Андрэ Нортон «Саргассы в космосе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Дейн Торсон, выпускник Космической Школы, получает назначение на корабль вольных торговцев «Королева Солнца». Тут то и начинаются его приключения. Ведь всем известно, что вольные торговцы рыщут по звездным тропинкам, которыми большие компании пренебрегают, ибо тропинки эти слишком новые, слишком опасные и не сулят верной прибыли. «Королева Солнца» отправляется на планету Лимбо. Но вместе с туземцами они там находят гангстеров и машину, притягивающую корабли из космоса и не дающую им взлетать.
Входит в:
— условный цикл «Космический цикл» > цикл «Королева Солнца»
— антологию «Нортон Эндрю. Саргассы в космосе; Гаррисон Гарри. Неукротимая планета», 1991 г.
— антологию «Приключения в космосе», 1992 г.
— антологию «Саргассы в космосе», 1992 г.
— антологию «Миры братьев Стругацких. Переводы», 1999 г.
В планах издательств:
Издания:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zwilling, 24 апреля 2025 г.
Прочитал эту повесть (не роман — всё действие умещается в несколько недель, герои не меняются) ради перевода Стругацких, но с их собственными произведениями она не идёт ни в какое сравнение. Простенький сюжет, схематичные персонажи (некоторые из них вообще непонятно зачем введены: например, «знаменитый вольный торговец Коуфорт», который просто участвует в аукционе и больше никак не появляется), единственный конфликт — между хорошими торговцами и плохими гангстерами, незамысловатый язык. Литературные приёмчики вроде говорящих названий глав и авторских пояснений типа «крэкс был наркотиком, объявленным вне закона по всей Галактике» вызывают слезу умиления: в 1955 году кто-то их ещё использовал! Для авторов, уже написавших «Улитку на склоне», этот перевод был, судя по их переписке за 1967-68 годы, просто способом заработать в условиях нарастающих трудностей. «Во всяком случае, супротив Нортон этот [фантаст Хол] Клемент [которого они переводили параллельно] — без малого Фолкнер», замечает в этой переписке БНС. Клемента я не читал, но Элис Мэри Нортон точно была не Фолкнер, а также не Хайнлайн, не Саймак и не Азимов. Для человека, не читавшего эту повесть в детстве/юности, она представляет довольно небольшой интерес.
1001, 10 февраля 2025 г.
Издание 1969 года, со страшной мордой на обложке.
Мы школьники, и эта книга ходит по рукам (до «Звездных войн» еще далеко, но это по, факту, их первая ласточка)
(Если бы кто-то тогда из нас сказал, что Андрэ Нортон — это женщина, его бы тут же засмеяли :)
Предтечи, конечно, очень сильно смахивали на Странников (про переводчиков, мы естественно, были не в курсе :)
Но сам роман был боевым, не чета тогдашней советской фантастике — космические пираты, Tractor Beam, Звезда Смерти (зачеркнуто).
Для 10-леток все зашло на ура :)
Лет тридцать спустя, в сборнике «Миры братьев Стругацких», том «Переводы» я снова нашел этот роман и перечитал его... лучше бы я этого не делал... :)
Всему свое время.
(Оценка — из 1970 года)
InsaneOne, 20 марта 2024 г.
Начинается повествование довольно динамично и увлекательно, но где-то с середины книги, становится всё более плоским и банальным — вся интрига и странные события в итоге сводятся к примитивному выяснению отношений между «добрыми героями» и «злыми злодеями». В целом, на протяжении всего чтения, складывается впечатление, что читал всё это уже не один десяток раз (если вообще знаком с научной фантастикой). Можно сделать скидку на возраст произведения, но лучше от этого оно не становится.
Присутствуют все типичные стереотипы прошлого о будущем: микроплёнка, стереопроекции и прочие «перфокарты». Когда уже десятый раз встречаешь подобные глупости у разных авторов, понимаешь, насколько плоска фантазия человека в размышлениях о будущем, будь он хоть трижды общепризнанным автором научной фантастики прошлого. Но, возвращаясь к сути произведения, в спойлерах объясню, почему оно мне действительно не понравилось.
К сожалению, в книге затрагивается много идей, которые никуда не были развиты автором:
Что за туман накрывает планету? Несёт ли он опасность?
Что представляют из себя шарообразные аборигены? Зачем они вообще присутствуют в произведении?
Почему вся команда забыла о только что упавшем корабле? Да, у них были другие проблемы, но по завершению, о нём никто и не вспоминает. Хотя по ходу произведения мы узнаём, что на одном из упавших кораблей были выжившие, которых добили бандиты. Значит, только что упавший корабль тоже мог сохранить часть экипажа, которому как-то теперь нужно выжить на этой планете.
Какой принцип работы у установки, сбивающей корабли? Что конкретно происходит с ними такого, что они падают? Для чего эта установка нужна была существам, которые её создали?
Ну и совсем странные логические допущения:
То у персонажей конденсат от тумана течёт по лицу, а дождь попадает за шиворот, то они снимают/надевают шлемы — даже неясно, соблюдают ли они банальные осторожности на новой для человечества планете, но судя по всему — не очень-то и строго, а скорее вообще нет. Не знаю, может дело в переводе. :)
Зачем бандиты схватили одного из членов команды? Благодаря этому, они ведь только форсировали своё разоблачение. Почему нельзя было схватить больше при явном численном перевесе и, по идее, полной информации о составе экипажа?
Сказано, что все корабли очень хорошо защищены от любых внешних воздействий, но при этом, судя по всему, не имеют никакого оружия или чего-либо подобного ему на своём борту — у экипажа есть некие ручные «гипнопроекторы», почему такой же, но более крупный, не установлен на корабле? Для защиты от ситуаций, подобных описанной в книге?
И так далее, это можно продолжать довольно долго.
В общем, рекомендовать не могу, но и сказать, что это плохое произведение — тоже. Прочитать можно, но перечитывать или когда-нибудь вообще вспомнить сюжет — это вряд ли.
Нескорений, 8 марта 2022 г.
Есть книги, которые одинаково хорошо читаются в любом возрасте. Конечно, можно сказать, что «Саргассы в космосе» — роман подростковый, но и взрослому читателю, любящему приключения будет приятно провести вечер в компании симпатичных героев, сражающихся с космическими пиратами на таинственной планете. Учитывая же уровень современной подростковой фантастики, которая за редким исключением являет собой печальное зрелище, поколению молодых читателей не остается ничего иного, как обратиться к проверенной временем классике. Да, это произведение с полным правом можно назвать классическим и поставить в один ряд с «Островом сокровищ» Р.Л. Стивенсона, например. Меняются лишь декорации — место парусной шхуны занимает космический звездолёт, а роль таинственного острова играет далёкая неисследованная планета. Здесь есть главное — дух приключений, тайна, раскрываемая читателем в компании с главными героями, которым хочется подражать.
По сюжету молодой выпускник Школы Космофлота Дэйн Торсон получает от беспристрастного искусственного интеллекта (один в один — распределяющая шляпа из Гарри Поттера) назначение в свой первый полёт в качестве помощника суперкарго на небольшой звездолёт вольных торговцев. Познакомившись с членами экипажа, Дэйн отправляется на планету Наксос, где проводится аукцион по продаже торговых прав на вновь открытые планеты. Собрав остатки денег, экипаж «Королевы солнца» приобретает кота в мешке, сиречь права на планету Лимбо. Риск велик, но ситуация безвыходная, лететь придется в любом случае. По всему выходит, что на этой планете еще в дочеловеческие времена бушевала страшная война, которую вела таинственная раса Предтеч. Есть вероятность, что на Лимбо остались некие артефакты этой загадочной цивилизации, а может быть даже и разумная жизнь. Корабль фрахтуют подозрительные «археологи» и с этого момента приключения начинаются.
Действие романа происходит в далёком будущем, история исследования космоса человечеством на тот момент уже насчитывает более тысячи лет. Налажены контакты с представителями иных рас, но почти никаких сведений о существовавшей некогда сверхцивилизации, которую называют Предтечами, у людей нет. Если истории свойственно повторяться, то в будущем нас ждёт новая эра великих географических открытий, только теперь на просторах космоса, а не земного океана. У новых авантюристов сложился свой комплекс баек и легенд, которые они с удовольствием рассказывают, как некогда их предшественники на парусных кораблях, верившие в существование «летучего голландца» и морского змея. Жизнь в космосе бьет ключом, есть различные авантюристы, крупные корпорации, налаживающие связи с развитыми цивилизациями, вольные торговцы, готовые ввязаться в любое приключение, сулящее барыши, ну и конечно пираты с космической полицией.
Образы положительных персонажей автору удались хорошо. Главный герой — будущий космический волк, начинающий свою карьеру ab ovo, не выглядит суперменом. Он вполне может совершать глупые ошибки, и хотя автор нередко подыгрывает ему в их исправлении, он выглядит живым, настоящим парнем, с которым легко ассоциировать себя может каждый. Прочие члены экипажа, довольно пёстрого надо сказать, так же выглядят симпатично. Суровый капитан с «попугаем» на плече, опытные механики, суперкарго, который никогда не упустит выгоду и готов торговаться даже с самим дьяволом. Несмотря на показную грубость, члены экипажа «Королевы солнца» демонстрируют в критических ситуациях лучшие человеческие качества, всегда готовы подставить плечо, прийти на выручку, проявить наблюдательность и смекалку, а когда нужно, то и пожертвовать собой. Тем не менее, роль торговцев обязует их не забывать про то, что своя рубашка ближе к телу.
С отрицательными персонажами не все так славно, их мотивация — алчность и необоснованная жестокость, какой-то своей правды у них нет и быть не может. В общем, злодеи выглядят подчеркнуто картонно и одномерно. Основная интрига держится довольно долго, что позволяет цепко держать читательский интерес. Тем не менее, ближе к финалу странствия главных героев в темных лабиринтах начинают утомлять, выглядят несколько затянутыми и малособытийными. Тайна нечеловеческого артефакта по ходу сюжета вроде бы раскрывается, но слишком размыто, и по итогам о цивилизации Предтеч мы узнаем, чуть менее чем ничего. Их внешний облик, смысл древней войны, назначение их приборов и технологий — ничего нам так и не объясняется, в результате включается эффект обманутых ожиданий. Финал немного предсказуем, но в рамках данного жанра хочется сказать, — а чего вы ожидали? Если во втором акте сказки Красную Шапочку проглотит волк, то в третьем неизбежно жди охотников.
Ещё один минус, который кажется мне здесь существенным — не раскрыта тема Контакта, хотя предпосылки в романе есть. Такое ощущение, что автор вообще не умеет создавать даже примитивные негуманоидные цивилизации, которые не рассыплются, как карточный домик при первом дуновении логики. Ручки, ножки, огуречик, камень на кирпич, тяп-ляп и готова некая неизвестная раса. Учитывая, что планета земного типа с атмосферой, пригодной для дыхания человека, предложенные образы лимбеан выглядят, как детсадовская аппликация на полотне Рембрандта. Но в любой бочке мёда можно отыскать частицы дёгтя, в целом роман мне понравился. Читается довольно легко, насыщен приключениями, тайнами, есть симпатичные герои. Для произведения, открывающего приключенческий цикл — очень даже пойдет. В своё время эта книга прошла мимо меня, но даже знакомясь с романом в зрелом возрасте, критически выявляя слабые стороны и огрехи, нужно признать, что книга достойна рекомендации.
evridik, 17 октября 2013 г.
Классика старой доброй космической фантастики – вот она. Во всей своей недлинной красе, повествующей о корабле вольных торговцев, ищущих удачу далеко от колыбели человечества, это классика уводит современного читателя к тем временам, когда мечты о космосе казались реальными. Когда и писатели, и читатели бредили другими планетами Солнечной системы, другими планетами других звёздных систем, и мечты эти порой открывали миры опасные, но привлекательные – потому что далёкие. Романтика и в чём-то авантюризм питали мозг запертого на своей планете человека и гнали его фантазию туда, где звёздные корабли бороздили просторы вселенной…
«Саргассы космоса» – блестящая для своего времени калька с мира будущего, в котором закон работает на тех, кто его почитает, а преступники всегда получают по заслугам. История экипажа корабля «Королева солнца» подкупает одновременно и простотой, и хитростью: много ли вы встречали экипажей, которые покупали кота в мешке? Начатая просто – главный герой поступает помощником суперкарго на корабль вольных торговцев, – она постепенно электризуется, проза жизни переходит в приключение, раскручивается клубок преступления (хотя это и не детектив), и история завершается блестящей победой сил добра (хоть это и не «Звёздные войны»).
Вообще роман на редкость некровожаден и, без сомнения, призывает к миру: то-то главного героя в школе обучали воздерживаться от ненужного кровопролития. Остальные действующие лица (а их много) также не стремятся пасть героями в бою с врагом, однако финал показывает, что и они своего не упустят. Любые старания должны быть вознаграждены, и экипаж «Королевы солнца» не останется в накладе. Читатель, в общем-то, тоже: ведь как только героям начинает грозить опасность, читательское сердце замирает. История рассказана так мастерски, что хотя с половины уже становится понятно, кто в чём виноват, до конца не ясно, чем она закончится.
Я перечитывала этот роман спустя десять лет. Пришла к выводу, что для меня его романтика не устарела, и я по-прежнему считаю «Саргассы космоса» одним из лучших фантастических романов о космосе.
+10
Guyver, 16 октября 2013 г.
Роман «Саргассы в космосе» широко известен в нашей стране, благодаря еще советскому изданию с прекрасным переводом А.Н Стругацкого. Чем же произведение Андрэ Нортон вызвало такую любовь советских людей?
В первую очередь, как мне кажется, это персонажи. Не очередные супергерои, солдаты или пираты, а самые обычные торговцы, занимающиеся своим делом так, как они могут. Притом это «вольные торговцы», особая категория в Торговом флоте. Не самая престижная работа, поскольку вольные торговцы зачастую стоят на передовой космических исследований, они работают в самых отдаленных и неизведанных уголках Вселенной, где отказываются работать крупные торговые мегакорпорации.
Именно к вольным торговцам, на корабль «Королева Солнца» и попадает наш герой Дейн Торсон. Когда он узнал об этом, то почувствовал и разочарование, и радость. Первое, потому что не видать ему спокойной жизни, стабильной должности и высоко оклада. А второе, потому что дело торговцев-первопроходцев овеяно романтикой, опасностями и приключениями. На этом поприще можно можно бесславно погибнуть, или провести остаток своих дней в нищете, а можно, благодаря смелости и удаче, стать богатым и знаменитым. Все это на своем опыте и предстоит узнать нашему герою.
Рассказывать сюжет не имеет смысла, скажу лишь, что батальных сцен не так много. Основное действие посвящено отношениям между героями, раскрытию загадок, исследованию планеты Лимбо и ее обитателей. Сюжет не блещет сложными ходами, но ты все равно читаешь с глубоким интересом, не желая расставаться с героями, пока кусочки мозаики не сложатся в отдельную картину.
Несомненно, чтение легкое, ненавязчивое, присутствует мягкий юмор. При этом даже ставятся непростые философские вопросы, касающиеся гуманизма, прошлого и будущего человечества, отношения людей друг к другу и к окружающему миру. Как ни странно, прошло уже более полувека с момента написания романа, но эти вопросы остаются очень актуальны. И видимо, всегда будут таковыми, пока существует человеческая цивилизация, противопоставленная в своем роде цивилизации Предтеч, уничтожившей себя в огне беспощадной войны.
Прочитал за два дня, с удовольствием возьмусь за следующие книги цикла.
kirik, 13 октября 2012 г.
Учеба закончилась, перспективы туманны, а в голове полно фантазий о путешествиях, открытиях и свершениях — много ли кто может сказать, что это про него? Думаю, почти каждый. Таков и один из главных героев романа Дейн — выпускник космической школы, без влиятельной родни и денег, а потому и без особых надежд на «теплое» местечко после распределения. Так и выходит, когда он узнает, что его участь — «Королева Солнца» — корабль вольных торговцев, сомнительных дельцов глубокого космоса, а не какой-нибудь корабль торгового гиганта. Но он и не подозревал, что именно этот корабль и станет отправной точкой реализации всех его мечтаний...
Роман читается легко, сюжет развивается стремительно, а главные герои такие «земные», что ты с легкостью переносишься в их тела и проживаешь все описываемые события за них, жадно поглощая страничку за страничкой. Ни глубоких размышлений, ни длительных и нудных рассуждений — этому просто нет места в череде быстро меняющихся событий на корабле и новой планете. Роман оставляет много вопросов — о Предтечах, о коренном населении планеты и их жизни, о прошлом в целом — но это не влияет негативно на рассказ, а скорее является хорошим заделом для развития сюжета в последующих книгах.
С другой стороны — перечисленные плюсы можно отнести и к минусам произведения. В нем нет глубокого смысла, а все идеи достаточно поверхностны — эдакий типовой боевичок с хэппи эндом, который довольно быстро забывается. Именно поэтому целевой группой читателей этого романа я бы назвал детей и подростков, которым через подобные произведения может привиться любовь к чтению ;)
primorec, 31 мая 2012 г.
Сколько не пройдет времени, но это ожидание приключения, испытанное впервые так давно в детстве, вдруг вновь напомнит о себе, когда неожиданно снова попадется одна из тех первых, великолепных книг: «Остров Сокровищ», «Огненный цикл», «Страна багровых туч» и, конечно, «Саргассы Космоса».
В «Саргассах» есть все, чтобы зажечь воображение тем негасимым огнем, который будет полыхать долгие годы, чтобы с неуемной страстью искать потом новые знания и впечатления. Молодой и чистый душой герой, впервые отправляющийся в Космос на старом торговом звездолете. Не неудачник, как могут подумать современные молодые люди. Счастливчик, которому выпал удивительный шанс: вместо благоустроенной, но такой скучной и однообразной жизни, получить билет в мир опасный и не сулящий огромных прибылей, но полный приключений и открытий, верности, дружбы и взаимовыручки.
И первое приключение Дейна Торсона поистине захватывающее: отправиться на планету Лимбо, встретиться с настоящими пиратами и гангстерами, прикоснуться к древней тайне Предтеч и найти сокровища древней расы. Это такой космический вариант морских приключений Стивенсона и Джека Лондона, с тайнами, пиратами, сокровищами, /недаром в основе — морская легенда о Саргассах, захватывающих и топящих корабли, и это, конечно, тоже будет/, вариант вечного приключения, которое будет до тех пор, пока есть кто-то, готовый безрассудно отправиться за горизонт.
И пусть пресыщенные множеством космических приключений в книгах и фильмах говорят, что эта повесть — наивна и несовременна. Это не изменит ни ее великолепия, ни того ожидания чуда, когда вновь на летном поле покажется она — «Королева Солнца«!
Zvonkov, 5 марта 2009 г.
Саргассы в космосе — первая книга автора, попавшая в наши руки ( в пионерском лагере ЮТИМ) которого мы тогдашние (8-10летние) знали как Эндрю Нортон. Мы его считали мужчиной. Посознательно считали — женщины фантастику писать не могут! Наряду с Г.Гариссоном, Р. Шекли, П. Андерсоном — в изданиях «МИР«а, «Библиотеки зарубежной фантастики» — Э. Нортон занимал равное место. Клевая повесть о приключениях космических торговцев. Там такие крутые парни. И вообще.
О том, что Э. Нортон — женщина я узнал в 80-х, взяв руки ее книгу «Колдовской мир». Увы, мы живем в заблуждениях, которые рискуют ими остаться навсегда. «Саргассы» — превосходный космический боевик, лишенный характерной для женской прозы многословности.
AlisterOrm, 19 декабря 2016 г.
В последнее время из фантастики я читаю фэнтези, в основном, за редкими исключениями. Нф осталось где-то на краю сознания, классики космической фантастики я успел начитаться, пока учился в универе. Но лакун осталось много, да и приключения в мирах меча и колдовства могут приестся любому, даже самому большому любителю этого жанра. И один из пропущенных классиков НФ — это Андрэ-Эндрю Нортон.
Нет, с этим автором я знаком — по поздним циклам «Halfblood Chronicles», «Five Senses», более ранней «Magic». Всё это — чистокровное фэнтези, причём с явным прицелом на подростковую аудиторию, впрочем, хорошо, крепко профессионально написанное. Но старые любители НФ, в отличие от нашего поколения, знало и любило Нортон по совсем другим вещам, по своему самобытным и легендарным. Один из таких романов известен у нас по переводу, сделанному Аркадием Стругацким, и для многих, многих любителей «Саргассы в космосе» стали первым проводником в мир необузданной «миротворческой» фантазии всех «не от мира сего».
И ведь это вроде бы не шедевр. Да и авантюрки-приключаловки, в стиле которых это написано, я не люблю. Но подкупает, ребят, подкупает какой-то свежестью, простотой, определённой степенью здорового «наивняка». В «Solar Queen» мы отчётливо видим и «Enterprise», и «Babylon-5», и «Serenity», и даже «Lexx» — возникает чувство узнавания и сопричастности, как будто ты после большого перерыва оказался дома. Этому способствует и классический сюжет: молодой парнишка с выучкой суперкарго по распределению попадает на корабль вольных торговцев, со своеобразной и разношёрстной командой. И первый же полёт новоявленного Джима Хокинса обернётся авантюрными и захватывающими приключениями, с тайнами безграничного космоса, с пиратами и загадочными внеземными цивилизациями...
Вообще, становится понятна столь глубокая любовь к «Саргассам космоса». Это концентрированное НФ-приключение в своём чистом виде, где нет ничего лишнего. Молодой и наивный герой. Команда самых своеобразных, но очень «своих» ребят. Злые и коварные пираты. Загадочные Предтечи, их технологии и культура... Всё малыми дозами, порционно, ровно столько, сколько нужно для того, чтобы хорошо провести время за шелестом книжных страниц.
И ведь это — 1955 год, когда ещё два года оставалось до нашего победного «бип-бип-бип!» с орбиты. Ещё не было ни «Star trek», ни даже «Небо зовёт». И уже тогда люди пропитывались этой романтикой космических полётов и загадок: важно было только иметь мастерство писателя. Этим мастерством и обладала тогда ещё молодая Андрэ Нортон. Да, не шедевр. Да, наивно, неуклюже, и несколько технически устарело... Впрочем, и у Азимова есть «атомные наручные часы», почему бы в космосе нельзя быть микроплёнкам и коротковолновому радио? Всё это мелочи. Для нас главное, что «Саргассы космоса» несут в себе задор, свежесть и настоящую молодость, молодость полной надежд зари космической эры и жажды жизни, жажды открытий.
aps, 18 сентября 2008 г.
В книге понравилась прежде всего идея. Планета с механизмом по захвату космических кораблей, космические пираты. Космическим пиратам противостоит экипаж обычного торговца. Прямо авантюрный пиратский роман в фантастических декорациях. Сюжет развивается быстро и не заставляет скучать. Одно действие сменяет другое, только и успеваешь переворачивать страницы.
Говоря об этой книге нельзя не упомянуть главного героя -Дейва. Он впервые выходит в космос. Проходит обучение азам звездной торговли, учится жить и работать в коллективе, взрослеет и развивается как личность. Вместе с ним мы узнаем много интересного про экипаж «Королевы Солнца», каждый из членов которого является интереснейшей личностью. Следить за его взрослением и развитием, вливанием в коллектив не менее интересно, чем наблюдать за схватками с пиратами.
Отличная книга, которая читается без напряжения, но с увлечением.
Halkidon, 8 июня 2024 г.
Я весьма и весьма рад, прочитав столь известный роман. Авторше поклон. Мне очень понравились характеры героев, их внешность, поступки, удивительно содержательные диалоги, остроумие, глубокомыслие, благородство, совершенство и с одной, и с другой стороны. Как хорош главный герой — отважный юнга, сразу завоевавший доверие и поддержку всей команды. Как хорош и благороден командир корабля. Его светлый образ останется у меня в памяти. И все другие хороши тоже. И как зловещи, дурны, одиозны их противники. Таких злодеев стоило поискать в космосе, ибо их нет и не может быть на Земле! Да они настоящие антигерои дальних планет. Как драматично развиваются события в этой дивной книге! Зловещее место эта Лимбо! Я неустанно следил за путешествием героев по планете в поисках своих друзей, радовался, когда они встретили местных жителей — шарообразных мыслителей, впадал в отчаяние, когда читал о попытках выйти из лабиринта, улыбался над описаниями перебранки суперкарго с командиром полицейского корабля. Всё новые и новые повороты и сюжетные линии, всё ярче язык книги, всё глубже мысли героев. А что сказать про описание окружающего их мира?! Читатели вроде меня должны быть благодарны авторке за прекрасные описания далеких планет и космических пространств! О, спасибо Андрэ Нортон, я очень покорен вашей книгой.
kszorin, 18 июня 2024 г.
После русских авторов и их хороших романов мне стало очень тяжело читать иностранцев. У нас герои — военные. И цель у них — защитить планету. У буржуев главные герои — торгаши, барыги. И цель у них соответствующая — прибыль.
Очень примитивнеё герои. Наивный щенок, хмурый капитан, здоровяк, выпендрёжник — героев можно 1-2 словами описать. Эту книгу дочитал, но следующую книгу цикла не осилил.
Селеста, 19 августа 2023 г.
Моё знакомство с Андрэ Нортон началось лет десять назад, с «Эльфийской трилогии», продолжилось «Серебряной снежинкой» и на ней же закончилось, потому что обе книги показались мне скучными и пресными. Но тут, после прочтения «Руин Изиды» Мэрион Зиммер Брэдли, мне захотелось какой-нибудь добротной приключенческой космооперы, и я вспомнила о том, что Андрэ Нортон не только фэнтези писала.
О «Саргассах космоса» я слышала давно, и так как слово «саргассы» было мне незнакомо, я решила, что это название какой-то загадочной сверх-цивилизации. А это, блин, водоросли. Однако загадочная сверх-цивилизация в романе действительно есть. Она давным-давно исчезла, оставив после себя лишь практически стерильные из-за чудовищной древней войны планеты. И одну такую планету для торговой монополии получает в своё распоряжение экипаж корабля «Королева солнца».
Экипаж достаточно пустой в плане проработки. Каждого автор набросала буквально парой штрихов — будто прилепила на болванку отличительные черты: этот крупный, этот боится высоты, этот фотографирует зверушек. Более-менее раскрылся только главный герой и японец, показавший себя неплохим лидером. Я в целом запомнила Андрэ Нортон как автора, который умеет придумывать истории, умеет их писать, но не умеет прорабатывать персонажей и оставляет их плоскими картонками. Но, справедливости ради, нельзя не отметить, что роман очень короткий, и за двести страниц придать объёма пятнадцати членам экипажа невозможно. К тому же, фигурируют в тексте не только они, но и антагонист. Отдельный кошмар, конечно: штамп на штампе. Сериальная классика какая-то, причём, в плохом смысле.
Произведение, однако, мне понравилось: за чисто приключенческую атмосферу, в которой нет ничего лишнего, за нагнетаемую таинственность и вокруг планеты, и вокруг исчезнувшей цивилизации, за историю мира, которую автор не швыряет в лицо, а предоставляет читателю возможность собирать по кусочкам. Ну и, пожалуй, за главного героя. Он не особо интересный, однако события не крутятся вокруг него, что хорошо. В чём-то он тупит, в чём-то проявляет сообразительность, во что-то не вмешивается, оставаясь сторонним наблюдателем. Нет «избранного» и «не такого, как все», есть вчерашний студент, который учится работать и выживать, а также применять полученные в школе знания на практике.
Восемь шарообразных аборигенов из десяти.
Sawwin, 16 декабря 2009 г.
1969 год. Раздобыл новую мировскую книжку и, разумеется, начал не с романа неведомого Эндрю, а со статьи Стругацких. Потом с опаской взялся и за роман. Это был шок: неужели в Америке даже авторы второго ряда пишут на таком уровне? Первые сомнения возникли, когда удалось установить, кто скрывается за псевдонимом С.Брежков и С.Витин. Сейчас это общеизвестный факт, а сорок лет назад пришлось проводить настоящее расследование. (Рассказ Моррисона «Мешок» в журнале «Знание — сила» перевод А. и Б. Стругацких; в 10 томе БСФ перевод Брежкова... текст совпадает. С. Брежков -- переводчик Абэ Кобо, А. Стругацкий берёт у японского писателя интервью и при этом говорит, что переводил его).
Потом наступила свобода и попёр на читателя мутный вал ФЛП'шных переводов, причём, в первом ряду этих чудищ топала мадам Нортон, переименованная из Эндрю в Андре. Кошмар! Ужас! Был в этой куче и «точный перевод» «Саргассов», выполненный каким-то рукосуем (листал в распечатке и не знаю, было ли «ЭТО» издано). Но читать это было невозможно. С тех пор не смог дочитать до конца ни одного шедевра мадам Андре.
Не знаю, может быть бабушке Нортон просто не везло с переводчиками, но это лишний раз доказывает, что читаем мы что угодно, но не произведения забугорных писателей. А роман братьев Стругацких, написанный по мотивам «Sargasso of Space», я перечитываю регулярно и всякий раз получаю удовольствие.
Есть ещё один момент, связанный с этой книгой. Посмотрите на её обложку: http://www.fantlab.ru/images/editions/big/23970 и сравните с обложкой другой книги, вышедшей гораздо раньше http://www.fantlab.ru/edition40644 В своё время по этому поводу случился большой скандал.