Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гарри взрослеет, и вместе с тем жить в Хогвартсе всё страшнее. Из тюрьмы для волшебников Азкабан сбежал опасный преступник — Сириус Блэк. Мир наполнился слухами, что он ищет и хочет убить одного тринадцатилетнего парня, совсем обычного на первый взгляд. Его имя Гарри Поттер.
Входит в:
— цикл «Гарри Поттер»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1999 // Подростковое произведение | |
лауреат |
Премия Коста / Costa Book Awards, 1999 // Уитбредовская премия за Книгу для детей | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2000 // Роман фэнтези | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1999 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 3-е место | |
номинант |
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 2000 // Мифопоэтическая премия за произведение для детей и подростков | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2000 // Роман | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Великобритания) | |
номинант |
Премия Гардиан / Guardian Award, 2000 // Лучшая детская книга | |
номинант |
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2001 // Роман для подростков |
Экранизации:
— «Гарри Поттер и узник Азкабана» / «Harry Potter and the Prisoner of Azkaban» 2004, США, Великобритания, реж: Альфонсо Куарон
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Читатель 1111, 8 мая 2023 г.
Одна из двух самых любимых книг цикла для меня. Эта, и «кубок». В отличии от самых первых, они хорошо подходят и для более взрослой аудитории (мне кажется, немного поменялся язык повествования, что, в общем логично, ведь и герои стали старше — не только из-за возраста, но и просто пройдя испытания предыдущих книг). Твист в конце при первом прочтении казался просто чем-то невероятным. К волшебной магической атмосфере добавляется и некоторый оттенок детектива, что тоже отлично выглядит.
Единственное, что могу выделить как недостаток — это то, что автор не дает достаточного количества подсказок для того, чтобы читатель смог сам дойти до ответов. Ну и непонятно, почему никто раньше
AiRon88, 10 сентября 2021 г.
Долгое время этот роман оставался самым любимым в серии. Помню, при первом чтении меня очень очаровала линия Мародеров. Гарри узнает немного о том, каким его отец был в школьные годы. О его дружбе, о компании друзей. Ещё здесь был крайне обаятельный профессор Люпин, который вообще стал одним из самых любимых второстепенных персонажей, плюс почти детективная линия с тем, что же именно произошло с родителями Гарри, что именно привело к их гибели.
В общем, в коротком романе (это последний настолько небольшой по объёму роман о Гарри) уместилось несколько крайне интересных сюжетных линий. Прекрасная книга великолепного цикла!
wolobuev, 25 октября 2022 г.
Интересно, обвинители Роулинг в нетолерантности к очередному меньшинству (их уже столько, что сам черт ногу сломит) вообще читали «Узника Азкабана»? Профессор Люпин — это же и есть символ преследуемого меньшинства. Он не виноват в своей судьбе, но взволнованные родители уже пишут письма, чтобы к их дитяткам не подпускали этого монстра.
Книга хороша не только этим, Роулинг опять дала жару (одна Карта мародеров чего стоит!), но тут отдам преимущество фильму. Куарон доступно показал, чем он отличается от старательного ремесленника Коламбуса.
ВладимирВас, 28 апреля 2023 г.
Большое достоинство Роулинг и ее цикла в том, что с каждой книгой и взрослением главных героев и само изложение становится более «для взрослых», проблемы и способы их решения подрастают вместе с персонажами. Не скажу, что 3-я книга писалась для подростков, тем более для взрослых, но она все же стала «постарше», от чего взрослым читателям чтиво должно стать поинтереснее :)
С качеством и пониманием автором «души ребенка» по прежнему все в порядке и цикл заслуженно находится в топ-листе детских романов.
Тот, кто читает отзыв о 3-й книге уже, наверняка, знает по первым двум, что его ждет и я им могу сказать, что третья точно не хуже первых двух, а с учетом, что лично мне каждая следующая книга казалась интереснее предыдущей, могу смело сказать, что третья лучше первой и второй
Желаю приятного чтения :)
tapok, 24 октября 2020 г.
Люк, я твой отец (с)
***
В прошлой книге Роулинг показала, что синдром второй книги к ней не относится. «Тайная комната» была лучше первой книги по части логических ошибок и литературной составляющей. При этом нельзя обвинять автора в самоповторах. Конечно, без некоторых повторов не обойтись. Будь то школа, соперники в школе, да вообще все, что составляет процесс обучения. Самое главное в романе осталось уникальным – враг в лице Волан-де-Морта. В прошлой книге он пытался вернуться в экрзац-формате. В «Тайной комнате» мы видим, что Темный лорд все так же развоплощен, что он не готов сталкиваться с Гарри. В итоге в противниках Гарри оказалось прошлое Волан-де-Морта. Ну а те, кто читал\смотрел «Дары смерти», то знает, чем на самом деле являлся дневник Реддла. А что же здесь?
…новый учебный год на носу. Гарри с нетерпением ждет, когда можно будет вернуться в школу. Его даже не смущает, что даже в магловскую прессу просочился слух о страшном преступнике из мира магии – о Сириусе Блэке. Гарри остается спокойным и тогда, когда ему прямым текстом заявляются, что он, Поттер, является целью Блэка. Весь учебный год преподаватели сдувают пылинки с Гарри, не дают ходить туда и сюда. Конечно, Поттеру непривычно такое положение вещей. Кроме, безусловно, Снегга. Северус еще больше придирается к мальчику, который выжил. Стоит отметить, что Гарри в этот раз не становится главной движущей силой сюжета. Раньше он сам искал Философский камень или Тайную комнату. Иными словами, Поттер сам ищет приключения. Но не здесь.
Традиционно стоит выделить несколько моментов в романе, на примере которых виден прогресс Роулинг. Мир и персонажи.
Итак, персонажи. Гарри, Рон и Гермиона снова в центре внимания Роулинг. Мы видим, что они взрослеют. Гермиона продолжает многое брать на себя. Ее самоуверенность и сила дают сбой, когда Грэйджер понимает, что откусила слишком большой кусок пирога. Но мало признаться себе, как признаться в этом друзьям? Рон и Гарри в этом роман проявляют признаки эгоизма. Это видно на примере их отношений как с Гермионой, так и с Хагридом. Но все мы – люди. В общем, наша любимая троица показывает себя с иной стороны. Из новых героев стоит отметить сразу нескольких. Это Люпин, в первую очередь. Это – отличный преподаватель и человек. Мало того, что его уроки интересны и необычны, так Римус умудряется оставаться человеком (каламбур!). Их противостояние со Снеггом тоже не оставляет читателя равнодушным. Трелони – забавный пример того, что в магии не все так однозначно. Плюс холодность МакГонагалл. Наконец, еще два героя, которые тоже важны – это Блэк и Петтигрю. Поскольку они – спойлер, то придется умолчать о них. Но оба выглядят колоритно.
Мир. Мы узнаем о «Ночном рыцаре». В фильме, он кстати, получился интереснее. Так же Роулинг немало внимания уделяет Хогварсту. Тайные ходы, картины, новые классные комнаты. Но куда интереснее Хогсмид. Ему Роулинг уделяет не так много внимания, как хотелось бы, но всё же. Но самое главное – это Азкабан и Дементоры. Про Азкабан мы краем уха слышали в «Тайной комнате», но здесь Роулинг раскрывает тему полнее. И самый смак – Дементоры. Они во многом предопределяют мрачную атмосферу книги. Итак, Дементоры. Жуткие твари, стражи Азкабана, питающиеся всем хорошим, что есть в человеке…
Заключение: это уже третий отличный роман в цикле. Качество не становится хуже, Роулинг развивается сама, развивает персонажей и мир. К счастью, третий роман не сводится к противостоянию с Волан-де-Мортом, что радует. «Узник Азкабана» более мрачный, по объему книга чуть больше первой и заметно больше второй. Читать все так же интересно и легко. Речитабельность огромная.
10 Поттеров из 10.
amak2508, 31 марта 2022 г.
Отличная книга. Думается, она была просто обречена на успех. Мало того, что роман хорошо написан, увлекателен и обладает целой галереей ярких героев, части из которых просто нельзя не сопереживать — у него есть и ещё целый ряд других, не таких явных достоинств. Это и выигрышная тема, и третий номер в цикле, когда читатель уже успел полностью погрузиться в цикл, но тот ещё не успел ему надоесть, и, самое главное, то, что из под пера Роулинг опять вышла добрая сказка со счастливым концом.
Но вот чего невозможно понять, так это того, почему книгу можно читать и перечитывать бессчетное число раз и всегда при этом получать удовольствие. Возможно, что дело здесь в удачно сделанной экранизации романа: прочитав его хочется сразу ещё раз пересмотреть фильм, а пересмотрев фильм — ещё раз перечитать книгу.
Кстати, за общей увлекательностью читатели, как правило, так и не задаются вопросом — за что же всё-таки Темный Лорд так стремился найти и убить именно родителей Гарри Поттера. Ни Сириуса Блэка, ни Люпина, ни какого-нибудь там Корнелиуса Фаджа и проч., а именно их. Чем они так выделялись среди остальных?
k2007, 27 сентября 2021 г.
В этой книге автор затрагивает уже серьезные темы — предательство и судьба предателя, и те решения, которые ты принимаешь, когда об этом предательстве узнаешь. Но в целом это пока еще детская книжка, тут есть очень много смешных моментов и остроумных проделок героев. Читается она, конечно, влет. Отличное продолжение
bananawolf, 30 апреля 2020 г.
Самая любимая книга из всех семи. Наверное, из-за того, что здесь все еще присутствует страшный элемент (маньяк-убийца, сбежавший из тюрьмы), как и в других, но при этом силен подростковый дух. Первые две книги все еще немного детские, следующие — уже более страшные и взрослые.
Несколько новых героев: и плохих, и хороших. Новые подробности о магическом мире: Ночной рыцарь, Хогсмид, министр магии. Гарри больше узнает о своих родителях, знакомится с их друзьями. Здесь витает какая-то атмосфера надежды, уют. Затишье перед бурей.
URRRiy, 16 сентября 2019 г.
Третья часть приключений мальчика Гарри, волшебника и борца с Тем-сами-знаете-кто. В этом романе в сказку вмешается суровая сермяжная темная сторона мира магов — тюрьма, охранники и дерзкий подрыв оттуда отчаянного жигана Сириуса Блэка. Собственно в честь этого ключевого в части основной интриги произведения персонажа и закручивается сюжет. Однако, за исключением традиционных зубрежек, квиддича, дискриминацией волшебно-ориентированного несовершеннолетнего в семействе маглов, появляются и новые фишки, в виде карты мародеров, а также проблемы верволка в средней полосе Великобритании и новых открытий в обстоятельствах семейной трагедии Поттеров. В общем, как книжка для подростков — заслуженно признанный шедевр, а для взрослых конечно логика директора Хогвартса выглядит весьма авантюрной, даже с учётом волшебной специфики.
Селеста, 20 апреля 2017 г.
Многие рецензенты справедливо отмечают, что именно с этой, третьей книги цикла повествование становится более мрачным — морально и психологически, не утрачивая, впрочем, своей сказочности. Также ранее мной упоминалась потрясающая динамичность, но придётся повториться, ибо Роулинг мастерски наполняет выдуманный ею мир красками и подробностями, не стремясь впихнуть всё в одну книгу и раскрывая те или иные детали постепенно. Например, именно в этой книге происходит подробное знакомство с дементорами и Азкабаном, о котором Роулинг, забрасывая крючок, уже упоминала в «Тайной комнате». Родители Гарри становятся не просто безликими призраками, кое-как очерченными парой слов по типу: «Гарри, у тебя был отец, и он был классный», а вполне себе объёмными персонажами, у которых было своё, захватывающее прошлое. К числу удачных и ярких находок можно отнести и автобус «Ночной рыцарь», и Хагрида в его новой должности (что проистекает прямиком из предыдущей книги), и Мародёров с их знаменитой картой (с которой, впрочем, возникло множество непоняток, например, какого чёрта
Помимо маховика и карты, впрочем, больше не к чему придраться, и это радует. Либо я, зачитавшись, ничего не заметила, либо Роулинг всё-таки стала думать над тем, что пишет. Да и столь нелюбимый мной приём «точки зрения всезнающего автора» как-то исчез, проскальзывая в редких местах.
О персонажах. Рон всё так же тормозит (за что мы его и любим). Гарри перестал быть никаким (в моменте с тётушкой Мардж проявил какой-никакой, но характер) и получать всё задаром (в частности, речь о патронусе). Гермиона стала вдруг истеричной и не очень хорошо себя контролирующей особой, но это вполне обосновано, учитывая пубертатный период и кошмарное расписание — от такого только коням дохнуть. Драко всё такой же отвратительный (и это печалит, уж больно любит Роулинг делать героев абсолютными, несмотря на все попытки в последних томах привести их к естественной человеческой «серости»). Неприятно удивил Северус Снейп. Он, безусловно, не самый лучший человек, но в этой книге он прописан как-то особенно мерзко, несмотря на то, что я огромный фанат этого персонажа. Дамблдор появляется буквально по капле то тут, то там, но радует, что из всезнающего и всемогущественного волшебника он стал вполне себе могущественным, но всё-таки человеком, который тоже может быть озадачен или обведён вокруг пальца. Безумно понравился профессор Ремус Люпин, ставший одним и любимых персонажей, и Сириус Блэк, который в молодости был той ещё сволочью, как мы в дальнейшем узнаем, но сволочью обаятельной, с изломанной судьбой, но не сломавшийся.
Следует отметить изменение структуры повествования. Книга уже не заканчивается всеобщим триумфом, когда Гарри одной левой всех победил и пожинает теперь лавры своей отваги. Концовка вышла горько-сладкой. Вроде бы и всё хорошо, но вместе с тем есть некоторая нотка горечи из-за того, что всё вышло совсем не так, как того хотелось персонажам. И отдельно порадовал упор на квиддич, которому было посвящено много глав и крайне эмоциональных переживаний героев. Вуд просто прекрасен в своём энтузиазме спортсмена до мозга костей.
Хотела написать два предложения, а вышло как всегда. О Гарри Поттере и его приключениях можно говорить часами, чего уж тут.
Ivan Chis, 12 апреля 2021 г.
Одна из самых любимых частей цикла. Читается на одном дыхании, хоть и не в первый раз перечитываю. Высший балл — 10/10
puma444, 2 января 2018 г.
Прочитал книгу больше двух лет назад. Но до сих пор отложилось в душе то прекрасное чувство, которое сохранялось на протяжении всего чтения книги Гарри Поттер и Узник Азкабана — той невероятной атмосферы дружбы (о которой Я не устану повторять вновь и вновь под всем циклом Гарри Поттера) и поддержки.
Вообще то, что описывается в книге практически нереально не только по причине присутствия в ней магии и волшебства, но по причини практически отсутсвия в нашем мире настоящей и подлинной дружбы. То, чего многим взрослым не хватает. Поэтому книги о Гарри Поттере даже в зрелом возрасте приятно читать.
В книге повествуется о нелегкой судьбе парня по имени Гарри и его сбежавшего родственника Сириуса Блэка из тюрьмы для волшебников из которой, как говорят, сбежать невозможно. Он охотится за ним. И он придет за ним. рано или поздно. Гарри знает об этом. Боится ли он? Думаю да. Но не позволил он затуманить страху его разум, и вместе со своими друзьями он в итоге достиг своей цели. Спас кого надо (а может и не спас?) и сам остался цел.
Книги можно перечитывать и перечитывать.
Всем приятного и увлекательного чтения.
Книголюб648, 24 апреля 2018 г.
Гарри и его друзья уже подростки и в их подростковый мир проникает опасность, угрожающая Гарри. Мы узнаем, что в волшебном мире есть тюрьма для волшебников, охраняемая монстрами, высасывающими душу из человека и лишающими их радости. В этой книге один такой заключенный и одновременно крестный Гарри сбежал из тюрьмы и теперь все опасаются за жизнь Гарри, т.к. этот крестный вроде бы последователь «того, кого нельзя называть», убил друга отца Гарри и, конечно же, отомстит Гарри за то, что исчез его кумир. Но больше всего на Гарри действует не опасность встретить свое крестного, а дементоры, которые оказывают сильное воздействие на израненную ранней смертью родителей душу. Мы познакомимся с очень многими интересными заклинаниями и еще одним другом отца Гарри. Мне кажется, что данная книга самая таинственная и насыщенная по части заклинаний и приключений.
Книга очень хорошо написана, как, впрочем, и прочие. Жаль только бежал настоящий злодей и имя честного человека так и осталось запятнанным и ему придётся скрываться от властей, от того финал немного грустный и я после прочтения еще месяц была в расстройстве, что автор допустила такой конец, но, как оказалось, без этого бы было совсем другое продолжение и «тот, кого нельзя называть», может, не скоро бы вновь появился.
voroncovamaria, 13 июня 2013 г.
Очень серьезная проблема нашей жизни, о которой в эпопее говорится постоянно, это важность нашего выбора. У человека могут быть способности к какой-нибудь деятельности, но всё в конечном счете решает его темперамент и этические установки. Герои Роулинг оказываются перед выбором с начала первого тома и до конца. Наиболее наглядно это продемонстрировано в моменты распределения детей по факультетам. Индивидуальный выбор ученика оказывается фатальным. Гермиону шляпа хотела отправить в Когтевран, и лучшая ученица школы чувствовала бы себя на факультете интеллектуалов в своей стихии. Но Гермиона выбрала Гриффиндор. Почему? Это начинаешь понимать, когда она носится с идеей освободить домовиков. Настоящая правозащитница с убеждением, что все должны иметь равные права. Гермиона готова бороться за эту идею, и это характерно для темперамента гриффиндорца. Свой главный выбор Гермиона сделала, взяв себе в друзья самую проблемную парочку в школе. Нескладного Невила шляпа отправила бы в Пуффендуй, но Долгопупс становится гриффиндорцем, и мы убеждаемся, как много значит установка личности, когда Невил, вопреки всем нашим ожиданиям, оказывается одним из ликвидаторов крестражей тёмного лорда. Гарри — натура двойственная, да еще наделённая непростой судьбой. Поэтому ему приходится делать выбор на каждом шагу. Сущность слизеринца в нём очень сильна благодаря зароненной в него частице души Реддла. Поэтому первым, кого он встречает из школьников Хогвартса, оказывается Малфой. Драко готов подружиться с ним: Гарри происходит из семьи волшебников. Но внутреннее чувство заставляет Гарри резко отойти от Малфоя и выбрать себе в друзья нищего и скромного Рона. Перед выбором окажется и Драко. Несмотря на неприязнь к Гарри, он не выдаёт его врагам, когда Поттер попал в плен. Личностные задатки у Малфоя неплохие, но воспитание в семье чванливых людей сделало его тщеславным и жестоким. Второй судьбоносный момент для Гарри — настоять на том, чтобы учиться не в Слизерине, куда его настоятельно направляет шляпа. А потом уже ежедневно приходится решать, послушаться ли учителей или нарушить школьные правила, рискуя быть исключенным из школы. Гарри может не идти в логово василиска, поскольку нет надежды на помощь учителя, а друга отделил от него каменный завал, но он идёт. Он может взять кубок и насладиться ролью победителя турнира, но он предлагает разделить триумф Седрику. Он может вытащить из воды одного ученика, но хватает всех. И подобные вещи происходят постоянно: таков темперамент и характер. В третьем томе он делает выбор дважды. Когда решает поверить Сириусу, хотя весь мир объявил его преступником, и когда дарует жизнь Хвосту. Нормальный человек не может быть убийцей и не может допустить, чтобы себя запятнали убийством его друзья. И он сохраняет жизнь Петтигрю, хотя этот поступок обернется несчастьями для самого Гарри и позволит возродиться тёмному лорду. Человек может оставаться человеком при любых обстоятельствах, было бы желание. Это доказывает ситуация с Люпином, который, даже являясь оборотнем, остался одним из самых симпатичных персонажей поттерианы.
Mao_Ri, 28 апреля 2016 г.
Третья часть истории моя любимая, читананная-перечитанная (и пересмотренная) больше всего. Даже бумажная книга появилась у меня (спасибо моему дорогому Лису ^^) гораздо раньше прочих частей.
Вот и сейчас я с удовольствием вновь отправилась в путешествие по Тисовой улице, заглянула на улицу Магнолий. Прокатилась на Ночном Рыцаре в комании болтливого Стена и молчаливого Эрна. С такой же опаской, как и Гарри, пообщалась в Дырявом котле с министром магии Корнелиусом Фаджем. А чуть позже встретилась с Роном и Гермионой словно со своими старыми друзьями. Наблюдала, как Гарри узнает про Сириуса Блэка. А дальше вновь Хогвартс, вновь уроки, новые знакомства и новые знания.
«Гарри Поттер и узник Азкабана» из всех частей кажется мне наиболее уютной и трогательной, не смотря на снующих кругом дементоров, угрозу возрождения Воландеморта и общемагическое тревожное настроение. Именно в этой части Гарри больше узнает о своих родителях как о личностях. Ему говорят не просто «они были отличными волшебниками, милыми людьми», и не просто знакомые люди. Гарри узнает такие подробности, которые знают только близкие друзья: что Лили и Джеймс дружили с оборотнем, что Джеймс еще в школе стал анимагом, что во время учебы Джеймс с друзьями были те еще озорники. И как Воландеморт нашел дом Лили, Джеймса и маленького Гарри в ту роковую для них ночь.
А еще я так радовалась появлению Сириуса, надеялась, как и Гарри, что ему больше не придется жить с Дурслями (хотя теперь-то понимаю, что даже при самых благоприятных стечениях обстоятельства, вряд ли бы Дамблдор позволил мальчику жить с крестным). Но не смотря на то, что Сириус так и остался в глазах магической общественности страшным убийцей, он все-равно стал для Гарри очень и очень близким, наверное, самым близком из взрослых людей.
Что еще мне нравится в этой части? Карта Мародеров, Хогсмит, Визжащая хижина, маховик времени, боггарт и защита от темных искусств, патронусы, квиддич, Молния, и, конечно же, Клювокрыл.