Морис Ренар «Свидание»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Влюблённый юноша гипнотизирует девушку с целью, чтобы она приходила к нему в определённое время. Казалось бы, хорошая идея, но всё не так просто...
Морис Ренар. «Сильнее смерти» ж. Огонек 1910 № 3
Входит в:
— сборник «Le voyage immobile, suivi d''autres histoires singulières», 1909 г.
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Корнфельд (1), Р. Маркович (1), Л. Самуйлов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Anna_V_Bard, 28 марта 2025 г.
Эту мистическую историю автор посвятил Эдгару Аллану По. И, между прочим, получилась она очень в его духе!
Представлена новелла в виде предсмертной записки (или письма) одного до крайности отчаявшегося молодого человека, доведенного до нервного помешательства!!! Он решает покончить жизнь самоубийством по весьма необычной причине, которую и излагает в записке.
А произошло вот что!
Автор письма влюбился в замужнюю женщину, жену своего друга, да так влюбился, что потерял все свои моральные принципы, опустившись до низкого, злодейского, не имеющего оправдания поступка!!! Т.к. он обладал мастерством гипноза, то решил загипнотизировать предмет своего обожания таким образом, чтоб она раз в неделю забыв обо всем приходила к нему и становилась его любовницей!
Ужасно... Непростительно!!! Не может истинная любовь быть такой эгоистичной и беспринципной!!!
А между тем гипнотическое внушение начало бесперебойно срабатывать... До определенного момента... Потому что на всякое злодеяние найдется свое наказание! По-другому просто не может быть! Иначе мир перестал бы существовать! И наказание будет настолько страшным, чтоб уж злодей сполна смог прочувствовать свою вину! Ощутить ее на себе, чтоб жизнь показалась ему адом!!!
Концовка шикарная!!! Эдгар По точно бы гордился!
Ну а я когда-нибудь обязательно прочитаю эту историю ещё раз! А может и не один!
DeMorte, 26 июня 2013 г.
Рассказчик, архитектор и помощник гипнотизера (тренд начала ХХ века) рассказывает историю, которая привела его к решению покончить с собой....
История от француза Мориса Ренара конечно не обходится без женщины и связанной с ней всепоглощающей любви и страсти. Связь приводит к неожиданному результату и решению о самоубийстве. Некоторая многословность автора, в данном случае помогает детально и ярко описать переживания главного героя. Даже по нынешним временам, он не самый положительный персонаж, а во времена написания рассказа его, пожалуй, сочли бы безнравственным типом, получившим вполне заслуженную кару. Но “в любви и на войне все средства хороши”, этого принципа придерживается и наш герой. Его страстное увлечение женой друга, однако, без взаимности, и знакомство с основами гипноза, создают цепочку событий, которые превращают его жизнь в настоящий кошмар.
Яркий пример того как без обильного кровопускания и монстров можно описать леденящую сердце историю, недаром рассказ посвящен Э.По.
P.S. Интересно подпадает этот рассказ под действие нынешнего закон о защите детей от пропаганды суицида?))
alex1970, 31 января 2014 г.
Довольно интересный архаичный рассказ. Повеяло одновременно салонными мелодрамами с заламыванием рук «Ах оставьте меня», и одновременно немецким экспрессионизмом типа «Кабинета доктора Калигари».
Герой, конечно, подлая тварь, но ему воздалось за нарушение заповедей и вероломство.
Можно сказать, что рассказ достоен творчества того, кому он посвящен — Алана По.
avsergeev71, 11 ноября 2016 г.
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
---
Щедевральный рассказ в жанре классического хоррора. Один из лучших в моем личном рейтинге. Пожалуй, одного его достаточно, чтобы поставить Мориса Ренара в один ряд с таким признанным метром жанра ужасов, как Г.Лавкрафт. Он, кстати, и напомнил мне Лавкрафтовскую «Тварь на пороге»: та же атмосфера мрачной безысходности в предчувствии страшного финала. Но что интересно — Ренар ухитряется достигать этого без привлечения какой-либо инфернальной экзотики: ни тебе колдунов, ни тайных учений, ни загадочных книг. Перед нами обычные люди с обычными способностями (пусть даже и с не совсем обычными, но все же в пределах допустимой реальности). Но от этого почему-то становится еще страшнее: наверное подсознательно примеряешь ситуацию на себя.
Жанр хоррора предполагает, что рассказ должен прежде всего пугать. В этом плане рассказ — реально страшный, без всяких оговорок: я, например, долго не мог заснуть. Но помимо страха рассказ содержит достаточно глубокий морально-нравственный смысл, который я, следуя Достоевскому, кратко назвал бы: преступление и наказание. То, что мы имеем здесь дело именно с наказанием, нет никаких сомнений: автор устами главного героя сам говорит про это. Наказание — запредельно жестокое, особенно если учесть возможность его распространения на посмертное состояние (на что тоже есть намеки в рассказе). Но и преступление, если вдуматься, — не менее жестокое, учитывая тот факт, что объектом преступления является бессмертная человеческая душа. Оно в полной мере заслуживает название дьявольского. Скорость возмездия только подтверждает это: Создатель не терпит таких издевательств над своим творением.
Конечно, все перечисленное — исключительно мое личное восприятие. Кто-то возможно увидит здесь совсем другие смыслы. Но рассказ прочитать, в любом случае, стоит.
10 баллов.
Bizon, 15 апреля 2016 г.
Интересный рассказ, оформленный в виде предсмертной записки. Желание обладать девушкой, приводит главного персонажа к идее гипноза. Одна принцип: не своей воли, но будешь моей способен привести к неожиданному повороту. Автору удается нагнетать атмосферу ужаса с каждой страницей. Одновременно Ренар подтверждает старую истину: насильно мил не будешь.
Рассказ достоин переработки в сценарий для фильма.
vam-1970, 18 октября 2021 г.
В одном из отзывов прозвучала мысль об аналогии с романом «Преступление и наказание». Здесь же в более сжатом виде но звучит та же мораль — не совершай преступлений -неотвратимо последует наказание. Само наказание не сравнить с наслаждением от преступления. Герой вынужден сам себя убить. Сильный сюжет с точки зрения восприятия, чувственности, обреченности человека, не сумевшего совладеть со своими чувствами и погубившему в итоге не только себя , но и семью друга. Ну не надо так жить, хочется крикнуть подобным людям — почему вы уничтожаете других ради минут наслаждения? Автор гениален.
Свидание — название должно было бы говорить о прекрасно — свидание -это всегда радость, но здесь свидание с мертвецом! — есть ли радость. И в названии — талант.