Евгений Гуляковский «Сезон туманов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Возраст читателя: Любой
Дилогия «Сезон Туманов» состоит из романов «Сезон Туманов» и «Долгий Восход на Энне», написанных в разные годы и объединённых героями и сюжетом.
Дилогия рассказывает о приключениях инспектора внеземных поселений Игоря Ротанова, которому в своей работе постоянно приходится сталкиваться с остатками внеземных цивилизаций и их влиянием на земных колонистов. На планете Реана он обнаруживает руины колонии звёздных предтеч Землян, рэнитов. На далекой Гидре он пытается спасти колонию землян, где люди превращаются в пришельцев. А на планете Энна Ротанов найдёт целый закрытый мир внутри чёрной дыры, из которого исходит угроза всему человечеству...
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() ![]() |
- /языки:
- русский (28), немецкий (1), литовский (1), чешский (2), болгарский (2)
- /тип:
- книги (25), периодика (6), самиздат (3)
- /перевод:
- Е. Матева (2), Й. Тыч (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 21 мая 2025 г.
Все, кто знаком с творчеством Евгения Гуляковского, в один голос утверждают, что лучшее написанное им — это «Сезон туманов». Но под этим названием можно понимать целых 4 произведения. Какой же из «Сезонов туманов» лучший? Если коротко, то чем раньше написано произведение с таким названием и чем меньше оно по объёму — тем лучше.
Вначале была повесть «Сезон туманов». По видимому, в виде повести она публиковалась только как журнальный вариант в «Уральском следопыте». И это выдающийся шедевр научной фантастики, 10 из 10-ти. Возможно, первый в СССР фантастический боевик и в то же время настоящая психологическая, социальная и философская фантастика. Инспектор Ротанов прилетает на далёкую колонию землян, откуда 50 лет назад был отправлен сигнал бедствия. Колония столкнулась с серьёзными проблемами и находится на грани гибели. Оказывается, что на планете, помимо людей существуют какие-то похожие на людей существа — синглиты, которые по природе своей и не биологические существа и не роботы, а что-то совсем непонятное.
Далее, существует роман «Сезон туманов», куда в качестве первой части входит повесть «Белые колокола Реаны», а текст повести «Сезон туманов» немного изменён и дополнен некоторыми начальными эпизодами. Если в изначальной повести Ротанов только приходил к выводу, что на планете Гидра когда-то существовала древняя цивилизация, то в романе он изначально знает, что эта планета (в повести её название даже не упоминалось) — родина цивилизации рэнитов. Автор доработал и дополнил идею повети, но пропало ощущение Тайны с большой буквы. Более того, в повести «Белые колокола Реаны» рассказывается, как Ротанов перенёсся в далёкое прошлое и какое-то время жил среди этих самых рэнитов. Это неплохая повесть, но не более того. Можно оценить на 8 из 10-ти. И лучше бы она оставалась самостоятельной повестью, а не дополнением к «Сезону туманов».
С 90-х годов «Сезон туманов» выходит только как роман-дилогия, где первая книга — собственно «Сезон туманов», а вторая — «Долгий восход на Энне». И если сам «Сезон туманов» в виде повести или романа я перечитывал раз наверное 5 или 6, то полную дилогию решил прочитать только во второй раз. После первого прочтения «Долгого восхода» я мало что запомнил, и это уже о многом говорит. Запомнились только космические чёрные шары, которые уничтожали лес, оставляя проплешины; инопланетные туземцы; и разговор Ротанова с неким высшим разумом в финале. И эту часть я перечитывал практически через силу. Логики в сюжете очень мало. Те или иные события происходят, как кажется, не по каким-то логичным причинам, а просто потому, что так придумал автор. Например, когда герои прилетают на населённую гуманоидами планету, вдруг оказывается, что у них в рюкзаках есть устройство киберлингвист, которое мгновенно переводит речь инопланетян на земной язык и наоборот. Когда Олег, друг Ротанова, попадает в плен, упоминается, что он раздет, но при этом свободно общается с инопланетным биороботом. И где у него этот киберлингвист? Или когда Олегу понадобилось огнестрельное оружие, то оказывается, что на на их шлюпке (не на звездолёте, а на посадочной шлюпке!) есть устройство, которое может составить любую химическую формулу, синтезировать нужные вещества и произвести несколько комплектов оружия и патронов к ним практически из воздуха. И таких нелогичных моментов полно. «Долгий восход» можно оценить на 6 из 10-ти. По уровню достоверности его можно сравнить с «Экспедицией в преисподнюю» Аркадия Стругацкого, но там всё спасает остроумие и юмор, а здесь просто пафосный героизм.
Наконец, в цикл «Сезон туманов» входит роман-приквел 2005 года «Хроники инспектора Ротанова». Его не читал, но, судя по отзывам, это самая слабая часть цикла.
Tullma, 18 июня 2024 г.
Отличная фантастика советского периода. Роман о ксенофобии по сути. Сначала рэниты — О, это древняя цивилизация, которая способна была на такие свершения, мы их боимся, но уважаем, однако, посмотрите, какие они заносчивые. Потом синглиты — да, кто они вообще такие, так их и разтак, убить, уничтожить всех. Конечно, утрирую, но это основная суть, разница в отношении человека к «чужим». Сильных боимся, равных себе ненавидим, слабых уничтожаем. Да, все вот так просто, роман о человеческой ксенофобии, каких было много у фантастов, и мысль как всегда одна — мы уже не родоплеменное общество, где ксенофобия была необходима как защитный механизм. Мы уже «космическая цивилизация», и от этого атавизма пора избавляться, снижать уровень агрессии и постараться увидеть возможности в отношениях с другими разумными существами. Научиться понимать и вникать в суть чужой культуры, а не отторгать из-за собственных убеждений.
Ротанов не лучше себе подобных, однако, как указано в романе, он человек со стороны, не был втянут в конфликт изначально, и смог пообщаться с обеими сторонами конфликта, что в конечном итоге помогло ему этот свой «атавизм» перебороть, увидеть возможности для примирения и совместного сосуществования. Но Ротанов один и, к сожалению, роман не раскрывает, чем закончился этот конфликт и закончился ли он в принципе. Можно, конечно, предположить, раз в романе прямо указывается, что мнение Ротанова по таким вопросам имеет огромное значение. Но смогут ли люди перебороть свою врожденную ксенофобию, страх непонятного и чужого, чтобы пожать руку синглитам и заключить договор, учитывая многолетнюю вражду и с детства воспитываемый страх — это большой вопрос.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Очень посредственная вещь. Особенно сильно роман портит тема с попаданством, размазанная на половину книги — ненавижу такую фантастику. Приготовьтесь к унылому фэнтези, где герой мочит зверюгу из арбалета, естественно спасает женщину. Типичная хрень.
Так же довольно посредственен слог автора. И очень плохи диалоги персонажей.
Особенно меня добил момент когда дипломат космофлота обращаясь к многотысячелетней представительнице другой цивилизации называет её «девочка» — захотелось сразу же после такого кринжа захлопнуть книгу, но на волевых по диагонали и перелистывании пробежался до конца — очень скучно и пресно.
И сюжет, и герои не цепляют абсолютно ничем. А уж после Стругацких читать такое скучно.
Продолжение прочёл первую главу и решил закончить с этим автором — явно очень слабый писатель.
Peter VY, 21 апреля 2014 г.
В детстве книга произвела потрясающее впечатление.
У меня сыну 15 лет. Поэтому я сейчас иду по новому кругу. Цель простая. Прежде чем рекомендовать что то для чтения сыну хочу быть уверен на 110%.
Тем более опыт показывает, что некоторые произведения которые с удовольствием читал в детстве — для современного ребенка совершенно нечитабельны, а некоторые полная мура (мне было обидно почти до слез но когда я перед тем как порекомендвать сыну перечитавал Таинственный Остров Жуль Верна — был в шоке неужели я когда то зачитывался этой ахинеей, когда то была общепризнанным шедевром! ???).
Очень Приятно что многие произведения подтвердили свой высочайший класс. Дом скитальцев. Лунная радуга и Сезон туманов.
Все не без потерь -2--4 балла от «12» :) от детских впечатлений по 10 бальной шкале.
Mandor, 5 сентября 2008 г.
К сожалению, мои впечатления от этой дилогии далеки от восторга. Есть у автора одна беда: вроде и мысли у него интересные, но уж больно любит он их «размазать», как-то не хватает резкости, уносит его куда-то в сторону. Такое впечатление, что на объем работает (что абсурдно, как мне кажется). Вот сократить бы раза в 1,5, получилось бы коротко и красиво, а так... понапустил тумана...
По-моему, можно (и нужно) было сделать короче и динамичнее... Ну не получилось бы дилогии, зато вышел бы один хороший роман. Много тупиковых ветвей, без которых, с одной стороны, вроде и нельзя, с другой — слишком много отвлечений в сторону, причем очень подробных, в результате, получается этакий калейдоскоп, который, лично меня несколько утомил. К примеру,
Т.е. получается, вроде как несколько историй автор втиснул в одно произведение (что в общем, не плохо), НО, как выяснилось, все они вторичны и не суть важны. Да еще и стыкуются весьма неровно. Довольно трудно объяснить... странные впечатления от прочтения — кажется, автор хочет рассказать интересную историю, но постоянно сбивается, уходит в сторону за разъяснениями и через-чур увлекается подробностями. От этого, в целом, впечатления от романа — легкое переутомление...
По мне так, можно было рассказать три разных истории, связанных между собой только одним персонажем — Ротановым. Но каждая в отдельности, видимо не дотягивала до романа, посему была сделана солянка сборная. Из чего я могу заключить, что автор не самый лучший рассказчик, к сожалению... Потому, как идеи у него интересные.
Хотя... кто я такой — судить Автора..., своего рода Демиурга.... Критиковать мы все молодцы, а вот создать что-то свое... пусть даже и не гениальное, но достойное той же критики... И-эх...х
Dune, 6 марта 2008 г.
Тайна, тайна и опять тайна — секрет этой книги, как впрочем и самого автора. Прочитал ещё в детстве — память на всю жизнь. Перечитаю обязательно. Рассказывать значит всё равно что промолчать — атмосфера великолепна, стилистика автора неподрожаема.
Финал предсказать невозможно. Да какой там — ход событий непредсказуем.
Читать обязательно.
AndrewBond, 29 июня 2023 г.
старая добрая фантастика. Правда, роман «Сезон туманов» сильно выделяется на фоне остальных в лучшую сторону, остальные послабее.
Muzzy29, 29 декабря 2016 г.
Интересные книги.
Первая часть дилогии состоит из двух практически не связанных между собой частей. Где-то видел отзыв, что первая часть провальная.. К сожалению это так! Завязка у книги увлекательная: чужая, загадочная планета, недоговорки персонала, развалини рэнитов. Однако когда автор раскрывает тайну удивительных свойств растений,
Вторая часть очень крута! Главный герой летит на планету, где находится колония землян, с которой не было связи более сотни лет. И на него сразу начинаются сыпаться загадки, на которые он ищет и не может дать ответа.. Кто друзья, а кто враги? Кто такие синглиты? Возможен ли между ними и людьми мир, и если да, то какой ценой?
Очень понравилась концовка, если бы не первая часть роману поставил бы 10-ку!
Во «Долгом восходе... « автор снова удивляет. На этот раз мрачностью и загадочностью: неизвестный мир, который не должен существовать, состоящий из антипространства и потенциально враждебный людям. Что за этим стоит? Как побудить врага, которого практически невозможно уловить и уничтожить?
Первая половина вообще шикарная, но после прибытия Ротанова и ко на планету возле потухшей звезды — события немного напоминают фарс: какие-то племена, народы, луки, копья и свихнувшийся босс инопланетян. Да, не такой концовки я ожидал, не такой.. Однако, книга очень достойная.
П.с: советская фантастика приятно удивила!!
pokurim, 30 июля 2010 г.
Крепкая НФ, понравилось, не перегружает, ведет ровно по сюжету. Понравился герой, его образ, вообще люблю необычных героев в произведениях, то есть не спецназовцев, не бывших вояк и т.д., и т.п.
dio, 3 марта 2007 г.
Одна из первых серий советской боевой космической фантастики. Несмотря на недочеты, необходимо отдать дань первопроходцу в этом жанре.
Lans, 3 апреля 2007 г.
Гуляковский — отличный автор космических произведений, ему удается передать ощущение «дальнего внеземлья», а не как обычно пишут — про жестянки и шарики с людьми )