Морис Дрюон «Когда король губит Францию»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | С множеством интриг | Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Катастрофическое состояние Франции середины XIV века во многом обусловлено человеческим чванством и заботой о себе в первую очередь, а не о государстве, что недопустимо для любого правителя. Последняя книга цикла отображает последствия правления «Проклятых королей».
Входит в:
— цикл «Проклятые короли»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 3 июня 2025 г.
«Когда король губит Францию» – седьмой и заключительный роман цикла «Проклятые короли». Он был написан спустя 17 лет после завершения основной истории и значительно отличается от других. Если в предыдущих частях было множество действующих лиц, и о происходящем мы узнавали с разных сторон, то данный роман представляет собой рассказ Перигорского кардинала, который путешествует по разоренной войной Франции со своими попутчиками. Таким образом, «Когда король губит Францию» – скорее летопись тех событий. Сам кардинал – довольно колоритная личность, и обо всем происходящем мы узнаем через призму его мировоззрения. Если первые книги цикла рассказывают о зарождении «проклятия», разложении власти и интригах, то этот том – о его трагической кульминации: полномасштабном крахе государства под тяжестью бездарного правления, алчности знати и непреодолимости исторических обстоятельств.
Действие происходит в середине XIV века в один из самых темных периодов французской истории. Страна разорена Столетней войной, опустошена Черной Смертью и доведена до ручки феодальными распрями и экономическим хаосом. На троне Иоанн II Добрый, чье прозвище звучит горькой насмешкой. Это человек слабый, тщеславный, подозрительный, не способный на стратегическое мышление и окруживший себя льстивыми и корыстолюбивыми советниками. Роман детально показывает, как его фатальные ошибки (политические, военные, финансовые) приводят к национальной катастрофе – сокрушительному поражению у Пуатье и плетению короля англичанами. Дрюон детально рисует картину тотального разложения государства, где каждое сословие думает лишь о собственной выгоде, предавая общие интересы.
Дрюон – не только блестящий писатель, но и отличный аналитик. Он не просто описывает события, а открывает их причины: слабость центральной власти, неэффективность феодальной системы, финансовый кризис, моральное разложение элит. Книга становится глубоким исследованием механизмов краха государства.
Отлично автору удался и психологический портрет Иоанна II. Король не злодей, а человек, абсолютно не соответствующий своей роли. Его трусость, мания преследования, вспышки ненужной жестокости, фатальное упрямство, нелепое рыцарское тщеславие, полное непонимание реальности – все это показано так ярко, что его фигура становится одновременно отталкивающей и вызывающей жалость. Он – живое воплощение «проклятия», обрушившегося на династию и страну. Дрюон продолжает виртуозно переплетать судьбы реальных исторических лиц (Карл Злой Наваррский, дофин Карл, кардинал Перигорский, Гастон Феб) и вымышленных персонажей. Их истории складываются в единую картину эпохи, показывая, как личные амбиции и слабость влияют на ход истории.
Дрюону удалось передать ощущение неизбежности катастрофы. Мы с первых же страниц чувствуем гнетущую атмосферу обречённости, нарастающую по мере приближения к роковой битве при Пуатье. Описание самого сражения и его последствий (пир побежденных) – одно из сильнейших мест цикла. Прозу Дрюона отличает ясность, динамика и некоторая суровость. Он не увлекается излишними описаниями, но его диалоги остры, а сцены – зрелищны. Роман заставляет задуматься о природе власти, ответственности правителя, цене человеческих пороков и хрупкости государственных институтов. Трагедия Франции показана как результат коллективной вины и личной безответственности.
Итог: На мой взгляд, роман хорош, но уступает предыдущим томам. Автор решил изменить стилистику и это не пошло циклу на пользу. Я бы сказал, что «Когда король губит Францию» – необязательное продолжение. Точка в истории была поставлена ещё в «Лилиях и льве». Тем не менее этот роман – суровый урок истории, переданный через призму человеческих судеб.
Пушок, 15 августа 2015 г.
Отличная книга. Вообще, весь этот цикл Дрюона очень люблю и считаю золотой классикой исторического романа.
а вот что касается собственно этого финального романа... В детстве я тоже не очень хорошо воспринимал эту книгу. Да, приключений и интриг там сравнительно мало. хотя это только на первый и внешний взгляд... Ну вот едет кардинал Перигорский и рассказывает... А вот тут буквально на той неделе перечитал весь цикл — и как пыльным мешком по голове. Да, именно что кардинал Перигорский рассказывает. И его рассказ — это словно чтение замечательной исторической хроники. Хроники, повествующей о делах доблестных и страшных, о том, что беда, буде правитель государства окажется слабым и хлипким. особенно в годину бедствий. И вот этот Иоанн Добрый... Только мне он напоминает того же Горби?
Но кардинал любит свой Перигё, свою Францию, как любил её и сам Морис Дрюон. и они понимали что за годиной бедствий рано или поздно но должна будет прийти победа. Успив чашу смерти, надо ждать светлой воды воскресения. И пусть далеко ещё что до рыцаря без страха и упрёка, что до Орлеанской девы и её лихих капитанов — словно голос самой старой Франции звучит со страниц этой книги. И открываются перед читателем дороги Юга и центра Французского королевства. Те самые дороги, по которым однажды поскачут уже герои Александра Дюма и Генриха Манна...
Отличная книга. Браво автору.
Kolun, 27 марта 2016 г.
<<Столетняя война была лишь юридическим спором, закончившимся на поле боя>>
В книге повествуется о событиях уже произошедших, в форме монолога от лица Перигорского кардинала. Он направляется в город Мец, на встречу с императором Священной Римской Империи, дабы просить нужного для Франции установления мира, в то время как ее законный монарх находится в английской темнице. Этот путь, будет длится для читателя, где то 200 с лишним страниц — не так и много, но читаются они долго. Монолог — как способ подачи исторического материала романа — может понравиться не всем, особенно книга, вероятно не глянется тем, кто читал прошлое шестикнижье Дрюона. И да — Робер Артуа — здесь все таки есть — а точнее его скажем так не блещущая умом копия – он из рода Артуа, на службе короля Иоанна II Доброго. Появляется он скорее как лицо эпизодическое, очевидно чтобы указать нам на то, что сильный и воинственный политический интриган, сошедший в небытие в прошлой части, оставил после себя бездарного потомка. Да Артуа больше не ведут одну из центральных сюжетных линий истории и тут все больше места в книге уделено описанию политики и интриг короля и его борьбе с коварным соперником внутри государства Карлом Наваррским, которого прозвали Злым. Образ самого монарха в основном отрицательный — но в конечной сцене книги, он неожиданно проявляет себя с сильной стороны, что как бы с натяжкой признает сам рассказчик — кардинал Эли де Талейран. На конец истории, приходится военная компания времен Столетней войны, с неудачной атакой города-крепости, и кульминация — Битва при Пуатье — кровопролитная баталия французов с англичанами и ее итоги. Этим сражением завершается серия, а кардинал продолжает себе дорогу к городу. Эта книга есть суховатое повествование о политике с добавлением сцен — характерных для традиционного исторического романа. Но, на процентов 75, действительно — это хроникальный или летописный текст. Кардинал много говорит и об обстановке в среде духовенства тех времен, и о внешних политических противниках Франции – но в целом для меня этот постаревший персонаж, реально надеявшийся в последний уже невозможный момент, убедить короля заключить мир с англичанами – хорош только как рассказчик, харизмы художественного образа в нем почти нет. Сам же Дрюон, выводя устами кардинала на передний план слабого монарха, отдает должное тем правителям, которые сделали Францию великой. В целом понравилось, но как по мне, то пессимистично – а без этого вроде бы здесь и нельзя – того требуют исторические реалии о которых рассказывается в книге – ведь там на дворе – немного ни мало — черная година Франции.
GrininSM, 29 сентября 2014 г.
Отзывы практически не пишу. Все равно их удаляют.
Но сейчас оставлю.
Во время прочтения возникло ощущение, что эта книга уже лишняя. К предыдущим томам автор относился с любовью, он их продумал от начала до конца. Ни одного лишнего предложения, даже ни одного лишнего слова. Все персонажи прописаны с потрясающей точностью — как с исторической точки зрения, так и с художественной.
А здесь все как-то скомкано. Возможно ответ нужно искать в предыдущей книге, когда был его убит его любимый герой (по признанию самого автора) Робер Артуа. И автор даже хотел оставить написание романа.
Как-бы то ни было весь цикл «Проклятых королей» отличный образец исторической литературы
Gytha Ogg, 24 сентября 2017 г.
Казалось бы, «Лилия и лев» стал романом, который подвёл трагическую черту под династией Капетингов. Так оно, впрочем, и есть.
Роман «Когда король губит Францию» написан в ином стиле, чем другие произведения этого цикла. Повествование ведётся не безымянным автором, который в качестве сухого статиста описывает происходящие события, а от имени кардинала Перигорского, который хоть и симпатизирует Франции, но в своём рассказе предельно честен. Хотя, возможно, именно беды и горечь поражения, которые обрушились на Францию посредством правления непутёвого короля, заставляют его быть предельно откровенным.
Несмотря на вышесказанное «Когда король губит Францию» не выпадает из общего цикла повествования, а является умелым послесловием, которое позволяет автору подвести итог историческому роману о крахе Франции в середине четырнадцатого века. Хоть повествование и насыщено описанием битв и последствий эпидемий, историческими именами и датами, – всё это обрамлено в тонкую оправу интересного рассказа. Печальная история, изложенная кардиналом, читается легко, при этом позволяя понять всю суть того, как может обратить всё в прах неверное слово глупого монарха.
Однако автор не ставит точку в путешествии кардинала, как не ставит точку и в истории Франции, которая ещё много раз будет занимать ведущее место в мировой политике.