Ясутака Цуцуи «Паприка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Нетрадиционная ориентация/самоидентификация героев
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Ацуко Тиба — светило НИИ клинической психиатрии, кандидат на Нобелевскую премию — известна в мире снов как юная девушка по имени Паприка. Ведь в психиатрии произошел прорыв — изобретено устройство (коллектор «Дедал»), позволяющее проникать в сны пациента и таким образом лечить неврологические расстройства. Неприятности начинаются, когда пропадает прототип новейшей, миниатюрной версии коллектора; похититель использует мини-«Дедал», чтобы сводить с ума недругов и соперников. Остановить его надо любой ценой, пока безумие не приобрело характер эпидемии...
Экранизации:
— «Паприка» / «パプリカ / Papurika», Япония, 2006 // реж. Сатоси Кон
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ааа иии, 13 июня 2012 г.
О главном. «Главное — верно расчитать КПД потока электронов, ну, в общем, пропорцию среднего показателя проходящего тока к бесщелевому току падающей волны на полюсе»... Содержание этой «Паприки» отнюдь не вернет читателю сочные и динамичные кадры одноименного фильма. Сатоси Кон (R.I.P.! О тебе помнят) взял лишь малую долю расписанного Цуцуи, да и с той обошелся по-своему. В книге д-р Тиба сторонница таблеток, тайные пациенты, которых спасает Паприка, принадлежат к правящей элите (отдельная тема). Ну и секс-терапия.
Язык, стиль — без той изысканной нюансировки чувств и настроений, которая ценится в японской литературе со времен Хэйян (это см. Ямаду). Ближе объективное и доходящее до лапидарности желание изъясняться просто Саке Комацу. Однако и с простотой не все легко. В отличие от модного автора на букву М, сей продукт для внутреннего рынка. И сидящее в подкорке персонажей чинопочитание, модели поведения, отношение к звездности, культ еды, эстетизация смерти, беззащитность жилищ, прочие административные, сексуальные и фобийные нюансы — родные, неподдельные... Т.е., следуют без объяснений. И кто-то оценит поиск раскованной пресс-конференцией знаменитого «консенсуса», а кому, боюсь, и отсутствие Тацуо Носэ на встречах одноклассников мало что подскажет. И т.п.
От аналогичной НФ («Гончарный круг небес» Ле Гуин, Ф.Дик) или фэнтези (Д.Грегори, Л.Кудрявцев), «Паприку» отделяет повышенная будничность, не исчезающая даже при прорыве бреда в реальность. По большей части — плюс. Отклонения не обогащают внутренний мир, а мешают жить. «Мастер сновидений» Желязны вел потерянную душу сквозь лабиринт символов к катарсису — здесь врачи, чем-то напоминающие докторов Чапека, поставив диагноз, не шифруют, а расшифровывают, тактично выуживают переживания, в которых пациент годами не признается сам себе, подбирают ему лекарства.
Впрочем, возможность посмотреть на экран и распечатать, что именно человек видит в своих кошмарах — колоссальное подспорье, придерживайся Юнга, Фрейда, да хоть Жене. Лечить психоневрозы с помощью дешифрующей мозговые волны аппаратуры в мире красной майки и джинсов Papurika уже научились, Ацуко Тиба и Косаку Токида управляются и с шизофренией. Им светит Нобелевская, но есть человек с европейским образованием, которому это крайне не по душе. Чтобы показать, насколько опасна и вредна новая биоэлектронная технология, он с любовником погружается в нее с головой. Что им и удается, во всех смыслах, на горе коллегам и Токио.
Финал не допускает позитива. Внезапная замена «бойцов», зыбкость, вялая реакция мира, присутствие заведомо мертвого, петля времени, барменская улыбка Будды... Нелепо выглядящий срыв, вроде севшего на шпагат в неглубокой луже марафонца.
Перевод А.Замилова читаем, однако (невзирая на «редакцию Эрика Штайнблата») не вычитан — «подрядчики запчастей» и проч. раздражают в остальном держащем марку «Интеллектуального бестселлера» издании.
Рекомендую для расширения кругозора и надеюсь на большее.
Green_Bear, 8 октября 2013 г.
Человеческое сознание полно сюрпризов и загадок, и даже несмотря на научно-технический прогресс, оно во многом остается terra incognito, землей неведомой, оставляя широчайший простор для авторского воображения. И вот уж в чем, в чем, а в фантазии Ясутака Цуцуи себя не ограничивал. Изначально сюжет вращается вокруг создания устройства, позволяющего проникать в чужие сны. Интриги между сотрудниками института, поиск саботажника и тайное лечение больных.
Последнему уделяется особое внимание, Цуцуи с удовольствием погружает читателей в мир образов и желаний пациентов. В основе авторской концепции лежит теория Фрейда, а потому лечение сводится к доскональному изучению бессознательного и поиску истоков психологических проблем в каких событиях прошлого. При всей псевдонаучности терминологии и принципов работы устройства первая часть романа смотрится довольно неплохо, отчасти благодаря удачному сочетанию детективной интриги и лечебным блужданиям по снам.
Но во второй половине ситуация в корне меняется. Сюжет резко теряет логичность и связность, стремительно превращаясь в последовательность сюрреалистических зарисовок и безумных поступков, каждый из которых лишь усиливает бредовость происходящего. В результате, роман превращается в череду эротических и психоделических галлюцинаций, связанных только воображением автора, и даже необычность японского антуража не спасает положения. Итог: алогичная психоделика, маскирующаяся под интеллектуальный роман.
Elessar, 4 июля 2012 г.
Ясутака Цуцуи, кажется, один из самых известных за пределами страны восходящего солнца японских фантастов. Во многом такая популярность обусловлена аниме-адаптациями его романов, среди которых культовые «Девочка, покорившая время» и, разумеется, «Паприка». Положа руку на сердце, следует сразу отметить: Сатоси Кон не слишком тщательно следовал первоисточнику, но это ни в коем случае не умаляют его, первоисточника, ценности. Просто сложилось так, что полнометражка Кона добралась до наших палестин первой. Обе версии хороши, но по-разному.
Теперь, собственно, о книге. Это моё первое знакомство с японской фантастикой, и тем приятнее было заметить многие совершенно японские черты и особенности романа. Несмотря на очевидную нереальность происходящего, особенно во второй части романа, текст тем не менее пропитан некоторой будничностью и совершенно японским взглядом на мир. Особенности корпоративной этики, отношение к работе и начальству, даже традиции культурного отдыха в барах за стаканчиком виски — всё так реально, жизненно и вместе с тем для нас, читателей, странно. Герои Цуцуи — типичные японцы до мозга костей и ведут себя совершенно не в традиции персонажей фантастических романов. Просто для нашего уклада многие вещи мировоззренческого толка выглядят слегка ненормально. Детские комплексы и страхи, поведенческие табу и фобии, представления о сексуальности, понятия о разграничении публичного и частного, даже сами рамки нормального и уместного для человека, незнакомого с восточным менталитетом, будут в новинку. Повторюсь, это не потому, что фантастика и психи повсюду. Именно характеры и поведенческие модели в романе совершенно типичны для японского социума и в его условиях реальны. Трудоголики-карьеристы, отаку, бармены с улыбкой Будды — и такое бывает.
А самое забавное, что и в основе фантастичного в романе лежат сугубо реальные, рационалистские, научные идеи. Просто так уж сложилось, что вступая на зыбкую почву психологии и подсознательного мы волей-неволей оказываемся в плену неопределённости и сомнений. Несомненно, что механизмы, скрывающиеся за кулисами сознания, великолепны и невероятно сложны для понимания. И Цуцуи, используя свои фантастические допущения, пытается раскрутить юнгианские, фрейдовские, да и чёрт знает, какие ещё, идеи, уйти с островка постигнутого клинической психологией вдаль, в terra incognita подсознательного. Получается мастерски. Мне, когда дело доходит до магии снов, всегда вспоминаются две вещи: «Арабский кошмар» Ирвина и «Начало» Нолана. Так вот, «Паприка» логически совершенней первого и зрелищней второго. Когда на смену закулисным интригам в корпоративном стиле приходит совершенно безумный фантасмагоричный сюрреализм в стиле Gantz, ещё одного типично японского феномена, оторваться от чтения просто невозможно.
С чистой совестью советую книгу всем поклонникам и знатокам японской культуры, да и вообще любителям необычной фантастики с национальным колоритом. Ценителям же «классического» интеллектуального бестселлера, возможно, стоит отнестись к роману с осторожностью. Всё же, как мне кажется, выбор именно этой серии для издания «Паприки» не вполне оправдан.
красная роза, 13 июня 2015 г.
Сны вещь интересная. Столько разговоров, столько догадок, теорий строится вокруг этого в принципе житейского дела. Человеческое сознание, несмотря на научный прогресс, так и остается, можно сказать, пока загадкой. А значит, есть где развернуться писателям-фантастам.
Сюжет закручивается вокруг Ацуко Тиба — работника НИИ клинической психиатрии, она же кандидат на Нобелевскую премию. Еще она известна в мире снов как юная девушка по имени Паприка. В мире снов? Да. Изобрели некое устройство, способное проникать в человеческие сны, теперь это большой прорыв в психиатрии — можно лечить душевные болезни. Многие наши проблемы идут из прошлого, а в снах их очень занятно откапывать, гуляя по сюжетам и выискивая символические картины....
Но как водится, устройство попадает в плохие руки и события начинают развиваться. Скажем так: первая часть неплоха, увлекает. Лечение больных, работа Паприки, будни японцев, междоусобицы в институте, махинации вокруг устройства, пока еще не катастрофические.
Но у книге есть еще вторая часть. Ясутака Цуцуи очень старался. Но в тоге получился бред с беготней и суетой. В одной из рецензии упоминалось, что чем-то напоминает комикс. Вот да, подписываюсь. Все сливается, смешивается и выглядит уж больно нелепо и смешно. Так что качественного сюра не получилось. Один большой глюк состоящий из череды сменяющихся сцен, носящих бредовый и эротический характер(надо упомянуть, что автор тут еще на сексе заостряет большое внимания).
Что можно вынести отсюда? Сознание человека порой это просто Ад. Нет даже так: Ад горит в Аду! С одной стороны такие изобретения хороши своими плюсами, но минусы у них, это просто без комментариев. Стоит только попасть не в те руки. Книга наглядный тому пример.
Yunga, 14 января 2016 г.
В мире, который создает японский автор, у психиатров и психотерапевтов есть мощный рабочий инструмент, психотерапевтическая установка, которая позволяет им активно и научно обоснованно лечить пациентов, в том числе наблюдая их сны. Главная героиня — доктор Ацуко Тиба, одна из создателей этой установки, в прошлом подрабатывала на дому, проводя психотерапевтические сеансы с частными клиентами под именем Паприка.
Просьба друга возвращает доктора к прежней жизни, а борьба за власть и влияние в НИИ клинической психиатрии вкупе с новым изобретением превращает ее жизнь в настоящую фантасмагорию.
Несомненно, книга для морально подготовленного читателя. Начинается то все вполне прилично и интересно, раскрывается картинка почти обычной бытовой жизни японцев, особенности уклада, взглядов на жизнь. Яркие образы, интересная история, закручивающаяся интрига. Но во второй половине книги вся эта история превращается в настоящий горячечный бред. Примерно в это же время я читала «Арабский кошмар», так вот, есть что-то общее в этих книгах. Нарастающее безумие происходящего, когда логика собирает вещи и уходит по-английски. Хотя этого от японцев можно было ожидать, вполне в их стиле.
Как ни странно, в целом книга понравилась, вторая часть только несколько разочаровала, но автору виднее. Однако всем подряд рекомендовать не буду, все-таки, чтение довольно специфическое.