Джон Скальци «Люди в красном»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Пародийное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Прапорщик Эндрю Даль был назначен на корабль “Бесстрашный”, являющийся флагманом Всеобщего Союза с 2456 года. Это престижная должность, и Эндрю рад, что ему придется работать в лаборатории ксенобиологии.
Жизнь хороша… до тех пор, пока Эндрю не начинает понимать, что, во-первых – каждая Удаленная миссия включает в себя летальное столкновение с какими-нибудь пришельцами; во вторых – капитан корабля, главный научный офицер, и смазливый лейтенант Керенский, всегда переживают эти столкновения; в-третьих – по крайней мере, один из незначительных членов экипажа погибает.
Не удивительно, что большая часть сил среди команды тратится на избежание, любыми средствами назначения на Удаленную миссию. Эндрю внезапно находит информацию, о том, чем действительно является “Бесстрашный”, что может позволить им спастись.
В 2014 году М. Аницкая сделала сетевой любительский перевод под названием «Краснорубашечники». Перевод не слишком хорошо отредактирован — примерно с середины попадаются отдельные ошибки, описки и несогласованности.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2013 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ | |
лауреат |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей . 4-е место | |
номинант |
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Дочь Самурая, 15 сентября 2024 г.
Одно из лучших, что прочитала за последнее время. Офигительное путешествие, которое начинается как хиханьки и хаханьки над космо-сериалами переходит в эпилогах в лиричное и многослойное осмысление роли человека в жизни. И как же хорошо сделано сюжетно от грубого, сатиричного, черно-юморного к тонкому и психологичному.
Да, кому-то хватит главной истории без эпилог просто посмеяться над шаблонами и сериальными глупостями, немного попереживать за краснорубашечников (ведь не будешь действительно переживать за каких-то статистов из плохого сериала). Простое развлекалово. Но я люблю эти сериалы, и уверена, что автор тоже, поэтому его высмеивание скорее доброе, чем резко-сатирическое. Герои нарочито функциональны, но всё равно симпатичны.
А вот в эпилогах для меня произошла магия. Смешное стало трагичным и личным. Да, в первом эпилоге есть элементы ерничества, но я поняла анонимного автора, его переживания его нежелание видеть правду. А ещё тут упомянули Ффорде, которого я недавно для себя открыла. И это как пароль, мы с тобой читаем одни книги, мы с тобой одной крови.
Второй и третий эпилоги ещё более драматичны, я действительно сопереживала их героям и тем статистических, которые стояли за ними. Ведь у каждого своя судьба, своя жизнь. Ок, возможно, про все это сказано не один раз, и автор (как тут писали) не Толстой и не Достоевский, но он говорит на современном языке, понятными мне образами и говорит честно.
Мне понравилось.
gamarus, 20 марта 2015 г.
«А ты нас убивал по той причине, что убить легче,
чем написать по-настоящему драматичный, трогающий зрителей момент без смерти.
Попросту легче!» (с)
К сожалению, мы совсем отвыкли от хорошего юмора и тем более от хороших пародий. То ли виной тому Евгений Ваганович с компанией, то ли киноподелки в стиле «Очень страшное кино», а может это мы сами свои желанием смеяться только громко и до слёз, задвигаем более тонкое чувство юмора на нижнюю или верхнюю полку нашего интереса.
«Люди в красном» это не дикий стёб, не безудержная пародия над штампами в кино и литературе, в частности фантастике. И это не какой то набор гэгов соединенных общим незатейливым сюжетом, сколоченным на скорую руку. Скальци шутит мягко, тонко, лишь иногда позволяя себе очевидно хулиганские остроты. Хочется отметить, что автор не идёт на поводу у истории наводняя её тут и там искромётными шутками, но так же и не подстраивает эту же историю под набор шуток, всё намного гармоничнее и одно всегда вытекает из другого, что само по себе большая редкость. Несмотря на обилие живых и остроумных диалогов, сюжет не простаивает, не топчется на месте, развивается и притом достаточно лихо, будьте уверены он постоянно будет находиться в центре читательского интереса. Несмотря на то, что идея не нова, Джон Скальци сам это признаёт в эпилогах, история достаточно оригинальна и самобытна. Более того, замыслом романа он сам устанавливает для себя планку исполнения и уверено берёт её. Назвать «Люди в красном» лёгким и поверхностным произведением язык не поворачивается, есть здесь и своя глубина, и своя философия, даже если рассматривать его без эпилогов. С эпилогами же книга получается намного глубже, а приём с плавным переходом от комедийного настроения к более драматическому, меня поразил и тронул. Послесловия шикарны, это не просто рассказы о том, что случилось с героями после основных событий, это размышления и выводы которые мы должны сделать, когда смешливость чуть утихнет. Как будто автор говорит: «Ну ладно ребята, пошутили и будет, а если серьёзно то…»
Я не буду рассказывать о всех чувствах которые вызвал у меня этот роман, а их наберётся немало и притом они разного спектра, так как боюсь выложить спойлер. Скажу лишь, что с задачей вдоволь нас повеселить и задуматься о своей роли в жизни одновременно — книга справляется.
И ещё об одной мысли не могу не сказать. Эпиграф отзыва он хоть и вырван из контекста, но очень чётко выражает отношение, как моё, так и самого автора (тут мы в очередной раз единодушны), к отсутствию хэппи-энда. К счастью Джон Скальци не пошёл по лёгкому пути и халтуры не получилось, вышло совсем наоборот: «Люди в красном» — добротный и многогранный роман аж с тремя эпилогами.
Попробуйте прочитать книгу, даже если Вы не очень или совсем не любите фантастику, потому что такой фантастики мало, а может статься, что Вы такую ещё и не читали.
primorec, 11 декабря 2014 г.
Думаю, большинство героев фэнтезийных или фантастических фильмов или книг, дай им возможность поговорить со своими создателями, первое, что спросили у них: «Ты что курил, парень?» Или более культурно: «Давно ли ты был у психиатра?» И закончили бы разговор чем-нибудь таким: «Сходи к доктору, не помешает», «Кончай баловаться дурью» или «Почитай на досуге учебник физики, дружок».
Ведь большинство из этих героев живут прямо-таки в жутких местах. Совсем не таких, в которых их создатели хотели бы сами обосноваться или просто провести пару-другую дней отпуска. В этих мирах постоянно происходят катастрофы, гремят нескончаемые войны, буйствуют маньяки и религиозные фанатики, за ни в чем неповинными обывателями охотятся монстры, чужие, мистические чудовища и мифические чудища, свирепствуют смертельные недуги и случаются прочие смертельные неприятности. Добавим к этому, что в этих мирах порой действуют странные и непредсказуемо меняющиеся физические законы, то, согласитесь, героям есть за что предъявить своим создателям счет.
Представляете, какие претензии могли бы предъявить Мартину герои знаменитой эпопеи? Или что сказал бы при встрече Буджолд ее «любимчик» Майлз? Молчу про героев Хобб, которые половину действия проводят в состоянии хронической черепно-мозговой травмы. Причем, у главных героев хотя бы есть шанс, пусть и в периодической отключке и на больничной койке, но протянуть в своем безумном мире до конца повествования. А что говорить о бесcчетных безымянных статистах, которых тысячами выкашивают ради «красного словца», поддержания драматизма и читательского интереса...
Этой безвестной массовке не позавидуешь. Эти бедняги сотнями и тысячами без единой реплики расстаются по воле сценаристов и писателей с жизнью только ради того, чтобы главный герой смог произнести воодушевляющую речь, скорбно нахмуриться или пустить одинокую слезу. Произнести что-нибудь типа: «Мы не должны сдаваться», «Их смерти не должны быть напрасными» или «Я сделаю это сам»...
Это им — безликим статистам — предстоит выстилать своими телами дорогу к победе и славе для героев. И им никто не будет подыгрывать: подземный инопланетный червь не подавиться внезапно собственными зубами, дракон не закашляется от выдыхаемого дыма, инопланетных боевиков не поразит внезапная слепота или дрожь в щупальцах, чудесным образом гениальный ученый не выдаст результат, который целые армии других гениальных исследователей искали несколько веков. Нет, все эти чудеса припасены для главных героев.
Вот об этих бедолагах, невинных жертвах безудержной фантазии сценаристов и писателей, рассказывает этот небольшой роман. Они, наконец, тоже получают слово и могут высказать в лицо своим создателям все, что они думают о качестве «произведений», в которых вынуждены существовать. Обо всех бесконечных войнах, катаклизмах, космических барсуках, ледовых акулах, инопланетных вирусах и нарушенных физических законах. Что-то типа «Бросайте курить дурь, господа, гнать халтуру и начинайте работать, как положено»- иронично, временами очень смешно и с долей самокритики. Порой — почти едкая сатира, а иногда — очень жизненно и трагично: о всех статистах — книжных, киношных, виртуальных и ... реальных — всех тех, кто предпочитает скользить по жизни незаметными тенями, безропотно позволяя бездарным «писателям» создавать для них сценарии собственных жизней и определять законы целого мира.
Кстати, о создателях миров. Мне тоже иногда хочется поговорить с тем, кто писал сценарий для нас с вами, и спросить его, почему с нами все время случается всякая ерунда: на наши головы валятся катастрофы, эпидемии, войны, экономические и политические кризисы и прочие гадости. Завязывай, брат, с дурью. Придумай для нас что-нибудь мирное, стабильное, наполненное смыслом. А потом вспоминаю... Мы же в реальности и не статисты, каждый из нас сам может «писать» свою жизнь, и, если уж что-то не так, то можешь сказать сам себе: «Сходи к доктору, не помешает», «Кончай баловаться дурью» или «Почитай на досуге учебник физики, дружок».
geralt9999, 6 июля 2012 г.
Научно-фантастические телевизионные сериалы уже не так популярны, как раньше. Огромный бюджет, которым могут похвастаться фильмоделы, на ТВ недоступен, а откровенно устаревшие спецэффекты не удовлетворяют, разбалованную Аватарами и Mass Effectами, аудиторию. Есть еще отдельные островки, держащиеся на плаву, но их мало.
Золотым веком для НФ-сериалов были 90-e года, но и в 2000-ых было несколько мощных франшиз: “Stargate”, “Battlestar Galactica”, “Firefly”, “Star Trek: Enterprise”. Вот как раз предок последнего из них, “Star Trek: The Original Series” стал объектом культа и привел к дальнейшему появлению космических сериалов. Он не был таким уж гениальным сериалом: актеры частенько переигрывали, сценарии были не лучшего качества, о спецэффектах скромно умолчим. И он не был особо популярен в годы своей трансляции. Только потом, после конца третьего сезона (и сериала) и продажи прав, он превратился в классику.
К чему это все написано? К тому, что последняя книга Джона Скальци, “Redshirts” – это оммаж жанру в целом, и вышеупомянутому сериалу в частности.
Сразу стоит заметить, что не важно, смотрели ли вы хоть один из сериалов франшизы – книга не имеет прямого отношения к сериалам. Смотревшие поймут чуть больше шуток, поймают несколько отсылок, но ничего особого не изменится. Единственное, что нужно знать, это определение слова “redshirts”. В оригинальном “Звездном Пути”, персонажи, которые должны были погибнуть (массовка, всегда массовка), были одеты в красное. Главные же герои, никогда не погибали, и выпутывались изо всех передряг.
Но в этом романе, нашим протагонистом выступает обычный член корабля, новичок Эндрю Даль. Он очень хотел попасть на корабль “Бесстрашный” – ведь тот является флагманом флота, кораблем исследующим космос. Именно “Бесстрашный” отправляется туда, куда не ступала нога человека. Эндрю рад тому, что ему удастся путешествовать по вселенной, но он замечает, что на корабле происходит что-то очень странное. Когда он идет по нему с офицером по науке Квингом, то замечает, что все вокруг очень спешат куда-то. Куда-то подальше от Квинга. Потом, неосмотрительно согласившись участвовать в заданиях, он узнает, что процент смертности во время выполнения миссий очень велик. И каким-то чудом умудряются погибать только обычные солдаты, но не командующие офицеры, хоть они и участвуют в миссиях наряду со всеми. Что-то очень странное происходит на корабле, и так как Энди не хочется умирать, то ему придется докопаться до истины.
Сюжет в этом романе – это альфа и омега. Все прочее – миростроение, персонажи, стиль – все это крепко привязано к сюжету и от него очень сильно зависит. Рассказать что-то существенное не получится, ибо автор раскидал сюжетных твистов щедро, и эти твисты (как минимум, один из них) – нельзя предугадать совершенно. Общий смысл происходящего меняется не менее двух раз, и достижение писателя в строительстве ловушки для читателя, удается осознать не сразу. Больше, увы, сказать не получится, просто верьте – того, что произойдет, вы не будете ожидать.
Миростроение в романе, практически отсутствует как класс. У нас есть корабль, мы путешествуем в разные места, о которых узнаем немного и строго по делу. Собственно на этом и все. Для боевой фантастики и оммажу “Звездному пути” – это не особо критично. Но. Не все так просто. Подробнее – чуть позже.
Авторский стиль прекрасен. Вот серьезно, если бы даже и не было мощного сюжета и классного взгляда на фантастику, который присутствует в романе, это все равно отлично бы читалось. Да, для боевой фантастики, в книге очень мало битв (те, что есть – прекрасны). Для исследовательского корабля, слишком мало показано, собственно исследований других планет. Местами очень простой, до примитивизма, слог. Разве что юмор безоговорочно хорош, и его очень много. Почему же стиль прекрасен? Снова не все так просто. Подробнее – чуть позже.
Персонажи. Они интересные и забавные, но ни одного глубокого и трехмерного среди них нет. Скальци и сюда всунул кучу приколов, но по большей части, персонажи – это ходящие штампы. Даже не говоря об офицерах, вроде капитана Абернати, лейтенанта Керенского и прочих, которые явно выступают в книге, как пародии ведущих персонажей из “Star Trek: TOS”. Даже наши протагонисты-краснорубашечники не блещут. Но.
Все вышеперечисленные минусы, резко минусами перестают быть, уже при первом повороте сюжета. В это сложно поверить, ибо то, что я говорил выше, вроде бы должно уничтожить любое удовольствие от прочтения. Тут придется просто поверить мне на слово, ибо вдаваться в детали – значит портить все удовольствие от самостоятельного прочтения. Может возникнуть желание забросить книгу (у меня не было, но мало ли). Просто продержитесь и прочитайте приблизительно треть романа. Все начнет становиться на свои места, я это гарантирую. Скальци не начнет поднимать глубокие вопросы (разве что о вере, но это для галочки, честно говоря), но книга наверняка начнет развлекать, если ей не удалось зацепить раньше. А ведь и это ей удается, даже когда вышеперечисленные минусы, еще ими кажутся.
Резюме – стоит читать всем любителям хорошей развлекательной фантастики. Вся книга – это поклон жанру, полный подколок и издевательств, но все-таки любящий и искренний.
Kuntc, 26 июня 2012 г.
«Redshirts», «красные рубашки», «краснорубашечники» — второстепенные персонажи фильма, которые появляются на экране лишь для того, чтобы в скором времени погибнуть трагической смертью. Зритель любит смертельные опасности, любит риск, любит трагедию, но главных героев убивать как-то не с руки, особенно если это телесериал. Вот и приходится вводить в сюжет «пушечное мясо». Возник термин во второй половине шестидесятых применительно к персонажам «Звездного пути» — второстепенные гибнущие герои были в красном. Этот киноштамп/киноприем с тех пор бодро шагает по экранам. Взять хотя бы нашумевший «Lost»: разве не ясно было после нескольких серий кто останется в живых, а кто в исчезнет с экрана к финальному эпизоду?
Чем так хорош фантастический жанр, так это тем, что он позволяет создавать интересные книги буквально из ничего. Это удивительно. Никогда не подумал бы, что основой для произведения может стать киноштамп. А Скальци вот взял и положил в основу нового романа вышеизложенное отношение авторов к своим второстепенным персонажам. При этом «Redshirts» — это не пародия, что первое приходит в голову, когда видишь аннотацию и название, и не что-то по мотивам «Звездного пути». Это самостоятельное произведение, герои которого оказываются в ситуации, когда законы «краснорубашечников» начинают проявлять себя в реальной жизни.
Начало похоже на пилотный эпизод стандартного киносериала средней руки на космическую тематику: прибытие главных героев на космический корабль, знакомство с экипажем, первые опасные миссии… «Неустрашимый» – местный аналог «Энтерпрайза» — флагман космического флота Объединенного Союза с 2456 года, участвует во многих сложных операциях, естественно, что смертность среди членов команды на нем должна быть чуть выше, чем на других судах. Но ведь не настолько! Буквально в каждом новом полученном задании что-то идет вкривь и вкось, случаются всякие гадости и обязательно кто-то погибает. Самое странное, что это обязательно кто-то из новичков или второстепенных членов команды: лаборанты, техники, инженеры. Офицерский состав, напротив, отличается поразительной живучестью в любой ситуации и при любых ранениях. Новоприбывший на «Неустрашимый» Эндрю Даль вместе со своими соратниками и новыми друзьями решает разгадать, что кроется за этой чертовщиной. И чем раньше, тем лучше, потому что от это зависит ни много ни мало, а их жизни.
Сперва думал бросить, на разобрал задумки автора. Скальци большую часть романа отводит под диалоги, мне же хотелось действия. Ярких сражений с инопланетными монстрами, схваток с инопланетными чужаками и прочего в подобном духе. И чтобы обязательно с юмором, раз уж «краснорубашечники» в названии стоят. Но Скальци почему-то с этим делом не спешил, забивал страницы одними разговорами. Читал только из-за упрямства, и, как оказалось, делал это вовсе не зря. Постепенно стало интересно следить за попытками главных героев разобраться в происходящем на борту «Неустрашимого», появились и ожидаемые сражения-вылазки в логово врага, много хорошего юмора. Стал вырисовываться забавный космический фантбоевик. Неплохо, но спустя еще несколько десятков страниц…
Вообще Скальци подло поступил. Ведь наверняка знал, что на его новый роман будут писаться отзывы, в том числе и теми читателями, которые любят поговорить не только о характеристиках произведения, но непосредственно и о самом сюжете. А он тут сочинил историю, рассказать подробно о которой подобно одному большому спойлеру – все удовольствие потеряется. В «Redshits» много неожиданных поворотов, самый главный и самый нежданный из них выводит роман в совершенно другую плоскость, меняя и тему книги, и весь смысл. Ждете фантастический боевик? Ну-у-у… Да, сперва он будет. А потом будет что-то другое. Прием этот, как и основная тема романа, встречались неоднократно. Скальци и сам это не отрицает, и даже приводит несколько примеров из литературы в своем заключительном слове. В какой-то мере подобное было и в одном известном телесериале о большом космическом жуке. Но ведь как здорово получилось!
Интересный сюжет, легкий ненавязчивый юмор, забавные диалоги и ситуации, хороший слог – что еще нужно для приключенческого романа? Разве что яркие запоминающиеся герои. С этим вот у Скальци немного неудачно получилось, хотелось бы четче увидеть и Эндрю Даля, и его спутников. Больше у меня никаких претензий к «Redshirts» не имеется, все остальное в наличии. В целом по впечатлениям слегка напомнило «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» — игра с клише, со штампами, с часто используемыми ходами. Немного размышлений о фантастическом жанре. Приятная вещь.
Стоит добавить, что в названии не зря стоит приписка: «роман с тремя кодами». Коды в данном случае – это три небольших истории, рассказывающие о том, что произошло с тремя героями после основных событий. Хорошо дополнение, которое заставит немного по-другому взглянуть на всю книгу в целом.
Siroga, 4 марта 2015 г.
Ах хорошо! Давно я не получал такого удовольствия от развлекательного НФ-чтива!
Первая часть книги — невыносимо прекрасный стеб над научно-фантастическими сериалами, в первую очередь — над Star Trek. Бедные люди в красных рубахах (или как они там называются — пуловер? бадлон?). Они обречены. Люди, не рубахи. Вот и у Джона Скальци на космическом корабле «Интрепид» (эхо повторяет: Энтерпайз...) часть команды равнее других, а часть — наоборот. Кто-то в полевых миссиях выживает всегда, а их подчиненные, особенно новички, гибнут с вероятностью, пугающе близкой к 100%. Команда давно заметила эту тенденцию, а кое-кто пытается бороться.
Вот почти с этого момента, когда встречается в книге словосочетание «научно-фантастический сериал», становится скучновато. Под стеб подводится какая-никакая НФ-база, делаются попытки что-то почти рационально объяснить, разрулить. «Почти» — потому что с такой завязкой какие формулы не выписывай — все равно серьезно не воспринимается. Тем более, что это «серьезное» объяснение строится на искаженной сериалом физике. Сказка есть сказка.
И если бы Скальци так и закончил, не видать произведению оценки выше 7/10, но автор — умничка, написал к роману аж три эпилога, да так ловко выравнивающих роман, что я ему всё простил. И пусть со мной согласятся далеко не все, но — 10/10. Хьюго-2013, не халам-балам.
UPD А еще после прочтения у меня отчего-то все вертится в голове фраза «мы в ответе за тех, кого приручили».
SadBegemoth, 25 февраля 2015 г.
Мне данная повесть вопреки всем ожиданиям не зашла. Может из-за того, что я не смотрел сериал Стар Трек (как то-то писал), а может по другим причинам.
Для меня интерес терялся строго по убывающей, начиная с начала книги и вплоть до эпилогов. Поначалу мне все даже нравилось — эдакая космическая фантастика с вкраплениями черного юмора и, самое главное, интригой. Примерно после трети повести интрига раскрывается, и дальше читать мне стало неинтересно. Задумка вроде и интересна, но не цепляет. Про эпилоги я вообще молчу — я не понял, для чего они были вообще и какая цель перед ними ставилась. Я не буду отрицать того, что роман найдет своего читателя (судя по рейтингу уже нашел), и данный читатель разгадает посыл автора (если он все таки был), но для меня это оказалось пустышкой с интересным началом.
В заключение хотел бы добавить, что попробовать повесть стоит, но лучше настроиться так, чтобы ничего особенного не ждать о нее, чтобы потом не разочароваться в ней (как это было со мной).
elninjo_3, 18 января 2016 г.
Помнится в детстве я очень любил смотреть фильм «Коммандо» с Арнольдом Шварцнеггером. Мне нравилось, как он строчит из пулемета, как свистят пули и вонзаются в проклятых врагов. Повзрослев, я стал замечать, что в фильмах постоянно умирает главный второстепенный положительный персонаж. Почему так, думал я? Я не хочу грустить, я хочу, чтобы все наши победили! Когда я совсем вырос, я стал замечать, что когда где-нибудь в Африке падает самолет или безумные боевики из «Бока Харам» вырезают деревни, это не сильно трогает ни меня, ни соседей, ни средства массовой информации. Зато когда кто-то выкидывает кошку на улицу в твоем районе, начинает закипать праведный гнев. Или в развалины превращаются целые города на Ближнем востоке, но это не заставляет канал «Евроньюс» дать «Bracking news», но зато когда кто-то начинает стрелять в каком-то ресторане неподалеку, это на две недели становится главной новостью. Так что же получается? Есть люди первого сорта, за которых переживаешь и есть люди второго, на которых наплевать? Сколько бы мы не говорили себе, как же это ужасно, что пропал тот самолет со всеми людьми, сколько бы мы не смотрели, кто эти люди, кем они работали, в глубине души мы понимаем, что это так далеко и так все равно...Вот для таких людей Скальци и написал эту книгу. В принципе, он написал ее о каждом из нас. Ведь на их месте можем быть и мы. Когда смотришь все эти «Дивергенты», «Игры Эндера», «Бегущие в лабиринте», «Голодные игры» и думаешь, а какие у меня есть способности, в которых я лучше всех? Мог бы я быть на месте главных героев? И с горечью понимаешь, что вряд ли...ничего такого экстраординарного ты делать не умеешь и славы не получишь. Также и в войну не все герои находили свои награды, кто-то брал безымянную высоту, закрывал грудью друга, но умирал. «От героев былых времен не осталось порой имен...» И о них уже никто не вспомнит. А помнить надо.
Я очень долго не хотел читать этот ромам. Меня пугало это «пародийное» и «ироническое». Я думал, что сейчас начнутся какие-то глупые диалоги, тупые шутки и т.д. Но начав читать, я понял, что забавные диалоги каким-то образом вписываются в общий контекст и никак не стирают напряженную атмосферу, в которой происходят события романа. С самого начала все странности, которые происходили на «Бесстрашном» начали мне что-то напоминать. Лихие приключения, перестрелки, взбунтовавшиеся роботы, сошедшие с ума колонисты.
Кроме того, какие-то безумные приказы старших офицеров:
«Мбеке, Даль, Кассавэй – идите по кровавому следу в лес. Мы еще можем отыскать живых, либо нерасчлененный труп, либо того, кто учинил все это.»
Над повествованием повисла одна большая тайна. А когда над повествованиями висят такие большие тайны, то хочется читать и читать, чтобы побыстрее понять, что же все таки происходит. Вообще, сейчас авторы не любят такие приемы, может быть не хватает фантазии, а может быть все уже давным-давно придумано. И когда полубезумный член экипажа, обитающий в грузовом отсеке (вот видите, я уже забыл как его зовут!) показывает главным (второстепенным) героям странный корабль, не принадлежащий ВС, то головоломка в виде пафосных оборотов речи, Керенского, борговианских земляных червей, стреляющих тележек, К,инга моментально схлопывается в твоей голове, заставляя на время отложить книгу, улыбнуться и отдать должное автору.
Первая часть с главной загадкой, со всеми этими приколами про взрывающиеся пульты и палубы с 6 по 12, читается на одном дыхании. Но вот дальше...дальше началось путешествие во времени. В принципе, диалоги остались такими же остроумными, стеб таким же тонким, но роман потерял стройность, утратил атмосферу и его надо бы было завершить пока не поздно, но Скальци задумал добавить психологизма и философии, разжевав для бестолкового читателя все то, о чем он хотел написать и тем самым окончательно все испортив. Поэтому я как и многие нахожусь в затруднении с оценкой. Задумка — прекрасная. Исполнение — замечательное. Но надо больше доверять умственным способностям читателя.
Lilian, 17 октября 2014 г.
Трудно написать отзыв о книге, не срываясь на спойлеры. Сюжет здесь первостепенен и именно его крутые повороты составляют основу интриги. Раскрыть их заранее — испортить все удовольствие.
А так книга не самая обычная, с любопытной смесью юмора (чаще черного), серьезности и абсурда. Много диалогов. Образы героев и особенно их мир достаточно шаблонны, но это неспроста. Главное тут не придавать расставляемым в начале декорациям чересчур большого значения и не обмануться о всей книге..
Есть много отсылок к популярным научно-фантастическим сериалам прошлого века. Особенно к «Звездному пути». Однако, для понимания происходящего достаточно знать, что (как уже написали до меня) «Redshirts», «красные рубашки», «краснорубашечники» — второстепенные персонажи фильма, которые появляются на экране лишь для того, чтобы в скором времени погибнуть трагической смертью. Мне вполне этого хватило для понимания истории.
Эпилоги (все три) мощны. Особенно третий, бьющий на эмоциональном плане и при этом удивительно светлый. Хорошая финальная точка.
lendi, 24 января 2024 г.
Я люблю космические приключения и ожидала от книги именно их, а не стеба над современным кинематографом и слома четвертой стены. И хотя произведение тут рассматривается как посмодернисткое, идея его уже заезжена до нельзя. Поэтому ничего нового мне эта книга не принесла. Я оценила ее не высоко и честно говоря забыла практически сразу после прочтения. Может быть кому-то и зайдет, но тем, кто много и очень много читает — вряд ли.
karry, 29 сентября 2013 г.
Книга скорее не понравилась. К плюсам можно отнести то, что это наиболее «Мета» произведение которое мне только приходилось встречать. Не только из среды художественной литературы, а вообще. К минусам — всё остальное. Описательная часть отсутствует, 95% книги диалоговые, герои отличаются отсутствием присутствия, ну и мыслей как таковых вынести из данного произведения не получится. По сути перед нами не особенно смешная, и очень бородатая шутка, растянутая на 200 с хвостиком страниц. Юмор не просто «ненавязчивый», он практически невесомый, если вообще считать что он в книге присутствует.
kadim, 9 декабря 2022 г.
Всё что было до Эпилогов — очень не плохо. Свежо, с юмором, динамично, читается на одном дыхании, местами заставляет откровенно ржать отложив книгу... Прекрасная, пародия, сатира и плюс отличная мешанина из фантастических сюжетов на квадратный сантиметр книжной страницы... В полном восторге я дочитал до точки, собрался поставить 10 за полученное откровенное удовольствие... И тут, перевернув страницу, я увидел надпись Эпилог-1... Ну, думаю, какой молодец, сейчас ещё нас повеселит, выкрутит всё наизнанку, благо вариантов 1000000! Но... не тут то было... Джон Скальце вдруг решил вложит в прекрасный сатирическо-юмористический динамичный текст некий сакрально-моральный посыл... И началось... Морализаторство. Нудота. Высосанные из пальцев философски-социально-психологические проблемы героев... Джон, ну ты ни Лев Толстой! Ни Достоевский, та ладно, даже ни Маргарет Митчелл!!! Куда ты полез?! Главное ЗАЧЕМ испортил повесть?! Больше всего удивило, что за это «чудо» он ещё и получил Хьюго и Локус?! За что простите пожалуйста?! За моральные терзания в эпилогах?! Бог ты мой... в мировой фантастике реальный кризис (!), то неясно за что вознесённое на пьедестал графоманское бумагомарание — «Ложная Слепота», то многообещающие, но в итоге, такое нудное и скучное многосерийное творение Марты Уэллс, то непонятное и дешёвое морализаторство Скальце... Вот вы мне скажите — ГДЕ хорошие писатели, которые знают, что такое литература не понаслышке, где оригинальные сюжеты, где профессионалы от литературы с фантазией, юмором и оригинальностью?!!! Почему премии нынче, в основном, получают по разнарядке, а не за талант? По моему, со времен Дэна Симмонса и его Гипериона, всё, что со отметкой «лауреат премии Хьюго», это не Знак качества, а — приговор... Приговор к скучному времяпровождению с книгой написанной бесталанным графоманом.
P/S/ Извините, Забыл про Сюзанну Кларк... последние ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение удостоенное Хьюго, а не записки прыщавых ботанов....
Nog, 28 июля 2015 г.
Впечатление от книги осталось... ну, непонятное. С одной стороны, книга получилась увлекательная и весёлая, и при этом ближе к финалу, а особенно в трёх своих эпилогах приобрела некоторую глубину и лиричность. А с другой, до самого финала так и не оставило ощущение того, что всё это по большому счёту лишь фанфик для посвящённых. Просто посвящённых в данном случае очень много, и не мне рассказывать, какую популярность могут приобрести хорошие фанфики. Да, глубокого знания оригинального сериала для чтения не нужно, достаточно погуглить значение мема; кроме того, Скальци не замыкается на Стар Треке, а даёт немало отсылок к другим произведениям, ломающим «четвёртую стену» между персонажами и зрителями/читателями. И всё же «Люди в красном», как мне кажется, не смогли избавиться от легковесности и необязательности. Так и не смог до конца чтения избавиться от аналогии с недостатком идей в современном Голливуде. Киношники сейчас экранизируют всё, на что глаз упадёт, вплоть до «Морского боя» и «Майнкрафта», а Скальци взял и новеллизировал мем. Почему нет? Правда, «Морскому бою» премия Оскар не светит даже теоретически, а вот писателю с признанием повезло куда больше. Не добавляет плюсов и размер романа, который нашим издателям пришлось добить совершенно не связанной с ним повестью, чтоб получить хоть минимально приличный объём книги, не раздувая до бесконечности шрифт и поля на страницах. В итоге книга получилась приятная, но не более того, вековая слава ей, полагаю, не грозит.
glupec, 24 февраля 2015 г.
Если читать просто как очередную забавную постебушку над «Стар Треком» — ну сколько ж можно-то?.. Фильм 98-го, всем памятный «Галакси Квест», окончательно и бесповоротно закрыл тему. Все остальное уже будет перепевами и «фанфиками третьей руки». Сперва я так и воспринимал «Людей в красном», даже отзыв тут на ФЛ писал соответствующий, мол, легкая, ненапряжная вещица. И читать надо так же — не напрягаясь.
Но всё ж таки, чуть погодя, вчитался повнимательнее... Не зря, как оказалось. Искать черную кошку в темной комнате (то есть, пардон, глубокий смысл в «легкой» литературе) иногда бывает оч. полезно.
Оставим в стороне тот факт, что эта книга — про людей, которые пытаются предъявить иск своему Создателю: «Ну на хрена ты, такой великий и всемогущий, сделал нас такими ...ными уродами?» А у Создателя, как водится, на любую человеческую самодеятельность один ответ: «Будете рыпаться — умрете страшной смертью!» (И... нет, Создатель в данном случае — НЕ Бог).
Оставим в стороне нападки на всесильный ФБР. Нападки на писательскую лень и слишком легкое отношение к тому, о чем пишешь. И не будем поминать всуе реалии интернетовской эпохи, когда, стоит написать\запостить в сети любую наивную чушь, тебя все равно найдут.
Суть книги, понятно, совсем не в этом.
Современному не-вполне-благополучному обществу не нужны скандалы вокруг смертей. Особенно — когда это смерти рядовых солдат. Для цивилизованного мира человек — «просто мясо»; если, не дай Б-г, еще один рядовой выбыл из строя — что ж, в холодильнике всегда найдется запасная тушка. (Не веришь? в душе считаешь себя неповторимым, даже — незаменимым?.. Ну и дурак). То, что бравый капитан Абернати вместе со старпомом и штурманом всегда остаются в живых, а пехота «выпиливается» пачками — это, если так разобраться, норма. Только наивному рефлексирующему интеллигенту сие может показаться странным...
Почему, спросите вы. А потому, что люди не хотят волноваться, переживать — в том числе из-за утраты близких (вспомним джексоновского «Хоббита» — как раз в тему: — Трандуил, о, Трандуил, ну почееемууу у меня так болит сердце?! — А ты хотела б, чтоб НЕ болело, да?.. *мрачный смайл*)
Ну а то, что человеческая личность ≠ нечто неповторимое — это не хорошо и не плохо, это всего лишь факт. Вот только... неплохо бы помнить, друг-писатель: когда ты убиваешь людей в книге — ты убиваешь их на самом деле. Книга — не просто «повод для размышлений», как утверждают многие; это в какой-то мере «слепок» с реальной жизни. А если думаешь иначе — тогда и писать-то незачем.
...Впрочем, несмотря на вышесказанное, надо жить дальше.
То другое дело, конечно, что это все страшные банальности. Почти такие же нелепо-наивные, как «пародирование» известного сериала. По мне, они не делают книгу более интересной в идейном плане.
Но в эмоциональном... действительно, может зацепить.
(М-да. А ведь это я, собственно, ничего о самой книге и не сказал! Но больше добавить не получится — все, что мог бы, неминуемо окажется или пересказом ее сюжета, или пересказом классических эпизодов «Трека», или и тем и другим сразу. Скальци проявил себя с неожиданной стороны, написав о-очень странный и нетипичный роман — как для автора НФ-боевиков. Но это, в принципе, даже неплохо...)
Goshak, 13 января 2013 г.
Высмеивать тропы и условности фикшена путем прямого противопоставления их нашей реальности — ход, прямо скажем, не новый. В кино это уже самостоятельный жанр. «В поисках галактики», «Последний киногерой», «Крик», недавняя «Хижина в лесу», половина фильмов по сценариям Чарли Кауфмана. А вот в литературе такой мета-подход кажется новинкой. Я, по крайней мере, ничего подобного еще не встречал.
Другое дело что абсурдную идею оживающих героев фантазий надо уметь правильно обыграть. И получилось ли у Скальци — вопрос спорный. Сама идея настолько парадоксальна, что, кажется, ей самое место в уморительной пародии, комедии положений. Любая попытка заигрывать с подобным сюжетом в серьезном ключе приведет только к логическим несуразицам, под которыми история благополучно рухнет. Но Скальци это не пугает: за финальной главой следуют постскрипутом еще три, так называемые коды, которые переворачивают все с ног на голову, добавляют еще пару уровней «мета». Словно тот самый Нарратив, с которым герои боролись всю книгу, внезапно вырвался на волю и подчинил себе самого Скальци. Комедия превращается в драму, ощущение несерьезности исчезает. И это одновременно и изюминка книги, и некоторое излишество. Коды несомненно наделили историю новыми смыслами, но вот нужны ли нам дополнительные смыслы в романе о роботах-убийцах, червях-людоедах и оживающих персонажах сериала? Большой вопрос.