fantlab ru

Морис Дрюон «Когда король губит Францию»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.68
Оценок:
483
Моя оценка:
-

подробнее

Когда король губит Францию

Quand un roi perd la France

Роман, год; цикл «Проклятые короли»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 61
Аннотация:

Катастрофическое состояние Франции середины XIV века во многом обусловлено человеческим чванством и заботой о себе в первую очередь, а не о государстве, что недопустимо для любого правителя. Последняя книга цикла отображает последствия правления «Проклятых королей».

Входит в:

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (15)
/языки:
русский (15)
/тип:
книги (15)
/перевод:
Н.М. Жаркова (14)

Лилия и лев. Когда король губит Францию
1979 г.
Когда король губит Францию
1983 г.
Французская волчица. Лилия и лев. Том 3
1991 г.
Когда король губит Францию
1992 г.
Лилия и лев. Когда король губит Францию
1992 г.
Проклятые короли. 2
1992 г.
Французская волчица. Лилия и лев. Когда король губит Францию.
1992 г.
Когда король губит Францию. Сладострастие бытия. Том 4
1994 г.
Когда король губит Францию
1998 г.
Когда король губит Францию
2016 г.
Когда король губит Францию
2018 г.
Когда король губит Францию
2018 г.
Когда король губит Францию
2021 г.
Когда король губит Францию
2021 г.
Проклятые короли: Лилия и лев. Когда король губит Францию
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Когда король губит Францию» – седьмой и заключительный роман цикла «Проклятые короли». Он был написан спустя 17 лет после завершения основной истории и значительно отличается от других. Если в предыдущих частях было множество действующих лиц, и о происходящем мы узнавали с разных сторон, то данный роман представляет собой рассказ Перигорского кардинала, который путешествует по разоренной войной Франции со своими попутчиками. Таким образом, «Когда король губит Францию» – скорее летопись тех событий. Сам кардинал – довольно колоритная личность, и обо всем происходящем мы узнаем через призму его мировоззрения. Если первые книги цикла рассказывают о зарождении «проклятия», разложении власти и интригах, то этот том – о его трагической кульминации: полномасштабном крахе государства под тяжестью бездарного правления, алчности знати и непреодолимости исторических обстоятельств.

Действие происходит в середине XIV века в один из самых темных периодов французской истории. Страна разорена Столетней войной, опустошена Черной Смертью и доведена до ручки феодальными распрями и экономическим хаосом. На троне Иоанн II Добрый, чье прозвище звучит горькой насмешкой. Это человек слабый, тщеславный, подозрительный, не способный на стратегическое мышление и окруживший себя льстивыми и корыстолюбивыми советниками. Роман детально показывает, как его фатальные ошибки (политические, военные, финансовые) приводят к национальной катастрофе – сокрушительному поражению у Пуатье и плетению короля англичанами. Дрюон детально рисует картину тотального разложения государства, где каждое сословие думает лишь о собственной выгоде, предавая общие интересы.

Дрюон – не только блестящий писатель, но и отличный аналитик. Он не просто описывает события, а открывает их причины: слабость центральной власти, неэффективность феодальной системы, финансовый кризис, моральное разложение элит. Книга становится глубоким исследованием механизмов краха государства.

Отлично автору удался и психологический портрет Иоанна II. Король не злодей, а человек, абсолютно не соответствующий своей роли. Его трусость, мания преследования, вспышки ненужной жестокости, фатальное упрямство, нелепое рыцарское тщеславие, полное непонимание реальности – все это показано так ярко, что его фигура становится одновременно отталкивающей и вызывающей жалость. Он – живое воплощение «проклятия», обрушившегося на династию и страну. Дрюон продолжает виртуозно переплетать судьбы реальных исторических лиц (Карл Злой Наваррский, дофин Карл, кардинал Перигорский, Гастон Феб) и вымышленных персонажей. Их истории складываются в единую картину эпохи, показывая, как личные амбиции и слабость влияют на ход истории.

Дрюону удалось передать ощущение неизбежности катастрофы. Мы с первых же страниц чувствуем гнетущую атмосферу обречённости, нарастающую по мере приближения к роковой битве при Пуатье. Описание самого сражения и его последствий (пир побежденных) – одно из сильнейших мест цикла. Прозу Дрюона отличает ясность, динамика и некоторая суровость. Он не увлекается излишними описаниями, но его диалоги остры, а сцены – зрелищны. Роман заставляет задуматься о природе власти, ответственности правителя, цене человеческих пороков и хрупкости государственных институтов. Трагедия Франции показана как результат коллективной вины и личной безответственности.

Итог: На мой взгляд, роман хорош, но уступает предыдущим томам. Автор решил изменить стилистику и это не пошло циклу на пользу. Я бы сказал, что «Когда король губит Францию» – необязательное продолжение. Точка в истории была поставлена ещё в «Лилиях и льве». Тем не менее этот роман – суровый урок истории, переданный через призму человеческих судеб.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга. Вообще, весь этот цикл Дрюона очень люблю и считаю золотой классикой исторического романа.

а вот что касается собственно этого финального романа... В детстве я тоже не очень хорошо воспринимал эту книгу. Да, приключений и интриг там сравнительно мало. хотя это только на первый и внешний взгляд... Ну вот едет кардинал Перигорский и рассказывает... А вот тут буквально на той неделе перечитал весь цикл — и как пыльным мешком по голове. Да, именно что кардинал Перигорский рассказывает. И его рассказ — это словно чтение замечательной исторической хроники. Хроники, повествующей о делах доблестных и страшных, о том, что беда, буде правитель государства окажется слабым и хлипким. особенно в годину бедствий. И вот этот Иоанн Добрый... Только мне он напоминает того же Горби?

Но кардинал любит свой Перигё, свою Францию, как любил её и сам Морис Дрюон. и они понимали что за годиной бедствий рано или поздно но должна будет прийти победа. Успив чашу смерти, надо ждать светлой воды воскресения. И пусть далеко ещё что до рыцаря без страха и упрёка, что до Орлеанской девы и её лихих капитанов — словно голос самой старой Франции звучит со страниц этой книги. И открываются перед читателем дороги Юга и центра Французского королевства. Те самые дороги, по которым однажды поскачут уже герои Александра Дюма и Генриха Манна...

Отличная книга. Браво автору.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

<<Столетняя война была лишь юридическим спором, закончившимся на поле боя>>

В книге повествуется о событиях уже произошедших, в форме монолога от лица Перигорского кардинала. Он направляется в город Мец, на встречу с императором Священной Римской Империи, дабы просить нужного для Франции установления мира, в то время как ее законный монарх находится в английской темнице. Этот путь, будет длится для читателя, где то 200 с лишним страниц — не так и много, но читаются они долго. Монолог — как способ подачи исторического материала романа — может понравиться не всем, особенно книга, вероятно не глянется тем, кто читал прошлое шестикнижье Дрюона. И да — Робер Артуа — здесь все таки есть — а точнее его скажем так не блещущая умом копия – он из рода Артуа, на службе короля Иоанна II Доброго. Появляется он скорее как лицо эпизодическое, очевидно чтобы указать нам на то, что сильный и воинственный политический интриган, сошедший в небытие в прошлой части, оставил после себя бездарного потомка. Да Артуа больше не ведут одну из центральных сюжетных линий истории и тут все больше места в книге уделено описанию политики и интриг короля и его борьбе с коварным соперником внутри государства Карлом Наваррским, которого прозвали Злым. Образ самого монарха в основном отрицательный — но в конечной сцене книги, он неожиданно проявляет себя с сильной стороны, что как бы с натяжкой признает сам рассказчик — кардинал Эли де Талейран. На конец истории, приходится военная компания времен Столетней войны, с неудачной атакой города-крепости, и кульминация — Битва при Пуатье — кровопролитная баталия французов с англичанами и ее итоги. Этим сражением завершается серия, а кардинал продолжает себе дорогу к городу. Эта книга есть суховатое повествование о политике с добавлением сцен — характерных для традиционного исторического романа. Но, на процентов 75, действительно — это хроникальный или летописный текст. Кардинал много говорит и об обстановке в среде духовенства тех времен, и о внешних политических противниках Франции – но в целом для меня этот постаревший персонаж, реально надеявшийся в последний уже невозможный момент, убедить короля заключить мир с англичанами – хорош только как рассказчик, харизмы художественного образа в нем почти нет. Сам же Дрюон, выводя устами кардинала на передний план слабого монарха, отдает должное тем правителям, которые сделали Францию великой. В целом понравилось, но как по мне, то пессимистично – а без этого вроде бы здесь и нельзя – того требуют исторические реалии о которых рассказывается в книге – ведь там на дворе – немного ни мало — черная година Франции.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзывы практически не пишу. Все равно их удаляют.

Но сейчас оставлю.

Во время прочтения возникло ощущение, что эта книга уже лишняя. К предыдущим томам автор относился с любовью, он их продумал от начала до конца. Ни одного лишнего предложения, даже ни одного лишнего слова. Все персонажи прописаны с потрясающей точностью — как с исторической точки зрения, так и с художественной.

А здесь все как-то скомкано. Возможно ответ нужно искать в предыдущей книге, когда был его убит его любимый герой (по признанию самого автора) Робер Артуа. И автор даже хотел оставить написание романа.

Как-бы то ни было весь цикл «Проклятых королей» отличный образец исторической литературы

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Казалось бы, «Лилия и лев» стал романом, который подвёл трагическую черту под династией Капетингов. Так оно, впрочем, и есть.

Роман «Когда король губит Францию» написан в ином стиле, чем другие произведения этого цикла. Повествование ведётся не безымянным автором, который в качестве сухого статиста описывает происходящие события, а от имени кардинала Перигорского, который хоть и симпатизирует Франции, но в своём рассказе предельно честен. Хотя, возможно, именно беды и горечь поражения, которые обрушились на Францию посредством правления непутёвого короля, заставляют его быть предельно откровенным.

Несмотря на вышесказанное «Когда король губит Францию» не выпадает из общего цикла повествования, а является умелым послесловием, которое позволяет автору подвести итог историческому роману о крахе Франции в середине четырнадцатого века. Хоть повествование и насыщено описанием битв и последствий эпидемий, историческими именами и датами, – всё это обрамлено в тонкую оправу интересного рассказа. Печальная история, изложенная кардиналом, читается легко, при этом позволяя понять всю суть того, как может обратить всё в прах неверное слово глупого монарха.

Однако автор не ставит точку в путешествии кардинала, как не ставит точку и в истории Франции, которая ещё много раз будет занимать ведущее место в мировой политике.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх