Фрэнк Герберт «Сцены и главы, исключённые из окончательного варианта «Дюны»»
Входит в:
— цикл «Вселенная Дюны» > сборник «Путь к Дюне», 2005 г. > Путь к Дюне > Путь к Дюне > Неопубликованные сцены и главы из "Дюны" и "Мессии Дюны"
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сортировка: по актуальностипо датепо рейтингупо оценке
Стронций 88, 10 июня 2025 г.
Любопытно.
На самом деле здесь можно проследить не только работу автора на финише, на эдаком монтажном столе, очищающем большой плотный роман от лишних сцен, как это заявлено во вступлении – на самом деле таких эпизода я увидел всего два:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Из этих сцен и глав видна работа автор – встреча Пола с Преподобной Матерью имеется, например, в нескольких вариантах, и из этого видно, как автор старался яснее выразить заложенные в этот эпизод мысли. Видна эволюция его идей – так, например, некоторые сцены явно написаны раньше и, останься они в таком виде, то деформировали бы мир романа первый – пребывание внутри корабля Гильдии; второй – финальный – с убийством Полом кенгуровых мышей (и лишь он-то мог иметь значение в контексте романа; имя Муад Диб, взятое ещё и из-за того, что эти зверьки спасли Пола и его мать от голодной смерти и пророческое «я никогда их не забуду»).
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
или его героев (например, в некоторых сценах Пол говорит довольно детски, что не характерно для его образа ребенка, сдержанного как взрослый). А некоторые сцены выглядят прямолинейно – например, первые появления второстепенных героев из дома Атрейдесов, в которых сразу раскрываются и их прошлое и их отношения к другим, в итоге, в романе, всё это происходит постепенно, такое постепенное раскрытие, которое в динамике, как мне кажется смотрится гораздо лучше и интереснее. Видно, кстати, и то, что сцена в которой Пол и его мать изучают рюкзаки, оставленные в орнитоптере, очень ранняя – в ней ясно, что им незнакомы ни конденскостюмы, ни крисножи; останься в романе она, объём бы его чуть сократился, но были полностью зачеркнуты сразу несколько хороших и важных сцен. Такова работа художника. И здесь она отчетливо видна.
(например, заявление, что специя известна лишь сотню лет…)
Кстати, любопытно, что все эти не вошедшие или альтернативные фрагменты относятся к первой части романа. Очевидно, она нуждалась в огранке сильнее других, более поздних, и более динамичных.
Оценка: 8
Написать отзыв: