Бром «Крампус. Повелитель Йоля»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Городское фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Скандинавской ) | Приключенческое | Религиозное (Христианство (Католичество ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Демоны, черти ) | Становление/взросление героя | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
«Санта-Клаус, мой дорогой друг, ты — вор, предатель, лжец, убийца, обманщик, но хуже всего — насмехаешься над тем, что мне так дорого. Можешь прогорланить своё последнее «хо-хо-хо», потому что я иду за твоей головой. Я иду забрать то, что принадлежит мне по праву, забрать Йоль...»
Однажды в сочельник, в маленькой деревушке Бун, что в западной Вирджинии, неудачливый поэт песенник по имени Джесс стал свидетелем странного представления: семь облаченных в черные плащи бандитов напали на человека в красном костюме и с санями. Когда Джесс бросился на помощь загадочные фигуры исчезли, оставив большой мешок — магический мешок, благодаря которому горе-поэт станет удачлив и погрузится в захватывающие дух приключения. Мешок, как оказалось, является собственностью Крампуса, древнего демона-обманщика, наказывающего плохих. Он станет новым хозяином для Джесса и расскажет о человеке в красном вещи, которые тот раньше не знал. Например о том, как пол-тысячелетия назад краснощекий веселый старикан-святой, заточил Крампуса в тюрьму и прибрал к рукам всю его магию. Но время Санта-Клауса подходит к концу и бывший лорд Йоля решает уничтожить своего врага и вернуть свой праздник.
Теперь у Джесса есть шанс спасти дочь и собственные разбитые мечты.. и вернуть необузданную дикую магию бедным жителям деревушки Бун.
Входит в:
— условный цикл «Ретеллинги» > Прочее
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2018 // Книги — Мистика и хоррор года | |
номинант |
Вавилонская рыбка / Babel Fish, 2020 // Выбор жюри. Произведение (Перевод с английского Екатерины Ильиной) |
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Измайлов (1), Е. Ильина (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ANTI_VSE, 21 августа 2024 г.
Произведение — супер!
Тёмный шедевр тёмного фэнтези.
Аннотация (см. выше) немного не соответствует.
Я бы написал так —
Однажды в сочельник, в маленькой деревушке Бун, в западной Вирджинии, неудачливый поэт песенник по имени Джесс стал свидетелем странного представления: семь облаченных в черные плащи существ напали на человека в красном костюме летящим на санях. Когда Джесс бросился на помощь загадочные фигуры исчезли, оставив большой мешок — магический мешок, благодаря которому Джесс погрузится в захватывающие дух приключения. Мешок, как оказалось, является собственностью Крампуса, древнего демона наказывающего плохих детей. Он станет новым хозяином для Джесса и расскажет ему о человеке в красном такие вещи, которые тот раньше не знал.
Например то, что Санта Клауса на самом деле зовут совсем по другому.
И то что тысячелетие назад краснощекий, веселый старик святой (который тогда не был ни стариком, ни тем более святым) , заточил Крампуса в тюрьму и прибрал к рукам всю и его магию и его праздник.
Но время Санта-Клауса подходит к концу и бывший лорд Йоля решает уничтожить своего врага и вернуть свой праздник.
Deliann, 16 июля 2018 г.
«Крампус. Повелитель Йоля» написан Бромом между «Похитителем детей» и «Потерянными богами», однако в нашей стране вышел после них. И это не идет роману на пользу, так как он ощущается более слабым в отношении своих собратьев и в какой-то степени даже вторичным.
Джесс – типичный для творчества Брома персонаж-неудачник, у которого проблемы с законом, семьей и жизнью в целом. Тот же типаж был у главного героя «Потерянных богов», тот же, но с поправкой на возраст, был в «Похитителе детей». От Джесса ушла жена с ребенком, у него нет нормального дома, постоянной работы и каких-либо увлечений в жизни. Зато есть условный срок, проблемы с алкоголем, самоуважением и местным криминальным миром. Однажды в канун Рождества Джесс становится свидетелем нападения нескольких странных существ на Санта-Клауса. Более того, после нападения Джесс становится обладателем волшебного мешка Санты, и его жизнь круто меняется.
Главный герой изначально не вызывает особого интереса, но как только на страницах книги появляется Крампус, интерес к Джессу гаснет окончательно. Повелитель Йоля получился действительно шикарным, он крадет все внимание читателя, и ради него одного стоит прочесть эту книгу. Крампус представляет собой разновидность божественного трикстера с очень переменчивым настроением. Он способен читать длинные монологи, рассказывая историю своей жизни, слагая самому себе чуть ли не баллады, а некоторое время спустя впадать в тягостное молчание, которое, по свидетельствам очевидцев, может продлиться до нескольких недель. Крампус обладает неплохим чувствам юмора и способен очень весело развлекаться, но он также не лишен жестокости и эгоизма. Хороший персонаж и занятия у него интересные.
Касательно самого издания – все так же, как и в предыдущих книгах: стильные иллюстрации, стильная обложка, белая бумага, нормальный перевод, в общем, претензий нет. Книгу приятно держать в руках и не менее приятно видеть на полке.
P.S. В романе присутствует второстепенный персонаж Чет, у которого есть жена Триш. Это, видимо, какая-то пасхалка, потому что с Четом и Триш из «Потерянных богов» они не имеют ничего общего, однако зачем-то автор создал им тезок.
olga.sb, 2 марта 2024 г.
Планировала почитать книгу на Рождество, но немного подзатянула, и в итоге прочитала на Масленицу, что, в принципе, тоже довольно символично получилось в разрезе темы о праздниках, которые пошли от языческого прошлого, но ассимилировались под современную религию.
Бром, как всегда, освещает такие темы, которые не дают мне пройти мимо: скандинавская мифология, борьба повелителя Йоля с символом Рождества, мрачные сказки. Но, как и всегда, главными оказываются совсем другие темы. Социальный подтекст здесь гораздо ярче сказочно-мифологически-религиозного. Кому-то это нравится, но лично мне – нет. Когда разборки между опустившимся музыкантом и грязным копом, посреди которых застревают жена с ребенком, выходят на первый план – это уже перестает быть фэнтези. Зачем тогда вообще нужен был антураж? Раздражают меня эти попытки выдать один жанр за другой.
Попытка добавить туда еще и эдакий криминальный боевик с детективными нотками и вообще не удался: слишком неправдоподобно и действительно по-сказочному выглядела
Я морально готовилась к «серым» моралям и морю мерзких подробностей, так как уже читала автора раньше, но всё равно не сумела отряхнуть с себя всю эту грязь, чтобы получить удовольствие от неплохой в общем идеи и грамотно выстроенного сюжета. Видимо, нужно определенный склад ума, которым я не обладаю. Так что не рекомендую чувствительным натурам типа меня ни в коем случае. Да, даже ради Йоля и скандинавской мифологии.
Главные герои мне совершенно не понравились, поэтому сочувствия они вообще не вызывали. Я была на их стороне исключительно потому, что противники казались совсем уж больными отморозками. А Крампус «всего-то» мог поработить волю и избить розгами. Джесс – условно положительный герой, изначально вызывал у меня глухое раздражение, потому что это классический слабак, неудачник и лох, который всегда идет по самому легкому пути и даже не напрягается, чтобы стать хоть немного приличным человеком.
Кстати, поэтому концовка тоже совершенно не вдохновила. Помимо очевидных причин (я и не ждала, что у Брома выживут все, но не сильно-то и расстроилась смертям), вот такая попытка выдать вероятность
Короче, после второй книги Брома только утвердилась в своем вердикте: автор сильно на любителя, хотя и действительно стоящий среди своего жанра (который точно не фэнтези!). Наверное, порекомендовала бы поклонникам Геймана, которые любят пожестче. Оценка исключительно вкусовщинная – просто рука не поднимается выше поставить, хотя и вижу, почему многим книга нравится.
Serega_Kozopas, 4 января 2024 г.
Обычно я скептично отношусь к художникам, которые начинают писать книги, но в этот раз решил сделать исключение — и не прогадал!
«Крампус» Д. Брома — это хорошо слаженный мифологический роман, действие которого происходит в современном мире, подобно «Американским богам» Н. Геймана.
У нас есть главный герой — Джесс — музыкант, который испытывает проблемы в своей жизни — карьера, любовь, самоуважение и так далее, но в один момент он попадает в водоворот фантастических событий, центром которого является языческое божество «Крампус», которое (а точнее — который) хочет свести личные счеты с другим «божеством» и вернуть старые традиции святок.
При достаточно стандартной завязке книги мне хочется выделить её достоинства — и прежде всего это мифология, с которой Бром изрядно поработал. Она пронизывает всю книгу, автор выстроил из различных легенд и мифов единую картину, которую поместил в этот роман — познавать это полотно настоящее удовольствие, особенно если вы любите сказки и древние предания.
Благодаря этому еще одним плюсом романа служит его атмосфера — и помимо сказочности ей добавляет гротеск в виде гангстерских разборок, снежной погоды и приближения Рождества — эта книга идеально для того, чтобы читать ее перед Новым годом или на новогодних праздниках.
Нельзя также не сказать о второстепенных персонажах — у каждого есть свой голос, который выделяется на фоне других.
Стоит отметить и прекрасные иллюстрации Д. Брома — его мастерством как художника можно только восхищаться.
Несмотря на все плюсы, стоит выделить главную проблему романа — а именно его вторичность. Если вы читали творчество Нила Геймана (особенно уже упомянутые мной «Американские боги»), Урсулы Ле Гуин, Стивена Кинга — вы не найдете здесь чего-то такого, что поставило бы этот роман рядом с книгами этих писателей (и здесь я имею ввиду именно сюжетную часть).
«Крампус» Д. Брома относится к тем книгам. которые созданы прежде всего для развлечения, даже несмотря на то что в романе есть умные сцены, а также лейтмотив и идея, которые пронизывают книгу от начала до самого конца. Роман не затянут, в нем много динамики, нет ненужных персонажей, а самое главное — он обладает действительно уникальной атмосферой, хоть и не привносит ничего нового в подобный жанр литературы.
Поэтому если вы хотите расслабиться под Новый год, прочитать что-то интересное, лёгкое (но не глупое!), а также перенестись, хоть и ненадолго, из нашего мира в хорошо запакованную сказку (*шёпотом*: с рейтингом 16+) — «Крампус» Д. Брома отлично подойдет для такого литературного путешествия.
strannik102, 3 января 2024 г.
Не забудьте положить пару конфеток в свой выставленный за порог башмак… на всякий случай…
Не могу сказать, что я человек азартный. Однако же в части чтения это утверждение будет не совсем верным. Ибо тут могу дать фору многим даже заядлым книгочеям.
Вот только-только наступило 25 декабря, а ваш покорный немедля отправился на страницу Новогоднего флешмоба 2024, потом нетерпеливо ждал наступления часа икс, т.е. старта игры, тут же оформил заявку и менее чем за сутки заполнил кормушку советов из 24 номеров.
И конечно же сразу начал пробовать книги этого года на вкус. А поскольку в календаре рождественская католическая неделя, то сам бог велел начать с чтения именно этой книги.
Отчасти антирождественской, зато святочной, немного сказочно-мистической, много криминальной, чуточку религиозной — хотя тут мы сталкиваемся с верованиями германцев и скандинавов и с их пантеоном в виде Одина, Локи, Хёль…
Однако ни одно из названных божеств в книге напрямую не участвует, а только лишь упоминается, а в полный рост действуют некто Крампус и некто Санта-Клаус (который вовсе и не Санта), а также вороны и волки из свиты Одина, ну и некоторые другие мистические персонажи. А вместе с ними на арене этого рождественско-святочного действа есть и люди, причём некоторые из них попадают буквально в эпицентр событий.
Вообще весь замес основан на противостоянии старых верований в древних богов и новых религиозных традиций. Не буду здесь суть этого противостояния расписывать, в книге автор на этом делает свой акцент и потому не стоит разрушать интригу.
По стилю это довольно близко к хоррору, к ужасам, особенно книга может показаться страшноватой людям впечатлительным и с развитым воображением. Ибо есть сценки и эпизоды довольно натуралистические, связанные с насилием и телесными повреждениями разной степени тяжести. И, кстати сказать, книга вполне кинабельна, т. е. легко можно представить всё происходящее на большом экране.
Однако при всей вот этой страшноватости книга захватывает всё-таки другим, и даже не столкновением простого американского парня-неудачника Джесса и его главного противника и его подручных — бандитов. Всё-таки для меня главным смысловым наполнением в этой книге стало вот это стремление Крампуса восстановить справедливость, воздать людям должное и каждому по его заслугам. Уж слишком человек стал рабом искусственной среды обитания, причём чем дальше, тем больше погружается он в это системное рабство. Совершенствуя свою искусственную среду обитания и разрушая при этом среду естественную…
Неплохая книга и хороший старт для нового читательского года.
darken88, 26 октября 2023 г.
Сны Бальдра...
На самом деле, не переставая, восхищаться творчеством Джеральда Брома, все больше вижу в нем самом остатки того самого хтонического, первобытного и примордиального более, чем в любом другом авторе темного фэнтези. Создавая свои причудливые иллюстрации, он неразрывно соединяет их с текстом. Ведь именно так и притягивают читателя и Туве Янссон и Экзюпери — без аутентичных авторских рисунков магии при прочтении не произойдет. А она безусловно есть. Судя по всему, в чем-то повторяя путь «Потерянных богов», автор захотел показать нам историю еще одного неудачника, но с более менее счастливым, «рождественским» финалом. Может быть поэтому в книге остаются пасхалки-имена, чтобы напомнить нам о прошлом.
Джесс «Крампуса» — это скальд давних саг ,который ведет нас по пути йольских мистерий, проложенных по выжженным светом неоновых фонарей американских городков, где даже в захолустье не осталось ничего святого и волшебного. Но вот достаточно пары взмахов кисти, и вот он — Крампус уже скачет по заснеженным пустошам, а Санта-Клаус вовсе не так прост, как он мнится столпившимся в супермаркетах простакам.
Но, чтобы понять мистерию. необходимо в нее погрузиться, и вот тут Бром начинает ерничать уже над Гейманом и Кингом, при этом не оскорбляя их величия, он тпросто рассказывает древние сказки на свой лад, и знаете, очень и очень неплохо, по крайней мере у меня возникло совершенно мало вопросов к этнографической и магически-реалистичной составляющей. Здесь создаются новые магия и мифология с большой тоской по ушедшему европейскому прошлому, и, прорастая на старых кострищах индейских типи, новые боги и герои сражаются на просторах Северной Америки, с долей юмора, отсылкой к старым вестернам, сквернословием, а еще парой запыленных книг с картинками.
Nexus, 22 апреля 2019 г.
Я всегда с опаской относился к любым переосмыслениям классических историй, считая их не более чем паразитированием на удачных идеях, которые были озвучены ранее.
Частично мое предубеждение к современным переделкам было подорвано, когда я прочел роман Джеральда Брома «Похититель детей», представляющий собой новую версию похождений Питера Пэна — вечно юного мальчика, придуманного писателем Джеймсом Барри еще в начале 20-го века.
Книга оказалась на удивление хороша, поэтому я без особых колебаний решил ознакомиться с другим, похожим по духу, творением Брома, получившим название «Крампус. Повелитель Йоля».
В центре внимания данного произведения находится вражда между двумя довольно-таки известными «персонажами» — добрым весельчаком Санта-Клаусом, одаривающим хороших детей, и злобным демоном Крампусом, наказывающим непослушных.
Поскольку конфликт двух титанов разворачивается на Земле, в него оказываются втянуты и простые смертные, среди которых главный герой романа — молодой парень Джесс Уокер, чья жизнь была полна всевозможных проблем и до вмешательства в дела богоподобных существ.
Чем обернется столкновение Санты и Крампуса и как в ходе него изменится судьба неудачливого музыканта Джесса вы узнаете из книги, а я же постараюсь внятно изложить ее сильные и слабые стороны.
По-традиции, первое за что хочется похвалить автора — это прекрасно выписанные характеры основных персонажей. В них веришь без каких-либо оговорок, а потому переживаешь за них всем сердцем. А переживать будет когда, ведь текст так и пестрит разнообразными напряженными эпизодами, в нужный момент взрывающимися ураганным экшеном (Джеральд всегда очень сочно описывает приключения своих героев и «Повелитель Йоля» в этом плане не стал исключением).
Также нельзя обойти вниманием и превосходные иллюстрации Брома, благодаря которым можно увидеть главных действующих лиц романа во всей их красе. Впрочем, для тех, кто знаком с другими произведениями автора это не будет большим открытием, ведь они уже и так в курсе, что он — еще и отличный художник.
Единственное, что слегка расстроило меня в книге — это размах происходящих в ней событий. Он показался мне слишком уж мелким для противостояния столь колоритных сказочных существ. Кроме того, для меня осталось загадкой почему Джеральд никак не использовал в конфликте эльфов, составляющих свиту Санта-Клауса. Я бы с удовольствием «посмотрел» на их битву с бельсникелями, всюду сопровождающими Крампуса. Но, как говорится, не судьба. Также как и увидеть в деле женщину с «лицом, у которого не было возраста» по имени Перхта. Бром даже не поленился нарисовать ее портрет в полный рост, а вот дать раскрыться ее характеру попросту забыл.
Однако все это — только мелкие придирки, которые вряд ли испортят вам впечатление от яркой и увлекательной истории каковой является «Повелитель Йоля». Настоятельно советую с ней познакомиться, ведь подобные удачные литературные блокбастеры, созданные на стыке фэнтези и хоррора — товар редкий и оттого весьма ценный.
Old_Gonsalez, 30 декабря 2022 г.
Я по прочтении в тихом восторге!!!
Представьте себе, где-то в американской глубинке, там где закон — не очень то закон, а рулят наркодилеры, продажные полицейские и прочие прелести полузакрытых обществ, в отдаленной пещере, коротает свои дни обессилевший Крампус — ныне лучший друг индейцев, а в прошлом грозное и славное божество праздника Йоля, языческой предтечи католического рождества. Однажды он встречает местного музыканта неудачника, которому бандиты просверлили руку и переломали пальцы, а местный представитель власти наставил рога и увел жену. У них схожие цели — месть. Джесс — музыкант хочет отомстить своим обидчикам, а Крампус — свергнуть безраздельное рождественское владычество Санта Клауса и вернуть людям веселый языческий Йоль. И да, Санта Клаус в этой истории — тоже не веселый толстячок, а существо с древними и темными корнями. Как оно, в принципе в развитии современной культуры и происходило...
Не буду сильно вдаваться в детали, отмечу что порадовало:
1. Историческая и культурологическая подкованность — мифологическая составляющая, переплетенная с темным городским фэнтези просто восхищает и не заставляет глаза истекать кровью
2. Динамика истории также на высоте — есть место и юмору и экшену и посидеть-подумать тоже пара сцен заставят
3. ГГ — Крампус вызывает восторг и тревогу — настолько он стал лишним в современном мире.
4. Атмосферище — как будто своими глазами все видел!
Итог — однозначные 10 баллов за увлекательную историю без провисов и перегибов, с нестандартным подходом к сюжету и отличным экскурсом в мировую культуру. Читать — однозначно, на полку — без раздумий!
ужик, 8 января 2020 г.
Книга скорее разочаровала. Иллюстрации здесь просто потрясающие, а вот текст то ли недоработан, то ли слишком сырой, то ли Брому стоит брать соавтора для работы над литературной частью его произведений.
Джесс случайно оказался втянут в разборки между Санта-Клаусом и Крампусом, духом Йоля. Но у него и своих проблем полно — жена ушла к местному полицейскому, крышующему мафиози. Ушла вместе с 5-летней дочкой. А Джесс — музыкант-неудачник, не то что семью, себя самого прокормить не в состоянии.
Кнгие отчаянно не хватает ясности в происходящем, характеров и хоть какого-то смысла.
Механизм убийства местных богов... Тут сам черт ногу сломит! Мегапопулярность якобы не позволяет убить одного бога, в то же время каждый мало-мальски знакомый со скандинавскими мифами знает историю об убийстве Бальдра Локи с помощью омелы и Бальд из-за своей мегапопулярности как-то... не воскрес... Один и тот же бог вроде как уже умер и полный комплект костей (включая, видимо, голову) лежит на дне океана. Но его убивают еще раз и забирают голову — чтобы не воскрес... А кости на дне... Это как? Запасной комплект? Загадочная Она восрешает одного бога, а Мать-Природа не может воскресить Крампуса?... Сплошные загадки, так что непонятно вообще о чем же была вся книга!
С героями все плохо. Один удавшийся персонаж на всю книгу — Изабель из Бельсниклей. Все остальные либо не прописаны вообще (Маква, Випи и Нипи, Вернон), либо как флюгера — в каждой ситуации действуют по-другому, мало напоминая себя 5 страниц назад.
Ну и смысл... Книга о дружбе? А дружба между рабами и хозяином бывает? Или между рабами Крампуса и его ситуативным союзником? Джесса же регулярно его «друзяки» связывают, только-только он начинает думать о собственных проблемах (типа, угроза жизни его 5-летней дочке).
Или эта книга о любви? Между Джессом и Линдой нет химии. Линда вообще если что-то любит — это деньги. Работать — это не для Линды. Получать образование — тоже. #Онажежмать! Ей надо проводить время с дочкой. А счета пусть оплачивает ее новый любовник — втрое старше самой Линды, да еще и повязаный кровью с местной мафией и, по слухам, женоубийца. Зато у него такой красивый дом и новая машина! Джесс, как только вариант с Диллардом отпадает, тоже ничего. Он же сам сказал что «скопил немного денег». Линду только что за ее алчность и глупость чуть не зарезали, но ее совсем не интересует откуда у нищего мужа, заложившего в ломбарде все, кроме подштанников, денги. Главное — они есть!
А еще книга о том что «берегите природу». Так и хочется добавить то самое «мать вашу!». Потому что Крампус, которого мотает из крайности в крайность как лодку в шторм, заделавшийся эко-активистом, это как Капитан Воробей, заделавшийся поборником трезвости. Смешно и как-то неуместно, что ли. Книга же вроде про месть, нет?
Разочарована. Сыроват «Крампус».
Wolf94, 22 декабря 2019 г.
Ответы на загадки всегда кажутся такими простыми, как только ты их узнал…
В начале года открыла youtube — блогеров и там-то попался обзор на творчество Брома. Меня на столько заворожили иллюстрации, что моментально заказала три книги... Поспешная покупка, ведь картинки — это конечно хорошо, но куда важнее сюжет.
Крампус, Повелитель Йоля — роман, с которого начала знакомство с автором. Увы, но никакого восторга не испытала. Словно смотрю боевик с фантастическими существами, а боевики не люблю. Да и в художественном плане Бром не зацепил.
Джесс Уокер — музыкант-неудачник, живущий в трейлере. Жена ушла, прихватив дочку, а сам Джесс глушит горе в алкоголе. Стандартная картина, но как-то в Рождество, Джесс становится свидетелем невероятной картины, где существа преследуют Санту и в ходе последний теряет свой волшебный мешок. Можно было бы свалить на пьяный бред, но все взаправду.
К сожалению не увидела того, что разглядели другие читатели. Лично мне было скучно и неинтересно. Герои не цепляли, кроме Изабель. Ожидала большего, но надежды не теряю. Впереди «Потерянные боги» и «Похититель детей» .
Г. Л. Олди, 11 августа 2018 г.
На сей раз Джеральд Бром написал страшную – и страшно увлекательную! – рождественскую сказку для взрослых. Скандинавская мифология, древние боги и христианские святые, Рождество и Йоль, криминальные разборки, семейная драма на грани трагедии, вдохновенная музыка, пленения, пытки, погони и стрельба, мечи, копья, револьверы и автоматы, помощь древнего... чудовища? демона? бога? – и то, чем эта помощь в итоге оборачивается...
Да, и Санта-Клаусу тут тоже досталось по первое число!
Напряжение действия, как внешнего, так и внутреннего – просто сумасшедшее! Читая, оторваться было почти не возможно – и все же приходилось время от времени заставлять себя делать перерыв, чтобы хоть немного схлынул поток хлещущих из книги эмоций. Плотность событий зашкаливает, каждое событие меняет расклад и ситуацию – и почти всегда в худшую сторону, как бы герой ни старался поступить «правильно». Ведь известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Саспенс и драйв просто на высоте! Всякий раз, переходя к другой линии действия, автор оставляет героев в экстремальной, подвешенной ситуации – и не торопится её разрешить, продолжая нагнетать напряжение.
Персонажи живые и неоднозначные, им искренне сочувствуешь и сопереживаешь. И по ходу повествования они меняются: к концу книги никто из выживших не остаётся прежним, тем, кем был в начале. И если среди людей еще встречаются злодеи, на которых пробы негде ставить (да и тех всего парочка), то среди нечеловеческих созданий нет ни однозначно добрых, ни однозначно злых. У каждого из них своя правда, и они готовы сражаться за неё до конца. Каждый из них поворачивается к героям и читателю то одной, то другой своей гранью, предстаёт в разных обличьях, и вместе с этими метаморфозами сменяют друг друга симпатия и антипатия к этим древним созданиям.
Несмотря на пытки, убийства, жестокость и кровь, это добрая и душеподъёмная сказка. Это гимн человеческому (и не только человеческому!) упорству, силе духа, таланту и вере в чудо.
А еще в этой книге нашлось место юмору и иронии – иногда довольно чёрным, а иногда и вполне добрым; и ряд очень душевных и трогательных сцен тут тоже есть. В «Крампусе» Бром использует широчайшую палитру: от брутальной жестокости до истинного милосердия, от любви до ненависти, от тоскливой безысходности до весёлого смеха, от покорности судьбе – до несгибаемого упорства.
А еще книга снабжена отличными авторскими иллюстрациями Брома.
Увлекательная, крайне эмоциональная, страшная и добрая сказка.
malecula, 21 апреля 2015 г.
Очередная интерпретация мифов, принесённая в современный мир. Мрачная и сочная.
Что мы действительно знаем о милых декоративных традициях, которые каждый Новый год впускаем в свой дом? Стоит только дать волю любопытству, повнимательнее присмотреться к рождественским эльфам, заглянуть в мешок Санта-Клауса и всё завертится: набегут красноглазые демоны, предложат правильную выпивку и расскажут, как на предательстве, крови и лжи можно построить благообразный и сытый мир.
История у Брома получилась увлекательная, динамичная и зловещая. Воображать персонажей не понадобится, потому что есть волшебные авторские иллюстрации. А вот выбрать, кто здесь негодяй, а кто герой, читателю предлагается самостоятельно.
Lilian, 27 сентября 2018 г.
Вторая прочитанная мною книга Брома. Безусловно, на лицо некоторые характерные для автора приемы и типажи героев. Вся соль в том, насколько удачным окажется их сочетание.
В данном случае — не слишком удачное. По крайней мере в сравнении с Похитителем детей.
Вообще, книга неплохая. Была прочтена быстро и с интересом. Герои вполне запоминающиеся. Есть атмосфера, динамика и отдельные интересные моменты, находки, размышления. Любопытный сюжетный ход с победой, обернувшейся поражением. И поражением, не ставшим концом истории.
Но вот не зацепило. Такое бывает.
Книга по атмосфере и сеттингу напомнила мне Американских богов. Похожее смешение героев скандинавских мифов и серой реальности американской глубинки.
Вот только наложение скандинавских мифов на легенду о Санта-Клаусе получилось не слишком органичным. Не удалось до конца проникнуться образами.
Этой истории вообще не хватает ярких образов. В столкновении мифической атмосферы и серых полукриминальных будней побеждают будни. Мифические персонажи выглядят интереснее, но им не хватает внушительности. И атмосферы настоящего волшебства (не важно, темного или светлого). Обычные же люди прописаны детальнее, но они довольно скучны.
И остается ряд вопросов, мешающих цельному восприятию построенной картины мира и этой вроде как законченной истории. Кто отец Крампуса? Как Крампус и ряд древних животных пережили свой скандинавский конец света? И наконец, почему в рамках этой истории Бог — это она?! ))
flying_kitten, 9 июня 2023 г.
Хорошо сделанный комикс — всё ярко, динамично и сказочно. «Американские боги» прогнозируемо порождают последователей.
В книге собраны все возможные архетипы — главгерой неудачник, его жена, ушедшая на поиски лучшей жизни, банда, держащая под контролем провинциальный городок, полицейский у них на жаловании... Персонажи карикатурны и несколько шаблонны, действуют именно так, как предписывает десятилетиями складывавшийся канон. Главный герой (разумеется!) — нераскрывшийся гений, соплежуй в начале, по ходу сюжета прокачивающий свои скиллы. Рояли в кустах периодически начинают исполнять практически концертные партии. Скучно? Наверняка так и было бы, если бы не небольшое дополнение. На фоне этих неказистых, прямо скажем, декораций, мы наблюдаем противостояние древнего бога Крампуса, повелителя Йоля и Санта-нашего-Клауса, доброго старичка, который не так уж и добр.
Добротный образчик современного фэнтези, немного прямолинейный, местами глуповатый, но качественно написанный и очень красочный и живой. Провести несколько вечеров за приятным чтением, не особо нагружая мозги, тоже периодически нужно.
Эрик Дрейвен, 22 мая 2022 г.
Как-то на Рождество в одном маленьком американском городке, спивающийся неудачник и по совместительству автор-исполнитель Джесс Уокер становится свидетелем странного происшествия — несколько существ напоминающих чертей, гонятся за человеком в красной шубе, подозрительно похожим на Санта-Клауса. Человеку удалось уйти, взмыв в небо на санях, запряжённых оленями ..... но уронив мешок .... да, да — тот самый волшебный мешок, с подарками. И как не трудно догадаться, упал этот «сюрпрайз» аккурат рядом с бухающим в машине и думающим о самоубийстве Джессом. Упал, чтоб втянуть Джесса в череду головокружительных событий, круто изменивших его жизнь и заставивших последовать старинной русской заповеди — «соберись тряпка, будь мужиком». Лихо разобрашись в предыдущем романе «Похититель детей» с «вечным мальчиком» Питером Пэном, Бром с энтузиазмом взялся за «разделку» не менее культовых типчиков — Крампуса и Санта-Клауса. Рецепт тот-же — ароматное и вкусное «варево» из dark fantasy и horror'а, щедро приправленное европейской мифологией. Результат — не менее впечатляющий. Одна из очень немногих книг, не оставивших никаких шансов даже для мелких придирок. На мой вкус — ну всё идеально. И прекрасно прописанные персонажи и буквально физически воспринимаемые атмосферность и кинематографичность происходящего действа и сюжет, не отпускающий внимание и периодически бьющий под дых неожиданными финтами. Как и полагается по законам жанра, приторно хорошие и отвратительно плохие персонажи отсутствуют как класс, зато герои каждый со своей мотивацией — в наличии. Ингредиента «кровь-кишки-распидорасило» тоже в избытке, как и в дебютном романе Бром не жалеет своих героев ..... но в этот раз до определённого момента. В этот раз герои даже угодив в самую «глубокую жопу», пардон за мой французский, получают таки шанс ..... просто воспользоваться им получается не у всех. Получает шанс и Крампус, так и не сумевший понять простую истину — однажды умершим старым Богам, уже нет места на этой Земле, даже если их, Великих и Настоящих, сменила дешёвая фальшивка на оленях. Потому что Боги живут в сердце, а то что умерло в сердце — уже не оживает, даже если ходит по Земле. Так и напрашивается на сравнение язычества с христианством, но оставим это на совести автора и моего воображения. Максимальное удовольствие от прочтения, про прекрасные иллюстрации вообще молчу — в книгах Брома они по умолчанию.