fantlab ru

В. Ропшин «Конь бледный»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Оценок:
19
Моя оценка:
-

подробнее

Конь бледный

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

Автобиографическая повесть, написанная террористом-эсером Борисом Савинковым под псевдонимом В. Ропшин. Сюжет повести основан на истории организованного Савинковым убийства великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора.

Примечание:

В.Ропшин — литературный псевдоним Бориса Савинкова.


Входит в:

— журнал «Подвиг 2017'02», 2017 г.

Экранизации:

«Исчадье ада», СССР, 1991 // реж. Василий Панин

«Всадник по имени смерть», Россия, 2004 // реж. Карен Шахназаров



Похожие произведения:

 

 


Конь бледный
1912 г.
Конь бледный
1914 г.
Конь бледный
1974 г.
Избранное
1990 г.
Записки террориста
2002 г.
Конь бледный. Конь вороной
2013 г.
Всадник по имени Смерть
2015 г.
Всадник по имени Смерть
2017 г.

Периодика:

Подвиг
2017 г.

Аудиокниги:

«… и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»
2006 г.
Конь бледный. Конь вороной
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Конь бледный» — далеко не развлекательное произведение. По своей сути это мемуары, которым автор придал форму художественной повести. Как и во всех произведениях подобного жанра главной характеристикой, определяющей интерес читателя, является не столько даже литературные способности автора, сколько неординарность его личности и занятий.

Неоднозначность фигуры и извилистые петли судьбы Бориса Савинкова более чем подходят для поддержания не остывающего внимания публики. Действительно, не так уж и много террористов и откровенных убийц, не гнушающихся собственноручно взрывать, стрелять и вешать врагов, запечатлели собственные похождения на бумаге. А чего стоит злая насмешка рока, по воле которого атеист и революционер, организовавший убийство великого князя, губернатора Московского и дяди самого Императора (этот эпизод жизни как раз описывается в повести), под конец своей жизни сражается плечом к плечу с белыми, а потом и вовсе руководит шайкой зеленых бандитов? Борис Савинков всю свою жизнь положил на алтарь борьбы, сначала против императорской власти, а потом уже против большевизма. Несмотря на всю спорность его личности, сквозь текст чувствуется искренняя любовь к России, которую он искренне любил. Тем большей трагедией для него стало то, что его Родина умерла еще раньше чем он, и Савинков сам приложил к этому руку.

Но в данной повести освещается прежде всего не аспекты политической борьбы и грустные курьёзы судьбы (это будет в основном темой следующей повести – «Конь вороной», описывающей эпизод жизни автора в качестве белогвардейца и главаря ватаги анархистов), а психологические мотивы, толкающие совершенно разных людей на вооруженное сопротивление режиму. Портреты всех входящих в «группу ликвидации» выписаны Савинковым очень четко и рельефно, в них не чувствуется фальши и наигранности, они во многом противоречивы (собственно как и почти все люди), но у каждого есть свой «движитель» борьбы, часто не похожий на мотивы других. Одну из главных ролей занимает исторический персонаж Иван Каляев, непосредственный убийца Великого князя, умудряющийся сочетать в себе истинную религиозность и веру в догматы церкви с фанатичным, немного фаталистическим принципом борьбы с режимом.

Основой повести, и это вполне естественно, служит мироощущение самого Савинкова, вполне определенно показывающего, что может толкать активного и жесткого (даже скорее всего жестокого) человека в горнило кровавой классовой схватки. Несмотря на прошедшую сотню лет, смену эпох и кажущееся изменение мировоззрений, похожие мысли и мотивы вполне естественны и для нашего времени. «Если бы я мог, я бы убил всех начальников и правителей. Я не хочу быть рабом. Я не хочу, чтобы были рабы» — таков постулат Савинкова о классовой борьбе, однако вряд ли его можно назвать идейным социалистом и, по видимому, ключом к пониманию пути и личности знаменитого террориста служат в большей степени другие идеи. Об этом свидетельствует не только его дальнейшее «перерождение», но и то, что после публикации данной повести Савинкова хотели исключить из партии за воззрения, не ложащиеся в общепринятую канву социализма. Некоторые из других посылов, отражающих истинные мотивы Савинкова, в той или иной степени повторяются в повести и их можно свести к двум цитатам, определяющим суть философии этого неординарного человека в тот период жизни: «Я не знаю, почему нельзя убивать. И я не пойму никогда, почему убить во имя свободы хорошо, а во имя самодержавия дурно»; «И если нет у меня бога, я сам себе бог». Каждый сам может для себя решить, что представляет из себя главный герой – жестокосердного убийцу, нашедшего благодатную стезю для приложения своих склонностей, или идейного борца с режимом за права угнетенного народа. Истина, я думаю, будет как всегда где-то посередине.

Можно не разделять мнение Савинкова по отношению к людям, государству, убийствам, однако сама возможность узнать, что творится в душе у таких людей весьма интересна и познавательна. С этой точки зрения повесть очень полезна, но также она может понравится любителям исторической литературы – ведь здесь описаны реальные события, пусть и приправленные изрядной долей философских воззрений главного действующего лица.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх