fantlab ru

Джек Финней «О пропавших без вести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
667
Моя оценка:
-

подробнее

О пропавших без вести

Of Missing Persons

Другие названия: Хочу исчезнуть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 130
Аннотация:

В Нью-Йорке, на 42 улице, в двухсотом квартале находится обычное туристическое бюро «Акме». И клиентам там предлагают такие же заурядные путешествия: на Багамы, в Мэн или Буэнос-Айрес. Есть лишь одно отличие: здесь вам могут предложить навсегда уйти из этого мира на романтическую Верну, «где жизнь такова, какой она должна бы быть»

© Ank

Входит в:

— сборник «Третий уровень», 1957 г.

— антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.

— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2», 1965 г.

— антологию «Histoires d'extraterrestres», 1974 г.

— антологию «Фантастика, 83», 1983 г.

— сборник «About Time», 1986 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

— журнал «Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1», 1991 г.

— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.

— антологию «Коллекция Альфреда Хичкока в 4 томах», 1993 г.

— антологию «Истории для любопытных», 2004 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.


Экранизации:

«Спасение в Верне» / «Escape to Verna» 2008, США, реж: Джо Коллесано, Дж.Д. Марлоу



Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск  2
1965 г.
Фантастика 83
1983 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Избранное
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.
Коллекция Альфреда Хичкока в 4 т. Том 1. Мои любимые убийства
1993 г.
Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока
2004 г.
Третий уровень
2020 г.

Периодика:

Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Меж двух времен
2016 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.
Созвездие Льва-4
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Third Level
1957 г.
(английский)
Histoires d'extraterrestres
1974 г.
(французский)
Histoires d'extraterrestres
1984 г.
(французский)
About Time
1986 г.
(английский)
About Time
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кто не мечтал в детстве попасть в сказочную страну, где мимо кисельных берегов текут молочные реки! Мы видели ее в своих снах и пытались найти на карте... Даже в зрелые годы человек не теряет надежды посетить земли своей мечты то ли с помощью добрых духов, то ли могущественных волшебников. А вот Чарли Юэллу помогли инопланетяне. Он попал в число тех немногих избранных, которым было предложено переселиться на мирную планету по имени Верна. Люди живут там без страха и забот, занимаясь только теми делами, которые им нравятся. Никто никого не принуждает и не эксплуатирует. Ну разве это не рай? Требование одно — верить в идею до конца. Так мало — и так много одновременно. В детстве мы верим практически во все: в Деда Мороза, добрую фею, говорящих животных, счастливое будущее. Но со временем, под натиском безжалостных будней, эта вера постепенно таяла, а детские сны о волшебной стране вдруг теряли свой цвет. Во всем виноват жизненный опыт, который ежедневно твердил нам, что бесплатных чудес не бывает и за всякую услугу нужно уметь расплачиваться. Тот же Дед Мороз возьмет не менее 5000 номинированных рублей, чтобы в течение получаса радовать вашего ребенка. А чтобы погостить в «банановом рае», придется выложить уже в 10 раз больше. Не удивительно, что люди перестают верить не только в чудо, но и в справедливость, доброту и благой помысел. Если б вам вдруг позвонили и сказали, что какой-то добрый самаритянин дарит вам миллион рублей, вы бы поверили в это? Поэтому не торопитесь винить главного героя рассказа в том, что ему не хватило веры. У вас бы тоже не вышло лучше. Это наша общая беда...

В детстве у меня тоже была своя волшебная страна. Я назвал ее Флорэйгией — краем цветущих островов. Даже выбрал для нее место на карте (Тихий океан) и разработал специфический язык ее жителей — латимус (помесь греческого и латинского языков). Не ленясь, вручную рисовал карты семи крупнейших островов и выпускал местные газеты,расходуя на них целые кипы листов формата А4. Пытался даже писать книги на латимусе... Сейчас смотрю на всё это «богатство» с улыбкой и удивляюсь, какой же я был дурак! Наивно верить в то, что все твои мечты осуществятся, и вода потечет под лежачий камень. Но, всё же, не верить нельзя. Пусть не в добрую волшебницу с крылышками стрекозы, а хотя бы в добро и справедливость...

------------

ИТОГ: притча о вере в невозможное и невероятное. Никогда не переставайте верить в свою сказочную страну, ибо только такая вера может спасти вас от всех мерзостей жизни!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Боже Правый, как же это невероятно правдоподобно. Магия Фантастики в её первородном естестве. Шикарное чтиво. Эскапизм как предчувствие. Сказка для взрослых, не переставших быть детьми.

«…- Мы не можем взять вас всех, не можем взять даже многих. Поэтому мы выбираем некоторых…»

«…Будьте уверены в себе. Нам не нужен там человек, который не будет счастлив, и если у вас есть хоть какое-то малейшее сомнение, вы бы лучше...».

И — концовка… Жуткая, лютая, кошмарная издевательская эпитафия.

Весьма и весьма рекомендую, уважаемый потенциальный читатель. Это вполне стОит потраченного времени. Более чем

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не очень НФ, а скорее философия и отнюдь не «грёза об идеальном государстве». Это — критика западного индивидуализма, разоблачение его эксцессов. А заодно напоминание о том, что проблемы наши содержатся в нас самих, а не в окружающем мире. Утверждение, что для великих свершений лишь техническо-практической стороны мало, а нужна ещё и вера.

Впечатление сильнейшее — читал полжизни назад, но теперь не поленился специально разыскать забытые названия и фамилию автора.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это единственный рассказ, который читать и слушать было по-настоящему больно, и несмотря на то, что я возвращался к нему уже раз пятнадцать за последний год, ощущения с каждым прочтением нисколько не утрачивают свою силу. В первый раз я его прослушал в сборнике «Просто фантастика» на работе, и по счастливой случайности был тогда один — если бы кто-то зашел, то увидел бы, как я практически безуспешно пытаюсь сдержать слезы. Да и сейчас, когда я пишу этот отзыв и попутно слушаю «О пропавших без вести», впечатления и эмоции снова захлестывают меня. Как можно было написать вещь настолько про меня? Про МЕНЯ! И как же трудно мне было настолько отождествляя себя с главным героем переживать происходящее. Идея не нова, сюжет прост, но написано... Даже слова подобрать не могу — сказать великолепно, значит не сказать ничего, но то, что мне было трудно дышать, это точно. Поначалу во мне жила надежда, что все закончится хорошо, и герой, а я вместе с ним, отправится на Верну, избавится наконец от всей этой грязи и суеты, от нужды постоянно пытаться уйти от действительности, но атмосфера рассказа сразу же заставляет спустится обратно на землю, намекая, что хорошо все закончится просто не может. Наверное это и правильно, для рассказа — иначе не прочувствуешь. Но прочувствовать это было очень тяжело, особенно из-за того, что все катится в тартарары по причине какого-то секундного сомнения, единственной глупой мысли забравшейся в голову в самый неподходящий для этого момент. Образ мышления, навеянный этим прогнившим обществом, вот что всему виной. Нас с детства учат — либо ты, либо тебя . И вот я уже стою за порогом сарая, глядя на закрывающиеся ворота, вдыхая в первый и последний раз ароматный воздух самой желанной мечты уходящей прямо из под носа, и не хочется больше жить. Это рассказ из разряда тех, перечитывая которые все еще надеешься, что на этот раз все закончится по-другому, снова и снова пропуская все через себя. Долго ли прожил главный герой после этого? Не думаю. Я бы не прожил.

»...Войдите туда, как будто это действительно обычное туристское бюро, — каким оно и кажется, — вы можете найти его в каком угодно городе. Задайте несколько обычных вопросов, говорите о задуманной вами поездке, об отпуске, о чем угодно. Потом слегка намекните на проспект, но не говорите о нем прямо. Дайте ему возможность оценить вас и предложить его самому. И если он предложит, если вы годитесь, ЕСЛИ ВЫ СПОСОБНЫ ВЕРИТЬ, — тогда решайтесь и стойте на своем! Потому что второго такого случая у вас никогда не будет. Я знаю это, потому что пробовал. Снова. И снова. И снова.»

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Психологический рассказ с примесью фантастики. Главная мысль сюжета -мечтай, фантазируй, но и добивайся воплощения своих грёз в реальность.Герой очень долго раздумывал -такой вот Фома неверующий, и в результате потерял мечту -чужую прекрасную планету.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, можно сказать — идеальный. Чем-то схож с Брэдбери или Саймаком, однако на самом деле — совершенно самобытен. У Саймака, кстати, всё закончилось бы хорошо, а вот Брэдбери... Впрочем, чего уж тут гадать. Моё первое знакомство с Финнеем — и вероятно, очень удачное.

Если ты во что-то веришь или на что-то искренне надеешься, не оглядывайся. Не оглядывайся на горящий мост, особенно если ты сам же его и поджёг.

Герой прописан идеально — достаточно и без излишеств. Обстановка безысходности передана во всей своей серости и дождливости. Тоска, владеющая героем, его бесконечные попытки обрести так и не испробованный, но вожделенный рай — сполна передаётся читателю.

Отличный рассказ! Однако не стоит читать, если у вас плохое настроение — станет ещё хуже.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эх, куда же делся джеклондоновский герой из рассказа «Любовь к жизни» (1903) ?! Тот, который нёс свою мечту о счастье в мешочке из оленьей кожи, и был вынужден бросить этот груз — фокус всех его чаяний — когда понял, что только Жизнь сама по себе является билетом в мечту. Неужели герой Финнея забыл об этом в 1955? Странный человек и отношение автора к нему не совсем ясно для меня. Он молод, здоров, свободен. Что же мешает уже сейчас жить так, как хочется? Его ничто не удерживает от перемен — ни семья, ни работа, ни долг перед близкими. Сядь на поезд в один конец, завербуйся в армию, устройся лесником или пожарным. Перед тобой открыты все дороги, а ты ищешь счастья за стойкой бара! Лежачий камень.

Мне всегда будет ближе тот рисковый малый, выдуманный Шекли («Особый старательский», 1959), — да, сто раз буржуй, мещанин и жадина, но бьющийся за свою мечту до последнего! Он не знает, хватит ли сил пойти до конца и будет ли в конце награда, но он готов пойти, а герой Финнея — нет. И как страшно был обманут персонаж Грина («Сердце пустыни», 1923), но не дрогнул, смог устремиться дальше, став выше горестей мира, построил мечту собственными руками. Для подобных людей на пути к мечте нет поражения, ибо они веруют не отрекаясь, работают без отдыха. Даже смерть оказалась не властна над персонажем из рассказа «Мираж» Саймака (1950). Он дошёл.

Нужно не ждать и просить — нужно отправляться в путь и добиваться своего. Кто ничего не делает — получает ничто.

И так ли благородны цели раздающих халяву? Стоит ли та вера доверия? Старый сарай сразу напомнил никуда не летящий барак из повести Шоу «Стой, кто идёт?» (1977) и подлый обман вербовки дураков в армию из «Билл — герой Галактики» Гаррисона (1965). Идею произведения Финнея в этом отношении совершенно нокаутирует рассказ Варшавского «Побег» (1968). Здесь герой тоже рвётся к мечте. Трудности и проблемы жизни персонажей вообще не сопоставимы; прикосновение к мечте, на первый взгляд, на самом деле достойно усилий; финал, в контрасте с мечтательностью «Пропавших», страшен приземлённым реализмом.

Поэтому, я разочарован в рассказе. Эта вещь Финнея подкупает лишь хорошо взятым тоном и правдивой подробностью событий, так удачно прописанных автором. Но в смысловом плане рассказанная история сильно не дотянула до классической «Двери в стене» Уэллса (1906) и подобных произведений, упомянутых выше.

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ, в котором воплощено многое. И усталость от мира, движущегося не в том направлении, желание измениться или изменить его; антиутопия и утопия; тайна и ответ, вера и неверие. И шанс, который выпадает каждому хотя бы один раз в жизни.

Чем-то рассказ мне напомнил стиль Саймака.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесподобная вещь, впервые прочитанная более 30 лет назад... Более 30-ти.... Ачуметь, как бежит время! Сегодня вновь вернулся в свою молодость и вновь испытал те же ощущения. Как будто это я выбежал из того сарая и навсегда упустил свой шанс. К сожалению, немного вещей оставляют такую память о себе, память навсегда. Надеюсь, дети мои свой шанс не проморгают...

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с автором, которое обязывает познакомиться с его творчеством поглубже! рассказ понравился от души! Думаю автор хотел передать две идеи: 1. человек считающий себя заурядностью, не верящий в свои силы и способности — ни счастья на Земле не найдет, ни в Рай не попадет; 2. человеческий Эгоизм, гордость является самым большим препятствием на пути к Раю (на Земле или вне ее).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь Чарли не свои 10 баксов пожалел (как считает sanchezz) a почувствовал себя фраeрски облапошенным, что задело его самолюбие и эгоизм так, что он даже пару минут не смог подождать чтобы в Рай попасть!

Мораль в том, что человек должен верить в себя но не быть гордецом. Недостаток веры в себя не дал ему реализовать себя на Земле, а самолюбие помешало попасть Рай.

Kонцовка автора кажется пессимистичной. Обнадеживает то, что в этой жизни человеку даются много возможностей учится на своих ошибках, реализовать себя как человека и долететь до Верны.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На Джека Финнея многие критики будировали ввиду его слабой мыслительной части повествования, однако сильной и оригинальной стилистики. Прочитав данный рассказ, становится понятно, почему именно таковыми были претензии...

Цель данного творения не понятна: автор отображает нам однозначно знакомого всем героя, обыкновенного клерка, как такового бесцветного планктона, тем самым крайне сильно укрепляя как таковую иллюзорную связь между главным лицом рассказа и читателем. И вот говоря о таком персонаже, Джек в конечном итоге просто топит его на пороге чего-то необыкновенного и необузданного в вечной рутине и понимании неизменности монохромного бытия... Это, буквально, больно. Не то что пессимистический настрой плох — нет. Просто автор повествует нам историю, лишённую надежды. Он нам просто говорит о том, что словно невозможно изменить жизнь. Но и в жизни этой радости нет, понимаете. То есть: была бы иная мораль, коль герой в конечном итоге и в обыденных буднях нашёл нечто приятное, притягательное и красочное. Но нет: жизнь здесь — сплошное разочарование.

Коль обозревать произведение со стороны людского нетерпения, как такового порока, то да — есть смысл и сентенциозная мысль. Однако она слабая, ибо понимаешь, что подобное нетерпение, которое отображается тут чувством обмана — это не всегда плохо... И поэтому, после прочтения столь крепкого, стилистически наполненного, с проработанными героями рассказа, из-за его концовки остаётся внутри некоторая пустота, однозначно требующая продолжения, которого нет — и в этом беда.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какая бы ни была мечта, пусть даже маленькая, пусть приземленная, пусть некрасивая... Но это мечта, которой хочется достичь любым способом. И там, где человек начинает перебирать, раздумывать, оценивать, выбирать... Это уже не мечта, это просто способ убить время... И мне их трудно понять, вернее не трудно, ибо сам имею мечту, вернее много мечт, но ничего не делаю, чтобы их достичь, мне так приятно, что они у меня есть. Ведь, когда они исполнятся, на их месте может появится сквозняк оттого, что это место свободно. А так спокойнее. А рассказ написан очень талантливо, читается с придыханием. Автор все же владеет словом, заставляющим читать.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ вовсе не пессимистичный, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, вполне оптимистичный. Если ты веришь в чудо и стремишься к нему- оно обязательно будет. Герой отказался от своей мечты и вот к чему это привело. Не надо опускать руки, что и показывает автор в завуалированной форме. Настоящий оптимизм проявляется не тогда, когда всё хорошо, а ты себе говоришь «вот сейчас всё отлично, а потом будет лучше», а когда всё отвратительно, а ты не отступаешься от мечтаний и веришь в лучшее.

Спасибо автору за столь бодрящую вещь! Встряхивает и направляет мысли в положительное русло.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочла 15 лет назад . Тогда просто приняла за качественную фантастику . На днях перечитала и была просто ошеломлена этой безнадежностью. Абсолютный слепок с нашего сегодня.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна попытка заглянуть в сумерки «расы людей». Поверхностно воспринимается как грёза об идеальном государстве, в котором проживает идеальное общество. Подкупает то, что живут они не иначе как с соседствующими инопланетными сообществами, и что переход в лучший мир возможен и взаимовыгоден. Но так ли это на самом деле? Главный герой, похоже, в этом усомнился, и был отвергнут именно из-за сомнения. И за это ему симпатизирует Финней. Чувство внутреннего превосходства от отказа находиться там, где еще никто не бывал — это намного больше, чем любые выгоды и любое освобождение от разных забот. Именно для таких случаев у пришельцев, о которых я всегда думала с почтением, есть одно правило: не хочешь — не будет. Еще рядом с заповедями писали: да — да, нет — нет. Многим это «да» и не надо. А некоторым бывает достаточно признать, что и ты тоже чужак.

«Посетите прелестную Верну» — конечно же, просто реклама. Но когда пришельцы предлагают свое общение людям, сразу же начинаешь думать и об опасностях такого общения. О том, что, может, и Верны-то никакой нет: так, метеорит какой-нибудь.

Но вот вопрос: а куда уходит каждый человек с воображением, когда пишет «об этом»? Разве не в изобилующий испытаниями мир, уже давно не земной; а, скорее, в мир фэнтези — обособленный, где все налажено и все по-другому? Разве не чувствуют люди все большую потребность выхода — на альтернативный мир, который уже нельзя заменить никакой фильмографией? Кому теперь интересна «история людей»: войны, разрушение, насилие, гибель, борьба за выживание, гнёт, унижение, страдания, философия смерти?

Скорее, Финней хотел сказать, что путь «туда» — это обязательное, в положительном смысле, столкновение с Хаосом. Но не в обычной жизни, а скорее, в архаике нашей многострадальной исторической памяти. И нужен ли этот путь, а если да, то каким он будет, и будет ли это путь добра, каждый решает для себя сам.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх