fantlab ru

Стивен Эриксон «Сады Луны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.71
Оценок:
1966
Моя оценка:
-

подробнее

Сады Луны

Gardens of the Moon

Роман, год; цикл «Малазанская империя»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Это — огромный мир.

Мир, в котором выше всего ценятся две доблести, две силы — власть мага и боевое искусство воителя. Мир, в котором могущественнейшая из Империй стонет теперь под властью Императрицы-узурпатора, бывшей главы Ордена убийц-ассасинов. Мир, где войска, принявшие сторону новой повелительницы, захватывают одни за другим Свободные Города — но принуждены отступить перед нечеловеческим могуществом таинственной Алой Гвардии воинов-магов.

Мир, в котором люди ведут бесконечную безжалостную войну... и даже не подозревают, что в войну их с недавних пор вступили еще и боги.

Тот, кто правит Пустотой Теней, — и тот, кто с древнейших, предвечных времен покровительствует убийцам, начинают собственную тайную игру.

...И тогда девочка-подросток превращается в величайшую из убийц, каких только знал тот мир...

...И тогда свора Собак-монстров, посланная Троном Теней, учиняет в воинском лагере Империи кровавую бойню...

...И тогда отправляется в путь по тайным магическим тропам кукла, в которую заключена душа легендарного волшебника.

...И тогда начинается тайная миссия соратницы Императрицы, посланной на далекий юг, чтобы пробудить там к жизни веками дремавшее древнее Зло...

Правила игры еще неизвестны участникам.

Исход игры решит — Случай!

Для этого произведения есть карты:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Ле Блана / Prêmio Le Blanc, 2018 // Зарубежный роман (Канада)

Номинации на премии:


номинант
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2000 // Роман

номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Зарубежный роман года . 2-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2014 // Книги: Самая долгожданная книга

Похожие произведения:

 

 


Сады Луны
2002 г.
Сады Луны
2007 г.
Сады Луны
2014 г.
Сады Луны
2022 г.

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Gardens of the Moon
2000 г.
(английский)
Gardens of the Moon: Book One of the Malazan Book of the Fallen
2004 г.
(английский)
Gardens of the Moon
2005 г.
(английский)
Gardens of the Moon: The Malazan Book of the Fallen, Book One
2009 г.
(английский)
Gardens Of The Moon: 10th Anniversary Limited Edition
2009 г.
(английский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя цитадель темного фэнтези оказалась слепленной из грязи. Я читал этот роман дважды подряд — на бумаге и в аудиоформате, так что с уверенностью могу сказать, что ничего не пропустил. Однако автор и не собирался рассказывать историю. Жалких клочков сцен не хватает на полноценное полотно. Героев много, но большинство из них безлики, а мотивы их неясны. В этом мире неимоверное средоточие пафоса — тут, извиняюсь, поссать нельзя, чтобы не забрызгать какого-нибудь архидемона, высшего мага, бога или великого мечника. От этого любое явление высшего порядка навевает лишь скуку. Ближе к концу романа поймал себя на мысли, что не понимаю вообще ни черта — просто пробегаюсь по строкам и вижу набор слов. Герои что-то говорят, а почему они это говорят я не понимаю. Вы скажете, что это особый мастерский прием. А я отвечу, что это неумение писать связный текст.

Отдельно необходимо отметить полное отсутствие стилизации и попыток придать тексту средневековой архаичности. Тут у нас «капралы», «морпехи», «рефрен», «фактор», «арестовывать», «дескать» и т.д. Стражник ждет, пока его «официально сменят на посту», герои говорят: «без понятия», другие герои подходят «к барной стойке» в таверне. К барной, мать его, стойке. Я даже не буду говорить, что эти ляпы ломают атмосферу. Никакой атмосферы тут нет и это не ляпы — автор даже не видит в этом проблемы, а он, на минуточку, археолог по профессии.

Вывод. Первая книга цикла — скверное и скучное чтиво. Худшее из популярного ТФ.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чтение Садов Луны — это мучение, за которое не будет награды. С самого начала вас вбросят в незнакомый чуждый мир и без интриги, без экспозиции, без попытки заинтересовать заставят наблюдать некоторые события, которые даже приблизительно не являются сюжетом. И это не моя обычная придирка про отсутствие драматической линии повествования. Здесь буквально нет сюжета. Вообще.

А ещё нет главного героя, и вообще нет героев. Даже второплановых.

Сады Луны — это описание того, как НПС третьего плана из второсортной РПГ обсуждают между собой ЛОР незнакомой вам игры. Причем ЛОР того типа, который разработчики прячут куда-нибудь подальше внутри игровой энциклопедии — типа «жаль его выбрасывать, штатный графоман всё-таки старался, измышляя этот бред, пусть останется для самых дотошных любителей читать этикетку освежителя воздуха».

И здесь нет никакой таинственности, никакого великого замысла авторского гения. Эриксон просто забил на построение сюжета и психологическое раскрытие персонажей. Зато предложил читателю вкусить беспорядочные отрывки наискучнейшей истории своего блеклого сеттинга, самого невыразительного и занудного из возможных. И ещё немного понаблюдать за некими действиями неких персон, сопереживать которым не из-за чего, да и не за чем.

Следующая книга действительно лучше, но не сильно. Да, «Врата Мёртвого Дома» уже похожи на книгу, но едва ли этого достаточно, чтобы мучать себя Садами Луны. Впрочем, об этом скажу в отзыве на сами «Врата».

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добив едва треть, подумал, что некоторые романы, в том числе великие, уже закончились на этом месте. Если бы не армия фанатов, я бы уже пять раз бросил. Пока действие, ещё более-менее сносно, но пафосные бессмысленные диалоги, постоянные пророчества и долбанная вертящаяся монета, упомянутая уже раз сто, занимающие процентов 80 текста — это тихий ужас. Каждый раз колет, когда у Лихтенштейна поминаются морпехи, спасибо не космодесантники. Юмора не было ни разу. Герои выделяются только нелепыми именами. В общем, Меекхан в плане ввода в мир и персонажей сделан на порядок профессиональней, там эсхатологическая тягомотина началась только с пятой книги. Больше всего похоже на последние четыре книги «Чёрного отряда», но там нудота началась в середине цикла, а тут прям сразу после пролога. Короче, если бы не точно существующая армия фанатов, решил бы, что «Сады луны» — это пранк или компиляция дарк-фентези первой версией Chat-GPT.

Добил эту, возможно добью всё в энтомологических интересах. По крайней мере внятный финал у первого тома есть, но с огромным удовольствием переключился на другую литературу, хотя и это совсем забрасывать не надо, а то забудется, второй раз возможно не выдержу. Пока комбинация из атмосферы «Чёрного отряда» и пафосного эпика первых трёх томов «Колеса времени», но там хотя бы с четвёртого тома интриги и движуха пошла, в общем понятно было, кого и зачем добавили. Ещё очень раздражает комиксовая неуязвимость героев — постоянно всех убивают, причём, сообщают постфактум, но вмешиваются какие-то боги и спасают, герои и так невразумительные, но тут вообще эмпатия пропадает. Сражения просто ужасны, на 90% описывают, как все напряжены и готовятся, потом адская магия делает имплозию, все куда-то бегут, конец. Всякие переносы душ и отсутствие внятных раскладов даже для жителей мира только бесят, а не вызывают желание разобраться. Работы по очеловечиванию персонажей Эриксон вообще не проводил, решив, что хватит звучно-дурацких кличек. Запомнился только мелкий толстый маг, воровавший на рынке вкусняшки. Но ни характерных жестов, внешности, словечек, ни петов комик-релифов, вообще не понятно, как людей уговорили пробраться дальше первого тома. Теперь обвинение любого другого автора в наличии воды будет вызывать только саркастическую ухмылку.

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд, это какая-то пафосная нудятина...

На второй, все равно пафосная нудятина. При том что, например, «Бог Света» Желязны или первая «Дюна» Герберта у меня не вызывают такого неприятия, хотя в них тоже много пафоса и не всегда есть динамика. Про них можно было бы сказать так же — но нет, в них есть гармония.

Основная проблема этой книги, на мой взгляд, в ужасных диалогах. Вместо того, чтобы говорить чётко и по делу, герои постоянно говорят недомолвками, намёками на какие-то страшные тайны из прошлого, сдабривая это вездесущим пафосом. Живые люди могут так общаться, но изредка. А тут всю дорогу все персонажи вываливают на нас тонны словесной воды. Хотя нет, не воды, а вязкого киселя. Но и в нем не так уж много полезного содержимого. Да ещё и постоянно вязнешь в этих переусложненных фразах.

В итоге, воспринимается это все, как какая-то дешёвая постановка сельского драмкружка.

И это не проблема перевода. Выборочно посмотрел оригинал, там всё так же. Небольшие замечания к переводу есть, конечно. Но не серьёзные — в основном всякие упрощения. Например, сержант Скворец на самом деле должен быть сержантом Кукшей. Но эту птицу у нас не знают. А единственный эпизод, где это хоть как-то играет — сцена, где морант называет его Птица-вор (Bird That Steals). И кукш в Канаде (а автор — канадец) часто называют camp robbers, лагерными ворами. Ну и таких мелочей полно, но на восприятие они не влияют.

В общем, к середине книги, когда снижается скорость появления новых героев, рас, богов и локаций, это произведение становится читабельным. Но сохраняется основная проблема с ужасными, пустыми диалогами, которые делают персонажей очень нежизненными, а потому пустыми. Следить за ними интересно примерно так же, как за каплями дождя на стекле. Вроде что-то происходит, иногда даже очень бурно... но все по сути однообразно, серо и уныло.

Если вам нравится, что вы можете загрузить в память огромный лор и потом получать удовольствие от шевеления персонажей в описаном мире — эта книга прям для вас.

Если же это не про вас — к прочтению не рекомендую.

От меня оценка 7. Ибо на фоне общего современного уровня, тут есть хотя бы интересный местами мир

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ухх, вот это класс, класс, что я таки смог ее дочитать. Две недели мучений и вот долгожданная последняя страница. Наверное, я ни в одной книге не ждал так финала, как в этой. Смог, хоть и хотелось бросить читать примерно каждую десятую страницу.

Честно, я не понимаю хвалебные отзывы, да на вкус и цвет.. но реально, за что? Скучно, пресно, сухо, картонно, бессмысленно и можно так продолжать долго, как и повествование этой книги. Вот вообще не зацепило, ничем и нигде. Ни один персонаж не вызвал ни одного образа. Настолько всё плоско, черно-бело, что я не понимаю, как можно было так растянуть этот сюжет. Кто-то куда-то зачем-то и почему-то бежит, какие-то хаотические перетрубации действий, награмаждено все до такой степени, что я не удивился, если бы в конце книги появился супермен и стал танцевать вальс. В общем, кроме чувства абсурда, эта книга не вызвала больше ничего. Настолько плохого фэнтези я ещё не читал. Такая высокая оценка только за труды. Добро пожаловать, Стивен к Симмонсу и Куку в ряд тех авторов, которые я читать больше не буду.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже читал эту книгу лет 10 назад. Вернее, ну как читал ...... скорее вымучивал. Буквально физически уставал от мира Малазана и одолев примерно 100 страниц откладывал, читал что нибудь другое и через месяцок-другой снова совершал рывок на сотню страниц. Спустя полгода таких вот мучений с рывками, со вздохом облегчения перевернув последнюю страницу, я решил что Малазанской книгой павших сыт по горло ...... тем не менее, цикл Стивена Эриксона не пожелал отпустить меня так просто. На протяжении всех прошедших с момента прочтения лет, я достаточно регулярно мысленно к нему возвращался. Следил за новостями, читал свежие рецензии ...... не знаю уж зачем. И вот, что называется, в башке щёлкнуло. Или по аналогии с романом — услышал как вертится монетка Оппонов. На свой страх и риск скупил сразу все тома цикла (снова хрен знает зачем, внезапно приспичило) и с душевным трепетом, заранее приготовившись к тяжким читательским мукам, открыл «Сады Луны» ....... и провалился в книгу. То есть с головой. Полностью. Всю прошлую неделю я жил на этих страницах. Видел, как погибали под Крепью малазанские маги. Содрогался от взгляда девочки-убийцы Жаль. Слышал жуткий вой псов Тени. Вместе со взводом Скворца минировал Даруджистан. Пытался остановить яггутского тирана ....... Я буквально проглотил первую книгу цикла. Ну или она меня сожрала с потрохами. Несмотря на две вещи, которые вроде бы должны были существенно снизить впечатление:

1. Магия. Мне всегда нравилось фэнтези в псевдо-средневековых декорациях, с минимумом или полным отсутствием оной. В «Малазанской книге павших» магия чуть ли не со страниц течёт. Тем не менее если что и снизилось, так это челюсть в направлении пола.

2. Персонажи. Никакой проработки, два-три штриха к портрету и погнали. Если несколько основных действующих лиц ещё более менее узнаваемы, то остальные серая массовка, отличимая лишь именами и функционалом ...... и снова, никакого понижения. Мир развернувшийся перед моими глазами и драматизм разыгрываемого действа были настолько грандиозны, что вообще всё перестало иметь значение.

Самый главный для меня вопрос, на который никак не могу найти ответ — что ж я так мучился 10 лет назад? Видимо, монетка Оппонов тогда ещё не упала нужной стороной.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует некая Малазанская империя, задавшаяся целью завоевать весь мир. Оным завоеванием она и занята на протяжении всего сюжета книги. На стороне малазанцев: солдаты, морпехи, офицеры, крутые офицеры, маги, высшие маги, оживленные мертвецы и некоторые боги. Противятся малазанцам те города и народы, которых пока еще не завоевали, а также летающий колдовской город Семя Луны (подаривший книге название).

На что похоже повествование?

Я бы сказал, на голливудский блокбастер. Автор приложил большие усилия для того, чтобы все происходящее было максимально зрелищно. Масштабные сражения, магические артобстрелы, защитные экраны, авиация в виде гарпий… Регулярные погони и поединки, драматические беседы (посвященные либо стратегическим планам, либо головоломной интриге), а если вдруг попалась хотя бы страница без всего этого, то на ней обязательно появится труп. Как сказала некогда Агата Кристи, «если читатель заскучал, новое убийство оживит его внимание». Стивен Эриксон сделал все, чтобы читатель не скучал ни одной минуты.

Хорошо ли это?

Пожалуй, масштабность событий – великую войну, многоступенчатую интригу – я бы отнес к достоинствам. Этого и ждет от фэнтезийного романа читатель, разве нет? Вот изобилие магии (непредсказуемой и непостижимой – волшебство же!) лично меня слегка утомляет. Я предпочитаю менее магические миры с более предсказуемыми способностями героев, чтобы можно было слегка представлять себе ход событий наперед, а не только хлопать глазами в ожидании нового фейерверка. Однако Эриксон все же не переступил той грани, за которой магия окончательно портит книгу. Магические бои гладко вплетены в ткань сюжета, случаются в уместные кульминационные моменты и акцентируют собою завершение каждой большой главы. Что касается трупов… опять же, лично я предпочитаю их в меньшем количестве, но готов смириться с ними: война все-таки. И за Эриксоном я не замечаю откровенного любования мертвечиной (как, например, за Мартином или Гленном Куком). Трупы есть, но не подаются как лакомство. Вот и ладно.

Так почему же сложно читать?

Проблем я увидел две, и первая, меньшая из них – это персонажи. Их очень много, повествование ведется от лица кого попало, в произвольный момент времени камера может внезапно переключиться на трансляцию глазами какого-нибудь нового парня. И это еще ладно, скверно то, что персонажи почти не имеют индивидуальности. На первый взгляд видится как раз обратное: будто бы герои Эриксона безумно ярки. Например, один из них – деревянная кукла, другой – ворона, третий – восставший мертвец, четвертый — погибшая волшебница, которая вселилась в тело другой волшебницы… ну и так далее. На экране эти ребята смотрелись бы как стая супергероев Марвел: все в пестрых плащах, все со сверхспособностями. Но то на экране, а в тексте довольно быстро замечаешь, что характеров у персонажей нет. Автор ограничился тем, что дал им яркие оболочки, а вдумываться глубже не стал. Герои отличаются друг от друга лишь двумя параметрами: крутизной и степенью жестокости.

