Роберт Маккаммон «Жизнь мальчишки»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эта история о небольшом, но незабываемом периоде жизни 12-ти летнего мальчика — Кори Маккенсона, рассказанная им самим. Кори живет в небольшом провинциальном городке на юге Америки – Зефире. Жизнь Кори проста и незатейлива: встать пораньше, помочь отцу-молочнику, потом пойти в школу, вечером погулять с друзьями, но однажды ранним мартовским утром Кори и его отец случайно становятся свидетелями ужасного преступления...
Пытаясь разгадать, кто же этот таинственный преступник, Кори проходит множество испытаний и сталкивается со множеством препятствий, зачастую связанных с риском для жизни.
Сумеет ли Кори найти преступника и распутать весь клубок загадочных случаев, опутавших Зефир?
Награды и премии:
лауреат |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1991 // Роман | |
лауреат |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1992 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 1994 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1994 // Хоррор - Роман (США) | |
номинант |
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга |
- /языки:
- русский (7), английский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Б. Кадников (7), О. Колесников (7)
Издания на иностранных языках:
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Josef, 23 июня 2025 г.
Повёлся, что называется, на отзывы)) Пришёл в Зефир после чтения всей саги «Чёрный Отряд», надеясь на спокойный отдых для души, истаскавшейся по дорогам тёмного фэнтези Глена Кука. В конце концов, описание книги рассказывает нам об обычном американском мальчике Кори из маленького городка, где случается загадочное убийство. Хвалебные отзывы вне книги и прямо на её обложке («Лучшая работа одного из самых блестящих современных писателей», «В лучших традициях Рэя Брэдбери», «Роман... стал бестселлером... и заслуженно удостоен премии Брэма Стокера и Всемирной премии фэнтези»), часто воспевающие «Жизнь мальчишки» как эдакое настоящее путешествие в личное, но до приятной тоски знакомое каждому беззаботное детство, высокая оценка, радушное авторское предисловие, привечающее как новых гостей городка Зефир, так и тех, кто заглянул сюда не впервой... Совершенно однозначная картина, убедившая меня, наивного, в том, что вот он — приятный отдых, сладостный привал после более десяти романов «Чёрного Отряда». И действительно! Первые страницы навевают ощущение чего-то приятного, «лампового», даже несмотря на загадочное убийство. Авторское мастерство слова и красочные описания казалось бы обыденных вещей в жизни 12-летнего Кори расслабляют и кажутся тем самым прекрасным, по которому истосковался я, тащившийся за Гленом Куком в Хатовар.
И вдруг случилось нечто совершенно для меня непредвиденное. Посреди всего вышеописанного, в столь замечательной, переносящей в детство книге вдруг — омерзительная в своей детальности сцена, которой нашлось бы самое место в похождениях Чёрного Отряда. Было неприятно, но я понадеялся, что это — единичный случай. Зря понадеялся. Как оказалось, воспетая как ключик к утраченному детству книга изобилует крайне мерзкими, отвратительными, выворачивающими наизнанку и вызывающими рвотные позывы сценами (напомню, я перед этим читал тёмное фэнтези, где наёмники Чёрного Отряда отнюдь не цветочки поливали). Эти противные сцены, словно пятна помоев на дорогой ткани, изуродовали для меня весь роман, всё погружение в беззаботное детство. Больше всего в «Жизни мальчишки» досталось собакам: одно несчастное животное было разорвано пополам, другое оказалось изуродовано и не мертво ни живо, третье — жестоко убито; но не слаще пришлось и людям: кто избит до полусмерти, кого хулиганы чуть не заставили «сосать концы», кого искусали осы, у кого обезьяна отгрызла ухо, кто случайно прострелил самого себя, кого безнаказанно изувечили... Стоит ли даже упоминать о всяких мелочах вроде безумного проповедника, дикой смеси Христианства и какой-то языческой хренотени (даже верованиями это назвать не получается), а также милейшей обезьянки облившей «коричневыми струями» едва ли не половину населения Зефира? А, ну и в довесок, естественно, очередное сквозящее через вторую половину романа изображение Бога как некоего злобного скряги, который только и ждёт молитв несчастного Кори, чтобы над ним поиздеваться, извратив его мольбы в пику ему самому, а на небесах отнимет у него все комиксы, велосипед, и коллекцию монстров.
Конечно же, «Жизнь мальчишки» — далеко не первая прочитанная книга, где мне встречаются малоприятные сцены, но одно дело когда это к месту, вполне логично и органично вписывается в канву произведения, но здесь... Я просто не смог понять: зачем? Зачем здесь эти сцены? Зачем их столько? Зачем автор смакует их с дотошностью одержимого психопата? По большому счёту, моментов, которые действительно заставили бы меня вернуться в беззаботное детство, здесь было едва ли не меньше, чем всей этой грязи. Да и те, признаться, не были прописаны столь «любовно» как упомянутые гадкие эпизоды. Удалось проникнуться положительными эмоциями Кори всего в паре мест. Первый по-настоящему свой велосипед — да, не спорю, замечательно написано. И действительно заставило меня вернуться на 20+ лет назад, когда мне купили мой первый велосипед. И да, я всё ещё помню его имя, как он выглядел, каково было на нём ездить — всё как описывает автор. Но я могу лишь благодарить Бога, что в моём детстве не было всей той мерзости, которая обрушилась на меня со страниц «Жизни мальчишки». Да моё детство — утопия по сравнению с детством несчастного Кори Маккенсона! Мне стало жаль его. Действительно жаль. И если автор почерпнул вдохновение из своего детства — мне хочется тепло обнять его и рассказать, что может быть и лучше, может быть менее противно, менее гадко, более радостно.
Ой, главное выплеснул, теперь обо всём прочем. Сюжет — как лоскутки покрывала, на которые не раз находим ссылку в романе. Убийство как бы есть, да, оно как бы проходит тайной через весь роман, но едва ли хоть 40-50 страниц из 660-страничной книги отведено собственно «основному сюжету». Первая половина романа почти полностью игнорирует его, в середине нам представляют подозреваемого, который на последних 50 страницах и раскрывается как убийца. Ну ладно. Все пробелы между вышеописанным заполнены либо мерзостью, о которой я написал слишком много, или не столь яркими, но всё же радостными или же просто обыденными сценами. Плох ли сюжет? Наверное, нет. Хорош ли сюжет? Едва ли. Он просто есть. Как разнородные лоскутки, сшитые вместе. Да, из них 3 или 4 штуки — от некогда одного одеяла, но 125 прочих — совершенно других цветов.
«Самые эксцентричные и запоминающиеся персонажи со времён Харпер Ли», как гласит одна из хвалебных рецензий на обложке, едва ли останутся со мной даже и на месяц. Мне одного только Кори жалко. И Дэви Рэя. А остальные? Ну, они были. Ни плохи, ни хороши. Нормальные.
А что же Зефир? Сам очаровательный маленький городок из детства? А то же самое, что и персонажи. Да, Зефир. Да, несколько притягательный в своей уютности. Но не так чтобы слишком уж. А что же американские 60-е? Вот здесь автор явно постарался. Роман пестрит ссылками на массовую культуру и прочее того времени. Конечно, всё, наверное, поймёт только американец живший в ту эпоху, но и мне многое удалось узнать и понять. Здесь плохого сказать не могу.
Подводя итог, отмечу, что искал отдых и погружение в беззаботное детство, а по итогу прошёл через мутное болото по колено в известно чём и, перейдя ну другую сторону, спрашиваю себя: «А зачем всё это было?». Я решительно не понял о чём и для чего этот роман. Для чего автор его писал? Я просто не понял, простите меня. Редкие приятные моменты совершенно затерялись за отвратительностью ряда сцен, разгадка убийства оказалась прозаичной, персонажи, за исключение несчастного Кори, которого только обнять и плакать, позабудутся куда быстрее чем Вы успеете сказать «Данинадерк»... В предисловии автор пишет: «Если вы читаете книгу во второй или в третий раз, добро пожаловать в Зефир снова!» Помилуйте, в Зефир? Опять?! Нет! Нет, только не туда! Пустите меня в моё, настоящее детство, где не было мерзости, и были приключения и радости куда больше тех, что пережил бедный Кори Маккенсон!
P.S. Всемирная премия фэнтези — говорили они... А где фэнтези-то? Видимо, я пропустил ту одну страничку, где оно было))
Flike, 4 ноября 2024 г.
В эту книгу невозможно не влюбиться! Я подписываюсь под всеми положительными отзывами!
Этот роман действительно в духе Рэя Брэдбери. Он пронизан лучами его солнца, травы, тайн, загадок и приключений, звука Каллиопы на ярмарке и моментами детства, которые очень быстро пролетают перед нами.
Читая историю Кори Маккенсона, на долю которого выпали и радость, и горе, и карусель лета детства и замаячившее на горизонте взросление, ты погружаешься в нее с головой. Ты там, внутри, переживаешь и радуешься, фантазируешь и плачешь, боишься и ненавидишь.
Автор создал действительно яркий и глубокий роман, не лишенный юмора; с атмосферой Стивена Кинга, южной готики и магического реализма.
Мне иногда казалось, ну сколько еще испытаний выпадет на плечи этого мальчишки?! Не каждый взрослый такое вынесет, но дети сильные, они способны пережить многое и жить дальше.
Дочитывать было грустно. Последние строки растрогали до слез, не говоря уж о главе о Бунтаре, где слезы просто лились в три ручья.
Очень летний роман, неспешный, трогательный и завораживающий, отправляющий нас в путешествие в затерянный где-то в Алабаме городок с необычным названием Зефир.
От души рекомендую!
ele-elka, 30 ноября 2024 г.
Разбавлю восторженные отзывы.
Мне совсем не понравилось. При том, что книга написано неплохо.
Всё повествование — это винегрет мало связанных между собой эпизодов, к тому же обрамленный весьма навязчивым самолюбованием в начале и в конце. В начале автор хвастается, как же ему удалось написать такую замечательную книгу. В конце — многословно восхищается собственными персонажами (и собой).
С классическим “Убить пересмешника” и с великолепным Кингом (прежде всего «Тело») — никакого сравнения.
Дальше в назывном порядке перечислю всё, что запомнилось. Авось это поможет мне хоть какое-то время подержать в голове содержимое этой книги.
*
Не-пришей-кобыле-хвост эпизоды мистического реализма (есть такой жанр? ну, значит, будет). Летающие крылатые подростки, живой велосипед, собака-зомби, машина-призрак — зачем это всё было? Я не говорю «нереалистично», я спрашиваю именно зачем? — какова их роль в развитии истории? К примеру, змейки вместо оружия в сцене противостояния с бандитами — это классический бог-из-машины, он разрешает конфликт в пользу героя, тут у меня вопросов нет) А остальное — ну просто — чтобы что?
И этой кашей нас кормят постоянно.
*
Карикатурные братья-булли, еще более карикатурные ку-клус-клановцы. Карикатурно отмороженный священник, поехавший на почве нелюбви к рок-музыке. Гениальный (а с чего бы?) в бейсболе и невзрачный во всех иных отношениях сын коммивояжера. Гениальный чернокожий ремонтник (а вот это неплохо, кстати). Зловещие бандиты с мотивацией сеять хаос и зло. Не столько продажный, сколько поддавшийся искушению шериф (тоже неплохо).
*
Несколько раз использован сюжетный ход, когда полудемоническая животная сущность, несправедливо настрадавшись от людей, сбегает от них и в решающий момент помогает нашему герою: см. обезьяна-Люцифер, отгрызшая ухо хулигану, и финальный твист от фальшивого (а может нет?) трицератопса (что? а вот так: в книге даже профессор Челленджер Конан-Дойла вскользь упомянут).
*
Эпизоды, направленные на развлекалово, на мой вкус, ну очень унылые: нападение пчел, девочка-грязнуля Демон (кринж, и отнюдь не в хорошем смысле), война с малоприятной учительницей, побег обезумевшей обезьяны…
Ооочень криво из говна и палок склеенная детективная линия: какое перо, какие попугаи, как это связано с нацистами? при чем здесь всё это? Как это вообще ложится в единую картинку? Впрочем, простим автору: видали мы детективы и похуже, а тут это всего лишь одна из сюжетных веток.
*
Есть и хорошее:
- эпизод разминирования бомбы, ставящий точку в расовом конфликте;
- линия голого Вернона, отвечающая за то, чтобы раскрыть горести и ответственность на писательской стезе нашего героя;
- и вообще вся писательская часть неплоха — видно, что тут автор пишет от сердца;
- неплох единственный забавный эпизод — побег Кори от мэра, которого он посчитал убийцей;
- отношения в семье нашего мальчишки — действительно теплые и какие-то прям настоящие (оставим за скобками то, что добрый папа вполне может воспитательно избить сына: это у них шестидесятые на дворе, нравы были такие, никто не обижается).
*
Еще у автора много хороших завязок. И к сожалению, мало хороших сюжетов: вот Леди дарит герою велосипед, явно наделенный чем-то вроде собственной воли. Классно? О да! Что же будет, куда нас заведет этот плот-твист? Спойлер: а никуда. Велосипед с собственным именем загадочно помигал нам своим золотым глазом и растворился в закате. И такое сплошь и рядом. Автор — любитель подразнить читателя чем-то интересненьким, которое потом уходит в трубу и оставляет ощущение разочарования.
*
А еще очень хорошо передана атмосфера… Но, по-моему, это вовсе не атмосфера детства (тут мне Кинг кажется куда более крутым мастером), а тот самый дух жизни в маленьком американском городке и дух уходящей эпохи. Когда еще непонятно, насколько сильно мир вот-вот изменится. Молочник, лично развозящий молоко, воскресные проповеди в церкви, негритянская община и проблемы расовой сегрегации (и элементы вуду-магии), тяжелая жизнь семьи коммивояжера, городские фрики вроде голого чувака, на которого уже никто не обращает внимания…
*
Судя по всему, задумка была такая: организовать вокруг заглавной сюжетной линии (убийство) много-много побочных веточек, чтобы они красиво играли, пересекались, увлекали читателя, чтобы тот, пока ждет развязки детектива, успел подружиться и с второстепенными персонажами, чтобы с ними было уютно коротать время, пока убийцу медленно, но неотступно настигает расплата. И судя по всему, на многих читателях это вполне сработало, а значит, автор всё сделал правильно. Но я за всем этим вижу только скучную мешанину образов, иногда удачных, чаще — совсем нет.
*
О прочтении не жалею. Перечитывать совершенно точно не буду.
Beef, 28 июня 2024 г.
Долго собирался с мыслями для написания этого отзыва. Книга настолько замечательная, что боюсь, не смогу подобрать слов для того, чтобы выразить мои чувства и впечатления.
Последние страницы дочитывал едва сдерживая слёзы (да что там.. уже и не сдерживая), настолько сильно слова автора отзывались в моём сердце 37-летнего мальчишки, отца подрастающего (пока ещё двенадцатилетнего) поколения.
В центре повествования лежит таинственное убийство, свидетелями которого становятся мальчик Кори и его отец. Разгадка тайны этого убийства тянется тонкой нитью через всю книгу, но нить настолько тонкая, что порой полностью забываешь о её существовании. Так что не ждите от книги острого сюжета и запутанного расследования. Как не стоит ждать и мистики в духе «Оно».
Немного о мистике, или лучше сказать волшебстве, в книге. В моём понимании, волшебство здесь играет совершенно особенную роль. Его задача не напугать, как, например, у Кинга. Волшебство здесь – неотъемлемая часть жизни мальчика, его способ познания и восприятия жизни. Все мы в детстве что-то воображали, фантазировали, придавали окружающему нас миру магические черты. Конечно же, герои книги на самом деле не летали над полями в первый день лета, но именно магия полёта позволяет передать то ощущения счастья, которое дети испытывают в начале летних каникул.
Книга как будто возвращает в уютный двор из вашего детства. Город получился очень атмосферный, а жители живые и фактурные, запоминающиеся, не похожие друг на друга.
Очень симпатичен главный герой – обаятельный, честный, воспитанный. Здорово показаны его отношения с родителями, особенно отцом.
Ещё хочется отметить юмор в книге. Во-первых, понравилось как живой ум мальчика подмечает смешные моменты в поведении взрослых. Да, это такой взгляд на взрослых глазами ребёнка, ведь порой мы даже не замечаем, насколько должно быть смешно и нелепо выглядим с точки зрения детей. И хорошо ещё, когда взрослые способны относится к этому с определённой самоиронией, а если нет, то наверно дело совсем труба😊 Ну а во-вторых, в книге есть несколько по-настоящему смешных, с моей точки зрения, эпизодов. Чего только стоит неспешное разминирование бомбы мистером Лайтфутом!
Пожалуй, это моя самая любимая книга. Перечитываю уже не первый раз и каждый раз с удовольствием. Всем рекомендую!
pontifexmaximus, 20 июня 2024 г.
Это было круто, что и говорить...
Есть целых шесть причин, по которым стоить прочесть данный роман...
1. Это очень увлекательный роман, наполненный разнообразными приключениями и забавными проделками в духе книг про Тома Сойера и Гекльберри Финна.
2. Это роман мистический, в котором обязательно будет столкновение с доисторическими страшилищами и с привидениями, вполне современными, которых можно повстречать ночью на шоссе за рулем призрачного автомобиля.
3. Это роман, идеально подходящий для тех, кто любит одноэтажную Америку, кто путешествует посредством чтения по миру маленьких провинциальных городков, наблюдая за размеренной жизнью их обитателей.Ведь автор плоть от плоти этого мира.
4. Допустим, нравится вам на время мыслями возвращаться в мир детства, но весь Брэдбери перечитан вдоль и поперек, монолитный том «Оно» та же участь постигла, а хочется еще нечто подобное испытать, снова ощутить себя мальчишкой, который стремглав мчится навстречу ветру на новеньком велосипеде. МакКаммон тогда самое то, стопроцентное погружение в данное состояние.
5. Чувство юмора, сэр, то самое чувство юмора. Непременно стоит прочесть главы, в которых прихожан атаковали осы, а самолет уронил бомбу на дом члена Ку-клукс-клана...
6. И, наконец, то, что автор является очень хорошим рассказчиком, благодаря чему книга читается легко и непринужденно при своем немалом объеме...
Lawyer97, 1 октября 2024 г.
Великолепный во всех смыслах роман. Редко такое бывает, чтобы одна книга вызвала столько эмоций.
Тоска. Тоска по детству, из которого мы все родом. Тоска по тому времени, когда тебе все было ни по чем и твои родители стояли перед тобой как живой щит, защищая от всех невзгод и проблем.
Радость. Маленькие радости от обретения новенького велосипеда, от разрешения родителей уйти с ночёвкой в поход с друзьями или радость от карманных денег, чтобы ты мог хорошо повеселиться и отдохнуть. Радость от мелких проделок в школе и в приколах над нелюбимыми учителями.
Печаль и сожаление. Боль от утраты близких тебе людей и существ, боль, которую лечит только время.
Недовольство и злоба. От несправедливости, когда старшие издеваются над тобой, а ты не можешь им ответить. Пока не можешь.
И много чего еще. Книга богата на эмоции, которые она вызывает при чтении. Но при этом автор закладывает определенные идеи, которые близки к каждому из нас.
То, что надо надо быть и смелым и бороться за то, что тебе дорого и любимо тобой. Что семья главная опора в жизни любого человека.
То, что надо уметь отпускать умерших близких. Не надо быть эгоистом, думающим только о себе. Надо уметь отпускать, но при этом бережно хранить память о приятных моментах.
Эта книга о смелости в сложных ответственных моментах. Эта книга не только о плохом, но и о хорошем.
Неудивительно, что эта книга так любима и нахвалиемая многими. Эта история о детстве, из которого мы все вышли.
Но помимо эмоций и заложенных смыслов роман «Жизнь мальчишки» хорош и другим.
Интересными живыми героями, мастерски рисуемые Маккаммоном. Гладко выстроенным сюжетом, словно плывущим по спокойным волнам с неожиданным сюжетным твистом в конце и мягким приятным слогом.
Книга, к которой невозможно придраться.
RammerJammer, 2 февраля 2024 г.
С творчеством Роберта Маккаммона я впервые познакомился в прошлом году. Это был роман «Голос ночной птицы». Мне он очень понравился, я бы даже назвал его лучшим, из того, что я прочёл за год (пусть и читаю не так часто). Передо мной встал вопрос — за какое следующее произведение этого автора взяться. Выбор стоял между «Королевой Бедлама» (продолжением предыдущей прочитанной книги) и «Жизнью мальчишки» (самой популярной книгой автора). Я выбрал вторую.
Действие романа происходит в начале 60-х в США. 12-летний паренёк по имени Кори живёт в небольшом городишке с интересным названием Зефир. Он учится в школе, играет с друзьями, и иногда помогает отцу, который работает на молочной ферме. Но однажды они с отцом становятся случайными свидетелями преступления...
В книге показана история взросления молодого парня. В ней переплетаются обычные подростковые занятия (катание на велосипеде, походы с друзьями в лес, киносеансы по субботам, разные игры на летних каникулах) с совсем не детскими происшествиями и переживаниями (убийство, похищение, смерть близких...)
Роман начинается как детективная история, но вскоре меняет курс и становится просто описанием повседневной жизни мальчика, и лишь в конце возвращается к первоначальному курсу.
Книга объёмная и повествование ведётся довольно неспешно. В какой-то момент мне к сожалению становилось скучно. Это произведение оказалось совсем не похожим на «Голос ночной птицы». Не хватило каких-то ярких и запоминающихся моментов в сюжете. Так же и мистическая часть «не будоражит нервы» и выглядит блекло.
И вроде бы автор пишет хорошо, делает акценты на важных событиях, героев много..., но всё это не цепляет. Видимо такой своеобразный жанр мне пришёлся не по душе.
С другой стороны я могу понять, почему этот роман понравился многим читателям. Это атмосфера маленького городка, сам процесс описания событий жизни главного героя, то как они влияют на его дальнейшее мировоззрение.
Как итог, любителям мистики я этот роман точно советовать не стал бы. Но он вполне может прийтись по душе ценителям неспешных ностальгических историй про волшебные детские годы и формирование характера подростков.
Надежда, 10 августа 2014 г.
Книга удивительная, волшебная, волнующая. Ничего подобного я не читала. В ней совместимо несовместимое: криминал, философия, детское волшебство, психология. И все выглядит гармонично.
Обычная американская семья. Обычный мальчишка. Но в жизни этого мальчишки творятся необычные мистические вещи. И гадаешь, то ли правда это мистика, то ли бурное воображение Корри. Читая книгу, погружаешься в мир волшебства, вспоминаешь, что жизнь состоит из мелочей, и стоит оглянуться вокруг и присмотреться, как увидишь красоту и великолепие мира. И еще, важная мысль, что не нужно взрослеть душой, потому что взросление — это закостенелость и черствость, груз проблем и неумение поднять глаза к нему, восхищаясь закатом. Нужно оставить в душе частичку детства, и уметь смотреть на мир глазами ребенка, радуясь мелочам и каждый день постигать красоту и волшебство жизни.
visionshock, 18 октября 2013 г.
Есть книги которые оставляют глубокий, неровный след в душе человека. Такие книги я запомнил, и буду помнить всегда как бы там не было. Они меня трогали, заставляли переживать жизнь героев, жить с ними, любить, страдать и иногда ненавидеть. Я их помню наизусть, запомнил и наверное не забуду, они вызвали гамму чувств. Их названия так иногда и звучат в ушах: «Герой должен быть один», «Тирмен», «Хозяин Колодцев», «Кладбище домашних животных», «Террор» и это еще не все. Теперь в этот список можно добавить и «Жизнь мальчишки».
Кори Мэкинсон ввязывается в необычайные приключения, сюжет раскрывать не буду, но скажу что основа детективно-мистическая. Автор сумел столько впихнуть в книгу что диву даешься, его задумкам, но главным хитом стала эмоциональность книги. Она настолько пропитывает труд Маккамона, что местами труд просто мегаэмоционален. Мы словно проживаем год по соседству с Кори, знакомимся с его друзьями, жителями городка, вступаем в разгадку таинственного преступления, деремся с хулиганами и знакомимся с Немо Кюрлисом. Очень много эмоциональных моментов, трогательных и щепетильных, но кое-где Маккаммон остался верен себе. Местами есть саспенс и элементы хоррора, присутствуют элементы триллера и криминальной драмы. Но это все жирные плюсы книги, она разнообразна, в ней много насыщенных событий.
На протяжение всей книги, я был мучим жаждой: а что дальше? Не спал, хотелось прочесть и раскрыть все загадки. И по закрытию последней страницы я был поражен. Насколько книга возвращает в детство, к их проблемам, невзгодам, решениям и чисто мальчишечьему задору. Главная интрига сильная и мощная, но даже она поспевает за бытовыми мелочами романа, типа — жизни мальчика и её особенностей. А как иногда хочется вернуться в детство, правда же? А если бы каждый полюбивший эту книгу смог бы сам пережить историю Кори Мэкинсона, хотел бы вернуться в детство еще сильнее.
Маккаммон смог удивить: сюжетом, который снова как и в «Голос ночной птицы», ни капли не предсказуем, Герои — высших всяких похвал, четкие и проработанные, атмосфера Зефира на высоте, бытописание довольно-таки сильная сторона. Вот и удивляешься книге. Как лихо и четко автор свел столько моментов и частей.
Итог: шикарная, очень эмоциональная история, способная задеть любого человека, который был ребенком.
Браво, Маккаммон!
Deliann, 21 августа 2013 г.
Неожиданно именно этот отзыв стал для меня особенно тяжелым. Я просто не знал (да и сейчас, печатая эти буквы, не знаю), что именно и как можно сказать по поводу «Жизни мальчишки». Мыслей много, но, появляясь на экране монитора, они как будто блекнут, уменьшаются и становятся слишком мелкими. Ладно, попробую рассказать обо всем по порядку, а там уже как пойдет.
«Жизнь мальчишки» – роман из той когорты произведений о детстве, в которых авторы смогли поймать дух времени и детства, в которых содержится концентрированный вкус тех неповторимых ощущений ребенка. В свое время это отлично удалось Р. Брэдбери в «Вине из одуванчиков» и «Надвигается беда», затем что-то похожее, но со своими привкусами, приготовили Д. Симмонс («Лето ночи») и С. Кинг («Оно», «Сердца в Атлантиде» и «Тело»), и это далеко не все примеры, так что роман Маккаммона пришел вслед за более известными и популярными предшественниками и смог занять достойное место среди них.
Итак, сюжет. Он тут не занимает центрального места, однако какой же отзыв обходится без пары слов о нем? Перед нами один год из жизни Кори Мэкинсона. Первое же, что случается с Кори – он становится свидетелем аварии: неизвестная машина срывается в «бездонное» озеро Саксон. Отец мальчика, попытавшийся спасти пассажиров из воды, обнаружил, что авария была подстроена для того, чтобы избавиться от изуродованного трупа и скрыть следы преступления. Так начинается детективная линия, которая пройдет через весь роман и которая вместе с тем не является важной, она лишь фон. Так что можете даже и не искать в книге чего-то особенно «триллерного», однако временами кровь точно будет застывать в жилах. Особенность главного героя в том, как он воспринимает окружающий мир. Обладая живым умом и ярким воображением, Кори не только видит происходящее вокруг, но и способен описать это так, будто самая мелкая деталь повседневности важна, словно все, что мы видим, имеет смысл уже потому, что этот момент больше не повторится. Никогда. И это мне особенно близко, т.к. еще учась в университете я все время рассказывал друзьям обо всем, что стоило быть рассказанным. Потом надо мной правда подшучивали, что сначала кажется, будто я очень интересно живу, но затем, послушав меня пару недель, понимаешь, что я зачем-то рассказываю то, что происходит с каждым. Ну кому придет в голову пересказывать поездку на автобусе? Или поход по магазинам? Мне приходило. И неизменно, всегда, в каждом своем дне я находил что-то необычное, интересное или просто забавное (и слава Богу, что мне не довелось расследовать дело об убийстве или увидеть живого трицератопса, хотя...). Также и Кори: он рассказывает о вещах, важных для него, однако рассказывает так, что читатель вспоминает о своем детстве и о своих тогдашних сокровищах и увлечениях.
Отдельно необходимо упомянуть о персонажах. Маккаммон сохранил тот баланс, который позволяет видеть события глазами ребенка, при этом анализируя их глазами взрослого. И потому друзья не возводятся в абсолют, враги не «плохие, и точка», а взрослые неидеальны и знают далеко не всё. Взрослый мир врывается в жизнь главного героя не в один миг, однако уже в свои 12 Кори способен на очень взрослые и мужественные поступки. Кстати, совсем забыл сказать, по большей части книга все-таки приключенческая. Сверхъестественного тут немного, детектива тоже, а вот столкновения с математикой, хулиганами, даже динозавром, озерным чудовищем и обезьяной присутствуют, и в немалом количестве. Про атмосферу провинциальной Америки 60-х годов я просто промолчу, т.к. она пропитывает всю книгу, так же как детство любого мальчишки пропитывает дух времени этого детства.
По времени написания «Жизнь мальчишки» располагается где-то между «Участью Эшеров» и «Голосом ночной птицы» этого же автора, и, читая о приключениях Кори Мэкинсона, я не мог отделаться от ощущения своеобразного родства книги с этими романами. От «Участи Эшеров» пришло обилие событий (пусть сюжетная линия здесь лишь одна, книга разделена на 4 части по временам года, которые в свою очередь делятся на главы, каждая из которых посвящена конкретному событию и вполне может восприниматься как рассказ), ну а «Голос...», конечно же, не более чем силуэт, просто несколько идей и образов найдут свое место в приключениях Мэтью Корбетта. Кроме того, стоит отметить большое количество аллюзий и реверансов (невооруженным взглядом видны намеки на творчество А. Конан Дойля, Кинга и др.), Маккаммон даже намекает на себя самого, введя в действие слегка сумасшедшего писателя (к слову, на сам роман намеки так же присутствуют).
Роман рекомендую прочесть всем любителям умной и качественной иностранной прозы. Единственное, что испортило мне удовольствие от чтения — это перевод. Но, как говорится: «на безрыбье и рак рыба», так что, за неимением под рукой альтернативы, вполне сгодится и этот.
P.S. Песня, которая так понравилась Кори и которую так невзлюбил местный проповедник, называется «I Get Around», группа The Beach Boys. Наверняка вы ее уже слышали, но песня неплоха и заслуживает повторного прослушивания.
lith_oops, 24 декабря 2012 г.
Вот хотелось и все тут. Чего-то такого, чтоб отдохнуть, но при этом в руках литература была, а не черт-те-что. Хотелось еще Латынину, но она запрягает сильно нудно.
А Маккаммон хороший. И это литература. Но это книга без сюжета. Она душевна до безобразия. Это и правда книга про детство, про восприятие, про взросление, про взгляд на жизнь оттуда, но сюжета там нет. Причем его там нет нарочно. Что вполне наглядно там объясняется, причем не без камня в огород старины Стиви.
Приступим.
В книге есть чудный персонаж: голый дядька, который ходит по маленькому городку Зефиру. Так вот он рассказывает ГГ историю о том, как он писал книгу. Просто книгу о маленьком городе. Хорошую, интересную, душевную книгу. А потом уехал в большой город, где издатель уговорил его переписать книгу, сделав из нее модный в те времена триллер. И дядька вставил в свою книгу серийного убийцу, на обложке нарисовали окровавленный труп и… книга провалилась. И тогда писатель понял, что он собственными руками загубил свое творение.
И пусть мне кто-нибудь скажет, что это не в адрес Кинга.
Жизнь мальчишки – это Оно без оно. Талисман без талисмана. Безнадега без Тэка. Низкие люди в желтых плащах без низких людей в желтых плащах. Кинг без ужасов.
Может, оно и правильно. По крайней мере, книга определенно отдает величием. И настоящим детством. Но все то же самое есть у Кинга. Все то же самое, плюс сюжет. Так что, ИМХО, камень до огорода не долетел, хоть на голову бросавшего тоже не свалился.
Нет, определенная сквозная нить проходит через весь роман – убийство на озере. Но она такая тоненькая и несчастная, как глобальный сюжет в сериале. То есть он как бы есть и его как бы нет. Некоторые серии имеют к нему отношение, а некоторые – вполне без него обходятся. И, может, так даже лучше.
Собственно, все. Нырок в детство читателю обеспечен. Чувствительному читателю обеспечен прилив любви к мелким, вкупе с которым обязательно будет дано невыполнимое обещание мелких вдурную не притеснять. Все равно ведь будем. Ну ладно. Страдания формируют личность.
Мистических моментов тоже будет пара-тройка. Маккаммон ведь не может без того, чтоб не вклепать в любой текст какую-то необъяснимую фигню из сцены последней битвы бобра с ослом. Впихнет. Фигня вызовет толику недоумения, после чего тихо скончается.
Мир глазами ребенка передан великолепно, но все же есть перегибы. Например, их летний полет. ГГ с друзьями по окончании учебного года идет на холм и они там коллективно вроде летают. Прикольно, интересно. Недостоверно. Я готова поверить в вуду, в динозавра и в зомби, которые будут иметь место чуть дальше, но в то, что дите двенадцати годов верит в собственный полет… У ребенка, конечно, воображение, но не шизофрения же.
Дальше вполне достоверно и аппетитно-нырятельно.
Читабельность в целом без нареканий, просто попадались книги и получше.
Интрига практически отсутствует, за исключением тех моментов, когда автор вводит не столько аднаногих, сколько полудохлых (а потом и совсем дохлых), сабачек. Истории и истории, ничего особенного. Собственно, повторюсь: то, чем было бы Оно без оно… ну и далее по списку. Персонажи довольно невнятны, особенно друзья ГГ. Я их так и не научилась различать, даже с учетом того момента, что один из них умрет. Какой именно – непонятно. Но вроде не тот, который негр. В общем, они одинаковые. Тот же Кинг таким не страдает. Например, в не особо любимом мной Черном доме я всех друзей ГГ как сейчас помню. И все их недостатки, и достоинства, и пристрастия, и даже кто где когда соврал, пока ГГ искали. Словом, мэтр.
Идея душевная. И душевность идейная. Это книга про детство, а детство – это время вопросов. И, к счастью, не всегда на эти вопросы можно получить ответы. Но вопросы будут, автор дает нам возможность вспомнить о времени, когда мы сами еще не разучились их задавать.
Детство – что тут говорить. Даже плохое – оно все равно всегда хорошее. Это память о том восприятии, о вере в чудо. А то сейчас мы просто знаем, что чудес не бывает. А это грустно.
Погружение тоже десять. Правда, на велосипеде я по проселочным особенно не гоняла – за неимением и того, и другого. Но ощущения представляю. До рождения дочки как раз с любимым купили по велику и чуточку успели покататься. Хорошо! Жаль, что я уже разучилась одушевлять предметы, но еще помню свои детские разноименные ботинки. Близнецы, блин. Двойняшки. А у ГГ велосипед Ракета. С глазом. Потому что его подарила колдунья-вуду. Ну или герой так думает. ;) Да, мне бы хотелось снова верить хотя бы в колдуний. Но я, блин, экстрасенс с дипломом и нифига в чертовщину не верю. А жаль. Потому что очень хочется верить хоть во что-нибудь.
drenay, 11 декабря 2012 г.
Есть книги,которые остаются в твоем сердце на всю жизнь.«Жизнь мальчишки»,жизнь Кори Мэкинсона останется со мной навсегда.Читая этот роман невольно начинаешь возвращаться в свое детство,вспоминаешь игру в футбол с дворовыми ребятами,первые тренировки по боксу,заинтересованные взгляды девочек в наш (ребят) адрес.Кроме хороших событий в жизни каждого подростка бывают и неприятные воспоминания,наверное этим Роберт Маккамон смог «зацепить«меня.Он как будто подсмотрел жизнь каждого из нас.
Мне произведение Маккамонна очень напомнило сильнейший роман Рыбакова «Дерни за веревочку».
Очень хочется порекомендовать этот роман всем-сильнейшее эмоцианальное произведение с мистической,детективной и остросюжетной составляющей.
ШЕДЕВР!
Medium, 20 июля 2012 г.
Что делает хорошую книгу шедевром? Интересный сюжет? Живые, яркие персонажи? Красивый слог автора? Иногда бывает так, что даже этого не достаточно. Иногда хорошей книге не хватает совсем малого – ей не хватает души. В далеком 1957-ом году Рэймонд Дуглас Брэдбери вложил частичку собственной души, свои собственные страхи и переживания, радости и невзгоды, открытия и потери, которые он испытывал будучи десятилетним мальчиком, в автобиографическую книгу «Вино из одуванчиков». «Жизнь мальчишки» в каком-то роде изящный поклон Мастеру, тот редкий случай, когда ученик смог создать произведение, за которое не было бы стыдно и учителю. Однако при этом Маккаммон создал свой собственный мир, сумев найти узкую тропку, по которой тридцать четыре года до него прошел вечный мальчишка Рэй Брэдбери, он прошагал по ней на собственный манер, но сумел сохранить самое важное – магию детства.
Маккаммон создал машину времени, переносящую читателя именно в его детство, время, когда не надо ни о чем беспокоиться, когда о тебе заботятся родители, а каждый день не похож на предыдущий. Это время, когда у каждого ребенка вырастают между лопаток великолепные белые крылья, несущие своего хозяина сквозь бурный поток, называемый жизнью. Поначалу глава, в которой главный герой вместе со своими друзьями летает над маленьким городком Зефир, меня озадачила. «Как же так, что это еще за крылья? Это же книга о жизни, а в реальности дети не летают» — кричало мое внутреннее «я» кипя от негодования. Но потом я вспомнил свое собственное детство и все понял. То было время, когда все умели летать, и в этом не было ничего необычного. Когда тебе двенадцать, ты можешь поверить во все что угодно. В то, что где-то в лесу живет последний в мире гость из затерянного мира, а в речке – огромное чудовище исполинских размеров.
По своей сути «Жизнь мальчишки» — роман в рассказах. Здесь каждая глава – отдельная самобытная история, которая не обязательно влияет на основной сюжет, но при этом является неотъемлемой частью книги. Убери одну такую незначительную историю – и роман потеряет толику своего обаяния, оставшись навечно хромым. Потому что «Жизнь мальчишки» — непрерывный калейдоскоп событий, сменяющих друг друга с ураганной частотой. Здесь есть и забавные истории, и печальные, страшные и веселые, драки и разбитые коленки, страх за своих родственников и глупая ненависть к ним, нахождение новых друзей и потеря старых, удивительные и страшные истории о людях, с которыми прожил всю жизнь, тайны и загадки, ответы на которые можно искать вечно, но так и не найти, призраки и дивные события, в которые не верят даже твои друзья, как ты их не уговаривай.
«Жизнь мальчишки» по праву считается лучшим произведением Маккаммона. Напишет ли он что-либо лучше еще? Поживем – увидим. Однако даже если и не напишет – Роберт Рик Маккаммон все равно войдет в историю литературы как автор, поборовший время. Как тот человек, который поймал детство и запечатлел его в своем восхитительном романе, подарив миллионам людей ту удивительную магию свободы, которую уже многие забыли.
aptypi, 10 марта 2012 г.
-Не торопись взрослеть.
Признаюсь, начинал читать роман довольно неохотно, опираясь лишь на хвалебные отзывы и рекомендацию сайта. К тому же, я постоянно спотыкался на опечатках, которых в книге было немало. Но, мое отношение быстро изменилось, буквально после нескольких событий. Я погрузился в мир мальчишки с головой, увяз в городе Зефир вместе с героями по самое «не могу». С жадным интересом перелистывал страницу за страницей, пока веки не наполнялись свинцом, а на следующий день начинал заново.
По мне, Роберт Маккаммон сумел передать магию детства ничуть не хуже Брэдбери. Память, действительно дверь в наше прошлое. Нет такого человека, который бы не мечтал о свободе, о полной свободе и беспечности, которая была знакома нам лишь в детстве. Читая книгу, я мысленно возвращался в свое детство и свой городок. Вспоминал свой велосипед и чувство, которое охватывает когда садишься на него впервые после долгого перерыва. Вспоминал своего верного пса, которого было так же мучительно больно отпускать в собачий рай. На долю Кори выпадало куда больше событий, чем на меня, и не все они были самыми радужными, но каждое событие я переживал вместе с ним.
Автор позволил нам окунуться в чудесный и атмосферный мир 60-х годов, наблюдая за жизнью мальчишки со стороны безмолвной тенью. Периодически сотрясая провинциальный городок, словно запакованный рождественский подарок, чередой самый неожиданных событий, Маккаммон не дает нам заскучать. Книга — литературный рецепт на любой вкус, здесь и перестрелки в стиле дикого запада, и погони, и саспенс, и даже немного мистики. Все это приправлено сильной психологической линией и подано под соусом изысканного языка. Каждый найдет что нибудь для себя. Можно придумать любой хвалебный отзыв на книгу, и наверняка вы попадете в точку, но чтобы не гадать, лучше прочитайте сами.
Vlad, 29 июля 2011 г.
Любят известные американские писатели писать книги о детстве. У кого-то это получается лучше, у других — чуть похуже, кто-то с этими произведениями становится классиком, но общее у них одно — читать рассказы о детстве всегда интересно и если автор вложит в них частичку своей души, как бы пафосно это не звучало, то успех не заставит себя ждать. Маккамон своим шансом воспользовался сполна — смешав все необходимые ингредиенты — верных друзей, хулиганов, мешающих им жить, велосипеды, походы, первую романтику — и сдобрив все это загадочным убийством и диковинными существами, видимыми только детьми, — он резко поднялся в писательской иерархии, получил несколько крупных премий и заставил уже серьезно говорить о себе. Успех этот вполне заслужен — на фоне ранних романов «Жизнь мальчишки» смотрится, извиняюсь за каламбур, гораздо более взрослой книгой.
Недостатков этот роман тоже не лишен, ведь все таки он не является «вещью в себе» и сравнить его есть с чем. Основной как мне кажется минус — постоянные морализации со стороны Маккамона, вкладываемые в уста Кори, причем звучащие не как мысли мальчишки, а именно как размышления взрослого человека. Может поэтому иногда текст кажется немного наивным и простым — в некоторые моменты, читая «Жизнь мальчишки» мне казалось, что передо мной почти шедевр, но через каких-то десяток страниц восторженность сменялась скукой. Все-таки не удалось Маккамону, как скажем Марку Твену или Стивену Кингу, во время написания книги полностью преобразиться в ребенка — где-то ему не хватило искренности, где-то фантазии, где-то непосредственности — вроде не так это и страшно, но лично у меня осталось от этой книги ощущение нереализованного потенциала.