Робин Хобб «Сага о Видящих»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Великолепно написанный цикл психолого-приключенческой фэнтези, принесший Робин Хобб мировую известность. Главный герой — бастард королевского наследника Фитц, выросший среди слуг и, по приказу деда-короля, с малолетства готовившийся в тайные убийцы. Интриги королевского двора, измены, клевета, презрение окружающих, — таков удел юного бастарда. Страна переживает тяжкие времена, — король болен и слаб, его сыновья ненавидят друг друга, а с моря угрожают кровожадные пираты Островов, оснащенные загадочной черной магией. И именно Фитцу, одаренному Скиллом — высоким волшебством, передаваемым по наследству с королевской кровью, и Уитом — запретной способностью мысленного общения с животными, предстоит спасти ситуацию, не получив взамен ни награды, ни благодарности. Яркая проза, насыщенные характеры, отменное чувство стиля делают трилогию одним из лучших фэнтезийных циклов 90-х годов XX века.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Мир Элдерлингов»
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз читателей (США) | |
лауреат |
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // Цикл фэнтези - Приз жюри (США) |
- /языки:
- русский (28), английский (5), украинский (3)
- /тип:
- книги (35), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Ю. Ефремов (1), Н. Михаловська (2), М. Юнгер (28)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ValoImpros, 1 марта 2024 г.
Нуарное вступление:
Все было кончено, вся боль, страдания и безмерная тоска наконец отступали. Неужели это свершилось? Эпопея была дочитана? Там есть еще сиквел — гласили просторы интернета. Но на его прочтение, я уже был не способен…
А теперь серьезно: скажу честно, справиться с этой серией было нелегко и вышло это не с первого раза, но мне было до самого конца любопытно, как так вышло, что это произведение так прочно закрепилось в списке почитаемых фентези. Почему же оно неизменно появлялось в предложениях к хорошим произведениям? Как и всегда я не претендую на истину в последней инстанции, но я постараюсь представить вам некоторые аргументы и сравнения с другими произведениями, для лучшего понимания моей точки зрения. И вот я снова здесь и снова начинаю рубрику:
Внимание знатоки, зачем я это прочитал?
Ладно, это уже риторический вопрос. Попробуем снова: Внимание знатоки, что в черном ящике?
Запасайтесь чаем и печеньками, боюсь на этот раз вас ждет чертовски долгое увещевание.
Слоган: Глаза б мои не видели эту сагу о видящих.
Традиционно сначала принято сказать что-то о плюсах:
У серии довольно интригующее начало. Здесь заявлено немало тайн, происходит знакомство с магической системой. Нам демонстрируют угрозы, секреты которых, герои должны разгадать. И вот вы уже ожидаете скорого начала чего-то грандиозного!
Присутствует ряд неплохих персонажей, о которых захочется узнать больше. Не путайте с сильными персонажами, ниже объясню почему, но неплохими они пожалуй будут.
Спойлер с личными предпочтениями по персонажам:
Неплохой этап обучения протагониста — первая половина первой книги. В целом первая книга серии самая удачная.
Довольно легкий слог изложения — читается серия легко, из-за чего неплохо справляется с задачей занять время.
На этом мои усилия по поиску плюсов произведения заканчиваются. А теперь перейдем к тому, что с этим произведением не так.
Пойдем по порядку. Все и каждый уже пнули это недоразумение, не буду много распинаться, но слово «Убийца» в названии романов серии явно используется в переносном смысле. Протагонист отлично убивает: время и чувство здравого смысла читателя, усилия своих наставников и иногда свои жизненные перспективы. С убийством людей он справляется весьма сомнительно, за все время он справится с этим, если брать именно его работу, и опустить спорные случаи, барабанная дробь:
После этого заявления я вынужден перейти сразу к одной из самых крупных проблем книги: проблеме личности протагониста. Протагонист в этой серии романов один, при этом повествование идет от первого лица, поэтому его личность так или иначе затрагивает весь объем повествования. (В этом плане иногда схема с несколькими персонажами pov работает лучше — есть шанс что хоть кто-то из них устроит читателя, как в ПЛиО).
Для начала давайте попробуем без спойлеров, чтобы было общее понимание у тех из вас, кто ещё не читал книгу и решится читать ее после прочтения этого отзыва.
Первое что важно знать: это персонаж, с которым случаются события. По большей части его действия реактивны, а не проактивны, что не очень хорошо для любого персонажа, который де факто является основой произведения. Не будет большим спойлером, если я скажу, что персонаж в половине произведения и не в состоянии производить какие-либо активные действия потому что он либо болен, либо ранен и страдальчески страдает от этого.
Персонаж крайне плохо эволюционирует, эволюция может быть условно разделена на аспект личности и аспект умений. Возьмем для начала аспект умений. Вы не увидите здесь становление опытного бойца или изощренного шпиона или другого мастера своего дела. Существует великое множество примеров того как персонажи обучаются навыкам и применяют их далее по сюжету. Возьмите что угодно, от «гонконгских» боевиков по типу Пьяного Мастера, до книжных историй развития мастерства героев, таких как Ученик Ведьмака Джозефа Дилейни. Развитие героев от советов первых наставников, до собственных приемов с применением этого на практике это одна из самых беспроигрышных линий развития персонажа. Так вот — ничего подобного в книге нет. При этом Мери Сью персонаж не является, он ближе к его противоположности анти-Сью, то есть персонаж почти все делает посредственно, даже при условии, что у него был этап обучения.
А теперь добавим конкретики, где придется обращаться к спойлерам.
О мастерстве убийства я упомянул выше, но если все же вы хотите получить более развернутый ответ, то можете развернуть этот спойлер:
Что касается других навыков, то персонаж неплох в токсикологии, медицине, уходе за животными. Автор вообще явно большая любительница собак и лошадей (по странному стечению обстоятельств, других животных почти нет). Навыки вышеуказанные, к слову, тоже не эволюционируют.
Касаясь аспекта эволюции личности, здесь вы встретите: ни к чему не ведущее самокопание и самобичевание (Каладин, Архив Буресвета — имеет во всяком случае прогрессию, основанную на этом приеме, хотя он даже там порой утомляет). Полное отсутствие инициативы основанной на здравом смысле, вся инициатива протагониста основана на не контролируемых порывах эмоций (но до ситхов из ЗВ персонажу далеко, эти порывы не влияют на личность или ее изменение). У персонажа напрочь отсутствуют изменения взглядов в процессе развития. Он не обременен ни высоким интеллектом ни эмпатией, что будет неизбежно вызывать яростные приступы испанского стыда. Это можно было бы списать на возраст, если бы к концу произведения он не был взрослым. Этот персонаж будет много говорить о том, что у него все плохо, но не станет проводить работу над собой или над источниками проблем, чтобы это изменить.
Итого, я готов с гордостью представить вам, перед нами: истеричный ветеринар-меланхолик с выраженной инфантильностью, который не имеет инициативы и не меняется в течение жизни.
Поговорим о проблемах персонажей второго плана, для начала о положительных:
Все они, как и протагонист страдают недугом отсутствия здравой инициативы и реакции на происходящее. Я попытаюсь немного нагляднее объяснить. Персонажи Гарри Поттера инициативны — они совершают действия, пусть не всегда разумные, но их мотивы и активность понятны. Вспомните Ясну из Архива Буресвета, Йен из Ведьмака — примеры эрудированных активных персонажей, они совершают поступки по ситуации, или же сами эти ситуации образуют. Даже энты из Властелина колец не являясь инициативными персонажами — проявляют инициативу, приняв данность, что действовать необходимо. Персонажи здесь… ну, иногда они говорят, что надо что-то сделать. Хуже того, это бездействие и пустое разглагольствование очень заметно, кричит, постоянно бросается в глаза. Не должно быть в сценарии моментов, когда никому кроме читателя не очевидно, что что-то нужно сделать, чтобы предотвратить катастрофу. Точно не в среде средневековых аристократов, которым свойственна обоснованная высокая подозрительность. Ох уж эта сага о невидящих ничего дальше своего носа. Именно этот феномен не позволяет верить в то, что происходящее возможно и не позволит сказать о персонажах как о сильных и глубоких, для этого они должны совершать, отвечающие ситуации и своей логике поступки или нести обоснованную идею. Броня наивности и неопытности может быть за уши притянута в случае протагониста и то только в начале саги, остальные же даже на нее права не имеют. Исключение:
Отсутствие неочевидных поворотов сюжета и действий персонажей. Я уже говорил в одном из других отзывов, что читателя с опытом сложно удивить, но здесь автор даже не пытается в интригу. (Энтони Райан, Песнь Крови — интрига неясного антагониста, интрига предательств, интрига того как протагонист попал в эту ситуацию и прочее). Из всех линий этой саги только одна имела не совсем ожидаемое течение:
Черно-белое разделение персонажей. Обе отрицательные силы в произведении чернильно-черные. Положительные — в сверкающих доспехах. Что может быть утомительнее, чем поляризация добра и зла в произведении ориентированном на возрасте старше детского? Есть такое! Неспособность создать какой-то конфликт даже между полярными сторонами. Главный движитель действия это мощное заклятие Finite Intellectum! наложенное сразу на большую часть участников. Именно благодаря этому заклинанию может существовать одна из сторон конфликта в целом. Заканчивая эту тему — даже второстепенные персонажи, которые что-то значат для сюжета поляризированы на одной из сторон. Либо персонаж вообще в сюжете не участвует, либо он на одном из полюсов. Никакой неоднозначности.
Небольшое примечание:
Полное отсутствие проработки мира. Мира просто нет. Все локации обезличены, будут показаны только легкие зарисовки трех крупных городов, при этом особых характерных деталей или комплексных систем вы не встретите. Везде примерно одинаковая еда, про религию неизвестно ничего, про специфику народностей и групп известно мало. Архитектура и интерьеры описаны так, что вспомнить конкретное помещение или здание невозможно.
Политическая карта мира на уровне Ведьмака Сапковского. Иными словами не понятно зачем нужна добрая половина политических регионов и что они из себя представляют, так же как слабо раскрыты взаимоотношения между отдельными регионами (Герцогствами). Иногда нам будут говорить о каких-то городах, но ничего кроме названий это вам не даст, потому что эти города не фигурируют в активных действиях и даже когда фигурируют — они безлики. О большей части герцогов и правящей элиты ничего не известно, а то что известно почти никуда не ведет кроме двух случаев.
Отсутствие внимания к деталям. Если вам нравится всматриваться в детали, эпизодических персонажей или мимолетные факты, в надежде, что вы найдете к ним отсылку позже — забудьте. Я тоже надеялся. И вот мы с вами здесь.
Конфликты и сюжетные линии наполовину заряжены холостыми. На протяжении трех книг серии у вас накопится немалый багаж вопросов на которые не будет дан внятный или даже просто какой бы то ни было ответ. Складывается впечатление, что автор сама не была в курсе как ответить на эти вопросы и понадеялась, что читатель о них забудет.
Тут нужен хотя бы небольшой список, на самом деле он куда длиннее:
2) Кто мать Фитца? Нет, это не нормально когда все что получает читатель это пара туманных строк на последних страницах.
3) Что случилось с великим и ужасным капитаном пиратов, даже его имя называлось и упоминалось какой он великий и могущественный. Что с ним произошло?
4) Почему белые корабли видел только Фитц? Догадки есть, конкретики нет. Так же как нет конкретики в том зачем нужно различие кораблей по цветам. Эпичность? Таинственная-таинственность?
5) Тема драконов вообще выглядит как затычка. Не говоря уже о том, что конкретно то, что нам представили — это не драконы, а големы. Но драконы видимо пафоснее.
6) Линия отшельников обладающих единением с животными возникшая из ниоткуда и ушедшая в никуда. Видимо ради одного мага предателя с дворнягой и хорька с предупреждением. О магии нам так ничего они и не расскажут.
В качестве отдельного дополнения к предыдущему пункту — в сюжете есть минимум одна линия, вызывающая вопросы как, а главное зачем?
1) Ещё больше усугубляется вопрос уровня интеллекта и эмпатии протагониста, который, общаясь с персонажем больше других на протяжении нескольких лет — не может с уверенностью ответить на этот вопрос исходя из косвенных признаков.
2) Это очень сильно дезориентирует читателя, у которого совершенно точно к этому времени был выработан какой-то ассоциативный образ персонажа. Выглядит будто автор решила совершить грубую инъекцию фактов и добавить особенность персонажа которую изначально и сама не задумывала. А после всего этого у читателя остается треть книги, чтобы попытаться сформировать новую ассоциацию, и книга в этом ему помогать не будет.
3) Цель этого хода никак не объясняется, как минимум в рамках этой трилогии, а это вызывает вопрос — зачем этот факт нужен для сюжета? Конец и без этого весьма сумбурный. И нет — это не удачный пример создания интриги перед созданием сиквела.
Хтонически ужасная любовная линия. Ужасна она потому, что она повсюду, но ни о чем. Она будет как сталкер преследовать вас из главы в главу и при этом — адекватного развития как и у многих других линий здесь не будет. Вы сможете насобирать из трех томов саги один целый, который будет полностью посвящен самокопанию персонажа по этому поводу. Этой линии уделено больше всего повествовательного времени по доле в произведении, но на протяжении всего сюжета новые мысли и видение у персонажа не появится, интересных взаимодействий — не будет, поэтому как любовную эпопею это произведение тоже не рассмотреть. Это все ещё один большой камень в огород развития личности персонажа — он отсылает к неизменной инфантильности героя, граничащей с синдромом Питера Пэна. С большой долей вероятности вам захочется пролистать большую часть того, что связано с этой линией, ввиду испанского стыда, однообразного страдальческого страдания героя, отсутствия связи линии с сюжетом (в большей части произведения) и того, что уже сказано выше.
Склад клавишных инструментов разной степени тяжести за каждым кустом. Deus ex Machina — не всегда плохо, но здесь это основной инструмент решения сюжетных проблем. Испытания персонажей ничего не стоят, если из раза в раз вместо противостояния трудностям — все решают клавишные инструменты. Немного примеров под спойлером, дабы не быть голословным:
1) многократное спасение жизни героя волком в последний момент (вместо того, чтобы уделить внимание лучшему развитию боевой системы героя, чтобы показать сцены противостояния) То же самое касается спасений при помощи Скилла Верити. Способностей и прогрессии у персонажа нет, поэтому до конца серии его спасают клавишные инструменты.
2) Суицид не удался потому что повезло, ведь яда уже не было. Иначе как бы герой исцелил этот яд?
3) Внезапный хорек, который успел предупредить Фитца. Правильно — в последний момент.
4) знаток скилла Кеттл, о которой до этого никто не знал и которая случайно оказалась именно в этой экспедиции по переправе.
To be continued…
Если так подумать — сложнее вспомнить пример, где победа в испытаниях была одержана без вмешательства клавишных.
Конец бездарно слит. Я очень надеюсь, что не нужно было помещать это под спойлер, чтобы сохранить для вас эту интригу. Это отчасти вытекает из предыдущих пунктов, в особенности не стреляющих конфликтов и добивается вот этим:
Впрочем, возможно это конец достойный персонажа? Или приглашение прочитать продолжение, а вдруг там что-то изменится? Не верю, что изменится.
Что же в черном ящике?
Все, надо заканчивать с этим и подводить какие-то итоги. Итоги эти неутешительны. С книгой не так слишком многое. Ее можно сравнить с сагой Энтони Райана, но даже самые неудачные части той саги лучше, чем этот опус, и это при том, что Райан явно черпал здесь вдохновение в ряде аспектов. Если у вас есть возможность выбрать между этими произведениями, то мой уверенный совет выбрать Песнь Крови Энтони Райана. Можно сравнить книгу с Хроникой Убийцы Короля Патрика Ротфусса. Книга Ротфусса тоже вызывает смешанные чувства и имеет много спорных моментов, но знаете, скажу кощунство, даже сага о Марти Сью в лице Квоута выигрывает. У Ротфусса хотя бы описания колоритные. В сумме, произведение это — очень дискуссионное, близко не стоящее с серьезными представителями жанра, к тому же страдающее недугом ухудшением качества ко второй половине.
Вердикт: 3 (за пару персонажей и возможность скоротать время)
Стоит ли это читать? Если вам нужно просто занять время — попробуйте первую книгу. И только если у вас есть слишком много свободного времени и при этом нет выбора что читать — берите остальное. Лучшее, что я могу сделать — это посоветовать вам почитать что-нибудь другое.
on hold, 1 сентября 2021 г.
25 августа 2021 года. В этот день свет увидел очередной (седьмой) альбом норвежской рок-группы Leprous, футбольный клуб Пари Сен-Жермейн потребовал у мадридского Реала 220 миллионов Евро за нападающего Киллиана Мбаппе, тем самым заведя переговоры в тупик, число подтвержденных случаев коронавриуса в России составило 19 536, а новый пользователь ресурса fantlab.ru под ником on hold закрыл файл с книгой «Странствия убийцы» (Assassin's Quest, 1997 г.), входящей в состав трилогии «Сага о Видящих», в состоянии крайнего раздражения. Причиной тому стало не столько количество выпитых в процессе чтения бутылок светлого пива Tsingtao (каждая по 0,5 литра, произв-во КНР), сколько крушение надежд, которые вышеупомянутый пользователь возлагал на вышеозначенную трилогию. А начиналось-то все так хорошо! Щенки, безымянный мальчик, воспитанием которого занялся лучший персонаж «Саги», краткость (сестра таланта). Надо же было все так погубить, оставив душу читательскую разорванной в клочья, а каменных драконов — недоделанными и покрытыми мхом. Эхх... 6/10.
Если вы уже ненавидите этот отзыв за выпендреж и ломаете голову, для чего в нем Киллиан Мбаппе, Tsingtao и коронавирус, прошу, не спешите ставить ему минус и листать дальше. Дело в том, что «Сага о Видящих» — это не просто трехтомник, это вирус, и он поражает нервную систему читателя, заставляет изъясняться велеречиво, подробно, с кучей подробностей, часть которых истории не нужна от слова совсем, и при этом максимально пусто и местами скомканно. Как видите, я не виноват! Это все «Сага«!
Итак, у нас есть протагонист по имени Фитц Чивэл, бастард быстро сливающегося кронпринца некоего государственного образования под названием Шесть Герцогств. Живет Фитц в очень неконкретно описанном мире, где есть то, есть сё, есть пятое и есть десятое, а как и почему все это работает, не объяснено. Вернее, объяснено, но либо в Написанных-Курсивом-Вступлениях-К-Каждой Главе (далее НКВ), либо через призму восприятия Фитца (да, трилогия написана от первого лица), который, как мы выясняем по ходу чтения, с годами практически не умнеет и анализирует любые происходящие события либо с позиции верного слуги короля (король сказал — я реагирую, король не сказал — я бездействую), либо как законченный истерик и эгоист (король сказал — но тут же любовь, король не сказал — но мне же хочется). Как одно вяжется с другим? Да плохо, если честно, но только этот дуализм, собственно, и делает возможным сюжет книги. Там где Дж.Р.Р. Мартин создал бы интригу с кучей смертей и выживанием самого сильного либо самого хитрого (а не того, кого послушной версии Фитца запретил убивать король), а Дэвид Геммелл развернул бы достойное полотен Айвазовского батальное действо на море (а не описание в духе «ну, я всех и убил, уууу какой я страшный!»), Робин Хобб заставляет всех, ну вообще всех и каждого персонажа, кто мог бы на ситуацию повлиять, тупить, колебаться и заниматься чем угодно, кроме решения проблем. Еще обиднее из-за того, что история взросления Фитца максимально хороша, и первой книге в отрыве от двух других я поставил бы 8/10. Образы воспитателей Фитца — Баррича, Чейза и Галена — в «Королевском убийце» хорошие, цельные, очень не похожие один на другой и от того правдоподобные. Плюс, Гален — хороший антагонист (в отличие от. Не будем показывать пальцем на Регала, который, к сожалению, дожил аж до самого конца «Саги», в отличие от бедного Галена).
У Фитца много забот! Первая из них — внешний враг, пираты с красных кораблей, которые творят черте что черте зачем. НКВ сообщают нам о страшной секте, ужасающем лидере пиратов и всячески нагнетают зловещую атмосферу, а некоторые персонажи намекают аж на то, что пираты способны уничтожить сложившийся миропорядок. Кроме пиратов, Фитцу угрожают родной дядька, принц Регал, учитель магии (которая здесь называется Скилл, то есть, навык, как в видеоигре) Гален, и всякая шушера по мелочи. А еще Фитц владеет еретической шаманской магией (эта называется Уит, то есть, смекалка, и это ставит в тупит), за которую его вообще никто не любит. А еще он убийца по профессии и занимается отравлениями и маханием топором. А еще он влюбчивый и пылкий, а еще, а еще... В общем, полон рот опасностей и треволнений. И как же Фитц с ними справляется? Да хреново, честно говоря. Над львиной долей проблем он только ноет, а те, что реально пытается решить, обычно решаются либо не им самим, либо через одно место на букву «а» (афедрон-с). Зато одну вещь Фитц умеет делать прекрасно — и имя ей самокопание. Вот тут, конечно, Хобб развернулась по полной! Такого количества нытья и дурацких выводов, как в книгах под номерами 2 и 3 (каждая из них, кстати, получает по 5/10), я в художественных произведениях давно не видел. Нуарные детективы со сломанной карьерой, страдающие девы из романтической прозы, некромант Фесс, которого обидел каждый встречный-поперечный, все вы даже подмастерьями нытья к Фитцу не годитесь! Не знаю, как это описать. Хотите — просто почитайте. Хотя нет, знаю.
Вот вам пример: у Фитца есть возлюбленная, простолюдинка. Король говорит, типа, Фитц, но-но-но, ты хоть и бастард, зато чей бастард, вот, в НКВ написано, каким твой отец был великим человеком, так что нечего тут с ней, и невесту тебе нашел, дочь герцога! А Фитц такой, оки-доки, вашество, не буду, и сразу к ней под бочок. Просто потому, что незаметно травануть реально опасного психопата вопреки королевской воле нельзя, зато наплодить своих бастардов, рассориться с герцогами и усложнить ситуацию с престолонаследием — это мы всегда за! И вот он с ней спит, что приводит к беде. И потом еще наблюдает через Скилл, как его дочка растет, а возлюбленная сходится с бывшим учителем Фитца и отдается ему возле колыбельки дочки. И каждый — каждый! — эпизод, связанный с возлюбленной, мусолится на трех и более страницах, и везде-то Фитц такой бедолага, ничего-то не получается, любви нет, сплошное эмо. Самый показательный момент — это когда у Фитца проблем полон рот, кругом враги, он усталый и побитый приходит к возлюбленной, а та начинает компостировать ему мозги на тему свадьбы (которой быть не может, и это все знают). Какой же вывод делает из этого эпизода Фитц? Примерно такой: ну и козлина же я! Тут свадьба горит, бедная моя возлюбленная. Как хорошо, что мои проблемы — всего-то принц-маньяк и пираты с красных кораблей! Куда хуже б было, если б меня замуж не брали, тут трагедия, так трагедия; покури в сторонке, Гамлет, принц Датский, Ромео и Джульетта, подежрите-ка пиво. И такого в романах 2 и 3 пруд пруди, считайте, что я 80% книг тут описал.
Острые углы автор сглаживает. Ни одной вменяемой батальной сцены в романах нет, зато полно бытовухи и лишних встреч. На кой пес в третьем томе всплывает отрывок с владеющими Уитом отшельниками, одним богам ведомо.
И вот, мы плавно подходим к финалу истории, нытья и ненужных описаний (ходьбы в третьем томе столько, что можно, читая о ней, самому на своих двоих экватор обогнуть) становится много. Очень много! Влияющих на сюжет событий — мало. Очень мало! На последних ста страницах (из 1800, у меня шрифт крупный на читалке электронной) все проблемы разрешаются по щелчку авторского пальца, но остаются и те, которые, черт возьми, не разрешаются! И знаете, что? Так, судя по всему, и надо. Лидера пиратов, например, нам назвали по имени, но что с ним стало — науке неизвестно. Может, он возникнет потом? Но нет, я читал «Сагу о живых кораблях», и она мне понравилась (иначе стал бы я дочитывать Фитца до конца!), но там вообще другая история. Наверное, стоит копать в других томах эпопеи о мире Видящих, но, честно говоря, после отважных приключений Фитца вообще не хочется. Хватит. Если я возжелаю пострадать, ударю себе молотком по пальцу, а если узнать, как страдают другие — то молотком по пальцу другим. «Сага о Видящих» получает свое среднее арифметическое и отправляется в список прочитанного. Галочка напротив названия в этом списке — наилучшая награда, которую могу эпопее выдать. Читать советую первую книгу из трех и две другие, если у вас настолько развита эмпатия, что заглушает голос рассудка. Всё.
кипарис, 25 ноября 2017 г.
Наконец то закончился этот непрекращающийся кошмар !!!!!!!!!Занудное повествование о безликих героях с идиотскими именами.На этом мое знакомство с данным автором закончилось навсегда
O.K., 1 сентября 2017 г.
Когда последняя страница была закрыта, моему восторгу не было предела. Неужели этот ужас, летящий на крыльях ночи, наконец-то закончился?
С первых страниц, когда нить собственно повествования ещё не была раскрыта, поражали ляпы, ошибки и повторы. После первой сотни страниц выяснилось, что два наиболее часто встречающихся в первой книге слова – это хлеб и сыр. Никогда бы не подумала, что в нежелании прорабатывать материальную культуру можно обвинить автора фэнтези. И даже не знаю, что задело больше: нежелание автора хотя бы подумать о чём-то другом (вся пища мира без привязки к истории и географии в её распоряжении) или её безразличие к тому, что она всё время повторяется.
Повторялась же она и в предисловиях к главам: поначалу их, как историю страны, было интересно читать, но уже к концу первой книги они свелись к бесконечному пересказыванию одних и тех же фактов разными словами.
А можно ли услышать стук в дверь во дворце, в котором вместо дверей – занавеси?
А жену принца нормально повсеместно именовать королевой?
А после полутора тысяч страниц и десятилетий дружбы, нормально так и не понять, к какому полу принадлежит один из ближайших сподвижников?
А говорящие имена – это что, вообще, шутка такая? Если мы уже с первых страниц знаем, кто главный негодяй, а кто им ни при каких обстоятельствах не будет?
И если такие проблемы уже с формой, то что можно говорить о содержании? Нет, я вовсе не против постоянного самокопания героев, мне они даже нравились, но подбешивает то, что кроме самокопания они не способны ни на принятие решений, ни на совершение поступков. А только всегда и везде продолжать безвольно качаться на волнах, следовать течению и, барахтаясь за выживание в тех местах, куда течение порой прибивало к берегу, спасать мир.
Мир и герои просто чудовищно чёрно-белые. Полтора негодяя на цикл (которых мы узнаём с первого же знакомства по имени и плохому поведению) и выводок их прихвостней, из всех же остальных героев каждый являет собой воплощение какой-то добродетели: проницательный, рыцарственный, правдивый (здесь даже придумывать ничего не надо, у них просто имена такие); а остальные – преданный, загадочный, заботливая, исполнительный, надёжный, нежная и т.д. и т.п. Всем известно, кто негодяй, и все его козни принепременно раскрываются, но никому даже в голову не приходит ни то что избавить королевство от вечно висящей над ним угрозы (хотя все только и твердят каждую страницу о благе королевства), но даже пожурить его. Не могут или не хотят сделать это ни суровый король, ни бескомпромиссный принц, ни имеющая личные счёты королева (ну, та, которая жена принца), ни профессиональные убийцы, которые ради этого, собственно, и едят свой казенный сыр с хлебом.
Кстати, о роде занятий главного героя. Он (герой) получился полным профессиональным… девственником. Он не убивает врагов: они сами друг друга режут и травят; немногочисленные его жертвы – либо самозащита, либо убийство в состоянии аффекта; горы трупов за ним – неизменно лишённые души зомби или честное поле боя; за весь цикл я помню единственныё раз, когда он действительно убил живого человека по заданию, но тот был таким карикатурным подлецом, что убийца явил себя прям-таки ангелом мщения.
Да и вообще, устала я от жизнеописаний. Это не проблема книги, это проблема лично моя, но мне надоели (спасибо Дженнингсу) одинокие старики (телом либо духом), ведущие от первого лица рассказ о своей невероятной жизни, начиная с отрочества, и как они спасали мир будучи подростками.
Книга первая – отрочество. Маленьким мальчик, которого никто не любит, растёт и учится тому, не знаю, чему.
Книга вторая – дворцовые интриги придворного мужа. Похоже на шахматы. «Белые» (плохой персонаж) ходят первыми. И вторыми. И третьими. Потому что «чёрные» (хороший персонаж) возмущаясь каждым новым ходом «белых», отказываются ходить вообще.
