Пирс Энтони «Макроскоп»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная )) | Вне Земли (Открытый космос | Нептун, спутники Нептуна )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Научно-фантастические идеи — путешествие планет со скоростью света, превращение человека в жидкость и восстановление его из неё, галактическая программа обмена знаниями, цивилизации 1-го, 2-го и 3-го уровня развития.
Межгалактический Разум, который в своем прогрессорстве сталкивает цивилизации в взаимоуничтожающие войны, дабы восторжествовали цивилизации- гуманисты
Между этим — человек с двумя сознаниями-личностями, астрологические рассуждения, которые составляют значительную часть сюжета, стихи Сидни Ланье, любовь в кругу четырех исследователей-путешественников поневоле. Рассуждения в масштабах Галактики и МетаГалактики.
К этому привело исследование Космоса с примененим макроскопа.
В переводе В. Беньковского (СПб.: Северо-Запад, Лицей, 1995) выброшена из текста 2-я часть восьмой главы, содержащая описание пребывания Ива в античном Тире на Земле. Седьмая глава объединена с восьмой, а 9-я стала 8-ой. Пропущенный фрагмент должен быть на стр. 326 со слов «...рот и нос наполнились соленой водой» и перед «Хотя минуло менее трех дней...». Т.е. про эти три дня там ничего и не написано.
Полноценная версия в переводе Ю. Скорпинова (Киев: Альтерпрес, 1995).
Анализ переводов сделан GomerX.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1970 // Роман |
- /языки:
- русский (4), английский (1)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Беньковский (3), Ю. Скорпинов (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 15 ноября 2020 г.
Пирс пишет так, как будто санитары вот-вот ручку отберут. Куча интересных сюжетных идей, но вцепляется в новую, не успевая толком раскрыть ни одной.
Сами идеи очень интересны. Уже сама идея макроскопа, как инструмента познания и развития цивилизаций. Что-то подобное уже встречалось у иных авторов, но Пирс сделал из этого франшизу, тему для космической саги.
Очень интересна попытка показать невозможность понимания нечеловеческого разума, к сожалению совершенно убитая автором в последствии.
Использование биполярного психоза, истинный, но эмоционально ущербный гений скрыт во второй личности ГГ, самого по себя личности уравновешенной. Такой шизо-тандем позволяет добиться потрясающих результатов.
На этом, увы, положительное впечатление оканчивается. Сюжет крайне крив, с массой ошибок. Герои нестабильны. От сцены, к сцене, то оживают, то становятся плоскими комиксами. Попытка прагматизации астрологии, вызвала лишь раздражение, и была брошена автором посередине. Последняя треть романа крайне сумбурна, скорее в стиле Кастанеды.
В результате, роман не слишком понравился. Огромный текст, с невнятной сюжетной линией, без идеи и ясного финала.
stas-no, 5 июля 2021 г.
Наиболее интересное в этом романе то, что одной из главных тем выступила астрология. Для твердой научной фантастики (а она здесь именно такая) это очень небанально. Ни в одном другом фантастическом произведении (в т.ч. относящемся к фэнтези — традиционно благосклонному к любой паранаучной вещи и астрологии в частности) я такого внимания, причем серьезного, а не иронического к этой области знания не встречал. Помимо астрологических вопросов в романе поднимаются и обсуждаются самые разные темы: социальное экспериментирование, прогрессорство, психология, расизм, цивилизационные волны и др. И все это упаковано в твердую науч.фантастическую обертку. До какой-то степени роман подходит под гребень «новой волны». Затрагиваются проблемы художественного творчества. Чистого действия, а тем более боевых сцен в романе почти нет. Основной упор делается на диалоги и достаточно талантливые описания, особенно запомнилось анатомически подробное преобразование людей в протоплазму с последующим восстановлением.
В общем, если читатель ценит в книге мысли, идеи, смыслы, то роман порадует. Сходу даже не сказать, кто сейчас пишет в таком ключе.
И еще. Перекличка слов «макроскоп» и «гороскоп» вряд ли случайна.
vam-1970, 17 мая 2020 г.
Роман — номинант Хьюго 1970 года. Уступил первый приз Урсуле Ле Гуин -«Левая рука тьмы».
Из всего переведенного творчества Пирса Энтони — самый значительный и мощный роман. А сколько ещё не переведено, и нам пока недоступно. Энтони — самый плодотворный на выдумки фантаст, и это видно и по его фэнтэзи, и по его научной фантастике. Просто — генератор идей и ситуаций. От его чтения получаешь только наслаждение.
Данный роман очень многоплановый и своеобразно философский. Начну с того, что само изобретение макроскопа и его принцип работы и достигаемые цели очень тесно перекликается с моей гипотезой о фотоне . Здесь автор вносит понятие — макрон. Но по сути очень схожие элементы излучений. На мой взгляд — если суметь использовать фотон как носитель информации, то можно никуда не улетая с нашей системы видеть жизнь на других планетах звёзд нашей Галактики. Автор аналогично показывает нам макроскоп, где с его помощью ученые наблюдают жизнь чужих планет. Уже для меня захватывающе -наконец-то я встретил за много десятилетий аналогичную гипотезу.
Но Энтони на этом не останавливается -начинаются приключения на 550 страниц.
Несколько научно-фантастических идей -путешествие планет со скоростью света, превращение человека в жидкость и восстановление его из неё, галактическая программа обмена знаниями, цивилизации 1-го, 2-го и 3-го уровня развития.
Последнее настолько грандиозно, что дух захватывает — Межгалактический Разум, который в своем прогрессорстве вкидывает цивилизации в взаимоуничтожающие войны, дабы восторжествовали гуманисты -цивилизации.
Между этим — человек с двумя сознаниями -личностями, астрологические рассуждения, которые составляют значительную часть сюжета(но в этом автор не убедителен), стихи Ланье, любовь в кругу четырех исследователей поневоле. Рассуждения в масштабах Галактики и МетаГалактики.
Надо конечно прочитать всем. Один из немногих романов, захватывающих воображение.
Критика — как и всегда Энтони пренебрегает логикой ситуаций. Вот ему так хочется войти в дом, а забывает, что есть для этого двери. Это я образно. Но может это сокращает текст.
Автор очень любит всевозможные игры и соревнования как интеллектуальные, так и спортивные -в романе он дал несколько идей новых игр.
MarchingCat, 6 августа 2017 г.
Перечитал с перерывом в 20 лет. И снова — восторг. И это уже само по себе на грани чуда. Так ли много произведений Научной Фантастики, которые вызывают желание поставить высшие баллы когда одному и тому же читателю и 20 лет и 40 лет? Тем более, что по прошествии 45 лет после написания НФ произведения? Вопрос риторический.
Суровость происходящего. Хорошая динамика. Проработка психотипов персонажей. Скрытая поэтика. Совершенно новые для книг НФ идеи, навскидку:
Путешествие по всей галактике путём гравитационного коллапса объекта.
Да, макроны и макроскоп — выдумка. Но через неё автор подводит к вполне реальным вопросам социологии и философии, проблематике развития и взаимодействия как схожих, так и сильно отличных друг от друга социумов.
Нет, Дамы и Господа. Пирс Энтони — это не Ксанф или Хтон. Пирс Энтони — это «Макроскоп».
ps
«Путь облака может быть предначертан, а человек обладает свободной волей.»
Heechee, 12 апреля 2016 г.
Не в моей привычке дочитывать книгу, если она мне не понравилась. Книг очень много, жизни все перечитать не хватит, да и время в надежде на авось терять не хочется.
Начав больше года назад читать «Макроскоп» я его быстро забросила, начало мне очень понравилось, но чем дальше в лес, тем становилось совершенно не интересно.
Но что-то запало в душу, точнее я знаю что: автор мне нравится, и я обычно читаю все, пусть не совсем интересное, но если автор нравится, значит что-то в этом будет; варианты развития будущего очень заинтересовали, особенно на примере хоботоидов; и все же интересно было, чем все закончится. Отложив книгу, я прочитала многое, и среди многого был Джаред Даймонд с его рассказами о нашем обществе, и тут я увидела, откуда все же пример развития цивилизации хоботоидов взят, ведь это не фантазия автора, а так все же было и у нас. И тут меня потянуло к «Макроскопу» , стало интересно, а что дальше? Как выйти из ситуации и избежать коллпаса? И кто в итоге эти нехорошие личности, из-за которых нам не дают воспользоваться плодами эволюции других?
Читалось местами с большим трудом, боролась с собой, местами не успевала заметить как страницы быстро сменяли друг друга. В целом произведение достаточно не ровное, такое ощущение, что писалось кусками в разные периоды, и, к сожалению, в итоге мне не удалось узнать ответы на многие вопросы. Концовка показалась вообще абсурдной, точнее притянутой за уши. Автор вообще как будто от основной идеи ушел далеко, склонив весь сюжет и смысл в противостоянии личности и проблемах психики человека полученного путем экспериментов по евгенике. Идея макроскопа осталась на заднем плане, а вариант будущего, точнее пути решения проблемы так и не были найдены, как и направления куда двигаться. Или все же там осталась идея, что с такими технологиями, которые даст макроскоп главный герой будет вечен и подобен богу. :-)))
Автор вкратце рассказал что и откуда примерно взялось, но так, как –будто хотел, чтобы отцепились от него, он же в это время чрезмерно разжевывал метания главного героя и посвятил много страниц на описание астрологических прогнозов личностей главных персонажей. Признаюсь в эти моменты мне было очень тяжело читать книгу, наверное потому что такая тематика мне не интересна, включает много воды и переливаний из пустого в порожнее.
В конце автор добавил немного красоты и антуража, чтобы читатель не забыл, что читает фантастику.
Но, в итоге я толком не знаю какую оценку поставить, и какой итог вынести.
Книга неровная, но прочесть ее интересно, именно за многие идеи и размышления, на которые автор наталкивает на протяжении все книги. Можно потерпеть не интересные моменты. Может кому-то по душе придутся душевные терзания главного героя и астрологические выкладки, то тогда книга очень понравится.
Автор заставил о многом задумать и проанализировать. Я нисколько не пожалела о том, что второй раз взялась за ее чтение и дочитала. Ведь не даром она мне часто вспоминалась.
Все книги автора не обычны и не привычны по содержанию, наверное это и определяет авторский стиль.
Потому если есть время и интерес к автору, фантастике и размышлениях о судьбах человеческих, этой книге нужно уделить внимание.
Из произведений автора я читала только цикл Атон, потому говоря об авторы я ориентируюсь на свои ощущения от чтения данной книги и цикла.
PS Отдельно отмечу про игру спраут, описанную в книге, достаточно интересная вещь :)
Корделия, 27 декабря 2015 г.
Начало романа мне показалось многообещающим. Но чем дальше, тем становилось хуже. Совершенно никакой космический полёт, нелепые диалоги и невнятные шутки (возможно, погрешности перевода), ну а когда речь зашла о расе разумных тюленей, живущих в сотах на планете с истощёнными ресурсами, я не сдержалась и закрыла книгу. Вероятно, навсегда.
Я знаю, что есть многие произведения, в которые надо долго вчитываться, сживаться с их миром — и только тогда они могут быть по достоинству оценены.
Поэтому оценивать роман «Макроскоп» не стану. Но дочитать не смогу.
Terrano, 21 декабря 2014 г.
тяжелая тягомотина. не уверен про другие романы писателя, ибо других не читал, но этот — первый из его творчества, с которым я познакомился. и видимо выбрал очень неудачный роман. конечно, чумовых идей завались, ничего подобного нигде не встречал, но что-то в нем не хватает, какой-то изюминки что-ли?...
yarigo, 18 января 2012 г.
Немного затянутая концовка, но суперфантастика. Поражает уровень идей и фантазии, учитывая,что это 1969г. При всём уважении к советской фантастике, сравнить не с чем. Может,просто не позволено было...
buy07, 2 января 2013 г.
При всём моём уважении к этому гениальному писателю- это его худший роман. Тяжеловесная, нечитабельная зубодробильная фантастика
Легкокрыл, 3 мая 2011 г.
Блестящая книга! Захватывающий авантюрный сюжет, приключения — и при этом очень добрые люди. Такие, которым приятно сопереживать.
Головокружительных фантастических идей — настоящее море, причём изложены они обычно не «скороговоркой», а подробно, со вкусом.
А в спраут я и сам бы с удовольствием с кем-нибудь поиграл :))
Udik, 17 марта 2010 г.
Очень качественная НФ 1960-х годов. Но, к сожалению, сейчас это «не в моде». Жаль, что большинству современных читателей роман наврятле понравится – здесь делается упор на научные теории и рассуждения. Здесь читателю даже мозг придется поднапрячь, следя за рассуждениями героев. : ) Так что, «легкого чтива» не ожидайте.
И еще одна немаловажная мелочь, которая мне понравилась – там, где нужно было описать некий сложный знак, или игру в спраут, автор прибег к простым графическим иллюстрациям, а не к детальному описанию словами – и место экономит и быстрее доходит...
Так что в общем – очень хорошо.
Uldemir, 11 марта 2007 г.
Необычное произведение по достаточно многим параметрам: по количеству незаезженных в фантастике идей (чего стоят сам приборчик под названием «Макроскоп» и все с ним связанное!), по стилю (согласитесь, эпитет «поэтичный» к романам применим не так часто), по тому как органично вплетена в нить повествования психология и много еще по чему.
Сказать, что прочитав «Макроскоп», я зафанател от романа, не могу. Что-то показалось слегка наивным, что-то не до конца проработанным и противоречивым. Впечатление же в целом таково: «Ничего похожего в фантастике больше не встречал». Даже отдаленно. За это и оценка.
piglet, 27 ноября 2009 г.
Мда, явно не мой автор! Тройку поставила только за идею самого прибора
mastino, 16 сентября 2007 г.
Средненько. Затянуто и как-то невнятно. Перечитывать повторно не захочу.