Майкл Муркок «Берега смерти»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Приключенческое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Последний человек/люди на Земле | Путешествие к особой цели | Умирающая Земля | Генетические эксперименты, мутации | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
На Земле, доживающей последние века, остановившейся в своем вращении вокруг оси, только один человек сопротивляется наступающей гибели. Его зовут Кловис Марка. Он — человек сумерек. Его единственная надежда — найти безумного ученого Орланда Шарвиса, который, возможно, может помочь спасти человеческую расу от вымирания и вырождения...
Впервые напечатан в двух частях в журнале New Worlds SF, #144 September-October 1964, New Worlds SF, #145 November-December 1964
Входит в:
— антологию «SF Reprise 1», 1966 г.
— антологию «Берега смерти», 1992 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kobold-wizard, 21 марта 2025 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1048790.html
Самый ранний роман Муркока, прочитанный мной. Он написан в 1964ом, и в нем уже звучат многие привычные мотивы автора. Эпоха упадка, телесная травма главного героя, болезненная история любви, камерное исполнение при глобальности сюжета — все это Муркок потом будет шлифовать в десятках романов.
На Землю прилетали инопланетяне, остановили ее вращение и полетели дальше. Широкими мазками Муркок обрисовал причины того, что мир романа таков. Зависшая планета разделилась на области Дня, Сумерек и Ночи. В дневной зоне человечество продолжило развиваться, в сумеречной засели редкие маргиналы, а в области тьмы все вымерло. К сожалению, инопланетное воздействие вызвало и другие перемены. Оказалось, что люди в области Дня стали бесплодными, и началось вымирание. Главный герой — последний из родившихся на Земле, сын извращенца из сумеречной зоны. Он пытается возродить человечество. Например, можно отыскать потомков космической миссии, улетевшей на Титан.
И ведь могла бы получиться захватывающая история про спасение человечества с космическими путешествиями и любовной линией. Вместо этого Муркок развивает бесплодие людей в бесплодие общества. Социальный кризис воскрешает идеи насилия, о которых уже давно успели позабыть. За короткий срок появляются странные культы и банды, по-разному трактующие грядущий конец света. Наукоемкие замыслы саботируются. Начинается охота на ведьм. Муркок середины 60х годов уже был настроен пессимистично по отношению к обществу.
Загадка романа связана с остановившейся Землей. В 1969ом Роджер Желязны написал «Джека-из-Тени», мир которого во многом напоминает «Берега смерти». Я так и не нашел, есть ли у них в основе какая-то связь. Желязны в качестве базы для своего романа называл тексты Джека Венса. «Берега смерти», к сожалению, куда менее популярны, и комментариев по их поводу в интернете крайне мало.
Итого: Меня очень удивила преемственность тем. Отголоски «Берегов» можно увидеть в «Танцорах на краю времени», «Рунном посохе» и «Ледовой шхуне». Роман вполне подойдет для знакомства с автором, чтобы не погружаться в тему Мультивселенной.
З.Ы.: «Голова <<героя>> напоминала змеиную, его вытянутое, сужающееся книзу лицо было покрыто пятнами красного и розового цвета, сетчатые, как у стрекозы, глаза, правильный нос и впалый, беззубый рот производили странное впечатление». Это ж какой насмотренностью нужно обладать, чтобы такая картина производила лишь странное впечатление?
atgrin, 12 сентября 2010 г.
Бойтесь своих желаний, ведь они могут исполниться. Эта, ставшая уже банальностью истина, как нельзя лучше подходит для того, чтобы выразить одну из главных, но не единственную мысль романа. Как и любое другое произведение Майкла Муркока, «Берега смерти» — гораздо глубже одного лишь мессэджа. Их здесь множество. И все эти темы – классические для автора. Размышление о природе насилия и цивилизации — как соотносятся между собой два этих явления? Насколько быстро происходит деградация, если счастливое благополучное общество лишить будущего? Что важнее — бесчувственное бессмертие или короткое земное существование? Можно ли уничтожить цивилизацию ради того, чтобы овладеть желанным? Все эти вопросы переходят из одного романа Муркока в другой, и как всегда, однозначного ответа писатель на них не даёт. Моделируя очередное решение, он отстранённо следит за своими героями, иллюстрируя нарисованными словом картинами тот или иной тезис о природе человека.
Всё действие романа происходит в привычной для автора атмосфере декадентства. Несмотря на то, что роман не принадлежит ни к одному из циклов о Вечном Воителе, атмосфера его очень схожа с ними. Меланхолия, безысходность и необратимость — три кита, на которых стоит мироздание по Муркоку. А всё остальное — только производные от них.
Лангольер, 15 июля 2012 г.
Крайне приятный для чтения и наполненный множеством интересных мыслей роман. Очень достойное завершение трилогии, которое оставляет после себя сильное послевкусие. Плюс, признаюсь, мне всегда импонировала в литературе тема бессмертия и связанных с ним философских и этических проблем. В данном конкретном случае автор оставил большинство из них неразрешенными, дав возможность каждому из читателей решить для себя, что лучше: чувственная, но бренная жизнь или же вечность в качестве безучастного наблюдателя.
Kot_13, 14 мая 2011 г.
В этом романе хорошо показана глубокая звериная сущность человека, его ненависть, которая никогда и никуда не пропадет!
По началу читать несколько не очень интересно, но к середине уже не можешь оторваться.
Любителям фэнтези читать бессмысленно, здесь не будет никаких боев, героики и экшена. Поклонникам отличной человеческой фантазии читать обязательно, крайне интересная книга))
Ladynelly, 25 ноября 2007 г.
Интересный роман. Очень хорошо передана атмосфера, конца человечества, показано как быстро может скатиться вниз человек по лестнице развития.
И все же что лучше: вечная, но пустая бесчуственная жизнь, или короткая, но яркая?
P.S. Разве вечный день не сожжет землю? не превратит ее в пекло?