Книга третья – смена поднадоевших декораций, толпы промелькнувших единожды персонажей и попытки наконец-то описать ту сущность, из-за которой книга причисляется к фэнтези – т.е. магию. Несколько сказочных локаций, драконы... Не ново, но и не плохо. Но в целом вся магическая система саги – телепатия разных видов и уровней. Чтение мыслей людей и животных, внушение мыслей, перемещение сознания между телами, передача и забор энергии через установившуюся связь и т.д. и т.п.. Чудненько.
Вот только если всё так просто: если два человека, ненавидящие друг друга, легко устанавливающие друг с другом связь через полмира и могущие этой связью убить друг друга – почему они этого не делают? Тем более что силы, как на весах, всегда сильно перевешивают то в одну то в другую сторону, сильнейший на данную минуту легко пробьёт защиту слабейшего, и ничья невозможна? Ответ: потому что автору удобно, что связь устанавливалась только тогда, когда ей удобно. И только так, как удобно ей. И чтобы героям ни в коем случае в голову не приходила мысль поступить самым логичнейшим из вариантов, пока «сюжет не будет к этому готов». И только на краю погибели героя вдруг осенит. А автор так и не удосужится объяснить, почему то или иное невозможно было сделать раньше, или, наоборот, почему то, что раньше не раз делалось, больше не применяется.
И, что в принципе не стало для меня неожиданностью, многие вопросы так и остались без ответа. Из самых крупных интересовавших меня — родителя героя. Кем была его мать и как именно погиб отец (по-моему, объяснения типа «это не может быть совпадением, потому что всё плохое, что делается в мире, делается только Регалом» — недостаточно).
Странно то, что я не ставлю циклу единицу. Почему? Потому что, всё-таки, что-то в нём есть. Хотя бы те же так непривычные в фэнтези самокопания. Некоторые персонажи симпатичны. (Ночной Волк. Да. Это просто чудо. Лучшее воспоминание со всей саги.) Нетривиальное и в какой-то мере непредсказуемое завершение любовной линии порадовало. Думаю, вычитать бы текст, чтобы убрать бесконечные повторы, убрать «говорящие» имена, заставить героев хотя бы изредка действовать, и прям хоть чуточку расширить магическую систему – и могло получиться что-то симпатичное. Но увы, увы…
OopSan, 11 января 2017 г.
Во всех трех произведениях цкла в названии фигурирует слово убийца. Из данного названия лично я ждал кучу экшна, интриг и все такое. Что имеем в итоге? Первая книга — пара убийств в наличии имеется
Вторая книга, тут я дошел до 45% и прекратил свое ознакомление с данным циклом. В количестве слез и соплей можно утонуть, в этой книге главным героем королевским убийцей убито ровно
Серьезно? Трилогия про мега убицу и к середине цикла никто им как следует и не убит. Очень интересно!
В общем в итоге это не героическое и эпическое фентези, как стоит в классификаторе, а типичный женский роман. Много слез, драмы, переживаний, идиотских поступков героев, гормонов и прочих радостей. В этом нет ничего плохого пер се, просто название романов вводит в заблуждение. Плюс интриги уровня третьекласников, ах злобный Регал! Мы все знаем, что он виноват, но уж какой хитрец, никаких доказательст против него нет. Серьезно? Ну доказывайте дальше еще 2 тысячи страниц какой он злодей, я уверен, что в конце справедливость восторжествует, но читать эту тягомотину, что б убедиться в этом не советую.
skour, 30 июня 2016 г.
Я конечно понимаю, что в книге должна быть интрига и всё такое. Но когда абсолютно все положительные герои ведут себя не просто как дураки, а как клинические слабоумные — это уже немного через край. (Или не немного.)
Нет, в самом деле. Кто предатель — знают абсолютно все, да он особо и не скрывается. Устроил заговор, чтобы убить своего старшего брата? Нормально, просто детская шалость. Сообщения куда-то пропадают? Фигня, мало ли чего бывает. Отдает приказы, на которые не имеет права? Да пусть отдает, лень его одергивать (я не преувеличиваю, именно такая причина сформулирована в одном из эпизодов с запретом на выезд).
И король, и его старший сын, и будущая королева, и парочка убийц — все имеют массу возможностей поставить интригана на место одним щелчком пальцев, или выбить у него почву из под ног — тем более, что главного героя и Чейда именно этому долго и упорно учили. Вместо этого, на протяжении множества унылых страниц все только и делают, что мотают сопли на кулак и горестно стенают на тему того, что никто не знает, что им делать.
Увы, но неплохая завязка сильно сдала к концу первой книги, а к середине второй дошла уже до полного маразма.
Эйрен, 21 октября 2014 г.
Не надо переделывать собаку в человека, а человека — в собаку. Ничего хорошего из этого не получится.
Собачье сердце
М.А.Булгаков
Иностранное женское фэнтези. Сколько магии в этих трех словах. Сразу отвлекусь на предупреждение: весь комментарий пропитан [b]СПОЙЛЕРАМИ[/b]. Начнем с начала, с названий. Ни одно из названий трилогии не соответствует содержанию книги. Я читал в переводе на русский, поэтому даже проверил оригинальное написание, зная любовь наших переводчиков улучшать названия. Но нет. Во всех трех книгах есть слово «убийца». К этой теме я еще вернусь. Для начала хотелось бы окинуть взором героев, за которыми нам придется наблюдать целых три книги, после чего я поделюсь своими выводами.
Досье на персонажей:
Молли Веселый Нос (Разбитый нос, Леди Красные Юбки). Пол: женский. Род занятий: свечница, служанка. Пассия Фитца. Влюблена в него с детства, трудолюбива, обладает ангельским терпением, придумывает рецепты для свечей, пытается узнать, какое место занимает в жизни главного героя. Ненавидит алкоголиков.
Баррич (Сердце Стаи). Пол: мужской. Род занятий: главный конюх и псарь. Единственный человек, который смог в полной мере передать свои умения Фитцу. Умения специфичны: уход за животными, ремонт сбруи, выездка коней, дрессура собак. По велению своего непосредственного руководителя принца Чевила, воспитывает Фитца. Запрещает тому пользоваться Уитом, хотя сам умеет. Строг, суров, опрятен, авторитетен. Пьющий. В третьей книге вытащив Фитца из собачьей шкуры, уходит воспитывать его несостоявшуюся жену и состоявшуюся дочку. В процессе воспитания, уводит Молли. Становится еще суровее, авторитетнее, опрятнее. Бросает пить. Вот что значит – твердая женская рука.
Пейшенс. Пол: женский. Род занятий: аутистка. Бывшая будущая королева. Супруга принца Чевила. Прибыла в замок и взяла под крыло Фитца. Отлично разбирается в травах, умеет быстро принимать решения, но потрясающе наивна и простодушна. В принципе, довольно адекватный персонаж. В третьей книге взяла на себя управление столицей, успешно распродавая драгоценности и отпоротые кружева с платьев (чего?!). Создала личную гвардию из женщин.
Шрюд Проницательный. Пол: мужской. Род занятий: король, примерно с середины первой книги – овощ. Монарх Шести герцогств, на чьем гербе красуется олень (кто вспомнил Баратеонов – расслабьтесь. Нам — ярость это не про Видящих). Главный хозяин и повелитель Фитца. Вручил ему ошей… в смысле булавку с рубином и следил за его обучением. Образец заботливого дедушки. Уже на момент начала саги свалил почти все свое правление на сыновей. К концу жизни пристрастился к вину и наркотическому дыму. Убит бастардом. Бесславный конец. Rest In Peace.
Чевил. Пол: мужской. Род занятий: бывший принц. Герой военного и мирного времени, благородный рыцарь без страха и упрека, надежда и опора отца. Ну… есть пара нюансов. Женился не по политическим мотивам, а по любви, не смог заделать официального наследника, но состоя в браке, сумел нажить на стороне бастарда. Отошел от власти, хотя именно его готовили к дальнейшему правлению. Отослал одного из самых верных людей воспитывать незаконнорожденного сына. Благополучно скончался в какой-то книге. Без разницы, все равно нам его ни разу не показали.
Верити. Пол: мужской. Род занятий: безумный маг. Наследный принц Шести герцогств, некогда хороший полководец, ныне хороший мастер Скилла. Главный противник пиратов. При помощи дара бьет по кораблям, что со стороны выглядит попыткой убить комара двадцатикилограммовой кувалдой на стене из гипсокартона. Излишне склонен к своему дару, от которого получает удовольствие, схожее с наркотическим опьянением. Не очень дружит с головой, так как, начитавшись сказок, оставляет королевство на грани раскола, беременную жену и направляется искать сказочных Эндерлингов (это как если бы Александр Невский вместо битвы на Чудском озере, отправился искать тридевятое царство, чтобы попросить помощи у Змея-Горыныча и трех богатырей). К концу книги окончательно тронулся умом, повторил подвиг царя Мидаса, сделал своего собственного Эндерлинга с блек-джеком и… ну вы поняли. Убил сам себя Эндерлингом. Бесславный конец. Rest In Peace.
Регал. Пол: мужской. Род занятий: бескровный перехват власти у своих не слишком сообразительных родственников. Ненаследный принц Шести герцогств, мизантроп, интриган, наркоман, алкоголик и просто хороший человек. Неожиданно, один из лучших персонажей госпожи писательницы. Скорее всего потому, что она почти не описывает его. Взять его действия – так гений закулисной и политической борьбы, отличный организатор, харизматичный человек, лидер, сумевший создать несколько групп магов с нуля и особо не напрягаясь (его братишка на это положил жизнь и здоровье, впрочем, без особого успеха). Но тут Хобб понимает, что антагонист становится по всем пунктам лучше Фитца, Верити и Шрюда Проницательного (вот так и не понял, кого или что он там проницал), поэтому принца делают наркоманом, эпикурейцем, пьяницей, садистом и просто плохим монархом, который отделяет половину государства от себя с целью… да, собственно, без цели. Ведет праздный и разгульный образ жизни, однако успевая возглавлять круги Скилла, объединять около себя сторонников, охотиться на бастарда, узнавать тайны древних рукописей и мудрецов. Убит бастардом. Бесславный конец. Rest In Peace.
Ходд . Пол: женский. Род занятий: оружейница. Несмотря на то, что в книге этой даме, с именем, похожим на фамилию автора, отведена всего лишь пара абзацев, не могу не упомянуть ее. Лучший мастер владения оружием в герцогстве, главный наставник юных воинов. С обязанностями своими явно не справляется. Очевидно, не слышала, что прежде чем хвататься за оружие надо научиться владеть своим телом, да и за оружие хвататься учит не слишком-то качественно. Засилье перекованными герцогств лишнее тому подтверждение. Благополучно скончалась в походе Верити.
Чейд (леди Тайм). Пол: мужской (женский). Род занятий: убийца. Старый, больной, рябой человек, бастард. Автор таких гениальных боевых операций, как напихать в хлеб яда и разбросать перед перекованными, но, тем не менее, на фоне остальных персонажей книги выглядит довольно разумным. Является наставником Фитца в делах ядоварения, разведки, контрразведки, безшумных убийств. В третьей книге, посмотрев на ученичка, осознает, что преподавательская деятельность это не для него и выходит из тени, становясь видной политической фигурой. Перестает переодеваться в женщин, активно участвует в деле сопротивления, обольщает дам. В общем, молодеет и исцеляется на глазах.
Шут. Пол: мужской. Род занятий: шут. Один из более-менее адекватных персонажей книги, но, возможно, дело в малом количестве отведенного ему времени. Говорит загадками, чтобы заставить главного героя подумать, предан королю, потому всячески пытается влиять на остальных для достижения своих целей. Часто предстает перед читателем избитым. Под конец трилогии становится пророком, путешествует с протагонистом и теряет свое очарование немного безумного загадочного джокера.
Кетриккен. Пол: женский. Род занятий: жертвенная. Будущая королева, супруга принца Верити, дитя гор. Умна, отлично владеет мечом, легко заводит полезные политические знакомства и заключает союзы, харизматична, способна к быстрым решениям. Симпатизирует Фитцу. В третьей книге присоединяется (возглавляет) к походу за блудным мужем. Таки становится королевой и матерью (даже не спрашивайте от кого и как).
Пираты с красных кораблей. Пол: и мужской и женский. Род занятий: вредительство. Типичные злодеи. Набегают на побережья, жгут, грабят, насилуют, берут пленных, для того чтобы перековать и высадить назад на берег. Только что караваны не грабят. На переговоры не идут, определенных целей не преследуют.
Перекованные. Пол: и мужской и женский. Род занятий: разбой. Неспособные к взаимному сотрудничеству и созидательному труду существа. Не помнят родных, довольствуются лишь получением сиюминутных надобностей: поесть, поспать, одеться. Безоружны, редко вооружены ножами. Обладают способностью собираться в группы от 3 до 30 человек и наводить страх и ужас на жителей Шести Герцогств. Во время холодов голодают, замерзают и ослаблены донельзя. Гладиаторы на арене Регала.
Армия. Пол: неизвестно, ее никто не видел. Род занятий: является причиной для сбора налогов на собственное содержание. Доблестная армия Шести герцогств, по-видимому обучена оружейницей Ходд. Почти как суслик в ДМБ. «Вы ее видите? И я не вижу, а она есть».
Старлинг. Пол: женский. Род занятий: менестрель. Певица популярных эстрадных песен, мечтает написать хит и устроиться на спокойную должность при дворе. Достаточно умна, несмотря на предательство Фитца, является положительным персонажем, участвует в его походе, спит с ним, ведет биографию (интересный факт: извращенная фантазия автора сделала бардов аналогом нотариусов, поэтому слова людей, чья профессия всегда была синонимом обмана и плутовства, здесь являются гарантом честности). Жива и продолжает доставать Фитца в отшельничестве требованиями заняться чем-нибудь, мешая ему в одиночестве жалеть себя.
Кеттл. Пол: женский. Род занятий: колдунья в отставке. Появляется в последней книге. Пенсионерка, приглядывающая за Фитцем, неумело скрывает свой багаж знаний о магии от протагонистов книги, что ей вполне удается, ввиду уровня интеллектуального развития своего окружения. Участвует в походе за Верити и даже помогает тому дорабатывать напильником Эндерлинга.
Ночной волк. Пол: мужской. Род занятий: волк. Спутник главного героя, главный рояль в кустах и палочка-выручалочка в одном лице. Спасет главного героя от атак Скиллом, от перекованных, от солдат, от голода, от одиночества. Классический пример наличия в фантастике говорящей зверушки. Говорить, правда, не умеет, но Фитц его понимает.
Фитц (Бастард) Чевил. Пол: мужской. Род занятий: убийца (тщательно зачеркнуто) никто. Именно так. Фитц никакой воин, потому что большая часть его стычек с перекованными выглядит так: потерял меч/топор/нож, убегал, приходил волк/пес и всех убивал. Куда делись навыки и опыт нескольких лет тренировок с оружием? Фитц никакой шпион, потому что двигаться скрытно умеет только, когда хочет украсть пирожное у поварихи, все события при дворе, то, что касается важных для него людей, проходят стороной, попытка плести интриги оканчивается эпичным провалом. Фитц никакой маг, ведь, услышав от учителя, который его явно ненавидит и не желает обучать, что не способен пользоваться Скиллом, сразу облегченно верит и даже не дает себе труда подумать, почему же у него все-таки периодически получается. Фитц никакой возлюбленный, потому что напрочь игнорирует свою девушку, не может объяснить ей положение дел, чтобы хоть как-то защитить, и вообще придерживается позиции: есть девушка и нечего напрягаться, все само утрясется. Узнав, что стал отцом, и, не имея физической возможности защитить девушку с ребенком, он, благодаря своим развитым не по годам умственным способностям, ухитряется подставить «жену» и дочь под удар. Фитц никакой человек короля, потому что не способен на самостоятельность. Клянется королю сохранить жизнь принцу-изменнику и, стиснув зубы, выполняет свою клятву всё то время, пока Регал травит короля, плетет интриги против брата, разворовывает казну, отдает королевство на откуп пиратам, портит отношения с подданными дворянами, запугивает девушку Фитца. Все время, пока убийство способно принести пользу он выжидает, но как только в смерти Регала не остается практически никакой пользы кроме мести, бастард таки решается на убийство и плевать на слово, данное покойному королю. В голову человека короля даже не приходит мысль, что не обязательно убивать источник проблем. Достаточно просто добавить яд, который не убьет, но сделает больным. Ну, и, разумеется, Фитц абсолютно никакой убийца. Он не умеет обращаться с оружием, не продумывает пути убийства и отступления, единственное, чем он может похвастаться – знание трав и умение готовить яды. Только это не убийца, это аптекарь какой-то получается. Что косвенным образом подтверждается, когда, вбежав с кинжалом в руке к двум магам в трансе, наш безжалостный убийца ухитрился одного упустить и гнаться за ним пол замка. Посмотрим правде в глаза: главный герой в первой книге это щенок. Глупый, неуклюжий, везде лезущий любопытным носом и по нему же получающий мокрой тряпкой, ищет себе хозяина, не друга, не учителя, не покровителя. Именно хозяина. Того, чьи приказы нужно будет дословно выполнять, чтобы случайно не загрузить работой какой-нибудь бесполезный орган вроде мозга. Во второй книге кобелек вырастает, но, увы, не в породистого пса, а в брехливую дворнягу с примесью благородной крови (по батюшке). Все то же нежелание думать, проявлять инициативу и полученные навыки. Кстати, он еще и пьет. В третьей книге облезлая шавка наконец-то находит счастье в незатейливой жизни дикого животного, которой его жестоко лишают. С другой стороны, к моменту написанию третьей части своего… творчества Хобб, похоже, удосужилась почитать не только комментарии своей фан-группы, но и тех, кто критически отнесся к сему чтиву, поэтому мы увидим, как все действующие лица наперебой объясняют Фитцу, какая он бездарность.
Что же мы имеем в итоге. Для начала – все самые сильные, честные, отважные и смелые персонажи саги – женщины. Мужики без их присмотра способны только пить, курить наркотический дым или заниматься Скиллом, наслаждаясь эйфорией. Мир в принципе не продуман абсолютно. Меня не покидало впечатление, что Шесть герцогств это как Ланкр у Терри Пратчетта (простите, маэстро, что оказались в комментарии к этому образцу графомании), где несчастный Шон Ягг один исполняет обязанности всей замковой обслуги. Страна выглядит пустой! Есть повариха, есть насколько стражников в замке, один начальник конюшен на всю столицу, банда беспризорников в городе и всё. Остальные второстепенные персонажи появляются только по мере надобности, и всех их главный герой знает в лицо. В городах и деревнях нет стражи, или хотя бы крепких мужиков, которые могут отогнать перекованных, у жителей нет луков и стрел которыми можно отстреливать главных бич страны, не подпуская на расстояние удара или же поджечь стрелы и обстрелять корабли с башен. Про катапульты или баллисты я даже не заикаюсь. Страны в волшебном мирке Хобб не воюют, поэтому и пиратам так легко и приятно высаживаться с воды на укрепленный, мать его, берег! Возможно, в стране был мор, голод, саранча и прочие казни египетские, но на 4 корабля Верити легко набирает полные экипажи. Итого, жизни страны проработки вообще не досталось, зато у каждой профессии, каждого события и происшествия есть приличествующая прическа (женское фэнтези, не забываем). Тут и описательная часть. Нам подробно рассказывают как принцессы и королевы шьют кружева, вяжут, вышивают крестиком, сажают сады, рисуют в книгах растения, но вы не найдете и пары страниц описаний работе с оружием, боевых операций или обучений мастерству убийцы. Но описывается как главный герой собирает и изучает травки и цветочки, ухаживает за животными, занимается каллиграфией и рисованием. Радует хоть, что автор не стала делать главного героя педиковатым, что водится у женщин-писателей. Уже не раз было оговорено, что Фитц Чевил ученик не убийцы, а псаря, даже акцентировать на этом не буду, но как должно быть Хобб гордилась собой, придумав название второй книги. Королевский убийца! Он же вроде как убивает для короля, а на самом деле еще и сам убил своего короля, ну вы поняли да!? Описательная часть сильно завязана на щеночков, лошадок их мимимишность и уход за ними. Наверно Хобб в детстве очень хотела собачку, или жила на ферме, где этого добра хватало. Как человеку, не любящему собак, продираться через бесконечное сюсюканье и восторги собаколюбки было безумно скучно и муторно. Это, впрочем, относится ко всей книге. Долго, скучно, затянуто, бессмысленно. Главный герой рефлексирует, ноет и тупит. Иногда казалось, что вычеркни все моменты с Фитцем из книги, и в повествовании ничего не изменится. Редкие эпизоды, когда происходит хоть что-то, встречаешь как праздник.
В итоге хочется процитировать эпизод из книги Рудазова: «Креол слушал их и сдавленно похрюкивал — история показалась ему смешной, а все ее участники — полными идиотами.»
Мой совет: не читайте. Даже не потому, что плохо. Потому что это никак. Три книги ни про что. Для себя я решил, что навсегда закончил с творчеством этой великолепной американской писательницы. Чтобы не омрачать прощание минимальной оценкой: 2 из 10.
sergeevds, 23 января 2014 г.
Сначала по минусам:
Во-первых очень сильно чувствуется, что автор — женщина, это проявляется во многом, но преимущественно в любовной линии произведения, читая развитие которой периодически хочется сплюнуть, ну или просто перелистать. Надо ради интереса посмотреть, есть ли в книгах хоть одна глава, где бы главный герой не думал о своей возлюбленной.
Во-вторых главный герой — совершенный тупица, который не видит очевидных вещей, не слушает советов понимающих людей (в любом своем возрасте) да еще и явно страдает не одним психическим расстройством, ну или допилит себя до такой стадии, что крыша у него однозначно поедет. Он совершенно депрессивный, может убиваться над одной неудачей страниц 100, что делает произведение несколько однообразным, в результате чего зачастую приходится читать по диагонали.
В третьих —
Положительное:
Сюжет действительно интересный, особенно под конец каждой из частей, когда события наконец-то перестают ползти. Некоторые моменты концовок частей очень неожиданны, что не может не радовать.
В целом, прочесть можно, но не более одного раза. А если Вы настроены на что-то легкое, чтобы отвлечься от своих проблем — не стоит читать — книга довольно унылая.
Суммарно: 6 баллов.
Ewig Custos, 14 сентября 2013 г.
Цикл, мягко говоря, слабоватый. Но обо всём по порядку.
Мир — внимательный читатель заметит, что его Хобб прописала не очень хорошо. Создаётся впечатление, что он создавался как нечто для настолок — придумаю место действия, а всё, что лежит вне этой «точки отправления», разберу потом. Так, морское государство, имеющее длительную вражду с пиратами и крайне напряжённые отношения с крупной рабовладельческой империей, не имеет своего военного флота. Совсем. Горное королевство имеет гигантские пробелы на своих картах, хотя по этим местам проведена неразрушающаяся со временем дорога. Из других странностей есть пираты, которые являются эдакой непобедимой силой и разрушают целые города практически без потерь, а также внутренние герцогства, которых совершенно не смущают военные действия возле их границ. Кроме этого, на «разворачивание» мира намекают и несоответствия деталей со следующими книгами Хобб в мире Элдерлингов — про Шута говорят, что он раб из Удачного, а в саге о живых кораблях ясно говорится, что работорговли там не было, а когда появилась, с ней стали бороться, а Горное Королевство имеет прямой доступ к Дождевым Чащобам, откуда в Герцогства привозят цветы. Только вот всё тот же следующий цикл показывает, что Дождевые Чащобы крайне непригодны для жизни с кислотой вместо воды, а весь мир и вовсе не знает о единственном существующем там поселении.
О сюжете можно долго говорить, но я лишь немного потыкаю палкой в его огрехи. Итак, когда мы не наблюдаем за крайне мрачной жизнью Фитца, мы видим две глобальных ветки — угроза пиратов с красных кораблей и КОВАРНЫЕ (именно капсом) интриги Регала. Первая ветка неоднозначна — с одной стороны, непобедимость пиратов ничем не оправдана (особенно учитывая, что с участием Фитца было доказано, что их можно победить классическими методами), с другой, никак не оправдана реакция персонажей на эту угрозу. Они находятся в двух лагерях: первый воспринимает пиратов как всесильное зло, второй все имеющиеся сведения о них откидывает как несуществующую ерунду, и обе позиции в общем-то не реалистичны. Внутренние герцогства отказываются что-либо делать, потому что пираты — это очевидная ложь и провокация, а собственно все ресурсы внешних позволили построить аж целое одно судно (ладно, потом ещё парочку сделали). Опять же, забавно — в третьем цикле острова пиратов показаны как земли довольно бедные. Постепенно ветка пиратов к третьей книге ослабевает и условно превращается в «найди Элдерлингов, спаси мир». Собственно, развязка этой линии (в глобальном плане — самой важной) в итоге занимает парочку страниц, в то время как размышления Фитца о своём любимом наркотике — эльфийской коре — занимают не меньше чем в десяток раз больше. Ветка Регала же просто бредова. В первой книге всё держалось всё держалось относительно неплохо — хоть и срыв покровов (Я не притворялся злодеем, я и есть злодей! ХА!) был довольно очевидным. Но во второй книге мы видим, как абсолютно все закрывают глаза на очевиднейший заговор против короля и Верити. А сам Верити хоть и знает, что Силой можно промыть человеку мозги, ничего с Регалом не делает и говорит, что он неуязвим, слишком хорошие карты ему попались. Ну да, охотно верим.
Отдельного упоминания стоит сам главный герой, то бишь Фитц Чивэл Видящий. Больше конюх чем собственно убийца, весь цикл буквально забит его душевными метаниями, страданиями и прочими житейскими заботами. Причём его нытьё с каждой книгой напрягает читателя всё больше и больше. Ты всё ждёшь момента, когда он всё же покажет себя как настоящий герой, ждёшь его, а он не наступает. Вернее как сказать, частенько мелькают проблески этого самого героизма, но они быстро сменяются каким-нибудь новым ранением и новой волной стенаний. Хэппи-энд собственно для Фитца так и не настал — причём скорее не вопреки его действиям, а благодаря им. Ну и ладно. При этом я не могу ещё раз заострить внимание на следующем моменте: хорёк оказался лучшим убийцей чем Фитц с его годами тренировок.
Остальные персонажи чем-то похожи на объёмные рисунки на асфальте — глубина вроде бы и есть, а если приглядеться с другого ракурса, то всё это становится очевидным обманом. Да здравствует Ночной Волк, самый адекватный член всей этой группы приключенцев! И всё равно, что не человек.
В общем, цикл разочаровал. Рекомендуется к прочтению лишь для тех людей, кто нормально воспринимает бесконечное самосожаление и самобичевание главного героя.
Lady Seriana, 7 декабря 2012 г.
Цикл увлек, но оставил чувство глубокого недовольства. Уж очень все плохо сложилось, на мой взгляд, ГГ слишком много страдает и вообще какой-то неуверенный в себе неудачник... Нет, я не говорю, что Фитц должен быть Марти Стью, но хотя бы как-то можно было его осчастливить или сделать профессионалом в каком-то деле, ну или хэппи-энд какой-то придумать, чтобы читатель в итоге сказал себе: «Ну вот, как все хорошо кончилось, не зря я дочитал до конца».
А вообще, я не понимаю почему во всех названиях книг трилогии присутствует слово «убийца». Кого Фитц убил? Перекованных? — Так, это походу вообще не люди (а сколько душевных мучений! «я орудие» и все прочее...). И к тому же он сам признал потом, что убийца из него никакой. Ну, реально же никакой... он и не выполнял-то и никаких политических убийств для короны (принц Горного Королевства не в счет, его убил яд, который подсыпали по приказу Регала) и не был нормальным (профессиональным) шпионом... Просто мальчик, которому давали мелкие поручения и строго следили за их выполнением... Сам без Чейда он оказался ни на что не способен и к тому же, тугодум... У меня сразу возникли подозрения, когда Шут стал спрашивать, знает ли Фитц, где живут Молли с Барричем... И в тех обстоятельствах, вполне логично со стороны Фитца было бы что-то заподозрить... Но нет, его все называют слишком подозрительным и недоверчивым, в то время как он рассказывает всем все о себе (взять хотя бы то, что он проболтался Старлинг о своей дочери) и ведет себя как наивный дурак. Далее, в драке мечем или в рукопашную он не мастер, Скилл у него увечный, Уитом как следует тоже пользоваться не умеет… Не рыба не мясо, в общем.
И весь сюжет пропитан страданиями и неудачами главного героя… Эмоциональность это хорошо в книге, но весь этот негатив на меня произвел очень плохое впечатление… какой-то тяжелый осадок всегда оставался в душе, когда я откладывала книгу. И эта постоянная неопределенность, которую герой испытывает. И что меня еще раздражает (но это конечно уже очень субъективное замечание), так это прямо-таки святая способность всепрощения (всего и всех), которой обладает ГГ. Я бы патлы повыдирала Старлинг, за то, что она продала мою тайну, а Фитц ничего… потом еще себя обвинил в этом. И так постоянно: во всем винит себя. Надо осознавать свои ошибки и признавать их, но не всегда в случившемся виноват ты. Иногда действительно есть смысл злиться на кого-то, а не копаться в себе и заниматься самобичеванием. Не надо же думать, что только ты неидеален и все проблемы в тебе. Другие тоже неидеальны, и, может быть, еще больше чем ты.
Но у Фитца, видимо, напрочь отсутствует чувство собственного достоинства. Все его выпады о чести, самостоятельности и прочем – капризы и эмоциональные взрывы ребенка. И в итоге он слепо делает то, что ему велят. Все вокруг: Верити, Кетриккен, Шут… говорят ему как им жаль его разбитых чувств и сломанной жизни, все его жалеют. Но в итоге его забыли и бросили одного, как только он уже не нужен был для спасения мира.
Я еще много могу рассуждать о своей оценке сюжета. Но хочу заметить также еще и другие аспекты. Текст книги очень растянут. Пространные описания и многократные повторения уже известных сведений жутко утомляют. Я начала читать сагу о Шуте и Убийце (опять «убийца», она издевается, или находит в этом какой-то романтический смысл?) и там эта проблема стоит еще острее.
Лично для меня сага осядет в памяти как ерунда на постном масле, где сквозь дебри текста бродит пессимизм и все окрашено в хмурые тона безнадежности и сломанной жизни героя.
Плюс ко всему, после всех сравнений с Патриком Ротфусом, у меня появилось стойкое нежелание читать «Имя Ветра». Надеюсь, когда-нибудь мне удастся преодолеть это предубеждение. Или не надо?
lianaa, 26 октября 2011 г.
Бесценная книга (книги). Видящие, Корабли, Шут. Это мой мир душой и сердцем. Но именно сага о Видящих — это та трилогия, которую я смогла перечитать два раза, и буду ещё перечитывать и перечитывать.
Корабли несомненно тоже очень сильная трилогия, но впоследствии перечитывала только главы, посвященные Янтарь. Сагу о Шуте и убийце — люблю больше всех, но очень уж сильно задело, столько переживаний, боли и щемящей тоски оставила эта трилогия, что не скоро наверно смогу ещё раз перечитать.
А вот Видящие... я готова хоть сейчас всё бросить и опять взять в руки эту книгу. Удивительная трилогия. Может это звучит немного пафосно, но именно эта книга как-будто дала новый толчок моим чувствам, открыв другое ощущение мира. Я будто заново узнала, что такое любовь, боль, ненависть, радость. В судьбе шута, конечно, всё это удвоилось, утроилось, удесятирилось... но Видящие всё же были первой ступенькой на пороге новых чувств. Очень плавно, медленно вливалась в меня эта сага, наполняя внутренню пустоту. И как удивительно вовремя она попала мне в руки! Как будто ждала своего часа. Многие книги приходят и уходят, не оставляя даже тени, но эта «разбудила» меня и влюбила в себя, оставив ощущение полёта и абсолютного катарсиса.
Фитц мне теперь как родной, Ночной Волк с его волчьей мудростью тоже периодически шепчет на ухо в минуты отчаяния: тебе тепло и у тебя есть мясо, что тебе ещё нужно? Но главный герой этих книг для меня — это Шут, хотя в первых двух книгах его несоизмеримо мало, лишь небольшими вспышками он появляется и исчезает. Но после «странствий» моё сердце навсегда теперь принадлежит ему. Столько хочется сказать о нем... но когда пытаюсь подобрать правильные слова, все они кажутся какими-то бледными и невыразительными... очень личным стал для меня этот персонаж, так что и не буду о нём говорить, буду хранить его в сердце как самое дорогое...
Музыка: Within Temptation — Hand Of Sorrow. эта песня, кстати, была написана именно по мотивам саги о Видящих.
10/10 — и это самое малое что я могу сказать о книге.
Stan8, 3 февраля 2011 г.
И этот цикл, говорит нам аннотация, принес автору мировую известность:confused:
Тогда наш мир населен одними мазохистами и катится в пропасть! Как может подобное нравиться нормальному читателю? Неужели он не видит грубой небрежности в описаниях мира?
Вот скажите себе, вы можете представить эти городки, здания, корабли? Мира попросту нет, вместо него наброски, выполненные неумелой рукой. Людей попросту нет — вас пытаются обмануть, выпячивая ходульные схемы, от которых буквально тошнит, ибо они не мыслят категориями обычных людей средневековья.
Ложь начинается с названия: слово «убийца», которое навязчиво втыкается вам в уши, не имеет практического отношения к личности ГГ — добрейшего и честнейшего праведника. Он был бы невыразимо скучен, и только определение его «убийцей» подогревает вялый читательский интерес к его персоне. «Королевский убийца» — ах, как грозно звучит! На самом же деле до смерти старого короля он убивает лишь «перекованных» (создания более всего напоминают зомби из фильмов с Милой Йовович) и безликих и безымянных врагов с таких же нелепых красных пиратских кораблей.
Непредвзятый читатель согласится со мной, что для определения «убийцей» человеку следует совершать несколько другие поступки.
И об одном таком настоящем убийстве мы узнаем от наставника ГГ, старика, которые многие годы убивал ради короля! Это убийство некоего герцога, вина которого состояла в том, что он обрюхатил и скверно обращался с некоей девицей:eek: Нет, конечно, с девицами надо обращаться ласковее, но вот так вот, по мнению Хобб следует вершить правосудие в королевстве? Больше не было никаких проблем в управлении? Короли этой страны даже не удосужились построить флот, который бы защищал берег от ЕДИНСТВЕННОГО внешнего врага, нападающего только морем! — вот каков их административный гений. Заболеть от печали узнав о беременной девушке — это мы с радостью. А продумать флот, береговую охрану, коммуникации, логистику морской войны — куда нам такое... Поэтому нет ничего удивительного, что благородным и замечательным людям, которые составляют почти 90% героев цикла, жизнь портит ОДИН ЕДИНСТВЕННЫЙ злодей. Подумайте об этом, прежде чем читать. Один избалованный, не слишком сильный и не семи пядей во лбу злодей устраивает бесчисленные бедствия, страдания, разрушения и развал королевства.
Злодей захватил в свои изнеженные руки торговые и финансовые потоки страны, обзавелся кучей шпионов, доносчиков и предателей, которых внедрил в окружение мудрых и добрых героев цикла, чтобы они посильнее страдали, чтобы лить на читателя описания всех этих дурацких выдуманных проблем и переживаний в течение трех книг...
Сколько благородства, мужества и целомудрия требуется от ГГ, чтобы вынести кошмар своего унизительного положения внука короля! Вы наверное помните остроумную фразу о том, что для оптимиста стакан всегда наполовину полон, а для пессимиста наполовину пуст. Так вот — для ГГ даже полный стакан всегда пуст! Он постоянно «впадает в отчаяние», «Испуганный мальчик внутри него дрожит», «ужас и отчаяние охватывает его», «грубокая беспросветная грусть поселяется в нем» и все всегда в таком роде. Это сопливое нытье выдается нам за тонкую психологию и проницательность, автор строит на этом свою репутацию знатока человеческих душ!
Ее знания о душах, полагаю, простираются не далее лекций о равенстве полов, прочитанных каким-нибудь психоаналитиком в клубе феминисток ее округа.
В ее мире хорошие герои не спят более, чем с одной женщиной ЗА ЦЕЛУЮ ЖИЗНЬ, а пятидесятилетний человек, бросивший мельком фразу, что собирается к женщине, потом смущается, краснеет и унизительно объясняет, что просто идет «помочь», и что «ничего такого там не будет», чтобы, не дай бог, не подумали о нем, что он способен испытать «возмутительное плотское чувство».
Кстати, о богах: пантеон вроде бы средневекового мирка вообще не прописан, и мы так и не понимаем, какой смысл звучит в непонятных суевериях и упоминаниях богов и священников при том, что нет ни описания богов, ни храмов, ни храмовых служб... Точно такая же небрежность и бессмыслица практически во всех деталях, за исключением подробных описаний животных...
Вот вам пример: едва оправившийся от очередного недомогания (описание недомоганий в цикле Хобб на первейшем месте), ГГ идет зачем-то по снегу и ветру в город, наполненный беженцами и людьми, которые хотят служить в королевском войске. Там он случайно видит волка в клетке, и, конечно же, спасает зверя от злого торговца живностью. Поступок совершенно нелогичный, но понятно, что этот волк будет важен в продолжении. Но куда деть волка, если взять его в королевский замок нельзя? И ГГ помещает зверя в «заброшенный дом неподалеку», куда носит ему месяцами кости и мясо с кухни:eek:
Вы можете представить себе такой дом прямо в сердце королевства, в наводненных людьми окрестностях замка, куда ГГ прохаживается с мешками мяса, каждый раз ускользая от бдительных шпионов, от мальчишек, от собак, которых полно в замке и которые почему-то ни разу не учуяли хищника?
Вот таков уровень достоверности всех событий в цикле, вызывающем восторги у некоторых читателей.
Я бы не рекомендовал к прочтению этого автора. Хотите знать страдания одинокого ребенка — об этом стократно лучше пишет Франсуаза Саган. Хотите хороший цикл в жанре фэнтези — читайте Мартина и Сапковского...
Rand2009, 3 июня 2010 г.
Прочитал. Жуткое разочарование. ГГ занимается самокопанием на протяжении всей саги. Взросление героя и психологизм это конечно хорошо. Но, сколько же можно жалеть себя. Плакаться самому себе, ах я... Я всем вру, я ничего не научился делать, за все за что ни возьмусь все делаю через ****, и при этом я такой несчастный, я бастард, я никчемный человечек, я презренный убийца... Но, я дал слово быть человеком короля, и я его сдержу.
Помимо ГГ, остальные персонажи то же те ещё кадры. Король Щрюд — ну да сынок пытается всех убить, и меня в том числе, не будем его трогать, я конечно люблю свой народ и все делаю ради него (народа) а сынку на этот народ наплевать, но давайте не будем сыночку трогать и даже ругать не будем, он же ещё такой маленький и любимый (как какого — нибудь герцога в лучший мир переправить так пожалуйста, а сына ни ни). Принц Верити тоже фрукт, брат пытался меня убить, прибить племянника, жениться на моей невесте, ах какие мелочи, нельзя его трогать, нет доказательств (опять таки деятельность королевских убийц Фитца и Чейда, они разве занимались сбором доказательной базы, а не зачисткой неправильных людей по заказу короля?). Баррич, мне испортили жизнь и доверили сына любимого начальника, давайте ка я и ему испорчу жизнь, а потом буду стенать в постели с его любимой, я такой мерзавец, отдал им мальчика. Про принца Чивэла вообще писать не буду, дурак и уши холодные, из-за бастарда, да ещё и добрачного отказаться от престола, это знаете ли... Самый нормальный персонаж — Ночной Волк.
Я понимаю издеваться над своими героями это где то даже интересно, но ведь и меру знать надо. Тот же Дж.Мартин своих героев вообще убивает почем зря, зато есть какое то действие, развитие сюжета, а в «Саге об Видящих» вообще ничего кроме садомазо нету. Последняя книга «шедевр». 25% времени -лежим оправляемся от ран, 25% времени — эти раны получаем ( с чувством, с толком, мечта садиста или мазохиста), 50% времени идем по дороге, все это обильно разбавлено самокопанием и откровенным соплежуйством, не несущем никакой смысловой нагрузки. И наконец на последних трех страницах быстренько все закругляем, приводим к общему знаменателю, наши победили, враги наказаны, всем сестрам по серьгам. Кроме конечно же ГГ, ему мы поблажек делать не будем, что ж всю книгу издевались а под конец пряник? Нет, его мы оставим в глубокой з***, а то потом дальше писать не про что будет.
Больше я Хобб читать не буду однозначно, эту то сагу еле дочитал, это где видано такое, чтоб спосле 20 страниц текста с нетерпением ожидать когда же это все кончится (тока дурацкая привычка все начатое дочитывать и заставила домучать до конца).
Hermit, 19 сентября 2009 г.
Есть авторы которые любят «качать» своих героев, навешивать на них всякие +5 мечи убийства кролика и обучать всяким убийственный заклинаниям стихии Воды, Воздуха и Пламенной Демагогии. Есть авторы, которые любят своих героев развивать и воспитывать. А Робин Хобб — из тех, кто и любит героев мучить. Вот и мучается горемыка главный герой начиная c рождения и до тех пор, пока у авторши не кончится фантазия. А фантазии у нее много. На три толстых тома хватило. И потом еще на три, но я в отличие от героев Хобб не мазохист, чтобы еще и их читать.
Увы, признавая все мастерство и весь талант Хобб, для меня чтение ее книг равносильно изощренной пытке.:weep:
Хобб обманывает изящно и тонко. Я хотел прочитать о мастере клинка и интриги, а мне подсунули историю о женоподобном мальчике не на своем месте. И я просек это только когда «скушал» все три тома. Хобб позиционирует королевскую семью как прекрасных лидеров и разумных политиков. А на практике они лажают на каждом шагу, как дети малые. Но мы не замечаем этого, очароваые атмосферой и чувствами персонажей. Главный герой
Читатель так увлечен сопереживанием главным героям, что не замечает, что все их проблемы мог бы решить один талантливый администратор.
В саге происходит много всего. Но Хобб показывает часть событий мельком. Ее не интересует, как герой рубится с пиратами, как старый пройдоха обманывает слуг нового короля. За то она детально и с удовольствием покажет, как герой в очередной раз получит по физиономи, или хотя бы сядет в лужу. И как он будет потом страдать.
То, что она сотворила с героем в начале третьей книге, я ей никогда не прощу
Мучают своих героев много кто. Хоть те же Перумов, Мартин, Дьяченки... но у них в отличие от Хобб, есть что-то еще кроме мучений и эти мучения хоть к чему-то, но ведут. У Хобб мучения ради мучений и ведут к новым мучениям, а все проблемы решат крылатые рояли в кустах.
Поставил бы меньше. Но не могу — все же талант есть талант. Его бы еще в мирное русло...
Fyfcnfcbz, 24 августа 2009 г.
Здесь я даю отзыв сразу и на «Сагу о Видящих», и на «Сагу о шуте и убийце»...
Вот бывает же так: около года назад попыталась прочесть «Ученика убийцы» и, что говорится, начала и бросила. Как-то тяжело пошло, посчитала неинтересной книгу и т.п... Теперь же случайно для себя открыла (правда, 2-ой роман цикла) — и с головой втянулась в повествование... И, если говорить коротко, то резюме будет: «Замечательно» с тремя восклицательными знаками. Если же попробовать более развернуто, то...
Очень эмоциональное чтение, глубоко раскрывающее как характер главного героя повествования, Фитца, так и остальных, так или иначе связанных с ним людей (и не людей тоже). Хорошо, любовно и заботливо проработанный мир — он ярок и объемен, он на самом деле запоминается среди множества прочих, воссозданных авторами фэнтези (при этом я делаю скидку на некоторые логические огрехи, которые особенно заметны при внимательном прочтении). Замечательно прописанная психология, как человеческая, так и нечеловеческая. Вот на ней и хотелось бы поподробнее остановиться...
В общем и целом, романы, посвященные Шести Герцогствам можно назвать «Книгой Одиночества», несмотря на обилие персонажей. Одиночества человека, у которого, фактически, ничего своего и нет, а что получается приобрести, с тем приходится расставаться, которому выпадает жить, потеряв часть своей души, у которого люди и обстоятельства отняли право вырастить собственных детей. Даже его имя — и то, мягко говоря, странное...
Хотя много где видела отзывы, говорящие о том, что, мол, неправдоподобный какой-то образ Фитца вышел — истеричный слишком, зацикленный на собственной боли и невзгодах, согласиться с этим утверждением сложновато. Да, конечно, это близко к истине, но насчет степени правдоподобия вполне можно поспорить. Человек, которого с детства привыкли использовать в качестве оружия, любящий своих «хозяев», которые, по иронии судьбы, являются его семьей, и при всем при этом сохранивший гордость, вполне может стать таким. К тому же, от книги к книге, по манере поведения, отношению к жизни и извечной настороженности его образ все сильнее ассоциируется с образом волка-одиночки (не верным псом, как иногда называют его другие персонажи, а именно волком, который, как известно, «всегда в лес смотрит»). И совсем не зря именно с Ночным Волком они стали друзьями, фактически единым существом, разделенным на два тела... Поэтому в случае с Фитцем так и просится на язык слово «Верю!»
Затем... Что касается его «семьи»: доброго дядюшки Чейда, правильного Верити, мудрого Шрюда, прекрасной Кетриккен... Если честно, то, со времен «Шрама» Дяченок, это первая книга, которую в некоторые моменты хотелось отбросить — настолько сильно было неприятие того, что там писалось. ТАК использовать родного человека — словно свою собственность, оружие, полагая при этом, что возражать оно не должно в принципе и дико удивляясь, когда оно так делает. Собственно, корни истеричности ГГ как раз-таки кроются именно в этом: в стремлении достучаться до тех, кого он любит и кому поклялся в верности, с одной стороны, и отчаянии, когда эти люди его не слышат, считая, что имеют право строить его жизнь так, как полагают нужным, без учета его собственных желаний. И при этом отдачи с их стороны либо нет, либо она запоздалая: очень ярко подобное отношение демонстрирует ситуация из «Золотого Шута», когда ГГ не удосуживаются даже медицинскую помощь вовремя оказать из «полических соображений»... Иногда при прочтении казалось, что в клятве служения, которую дал Фитц своему Дому, была подмешана изрядная доля магии — чтобы закрепить результат, потому что терпеть подобное отношение, Имхо, мягко говоря, сложновато...
Больше всего раздражает в этом контексте Чейд, от поведения которого за версту несет, хм, иезуитством, выворачивающим наизнанку мотивы и поступки, меняющим местами черное и белое. Лучше всего это стало заметно в «Саге о Шуте и Убийце», когда ГГ видит его уже не глазами ребенка или юноши, а взрослого человека, наработавшего свой, пусть по большей части и горький, жизненный опыт. Также хорош Верити, который, однако, в данном плане оказался гораздо более прямолинеен, открыто, в глаза, заявляя Фитцу, что тот является его «оружием». Можно, конечно, сколько угодно рассуждать о высоких целях и идеалах, ради которых можно пойти на многое, но за человека обычно говорят не его слова, а его поступки. А поведение Верити (у меня, по крайней мере) зачастую вызывало столь же сильную брезгливость, как и некоторые дейстивия Регала. Особенно неприятен один из самых последних поступков «достойного будущего короля», а именно переселения из тела в тело и последующих событий. Как же, ради блага государства можно пойти на все! Хм...
Ладно, сворачиваюсь — иначе отзыв получится совсем уж большим)))) Просто цикл, действительно, попал «под настроение», в хорошем смысле этого слова, и вызвал бурный всплеск эмоций.
Ах, совсем забыла сказать еще одну вещь, а именно: «Как же госпожа Хобб обожает своего героя! :eek: Бедный он, бедный!.. А так же бедный Шут — любовь к нему Хобб особенно возросла в последней книге. М-да...» :insane: