Григорий Данилевский «Мирович»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В настоящий сборник включены три лучших исторических романа автора: «Мирович» (1875), «Княжна Тараканова» (1882), «Сожженная Москва» (1885). В романе «Княжна Тараканова» речь идет о драматической и еще не до конца разгаданной тайне «принцессы Владимирской»; центральное место занимает проблема отношений личности и самодержавной власти. В романе «Сожженная Москва» писатель живо и исторически достоверно рассказывает о подвиге русских людей в Отечественной войне 1812 года; это произведение отличает глубокое понимание эпохи, яркость характеров и событий. Роман «Мирович» рисует эпоху дворцовых переворотов XVIII века в России.
Входит в:
— антологию «Иоанн Антонович», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 7 декабря 2024 г.
Муха на рогах вола?
Середина XVIII века. Российская империя. Скончалась императрица Елизавета и к власти пришёл Пётр III. И в его тени существует его супруга. Екатерина. А в казематах Шлиссельбурга вот уже два десятка лет томится ещё один претендент на российский престол — Иоанн III Антонович.
Но наш роман начинается не с этого. А с истории молодого малоросса по фамилии Мирович. Который является представителем довольно знатного и отмеченного в истории государства рода. Однако в силу монаршей опалы род захирел и изрядно обеднел, так что наш молодой человек попадает в воинскую службу только благодаря протекции могущественного земляка. И идёт по воинской карьере не вскачь, а мелкими шажками. Хотя при этом наш герой честолюбив и авантюристичен.
Где тут же в действие романа попадает другой известный человек, Михайло Ломоносов, с которым сдруживается Василий Мирович. А также возникают имена Державина и Новикова — тоже фигуры вполне известные и исторические. И, конечно же, не может не появиться в действии романа молодая красавица Поликсена (Полинька), в которую влюбляется наш герой. И тут же появляются главы о царственном узнике, об Иоанне.
Вот это смешение судеб этих персонажей неслучайно, ибо, в конце концов, все их жизненные линии пересекутся в одной точке. Ибо Поликсена впечатляется судьбой Иоанна и всячески ему сочувствует. Причём сочувствие своё и сострадание стремится сделать деятельным и пытается заразить этими чувствами Мировича. И тот заражается мыслями об освобождении Иоанна и возведении его на российский престол. Но при этом непременно чтобы его участие в этом было отмечено людьми и историей, и чтобы его род был возвышен и обласкан монаршей милостью. Вообще Мирович фигура весьма своеобразная, и если сначала испытываешь к его судьбе сочувствие, то постепенно это сочувствие сходит на нет и появляются уже совсем другие чувства к этому неоднозначному персонажу.
Ну, раз все эти события совпадают с временем дворцового переворота, отречения Петра и захвата власти Екатериной, то конечно эта история находит в книге своё отражение — несколько глав весьма детально и подробно описывают нам вот это восстание екатерининцев и посрамление голштинцев. И конечно же Екатерина тоже озабочивается судьбой Иоанна, ибо понимает, что появление его в правовом и информационном поле могло бы сильно пошатнуть её позиции. И потому рождается её указание об убиении Иоанна в случае любой попытки его освобождения.
Таким образом тетива натянута, стрела вложена в руки стрелка и остаётся только сделать роковой выстрел. И Мирович, подстрекаемый Поликсеной и собственными горячечными амбициями, идёт на эту авантюру, пытаясь освободить Иоанна из застенков и привести его к власти.
Финал этой истории печален и закономерен. Мировича казнят. Причём, по версии Данилевского, ему просто отрубают голову, хотя по другим источникам его всё-таки четвертуют.
Роман написан вполне в духе своего времени (т.е. последней трети XIX века). Однако можно отметить своеобразный стиль Данилевского. И такую особенность, когда какое-либо описываемое им действо рассказывается с дотошной подробностью, а потом вдруг всё заканчивается буквально одним предложением. Т.е. возникает ощущение обрыва повествования, ткань художественного полотна рвётся на части, появляются лакуны и разрывы. Правда, при этом сами эпизоды вроде бы получаются рассказаны, но не дописаны литературно.
Однако общие впечатления и от романа, и от авторского стиля Данилевского вполне хорошие. Для любителей истории весьма неплохое чтение.
ii00429935, 25 марта 2012 г.
Правнук Петра Первого Иоанн Антонович и офицер Василий Мирович — идеальные герои для авантюрного романа. Иоанн младенцем был возведен на престол, после 400 дней царствования его ждали государственный переворот и более 20 лет одиночного заключения. Мирович пытался переломить ход истории, освободив царственного узника и вернув ему корону... Сюжет, достойный пера самого Александра Дюма, воплотил в романе «Мирович» Григорий Данилевский.
Даже странно, что эту книгу до сих пор не пытались экранизировать. Малоизвестные страницы истории, увлекательный сюжет, столкновение ярких характеров, живые диалоги... При этом «Мирович» — еще и размышление о судьбе России, где кровь неизменно порождает кровь, а одно преступление высшей власти тянет за собой другое. Честное слово, никакие «Гардемарины, вперед!» с произведением Данилевского и рядом не стояли.
Если судить по гамбургскому счету, роман мог бы получиться еще лучше, если бы не авторское стремление объять необъятное. Среди персонажей книги — не только великий Ломоносов (по воле Данилевского — сосед и друг Мировича), но также знаменитые писатели Фонвизин, Державин, Новиков. Даже тень графа Калиостро разок промелькнет где-то на третьем плане. Портрет эпохи впечатляет своим размахом, но от истории несчастного Иоанна Антоновича порой это слишком далеко.