Вторая проблема усложняет чтение куда больше первой. Это – излишек пафоса. В мире Эриксона нет места маленьким событиям. Что происходит – то эпично. Что не эпично – то не происходит. Штурмы, баталии, вселенские заговоры, сожженные города, погибшие армии, колдуны-гиганты, боги судьбы – это да. Сесть и поесть, смешно пошутить, сыграть в картишки, влюбиться – это нет, это лишнее. Для иллюстрации приведу, например, список действующих лиц. Лосиин – императрица. Тайшрен – высший маг. Рваная Снасть – мертвый маг. Анамандр Рейк – владыка летающего города (и супермаг, естественно). Лорн – адъюнкт императрицы (не имею понятия, что такое «адъюнкт»; судя по сюжету, нечто дико крутое). Скворец – сержант (но раньше был верховным полководцем). Жаль – девушка, в которую вселился бог. Паран – капитан гвардии (казалось бы, просто офицер, но нет! Его кто-то убил, а потом боги удачи оживили и сделали своим помощником). Простые люди (не супергерои) появляются в тексте лишь с одною целью: зрелищно умереть и украсить своим трупом новую страницу.

В результате всего сказанного происходит, так сказать, инфляция пафоса. То, что должно выглядеть величественно и поражать воображение, быстро приедается в виду массовости. Этак на половине книги, когда новый сверхмогучий воин ведет в бой свои легионы, думаешь: шо, опять?.. Когда с неба спускается очередной посланник очередного бога, пожимаешь плечами: ну, бывает… Просто-таки белым пятном выглядит старый мошенник Крупп, который и говорит характерно (в отличие от прочих героев), и порою позволяет себе мирно посидеть в кабаке. Но он там один такой, все остальные – велики и ужасны…

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недурно.

Ох.. Прошло уже полтора года с момента покупки книги.. И руки дошли до нее только сейчас.. Постоянно собирался прочесть и постоянно откладывал. Голову посещали разные тревожные мысли. Боялся, а вдруг не зайдет, вдруг это окажется совсем не моим?.. Но рано или поздно надо начинать. И вот когда на руках оказалась третья книга цикла- я решился. Пора. Оправдался ли выданный мной “аванс” автору? Спойлер- да! С некоторыми оговорками, но оправдался.

Обо всем по порядку.

Эриксон сразу сходу, с места в карьер погружает нас в гущу событий, не давая толком объяснений. Вот вам молодая Малазанская империя, ведущая завоевательную кампанию, покоряя материк за материком, город за городом. Вот вам некая Колода Драконов, вот вам некие магические пути, вот вам некие Взошедшие. Мало? Вот еще в придачу различные расы, существующие или исчезнувшие, вот вам куча действующих лиц, главных и второстепенных.

Всего этого хватит, чтобы свести с ума читателя и отпугнуть его. Причем, как я говорил, автор не дает каких-либо объяснений, вываливая на читателя не маленький такой массив информации. По началу, все это похоже на плохо приготовленный винегрет, где одно налезает на другое. Но чем больше погружаешься в книгу и мир, тем больше становится интереснее, захватывающе и интригующе. Хотя количество вопросов и информации продолжает расти. Но лично мне нравится такой подход Эриксона. Почему? Это заставляет еще глубже погружаться в мир, созданный им, разбираться в происходящем, чувствовать себя исследователем.

Сюжет крутится вокруг Малазанской империи, относительно молодого государства, существующего всего 100 лет и ведущее завоевательную войну. Но не все готовы мириться с этим. Вольные города Крепь и Даруджистан, расположенные на континенте Геннабакис отчаянно сопротивляются завоевателям. И если первый худо-бедно удается покорить, ценой жизни высших магов Малазанской империи, то со вторым все не так просто. Богатый, большой полис, который не желает быть вассалом империи.

В целом сюжет неплох. Крайне богат на детали. По началу динамики немного, но ее отсутствие скрашивают эти самые детали. В самом Даруджистане плетутся интриги среди знати, одни считают, что надо сдаться на милость завоевателю, другие не согласны и ищут выход из сложившейся ситуации. Вдобавок на горизонте маячит возрождение могущественного зла в лице некоего ягуттского тирана.

У Малазанской империи, кстати, тоже есть свои проблемы, не смотря успешно проводимую военную компанию. Это Семиградье, континент, покоренный империей, где назревает угроза восстания и загадочный Паннионский провидец, правитель земель к югу от Даруджистана, который тоже планирует развязать войну против МИ.

Повествование ведется от разных лиц, персонажей в романе много. Начиная от простых людей заканчивая богами. И вот в этом кроется нюансы. Из-за этого самого обилия героев- не все из них раскрыты в полной мере. Какие-то, такие как Аномандер Рейк, харизматичный тисте-анди, владыка летающей базальтовой крепости “Семя луны”, Крокус- юный обаятельный парнишка вор, Крупп- весьма интересная личность, наивный и придурковатый (на первый взгляд) пухлый маг, капитан малазанской армии, офицер благородного происхождения Ганос Стабро Паран, Калам- ассасин-убийца отряда сжигателей мостов, ну и их формальный лидер- Скворец, человек с интересным прошлым- запомнились хорошо. Интересные типажи и образы, пусть и прописанные набросками.

Если перечисленные выше персонажи получились вполне неплохими, живыми, то другие же постольку поскольку. Ну в защиту стоит сказать, что, учитывая количество действующих лиц — все не так уж плохо.

Атмосфера у произведения есть. Она мрачная, темная, нагнетающая, под стать происходящим событиям и героям. Цепляющая, местами слегка нагоняющая жути. Густая как облако. Прям самому там хочется оказаться- побродить по темным улицам Даруджистана, освященные светом газовых фонарей, заглянуть в мир богов, оказаться в самой гуще событий и хоть глазком глянуть на поля битв и сражений, вкусить самому мрачную атмосферу мира, созданного автором. В этом я получил все, что я и хотел получить- мрачную и гнетущую атмосферу темного фэнтези.

Вот что еще у Эриксона получилось хорошо- это описание битв и масштабных сражений. Тут прям то, что доктор прописал. Пусть и в книге вся яркая движуха начинается во второй половине, но экшеновые сцены написаны автором со вкусом. Ярко и эпично.

Подведем итоги. Книга не однозначная, авторский стиль Эриксона зайдет далеко не каждому. Нагромождение деталей, лора, и без внятного объяснения, что, как, зачем и почему. Большое количество персонажей. Рваное повествование, резко перескакивание с одного на другого. Подобное придется по вкусу далеко не каждому.

Раздумывая, покупать ли книгу или нет- будьте к этому готовы, хорошо подумайте, а стоит ли рисковать? Если вам нравится быть исследователем мира, если вам нравится собирать информацию по крупицам, если вам нравятся скупо прописанные герои и наконец если вам нравится эпик и темное фэнтези- эта книга для вас.

Затравка получилась отличная, пусть везде и говорили, “Сады луны” так себе, надо “петерпеть” ее, дальше будет лучше и все в этом духе. Но если даже эта книга мне понравилась, не смотря на все крайне спорные, а местами даже не приятные моменты, то, что же будет дальше? Что там Стивен Эриксон еще приготовил?

Время покажет.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал этот шедевр с таким рейтингом не единожды мягко говоря, но осилить его так и не смог, и никак не мог понять да что не так?? Всё смешалось......прошлое , будущее, боги убивают другие воскрешают, переселение души в куклы, похотливые колдуньи, генералы которые сержанты, подчиняются сержантам которые были генералами........ роты из трёх человек идут на штурмы городов, убийцы магов сами маги, кто, куда, зачем......не важно. Просто набор персонажей куда то передвигающихся. Но прочитав в биграфии автора о том что он интересуется квантовой физикой, антропологией, археологией, Чингизханом, Византией, рыбалкой, и еще имеет несколько десятков таких же смежных и пересекающихся интересов, мне стало понятно что не так не с книгой, а со мной, и оценивать книгу права не имею, хоть отзыв и написал, из солидарности с такой же не целевой для этого автора аудитории

Оценка: нет
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

О «Садах Луны» сказано много. И я с удовольствием прочитал все отзывы. Соглашусь с теми коллегами, которые посчитали данное произведение весьма неоднозначным.

Могу понять читателей, обладающих хорошей памятью и хватающих смысл на лету. Они, безусловно, могут получить удовольствие от прочтения, ведь градус страстей здесь действительно зашкаливает. Скажу более, снять бы киношку по этой книге, с возможностями современного кинематографа в отношении спецэффектов, вышло бы супер. Но перед нами не киносценарий, а художественная развлекательная литература и разбираться во всех тонкостях хитросплетений, лёжа на диване, не всегда охота из-за ограниченности времени на отдых у современного человека. Поэтому попытаюсь раскрыть свою точку зрения по прочтении без переворачиваний страниц в обратном направлении.

Начать, пожалуй, стоит с того, что «Сады Луны» — не самое тёмное фэнтези на современных книжных просторах. Здесь, большая часть «тёмного» приходится на пафос, а основные тягости войны рассмотрены вскользь, как бы издалека. Да, мрачная атмосфера налицо, описана великолепно и эффект погружения присутствует. И хрен с ним, с пафосом. В конце концов, не такое уж это ругательное слово. Более того, без определённого пафоса не обойтись при погружении читателя в водоворот каких-либо революций или завоеваний. Хуже то, что не у всех авторов получается разбавить сей пафос простыми событиями и героями.

Если мрачная атмосфера вполне достоверна, то в отношении сеттинга и персонажей просматривается очевидная кусковатость. Масштабность Малазанской Империи ощущается слабо, а славный город Даруджистан (не менее значимый, чем Троя или Константинополь), такое впечатление, что включает в себя, лишь, въездные ворота, трактир, колокольню и усадьбу советника, причём всё это настолько неяркое, что впору сравнить сей мегаполис с панельным кварталом советских времён. С персонажами ситуация немного лучше. Их много, и в основном они хороши. Но назвать «живым на 100%» никого не получится. Пожалуй, только Крупп где-то рядом. В этом вижу один из главных недостатков произведения. Заставь автор колдуна чувствовать себя некомфортно в теле куклы (к примеру, как Аберкромби мучил одного известного героя, поместив его в тело развалюхи) или влюбить Крокуса в знатную даму по-настоящему, чтоб без сна напролёт или т.д и т.п., то было бы — ух!

Я не против магии как таковой, но здесь её слишком. Какой-то системы, как у Сандерсона, здесь нет. У каждого — своя магия, причём, любой мало-мальский колдун может открыть свой Путь в любое время и выкатиться по нему из неблагоприятных обстоятельств на большом рояле. Мне понравились «объятия» Рваной Снасти, я не против переселения души в куклу, но когда колдуны начинают летать подобно героям «дешёвых» фильмов, мне охота запустить книгу в воздух вслед за птицами.

Основным девизом Малазанской Империи смело можно считать выражение: «Анархия — мать порядка». Вы посмотрите, что творят подданные императрицы. Грубо говоря, что хотят, то и творят. Приказы хоть как-то выполняют только рядовые мостожёги, остальные же делают то, что считают нужным — шляются по карте, кого-то мочат, общаются с богами, не редко даже угрожают им... Координации в действиях захватчиков нет ни какой. Адъюнкт с трудом поднимает из могилы сурового яггута, и для чего? Чтобы её же подчинённые в таких же мучениях его устранили? На что, защитники Даруджистана отвечают не меньшей тупостью. Зная о скором вторжении, что вы думаете они делают? Конечно же, ремонтируют дороги и отмечают праздник Весны... Вам не кажется, что ремонтировать дороги в осаждённом городе и идти в бой с начищенными доспехами это не одно и тоже? По мне, такая ситуация больше напоминает чистку канализации во фраке. Из всей команды врагов: адъюнкта, капитана и взвода мостожёгов, провезших в город тонны взрывчатки, контрразведка выслеживает только первую. Хотя, это как раз и не странно, поскольку служба эта состоит из двух человек — забавного Круппа и стражника на воротах.

От количества роялей эту книгу раздувает до размеров пивной бочки. Подобно Мартину Эриксон иногда убивает своих героев, но посмотрите зачем. Чтобы воскресить, переродить, переселить... Остальные выживают не потому, что тренеруются или планируют своё будущее, а потому, что в нужный момент на помощь придут боги или откроется Путь или под рукой окажется нужный кирпич... И тут, иногда, рояли выстраиваются в ряд. И Крокус главный тому пример. Сначала его спасают, невесть откуда взявшиеся, бойцы Багровой гвардии, затем он останавливает нехилого мага, с которым не могут справиться два других мага, двумя кирпичами. Смешно? Ни капли, ведь у него в кармане монета с двумя орлами. И т.д.

На мой взгляд, ценностью обладает не та литература, в которой, как гласит аннотация: «Исход игры решает — Случай!», а в которой человек сам вершит свою судьбу!

Как итог. В погоне за эпичностью, автор теряет в мелочах и упускает логику. Мы же, читатели, получаем неплохую для тёмного фэнтези атмосферу с хаотичным, броуновским движением персонажей внутри.

Оценка: 6
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пхахах. В общем тут всё уже написали.

Книга сложная, скомканная и очень не понятная.

Говорю с высоты своей колокольни, прочитавших весь цикл: если вы думаете, что это только первая книга такая, то нет. Дальше будет также или даже хуже, потому что повествование растянется на большие территории, колличество непонятных слов и действий увеличится вместе с количеством персонажей.

Малазанский мир действительно один из лучших миров в фэнтези. Но далеко не для каждого.

Все минусы перечислены.

Я бы даже не знал, кому можно посоветовать такое? Опытному читателю, уставшему от простеньких однообразных приключений, готовому погрузиться в кашу из ...всего.

Оценка: нет
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень тёмное фэнтези. Такое местами тёмное, что я как ни старался — ничего толком разглядеть и не смог. Ни внятного сюжета, ни интересных персонажей, ни оригинальных идей. Зато эпичности хватает. Эпичная концентрация невразумительного текста и занудства. Даже отзыв дальше писать неохота. Но я вас по крайней мере, предупредил))

Оценка: нет
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последние несколько лет «Песнь льда и пламени» выступала своеобразным мерилом эпического фэнтези. Надо отрекламировать новую книгу? Поставьте на обложку слоган, типа: «Как «Игра престолов», но в Африке/по-русски/мрачнее» и дело сделано. Да хоть «в космосе» припишите, читатель все равно поведется на громкое сравнение. В жанре ужасов то же самое произошло с именем Стивена Кинга, причем не только в нашей стране. Но вот если отринуть все поделки «по мотивам» произведений Джорджа Мартина и поискать по-настоящему самобытных современных авторов эпического фэнтези, то их найдется не так уж много. Мне пока что удалось найти четверых: Р. Скотт Бэккер, Роберт М. Вегнер, Брендон Сандерсон и Стивен Эриксон. О произведении последнего сегодня и пойдет речь.

В первую очередь Стивен Эриксон известен благодаря циклу о Малазанской империи, который сейчас уже состоит из пары десятков романов, а также нескольких рассказов и повестей. Основу цикла составляет десятикнижие «Малазанская «Книга Павших», путь которого на российский рынок настолько тернист, что сам по себе напоминает эпический рассказ с трагикомедийными нотками. Но об этом поговорим в другой раз, сейчас же сосредоточимся на самом первом романе серии, начале всего и авторском дебюте – «Садах Луны».

Чтобы как-то выделиться в жанре, надо чтоб в твоих произведениях была изюминка. Сандерсон придумывает необычные магические системы, Бэккер разрабатывает целые философские течения, Эриксон же пошел другим путем. Его «Сады Луны» занимают более семисот страниц, и знаете, сколько из этих страниц отведено завязке? Как минимум треть, хотя, учитывая общую неторопливость повествования, я подозреваю, что вся первая книга является одной большой завязкой. Понимаете, Эриксон разработал отличный фэнтезийный мир с глобальным сюжетом, но забыл прописать ему дружелюбный интерфейс. У «Садов Луны» высокий порог вхождения, потому что автору очень нравится вывалить на читателя ряд интригующих сцен в одной главе, а в следующей главе переключить свое внимание на других персонажей, пропустить пару лет, а то и вовсе перескочить на другой континент. В итоге загадки и непонятности возникают в каждой главе, зависают в пространстве и получают ответы спустя кучу страниц, когда обычный читатель о них уже забыл. Помнится, я отмечал, что читая Бэккера, мне впервые пришлось заглядывать в глоссарий, потому что не получалось запомнить все термины сразу. Читая Эриксона, я впервые мотался по книге туда-сюда, стремясь понять, что же хотел донести до меня автор.

Но давайте перейдем уже к сюжету. Его в книге одновременно слишком много и преступно мало. Такая парадоксальная ситуация возникла из-за обилия персонажей, находящихся в фокусе внимания автора. Их много, но глобальный сюжет при этом двигается неспешно. Что-то подобное было в последних томах «Песни льда и пламени», вот только Мартин к этому пришел к середине цикла, а Эриксон с этого начал.

Итак, Малазанская империя существует уже сотню лет и все это время она ведет достаточно успешную завоевательную политику. К началу романа малазанские войска перекинулись на соседний континент, и может показаться, что до глобальной победы осталось не так уж долго. Вот только жители города городов Даруджистана оказывают яростное сопротивление. Вот только легендарный маг на летающей крепости вполне успешно противостоит войскам Малазана и лучшим магам империи. Вот только Боги ведут собственную игру и ходят среди людей. Вот только внутри имперской армии зреют недовольства и, возможно, даже мятеж. Вот только… Можно еще продолжать и продолжать, но я ограничусь тем, что скажу очевидную вещь: ситуация сложная.

Своим подходом к фэнтези Эриксон сильно напоминает Вегнера: у обоих Боги играют в свои игры, используя людей как пешек, оба стремятся показать читателю громаднейшее полотно с большим количеством персонажей, оба уделяют особое внимание простым солдатам и пренебрежению, которые выказывают сильные к слабым, а также последствиям этого пренебрежения. Вегнер правда увеличивал ставки постепенно, оттого у него персонажи и более живые, и раскрыты лучше.

И, несмотря на все вышенаписанное, читать «Сады Луны» интересно. Если первую половину книги мне приходилось заставлять себя возвращаться к этой истории, то всю вторую половину я читал каждую свободную минуту своего времени. И после прочтения, я жалею только о том, что познакомился с Малазаном только сейчас, когда найти книги цикла в магазинах – та еще задача. А в остальном книга стала очень приятным открытием, и следующий год я начну с «Врат Мертвого Дома».

Оценка: 8
– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

РАЗОЧАРОВАНИЕ..., просто одно огромное и гадкое разочарование. Я так долго откладывал Эриксона в большой надежде на того самого, своего автора, что поставил его в свой приоритетный список и отложил до лучших дней. И как итог — снова прогадал, клюнув на возможную похожесть с другими понравившимися мне фэнтези и рекомендации других.

И штука в том, что я даже не ждал чего-то гениального, я не ждал что будет лучше или оригинальнее, а просто надеялся на крепкий середнячок, на хорошую интересную историю и сюжет. И вот наконец, получив так долго откладываемое, я начал погружаться в историю и потихоньку в неё вникать, не замечая как попал в собственную ловушку.

Хотя уже в начале я стал догадываться, что что-то тут не так, и всё идёт как-то вязко и туго, всё же дал себе установку — продолжать, но где-то к середине, лелея надежду, что это всё просто надо претерпеть и дальше будет уже то самое, я настойчиво обманывая себя сам просто уже пёр на пролом через не могу. С упорством и скептицизмом, до последнего держа в руках интерес, скрепя зубами я тонул в тексте наворотов и нагромождении, пока где-то там конкретно в глубине души уже начал тихонько понимать, что испытываю нарастающее разочарования.

Мешанина и скомканность — вот один из лозунгов книги. Сюжет прыгает от одного к другому, путая ещё сильнее. Автор намеренно не идёт на встречу читателю, делая всё специально сложнее, мол разберётесь не обломитесь. Персонажам сопереживать не удаётся, потому что они плоски как бумага и введены что бы двигать скорее общую картину сюжета, нежели самих себя. Все эти очень древние божества раздуты настолько неестественно и уныло, что за ними не видишь личности и как итог не испытываешь сопереживания, не говоря про банальные штампы, которые тут во всём что можно нашпигованы. Пафосно туда-сюда летает посредственная не оригинальная магия, усугубляя всё окончательным убийством хоть какой-то интересной задумки.

Поведения и эмоции героев или тех самых могучих богов, которые якобы за свою жизнь навидались жёсткой такой жести, почему-то скачет к крайностям и перегибам, где на их лицах либо страшный ужас, либо гротескное удивления как у детей. Много присутствуют диалогов и разговоров про то, что ты не понимаешь, как будто вводную в мир случайно удалили при редакций за ненадобностью. Так же замучился вдумываться в логику действие персонажей, то они сначала говорят и делают одно, а потом тут же переобуваются и поступают по другому. Но больше всего убивает количество персонажей, которые вплетены неизвестно зачем, дабы добавить ещё большей неразберихи и сумбура. Не понятна и не ясна мотивация всего происходящего. Что все хотят и куда идут? Вопрос как и ответ, оставляет в недоумений. Ну и вода конечно, много воды, пафосной струящейся теплой водички славолюбия.

Я не люблю раздутый пафос стоячий ни на чём, с простым объяснением и несколькими словами — типа у меня всё тут круто, просто потому что. Но автор так не думает, так как чрезмерное его эго струится из всех щелей. Не понимаете, что происходит? Ваши проблемы, значит мой безупречный эпик не для таких как вы, непонимающих плебеев. Особенно это касается его неких стихов с претензией на глубинный смысл, что я вскоре стал пропускать, не видя в них ни красоты, ни это самого смысла. Я всё думал, на что мне это всё напоминает, на что-то знакомое с той же безудержной графоманией и постановкой, а потом уже к середине понял — на Бэккера, етить колотить, с его этим «князем».

Интересно ли наблюдать за всем этим бедламом? — лично мне нет. Чернуха, ради чернухи — тоже нафиг не нужна. Эпик, ради типичного эпика — уже давно не привлекает.

Как итог: Автор летит со своим шедевром в топку и вычеркивается с досадой обманутых ожиданий. Печаль-тоска-куда-бы-деться.

Вообщем, Спасибо за внимания. Критика всего и вся приветствуется. Как обычно.

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

О. Боже. Мой. Наконец-то я добила эту книгу. Или, скорее, она меня.

Я наслышана о якобы великолепном цикле «Малазанская книга павших» и уже как-то начинала читать «Сады луны», но пошло со скрипом, да, в итоге, не дошло. И вот вторая попытка увенчалась успехом. Но как же это было тяжело. Литературное насилие в чистом виде.

Книга, собственно, о Малазанской империи и покорении вольного города Даруджистана. Большая часть повествования происходит на территории этого города. В книге очень много персонажей, событий и огромное количество лора. Очевиден потенциал автора, обладателя богатой фантазии, вот только у него есть одна огромная проблема — дикая, просто невероятная скомканность абсолютно всего: событий, персонажей, языка.

Встречаются интересные описания, которые помогают представить себе яркую живую картинку, но тут же эта картинка сменяется плоской схематичностью и мешаниной действий. Складывается впечатление, что автор куда-то очень торопился. Часто приходилось перечитывать один и тот же абзац, чтобы понять, что, чёрт возьми, происходит. Текст подан столь тяжеловесно и невнятно, что едва ли не четверть, а то и больше, смысловой нагрузки попросту ускользнула от меня бесповоротно.

Что касается персонажей, то всё странно и неоднозначно. Я не могу сказать, что они картонные и шаблонные, но вся их живость теряется под грудой словесных наворотов. Пока осмыслишь суть одного предложения, забудешь, о чём прочёл в предыдущем. Автор попросту не дал своим героям раскрыться и утопил в буквах. Ещё один минус персонажей — отвратительные диалоги, из чего проистекает и существенный недостаток всей книги в целом — пафос. Невероятный пафос, которым пропитаны и речи героев (ну не разговаривают так люди), и весь остальной текст. Притом, пафос грубый и топорный, который не украшает произведение, придавая ему эпичности, а портит.

С сюжетом и событиями та же боль: часть происходящего я просто не поняла. Что, куда, зачем, почему? Книга объёмная, и читать её можно три года, если сидеть над каждой страницей и укладывать прочитанное в голове. Контрольным в голову автор добивает тем, что меняет персонажей, от лица которых излагает события, на каждой странице. Вот только что ты читал про колдунью Рваную Снасть, происходит резкий скачок, и читаешь уже про другого персонажа, который пробегал в это время мимо, и так всё время. Невозможно настроиться и сложить цельную картину о персонажах или мире, когда тебя постоянно кидают из стороны в сторону, лишая возможности хотя бы попытаться проникнуться происходящим. Иногда у меня возникало желание открыть окно и выбросить книгу. Просто потому, что я хочу читать связный текст, а не ковыряться в отходах мыслительной деятельности автора, который слепил куски набросков в один комок и назвал это романом. #зачто

Зачем-то в начале каждой главы автор приводит эпиграфы, которые сам и сочинил. Поначалу я пыталась их читать и проникаться, но, в итоге, плюнула и стала пропускать. Пустой пафос.

Пару слов об издании: очень красивое, но с кучей опечаток. И мне не совсем понятно, какое отношение «Сады луны» имеют к чёрной фэнтези. Ничего чернушного в книге нет, классическое фэнтези про магию и драконов. Немного напомнило по атмосфере «Чёрный отряд» Глена Кука, но до «Отряда» «Садам» очень-очень далеко.

Как итог: книга плохая, но оставила после себя несколько приятных моментов. Меня заинтересовал мир, который автор накидал на страницы рваными неряшливыми кусками, и который может оформиться во что-то стоящее. Заинтересовали персонажи, которым можно придать глубины, обтесать, избавив от авторской графомании. Кроме того, многие хвалят цикл, начиная с третьей книги, а это значит, что мне предстоит пережить второй том, который, скорее всего, будет немногим лучше «Садов луны». Удачи мне.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх