Роджер Желязны, Фред Саберхаген «Витки»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Что делать, когда на тебя охотятся твои же друзья?
Куда идти, если опасность повсюду?
Как можно противостоять в одиночку системе?
Перед главным героем стоят эти вопросы, пытаясь решить которые, он заодно раскрывает перед нами удивительный мир, казавшийся всего лишь сказкой в 1981 г. Самое важное не изменить себе, остаться верным своим принципам, и тогда появляется шанс достичь невозможного.
Ведь ты не один...
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1989'10», 1989 г.
— журнал «Вокруг света 1989'11», 1989 г.
— журнал «Вокруг света 1989'12», 1989 г.
— журнал «Вокруг света 1990'01», 1990 г.
— журнал «Вокруг света 1990'02», 1990 г.
— антологию «Обратная связь», 1990 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1990 // Крупная форма (перевод) |
- /языки:
- русский (14)
- /тип:
- книги (6), периодика (5), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- В. Баканов (12), А. Корженевский (12)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
GoodOK, 2 мая 2025 г.
На полноценный роман, по моему мнению, не тянет. По объему текста это скорее повесть. А по количеству событий и временных границ это, скорее, роман. И в этом основная беда данного произведения.
Минусы:
1) Все герои, включая центрального персонажа, написаны общими мазками, в героях нет никакой глубины.
2) Локации, происходящее и мир описаны еще более скупо, чем персонажи.
Плюсы:
1) Большая динамичность происходящего.
2) Логичность – каждый поступок имеет обоснование.
3) Нет лишней «воды» — описаний на десять страниц или пустых измышлений героев – все просто и четко.
В итоге:
Плоские действующие лица вклеены в очень динамичные и драматичные события. Писатели решили, что для раскрытия персонажей достаточно кратких воспоминаний, а об остальном скажут действия. Часть авторских задумок, учитывая современные технологии, кажется наивной, но если задуматься, то наивность покрывается пророческим налетом.
Два автора придумали кучу идей, для своего времени, однозначно, прогрессивных и эти идеи воплотили в короткие главы короткого произведения. Складывается ощущение, что Желязны и Саберхаген сели вечером за пивом, по очереди записывали мысли на тему развития технологий, корпораций, необычных свойств людей. А потом упорядочили это все, но прорабатывать не стали. Так и появились Витки.
Хочется поставить более высокую оценку, но из за очень бедной проработки событий и персонажей
7 это даже многовато.
Manowar76, 16 апреля 2025 г.
Читаю библиографию Желязны по порядку, но для «Витков» решил сделать исключение, дабы закончить чтение гениальной антологии про компьютеры «Обратная связь», вышедшей в далеком 1990-м году.
Редактор-составитель сборника или гений, или путешественник во времени, настолько актуально и злободневно читаются большинство произведений антологии.
Но о «Витках».
Есть парень с промытой памятью и имплантированными воспоминаниями.
Неравнодушная подруга и сеанс у психотерапевта-гипнотизера помогают приоткрыть пелену, скрывающее его прошлое. И связано это прошлое с проектом «Витки».
Перед нами комикс о противостоянии супергероев. Почему в виде романа? Потому что суперспособности супергероя и суперзлодеев максимально мощные и настолько же не зрелищные:
телекинез в очень ограниченных масштабах — поднять человека на пару метров на несколько минут это предел;
телепатия и наведенные галлюцинации — ваши секреты больше не секреты; вы видите то, чего нет и не видите то, что есть. К тому же никак не ограниченно расстоянием;
влияние на физиологию — бывший проповедник может как исцелить, так и убить человека, будучи рядом. В основном убивает — идеальный киллер, не оставляющий улик. К счастью на расстоянии пары метров смерть не мгновенна, и чем дальше, тем сложнее ему убивать. На расстоянии пятнадцать метров — полная безопасность.
Ну и наконец главный герой — ментальное проникновение в любые компьютерные сети и интуитивное изменение кода и управление техникой.
Роман настолько экшн, что есть даже падение вертолёта!
Наведенные мороки изощрённые, хоть и излишне литературоцентричны («Волшебная гора» Манна); визуализация проникновения в компьютер красочная, есть даже, не поверите, гибсоновский чёрный лёд.
Финальная битва, как это часто бывает у Желязны в его НФ-романах, довольно неуклюжая.
Концепция самозародившегося в компьютерных сетях сознания конкретно для этого романа излишня. Главный герой справился бы и сам. Но эта же концепция чуть приподнимает роман над рядовым экстрасенс-боевиком.
7(ХОРОШО)
Darth_Veter, 5 февраля 2025 г.
Отдыхая во Флориде, Дональд Биллпатри в своих мыслях часто переносился в город своего детства со странным именем Багдад. Странным потому, что находился он не вовсе не в Ираке, а в штате Мичиган. Загоревшись идеей немного освежить свои изрядно потускневшие воспоминания, герой романа отправился в указанный город ... и совсем не узнал его. Никто из горожан его не помнил и совсем ничего не слышал о семействе Биллпатри. Вся прошлая память Дональда оказалась грубо состряпанной фальшивкой. Решив выяснить истинные причины этой махинации, молодой человек по совету своей подруги отправился к опытному психологу, который разблокировал стертую память сеансом гипноза. И уже на следующий день герой романа начал вспоминать о своей последней работе в секретной лаборатории «Витки», принадлежавшей компании ANGRO energy...
Не буду даже предполагать, кто из соавторов является создателем столь необычного сюжета — оба писателя вполне способны были сделать это в равной степени. Но вполне вероятно, что именно Желязны придумал ту необычную способность героя ментально проникать в компьютерные сети, чтобы управлять работой электронных устройств. Подобные вещи были отличительной особенностью фантастов «второй волны», к которой принадлежали такие писатели, как Альфред Бестер, Сэмюэл Дилэни и сам Роджер Желязны. Они просто не мыслили человека будущего без каких-либо сверхспособностей. Подобно героям Уильяма Гибсона, эти персонажи не только умело владели продвинутыми технологиями, но и зачастую соединяли их в самих себе. Герой «Витков», подобно герою «Нейроманта», обладает способностью подчинять себе различные электронные устройства, проникая в их управляющие цепи через компьютерную сеть. Хотя это абсолютно невозможно (живое не может управлять неживым), сама идея выглядит очень даже увлекательной в своих проявлениях. Поэтому соавторы и сделали ее основой сюжетной линии своего произведения. Благодаря такой способности, Дон Биллпатри становится почти что суперменом, способным в одиночку противостоять целой армии (потому как армия широко использует те же электронные устройства). Что он и демонстрирует нам на страницах данного романа. Это, конечно же, типичный «сюжетный рояль», но очень уж интригующий! Так сказать, современная сказка о новой форме волшебства. Впрочем, и противники у героя тоже достойные: один владеет телекинезом, другой — телепатией, а третий и вовсе способен вмешиваться в работу всех физиологических процессов чужого организма. Удивительно, как такие «люди Икс» еще не успели поставить на колени ничего не подозревающий мир! Правда, я сильно сомневаюсь, что герой решился бы объявить войну своим бывшим коллегам исключительно из-за своей девушки — тут напрашивался повод посерьезней. Кроме того, вызывает подозрение слишком уж большое влияние компании ANGRO на федеральные институты североамериканского континента: против сотрудника-бунтовщика поднялись буквально все — от банкиров до сотрудников полиции. Явное преувеличение, конечно, но об этом особо не задумываешься во время чтения, потому как динамичность развития событий отвлекает от подобных рассуждений. Они появляются только после завершения чтения. И тогда невольно задумываешься над тем, какое могущество приобрел бы герой романа в современном мире, буквально опутанном компьютерными сетями. По крайней мере, в деньгах он бы точно не нуждался!
Концовка романа — полностью в духе Желязны и Саберхагена: жесткая, динамичная и оптимистичная. Все негодяи повержены, цели достигнуты, а в качестве бонуса — неожиданное дополнение, без которого киберпанк не был бы киберпанком. Остается только сожалеть, что никто из кинорежиссеров не снял по произведению достойного фильма типа «Матрицы». Тем более, что по «Нейроманту» Гибсона в прошлом году что-то подобное состряпали...
-----------
РЕЗЮМЕ: история одного уникума, способного силой своей мысли управлять всеми компьютерными устройствами. В отличие от Нео из «Матрицы» ему для этого не нужно было надевать на свою голову нелепый «рогатый» шлем.
Elessar, 1 сентября 2013 г.
Качественная приключенческая фантастика от мастеров жанра. Существует мнение, что «Витки» в некотором роде предтеча движения киберпанков — герой здесь телепатически общается с компьютерами и управляет ими силой мысли. Но всё же отнести этот роман к киберпанку решение довольно смелое, слишком уж далёк он от характерной этому жанру стилистики. А вот просто как приключенческая история книга читается на ура. Я бы не назвал построения авторов уж очень сложными и потрясающими, но логичность и упорядоченность описанного мира внушают уважение. Это не просто спонтанное решение наделить героя такой необычной разновидностью телепатии — талант героя увязан практически со всеми аспектами повседневной жизни, и способы, которыми он борется с агрессивной системой, разумно следуют из его необычной способности. Параллельно увлекательному и динамичному сюжету авторы развивают ещё одну интересную тему, а именно обилие компьютеров и прочей сложной техники в нашей повседневной жизни. А ведь с момента написания романа степень проникновения этих технологий во все сферы общества превзошла чуть ли не все самые смелые прогнозы. Герой «Витков» оказался не по зубам могучей корпорации, а в наше время, пожалуй, и вовсе стал бы правителем мира. Информационные технологии повсюду — от управления ядерным оружием до систем, регулирующих многомиллиардные денежные потоки на фондовых биржах. Именно это предчувствие эры информации, а вовсе не чисто антуражные вещи, действительно роднит «Витки» с классическими произведениями киберпанка. Возможно, на фоне той же «Схизматрицы», которую я читал совсем недавно, произведение Желязны и Саберхагена и выглядит малость бледновато, однако прочитать его, безусловно, стоит.
lammik, 7 мая 2024 г.
Главный герой романа Дональд Белпатри ведёт жизнь богатого бездельника во Флориде, ежемесячно получая круглую сумму на банковский счёт. Вот только собственное смутное прошлое не даёт Дональду покоя, что-то с ним не так и после того, как он решает во всём разобраться, спираль событий раскручивается с изумительной скоростью.
Если относить роман к киберпанку, то он получился сырым и непродуманным. А вот если рассматривать его как боевик с супергероями и суперзлодеями, то всё просто отлично. События мельтешат со сногсшибательной скоростью, даже в самой тёмной душе находится светлое пятнышко, над планетой встаёт заря нового, компьютерного, мира. Даже сейчас роман читается отлично, а я впервые познакомился с ним в читальном зале городской библиотеки, листая номера журнала «Вокруг света». Впечатление было настолько грандиозным, что сюжет не изгладился из памяти спустя десятилетия.
Очень жаль, что роман не получил экранизации, сюжет так и просится на широкий экран.
neo smile, 14 августа 2018 г.
... В тугих проводах, как будто в огне,
И ты отойди, и ты подожди, и ты не мешай мне...
... Пить электричество, — с такой феерией первобытного наслаждения, с плавным скольжением в дискретных цепях магистральных маршрутизаторов, искусно распределяя свое сознание между модемными передачами, — научил Роджера Желязны в контексте их совместных «Витков» вероятнее всего именно Фред Саберхаген (отчетливо слышна из цикла «Берсеркер» первородная идея этого великолепного технаря). И да, обыкновенную историю похищения любимой девушки коварными злодеями, которые по совместительству твои вчерашние друзья, — можно вероятно представить на суд искушенного читателя по-разному. Вдвойне приятно, когда в жанре киберпанка, отлично стилизованного под индивидуальное творческое «я», таким самобытным рассказчиком выступает именно Желязны. И, соб-но, отчасти слышны «Истинные Имена» Вернора Винджа, словно написанные в большую притирку с «Витками» Желязны. И это, разумеется, ни в коем случае не плагиат, — а скорее некий макет, лекало и что ли джаз шаблон: великолепная платформа для создания потенциального шедевра.
Желязны в «Витках» выточил свой текст с таким завидным виртуозным умением, так мастерски загладил/закруглил блоки, яркими разномастными пластами представляющие собой определенный стилистический калейдоскоп, — по моим личным ощущениям, тот же великолепный Ф.Дик с «Убиком» периодически проступает блочной мозаикой лоскутного пэчворка на стыках своего основного текста. К тому же Желязны весьма грамотно, самобытно и ярко раскрыл основной посыл романа, — «эффект витков», — по всем его пластам. Основная тема «Витков», так или иначе, изначально закольцована автором лабиринтами памяти главного героя: вернее, непоср-но ее утерей. Здесь и тема имплантации, насильственно вживленной памяти; и белый семантический шум беглых воспоминаний. И метания между двумя пространствами бесплотной потерянной души. И эманация разума главных персонажей в ключе их врожденных уникальных талантов. Желязны защищает концы, передергивает провода; искусно тасует образы и понятия. Автор то искрит коротким замыканием и бросает эти разноцветные спирали на исследовательский отдел мировой корпорации «Ангро энерджи». То плетет на подсознании главного героя фантасмагорические кружева «вампиров-узурпаторов» в завязке своего увлекательного приключения. Все это сделано с любовью к читателю в мягких переходах между причудливым нагромождением тем и образов. Сомнамбулический танец демонов и фурий (на подсознании главного героя) в фэнтезийном представлении Желязны пластично увязывается с лукавыми играми технократов; — и далее искусно транспонируется в захватывающее приключение с элементами отличного, грамотно закрученного детектива. При всем при этом тема технократии мягко, но настойчиво перетекает в концепт луддизма, — на смену которого неизменно приходит слияние/обмен сознания с искусственным (иным) разумом. А последний с мягким свечением, мерцанием и ломким металлическим шелестом растекается по всей мировой сети отправителей/получателей. И замыкает Желязны этот «эффект витков» в лучших традициях своего фэнтезийного твор-ва аллюзиями на античное, неизведанное и давно ушедшее, — но неизменно существующее где-то в глубинах нашей генетической памяти и подсознания. Чудесным мягким психоделиком и «зашитыми» закодированными ощущениями Желязны расчерчивает свои разноцветные спирали/винтовые лестницы подобными великолепными авторскими кликами
Параллельно четким пунктирным акцентом проходит линия Малыша Уилли Мэтьюса (прежнего коллеги «по цеху» главного персонажа Дона) – искусного телепата с большим стажем лубочного проповедника на ТВ. -С едкой плотоядной улыбкой и особым даром намагничивания предстанет этот чудесный талант, — в подобном амплуа долгожданных, скорых на руку чудес и завлекательных предложений на перспективу выступает в мировой лит-ре мистер Гонт из «Нужных вещей» Стивена Кинга. Желязны искусно увяжет иррациональное и логичное; иллюзорность и мир электричества; свет и тьму. Психология, телекинез, философия… -И даже двери в…ноэтику (темой зарождения и обмена иного Сознания) искусно приоткроет этот талантливый автор. Такой текст, на мой взгляд, не может морально устареть в силу только лишь технологических анахронизмов. И до крайности нелепы даже потенциальные сравнения с «Нейромантом» У.Гибсона со всей его экзотической мишурой, брутальным драйвом и навороченным девайсом.
Желязны дает от себя столько закольцованных размышлений о жизни нашей бесплотной души; его электрические импульсы столь поэтичны; его море тьмы и света так виртуозно перемежается с вечными темами… Чего стОит только подробный экшн с промежуточной остановкой товарного поезда, которую Дон сделал просчитано и умышленно, виртуозно зачищая все «концы», следствия и причины. – Это ведь, по сути, метафоричная философия жизни и судьбы; — вернее умелого и своевременного использования всех ее скрытых ресурсов.
PS Проза Р.Желязны уже давно стала образчиком хорошего вкуса. В «Витках» он среди прочего элегантный, стильный, эклектичный. И если более позднее соавторство Желязны не дает четких представлений об истинном глубоком потенциале этого автора… -«Господь Гнева», дописанный за Ф.Диком в 1975 году, по моим субъективным ощущениям предательски рассыпается нарочитой сказочностью; а «Взрыв» в тандеме с Т.Томасом, тщательно смоделированный в 1991 году под «твердую» НФ на мой личный вкус оказался статичным и сухим… То очень пластичный, изящный и плотный текст «Витков» по своему стилю и наполнению заслуживает самых высоких оценок и восхищенных искренних аплодисментов.
dobrikus7, 24 ноября 2011 г.
Роман был прочитан, как и многими, впервые в детстве, в начале 90-х, в журнале «Вокруг Света» (честь и хвала этому журналу, вместе с «Техникой Молодежи» и «Юным Техником» — за публикацию иностранной фантастики) — подшивку которого мне дали родственники, и помню был впечатлен романом очень сильно. Причем читал не целиком, а с момента путешествия главного героя, и попытки противостоять ему. Номера с началом отсутствовали. Помню очень захватывающим показалось, идея проникновения в компьютерную сеть, а также описание телепатического воздействия.
Совсем недавно перечитал «Витки» снова, и уже, если честно, меньше получил эмоций и впечатлений, некоторые моменты показалось уже какими-то поверхностными, и с немного излишним, неуместным экшеном, иногда несколько банальным. Не хватает какой-то научной глубины и развернутости.
Главный герой, Стиф Макфарланд, обладает способностью проникать в любые компьютерные сети и контролировать их. Попав под влияние организации использующей его дар в корыстных целях, впоследствии пытается выйти из игры, вступив в схватку.
В романе мир будущего представлен полностью компьютеризированным, где большинство функций выполняется автоматически, почти без участия человека. Впечатляющие описан глазами главного героя, кибернетический мир как бы изнутри, в виде сияющего, пульсирующего сигналами, электрического карнавала.
Один из наверное основных, моментов романа — идея зарождения в электронных недрах некоего разума, не имеющего возможности ощущать и видеть обычную физическую реальность, и который благодаря связи с Макфарландом начинает постигать информацию о внешнем мире.
В целом, роман весьма замечательный. Хотя бы уже потому, что является воспоминанием детства. :smile: Но даже с сегодняшних позиций, оцениваю его как очень неплохой. В том числе как образец описания современного компьютеризированного общества, которое было сделанно в 1982 г., в самом начале его зарождения.
Amorphis, 2 марта 2024 г.
Конечно роман очень интересен и остросюжетен! Как и в Хрониках Амбера с самого начала Желязны нас окунает в загадочную и любопытную заварушку. Поначалу читая, все вспоминал фильм Вспомнить все, некоторые моменты и правда были похожи, стертая память, корпорации. Но потом конечно стало понятно что речь совсем о другом! В середине произведения история немножечко конечно забуксовала, длительная езда на поезде, размышления и бесконечные воспоминания. По началу были трудности у главного героя, дальше наоборот как то все по маслу!
Немного смутило то что главный герой уж вышел каким то сверх человеком, а то что он приступает на работу в сомнительную корпорацию, и втягивает себя в дерьмо никак узнать не мог. Так же очень много споров вызывает Проповедник, вроде научно-фантастический роман и его эти магическо-волшебные способности!
oleg_orl, 30 сентября 2012 г.
Классная вещь! Открыл ее для себя неделю назад. Сейчас прочитал отзывы. Согласен, Витки стоят у истоков целого направления в фантастике (как литературной, так и кинематографической). К тому же захватывающий экшн, но, пожалуй, главное не все это. Даже сейчас от многочисленных последователей Витки отличаются той глубиной, до которой многим более современным вещам «как до звезды небесной».
В качестве примера приведу «Войну миров» великого мастера. Марсиане погибают от детской болезни. У многочисленных последователей Уэллса — Земля погибает от какого-нибудь занесенного вируса. Что правдивей? Что глубже? Что менее наивно? Миллиарды лет на этой планете разные формы жизни сражались за выживание и не могли не достичь совершенства в данных условиях. Попавшее в нашу среду чужеродное создание, скорее всего, будет сожрано и уничтожено точно также, как были бы уничтожены земные формы жизни на какой-нибудь неукротимой планете. Уэллс это понимает, его последователи либо нет, либо подстраиваются под читателя, чтобы заработать.
В романе Желязны и Саберхагена мальчик выступает поводырем и пророком.
В Витках затронуты и проблемы совести, божественности, любви, но на таком уровне, что это не выглядит нравоучением, но бьет в точку через действие, поступок. Будет ли прощен один из неприятных персонажей, повернувшийся к своим истокам в конце? Оправдано ли убийство, возможно, спасшее главного героя — сам он не знает ответа.
"— Это хороший вопрос, — ответил я. — Но я недостаточно хорош, чтобы на него ответить.»
Последний абзац по выразительности и силе не уступает окончанию Соляриса и Маски Лема, превосходя их по простоте.
orxan41, 5 мая 2023 г.
Когда в далеком 1970 г. группа Black Sabbath создала первые шедевры в жанре хэви-метал, группа даже и не подозревала, что открыла целое направление. Узнали они об этом только годы спустя, когда термин хэви-метал укоренился в сознании людей. Точно так же и Роджер Желязны был одним из создателей жанра киберпанк, даже не подозревая об этом. Истоки его интереса к киберпанку прослеживаются еще с «Порождений Света и Тьмы», где был наполовину компьютер и наполовину женщина, который предсказывал будущее взамен оргазма. Вы не ослышались.
Если не ошибаюсь, Брюс Бетке только 2 года спустя (в 1983 г.) придумает термин «киберпанк». Этот жанр не был никогда коньком Желязны (возможно, Саберхаген внес свою лепту в идею написания такого рода романа — увы, я не знаю — его динамичный стиль отчетливо виден в «Витках»), но, будучи отцом «новой волны» Желязны, был в состоянии писать обо всем.
Перед нами динамичный американский боевик (некоторые почему-то считают, что это прямо плохо и клишейно), в котором читатель не получит ни страницы отдыха. Герой постоянно бежит к цели, убегая от погони и
Роман можно было бы даже назвать проходным или тривиальным чтивом из-за простенького сюжета и постоянных пыщ-пыщ, если бы не описание вхождения ГГ в виртуальное пространство. К счастью, в отличии от Уильяма Гибсона, тут нет глупых проводов, которые раздражают своей ненужностью и, скорее, для антуража. Способности героя поначалу не особо сильные
но потом приобретают воистине божественный размах (тут уж Желязны не смог в очередной раз побороть искушение создать персонажа, который становится чуть ли не Богом).
На дворе, на минуточку, 1981 г. Не уверен, что авторы были очень уж сильно знакомы с компьютерами, но описание файерволов не менее интересное, чем в «Нейроманте», а Большой Мак — ну, вы сами поняли — скорее всего просто Главный Макинтош. Особый интерес представляет финал, после прочтения которого остается этакий привкус... будто «Нейромант» был чуток слизан с «Витков».
Твердая восьмерка — особых огрехов в сюжете нет, авторы играючи вошли на территорию киберпанка, потусили там, невольно приложили руку к созданию целого нового жанра, и вышли оттуда. Занизил 2 балла из-за deus ex machina
Интересно, они также писали про компьютеры на печатной машинке как Гибсон?
GBV, 2 марта 2011 г.
С некоторой долей сомнения приступил к чтению соавторских вещей Желязны в томике из ОО, но именно этот, первый из романов, очень даже порадовал. В первую очередь тем, что в нём хорошо чувствуется именно почерк Желязны, доля же Саберхагена в написании произведения осталась неясной по прочтению (не знай предварительно о соавторе, и не догадался бы пожалуй). Получилась отличная приключенческая книга, читаемая на одном дыхании, предвестник литературного киберпанка.
Сюжет, как это часто бывает, строится вокруг героя с необычной способностью, в данном случае — своеобразной компьютерной телепатией. Он с одной стороны вполне банальный — погони, драки, взрывы, спасение, спасение любимой девушки — но его вытягивает завлекательная интрига, которая заключается даже не столь в тайне личности ГГ, а другом, менее заметном элементе, который по полной «выстреливает» лишь в самом финале (правда, некоторые недобросовестные лаборанты уже раскрыли в своих отзывах её, но это оставим на их совести).
Путешествия героя по компьютерным сетям — это те места текста, в которых забывшиеся читатели должны вспомнить, что к роману приложил руку сам Желязны. Красочные, самобытные описания путешествий и сражений с программами-защитниками чем-то напоминают переходы через Отражения в небезызвестных хрониках; с визуальной точки зрения — изюминка романа.
По поводу технической стороны — книга мало устарела, т.к. в ней уже присутствует глобальная паутина (хоть и не в гипертекстовом виде), а электроникой с кремниевыми мозгами начинено практически всё, что может шевелиться. В остальном — стандартный мир недалёкого будущего, в котором основным источником энергии без проблем служит Солнце. Следует отдать должное авторам в том, что они отлично показали, насколько огромное преимущество в таком мире даёт контроль над электроникой, ГГ постоянно выпутывался из, казалось бы, безнадёжных ситуаций. Однако не следует забывать, что вся мотивация ГГ основана на вполне человеческих качествах, в которых компьютеры ещё не скоро начнут разбираться...
В минусы романа я могу записать лишь избыточность в описаниях преследования ГГ и того, как он избавлялся от хвостов, принимал многочисленные меры предосторожности, да и эпизод с путешествием на барже не то чтобы лишний, но, скажем так, совсем необязательный, на основной сюжет не влияет. Укоротить роман страниц на 20-30 — и получился бы оптимальный размер, стандартный для фантастики золотого века. Но и так полторы сотни страниц были прочитаны с удовольствием, без напряга, чего желаю и остальным читателям.
P.S. Хотите обсудить отзыв или роман — дубль есть в моей колонке: http://www.fantlab.ru/blogarticle12787
Тимолеонт, 4 марта 2023 г.
После предыдущих исчерпывающих отзывов мне сложно что-то сюда добавить, так что просто отпишусь о своём восторге. Это, кажется, первый прочитанный мной «киберпанк» и я в душе не ведаю, как обычно выглядят произведения этого жанра. Но «Витки» создают прекрасную атмосферу «информационных сетей», приобретающих самосознание и грозящих конкурировать с людьми. Да и само взаимодействие персонажей с удивительными способностями понравилось — приключения их действительно захватывают. Да, а ещё здесь очень умеренная романтическая линия — она хорошо толкает вперёд сюжет, но при этом умудряется быть изящной и ненавязчивой.
vvmonahov, 24 марта 2015 г.
В своё время мне этот роман очень не понравился, причём настолько, что я никак не мог понять, почему. Ну, примитивизация идей работы программиста до уровня среднего американца, способного воспринимать информацию на уровне комиксов. А с другой стороны — зародыш будущего ЛитРПГ. И только сейчас, начав читать современный роман американского автора из жанра ЛитРПГ, внезапно понял, чем так плохи «Витки»: это эталон карго-культуры.
По-видимому, именно в этом романе впервые применён приём замены идей, связанных с программированием при взломе компьютерных систем, на прыжки героя с интеллектом орангутана в лабиринтах, наводнённых монстрами а-ля Голливуд. Как в рамках карго-культа дикари делали из соломы подобия самолётов и молились им, чтобы вновь на самолётах прилетели белые боги, так и люди, читающие подобные произведения, получают вместо мыслей и интеллекта их подмену мускулами и прыжками.
Очень уважаемые мной авторы гениальны, они открыли целое направление в фантастике. Их чутьё великолепно, и множество последователей пошло по созданию фантастических произведений в рамках карго-культуры. Голливуд умел промывать мозги, и до сих пор многие считают, что египетские пирамиды строили рабы. Саберхаген и Желязны создали столь же стойкий стереотип в фантастике, и лишь немногие (например, Ясинский «Ник») вышли за пределы порождённой ими карго-культуры. Вот Лукьяненко с «Лабиринтом отражений» не смог, и многие другие достаточно талантливые авторы не смогли.
Так что роман заслуживает большой по модулю отрицательной оценки. Самое обидное, что произведение талантливо — и весь этот талант работает в сторону регресса, а не прогресса. Очень напоминает эпизод из «Истории с песчанкой» Энвила Кристофера, когда талантливое произведение работало против истины и прогресса.
Last_p_zombie, 12 марта 2013 г.
Для тех, кому «Витки» показались наивными и устаревшими в описании технологий и виртуального пространства стоит знать следующее. Что учеными при создании и моделировании глобальной информационной системы и прочего всего того модного что есть сейчас за основу брались описания из произведений фантастов. Именно этим и ценна хорошая фантастика. Она не столько просто развлекает читателя или предсказывает будущее, сколько определяет конкретный облик этого самого будущего.
Александр Кенсин, 27 апреля 2012 г.
Замечательный (и самый сильный из двух их творений) роман двух Мастеров Фантастики, выдержавший проверку Временем.
Конечно, сейчас он читается совсем по-другому, чем тогда в конце восьмидесятых.
Но... может в этом и его прелесть: произведение осталось прежним, но мир изменился вокруг.
Но актуально и сегодня.
И изменились многие живущие сейчас, по сравнению с тем, какими были тогда.
Может кто-то даже подумает, что всё могло воплотиться в реальность, где мы живём.
Но «Витки» — это самая настоящая классика, пускай кому-то она и покажется старомодной, как и роман «Путешествие в эпицентр» Боба Шоу.
А кто-то и до сих пор с упоением до последней странички прочитает не отрываясь и останется с непередаваемым послевкусием, с теми вопросами и ответами, которые поставили в романе авторы.
И с тем миром, пусть и параллельным, но таким живым. :smile: