fantlab ru

Глен Кук «Белая Роза»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
2364
Моя оценка:
-

подробнее

Белая Роза

The White Rose

Роман, год; цикл «Хроники Чёрного Отряда»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

В самом сердце континента, далеко к востоку от Курганья, Весла, Башни в Чарах, по ту сторону каменистой пустыни, которая называлась Ветреный Край, лежала Равнина Страха, обширная, бесплодная, суровая и причудливая страна…

В последнее время войска Госпожи и выжившие Взятые все чаще вторгались в пределы равнины Страха, где остатки опального Черного Отряда под руководством новообретенной Белой Розы скрывались от своих бывших работодателей. Для Черного Отряда наступили тяжелые времена. Жертв они не могли себе позволить. Любой погибший мог оказаться давним другом…

Но надвигается кризис, исторический миг, кто поднялся из могилы накапливает мощь для сокрушающего миры удара. Над миром сгущаются тучи Последней Битвы и не стоит торопить самое могущественное существо в мире. Достаточно поразительно уже то, что Госпожа намерена довериться смертному. Все течёт, и она видела три будущих. Три. И ни в одном из них нет места Госпоже. В одном будущем победит глухое дитя. Но это наименее вероятный исход, и она погибнет ради победы вместе со всеми соратниками. В другом – её супруг разорвет могильные оковы и восстановит свое Владычество. И тьма опустится на десять тысяч лет. А в третьем он сокрушен навеки. Это самое сильное, самое завораживающее видение… но цена высока...

Входит в:



Белая Роза
1997 г.
Белая Роза. Игра Теней
2000 г.
Белая Роза. Игра теней
2008 г.
Белая Роза. Игра теней
2008 г.
Черный Отряд
2008 г.
Черный отряд
2008 г.
Хроники Черного Отряда
2018 г.

Аудиокниги:

Белая Роза
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The White Rose
1985 г.
(английский)
Annals of the Black Company
1986 г.
(английский)
White Rose
1990 г.
(английский)
Die Rückkehr des Bösen
1999 г.
(немецкий)
Chronicles of the Black Company
2007 г.
(английский)
Chronicles of the Black Company
2008 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книжка — типичное фэнтези 90-хх, до того, как Мартин заложил новый стандарт качества.

Непобедимый Тёмный Властелин — это всё-таки приговор. Боёвка ужасна, ружья развешаны кривовато. Но в целом ничего, воды практически нет, персонажи выпуклые — удивительно, во второй книге они же были чистыми функциями, а теперь реализовались практически все именованные, кроме Ильмо, пожалуй. Юмор, наверное, потерялся в переводе.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Белая Роза» достойно завершает основную трилогию «Книг Севера», в очередной привнося в повествование что-то новое, благодаря чему ты будто читаешь самостоятельное произведение, а не просто продолжение, которое катиться строго вперед по уже проложенным рельсам. Но и старые герои и линии тоже не забываются и получают развитие и завершение.

Из нового выделяется, во-первых, отличная сюжетная линия Боманца, которая, как и главы Шеда во второй книге, хорошо разбавляет летописное повествование Костоправа. Язык здесь более яркий, красочный, с описаниями подробностей простого быта колдуна, его проблем со здоровьем, работой, семейных склок и так далее, которые я не мог представить, когда его упоминали в предыдущих частях, как таинственного освободителя Госпожи из Кургана.

Во-вторых, конечно, стоит отметить Равнину Страха, в которой обосновался Отряд. Место, которое когда-то герои бегло проскочили, получило более подробное и интересное описание. Летающие киты и скаты, говорящие камни – менгиры, ходячие деревья и Праотец-Дерево с его тайной происхождения – всё это тянет на мир для полноценной отдельной книги.

Третья сюжетная ветка – персонажа Грая, получилась тоже весьма хорошей, но всё-таки более второстепенной, скорее связывающей Костоправа и историю Боманца. Но эти главы важны для раскрытия происходящего в Курганье в настоящем времени. О личности же Грая я догадывался, даже не зная значения слова «грай» (как-то получилось, что не доводилось слышать это слово) и догадка в итоге подтвердилась, тем же кто знает это слово, загадки здесь никакой, к сожалению, не будет.

Основной сюжет «Белой Розы» продолжает историю Чёрного Отряда, который сменил сторону в противостоянии Госпожи и мятежников в конце второй книги. Складывается ощущение, что автор старался избегать наиболее вероятных сюжетных поворотов, которые ты ожидаешь увидеть в конце истории. Даже название, которое логично для последней книги данного цикла, на деле не вполне вяжется с происходящим. Хоть Душечка – она же Белая Роза, и получает здесь своё развитие, как персонаж, но куда большее раскрытие мы видим со стороны её противницы – Госпожи. Кажется, что самому автору куда более интересен образ Госпожи и его симпатия передалась Костоправу, а заодно и читателю. Госпожа здесь действительно получилась интересной героиней, радуют главы где она взаимодействует с Костоправом, во второй части цикла мне этого несколько не хватало.

Хоть мы и увидели изменения и становление Душечки, как лидера, но времени ей уделено заметно меньше, чем ожидаешь от персонажа, чьё имя отображено в названии книги. В финале её роль в происходящем, хоть и большая, но всё же далеко не преобладающая над остальными. И здесь вопрос всё-таки именно к названию, а не к содержанию, ведь книга и её концовка получились весьма непредсказуемой. Следуй автор напрашивающемуся варианту развития событий, то в конце мы бы, думаю, получили ожидаемое противостояние между Белой Розой и Госпожой. Однако развитие персонажей и их взаимоотношений, а также воля случая в виде природного воздействия на Курганье, где покоится Властелин, приводят нас к концовке, которую трудно было бы хоть как-то предугадать.

Финал здесь действительно хорош собой, все линии соединяются, все «ружья выстреливают». Концовка удачна именно своей эмоциональностью в происходящем, многим героям придётся сделать большие жертвы ради победы и речь не о банальном пожертвовании своей жизни, хотя и её некоторым придётся отдать. Злую шутку же здесь сыграла сухая манера повествования, к которой у меня не было претензий при чтении первых двух романов. Для финала всё получилось, конечно, несколько скомкано, хотелось больше растянуть удовольствие. Не хватило, к примеру, хотя бы одного диалога между Костоправом и Душечкой, ведь как ни крути, они были довольно близкими людьми. Но общие эмоции от «горько-сладкой» концовки всё-таки всё перекрывают собой.

Цикл считается «тёмным фэнтези», но начиная с этой книги я бы её уже так не называл, перед нами фэнтези скорее героическое, местами даже романтическое. Атмосфера заметно изменилась по сравнению с первыми двумя романами. Интересно, что в конце всю дальнейшую историю действительно можно было повернуть в сторону мрака и тлена, путём возвращения Владыки, но это была бы уже совсем другая история. Здесь же она во многом личностная и тонкая, сквозь всю книгу проходят мотивы о тлетворном влиянии одиночества и, напротив, животворном эффекте дружбы и любви.

Родное уже саркастически-ироническое повествование Костоправа на месте и как нельзя кстати подходит к этой книге и циклу в целом. Кажется, что наш летописец стал меньше заниматься обязанностями лекаря Отряда, что, конечно, хорошо. На протяжении всех книг не покидало ощущения, что на главного героя взвалено слишком много дел и вообще активное участие главного врача и единственного летописца во всех заварухах и битвах, конечно, вызывает вопросы. Как минимум – как же это он всё успевает? Мне бы так…

Конечно, можно ещё многое рассказать о книге, в таких масштабных работах всегда есть много того, что хотелось бы упомянуть. Из положительных моментов, без подробностей, упомяну только имя одного персонажа – Пёс Жабодав. Из минусов – это смерти, воскрешения и предательства Взятых, в которых я запутался уже здесь, а то ли будет дальше… Так же можно сказать о финальной битве, не с точки зрения эмоционального окраса, а с технической точки зрения: после сражения, к примеру, в первой книге, где участвовали сотни тысяч человек, битва заключительной части – это просто драка в подворотне.

Итог: отличная книга, не лишённая смыслов и посылов, закрывающая все уже знакомые линии и открывающая путь к новым историям, но оставляющая лёгкое чувство грусти по былым приключения героев на Севере. Многие персонажи очень хорошо раскрылись именно в этой части. Для всех кому понравились первые две книги, или хотя бы одна из них, думаю, что и эта не станет разочарованием.

Оценка: 10/10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное окончание отличной трилогии. Для меня это идеальный формат – несколько небольших книг с завершенной историей.

Начало книги было достаточно спокойным, но даже там Кук скучать не дает – описывает три временных пласта – далекое прошлое, недавнее прошлое и настоящее. И все линии связаны сюжетно. В каждой – свои нюансы и герои.

Темп повествования постепенно нарастает, после первой трети я уже с трудом отрывался от книги, так интересно было читать. Концовка эпична, и что главное, элегантна.

Перечислю то, что мне понравилось во всей трилогии:

1) как я уже писал, все три книги разнообразны в повествовании;

2) количество нюансов и интриг ограничено, они легко запоминаются и путаться тут не в чем;

3) фантазия автора на высоте – тут есть иномировые сущности, ковры-самолеты, тактические боевые ходы, древние тайны, говорящие камни и т.п.; все это увязано вместе талантливо, и все это работает;

4) романтические линии второстепенны и очень слабо выражены – это быт суровых мужиков, тут нет слащавых и улыбающихся вампиров-вегетарианцев;

5) присутствует 3 противоборствующие стороны – мятежники, Госпожа и Владстелин, а не стандартное добро-зло; при этом мы помним, что некоторые придерживаются одной фракции, работая на другую;

6) Кук много пишет об извечных вещах очень простыми словами, выглядит это прямолинейно и примитивно, но в каждой фразе – житейская мудрость; ты ее читаешь, и если у тебя есть жизненный опыт, ты такой «да, да, правда-правда!»;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
7) озвучивается идея цикличности «Властелинов», которую можно сравнить с цикличностью сверхсущностей из «Божетсвенных городов» Беннетта. Она мне всегда нравилась.

Небольшие логические неувязки я роману прощаю. Упоминаются разок пушки. Взятых не изрубили в капусту еще при старой Розе. Не умертвили и саму Госпожу с Господином. Не ясна связь Жабодава со Следопытом. Властелин почему-то не знает истинное имя своей жены. Откуда взяли дракона для Курганья? Почему Взятые (или сама Госпожа) не пустили русло реки в сторону при всей своей магической мощи задолго до того, как вода могла наделать делов?

Десять баллов за мощный финал. Юг перечитывать не буду, я его не оценил. Север – топ из топов.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Белая Роза, Белая Роза беззащитны шипы» — вертелся в моей голове немного перефразированный нехитрый мотивчик известного советского шлягера. Правда, в романе Кука Белая Роза — это совсем не беззащитное существо, а мощный природный феномен, нейтрализующий любую магию. По совместительству же Белая Роза — это немая девушка, лидер повстанцев, выступающих против реанимированной империи Госпожи. Ей — то теперь и служат остатки Чёрного отряда: Лейтенант, Ильмо, вездесущие колдуны Одноглазый, Гоблин и Молчун. И по-прежнему узнаём мы о всех событиях от нашего старого знакомого хрониста — анналиста Костоправа, который как всегда оказывается в эпицентре многих событий.

На этот раз мы становимся свидетелями очередной попытки Властелина восстать из мёртвых. Госпожа со своими приспешниками Взятыми, Душечка с остатками Чёрного отряда вынуждены объединиться, чтобы этому помешать.

Описано всё у автора, как обычно, логично, остросюжетно и удобно для чтения.

Что понравилось:

- описание новой локации Равнины Страха. Красочно. Интересно. С подробностями. Летучие киты и манты, говорящие камни- менгиры, ходячие деревья во главе с особенным Деревом — Праотцом;

- общие паттерны автора, посвящённые рассуждениям о Боге и религии, о жизни и смерти, о любви, о верности и предательстве;

- линии второстепенных персонажей, в особенности колдуна Боманца и загадочного Следопыта со своим псом Жабодавом получились весьма занимательными. Про Боманца впору было отдельный роман писать, а уж этот Жабодав! Презагадочная псина, скажу я вам, вышла из-под пера Кука. Чувствую, что нам предстоит ещё встретиться с этой трёхногой собачиной в продолжении Анналов.

- образ Госпожи. Текст назван в честь её антагонистки, но мне кажется, что она «получилась» в романе более живой и привлекательной, чем Белая Роза.

- описание битв и сражений. В третьей части их не так много и они не такие эпические как в предыдущих текстах, но тем не менее они описаны очень здорово. Налёт на Ржу, воздушная битва возле Лошади, финальное сражение в Курганье — респектую.

Что не понравилось? Таких моментов не много, но они есть. Это неудачная маскировка воскресшего Ворона. Псевдоним «Грай» легко считываем. Да и зачем было его возвращать? Никакой смысловой нагрузки важной для понимания сути романа и развития его сюжета я не увидел. Нет уж: умерла, так умерла! Так было бы правильней.

Во-вторых, надоели эти плохо мотивированные предательства Взятых. Ну, зачем Хромому это было надо? Он по гроб жизни, в буквальном смысле этого слова, обязан был Госпоже, которая дважды, дважды о Ктулху Милосердный, возвращала его из небытия. А он опять туда же, покушение вздумал устраивать. Сорри за лёгкий спойлер.

Резюмирую: «Белая Роза» — это хороший роман, хорошее продолжение цикла со старыми героями, не все из которых доживут до конца. А конец этот весьма оригинален и даёт надежду на очередное захватывающее продолжение.

Обязательно читать поклонникам Кука, его цикла «Чёрный отряд» и всем любителям остросюжетного тёмного фэнтези. Хотя в этом романе оно и не такое уж и «тёмное».

Ох, уж эти обнимашки Костоправа с Госпожёй! В какой-то момент явственно запахло мелодрамой.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

После событий «Теней» прошло около шести лет. Перешедший на сторону мятежников Черный Отряд вместе с Душечкой скрывается на территории Равнины Страха. Впереди у бойцов отряда еще около двадцати лет ожидания возвращения великой кометы. Провести двадцать лет в самой настоящей Дыре — перспектива малоприятная, тем более что годы берут свое и лучшие бойцы Отряда постепенно стареют. Поэтому боевой дух братьев потихоньку угасает, тем более, что из развлечений остались разве что тонк, редкие вылазки за пределы Равнины и общение с разнообразными коренными жителями Равнины. Даже такое бесплатное и регулярное зрелище, как магические поединки Гоблина и Одноглазого, теперь недоступно — вокруг Душечки разрастается область безмагии. Костоправ в основном коротает свои дни, перебирая украденные в свое время у Шепот бумаги и безуспешно пытаясь найти в них то, чего нет. Однако привычный уклад его жизни нарушается в тот момент, когда в Отряд прибывает первое письмо, содержащее как раз те данные, в которых нуждается лекарь. Следом за первым приходят еще несколько, но самое последнее, самое нужное и важное, так и не появляется. Костоправ, Гоблин и Одноглазый отправляются на поиски таинственного отправителя, но в результате узнают кое-что, перед чем меркнут все другие задания и известия — Властелин вот-вот вырвется на свободу...

В «Белой розе» Кук снова выбирает тот же стиль повествования, который уже был опробован им в «Тенях» — с самого начала книги читателей ожидают три сюжетные линии, повествующие о совершенно разных событиях и даже временах. Первая ветка рассказывает о буднях Отряда на Равнине, вторая — об изысканиях того самого колдуна Боманца в Курганье во времена, предшествовавшие воскрешению Госпожи, а третья повествует о загадочном старике Грае, пришедшем в Курганье и повторяющего путь Боманца.

Первоначально наиболее выигрышно смотрится линия Боманца. В ней Кук проливает свет на одно из самых значительных событий прошлого. Наблюдать за буднями человека, которого все винят в освобождении Госпожи, чрезвычайно увлекательно, тем более, как это часто бывает, на самом деле все оказалось совсем не так, как рассказывается в «официальной версии».

Линия Костоправа и Отряда поначалу проигрывает за счет того, что единственным стоящим занятием лекаря является чтение приходящих ему писем, через которые, собственно, рассказывается история Боманца. Впрочем, бойцы отряда не привыкли сидеть сложа руки, и довольно скоро и здесь начинают развиваться действия. К тому же очень интригуют описания Равнины Страха и ее обитателей. Создавая Равнину, Кук явно позволил своей фантазии разыграться по-полной, и в результате местность оказалась населена множеством чрезвычайно разнообразнейших сущностей, от летающих китов и бродячих деревьев до говорящих камней ростом за десяток метров.

Третий же основной герой, Грай, на первых страницах вызывает множество вопросов, начиная от того, что он забыл в Курганье и заканчивая справедливым «Кто это вообще такой». Внимательные читатели, впрочем, довольно быстро раскроют его тайну и поймут причину его присутствия на страницах романа.

Во второй половине книги из трех сюжетных линий остается одна, посвященная борьбе против стремящегося к воскрешению Властелина. И здесь особое внимание уделяется изменениям, происходящим в главных героях цикла. Казалось бы, за три книги и множество лет, прожитых бок о бок, мало кто из бойцов Отряда способен удивить своих братьев неожиданными изменениями, тем не менее Куку удается придумать ситуации, способствующие эволюции характеров.

Сперва Глен возвращается к забытой было линии взаимоотношений Костоправа и Госпожи, придавая им новый импульс. Затем все больше внимания уделяется характеру хозяйки Чар. В первых двух книгах Госпожа редко выходила на первый план, в основном предпочитая дергать за все ниточки из своей башни, но в «Розе» она решает рискнуть всем, что ей дорого, ради победы над Властелином.

Другим персонажам тоже приходится несладко — Костоправу приходится совмещать верность Отряду с романтической привязанностью к Госпоже, Молчуну выбирать между чувством долга и давным-давно данным обетом, а Душечке — просто забыть о том, кто она такая и играть отведенную ей по сценарию роль.

В романе в очередной раз поднимается тема меньшего зла. По сути, по сравнению с Властелином любое другое зло покажется незначительным, но по традиции роль «меньшего зла» отводится Госпоже. Дама действительно отметилась рядом серьезных преступлений — тут стоит вспомнить и резьбу при Чарах, и разрушение Арчи, и регулярные войны, но, по сути, истинную Госпожу, без маски, Кук показывает только в «Белой розе». И то, что мы видим, по меньшей мере должно вызывать понимание и уважение.

Финал романа получился немного скомканным, но, крайне эмоциональным. По сути, обделив вниманием некоторые аспекты повествования, Кук сосредоточил все внимание на самых важных элементах противостояния, вследствие чего последние страницы читаешь буквально затаив дыхание. Пускай не все эпизоды вписываются в логику повествования, но за такую концовку автору можно простить все.

Противостояние Госпожи и Белой Розы завершено, но история Черного Отряда продолжается. А пока что мы имеем крайне эмоциональный и высококачественный финал «Хроник Севера». А мы же, стало быть, вслед за Отрядом пойдем на юг.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот, наконец-то, Черная Компания тусуется на стороне света и бобра (причем сама может и поиронизировать над этим). Но, к счастью, общие мрачные и изысканные тона, отстраненный сарказм Croaker’a (Каркун, он же Костоправ) остались прежними. Вернее Куку и в третьей книге удалось сменить определенные нюансы стиля, обстановки. Очень неплохо.

Особо удачные моменты, по убывающей:

Маленькая история Боманца, рассказанная им самим, просто очень хороша. Кук совершенно сместил события, немного изменил стиль и получилось. История великого Боманца, пробудившего Леди и ее десятерых забавников рассказана очень буднично и очень точно. Боманц мучается изжогой, головной болью, вечно копается в грязи, склочничает с женой, но потихоньку прогрызается к Леди. Очень ярко написанная и глубокая история.

Конечно же, Равнина Страха. Местные безумные создания и их привычки, их взаимоотношения с Отрядом, их болтовня – угрюмый юмор Кука отлично подходит для описания все этого, и он разворачивается на полную. Про Равнину Страха хочется читать еще и еще.

Взаимоотношения Croaker’a и Леди – опасные и очень забавные. Тут Croaker использует свой юморок как защиту, от своих же эмоций, и проявляются новые грани умения Кука описать все очень точно и очень скупо.

Местами Кук все-таки несколько перестарался с экономностью своего стиля – сражения (особенно финальное) описано достаточно схематично и без тех смачных деталей и комментариев, которые были в прежних книгах. Не по разу самовозрождающийся герой – этот ход выглядит слишком дешево, излишне мелодраматичненько, хотя, опять же, – это в характере этого героя.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова прошло время.

Персонажи постарели, что изменило их внутренний настрой. Костоправ стал сварливей. Устал, наверное. Душечка стала Белой Розой, перестала быть той девочкой, которую они подобрали давным-давно…

Сюжет интересен, как и в прошлых книгах. Противостояние Белой Розы с остатками и Госпожи, которая тоже не лыком шита. Но все никогда не бывает просто. Очень удачным было введение рассказа о Боманце. Не так все было просто с тем кто «освободил» Госпожу. Хорошо передано мучения старого мага об избранном им пути. Его отношения со сварливой женой и сыном.

Мир стал еще краше. Потихоньку он набирается красок. Очень понравилась Равнина Страха. Менгиры, киты и другие. Умело и интересно выписано. Очень понравилось большее раскрытие Госпожи как личности. Логичное и живое.

Юмора стало меньше, но он не понизился в уровне. Все та же грустная мрачная ирония. Одноглазый и Гоблин все еще шкодят друг другу. =)

В общем, сказать про 3ю книгу можно все то, что и про первые две (мне они кажется неотрывными). Блестяще, мрачно, умело и многое другое. Не буду повторяться.

Читать обязательно. Кук мастер и я благодарен ему за такие великолепные книги.

Итог 10

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, как уныла и не эпична оказалась финальная схватка. Казалось бы ради нее было написано и прочитано три книги. Очень долго и усиленно автор внушал нам, что Властелин есть само зло и с его пробуждением в мире настанет ад, тьма на 10 000 лет и прочее, впрочем каких либо достойных этому предположению доказательств или примеров из прошлого автор написать, как всегда, не сподобился. Якобы злые персонажи очень слабо подтверждают свой зловещий статус всю трилогию. У автора несомненно есть талант устраивать бурю в стакане.

Отговорки фанатов из серии: ну это же хроники, анналы под авторством Костоправа, вот язык повествования простой, короткий и обрывочный... Ребята, а давайте признаем честно, что Глен Кук увы далеко не столп жанра фэнтэзи, писатель он плодовитый и с фантазией у него все в порядке, но раскрывать и развивать свои сюжеты, персонажей и мир он умеет весьма посредственно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Долгожданный финал оказался пшиком, зловещее зло забили палками прямо на могилках. Очередной раздутый злодей, оказавшийся туповатым полубессильным колдунишкой, да конечно бессилие это из за Белой Розы, а туповатость видимо нужна, чтобы не дай Бог финал не оказался интересным и масштабным. «Из леса вырвались десятки одетых в рванье живых скелетов»... впечатляет... целые десятки скелетов в рванье... даа в первой книге заканчивали битвой с 200ми тысячами мятежников, а в венце данного цикла кончили десятками сухих живых мощей и одним бесноватым выспавшимся качком... Зловещее зло не могло подготовиться получше? Тем более что силы Госпожи и Белой Розы тоже не поражают воображение.

Я даже не хочу разбирать другие проблемы книги, притянутую за уши равнину Страха с ее Древом и дрессированным воздушным аквапарком, камбэки Хромого, грубые метаморфозы в характере (и не только) Госпожи и ее столь неправдподобную симпатию к Костоправу. Хронически не развивающиеся персонажи, особенно Костоправ, тут он непрестанно ноет про возраст и больные суставы. Мотивация наемников под названием Черный Отряд хронически хромает на обе ноги, я не верю в этих персонажей, за их поступками и устремлениями проглядывается только воля автора. Эти грубые, циничные ребята автором поставили себе цель погибнуть за добро и справедливость, на этот раз бесплатно ... как все это мило и фальшиво.

Книга средняя, не хуже предыдущих... надоело просто. Наивное, детское, темное фэнтэзи для подростков 80х годов 20 века.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чёрный Отряд продолжает жить, а полковой лекарь Костоправ сотоварищи, не оставляя наносного цинизма, боряться с мировым злом в лице владычицы Тьмы Госпожи (предложение согласовано). Хотя их нынешняя жизнь больше похожа на фантазии Сальвадора Дали, поскольку обитают они на Равнине Страха, где камни двигаются и говорят, в небе летают киты, а из земли торчат кораллы. Зачем они сидят в такой вонючей дыре, где им никто не платит? Белая Роза, сакральная предводительница мятежников Империи, готовится дать бой царственной красавице в квадратной Башне... Но не всё так просто. Белой Розе придётся пойти на союз с той, кого она считает своим соперником, поскольку в мире есть Зло куда более худшее...

Должен сказать, что Глен Кук всё же научился неплохо писать со времени «Империи Ужаса», и его тексты совершенствуются. Стиль по прежнему скуп и рублён, но изложение приобрело всё же новое наполнение, и мы даже начинаем просматривать контуры мира, по которому странствует Чёрный Отряд. Кук дарит нам его крупную и масштабную панораму в прошлом и будущем, смотрим на него разными глазами.

Основное повествование ведётся от лица старого доброго полкового лекаря. Нужно сказать, что из банды головорезов Чёрный отряд превращаются чуть ли не в Рыцарей Белой Дамы, и только типичный сарказм Костоправа не делает его образ слишком уж фальшивым. Да, это люди с определённым кодексом чести, а как же? Искупают грехи, можно сказать, и Костоправ, как один из высших офицеров, активно участвует в революционной борьбе. Хотя, по сути, мы мало кого видим ещё, но нам этого хватает: плохо скрытое благородство летописца хорошо характеризует весть отряд.

Отдельный разговор — биография Боманца, который напомнил чем-то Шеда из «Shadow...». Казалось бы, скромный «чёрный археолог», но это только поверхность его личности: в глубине души он — талантливый маг, посвятивший себя грёзам о покоящейся в Курганье Госпоже, и ищущей ключ от её узилища. его история написана хорошо и сочно, мощнее, чем летописи Отряда, во вкусных бытовых подробностях и будничной реальности происходящего. Никогда чародейский мир, в котором обитает Чёрный отряд, не был таким живым, как во взгляде Боманца.

Ну а с Граем, в принципе, всё понятно... Я не сразу, но всё-таки догадался о его загадочной личности, и дальнейший текст подтвердил мои догадки. Да, это действительно конец истории самого загадочного воина Отряда, пусть даже у него и есть, казалось бы, будущее... В рамках того, что было нужно, он всё сделал.

Такая вот панорамная картина, как никогда ярко раскрывающая мрачный мир Костоправа... Однако это уже не dark, что ни говори, и дело здесь не только в навязчивом благородстве Чёрного отряда. Сама жестокая повелительница Госпожа стала другой — под царственной пеленой скрывается просто очень одинокая женщина, готовая отдать всё, что у неё есть во имя того, чтобы мир не погрузился в ещё больший мрак, чем есть. Конечно, несколько натянуто смотрится их с Костоправом привязанность друг у другу, позже вырастающую в romantique, но кто ж в чужой душе разберётся, особенно если речь идёт о женщине?

В общем, достойное завершение трилогии о северных приключениях Чёрного отряда. Эпоха Госпожи и Белой Розы закончилась, впереди новые потрясения... но это уже другая история, и другие люди. Но поблагодарим автора за хорошо рассказанную историю: это явно больше того, чем мы могли ожидать.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

 Чёрное и Белое



Вот и подошли к концу книги Севера.Что же я могу сказать про последний том?Я впечатлён.Очень впечатлён.Но обо всём по порядку.

Итак,в прошлом томе судьба Чёрного отряда совершила лихой разворот на 180°.В силу козней Взятых(под предводительством Хромого) Отряд был вынужден перестать служить Госпоже и перешёл под знамёна Белой Розы,которой оказалась Душечка,воспитанница Ворона.Теперь они костяк повстанческого движения,единственная надежда мира на освобождение от гнёта Госпожи и Взятых.

Прошло 6 лет.Отряд вынужден прятаться от Империи в самой загадочной области мира-Равнине страха.Здесь Кук даёт волю своему воображению.Равнину населяют загадочные создания:Праотец-Дерево,стоящий здесь с незапамятных времён,ходячие деревья,летучие киты,говорящие камни-менгиры.А ещё здесь бушуют бури перемен,вскрывающие правду.Именно в этом таинственном месте томится и медленно затухает отряд.Чувство безысходности пронизывает первые главы романы.Отряд стал ещё старше,не по их плечам эта борьба.Однако ими руководит Душечка,ставшая уже умной и талантливой девушкой.Но кольцо из армий Взятых уже сжимается.А ведёт эти армии в бой старый враг Отряда-Хромой.

Всё переворачивает прибытие гонца с письмом,адресованным Костоправу.Письмо оказывается не простым,а описывающим события многовековой давности,а именно воскрешеник колдуном Боманцем Госпожи и Взятых.Потм приходят и остальные письма.Душечка и Костоправ понимают,что ключ к победе лежит в этих письмах.Костоправ собирает группу,которая отправляется на поиски их отправителя.

Роман делится на три сюжетные линии.

Первая-это линия сначала Отряда,а потом и группы под лидерством Костоправа.Как всегда здесь на первый выходят сражения,магические фокусы Гоблина и Одноглазого и детективная составляющая.Поначалу она несколько проигрывает двум другим,но вскоре сюжет набирает обороты.

Вторая-это линия Боманца,рассказанная из писем.Пожалуй самая любопытная на первых порах,поскольку повествует о событиях глубокой древности.

И третяя линия-самая загадочная,повествует о таинственном типе Грае,который ищет путь в Курганье,обиталище Властелина.Поначалу личность Грая вызывает много вопросов.К примеру,зачем ему это Курганьё здалось?Да и кто он этот Грай.Однако читавшие предыдущие книги могут догадаться о личности Грая.Скажу только,что это знакомый и значимый персонаж.

А теперь поговорим соственно о персонажах.Как всегда у Кука они удались.Старые персонажи заиграли новыми красками.Душечка повзрослела из простой деревенской девчушки,она превратилась в действительно Белую Розу,выдающегося лидера,несущего ответственность за своих людей.Костоправ тоже предстаёт в нескольких неожиданных ракурсах,мы видим его,в качестве лидера умеющего принимать решения.Даже дружба-соперничество Гоблина с Одноглазым предстаёт под разными новыми углами.Пожалуй серьёзней всего метаморфозы терпит Госпожа.«Она не может быть настоящей женщиной»-говорит Костоправ.Оказывается может,может чувствовать,сопереживать,идти на жертвы ради других.Кук на протяжении предыдущих романов сыпал искорки человечности в характер Госпожи,а теперь старательно и постепенно их раздувает.

Удались и новые персонажи.Следопыт и пёс Жабодав-таинственная пара,над которой я,признаться честно,поломал голову.Боманц тоже получился очень живо и натурально.

Характерная черта цикла,что характеры не застаиваются,они развиваются.Глен Кук придумывает такие ситуации,в которых персонажи открываются с совершенно с неожиданной стороны.

Не лишено повествование и минусов.Иногда оно идёт слишком комкано,но и этому есть разумное объяснение.Ведь вся книга по-сути записи Костоправа в Анналы,а он сам решает,что достойно внимания,а что нет.

Но все недостатки я готов простить ради такой блестящей концовки.Она потрясает своим драматизмом и накалом.Это такая ситауация,когда приходится забывать старую вражду,ненависть,когда старые принципы нужно отбросить.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Властелин рвётся наружу!Потрясающая концовка!Надолго запоминаются моменты,когда Костоправ,впервые в жизни,не блефовал,Молчун заговорил,а Госпожа готова погибнуть ради будущего мира.

Ну и наконец сам финал:пронзительный и трагичный.

Итог:Отличный роман.Достойное завершение Книг Севера,нисколько не уступающее предыдущим романам цикла.Читать стоит хотя бы ради великолепного финала.

Оценка:9 из 10

Итак,противостояние Госпожи и Розы,противостояние Чёрного и Белого завершено.Мир изменился.Какого же место Чёрного отряда в этом обновлённом мире,мы узнаем уже из Книг Юга.





Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

История, начатая в первых романах стремительно несется к финалу. Потерявший Капитана и многих из солдат, Черный отряд перешел на сторону повстанцев, во главе которых встала перерожденная легендарная героиня Белая Роза, на сей раз воплотившаяся в ... Однако представлять лишний раз ее тем, кто читал роман, не надо, а остальным удовольствие угадать ее еще в середине первой книге я портить не буду :-). Белая Роза окопалась со своей «армией» в центре пустыни под названием Равнины Страха, плотно) заселенной необычными существами от говорящих камней и бегающих деревьев до гигантских летающих китов. Идет вялотекущая война против армии Госпожи, которая в начале романа предпринимает попытку окончательно решить повстанческий вопрос. Но в события вновь вмешивается фактор из глубокого прошлого — Господин почти готов к освобождению, и бывшим врагам придется работать вместе, чтобы противостоять ему.

После не слишком удачной второй книги Кук вновь написал отличный роман. «Белая Роза» по форме ближе к «Черному отряду». Вновь летопись, происходящих событий, на сей раз, однако, еще и красочно расцвеченная художественными описаниями событий далекого прошлого, связанных с пробуждением Госпожи и Взятых, которые собраны в виде псевдовоспоминаний колдуна Боманца. Немного более красочной становится и линия Костоправа. В «Белой Розе» Кук дает волю фантазии, что мне всегда симпатично в фэнтези книгах, это касается не только красочности описаний, но и необычных сюжетных ходов, путешествие на летающих китах, модернизация ковров Взятых, неожиданное превращение Следопыта и пса Жабодава и, как закономерный итог, шикарная концовка . Идейно книга тоже больше тяготеет к «Черному Отряду» Кук вновь ставит вопрос о меньшем зле и снова пытается заставить героев действовать согласно нему, в полученный результат лично я готов поверить. Достаточно много в романе, как не странно уделяется отношениям между Госпожой и Костоправ, которые приобретают все больший романтический оттенок, и снова вынужден заметить, что Куку удалось описать их достаточно правдиво.

В целом крепкий роман, прямое продолжение двух предыдущих, к чтению рекомендую. 8/10

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала на одной силе воли, оценка только из уважения к мастерству автора.

Вторая, и особенно третья часть сильно проигрывают первой.

Недостатки всё те же — непрописанный мир, непонятный механизм магии, герои, не вызывающие симпатии.

Белое это не белое, черное это не черное. Нет ощущения зла от Госпожи и добра от Душечки, кроме того, что нам это сказали.

Ворон в конце так и вовсе потряс до глубины души своей нелепостью.

Из плюсов — закончилось интересно, автор может завернуть сюжет, этого не отнять. В какой-то момент даже захотелось читать дальше, но я быстро поборола в себе это нелепое, как Ворон, желание.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Популярность романов Кука о Чёрном отряде, скорее, парадоксальна, чем закономерна. Здесь нет реалистичного мироустройства, как у Мартина, нет глубины сэттинга, как у Сандерсона или объёмных персонажей, как у Аберкромби. Скорее, всё наоборот. С мироустройством полный пшик — что и где находится — х.з. (ну хотя бы какое-нибудь, жалкое подобие карты). Сэттинг какой-то сказочный, по-детски наивный, или же, если хотите, сюрреалистический. Ну неужели вы думаете, что создать летающих китов и скатов или модернизировать ковры-самолёты может только богатая фантазия. Вряд ли. С персонажами чуток получше — они, безусловно, колоритны, но вот, глубины хватает лишь Костоправу. Ну восторгаетесь вы, положим, Одноглазым и Гоблином. Хорошо. Но все их достоинства — подколки в мирное время и сплочённость в военное. Этого хватило бы для одного романа, но для трёх, на мой взгляд, маловато. Иерархия Отряда — сомнительна, отношение к чуть ли ни самому ценному члену Отряда (Костоправу) — идиотское. Лекарь и хронист, без которого просто не возможно существование Отряда как такового — всегда на передовой. В разведку — Костоправ, мочить Взятых — Костоправ, на свидание с вселенским Злом — опять Костоправ. Да, блин, ребята, — и лекари и хронисты, конечно, могут ходить в атаку, но только в случае крайней необходимости, в других ситуациях их беречь надо, хранить как зеницу ока. Добавив к сказанному выше ужасно рубленный, как отмечали многие, текст, читатель получил бы никуда не годное произведение. Но не в случае с Гленом Куком. Один замечательный поэт когда-то сказал: «... И гений, парадоксов друг,...» Так вот, гений автора проявился в том, что он сделал невозможное — конфетку из ничего. Он умудрился увязать несовершенные составляющие интереснейшим сюжетом, с кучей загадок и тайн. И если Ворона узнал каждый, то финал, думаю, не предсказал никто. С трудом продираясь через первые страницы романа, думаешь, а тот ли это автор, создавший «Замок Теней», чуток спустя, опять понимаешь, что оторваться — сложно. Появляются новые забавные персонажи, тьма персонажей, и кто из них кто и кем окажется в конце — загадка (собака ли — друг человека или наоборот, простое ли дерево шуршит листвой под твоим окном и т.д.), обычный квест удобряется детективной составляющей, люди суют нос куда им не следует, зерно раздора вносится в ряды отрядного братства и неизвестно, кто из друзей тебя поддержит, и многое другое, а как вишенка на торте, привет для милых дам, — любовная составляющая, причём не одна! А что победит — любовь или дружба вы узнаете только в финале. Такое, вот, в меру тёмное фэнтези...

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последняя из книг Севера подобна американским горкам: то вверх, то вниз бросает читателя повествование, то заставляя затаить дыхание, то недоуменно таращиться или разочаровнно вздохнуть над явным перебором. Моменты отлично переданного драматизма происходящего сменяются каким-то гротеском, разрушающим с таким старанием наведенную атмосферу. В этом вся «Белая Роза».

Развивая начинания предыдущего тома, Глен Кук распределил сюжет аж между тремя основными линиями, вдобавок еще и разделенными солидным временным промежутком. Это придало особую остроту лучшей из трех истрорий романа — изысканиям колдуна Боманца. Изначально зная чем она закончилась, читатель получает лишний повод для сочувствия герою. К тому же Кук мастерски использует контраст между скучными повседневными изысканиями Боманца и его грозной целью, между приземленными (но неплохо поданными) бытовыми проблемами забытого всеми колдуна и бурной концовкой.

Линия условно нового персонажа — Грая — на этом фоне особо не выделяется и в чем-то повторяет пережитое Боманцем, а вот история Черного Отряда получилась, пожалуй, самой противоречивой. Отряд теперь находится в тени новоявленной Белой Розы и обитателей Равнины Страха, которые вышли на первые роли в войне с Госпожой. И старому-доброму Костоправу частенько приходится исправлять ситуацию, в одиночку отдуваясь за всю компанию. По-прежнему Кук не удосуживается наглядно показать, чем же так плоха империя Госпожи, поэтому и моральные дилеммы Отряда не воспринимаются глубоко. Этой же части и присущи те «качели», о которых я упомянул в первом абзаце. Кук периодически преподносит какую-нибудь отличную находку, а потом Б-бац! и огорошивает столь же сумбурным ее окончанием. Для уже прочитавших роман я приведу под спойлером примеры:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мне очень понравился эпизод с Властелином прошлых лет, значительной расширивший горизонт войны Властелина и Розы. И когда он пытался вырваться, то мелькнула озорная мысль: а ну как Кук сейчас развернет действие на 180 градусов! Этого не произошло, да и ладно, но вот момент, когда торчащая рука схватила Костоправа за ногу, показался совершенно лишним и нелепым. Мелкая полуанекдотичная ситуация и всю серьезность происшедшего как рукой сняло. Опять же появление Боманца в основной линии осталась на заднем плане, нужно ли оно было вообще? Ну и сцена с рукопашной схваткой Властелина и Следопыта тоже не айс.

Концовка также вызывает двоякие чувства: с одной стороны выглядит в общем-то неплохо, с другой воспринимается с улыбкой: пусть и теплой, но все же несерьезно-снисходительной. Хотя, пожалуй, главной своей цели Кук и тут добился: по прочтении романа и основные проблемы разрешены (т.е. роман вполне закончен и можно ставить точку), и одновременно хочется узнать, что же Костоправ будет со всем этим делать (а значит надо брать продолжение).

Итог. Пусть и несколько неровная, но очень приятная книга, которая как минимум не уступает предыдущим частям.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в предыдущей книге, сюжет состоит из нескольких линий, разнесённых, правда, во времени: события на Равнине Страха (настоящее), рассказ о Боманце и его исследованиях (далёкое прошлое), а также связь между этими линиями — описание жизни таинственного человека по имени Грай, который как раз и отправляет Костоправу те письма (недавнее прошлое). В конце концов, однако, все эти сюжеты всё же сплетаются в один общий. При этом Кук продолжает расширять и детализировать картину этого мира, одна только Равнина, населённая самыми странными формами жизни, причём разумными и поклоняющимися Праотцу-Дереву, чего стоит! Открытого действия, правда, здесь поменьше, чем в предыдущих томах, поэтому читается «Белая Роза» не так захватывающе, по крайней мере поначалу, но ближе к концу, когда среди активных персонажей вновь появляются Госпожа и Взятые, этот недостаток исчезает. А в целом — достойное продолжение, пожалуй, именно такое, каким оно должно быть для этой серии и особенно для первой трилогии.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх