Майкл Муркок «Элрик из Мелнибонэ»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сага повествует о жизни последнего императора Мелнибонэ — Эльрика. Родившись альбиносом, он вынужден поддерживать жизнь при помощи трав и заклятий. Йиркун, его двоюродный брат, хочет занять трон сам. И ему это удается, когда Эльрик отправляется в странствия по Молодым королевствам. Рунный меч Буреносец, подаренный Эльрику его богом-покровителем Ариохом, помогает ему остаться в живых, выпивая души врагов и передавая их жизненную силу Эльрику. После года странствий Эльрик возвращается в Мелнибонэ, чтобы отомстить Йиркуну, но во время битвы от Буреносца погибает возлюбленная Эльрика, и тот, полностью разрушив свою бывшую столицу, вновь отправляется в странствия. За привычку действовать в одиночку его прозвали Белым Волком, несколько лет о нем слышно в разных концах мира, пока он гонялся за колдуном Телебом К'аарной, которому поклялся отомстить. И после окончания этой погони, через некоторое время Эльрик встречает свою новую любовь — Зарозинию. Несколько лет они живут в мире и покое, но начинается битва за измерение между Владыками Хаоса и Закона и Эльрик вынужден в ней участвовать...
В связи с тем что цикл писался на протяжении десятилетий, выбор порядка прочтения книг в нём может быть разным. Самое интересное, что в зависимости от того, как вы будет читать, взгляд и на главного героя, и на сам цикл будет меняться. Возможны следующие варианты:
1. По хронологии повествования
Именно так расположены произведения в двухтомнике, вышедшем в «Шедеврах фантастики». Крайне не рекомендуется читать именно так, потому что поздние романы «Крепость Жемчужины» и, особенно, «Месть Розы» полностью выбиваются из стилистики остальных частей цикла.
2. Исходный замысел цикла
Т. е. то, как Муркок представлял Элрика и его жизнь в самом начале — в 60-е годы, когда эта часть цикла была написана. Именно такое прочтение позволяет воспринимать Элрика как противоположность Конана, другие варианты прочтения сглаживают эту грань цикла. В этом случае достаточно прочитать:
- Грезящий город / The Dreaming City (1961)
- Когда боги смеются / While the Gods Laugh (1961)
- Похититель душ / The Stealer of Souls (1962)
- Короли во тьме / Kings in Darkness (1962)
- Гирлянда забытых снов / The Caravan of Forgotten Dreams (1962)
- Буреносец / Stormbringer (в любой редакции — 1965 или 1977)
3. «Классический вариант»
Его называют шестикнижием, потому что эти произведения выходили в 70-е годы в шести томах. Это те произведения, которые у нас выделены как «Сага об Элрике» [основной цикл]. Если брать двухтомник, изданный в «Шедеврах фантастики» (а это лучший по редактуре и переводу вариант издания), то стоит тогда просто читать его подряд, пропустив «Крепость Жемчужины» и «Месть Розы», чтобы вернуться к ним после остальных произведений.
Содержание цикла:
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Номинации на премии:
номинант |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2011 // Награда "Феникс" – классика жанра |
- /языки:
- русский (53), английский (70), французский (8)
- /тип:
- книги (113), периодика (7), самиздат (4), аудиокниги (5), графические (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Алексеева (1), Н. Баулина (1), А. Башкиров (1), А. Башкирцев (1), М. Гилинский (1), Н. Григорьева (4), В. Грушецкий (4), В. Двинина (1), Я. Забелина (1), Н. Зайцев (1), А. Иванов (3), Н. Иванов (5), Д. Коган (1), А. Комаринец (2), К. Королёв (3), Е. Королёва (2), Г. Крылов (9), А. Лидин (3), В. Липилин (1), А. Миронова (1), Н. Михайлов (4), А.А. Николаев (2), Ю. Новиков (2), И. Павловский (1), С. Папикян (1), Е. Первушина (1), М. Петрунькин (1), М. Рожнова (2), А. Свобода (1), Г. Соловьёва (1), А. Страдомская (1), Т. Темкина (1), А. Тишинин (1), А. Тищенко (1), Е. Трирог (1), Р. Шац (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Angvat, 31 мая 2017 г.
Долго думал, как же оценить этот цикл. Лично мне Эльрик напоминает этакого престарелого актера, что снимался и в хорошем, и в средненьком, и в откровенно плохом,много где побывал, на многих повлиял, но в итоге остался на обочине, оказавшись в тени своих более молодых и ярких подражателей. На улице его примут за ведьмака, когда он начнет рассказывать о своем сгинувшим государстве, подумают про каких-нибудь темных эльфов, а его похождения уже не впечатлят сегодняшнюю молодежь, как когда-то. Но его все же хочется чем-то наградить. Как заслуженного альбиноса, что был когда-то в шаге от мировой славы, но с годами подрастерял пыл. Хочется дать ему какую-нибудь «Почетную премию за влияние на фентези», какой-нибудь «Орден седого антигероя». Хочется крикнуть как в старые добрые времена «Ариох! Кровь и души Ариоху!» и вслушаться в черноту… А вдруг там еще кто отзовётся…
glupec, 20 сентября 2016 г.
А вот это уже интереснее. Каноническая Сага банальна (как я писал в предыдущем отзыве) -- ну героика и героика, паадумаешь... но поздние произведения -- таки да, вкусны и необычны.
Если бы к изящным философским фантазиям Макдональда присоединить благородную «сумасшедшинку» Кэрролла, помножить на сентиментальную мораль и -- временами -- незамутненный хоррор Конан-Дойля... то получится что-то вроде «Песни Белого волка». В которой Элрик странствует по причудливым мирам, где живут прожорливые боги-Мухи, видит грядущую смерть своего собственного любимого покровителя и его войска, а в довершение всего — еще и оказывается создателем всея Мультивселенной. Как говорили гномы у Толкина, «пЭребор». За что, собственно, и любим. И до сих пор читаем ;))
Если бы к поэтической орнаменталистике Олдей (помноженной на их же мифологические\культурные отсылки-«пасхалки») прибавить ничем не разбавленную романтику северной мифологии, парочку прекрасных амазонок, намек на давно забытые самим Муркоком, но такие, черт подери, красивые и изящные «Хроники Корума»... Да плюс — опять же — битва со всяким там прожорливым жучьем (похоже, это у ММ один из любимых мотивов; К. И. Чуковскому явно икается ;)) Что у нас вышло в сухом остатке? Правильно — «Месть Розы». Прелестная фантазия в стиле ар-деко:
«В золотых волнах востока колыбель её качалась: там, чело венчая звоном, песня дивная поётся,
Вея щедрым ароматом тех морей, где укрывалась тайна всех благословений, данных правом первородства,
Мягких, нежных и свободных. И она, взлетев, смеялась, в клевер облаков поднявшись, чтоб обнять руками солнце».
Или вот: «Гвинед украсил златом косы Гвиневейр, а щёки — кораллами, очи — сияньем морей,
А слёзы — хрустальностью снежных вершин, а губы — сладостью бургундских красных вин.
Капризной Гвиневейр дары принесены. трагичной расплатой они обернуться должны.»
И так — весь роман :gigi: Мимими! :blush: В канонической Саге этому утонченному декадансу просто не было места. Там -- битвы, мечи, брутальное средневековье... а тут... Ну, я уже сказал: ЭТОТ цикл куда как необычнее. Впрочем, иногда Муркок приду... т.е., прикидывается, что по-прежнему пишет традиционную ГФ -- и мы получаем восхитительный пастиш. Фанфик на себя же раннего, сиречь «Бюст из зуба дракона». (Я уже когда-то писал, в отзыве на другой цикл Маэстро, что автофанфики удаются ему несравненно лучше, чем собс-но канон).
В общем и целом: при чтении канонической Саги советую пропускать романы-кроссоверы («Скиталец» и «Колдунья»). Первый роман + рассказы + последний. Потом «Месть Розы», комиксы и то, что существует в самопальных нетовских переводах.
Тогда — вполне возможно, торкнет. (Мое первое знакомство с циклом было неудачным, в частности, именно потому, что я по глупости взялся за шестикнижие =)))
istpap, 19 июля 2012 г.
Очень интересная серия книг о Вечном Воителе, тут Элрик действительно выступает антиподом Конана-Варвара. Альбинос-воин, царь-изменник, который уничтожыл свой народ и был ним проклят. Оригинальный взгляд на Хаос и Закон, прекрасный поворот от того каким есть Хаос в серии книг про Корума и каким оно есть здесь, в книгах об Элрике. Конечно книги за стилем разные, и сразу виден как етот стиль менялся в жызни самого автора. Помню, начал читать про Элрика с Дочь похитительницы снов, сначала не вьехал, думал что-то иное чем за жанром в Коруме, а патом протчя текст начал искать новые книги, и далее серия заинтриговала.
Magribinus, 4 апреля 2011 г.
Цикл неплохой, но весьма неровный. Мне очень понравились романы «Элрик из Мелнибонэ», «Скиталец по морям судьбы», «Месть Розы», «Буревестник», повесть «Гирлянда забытых снов»... Несколько слабее повести «Когда Боги смеются», «Поющая цитадель», «Похититель душ», «Короли во тьме». Не понравились «Грезящий город», «Крепость Жемчужины» и «Спящая волшебница». Трудно циклу однозначно поставить оценку. Моя личная была бы где-то около 7,5. Но так и быть, округлим в большую сторону:-))).
Veronika, 2 января 2008 г.
Может, я в плохом переводе читала, но... Сначала любопытно, а потом устаёшь читать, как меч-душепийца в кого-то вонзается (иногда против воли хозяина), и, булькая от восторга, выпивает очередную душу (кстати, сама идея такого меча тоже сильно умной не кажется). На втором десятке... уже раздражает.
Мельдар, 20 марта 2010 г.
Если честно, книга об Элрика никак не зацепила. Были какие-то надежды на улучшение в повести «Скиталец по морям судбы», в которой встречаются все ипостаси Элрика. Также были немного интересны повести «Грезящий город» и «Похититель Душ». Но Муркок — это явно не моё. Произведения состоят из одних диалогов (которые и содержательностью-то и не блещут). Хотелось бы побольше описаний, что бы представить картину мира.
tiun, 5 января 2011 г.
Читал давно, когда выбирать было особо не из чего. Сейчас, когда есть выбор, не дочитал бы до середины. Довольно нудновато.
Нюрка, 12 января 2008 г.
Холодная и какая-то фаталистская вещь. Тон задает мотив одиночества и неотступная мысль, как дурно организован этот мир и не пойти ли ему на фиг. Книжка цеплючая, может, местами где и затянутая, но ее это не портит. Главный герой приятный тип: да, ему приходится сражаться и превращать врагов в фарш, но он от этого не в восторге, и вообще сильно сомневается во всем, а особенно – не ошибся ли он с выбором профессии. Самое прикольное, что Эльрик – не Конан, а доходяга, черпающий силы из стероидов. Отсюда сложности в исполнении подвигов и много рефлексии. Но драки что надо
Старый Лис, 31 октября 2006 г.
Самобытная и красивая героическая сага. Цикл очень понравился. Есть в нём какая-то своя волшебная и трагичная атмосфера. Встречаются, конечно, недочеты, но вспомнив, когда всё это было написано, можно сделать скидку. Классика, есть классика.
Abuzz, 11 декабря 2006 г.
Что-то я смотрю, в наши несовершенные времена Элрик из Мелнибонэ как-то прискорбно малопопулярен :eek: Восстанавливаю историческую справедливость: отличный цикл! Рекомендую всем, даже личностям, особо избалованным фантастической литературой.
Элриковы неимоверные приключения выглядят примерно так: вначале не везёт, не везёт, не везёт, потом КАК НЕ ПОВЕЗЁТ, потом снова не везёт, и т.д. Ужасно!
Tyrgon, 7 февраля 2008 г.
По прочтении мною не всей серии (не знаю к счастию иль к сожаленью), могу предположить, что произведения эти на любителя этакого романтично-героично-готичного, т.к., несмотря на достаточно активное развитие сюжетной линии, оставляют ощущения никчемности бытия и вечного непреходящего одиночества главного героя. Сам мир и действия в нем продуманы не плохо, герой действительно отличается от стереотипа (слабый и даже немощный, но располагающий прямотой и решительностью), но в целом кажется смутно знакомым из-за избытка такой геройско-боевой фэнтези.
ИМХО читайте если больше нечего, но ни в коем случае не в период депрессии или упадка сил:)
Ingvar, 16 ноября 2007 г.
В общем и целом неплохая героическая фентези. Хотя я и не любитель этого жанра, но прочел Элрика с удовольствием.
Kapitan, 6 августа 2007 г.
Начало цикла захватывает, но продолжение ... Автор уходит куда-то в метафизику, иные миры, непонятно че там творит и зачем( хотя может это особенности не совсем качественного перевода???).