Евгений Гуляковский «Легенда о серебряном человеке»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Центральная Азия ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
История про Мансура, серебряных дел мастера, который жил во времена македонской империи. Из-за жадности правителя города Мансур должен был приготовить ему чудодейственный «напиток власти», который согласно легенде делает человека практически неуязвимым.
Входит в:
— антологию «Мир приключений, 1973 [2]», 1973 г.
— антологию «Легенда о серебряном человеке», 1989 г.
— сборник «Последний мираж», 2002 г.
— антологию «Фантастика и приключения. Том 2», 2002 г.
— сборник «Планета для контакта», 2004 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pupsjara, 16 января 2008 г.
Неплохая сказка-легенда. Я до сих пор вспоминаю, как в детстве тоже сидел вокруг костра и кто-нибудь начинал рассказывать страшные истории, здесь автору повезло с рассказчиком и вместо очередного ужастика он услышал прекрасную легенду, притчу о серебряном человеке.
Tullma, 16 октября 2022 г.
В корне не согласна с предыдущим комментатором. Как раз выбор формы «рассказа в рассказе» очень удачен. Это не легенда, а рассказ повзрослевшего мужчины о том, как в детстве он слушал легенды от старика Дамира. Я в детстве тоже слушала рассказы от своей бабушки, или от двоюродной бабушки, множество притч и легенд, как библейских, так и просто местных поверий. Читаешь рассказ и чувствуешь ностальгию. Посыл не только в смысле самой легенды, но и в воспоминаниях о своём таком тёплом детстве, о самом этом ощущении загадки, сказки.
По поводу всего остального — ощущение, что просто рассказ был прочитан не внимательно или не до конца.
В целом, смысл в том, что «один в поле не воин». Каким бы сильным ты ни был, каким бы ни был бессмертным, это не принесет тебе ни счастья, ни спокойствия. Ты не сможешь защитить своих близких и друзей, потому что просто сила — далеко не всё. Вероятно именно это предыдущий комментатор не понял, чаша наделяет только силой и неуязвимостью, она не даёт мудрости и ума, она не дает способности управлять и командовать, она не дает никаких других способностей. Поэтому Мансур и не управляет городом сам, он просто не приспособлен для этого. Он не воин, поэтому не способен организовать оборону. Об этом и речь, просто сила не является решением. Есть ещё одна русская поговорка «сила есть — ума не надо», которая всегда используется в ироничном контексте и означает прямо обратное. Можно не быть сильным, надо быть умным. И люди помнят о Мансуре не как о герое, защитившем народ и страну, а как о человеке с трагичной судьбой (как помнят, например, о какой-нибудь утопившейся невесте), как о человеке не сумевшем даже ценой огромной жертвы, побороть несправедливость. Его помнят за то, что он пытался и был честным человеком, не воспользовавшимся своим даром для личных нужд.
god54, 22 ноября 2010 г.
Хорошая легенда. Особенно понравилась концовка. Ведь мы всегда ждем, что сила всегда побеждает, что правое дело с силой это вообще коммунизм. Ан нет, никакая сила, даже с благой целью не приносит счастья. Для советской фантастики совсем необычный вывод. Написано неплохо, читается с интересом.
Darth_Veter, 20 июня 2021 г.
Произведение из среднеазиатского цикла писателя, написанное еще на заре его карьеры. Написано в форме «рассказа в рассказе», что на мой взгляд не совсем удачно (особенно если учесть, что ключевой персонаж излагает его «кусками», на протяжении нескольких дней). Фабула этой самой легенды выражена тоже как-то коряво и неумело, из-за чего иногда даже сложно понять, что же там происходит. Поэтическое словоблудие явно идет тут автору не «в плюс». Считаю, что ему не удалось доказать свой же собственный тезис о «слабости сильнейшего», заменив его банальной неуклюжестью и криворукостью. Если б это была действительно восточная легенда, сказители выразили б ее суть гораздо тоньше и искуснее. А так вышел какой-то адаптированный для европейцев вариант, в котором практически растворилась характерная восточная мудрость. Так и осталось нераскрытым, почему Мансура прозвали Серебряным Человеком — только ли из-за того, что он был серебряных дел мастером? Тут есть несколько иных вариантов, но автор их совсем не обсуждает. Сомневаюсь, что дети, фигурирующие в рассказе-повести, что-нибудь вынесли для себя из всей этой истории. Их вопросы рассказчику говорят как раз именно об этом: они путают физическое могущество с фактическим. По их мнению, Илья Муромец был способен в одиночку победить всю Византийскую империю. Русские сказки слишком прямолинейны и не скрывают в себе никаких философских парадоксов или ложных откровений. В них всё ясно с самого начала. Поэтому «Старик Хоттабыч» куда ближе к восточному оригиналу, нежели повесть Гуляковского.
---------------
РЕЗЮМЕ: поучительная притча о бессилии всесильных и роли личности в истории. Не очень удачное подражание восточному стилю.