно выделить слабо прописанных персонажей. Я читал давно книгу, но у меня остались схематичные образы персонажей с яркими чертами характера. Например, Доктор рассудителен, но способен расслабить обстановку остротами. Инженер, он же Генрих, кстати, единственный человек с именем обладает смелым, но слегка безрассудным характером. Координатор старается сохранять спокойствие и порядок в команде. Химик рассудительный и спокойный человек. Физик слегка меланхоличен. Кибернетик замкнут и всегда стремится выполнить задачи. Первый двутел, похоже, просто дебил. Второй двутел смел и способен на отчаянный шаг ради достижений высокой цели — контакт.
Лично у меня вызывают ухмылку рудименты прошлого и видение будущего, вроде толстенных астрономических атласов, съёмок далекой планеты на черно-белую плёночную видеокамеру, меловые доски, компьютер на лампочках…. Но откуда нам знать, как оно будет в далёком будущем и, в конце концов, книга не об этом. К тому же мне что-то подсказывает, что лет через 80 люди будут смеяться над некоторыми нашими прогнозами, например голографическими или прозрачными экранами, хотя нет, уже смотрят с ухмылкой. Серьёзно, неужели людям вместо текста удобней видеть спину коллеги или стену?
Это единственные минусы, который я смог разглядеть. И лично для меня они были не значительны. Но они компенсируются отличной атмосферой напряжённости, интересными описаниями далёкого мира, а так же множеством вопросов, например, о правильности вмешиваться в жизнь других сообществ и возможности контакта. Так же книга читается очень легко и динамично.
P. S Название «Эдем» на мой взгляд, выглядит иронично. Ведь как мы знаем из мифа об Адаме и Еве, они не знали добра и зла до того как не вкусили запретного плода. Добро, насколько мне известно – является следование воле божьей. Цивилизация этого мира, так же не знает добра и зла в нашем понимание. А мы разумеется существа более развитые.